Крымов краткая биография. Николай Петрович Крымов: биография


Летний день, 1915

В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Раннее утро, 1914

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Зимний вечер, 1919

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906) - была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

Новый трактир, 1909

В пейзажах 1910-х годов ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения. Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).

Солнечный день

Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние. Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до Константина Сомова и Н. Н. Сапунова.


Уборка сена

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х годов - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX ввеков (любимые художники Крымова - Илья Ефимович Репин и Исаак Ильич Левитан). Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив. В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Когда цветут липы, 1947

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы. В 1926 году он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX веке понимание живописи. Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др.

У мельницы, 1927

Разработанная Крымовым теория тональной живописи интересна не только как важное обоснование живописного процесса. Она была необходима в занятиях Николая Петровича со студентами. За свою жизнь художник несколько раз оказывался педагогом. Вскоре после октября 1917 года на Пречистенских рабочих курсах было организовано отделение ИЗО, которое пресса того времени назвала «Народной художественной академией». В 1920 году они превратились в Пречистенский практический институт с факультетом изобразительного искусства. Крымов работал там вместе с художниками Константином Коровиным, Николаем Ульяновым, скульптором Василием Ватагиным, искусствоведом Борисом Виппером.

Задворки, 1924

Но вскоре этот институт перестал существовать. В 1920-1922 годах Крымов преподавал во Вхутемасе, но самой плодотворной оказалась работа в Изотехникуме памяти 1905 года (1934-1936). И хотя тяжелая болезнь прервала эту деятельность, его ученики на всю жизнь сохранили не просто теплое отношение к маститому живописцу, но вспоминали его занятия с искренним воодушевлением.


Пейзаж с женской фигурой в красном. Первая половина 1910-х

Многие из учеников запомнили тот день, когда к ним впервые пришел новый преподаватель. Это был 4-й курс, и студенты уже писали двухфигурные постановки и обнаженную модель. Осмотрев их работы, Николай Петрович заметил: «Писать вы не умеете. Все надо начинать сначала», и предложил «молодым дарованиям» написать натюрморт, который еще следовало построить.

Рассвет, 1911

К следующему занятию студенты по просьбе Крымова сбили из фанеры небольшую ширмочку-гармошку высотой 80 сантиметров со створками шириной около 15 сантиметров. Потом Николай Петрович покрасил створки разными цветами и поставил ширмочку на стол в глубине мастерской так, что створки теплых цветов освещались дневным светом из окон, а створки холодных - электрической лампочкой.

Зима, 1933

«Получилась интересная, нарядная штука, которую можно было написать, только верно взяв цвет и тон», - вспоминал Юрий Кугач. В процессе работы над этим заданием художники постигали много нового: для них было откровением, что белый цвет, освещенный лампой, равнялся по тону желтому, на который падал свет из окна.


Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

После этого мэтр поставил перед учениками другое «простое задание» - белый куб, но одна его сторона была выкрашена черной краской и сильно освещена электрической лампой. «Нам предлагается написать так, чтобы выразить, что освещенная черная плоскость светлее, чем белая теневая. Все поняли, что перед нами начинает открываться одна из тайн живописи», - вспоминал другой ученик Крымова.


Вечер в деревне, 1927

А еще от студентов требовалось написать кусок смятой бумаги. Оказалось, что верно изобразить этот неожиданный по форме предмет труднее, чем гипсовую голову.
В мастерской, где работали студенты, над входной дверью было прорублено окно для освещения темного коридора. Однажды Николай Петрович поставил на подоконник этого окна натюрморт вроде шарденовских «Атрибутов искусства». С одной стороны он освещался дневным светом из окон мастерской, а с другой - из коридора - слабой электрической лампочкой. Постановка получилась очень красивой и сложной по цвету. Особенно хорош был рулон белой бумаги, невероятно трудный для воспроизведения.
Крымов предпочитал важные живописные проблемы подтверждать личным опытом: «Раз я в какой-то своей работе долго возился с белым цветом. Белая краска есть, а белого цвета не получается.

Летний вечер, 1915

Ведь краска-то - это еще не цвет! И вот, представьте, взял я листочек белой бумаги и пошел в Третьяковскую галерею. Подошел к какому-то репинскому портрету с белыми манжетами, приложил к ним белый листочек, а манжеты-то, оказывается, темно-серые!» Но, увы, чужой опыт, даже если это опыт такого известного живописца, как Крымов, не сразу воспринимался учениками.

Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

Федор Решетников не был студентом Крымова, но ему были дороги все замечания Николая Петровича. При этом он с большим огорчением смотрел на то, как Крымов исправляет его этюд: маэстро «намешал» какой-то мутно-серый цвет и стал записывать белую рубашку на картине Решетникова. «Но когда от белого ничего не осталось, я увидел неожиданное преображение: небо стало светиться, а рубаха, хоть и стала темнее, но казалась по цвету белее, чем была, и цвет, который вначале казался грязным, приобрел невероятную звучность», - рассказывал Решетников.


Сарай, 1926

Советы Крымова многим художникам казались парадоксальными. Лидия Бродская вспоминала, что однажды в Тарусе она работала над сложным мотивом, который оказался ей не под силу. Николай Петрович долго смотрел на то, что она пишет, а потом посоветовал: «Видите там эту мусорную кучу. Ну, вот и попробуйте ее писать». Она была поражена таким предложением и ответила: «Но ведь это же будет скучно писать!» - «Тогда пригласите джаз», - сказал Николай Петрович. Позднее художница поняла, что правдивость изображения даже самого неприглядного мотива важнее, нежели сложный и эффектный сюжет, но плохо и неправильно написанный.


Пейзаж с прудом, 1918

Для горячей творческой молодежи 1930-х годов - , Аркадия Гиневского, Дмитрия Домогацкого, Константина Дорохова, Георгия Рублева, Кукрыниксов, Алексея Айземана и других, он был воплощением высоких художественных традиций, олицетворением которых для него самого были Репин, Серов, Левитан, Коровин. Его всегда окружали молодые художники: даже те, кто у него не учились, были счастливы послушать мнение о своих работах от «самого Крымова».


На краю деревни, 1924

Внешне жизнь Крымова была скромна и в чем-то «патриархальна». Сорок два года, с 1916 года, он прожил со своей женой, Еленой Николаевной, дочерью художника Досекина, в небольшой квартирке в Полуэктовом переулке близ Пречистенки. Он никогда не имел мастерской для работы и, когда находился в Москве, а не на даче, писал свои произведения у балконного окна в столовой. Всю жизнь ставил новый холст на мольберт, который когда-то принадлежал Серову и был передан Крымову вдовой Валентина Александровича. Всю жизнь хранил деревянную дощечку для живописи, дар Серова, его преподавателя в училище, и только семидесятилетним стариком написал на ней любимый тарусский пейзаж.


Деревенский пейзаж, 1922

Он никогда не жаждал почестей и наград - они сами нашли его: Крымов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1942 году и Народного художника РСФСР в 1956 году. С 1949 года он был членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1954 году в связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Существовала особая связь между творчеством Николая Петровича, его произведениями и коллекционерами. Картины Крымова приобретали художники и просто любители искусства. Его пейзажи находились в коллекциях видных московских коллекционеров начала XX века: Алексея Викуловича Морозова и Ильи Остроухова, у знаменитой портнихи Надежды Петровны Ламановой, и у многих других. Лидия Бродская вспоминала, что часто любовалась его прекрасными работами, висевшими в коллекции ее отца - художника Исаака Бродского. Когда в Третьяковской галерее в 1922 году впервые была открыта персональная выставка Крымова, произведения предоставили более пятидесяти московских коллекционеров.

Умер в Москве 6 мая 1958г.

К весне, 1907



Подлинное искусство не знает старости. Оно всегда ново. Каждое поколение открывает в нем какие-то иные черты, ему близкие, созвучные его исканиям. Такое искусство будучи живым свидетельством жизни эпохи, отражая идеи, владеющие умами и вкусами людей никогда не опускается до мимолетной «злобы дня», не дает себя измельчить в угоду моде. Художник, обладающий творческим прозрением, видит в окружающем его мире высокое и вечное и воплощает это свое видение действительности будь то человеческая жизнь или жизнь природы, окружающей человека, в возвышенные художественные, непреходящие образы.
К таким художникам, воспринявшим и претворившим в своем творчестве лучшие черты русской художественной культуры с ее высоким гражданским идеалом, глубокой идейностью и реалистической правдивостью художественного языка, и вместе с тем к художникам-новаторам, принадлежал и Николай Петрович Крымов.
Замечательный мастер пейзажной живописи, он прожил долгую жизнь, полную творческих исканий и творческих находок, создав большое количество прекрасных произведений с глубокой задушевностью и поэтичностью отразивших русскую природу.
Н. П. Крымов был не только большим художником, но и серьезным, вдумчивым теоретиком искусства. Наблюдения над жизнью природы, ее различными состояниями, пристальное изучение произведений искусства привели его к созданию своего метода, своего теоретического обоснования особенностей живописи, явившегося, по существу, систематизацией и глубоким обобщением опыта великих мастеров мировой реалистической и в первую очередь русской художественной школы.
Все творчество Н. П. Крымова проникнуто каким то удивительно радостным ощущением жизни, ощущением полноты и значительности человеческого бытия
красоты окружающего нас мира во всех его произведениях, даже в тех, где нет прямого изображения человека, человек незримо присутствует.
В чем же особенность творческого метода Н. П. Крымова, его творческих исканий? Что делает его произведения такими близкими нам, а их изучение столь плодотворным для нашей художественной молодежи, ищущих новых путей наиболее выразительного и эмоционально действенного отражения советской действительности?
Почему так пленительны небольшие непритязательные, скромные по своим мотивам пейзажи Н. П. Крымова, чем волнуют они нас, чем привлекают, заставляя подолгу всматриваться, оставляя в душе радостно просветленное ощущение встречи с прекрасным? Что бы ни писал Н. П. Крымов - будь то заброшенная старая мельница, деревенская улица, далекие просторы заокских заливных лугов или столь полюбившиеся художнику заснеженные крыши московских домов,- все это не случайные мотивы, не просто куски природы - это глубоко продуманный и прочувствованный художником образ. Это та «подлинная правда жизни», к передаче которой стремился художник на протяжении своей более чем пятидесятилетней творческой деятельности, та художественная правда, воспроизводить которую он учил своих многочисленных учеников и последователей.
Н. П. Крымов претворил в своем творчестве многие находки и достижения, которые были характерны для художественного языка Репина, Серова, Левитана, Куинджи, Врубеля и других; то, что составляло сущность русской художественной школы, сделав их понятными и; ясными, доступными пониманию каждого вдумчивого художника.

Родился Н. П. Крымов в 1884 году в Москве. С ранних лет он рос в атмосфере искусства. Дома много рисовали писали спорили об искусстве, о его задачах и методах работы. Отец Николая Петровича - П. А. Крымов, получивший художественное образование в Училище живописи, ваяния и зодчества у проф. С. К. Зарянко, преподавал рисование в московских гимназиях. Старший брат Василий был тоже художником и тоже педагогом. Естественно, что мальчик тянулся к карандашу и краскам, заполняя свои школьные тетради и учебники изображениями окружающего мира и в первую очередь пейзажами. Это детское увлечение получает всемерную поддержку в семье. Отец охотно занимается с ним, готовя к поступлению в училище. В 1904 году Н. П. Крымов с успехом выдерживает конкурс, показав на вступительном экзамене полученную от отца хорошую профессиональную подготовку и мастерское владение рисунком. Учителями Н. П. Крымова в Училище живописи, ваяния и зодчества были замечательные русские художники и чуткие педагоги В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Н. А. Касаткин, во многом способствовавшие быстрому формированию его творческой индивидуальности.
Признание пришло к Н. П. Крымову рано. Одна из первых самостоятельных работ художника, «Крыши под снегом» (1906), экспонировавшаяся на очередной ученической выставке, была приобретена А. М. Васнецовым, а через два года Совет Третьяковской галереи, возглавляемый В. А. Серовым, приобрел ее для
галереи.
Окончил Н. П. Крымов училище в 1911 году. Но еще задолго до его окончания он участвует на различных художественных выставках Товарищества московских художников, «Голубая Роза», «Венок», на выставках Союза русских художников, объединявшего лучшие художественные силы Москвы, членом которого он стал в 1910 году, будучи еще студентом. Творчество Н. П. Крымова получает высокую оценку художественной общественности. О нем пишут, его работы репродуцируют, а крупнейший журнал того времени «Аполлон» помещает большую статью, в которой подробно разбираются созданные Н. П. Крымовым во время пребывания в училище, по существу, еще ученические работы, видя в них «нечто большее, чем опыты многообещающего молодого художника». В статье говорится, что юношеские работы Н. П. Крымова «обратили на себя внимание своим чистым и живым лиризмом, умением художника брать совсем простую,
маленькую тему и глубоко пропитывать ее своим чувством». Словом, в ранних работах этого замечательного художника в зародыше было уже то, что впоследствии стало основой его творчества.
Однако творческий путь Н. П. Крымова не был столь простым и ясным. Годы, проведенные в Училище, и первые годы самостоятельной творческой жизни были годами напряженных поисков своего художественного языка, своего видения мира. Впоследствии художник вспомнит об этом периоде в своей автобиографии: «Вначале я писал очень скромно и правдиво. Потом под влиянием господствовавших в то время течений в живописи я увлекся разными исканиями. В 1915 году я опять стал на реалистический путь и в дальнейшем своем развитии много писал с натуры и стремился изображать природу красиво».
И действительно, от безыскусственной простоты и правдивости в передаче состояний природы: «Крыши под снегом» (1906), «К весне» (1907) «Лето» «Солнечный день» (1906) Н. П. Крымов переходит к созданию то рафинированно утонченных в духе «Голубой Розы» таких картин, как «После дождя» (1908), «Две радуги»
(1907), с их условной цветовой гаммой и несколько манерными человеческими фигурками, то к подражанию народному лубку, населяя свои, в основном правдиво написанные, пейзажи какими то примитивизированными, несколько огрубленными кукольными персонажами, как бы разыгрывающими незамысловатые жанровые сценки. Таковы некоторые работы 1908 года – «Площадь», «Трактир», в какой то мере «Радуга». В этих работах появляется некоторая дробность, описательность. Однако это увлечение быстро проходит, и в том же 1908 и в 1909 годах Н. П. Крымов пишет ряд пейзажей, интенсивных по цветовому звучанию, отличающихся резким, нарочитым обобщением форм, условно декоративным характером («Желтый сарай», «Туча»). В других работах этого периода он стремится к передаче бурных эффектов в природе, ищет наибольшей выразительности в передаче грозового неба, бури, дождя: ветер гонит тучи, клонит деревья, поднимает придорожную пыль. Все в природе полно стремительного движения («Ветреный день», «Стадо» и др.).
Многие произведения этого периода полны столь свойственного характеру Н. П. Крымова мягкого юмора, который ярко впоследствии проявится в его театральных работах. Сколько наивной непосредственности и театральной зрелищности, какой-то нарочитой «невсамделишности» и в то же время меткой наблюдательности в трактовке человеческих фигурок и животных, да и в самих пейзажах.
Прирожденный колорист, с детства влюбленный в природу, тонко чувствующий ее различные состояния, Н. П. Крымов стремится передать свое ощущение природы, свои знания и наблюдения, не прибегая к работе с натуры, как бы боясь быть скованным непосредственностью видения. Он компонует свои пейзажи и натюрморты в мастерской, добиваясь почти классической построенности, строгой уравновешенности отдельных частей пейзажа, какого-то особого величавого спокойствия - «На заре» (1910), «В полдень. На дороге» (1910), «Рассвет» (1912).
1914-1916 годы стали переломными в творчестве художника. Стремясь избавиться от известной скованности, к которой неизбежно приводила его работа от себя. Н. П. Крымов проводит летние месяцы в одном из живописных мест Подмосковья, много и упорно работая с натуры. «С этого времени,- пишет художник,- весну и лето я стал заполнять усидчивой работой часов по десять в день, изучая природу и ее живописные качества и свойства, стараясь изучать и запоминать их так продуманно и осмысленно, чтобы потом можно было виденное написать по этим знаниям».
В работах этих лет появляется живое дыхание жизни, живые, конкретные наблюдения. Однако художнику по-прежнему мешает боязнь непосредственного общения с природой, искусственно поставленная перед собой задача создания «продуманного и осмысленного», несколько условного образа природы. Таков, например, «Пейзаж с прудом» (1918) с этой искусственной чернотой стволов, с резко подчеркнутыми тенями и четкими контурами, с дробностью в изображении листвы и заросшего зеленью пруда. Несмотря на общую наблюденность и, казалось бы верность природе, в работе нет еще того широкого обобщения, той свободы живописного языка, которые даются только глубоким знанием натуры, умением находить в самой природе те необычайно тонкие и верные цветовые сочетания, характерные именно для данного состояния, - то, что станет уже в недалеком будущем особенностью крымовской живописи.
Перерабатывая увиденное в соответствии со своим представлением о природе, он стремится к созданию идеального пейзажа, в котором непосредственность жизненного впечатления была бы приведена в какую-то декоративную гармонию. Для того чтобы усилить и донести до зрителя определенное состояние природы, он оживляет свои пейзажи фигурками людей - то это купальщицы у реки, то освещенная заходящими лучами солнца женская фигурка, сидящая на берегу пруда. Однако они недостаточно органически вписываются в пейзаж, не составляют с ним единого целого. Позже в беседе с молодыми художниками Н. П. Крымов, советуя им быть ближе к природе и, возможно, вспоминая свои собственные ранние увлечения. скажет: «Никогда не пытайтесь украшать природу, не преувеличивайте эффектов освещения. Это ведет к салонности».
Громадное влияние на окончательное формирование творческой индивидуальности Н. П. Крымова, по словам самого художника, оказал И. И. Левитан. «Начиная с первых годов моей самостоятельной творческой жизни,- пишет художник в статье о Левитане,- меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать моменты дня и характер русской природы... Я долго не мог понять, почему, каким образом Левитан широким мазком свободно, убедительно и совершенно материально умел изображать траву, избы, деревья и небо. Отделывая все цветочки, все детали пейзажа, я все-таки не мог никак достичь верной передачи этой материальности разных элементов природы. Мучительно отыскивая решение этой задачи, я постепенно стал приближаться к истине. Так, однажды, работая над пейзажем в серый день, я пересветлил общий тон этюда и, как потом ни старался точно передать детали пейзажа, у меня ничего не выходило. Тут я понял, что ошибка заключается в неверно взятом общем тоне. Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном - общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня. Живопись - это передача видимого материала тоном плюс цвет. И действительно, проверяя это положение на лучших произведениях русской и иностранной живописи, я убедился, что там, где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо - все живет подлинной, полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали. Он уже не так может заботиться об отделке; наоборот, достаточно иной раз одного верного намека, одного верного пятна чтобы изображение стало восприниматься, как реальный предмет.
Пейзажи Левитана тем и замечательны, что при чрезвычайно широком письме и свободе его техники они удивительно материальны, воздушны и правдивы».
Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к работам самого Н.Н. Крымова.
Уже в 20-е годы Н.Н. Крымов находит свой метод, обеспечивающий возможность с безупречной точностью передавать богатство и тонкость существующих в природе цветовых переходов. Вся творческая жизнь художника - это дальнейшее совершенствование и углубление своего метода, своей творческой манеры. Тщательно разработанная теория тональной живописи дает ему полную свободу в обращении с жизненным материалом. Как никто другой, умеет Н. П. Крымов с такой силой, так глубоко и правдиво передавать присущую природе красоту и очарование, пробуждая в зрителе ощущение радости от познания объективно существующей красоты мира. Н. П. Крымов с увлечением пишет уютные, утопающие в зелени садов улочки Саввинской слободы под Звенигородом, прихотливые изгибы реки, серебристой лентой извивающейся среди поросших кустарником низких берегов («Речка»), занесенные снегом улицы тихих провинциальных городков («Зимний пейзаж», «Зимой в провинции»), купы деревьев, ветлы над рекой, освещенные лучами заходящего солнца сараи, деревенские околицы, заброшенные мельницы.
В течение последних тридцати лет своей жизни Н. П. Крымов с ранней весны до поздней осени живет в Тарусе, на берегу Оки, в многочисленных прекрасных пейзажах запечатлев этот на редкость живописный приветливый городок и его окрестности. Несмотря на кажущееся однообразие мотивов, он никогда не повторяется, открывая все новые и новые стороны, все новую и новую поэзию в самой простой, обыденной, окружающей нас повседневной действительности.
С тонким мастерством и поэтической проникновенностью передает Н. П. Крымов различные состояния природы в разное время дня и года. Ясный ласковый солнечный день, напоенные зноем кусты деревья, дремлющие в жаркой истоме тихие улочки, или серый день с мелким моросящим дождем и низко нависшим
хмурым небом, с мягко тающими очертаниями предметов,- зимние сумерки, или раннее утро с холодными, голубыми тенями, или лучи заходящего солнца, золотящие верхушки деревьев и ярко вспыхивающие на стенах домов. К произведениям Н. П. Крымова в полной мере могут быть отнесены слова замечательного
русского пейзажиста ХІХ века Федора Васильева, сказанные им в одном из писем к И. Н. Крамскому: «Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества и чистоты природы, будет отложен и покажется во всей своей безобразной наготе». Работы Н. П. Крымова полны этого «бесконечного торжества и чистоты природы», они гимн красоте жизни, красоте земли, и в этом их глубокий гуманистический, патриотический характер.
из статье М. Ситниной

Крымова называют классиком советского искусства, продолжателем жанра реалистичного пейзажа и преемником выдающихся русских живописцев В. Поленова, И. Левитана, К. Коровина, В. Серова. Валентин Серов и Константин Коровин, к тому же, были одними из его педагогов. Художник Коровин называл имя Крымова среди лучших учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где Константина Алексеевича преподавал с 1901 года.

Однако, первые уроки рисования Николаю дал его собственный отец - художник Крымов Петр Алексеевич. Петр Алексеевич и его жены Мария Егоровна были родителями 12 детей. Большая творческая и дружная семья проживала в тесном доме вблизи знаменитых московских Патриарших прудов. По пути отца пошли два сына - Василий и Николай тоже стали художниками.

Николай сначала закончил реальное училище. Затем начал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращенно МУЖВЗ), которое окончил отец. Петр Алексеевич основательно занимался подготовкой сына и Николай буквально прорвался в училище в 1904 году, выдержав огромный конкурс. В царской России это учебное заведение было одним из ведущих в художественной сфере страны. С 1904 по 1907 год Николай получал архитектурное образование, а затем перешел в класс пейзажной живописи. Закончил учебу в 1911 году.

Первые успехи и этапы развития

Уже в 1906 году его картина «Крыши под снегом» оказалась настолько хороша, что её приобрел Васнецов Аполлинарий Михайлович, педагог училища. Ещё через год по предложению Валентина Серова, который был тогда членом попечительского совета Третьяковской галереи, произведение талантливого ученика поступило в коллекцию музея. Ко времени окончания МУЖВЗ в 1911 году, Николай Крымов уже был известным живописцем.

Николай Крымов. Крыши под снегом, 1906

Творчество выдающегося пейзажиста искусствоведы условно делят на такие промежутки:

Заметный след в его творчестве принадлежит «звенигородскому периоду». Каждое лето с 1920 по 1927 год Крымов отправлялся в подмосковный Звенигород. Окрестности города были связаны с Исааком Левитаном, которого Николай Петрович считал своим самым любимым художником и даже учителем, хотя непосредственно у него он не учился. Крымов увлеченно писал здесь природу и картины, посвященные теме русской деревни.

Выставки Николая Крымова

Николай Петрович Крымов демонстрировал работы на всевозможных выставках различных художественных объединений начала 1900-х годов, таких как «Голубая роза», «Маковец», «Венок», «Союз русских художников».

Премьера индивидуальных выставок Крымова произошла не где-нибудь, а в Третьяковской галерее в 1922 году. Многие картины для экспозиции предоставили из своих собраний несколько десятков коллекционеров. Работы признанного мастера активно расходились по собирателям живописи ещё при его жизни. В 1954 году состоялась его следующая успешная персональная выставка. На этот раз в Академии художеств СССР.

После смерти Крымова выставки его творений проводили: в 1967 году в Академии художеств СССР, в 1984-м в Центральном доме художника. В октябре 2009 года к 125-летию живописца выставка его произведений из частных собраний прошла в московской галерее «Наши художники», а в июле 2014 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, приуроченная к 130-летию Николая Крымова.

Разносторонняя деятельность Николая Крымова

Деятельность Николая Крымова не ограничивалась пейзажной живописью. Он создавал театральные костюмы и декорировал спектакли. Ему даже довелось работать при Московском городском совете в Комиссии по охране памятников искусства и старины. Николай Петрович обладал талантом ещё и педагога: около 10 лет, с 1919 года, был преподавателем в Пречистенском институте, Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), Московском областном художественном училище памяти восстания 1905 года.

Н. П. Крымов (в центре) среди студентовМосковского государственного техникума изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. 1930-е годы.

Теория «общего тона» Николая Крымова

Будучи теоретиком искусства, Крымов выработал так называемую «теорию общего тона». Он считал, что в живописном полотне важную роль играет верно выбранный основной тон. Он подчиняет себе и наполняет светом цвета, создает общий колорит картины. Цвет - показатель освещенности предмета. Для определения точной степени освещенности Крымов предлагал использовать огонь горящей спички или свечки на фоне изображаемого объекта. Николай Петрович говорил, что один и тот же белый дом в полдень и на закате - это тонально и в цвете два разных пятна.

Николай Крымов. Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток. Учебный пейзаж-таблица, 1934


Проблемы со здоровьем и творчество

Примерно с 1935 года у Крымова начала проявляться болезнь, которая ограничила его в движениях. Поэтому он писал московские виды, которые открывались из его квартиры на четвертом этажа дома в районе Пречистенки. Все годы Великой Отечественной войны Николай Петрович провел в Москве. Его здоровье заметно ухудшилось, он едва ходил.

Летом 1945 года Николай Крымов отправился в Тарусу, которую любил и регулярно приезжал для работы и отдыха начиная с 1928 года. На балконе оборудовали мастерскую и он писал уютные домики с садами, улицы, уходящие к Оке - то, что мог видеть с высоты своей неказистой мастерской.

Картины Николая Крымова

Николай Крымов. Московский пейзаж. Радуга. 1908

Николай Крымов. Желтый сарай, 1909


Николай Крымов. Летнее утро, 1910-е


Николай Крымов. К весне, 1907

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", СРХ. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения. Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).

Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние. Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова - И. Е. Репин и И. И. Левитан). Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив. В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы. В 1926 г. он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи. Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др.

У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной в соответствии со своей теорией системе. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.

Водяные мельницы. 1910-15. Масло


Пейзаж с рекой. Б. г. Масло


После весеннего дождя. 1908. Масло

Надо не только любить природу, а уметь перенести эту любовь на холст, где нужно чутко угадать и размер живописного пятна, и всю тонкость живописных отношений в природе, и ощущение ее красоты.
Крымов Н.П.

Хорошо бы иметь в живописи, как и в музыке, камертон, то есть предмет, который не терял бы своей светосилы ни днем, ни ночью, ни зимой, ни летом, был бы постоянным, не меняющимся от окружающих условий.
Крымов Н.П.

В определении понятия реалистической живописи у нас существует большая путаница. Живописью часто называют и раскрашенный рисунок, и вообще все, что выполнено красками. Некоторые признают только то, что написано жирно, размашисто и не считают живописью то, что написано детально, гладко и скромно.
Крымов Н.П.

Я очень ценю и Дега, и Сислея, и Клода Моне, но разве это мешает мне восторгаться гением Репина? А ведь есть еще и такие, которые отрицают и Левитана, и Серова! Видимо, у этих людей вместо сердца - картошка!
Крымов Н.П.

Меня спрашивают, что важнее: цвет или тон? Я отвечаю: "Какая нога нужнее человеку, правая или левая?"
Крымов Н.П.

Пишите, как угодно, хоть пальцем. Лишь бы было хорошо.
Крымов Н.П.

Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех.
Крымов Н.П.

Крымов Николай Петрович (1884-1958)

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского и советского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией. Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание. Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею. Именно так произошло с одной из ранних работ Крымова. Его небольшой этюд «Крыши под снегом» в 1906 году был приобретен известным мастером пейзажной живописи Ап. Васнецовым, а затем по рекомендации В.А. Серова, бывшего в те годы членом попечительского совета Третьяковской галереи, в 1907 году поступил в знаменитое собрание отечественного искусства.
Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Он прошел в свое время школу известного педагога Академии художеств профессора С. К. Зарянко.
Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный состав преподавателей.
Поступив в училище, Крымов оказался вовлеченным в живую творческую жизнь большого коллектива молодых художников. Крымов был в гуще этих событий и довольно скоро обнаружил свою симпатию и приверженность новейшим течениям в искусстве. Творческое наследие Крымова раннего периода, охватывающего его ученические годы, отличается разнообразием: работая преимущественно в живописи, он одновременно делал много акварелей, рисунков, увлекался журнальной графикой, пробовал свои силы в области театральной декорации. Однако интерес к пейзажной живописи был преобладающим. «Сумерки», «Пейзаж с луной» (1904), «Летняя ночь» (1905), «Лунная ночь» (1905) - эти работы относятся к первому этапу его творчества. В них Крымов стремился передать настроение покоя и красоту вечерних сумерек, подчеркнуть выразительность необычных силуэтов деревьев.
Работы Крымова, показанные на XXVII выставке картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества в 1904 году, сразу же обратили на себя внимание критики. Они с достаточной определенностью характеризуют круг художественных интересов и симпатий молодого художника, в частности, его большой интерес к творчеству В.Э. Борисова-Мусатова и П.В. Кузнецова. Однако последующие его произведения, изображающие заснеженные крыши домов и уютные дворики,- «Зима. Этюд» (1906), «Солнечный день» (1906), «Мартовский мороз» (1906), «Снегири» (1907), «К весне» (1907)-свидетельствовали о пристальном наблюдении натуры и выборе мотивов, в которых преобладали романтические черты. Таким образом, уже ранние опыты Крымова позволяют отметить одну чрезвычайно важную особенность его творчества - взаимодействие романтической тенденции и натурной основы, опирающейся на живое, непосредственное наблюдение природы. Они нашли своеобразное соединение в его известной картине «К весне», где Крымов не ограничивается только созданием поэтического этюда с натуры. Картина с успехом экспонировалась в 1907 году на выставке «Голубая роза». Общим, что объединяло всех участников выставки «Голубая роза», было стремление к эмоциональной выразительности произведений, перенесение образного акцента в сферу духовных переживаний, «чуткое прислушивание» к отзвукам человеческой души.
С 1907 года Крымов активно сотрудничает с журналами «Золотое руно» и «Весы». В них часто помещаются воспроизведения его работ, художник принимает деятельное участие в оформлении номеров журналов, выполняя многочисленные заставки, виньетки и рисунки к литературным произведениям. В это же время начинается новый этап в творческом развитии Крымова. Он отказывается от камерных этюдных мотивов и создает большие эпические полотна. Обращают внимание размеры холстов, достигающие полутора метров. Перед зрителем предстает прекрасный мир идеализированной природы - величавые громады гор, сосны, песчаные откосы, быстрые горные ручьи. Его пейзажи этого времени напоминают гобелены: художник преображает формы природы - причудливые гирлянды из роз и ветвей деревьев образуют на переднем плане картин своеобразные кулисы, за которыми простираются величественные горные ландшафты («Сосны», «Горный ручей», «Сосны и скалы», все- 1907 г.). Период создания «гобеленных» пейзажных полотен оказался непродолжительным, но плодотворным.
В работах 1908 года («Площадь», «Пейзаж с грозой») наблюдается своеобразный сплав пейзажа с жанром. Обращение к жанру характерно для данного этапа творчества Крымова. В произведениях этого времени наблюдается интерес к примитивизму, ставшему заметным явлением в развитии русской живописи. Благодатной почвой для его развития послужило изучение русской народной культуры. Многие художники внимательно относились к различным ее проявлениям (лубку, игрушке, вывеске и др.), а некоторые из них сами активно способствовали популярности народного искусства, создавая произведения, в которых откровенно использовались приемы, заимствованные в творчестве народных мастеров.
В картине «Туча» (1910) Крымов создал вымышленный образ природы, где существует своя мера красоты. Этот мир совершенных природных форм не сразу раскрывается перед зрителем, в него надо углубиться, проникнуться им, и тогда он начинает покорять своим образным совершенством и гармонией художественного воплощения. Картина «Туча» была показана на выставке «Союза русских художников».
Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа-картины. Крымов много экспериментирует, отыскивая новые решения. С 1913 года художник начинает работать на пленэре.
В 1910 году по рекомендации художника B. В. Переплетчикова Крымов вступает в члены «Союза русских художников». Широта творческих позиций этого объединения, его пейзажная направленность импонировали Крымову и давали возможность осуществлять свои поиски в области создания пейзажа-картины. В первые годы после окончания училища Крымов продолжает в своих произведениях развивать принципы, которые столь ярко проявились в работах конца 1900-х годов. На XIII выставке картин «Союза русских художников» он показал две картины - «На заре» (1910) и «На дороге» (1910). В них, как и в ряду стилистически близких произведений последующего времени - «Рассвет» (1912), «Воз сена, выезжающий из леса» (1912), явно обнаруживается стремление к переосмыслению традиций западноевропейской классической пейзажной живописи XVII-XIX веков. В одной группе пейзажей прослеживается интерес к монументальным формам пуссеновского пейзажа, в другой - к более камерным и лирическим по характеру произведениям барбизонской школы. И почти всегда художник включает в свои работы мотивы, напоминающие пасторальные сценки. В ряде картин идиллически-возвышенные интонации в духе Пуссена соединяются с прозаичной, несколько лубочной формой. В произведениях этого времени Крымов выступает как превосходный стилист и импровизатор. Мир его полотен игрушечно-театрален, даже несколько наивен, но вместе с тем удивительно гармоничен и целен в своем художественном воплощении.
Примечательно, что в середине 1910-х годов творчество Крымова отдельными гранями соприкасается с искусством А. И. Куинджи, посмертная выставка которого была открыта в 1913 году. Крымова интересовало в искусстве Куинджи главное - принципы его пластического языка. И в ряде произведений этого времени, таких как «Раннее утро» (1914), «Утро» (1914), «Водяная мельница» (середина 1910-х гг.), прослеживается влияние Куинджи, которое проявилось в принципах пространственного построения картины на основе чередования светлых и темных пейзажных масс, нерасчлененности контуров деревьев, во внимании к аппликативности цветовых плоскостей, в использовании эффектов освещения. Эти же черты нашли свое отражение и в таких более поздних работах, как «Летний день» (1914- 1920), «Река» (1916), «Утро» (1918). В них яркий солнечный свет, встречая па своем пути предмет, с необычайной эффектностью выявляет его окраску. При прямом освещении почти не заметно фактуры поверхности мелких деталей, неровностей - все они как бы поглощаются силой света. Этот принцип решения пейзажного образа на основе синтезирования натурных наблюдений и соединения их с декоративной системой живописи нашли развитие в последующем творчестве.
Особый интерес к цвету предметов, к световым эффектам нашел отражение в его пейзажах конца 1910-х годов, таких как «Первый снег» (1917), «Вечер» (1918), «Зимний пейзаж» (1919), «Утро» (1918). То кратковременное увлечение яркой красочностью пейзажа, которое мы могли наблюдать в произведениях Крымова конца 1900-х годов, через десять лет воплотилось в развитой художественной программе, обогащенной опытом натурной работы и влиянием творчества А. И. Куинджи. В этот период художник как бы вновь открыл для себя радость чистых созвучий цвета, его эмоциональную выразительность. Все пристальнее изучая природу, Крымов постепенно создавал свою художественную систему, которая окончательно сложилась во второй половине 1920-х годов. Пока же он только приближался к ней, продолжая активно и каждодневно работать.
События Октября дали Крымову новый стимул не только для творческой работы, но и для общественной деятельности. Он участвовал в работе Московского Совета по делам искусства. Вместе с другими художниками Крымов выступал за сохранение памятников искусства и старины, горячо отстаивал необходимость бережного отношения к классическим традициям искусства, видя в них основу для построения социалистической культуры.
Начало 1920-х годов связано с новым этапом в творческой биографии Крымова. Условно его можно назвать «звенигородским периодом», так как преимущественно все летние месяцы, начиная с 1920 и до 1927 года, художник жил и работал под Москвой в окрестностях Звенигорода.
В Звенигороде пейзажи Крымова обрели как бы конкретность, в них легко узнаются улочки Саввинской слободы, холмистый рельеф берегов Москвы-реки. Здесь у него сложился круг любимых тем, которые на долгие годы увлекли художника. Одна из них - тема русской деревни («Русская деревня», 1925; «Вечер в деревне», 1927). Он привносит в пейзаж чувство меры и красоты, он упорядочивает его формы, подчиняя законам гармонии.
Последний период творчества Крымова связан с небольшим приокским городком Тарусой. Сюда, на Оку, он приезжал каждое лето работать и отдыхать. Крымов впервые приехал в Тарусу летом 1928 года по приглашению художника В. А. Ватагина, с которым его связывала давняя дружба. Сердечная творческая обстановка, царившая в среде писателей, поэтов, художников, отдыхавших и работавших в Тарусе, была близка Крымову. Приезд в Тарусу оказался для художника решающим, и он до конца жизни связал свою творческую судьбу с этими местами. Здесь, на берегах Оки, Крымов находит новые решения в создании образа природы. Во многих его тарусских пейзажах Ока присутствует либо угадывается за крутыми склонами, за деревьями и кустарниками. Это вносит в картины вольное и свободное дыхание («Таруса», 1931; «Поленово. Река Ока», 1934; «Вечер», 1935; «Перед сумерками», 1935; «Последний луч», 1935). Крымов считал, что самое важное - передать в произведении общее состояние среды. Мало композиционно организовать картину, будь то жанровая композиция, пейзаж или натюрморт, необходимо добиться, чтобы все было цельно, все соответствовало своим местам, главное - «угадать» общий тон, общую светосилу, выражающие конкретное состояние природы.
В Тарусе у Крымова сложился особый тип летнего пейзажа. В его полотнах удивительно точно подмечено состояние, когда жизнь в маленьком городке и его окрестностях в полуденные часы обычно затихает, а природа словно бы впадает в сон. Рассматривая творчество Крымова тарусского периода, нельзя ограничиться только натурными произведениями. В зимнее время художник часто предавался воспоминаниям о летних месяцах, проведенных за городом. Он пишет много пейзажей по памяти. По своему образному звучанию, живописной манере они в значительной мере отличаются от произведений, написанных непосредственно на натуре. В них он возвращается к сочиненным пейзажным композициям, построенным на основе сложившихся классичных пейзажных схем. То же можно сказать и о зимних пейзажах художника, составляющих своеобразную линию в его творчестве. В зимних пейзажах, написанных в Москве, ярче, чем в других картинах, прослеживаются некоторые традиции дореволюционного творчества - интерес к жанру, к развитым многофигурным композициям, к некоторой обобщенности и даже схематичности форм предметов, частичной примитивизации их («Зима», «Зимой в провинции», обе 1933). Несмотря на то что все эти картины написаны по памяти и в них всегда присутствует элемент домысла, они удивительно достоверны в передаче состояния природы, освещения и общего колорита, среды. И в этом нетрудно увидеть их связь с многочисленными этюдами «крыш». Для художника «крыши» были особым миром, который помогал ему в трудные годы болезни никогда не расставаться с живописью. Со второй половины 1930-х годов, будучи уже больным и не имея возможности лишний раз спуститься на улицу вниз по лестнице, Крымов был вынужден работать дома. Отсюда, с четвертого этажа дома в Полуэктовом переулке (близ Кропоткинской улицы) открывался очаровательный вид на крыши старых московских особняков. Наиболее известные произведения этого цикла - «Зима. Крыши» (1934), «Зимнее утро» (1934), «Зима» (1944), «Крыши под снегом» (1946), «Крыши» (1952).
Тяжелые годы Великой Отечественной войны сильно подорвали здоровье Крымова. Все это время он жил в Москве и почти совсем не работал. Сохранились лишь единичные произведения, написанные в этот период. В первое послевоенное лето Крымов выезжает в Тарусу. Художник почти не мог ходить, поэтому балкон дома, где он жил, был переоборудован во временную мастерскую. Открывавшийся с него вид охватывал широкую и разнообразную панораму городка с улицей, садами, спускающимися к берегам Оки. В этом единственно для него доступном участке природы он находил разнообразные пейзажные мотивы. Именно отсюда написаны им такие холсты, как «Жаркий день» (1948), «Цветы в крашеном ящике» (1948), «Таруса. Сарай» (1954).
Среди крымовского наследия 1950-х годов осталось много незавершенных произведений. Те большие физические усилия, которые прилагал художник во время своей работы, вероятно, не позволяли ему довести до окончательной степени завершенности многие картины.
В 1954 году, за четыре года до кончины художника, в залах Академии художеств СССР была открыта вторая персональная выставка произведений Крымова. Она пользовалась огромным успехом и вызвала горячие отклики у широкой общественности. Его творческие достижения были высоко оценены государством. Он был удостоен почетного звания народного художника РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

ТЕМЫ И СЕРИИ

Символизм. Период "Голубой розы"
- "Гобеленные" пейзажи
- Примитивизм. "Фольклорность" и "лубок"
- Классицизм
- "Шумные" картины
- "Крыши под снегом"
- Зима
- Декоративизм. Объем светотени
- Декоративизм. Цвет
- Русская деревня
- Летний день
- Театр
- "Чистый" пейзаж

Частное собрание
ГТГ, Москва
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Саратовский худ. музей
Рязанский обл. худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Костромской гос. объединенный худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Таганрогская картинная галерея
Брянский обл. худ. музей
Вологодская обл. картинная галерея
Калужский обл. худ. музей
Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петребург
Псковский музей-заповедник
Севастопольский худ. музей
Смоленский обл. музей из. и прикл. ис-в
Тульский обл. худ. музей
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары
Ярославский худ. музей

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.
Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", СРХ. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.
В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения.

Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние.

Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития.
В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова - И. Е. Репин и И. И. Левитан).
Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив.
В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.

В 1926 г. он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи.

Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др. У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной в соответствии со своей теорией системе. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.

Крымов Николай Петрович




Top