Крылатые выражения и высказывания об искусстве. Афоризмы, цитаты об искусстве и музыке

Рынок– механизм обмена между продавцом и покупателем, механизм купли-продажи. Рыночные отношения – экономические отношения по обмену товара на деньги. При рыночных отношениях существует независимость производителей товаров, свободное установление цены на товар, конкуренция, свободный спрос. Функции рынка: информирующая, регулирующая, стимулирующая, оздоравливающая, посредническая, ценообразующая.

Границы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство: введение новых налогов и увеличение существующих;

Косвенное вмешательство: повышение таможенных пошлин, повышение цен на товары.

Рыночный механизм – механизм функционирования рынка, который стимулирует производство, информирует о товарах и услугах, определяет разделение труда между производителями.

Виды рынков:

По соответствию законодательству: легальный (на законных основаниях), черный (неофициальный, нелегальный), серый (полулегальный);

По экономическому назначению: потребительский (товаров и услуг), рынок капитала (кредитов), рынок труда (рабочей силы), рынок жилья, рынок информации, рынок иностранных валют и ценных бумаг рынок инвестиций (вложений);

По пространственному признаку: международный, региональный, национальный, локальный (местный).

Предпринимательство – деятельность, целью которой является получение прибыли (дохода) (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.). Предприниматель – это владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода. Предпринимательская деятельность (бизнес) связана с предпринимательскими рисками: возможностью убытков или недополучения прибыли. В предпринимательстве выделяют субъекты (частные лица и ассоциации: кооперативы, акционерные общества) и объекты предпринимательства (любые виды хозяйственной деятельности: торговля, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами).

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Организационно-правовые формы коммерческих фирм:

Хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги и др.;

Акционерные общества (АО) – предприятия, в которых все имущество и капитал разделены на определенное число акций. Акции – это ценные бумаги, которые показывают какую сумму денег ее владелец внес в капитал предприятия. Акция дает право на получение процента от прибыли (право на дивиденды);

Производственные кооперативы – организации, в которых участники и собственники сами работают на производстве или занимаются другой хозяйственной деятельностью.

На этом занятии мы начнем знакомство с темой «Рынок. Часть 1». Как известно, рынок является одной из возможных альтернатив устройства целостной экономической системы хозяйства, существующей в определенном обществе. Поэтому на уроке мы и рассмотрим рынок с этой точки зрения, дадим ему определение.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

Раздел 1. Человек и экономика

Урок 3. Рынок. Ч.1

Пётр Александрович Сафронов

к.ф.н., н.с. философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Прежде чем начать разговор о том, что такое рынок, необходимо ввести понятие экономической системы.

Экономическая система – это совокупность элементов, которые образуют целостную экономическую структуру общества.

Существует два основных вида экономических систем: административно-командная и рыночная. Они имеют разные названия, например административно-командную часто называют плановой. В целом же говорят, что административно-командная экономика является иерархией, а рыночная – спонтанной.

Любая экономическая система должна давать ответы на три основных вопроса экономики: что производить (какие товары и услуги и в каком количестве необходимы обществу), как производить (какие технологические и экономические стратегии использовать) и для кого производить (какие потребности общества считать первостепенными).

В случае командной экономики решения по вопросам, что и для кого производить, принимает государство и направляет их в виде госзаказов и директив производителям. Они, в свою очередь, имеют некоторую самостоятельность в вопросе о способе производства, но лишь относительную. Государство также занимается и ценообразованием. Хотя такая система отличается стабильностью, у нее есть ряд существенных недостатков. Объем производства, а также сам перечень товаров и услуг определяется государством и зачастую не учитывает реальных интересов потребителей, в связи с чем какие-то товары выпускаются в избытке, а других на рынке, напротив, наблюдается дефицит.

Сами производители не заинтересованы в качестве и эффективности своего труда, так как покупателем для них является государство, которое, выступив в качестве заказчика, в любом случае приобретет его. Внедрение научно-технических разработок происходит медленно, так как государство является посредником в этом процессе. Так же и стабильные цены, поддерживаемые государством, являются не таким уж безусловным плюсом, так как это ограничивает инициативу предпринимателей.

Свободное ценообразование является важнейшим индикатором состояния экономических процессов.

Оно также является отличительной особенностью рыночной экономической системы.

В случае рыночной экономики, что, как и для кого производить, решает фирма, исходя из имеющихся у нее ресурсов и возможных объемов производства. Ее основой является частная собственность и разделение труда. Цена устанавливается как результат двух встречных потоков – предложения товаров и услуг со стороны производителей, т. е. движущей силой выступает экономический интерес: для потребителей это – максимальная полезность, а для производителей – максимальная прибыль.

Рынок выполняет разнообразные функции помимо ценообразующей, такие как информационная, регулирующая, посредническая.

Тем не менее и рыночная экономика не свободна от недостатков, которые экономисты чаще всего называют провалами рынка, или экстерналиями, т. е. его непредвиденными отрицательными побочными эффектами.

Рынок неспособен производить общественные блага и обеспечивать социальные гарантии, он порождает чрезмерную дифференциацию доходов и социальное расслоение.

Также к недостаткам рынка относится то, что его внутренняя логика в итоге приводит к возникновению монополий, которые уничтожают рыночную экономику. Это приводит к необходимости государственного вмешательства в экономику. Такая экономическая система называется смешанной – в ней свободный рынок дополняется активной ролью государства.

Необходимо отметить, что обе основные экономические системы – и командная, и рыночная – являются скорее теоретическими абстракциями, которые упускают реально существующие гибридные объекты.

На практике же мы всегда имеем дело со смешанной экономикой, вопрос лишь в степени и средствах вмешательства государства.

Дополнительный материал

Субъекты рынка и круговые потоки

Для экономической теории также важно выделять субъектов рынка и существующие между ними взаимосвязи. В классической модели круговых потоков Вальраса разрабатывается связь между домашними хозяйствами и фирмами-производителями. Эта схема демонстрирует двустороннее движение спроса и предложения. С одной стороны, домашние хозяйства потребляют производимые фирмами товары и услуги, а с другой – являются поставщиками рабочей силы для них, т. е. создают предложение этого ресурса.

Гибридные формы экономики

Существование гибридных форм экономики означают, что в условиях плановой экономики могут быть обнаружены элементы рыночной, и наоборот. Так, например, в плановой экономике присутствуют элементы рыночного обмена, но с той разницей, что в качестве эквивалента выступают не деньги, а социальное влияние или статус (т. е. различные формы коррупции). В то же время в рамках рыночной экономики возможны такие формы государственного регулирования, как национализация предприятий и банков или планирование экономического развития.

Текстовые сноски

ГОСЗАКАЗ – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство.

ДИРЕКТИВА – распоряжение, указание вышестоящего органа или должностного лица обязательное к руководству или выполнению.

ДЕФИЦИТ – недостаточность средств, ресурсов или товаров в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем.

ПОЛЕЗНОСТЬ – удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности – ютилях (от англ. utility – полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывания предельной полезности.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, обладающие следующими признаками: практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага, потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим, благо нельзя разложить на отдельные единицы. Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет; обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.


План "Рынок и рыночный механизм".

I. Понятие рынка.

II. Виды рынков: (можно выбрать только 2-3 подпункта)

а) рынок труда,

б) рынок товаров и услуг,

в) рынок информации,

г) рынок земли,

д) рынок ценных бумаг.

II (второй вариант). Виды рынков:

а) совершенной конкуренции,

б) олигополия,

в) монополистический рынок.

III. Функции рынка: (можно выбрать только 2-3 подпункта)

а) посредническая,

б) регулирующая,

в) санирующая,

г) ценообразующая,

д) информационная.

IV. Признаки рынка:

а) нерегулируемый спрос,

б) нерегулируемое предложение,

в) нерегулируемая цена,

V. Рыночный механизм:

а) закон спроса,

б) закон предложения.

VI. Несовершенство рынка:

а) расслоение общества,

б) монополия,

в) безработица,

План "Ценообразование в условиях рынка".

I. Понятие ценообразования.

II. Виды цен: (можно выбрать только 2-3 подпункта)

а) свободные,

б) фиксированные,

в) экспортные,

г) монопольные,

д) мировые,

Зависимость ценообразования от типа экономической системы:

а) рыночная,

б) командная,

в) традиционная.

IV. Ценообразование в различных типах рынка:

а) на монополистическом,

б) на рынке чистой конкуренции,

в) на рынке монополистической конкуренции,

V. Факторы ценообразования:

а) качество товара,

б) спрос на товар,

в) затраты на производство,

VI. Особенности ценообразования в Российской Федерации.

План "Банк и банковская".

I. Понятие банка.

II. Функции банка:

а) хранение и прием депозитов,

б) выполнение расчетов между клиентами,

в) предоставление кредитов,

г) покупка и продажа валюты и ценных бумаг,

III. Виды банков:

а) центральный банк,

б) коммерческие банки,

IV. Банковские операции:

а) пассивные,

б) активные,

V. Взаимодействие Центрального банка и коммерческих.

[ По правилам ЕГЭ по Обществознанию в плане требуется только три пункта, два из которых раскрыты двумя-тремя подпунктами ]

Обновлено: 2018-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Центральный банк - это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги» (К.Гелперт, К.Пат) Евросоюз, ЕЦБ, Центральный банк, банк. система, по критериям на 6 баллов

Лекция Преподавтель: Цвентух Ю.И. ТЕМА: «Рынок одного товара». Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным и осуществляется в определенном месте и в определенное время.

Просмотр содержимого документа
«Лекция. Экономика. Тема " Рынок одного товара"»

Лекция

Преподавтель: Цвентух Ю.И.

ТЕМА: «Рынок одного товара».

Понятие «рынок» многогранно, и по мере развития общества и материального производства оно неоднократно менялось.

Первоначально рынок рассматривался как базар, т. е. место рыночной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытнообщинного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным и осуществляется в определенном месте и в определенное время.

Современное определение рынка. Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка:

Ø общественное разделение труда;

Ø экономическая обособленность производителей;

Ø самостоятельность производства.

Признаки рынка:

Ø нерегулируемые предложения;

Ø нерегулируемый спрос;

Ø нерегулируемая цена.

Функции рынка:

Ø посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;

Ø ценообразования – установление равновесной цены на тот или иной товар – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара;

Ø информационная – представление информации о размерах того или иного производства и удовлетворение потребительского спроса на конкретные товары;

Ø регулирующая - «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами;

Ø санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности.

Виды рынков.

Ø По действующему законодательству:

· легальный (законный),

· нелегальный (теневой).

Ø По объекту купли-продажи:

· товаров и услуг,

· факторов производства,

· жилья и прочих сооружений.

Ø По пространственному признаку:

· мировой,

· национальный,

· региональный,

· местный.

Ø По типу конкуренции:

· совершенной конкуренции,

· монополистической конкуренции,

· олигополии,

· монополии.

Ø По географическому признаку:

· внутренний,

· внешний.

Ø По характеру продаж:

· оптовый,

· розничный.

Ø По уровню насыщенности:

· равновесный,

· избыточный,

· дефицитный.

Ø По степени регулируемости:

· регулируемый,

· нерегулируемый.

Лекция: «Спрос и предложение. Рыночное равновесие».

Ø используя полученные данные, составьте устное сообщение на тему «Влияние спроса и предложения на состояние рынка»,

Ø выпишите выделенные термины

Спрос и предложение

Спрос - желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку

Предложение - желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свой товар или услугу по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Величина спроса – объём (количество) товара определённого вида, который покупатели готовы приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Величина предложения – объём (количество) товара определённого вида, который производители готовы предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени

Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

Закон спроса – повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен – к её увеличению.

Закон предложения - повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к её уменьшению.

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложение равны. Это означает, нет избытка продукции и нет дефицита продукции, что произведено, то и продано. Такая ситуация называется рыночное равновесие, она характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена – это рыночная цена, которая одновременно устраивает и покупателя и продавца.

Если цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок вернется в состояние покоя.

Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока не наступит равновесие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2. 4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Изучаем Рынок (признаки, функции) В иды рынков Спрос, закон спроса Предложение, закон предложения Механизм цен

2. Виды рынков Основа классификации Виды рынков Действующее законодательство Легальный (законный) Нелегальный (теневой) Товары и услуги Потребительских товаров Средств производства Рабочей силы Инвестиций Ценных бумаг и др. Пространственный признак Мировой Региональный Национальный Местный Тип конкуренции (См. след. слайд)

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли – продажи товаров.

Виды конкурентных рынков Рынок чистой (совершенной) конкуренции Конкурируют множество производителей однотипных товаров, никто не может захватить такую долю рынка, чтобы навязывать остальным участникам свои условия Н – р, рынок сельскохозяйственной продукции Рынок монополисти - ческой конкуренции Множество конкурирующих фирм, предлагающих различающиеся товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность Н – р, рынок продуктов питания, обуви, одежды, косметики Рынок олигополии Одинаковые или схожие товары производятся небольшим количеством фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой Н – р, рынок мобильной связи, авиаперевозок.. Рынок монополии Один производитель, который устанавливает цену выше, а товаров производит меньше, чем в условиях конкуренции Н – р, железнодорожные перевозки

Естественная монополия – отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин и это выгодно обществу Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых Технические монополии – водоснабжение, канализация, электросети и др.

Государство проводит политику конкурентного рынка и антимонопольное регулирование Методы антимонопольного регулирования: Юридическая ответственность за попытки монополизации рынка Предельное упрощение процедуры создания новых фирм Снятие барьеров экспорта/импорта Принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько независимых фирм Контроль государства за слиянием фирм и др.

3. Понятие спроса, закон спроса, факторы формирования спроса Каждый человек нуждается в жизненных благах, но реальные возможности приобрести товары нередко расходятся с потребностями. Потребитель выбирает товары, услуги с учетом их цены. Так формируется спрос. Спрос – сложившаяся на рынке в определенный период времени зависимость количества товара определенного вида, который потребители готовы приобрести (величины спроса), от цен, по которым эти товары могут быть предложены производителями/продавцами.

Обратим внимание на следующие аспекты: спрос – зависимость товара определенного вида, который потребители готовы купить, от цен, по которым эти товары предлагаются; спрос на товары предъявляют потребители; величина спроса складывается в определенный период времени, под воздействием конкретных факторов, и она может изменяться, в сторону как увеличения, так и сокращения.

Ученые – экономисты сформулировали закон спроса. Закон спроса: повышение цен обычно ведет к снижению спроса, а снижение цен – к его увеличению. Поэтому повышение цен не всегда увеличивает выручку производителей/продавцов, а снижение цен не всегда ее уменьшает (а может даже увеличить)

Наглядно закон спроса Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, где dd – кривая спроса, P – цена за единицу товара, Q – количество товара.

Факторы, влияющие на формирование спроса ТИП ТОВАРА Приведите примеры каждого типа товара

Факторы, влияющие на формирование спроса ЦЕНЫ НА ДОПОЛНЯЮЩИЕ И ЗАМЕЩАЮЩИЕ ТОВАРЫ Дополняющие товары - товары, обеспечивающие работу друг друга (автомобиль и бензин) Замещающие товары – товары, аналоги, удовлетворяющие те же потребности и конкурирующие за спрос (зефир, пастила, мармелад) Закономерность: изменение цены одного дополняющего товара ведет к изменению спроса на все товары группы (цена повышается – снижается спрос на товары группы; цена снижается – растет спрос на товары группы) Закономерность: изменение цен одних замещающих товаров ведет к изменению спроса на другие товары-заместители (стал дороже зефир, повысился спрос на пастилу)

Факторы, влияющие на формирование спроса Доходы потребителей Численность и половозрастной состав покупателей Религиозно – культурные традиции, влияющие на потребление Ожидания относительно динамики цен в будущем Сезонность Приведите примеры каждого вида факторов, влияющих на формирование спроса

4. Понятие «предложение» , закон предложения, факторы формирования предложения Предложение - сложившаяся на рынке в некоторый период времени зависимость количества товара определенного вида, который производители/ продавцы готовы предложить (величины предложения), от цен по которым этот товар может быть продан.

Обратим внимание на следующие аспекты: предложение формируется на стороне продавца/производителя: продавец/производитель предлагает к продаже свой товар; зависимость количества товара определенного вида, которое производитель/продавец готовы сбыть, от цен, по которым этот товар может быть продан; зависимость, сложившаяся на рынке в определенный период времени (которая динамично изменяется под воздействием различных факторов)

Наглядно закон предложения Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, где Ss – кривая предложения P – цена товара Q – количества товара

Ученые – экономисты сформулировали закон предложения. Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количество выпускаемых / предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен – уменьшение этого количества

Факторы, влияющие на формирование предложения Стоимость факторов производства (приобретение сырья, аренда помещения, заработная плата и др.) В условиях повышения их стоимости фирма будет сокращать их закупку или искать более дешевые. Удорожание факторов производства ведет к повышению цены и может сделать товар неконкурентноспособным. Используемые технологии Внедрение новых технологий является эффективным средством, т.е. затраты на новые технологии ниже, чем доход, который они обеспечивают Количество продавцов Если в отрасли появляется новый продавец такого же товара, то рыночное предложение возрастает и наоборот

Факторы, влияющие на формирование предложения Налоги и субсидии Налоги, как надбавка к цене, повышает цену товара, предложение снижается. Предоставление субсидий – это безвозмездная передача средств на определенные цели. Государство оказывает помощь фирмам, чей товар особенно необходим. Ожидания относительно динамики цен в будущем Предвидя будущее снижение общего уровня цен, производители могут увеличить предложение по действующим высоким ценам и, наоборот, придержать товар до ожидаемого повышения цен.

5. Механизм цен Механизм цен – формирование и изменение рыночной цены в результате согласования интересов участников рынка, свободно принимающих экономические решения. Цены информируют участников рынка: производителей о том, насколько востребован товар и выгодно ли его производить и продавать в данном диапазоне цен; потребителей о том, что они могут принять решение совершить или отсрочить покупку товара

Избыток (затоваривание) рыночная ситуация, когда при существующем уровне цен производители/продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем потребители готовы приобрести по такой цене. На непродолжительное время рынок достигает равновесия, когда объем предложения примерно равен спросу, но затем ситуация вновь меняется. Дефицит – рыночная ситуация, когда потребители при существующем уровне цен готовы приобрести больше товаров, чем производители/продавцы готовы предложить.

Источники: http://www.yurikozhin.ru / Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М. «Национальное образование», 2017.





Top