Критерий прогресса. Прогресс общественный

Человечество не стоит на месте, а постоянно растет во всех сферах. Жизнь общества налаживается с развитием технологий, машиностроения и переработки ценных ресурсов. Противоречивость общественного прогресса заключается в философской оценке действий человека.

Что это такое?

В широком смысле прогресс - это планомерное развитие от низшего к высшему. То есть постоянное стремление расти ввысь, улучшаться и модернизироваться. Прогресс не бывает быстрым или медленным, он определяется степенью движения. При прогрессе увеличивается количество внутренних организационный связей, усложняется их уровень. Противоположностью прогресса выступает регресс.

Существует и социальный прогресс, он обуславливается критериями общественного прогресса и показывает то, насколько человечество развито в научно-техническом, морально-нравственном и других направлениях. Наш вид прогрессировал от дикой человекоподобной обезьяны до человека разумного.

Проблематика прогресса в обществе

В Стэнфордской философской энциклопедии, поддерживаемой одноименным университетом, имеющейся в свободном доступе онлайн и постоянно обновляющейся сотнями статей от ведущих мировых специалистов, определено три важных вопроса, которые касаются прогресса.

  1. Приводит ли прогресс человечество к благополучию? Если да, то почему?
  2. Откуда происходит прогресс и каковы его исторические законы?
  3. Какие эмпирические доказательства теории прогресса?

Состоит в невозможности определить его однозначно как положительное или отрицательное явление в жизни человека. Исследователи прогресса понимают по-разному. Одна часть теоретиков придерживается мнения, что измерение уровня жизни происходит в материальном выражении. А другие напрочь отрицают вышесказанное, заявляя о духовной основе. Главными ценностями выступают: свобода, самореализация, актуализация личности, счастье, общественная поддержка. В другом случае ценности человека могут быть не связаны между собой.

Современное обсуждение

Понятие общественного прогресса возникает с развитием истории. В период эпохи Просвещения формулировались основные тезисы развития человека и его роли во всемирной истории. Исследователи пытались найти закономерности в историческом процессе, и по их результатам они планировали предсказывать будущее.

В то время мнения ключевых философов разделились. Гегель и его последователи рассматривали идеи, которые будут способствовать всеобщему развитию и улучшению. А знаменитый социалист Карл Маркс считал, что надо увеличивать рост капитала и, как следствие, материального благосостояния человечества.

Критерии общественного прогресса

На данный момент нет единого мнения касательно оценки прогресса. Как и отмечалось, философы выделяют три ключевых вопроса к развитию. И поскольку рассматривать прогресс как негативное или позитивное явление нереально, то можно выделить критерии прогресса:

  • Научное и техническое развитие, которое поддерживается государством.
  • Расширение свободы выражения, свободы слова и соблюдение прав человека.
  • Развитие нравственности.
  • Постепенный прогресс в области человеческого разума.

Описанные критерии в совокупности нередко противоречат друг другу в плане оценки какого-либо прогресса (социального, экономического). Например, техническое развитие способствует загрязнению окружающей среды. Однако оно крайне полезно для развития общества и также вредно для самого человека, поскольку ухудшает его здоровье, падает нравственное общественное развитие. Прогресс может негативно сказываться на развитии другой сферы деятельности человека.

Еще один яркий пример - это создание атомной бомбы. Первые исследования в области ядерного синтеза показали человечеству, что ядерная энергия может преобразовываться в электричество. С прогрессом в данном направлении как побочный продукт появилась ядерная бомба. И если углубляться, то боеголовка с ядерной начинкой не так плоха. Она обеспечивает относительную стабильность в мировой политике, и планета не видит глобальных войн уже больше 70 лет.

Прогресс в обществе. Революция

Это самый быстрый, но жестокий способ резкой смены одного общественно-политического строя на другой. К революции приступают тогда, когда другой возможности смены власти нет.

Примеры общественного прогресса, которые произошли путем насильственной смены власти:

  • Октябрьская революция 1917 года в России.
  • Турецкая Кемалистская революция 1918—1922 годов.
  • Вторая американская революция, когда Север воевал против Юга.
  • Иранская революция 1905-1911 годов.

После установления власти народа, пролетариата, военных и остальных деятелей революции жизнь обычных граждан, как правило, ухудшается. Но затем она постепенно восстанавливается. Во время проведения массовых акций с применением оружия участники протестных мероприятий забывают о гражданских нормах и правилах. И в большинстве случаев во время революции начинается массовый террор, раскол экономики и беззаконие.

Прогресс в обществе. Реформы

Не всегда революция происходит с бряцаньем оружия. Существует и особая форма смены власти - это дворцовый переворот. Так называют бескровное взятие власти одной из политических сил у действующих правителей. В этом случае особых изменений не намечается, а улучшение экономической, политической, социальной ситуаций происходит путем проведения реформ.

Власть планомерно выстраивает новое общество. Общественный прогресс достигается за счет плановых изменений и, как правило, затрагивает только одну сферу жизни.

Немного истории и более глубокое значение термина

Общественный прогресс - это масштабный исторический процесс развития общества. В широком смысле подразумевает под собой стремление к высшему, от примитивизма неандертальцев к цивилизованности современного человека. Процесс осуществляется за счет развития научных, социальных, политических, культурных и других направлений жизни общества.

Французский публицист аббат Сен-Пьер сделал первое упоминание о теории прогресса в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737 год). Описание в книге весьма специфичное для современного человека. И за единственно верное его, конечно же, брать не стоит.

Известный публицист говорил, что прогресс является Божьим промыслом. Как явление, прогресс общества всегда был и будет, и только Господь способен его остановить. На данный момент исследования продолжаются.

Социальный критерий

Он указывает на уровень сферы. Под ним подразумевается свобода общества и людей, уровень жизни, корреляция количества денег у населения, уровень развития, взятых на примере отдельной страны среднего класса.

Социальный критерий достигается за счет двух значений: революции и реформ. Если первое подразумевает под собой жесткую смену власти и радикальное изменение существующего строя, то благодаря реформам общество развивается планомерно и не так стремительно. Также реформы амортизируют предполагаемую смену власти и кризисы. Дать какую-то оценку им или революции невозможно. Можно лишь рассмотреть мнения политических и философских школ.

Одна группа исследователей считает, что будет правильной смена власти только вооруженным путем. Демократические выступления с транспарантами и мирными лозунгами зачастую оказываются безрезультатными. Такой способ крайне эффективен, если в стране установлен авторитарный режим и власть узурпирована.

Если в стране находится адекватный лидер, который понимает свою несостоятельность, то он может уступить оппозиционерам власть и дать возможность провести реформы. Но много ли таких случаев? Поэтому большая часть радикально настроенного населения придерживается идей революции.

Экономический критерий

Выступает как одна из форм общественного прогресса. Все что касается экономического развития, относится к данному критерию.

  • Рост ВВП.
  • Торговые связи.
  • Развитие банковского сектора.
  • Увеличение производственных мощностей.
  • Производство продукции.
  • Модернизация.

Таких параметров достаточно много, и поэтому экономический критерий выступает основополагающим в любом развитом государстве. За яркий пример можно взять Сингапур. Это небольшое государство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь не имеется абсолютно никаких запасов питьевой воды, нефти, золота и других ценных ресурсов.

Однако по уровню жизни Сингапур опережает богатую нефтью Россию. Коррупция в стране отсутствует, а благосостояние населения растет с каждым годом. Все это невозможно без следующего критерия.

Духовный

Весьма спорный, как и все остальные критерии общественного прогресса. Суждения о нравственном развитии разнятся. И все зависит от того, в каком государстве обсуждается какой-либо вопрос. Например, в арабских странах сексуальные меньшинства - безбожие и мракобесие. И их равноправие с другими гражданами будет общественным регрессом.

А в европейских странах, в которых религия не выступает в качестве политической силы, сексуальные меньшинства приравнены к обыкновенным людям. Они могут иметь семью, жениться и даже усыновлять детей. Определенно, существуют факторы, что объединяют все страны. Это непринятие убийств, насилия, воровства и социальной несправедливости.

Научный критерий

Не секрет, что сегодня человек находится в информационном пространстве. У нас есть возможность купить в магазине все, чего душа пожелает. Все, чего не было у человека чуть больше 100 лет назад. Вопросы связи также решены, легко можно позвонить абоненту из другой страны в любой момент.

Больше нет смертельных эпидемий, вирусов, которые убивали миллионы. Мы забыли о времени, ведь скорость перемещения из одной точки планеты в другую является минимальной. Если наши предки доезжали из точки A в точку B за три месяца, то сейчас за это время можно долететь до Луны.

Как происходит социально-общественный прогресс?

Мы рассмотрим на примере обыкновенного человека его формацию от примитивного индивида до зрелой личности. С самого рождения ребенок начинает копировать своих родителей, перенимает их стиль и модель поведения. В период осознанности жадно впитывает информацию из всех источников.

И чем больше он получит знаний, тем легче произойдет переход к школьной форме обучения. С первого по четвертый класс ребенок активно взаимодействует с внешней средой. Еще не проявляется скептицизм и недоверие к обществу, а развито дружелюбие вместе с детской наивностью. Далее подросток развивается так, как надо обществу. То есть у него формируются базовые навыки недоверия, чувства и эмоции выражать не рекомендуется. Имеют место другие стереотипы, навязанные обществом.

И с девятого класса подросток вступает в пубертатный период. В это время у него активно развивается половая система, появляется первая растительность на лице. И одновременно с этим внутри личности реформируется психическая система, а непосредственно подросток испытывает невероятные трудности в самоопределении.

В этот период молодой человек выбирает для себя социальную модель, которую в дальнейшем изменить будет практически невозможно. При неблагополучном стечении обстоятельств подросток вырастает недоразвитой личностью, чьи потребности вращаются вокруг алкоголя, сексуальных утех и просмотра телевизора. Именно такие люди - это большая часть электората бедных стран с плохим образованием.

Или рождается личность, которая имеет собственное мнение и видит себя в обществе. Это созидатель, он никогда не критикует, потому что всегда предлагает. Такими людьми становятся в том обществе, где много людей среднего класса, активно работает политическая система, развита экономика.

Общество и его развитие

Существуют два пути становления группы индивидов. Это их коллективное взаимодействие, описанное в трудах Карла Маркса и других социалистов, и индивидуальное, нашедшее отражение в книге "Атлант расправил плечи" писательницы Айн Рэнд (Алиса Розенбаум).

В первом случае исход прекрасно известен. Советское общество развалилось, оставив после себя достижения науки, лучшую медицину, образование, промышленные предприятия, инфраструктуру. И большая часть выходцев из Советского Союза формально до сих пор живет на благах развалившейся страны. К сожалению, современная Россия после развала ничего после себя не оставит. При этом в ней царствует индивидуализм.

Теперь про Америку, в ней также доминирует идеология индивидуализма. И это самая милитаризированная страна, которая имеет военные базы по всему миру. Тратит огромные деньги на развитие науки и достигает определенных высот, также развивает медицину, образование и т. д. И что очень странно, что хорошо для одного общества, то смертельно для другого.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов :

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделили историю человечества на 5 эпох :

  • Золотой;
  • Серебряный;
  • Медный;
  • Бронзовый;
  • Железный.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делили историю на три группы :

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должно показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. По обществознанию понятие общественного прогресса - это движение вперед. Регресс - антоним, противопоставление первому понятию. Регресс - движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх - к лучшему, вниз - к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки и спады.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии - это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы :

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса - это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина - индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте, а постоянно изменяется. Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. На основе изменений осуществляется процесс социального развития. Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие – необратимое, направленное изменение социальных систем. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс»

Общественный прогресс – это такое направление развития человеческого общества, которое характеризуется необратимым изменением человечества, в результате осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Регресс – тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему.

Таким образом, прогресс и локален и глобален. Регресс только локален.

Обычно под общественным прогрессом подразумевается не те или иные прогрессивные изменения отдельных социальных общностей, слоев и групп или индивидов, а восходящее развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

Механизм общественного прогресса во всех системах состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Новые потребности возникают как результат производственной деятельности человека, они связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.

Очень часто возникновение и удовлетворение общественных потребностей осуществляется на основе открытого конфликта интересов различных социальных общностей и социальных групп, а также подчинения интересов одних социальных общностей и групп другим. В таком случае социальное насилие оказывается неизбежным спутником социального прогресса. Общественный прогресс, как последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предшествующих этапах и фазах общественного развития.

Источником, первопричиной общественного прогресса, определяющей желания и действия миллионов людей, выступают их собственные интересы и потребности. Каковы же человеческие потребности, обуславливающие общественное развитие? Все потребности разделяются на две группы: естественные и исторические. Естественные потребности человека – это все социальные потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения и воспроизводства жизни человека, как природного биологического существа. Естественные потребности человека ограничены биологическим строением человека. Исторические потребности человека это все социальные и духовные потребности, удовлетворение которых необходимо для воспроизведения и развития человека, как социального существа. Ни одна из групп потребностей не может быть удовлетворена за пределами общества, вне развития общественного материального и духовного производства. В отличие от естественных потребностей исторические потребности человека порождены ходом общественного прогресса, безграничны в развитии, в силу чего неограничен общественный и интеллектуальный прогресс.


Однако, общественный прогресс – это не только объективная, но и относительная форма развития. Там где не появляются возможности для развития новых потребностей и их удовлетворения, линия социального прогресса прекращается, возникают периода упадка и стагнация. В прошлом нередко наблюдались случаи социального регресса, гибели сложившихся ранее культур и цивилизации. Следовательно, как показывает практика, социальный прогресс в мировой истории совершается зигзагообразно.

Весь опыт ХХ века опроверг однофакторный подход к развитию современного общества. На формирование той или иной общественной структуры оказывают влияние множество факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок и роль личности.

Различают два вида социального прогресса: постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Революция – комплексное скачкообразное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя и представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа – это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей. Революция же представляет собой радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие.

Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующего развития. Она происходит как естественный процесс поступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается с изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Она совершается путем заимствования зарубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых стран.

В истории социальной мысли было предложено три модели социальных изменений: движение по нисходящей линии, от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу – циклами; движение от высшего к низшему – прогрессу. Эти три варианта всегда присутствовали во всех теориях социальных изменений.

Простейший тип социальных изменений – линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. В основу линейной теории общественного прогресса положен прогресс производительных сил. События последней четверти ХХ века показали, что придется расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются изменения в производительных силах и производственных отношениях. Подъем производительных сил еще не гарантирует прогресса. Жизнь показывает, что безграничное увеличение материальных средств жизни, принятое за благо, оборачивается для человека губительными последствиями. Длительный период понимание социального прогресса связывалось с промышленным развитием, с высокими темпами экономического роста и созданием крупной машинной индустрии. Условия и формы образования экономической, политической и социальной жизни подчинены развитию технико-экономических параметров, достижению индустриальной технологии. Но в последней трети ХХ века эйфория индустриально-технического оптимизма пошла на убыль. Индустриальное развитие не только создало угрозу социальным и культурным ценностям, но и подорвало собственную основу. На Западе заговорили о кризисе индустриализма, признаками которого стали разрушение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Все более очевидным становится несоответствие уровня научно-технического и экономического развития уровню удовлетворения потребностей человека. Изменилось и само понятие социального прогресса. Основным его критерием становится приведение общественного устройства в соответствие не столько с требованиями развития техники, сколько, прежде всего, с естественной природой человека.

Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Согласно этой теории социальное развитие идет не по прямой, а, скорее по кругу. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени, то в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в более позднее время будет таким же, каким оно было раннее, т.е. в точности повторится, но на более высоком уровне.

В повседневной социальной жизни очень многое организуется циклически: например, сельскохозяйственная жизнь – и в целом вся жизнь аграрных обществ – носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами. Весна – время сева, лето, осень – время сбора урожая, зима – пауза, отсутствие работы. На следующий год все повторяется. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания, затем период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и привносит в жизнь, в политику, экономику, культуру что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни.

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Именно их имеют ввиду Шпенглер и Тойнби, говоря о цивилизационных циклах.

О развитии циклических представлений в библейской книге Эклеззиаста сказано: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

В записях Геродота (V в. до н.э.)дана схема приложения цикла к политическим режимам: монархия – тирания – олигархия – демократия – охлократия. В работах полибия (200-118 гг. до н.э.) проводится похожая мысль, что все государства проходят неизбежные циклы роста – зенита – упадка.

Социальные процессы могут идти по спирали, когда последовательные состояния, хотя в основе своей схожи, но не идентичны. Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне, нисходящая спираль – повторение на относительно более низком уровне.




Top