"крик" - таинственная картина эдварда мунка. Экзистенциальный ужас картины "крик" эдварда мунка Что означает картина крик

Картина это детище Эдварда Мунка , которое является одним из самых известных произведений искусства в истории, привлекающее широкую аудиторию и сегодня. На самом деле существует четыре различных оригинальных версий «Крика». Полотно создано с использованием различных художественных сред, включая масляные краски, темперы и пастель. Крик является частью более крупной художественной коллекции, серии, которую сам художник называет «Фризе жизни».

Вне времени, изображенное на картине «Крик» существо – это бесполый человек с бледным лицом, стоя рядом с оградой, с экспансивным взглядом в хаотической среде. Что же так захватывает его, что он видит перед собой по ту сторону картины? Человек кричит, его рот является широко открытыми, с прижатыми руками по бокам к лицу. Вы можете видеть, что крик отражается в интенсивно – кровавой, красной, оранжевой, синей и черной цветовой гамме фона. Два человека стоят, повернуты спиной, недалеко от кричащей фигуры, с черными силуэтами на самом краю нашей зрительной сцены. Вдали есть тень небольшого города, почти полностью потеряна в закрученном небе.

Национальная галерея в Осло, Норвегия владеет одной из серии картин «Крик».

Считается, что только одна версия «Крика» в пастели будет продаваться по цене около $ 80 миллионов долларов, что делает его одним из самых ценных художественных произведений, из когда-либо проданных с аукциона в истории.

Вдохновение на написание «Крика»

Мужчина норвежского происхождения, Эдвард Мунк, учился в Академии в Осло с известным норвежским художником Кристианом Крогом. Он создал первую версию «Крика» в 1893 году, когда ему было около 30 лет, и сделал четвертый и окончательный вариант «Крика» в 1910 году. Он описал себя в книге, написанной в 1900 году, как почти сходящего с ума человека, как и его сестра Лаура, которая была положена в психиатрическую больницу в этот период времени.

Лично он обсуждал толкающие на предельные действия эмоции. Мунк переживает очень темной момент в его жизни в тот период.

Картина «Крик» была основана на реальном, фактическом месте, расположенном на холме Экеберг в Норвегии, на пути к предохранительны м ограждениям. Слабый городской пейзаж передают мнение об Осло и Осло-фьорде.

В нижней части холма Экеберг был сумасшедший дом, где сестра Эдварда Мунка была положена на лечение, а рядом была также бойня. Некоторые люди описывают, что в те времена вы могли фактически услышать крики животных, которых убивают, а также крики, страдающих психическими нарушениями с псих. больницы. В этих условиях, Эдвард Мунк, скорее всего и был вдохновлен криками, что в сочетании с его личной внутренней трагедией и смятением породило идею для создания «Крика» . Эдвард Мунк написал в своем дневнике, что его вдохновение для картины пришло, когда он шел на закате с двумя друзьями, когда он начал чувствовать себя очень глубоко усталым и физически и морально. Он остановился, чтобы отдохнуть, прислонившись к перилам. Он чувствовал тревогу и испытал крик, который, казалось, проходит через всю природу. Остальное остается за бесконечным спектром интерпретаций.

Саратовский государственный университет им. Чернышевского


Анализ картины "Крик" Эдварда Мунка


Выполнила:

Мироненко Екатерина

курс, журналистика

группа дневное отделение



Введение

Художник

Возможные источники вдохновения

Описание картины

История картины

Картина Э. Мунка в мировой культуре

мунк экспрессионист картина крик

Введение


"Крик" (норв. <#"justify">1. Художник

"Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь", - писал Мунк о себе.

"Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать".

Биография

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье военного врача Эдварда Кристиана Мунка. В следующем году семья переселилась в столицу. Отец стремился дать своим пяти детям хорошее образование. Но это было непросто, особенно после смерти от туберкулеза жены в 1868 году. В 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда - Софи. Позднее он посвятит ей трогательную картину "Больная девочка".

Эти тяжелые потери не могли пройти бесследно для впечатлительного мальчика, позднее он скажет "Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь". Смерть самых близких людей Эдвард принял за предначертание собственного пути.

ноября 1888 года Эдвард написал в дневнике "Отныне я решился стать художником". Ранее по настоянию отца он поступил в 1879 году в Высшую техническую школу. Однако уже в 1881 году Эдвард начал обучение в Государственной академии искусств и художественных ремесел, в мастерской скульптора Юлиуса Миддльтуна. В следующем году он стал изучать живопись под руководством Кристиана Крога.

Его ранние работы, такие как "Автопортрет" (1873) и "Портрет Ингер" (1884), не позволяют сделать какие-нибудь выводы о дальнейшем развитии творчества молодого художника.

В 1885 году Мунк едет во Францию и три недели живет в Париже. Ему повезло не только побывать в Лувре, но и застать последнюю выставку импрессионистов. Конечно, подобные впечатления не могли пройти бесследно, появляются картины "Танцевальный вечер" (1885) и "Портрет живописца Енсена-Хьеля"(1885). Однако для первой знаменитой картины художника - "Больная девочка" - характерны сугубо индивидуальный характер и обостренная чувствительность. Художник писал "Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине".

В последующие годы Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его произведениям особое очарование, и обращается к темам одиночества. Смерти, угасания. В 1889 году на персональной выставке Мунк представил сто десять своих работ. Преобладают картины, где художник анализирует отношения фигуры с окружением, будь то интерьер или пейзаж "Весна", "Вечерняя беседа", "Ингер на берегу".

В 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение старых и современных мастеров Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Он пишет несколько пуантилистских картин - "Английская набережная в Ницце" (1891), "Улица Лафайет" (1891). Дань импрессионизму он отдает в картинах "Зрелость" (около 1893), "Тоска" (1894), "Наследующий день" (1895).

Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина "Ночь в Сен-Клу" (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. Это произведение, предвещающее драматизм и ярко выраженную индивидуальность зрелого стиля художника.

В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. Здесь он познакомился с интеллектуалами, поэтами, художниками, в частности, с Августом Стриндбергом, Густавом Вигеландом, историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и Пшибышевскими. Выставка Мунка, открытая лишь на несколько дней, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона.

Вскоре художник пишет свою самую знаменитую картину - "Крик". "Крик" входит в цикл произведений под общим названием "Фриз жизни", о котором Мунк говорил, что это "поэма о жизни, любви и смерти". Художник работал над этим циклом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата - 1888-1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали.

На рубеже веков Мунк пишет также пейзажи в стиле модерн "Зима" (1899), "Береза под снегом" (1901), он создает символистские гравюры, литографии и ксилографии. Мунк получает признание - меценаты заказывают ему портреты или росписи в своих домах. Так, Мунк исполнил великолепный посмертный портрет Фридриха Ницше на фоне мрачного пейзажа (1905-1906). Декорации, выполненные Мунком к постановке Максом Рейнхардтом драмы Ибсена "Привидения", получили международный резонанс.

С 1900 по 1907 год Мунк живет в основном в Германии Берлин, Варнемюнде, Гамбург, Любек и Веймар. Художник создал своеобразную сюиту видов этих городов. Один из них - офорт "Любек" (1903). В этом офорте город похож на средневековую крепость, безлюдную и отрешенную от жизни.

В 1909 году Мунк после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению некоторое время живет в Осгорстранне, Крагере, Витстене, на небольшом острове Иелэйя, а затем, в 1916 году, приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней.

Черты нового сказались в работах, относящихся к разным жанрам. Особенно они проявились в портрете, который становится после 1900 года одним из ведущих жанров в творчестве художника. Он создает галерею острых по характеристике и запоминающихся образов современников, будь то большие заказные портреты, портреты друзей и знакомых или норвежских рыбаков и моряков.

Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника - исследование человеческой души. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Среди них были Август Стриндберг, Ханс Иегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), "сочиненные художником после общения с сестрой известного философа".

Начиная с 1910 года, Мунк все чаще обращается к теме труда. Он пишет картины "Весенние работы. Крагерё" (1910), "Лесоруб" (1913), "Весенняя пахота" (1916), "Мужчина на капустном поле" (1916), "Разгрузка судна" (около 1920), гравюры "Рабочие, убирающие снег" (1912), "Землекопы" (1920).

Важное место в графических работах Мунка занимает северный пейзаж. Ярким примером служат ксилографии "Скалы в море" (1912) и "Дом на берегу моря" (1915). В этих листах мастер показал суровое эпическое величие и монументальность норвежского ландшафта.

"Поздний период творчества - не самое лучшее время для художника, - считает Ж. Сельц. - Несмотря на свойственную картинам позднего периода эстетическую неопределенность, они образуют самую спонтанную, непосредственную его часть. Кроме того, Мунк выполнил в это время большие стенные росписи, первоначально созданные в Крагерё и предназначенные для актового зала университета в Осло. В 1916 году они были туда доставлены, и художник должен был преодолеть многочисленные препятствия, чтобы добиться их одобрения. Результат долгих подготовительных работ оказался разочаровывающим. Дикость уступила место настойчивости и упорству чувствуется тщательная работа в мастерской, но даже самые интересные философские идеи не могут скрыть художественной слабости произведений".

Фрески, написанные в 1922 году для столовой шоколадной фабрики "Фрейя" в Осло, также очень слабы. В скупой, почти карикатурной форме воссоздает Мунк некоторые темы своих лучших картин. Еще более разочаровывают композиции фресок для ратуши в Осло, над которыми он работал с 1928 года до своей смерти в 1944 году. Правда, он страдал глазным заболеванием, которое вынудило его на много лет почти полностью отказаться от работы художника.

Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования.


2. Возможные источники вдохновения


В литературе нет недостатка в разнообразии версий относительно обстоятельств создания "Крика". В фоновом пейзаже "Крика" угадывается вид Осло-фьорда <#"justify">3. Описание картины


Фигура кричащего очень примитивизирована, т.е. художник передает нам не столь черты лица, детали фигуры, а ту эмоцию, которую эта фигура выражает. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.

Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин.

Небо изображено в ярких, эмоциональных цветах: красный, оранжевый, голубой и др. Река же изображается темными и глубокими красками (черный, темно-синий), а в цветовом изображении берегов можно заметить большое разнообразие.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда в атмосферу планеты и было выброшено огромное количество пепла. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина "Крик" является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.

"Крик" обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание", - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.


История картины


Мунк создал четыре версии "Крика", каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

"Крик" не раз становился мишенью злоумышленников: В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.

В 2004 году "Крик" и другое известное произведение художника "Мадонна <#"238" src="doc_zip4.jpg" />

Три другие версии "Крика" не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и, в конце концов, он покончил с собой.

5. Картина Э. Мунка в мировой культуре


В конце XX века картина "Крик" Эдварда Мунка обрела статус символа поп-культуры. В период с 1983 по 1984 гг. американский художник, один из пионеров поп-арта, Энди Уорхолл создал серию работ в технике шелкографии, основанных на произведениях Мунка, в числе которых была и композиция "Крик". Главной целью было лишить картину ореола сакраментальности, превратив ее, главным образом, в объект, легко поддающийся массовому копированию; основу данной метаморфозы заложил сам Мунк, выполнив с этой же целью литографию картины.

Кроме того, свое видение произведения Мунка в духе постмодернизма представил исландский художник Эрр?о, воплотивший свою ироничную и в чем-то неуместную трактовку "Крика" в картинах "Второй крик" и "Дин - Дон" (1979), выполненных акриловыми красками.

Воспроизведение сюжета картины на всем, начиная с футболок и заканчивая кофейными кружками, подтверждает ее символичность, как и отсутствие какой-либо сакраментальности вокруг нее в глазах современной публики. В этом отношении становится возможным сравнение ее с таким произведением искусства, как, например, "Портрет Моны Лизы" Леонардо да Винчи.

В 1991 г. американский художник Роберт Фишбоун смог занять свою нишу, запустив производство надувных кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции. Его компании "On The Wall Productions", расположившейся в городе Сэйнт-Льюис, штат Миссури, удалось продать сотни тысяч подобных кукол. Критики в один голос заявляли, что, вырвав центральную фигуру из ее непосредственного контекста - пейзажного фона - Фишбоун разрушил художественную целостность картины, сведя на нет ее уникальную экспрессивность. Были и те, кто называл Фишбоуна спекулянтом и обвинял его в неспособности проявить свои собственный художественные способности.

Являясь одним из тех редких примеров современного искусства, которые без труда узнаваемы самой широкой аудиторией, "Крик" использовался в рекламе, мультфильмах (включая фильм с элементами анимации "Веселые мелодии: снова в действии") и аниме (в том числе, дважды в японском пародийном сериале "Эксель - сага" (Excel Saga) и один раз - в сериале "Наруто" (Naruto); а также в самых разных телевизионных шоу. Например, в одном из ранних эпизодов американского сериала "Няня" (The Nanny), построенного в соответствии с основными принципами комедии положений, Грейс получает надувную куклу "Крик" в качестве подарка на Рождество. Сюжет картины также копируется создателями мультсериала "Аниманьяки" (Animaniacs) в серии "Здравствуйте, милые Уорнеры", когда выдается за творение Дота Уорнера. Еще одно упоминание "Крик" получает в американском мультипликационном сериале "Довольно странные родители" (Fairly OddParents, - в названии использован каламбур, образованный на основе фразы "fairy godparents" - "волшебные крестные родители").

Свою версию полотна Мунка предложила американская хардкоровая панк-группа "Dead Kennedys", поместив рисунок на футболку. "Крик" был использован и в американском детском мультипликационном сериале "Ох, уж эти детки!" (Rugrats); когда малыш Чаки, один из героев мультфильма, признается, что изображение напомнило ему, как однажды его собственная голова застряла в носке. В другом популярном мультсериале "Веселые мелодии: снова в действии" (Looney Tunes: Back in Action) "Крик" - это одна из нескольких известных картин, спеша сквозь которые кролик Багс Банни и утка Даффи Дак спасаются бегством от другого мультипликационного персонажа, Элмера Фадда. В какой-то момент герои фильма сталкиваются с главным героем картины, что заставляет того издать свой знаменитый крик; в то же время раздается идентичный крик Элмера, которому Багс Банни наступил на ногу.

Произведение норвежского живописца и графика было одинаково интересно как создателям сериалов, так и режиссерам - кинематографистам. Истинное лицо маньяка - убийцы из фильма ужасов "Крик" мастера триллеров Веса Кравена спрятано под маской приведения, за основу которой был взят центральный персонаж картины с аналогичным названием. Хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Калкера, позирующего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса "Один дома", в какой-то степени также посвящено работе Мунка.


Использованные в работе источники


1. Ионина Н.А. Сто великих картин / Н.А. Ионина; гл. редактор М. О. Дмитриев - М: Изд-во: Вече, 2005г, 464с.

Майя (цивилизация)

2. [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мунк, Эдвард .

Холст "Крик", установивший рекорд торгов [Электронный ресурс]: на 19.09.2012. Доступ в источнике "РИА новости" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://ria.ru .

Крик, Эдвард Мунк [Электронный ресурс]. Доступ из свободной энциклопедии "Википедия" [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: .

Искусство древних майя [Электронный ресурс], [сайт]. URL: http://www.rucolumb.ru.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Крик - Эдвард Мунк. 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5



Образец экспрессионизма, картина "Крик" , как и многочисленные ее варианты, до сих пор является одним из самых загадочных шедевров мировой живописи. Многие критики полагают, что сюжет картины - плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу. За всеми мудрствованиями пропадает главное - эмоции, которые вызывает эта картина, атмосфера, которую она передает и идея, которую каждый зритель может сформулировать для себя самостоятельно.

Что же изобразил автор? Какой смысл вложил он в свою неоднозначную работу? Что хотел сказать миру? Ответы на эти вопросы могут быть разными, но все сойдутся в одном общем мнении - "крик" заставляет зрителя погрузиться в непростые размышления о себе самом и современной жизни.

Анализ картины "Крик"

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Нерушимо ровным остается лишь мост, на котором стоят герои картины. Он противопоставлен тому хаосу, в который погружается мир. Мост - барьер, отделяющий человека от природы. Защищенные цивилизацией, люди разучились чувствовать, видеть и слышать. Две равнодушные фигуры вдали, никак не реагирующие на происходящее вокруг, только подчеркивают трагизм сюжета.

Помещенная в центр композиции фигура отчаянно кричащего человека, притягивает внимание зрителя в первую очередь. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Поднятые руки, закрывающие уши, говорят о рефлекторном желании человека убежать от себя самого, прекратить этот приступ страха и безнадежности.

Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой.

Автор использует сложную технику, в одной работе используя и масляные краски и темперу. Одновременно с этим колорит работы прост, даже скуп. Фактически два цвета - красный и синий, а также смешение двух этих цветов - и создают всю работу. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы наполняют композицию энергией и драматизмом.

Зритель решает для себя вопрос: что же первично в работе - крик или деформация. Что в основе работы? Пожалуй, отчаяние и ужас проявившиеся в крике и породили деформацию вокруг, отзываясь на эмоции человека, природа реагирует подобным образом. В деформации можно также усмотреть "крик".

Исторические сведения о картине

Удивительно то, что эту работу Мунка несколько раз похищали злоумышленники. И дело не столько в колоссальной стоимости "Крика". Дело в уникальном и необъяснимом воздействии этой работы на зрителя. Картина эмоционально насыщенна и способна вызывать сильные эмоции. С другой стороны, самым неведомым образом, создав свой шедевр в самом конце 19 века, автор сумел предсказать трагичность и обилие катастроф века двадцатого.

Нужно добавить, что именно эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Впрочем, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. , Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.


Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» - это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.



Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появились на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».


Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.


Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

Тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве,

Известная картина Эдварда Мунка “Крик” сегодня впервые предстала перед глазами лондонцев. Долгое время картина норвежского экспрессиониста находилась в частной коллекции земляка Эдварда Мунка предпринимателя Петтера Олсена, отец которого был художнику другом, соседом и заказчиком. Интересно, что используя различную художественную технику, Мунк написал четыре варианта картины под названием «Крик» .

Отличительной особенностью картины «Крик», которая представлена в Лондоне, является оригинальная рама, в которую помещено произведение. Рама расписана самим Эдвардом Мунком, что подтверждает авторская надпись, поясняющая сюжет картины: «Мои друзья пошли дальше, я остался позади, дрожа от беспокойства, я ощущал великий Крик Природы». В Осло в «Музее Эдварда Мунка» находятся еще два варианта «Крика» - один из них выполнен пастелью, а другой - маслом. Четвертая версия картины находится в норвежском Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна. «Крик», принадлежащий Олсену - первая картина в ряду, написан пастелью, и отличается от трех других картин необычно яркой цветовой палитрой. Картина Эдварда Мунка «Крик» воплощает изоляцию человека, отчаянное одиночество, потерю смысла жизни. Напряжение сцене придает драматический контраст между одинокой фигурой на первом плане и чужими людьми в отдалении, которые заняты сами собой.

Если Вы хотите иметь качественную репродукцию картины Эдварда Мунка у себя в коллекции, то закажите репродукцию картины «Крик» на холсте. Уникальная технология печати репродукций на холстах передает оригинальные цвета, благодаря использованию красок европейского качества с защитой от выцветания. Холст, в качестве основы для репродукции картины Мунка «Крик», передаст естественную структуру художественного полотна, и Ваша репродукция будет выглядеть как настоящее произведение искусства. Все репродукции оформляются на специальный галерейный подрамник, что окончательно придает репродукции сходство с оригинальным произведением искусства. Закажите репродукцию картины Эдварда Мунка на холсте, а мы гарантируем Вам лучшую цветовую передачу, хлопковый холст и деревяный подрамник, которые используют профессиональные картинные галереи.

Отчего кричат? Да еще с перекошенным лицом, хватаясь за голову, зажимая уши? От ужаса, от безысходности, от отчаяния. Вот это Мунк и хотел передать в своей картине. Искаженная фигура на ней - это воплощение страдания. Вдохновило его на эту картину закатное солнце, окрасившее небо в кровавые цвета. Красное, огненное небо над черным городом породило в Мунке ощущение крика, пронзающего все вокруг.

Надо бы добавить, что крик в своем творчестве он изображал неоднократно (есть другие варианты "Крика"). Но крик природы в действительности являлся отражением его собственного внутреннего крика. Кончилось это все лечением в клинике (есть данные, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом).

Но что касается кровавого неба, то тут ему ничего не привиделось, в этих словах нет никакой метафоры. По сведениям астрономов в 1883 произошло извержение вулкана Кракатау. В течение нескольких месяцев вулкан выбрасывал огромные облака пыли, что и стало причиной "кровавых" закатов в Европе.

А еще существует совершенно фантастическая версия об этой картине. Ее сторонники считают, что Мунку довелось вступить в контакт с внеземным разумом (видимо, фигура на картине кому-то напомнила инопланетянина). Вот свои впечатления от этого контакта он и изобразил.




Top