Кто автор картины непокоренная воля. Бельские просторы

Зачет № 1 по ИКБ 7 класс

1. Одна из старинных исторических песен, первооснову которой составляет мотив объединения и единства семи башкирских племен:

А) «Семирод» Б) «Ашкадар» В) «Ямаликай»

А) «Салават» Б) «Урал» В) «Перовский»

3. Как называется песня, в которой вороной скакун помог освободить от плена 120 башкир – повстанцев?

А) «Большак» Б) «Карат» В) «Тевкелев»

^ 4. Какое историческое событие связано с именем С.Юлаева?

А) Восстание 1735-1740 годов

Б) Восстание 1755 года

В) Восстание 1773-1775 годов

^ 5. В каких городах допрашивали Салавата и его отца Юлая?

А) Уфа, Рогервик, Кунгур, Казань

Б) Оренбург, Казань, Москва, Уфа

В) Москва, Уфа, Оренбург, Рогервик

^ 6. Отрывок из какого стихотворения С. Юлаева:

«Выходи на бой с врагом отважно,

Жизни не щадя, бросайся в бой!»?

А) «Битва»

Б) «Стрела»

В) «Юноше-воину»

А) Т.П. Нечаева

Б) С.Д. Тавасиев

В) И. Фрих-Хар

8. Как называется одна из лучших картин А.А. Кузнецова о народном герое?

А) «Допрос Салавата»

Б) «Поимка Салавата»

В) «Непокоренная воля»

^ 9. Кто из русских писателей впервые в России упомянул имя С. Юлаева?

А) С.П. Злобин

Б) А.С. Пушкин

А) Р. Бикбаев Б) Ш. Бабич В) А. Игибаев

^ 11. День рождения Републики Башкортостан отмечается:

12. С какими республиками граничит Башкортостан?

А)Казахстан Б)Татарстан В) Удмуртия

А) У.Масалимов Б) Ф.Идрисов В) Ф.Ислахов

Зачет № 1 по ИКБ 8 класс

1. В какой народной песне народ проклинает руководителя карательного отряда за зверство при подавлении башкирского восстания 1735-1740 гг.

А) «Колой кантон» Б) «Киньямурза» В) «Тевкелев»

2. Какому историческому событию посвящена башкирская народная песня «Вторая армия»?

А) Отечественная война 1812 года

Б) Русско – японская война 1905 года

В) Отечественной войне 1941 – 1945 годов

3. Год открытия башкирской студии в Москве, которая сыграла огромную роль в подготовке национальных музыкальных кадров для республики:

А) 1926 г. Б) 1932г. В) 1934г.

4. Выдающийся певец, основоположник национального оперного искусства РБ, первый народный артист БАССР: А) М. Валеев Б) 3. Исмагилов В) Г. Альмухаметов

5. Какая из перечисленных опер написана 3. Исмагиловым?

А) «Сакмар» Б) «Акмулла» В) «С.Юлаев», Г) «Сания» Д) «Послы Урала»

6. Кто из русских писателей впервые в России упомянул имя С. Юлаева?

А) С.П.Злобин

Б) А.С.Пушкин

В) Р.Г.Игнатьев

7. Известный башкирский актер, исполнитель роли главного героя в фильме «С. Юлаев»,созданного по одноименному роману С.Злобина - это

А) А. Мубаряков Б) В. Муртазин В) Г. Мингажев

8. В каком году открывается Башкирский государственный театр драмы?

А) 1919г. Б) 1932г. В)1938г.

9. Известное произведение древнебашкирского поэта Кул Гали - это:

А) « Бузъегет» Б) «Кисса - и Йусуф» В) « Тахир и Зухра»

10. Как называется письменность, которой пользовались башкиры до принятия религии
ислам? А) арабская Б) кириллица В) руническая

11. Основателем Башкирского государственного академического театра драмы имени М.Гафури является:

А) М. Гафури Б) В. Муртазин - Иманский В) Д. Юлтый

12. Кто из художников подарил родному городу Уфе коллекцию картин из своего собрания?

А) Д.Д. Бурлюк Б) М.В. Нестеров В) А.Э. Тюлькин

13. Первый профессиональный художник из башкир, автор картин «Девушка – башкирка в голубом», «Башкир Ибрагим»:

А) К.Давлеткильдеев Б) А.Лутфуллин В) А.Арсланов

14. Живописец, скульптор, создатель первого в республике бронзового бюста С.Юлаева:

А) С.Д. Тавасиев Б) Е.Л. Кербель В) Т.П. Нечаева

15. Пьеса Н. Асанбаева, посвященная первому дипломату из Башкирии в страны Арабского Эмирата Кариму Хакимову – это:

А) «Смелые люди» Б) "Красный паша” В) «Золотая колыбель»

16. Когда была учреждена Государственная премия имени Салавата Юлаева?

А) 1960 г. Б) 1965 г. В1967 г.

Зачет № 1 по ИКБ 9 класс

1.История каменного века.

2.История бронзового века.

3. Башкирские восстания.

4. Состояние культуры в начале 20 века.

5. Пещера Шульгенташ. (исследования, пещерные рисунки)

6. Народные состязания и игры башкир.

7.Башкирские национальные виды спорта.

8.Мусульманские религиозные праздники.

9.Жилище башкир (юрта и её убранство)

10. Бортничество

11.Устное народное творчество. (легенды, предания, эпосы, сказки, шежере)

12.Башкирские народные музыкальные инструменты.

13.Материальная культура башкир.

14. Ислам в Башкирии (проникновение, принятие, проповедники, Коран, обряды).

Тысяча девятьсот двадцать седьмой год. Итальянский город Монце-Милан. Здесь проходит международная выставка декоративных искусств. Внимание зрителей привлекает необычная скульптура, изображающая молодого, решительного мужчину с восточными чертами лица в круглой шапке, отороченной мехом. Портрет полон ощущения большой физической, духовной силы героя, рублен из дерева крупными формами, раскрашен черным, коричневым цветом. Портретируемым был герой башкирского народа - Салават Юлаев , чье скульптурное изображение создал И. Г.Фрих-Хар В 1926 году это произведение было выполнено известным советским мастером по заказу Башнаркомпроса. Он с энтузиазмом работал над образом Салавата, передав в его облике ощущение необоримого порыва, устремления, уверенности в своих силах. «Салават Юлаев» Фрих-Хара, ставший первым портретом героя в советском, башкирском искусстве, не раз представлял родную землю и народ на крупных художественных выставках.

Героические подвиги и судьба Салавата Юлаева вдохновляла многих советских, башкирских скульпторов на создание произведений высокого художественного звучания.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, подвиги воинов на ее фронтах ассоциировались у некоторых мастеров с подвигом Салавата, отдавшего жизнь во имя свободы Родины. Известный российский мастер И. С. Ефимов в скульптурной композиции 1942 года «Салават Юлаев» воскрешает образ башкирского героя, показывая огромное напряжение момента, когда он бесстрашно и неукротимо несется на коне навстречу бою, подвигу. В скульптуре - ощущение прикосновения рук ваятеля, придающего форме силу внутреннего напряжения, динамики.

По образному содержанию эта работа близка монументальному произведению С. Д. Тавасиева - памятнику Салавату Юлаеву в Уфе, замысел и первые эскизы которого были выполнены скульптором также в первые дни войны. Открытие памятника состоялось 17 марта 1967 года. Он возносится почти на двадцать метров на утесе скалы. Все в нем -изображенный в сильном движении конь, Салават Юлаев, лицо и фигура которого полны страстного напряжения и динамики, мощная и цельная пластика скульптуры - выражает идею свободолюбия, мужества, волевой собранности. Этот самый большой в стране монумент стал символом Башкортостана, его изображение - неотъемлемая часть государственной символики республики.

Память о Салавате Юлаеве хранит не только башкирская земля. В 1989 году в эстонском городе Палдиски (бывший г. Балтийский порт) на той земле, где он томился в заточении двадцать пять лет и где находится его безымянная могила, был открыт памятник башкирскому народному герою. Его автор - замечательный башкирский мастер Т. П. Нечаева. В 1994 году памятник был похищен, но по решению руководства Башкортостана и города Палдиски вновь восстановлен в 1997 году. В Эстонии бытует легенда, что Салават не умер, он ушел в море, потому и стоит он сейчас не сломленный, величественный, глядя в его бездонные просторы с гордой думой о родине. Это произведение стало апофеозом темы мужества, стойкости и красоты народного духа в творчестве Нечаевой, посвятившей образу Салавата Юлаева ряд произведений в различных видах искусства. В 1946 году она создала его первый скульптурный портрет в гипсе, а в 1952 году стала автором первого в республике бронзового памятника герою, открывшегося на родине батыра - в Салаватском районе. В каждом произведении Тамара Павловна стремилась показать не только физическую силу, воинскую отвагу героя, но и его духовную красоту, поэтическую натуру. В том же году аналогичный памятник был открыт в Уфе в парке, носящем имя Салавата Юлаева. В настоящее время он обрел новую жизнь на территории башкирского курорта Янган-Тау. Место выбрано самое красивое - памятник установили на вершине лестницы, ведущей к главному корпусу. Как горный орел, Салават взлетел над горами и долинами, освещая их величием и красотой своего духа.

Замечательные композиции «Стрелок», «Салават» созданы Нечаевой в 1955 году в фарфоре, где в единую образную структуру спаяны форма, линия, цвет. В цикле ее керамических панно также отражена тема крестьянского восстания 1773-1775 годов. Ее работам «Салават и Пугачев», «Пугачевцы»(обе -1969), «Лучники» (1971) свойственна особая романтика чувств, свой изобразительный язык, построенный на условности формы, подчеркнутой роли цвета, решенного мощными аккордами красных, синих, бирюзовых, золотистых тонов. Произведения Т. П. Нечаевой остаются неповторимыми по многогранности, эмоциональности и глубине воплощения образа народного героя.

Скульптор З. Р. Басыров планировал установить в Салаватском районе на вершине горы памятник башкирскому батыру. В 1972 году он создал композицию, идея которой такова - Салаватом клич был брошен здесь, потому он показал его именно в тот момент, когда герой, подняв над головой саблю в клятвенном движении, призывает народ к восстанию. Мечта о создании монумента не осуществилась, но живет это произведение, своими мощными формами и силуэтом утверждая мысль о мужестве Салавата-воина и предводителя.

Ансамбль музея Салавата Юлаева в п. Малояз Салаватского района дополняют шесть скульптурных композиций, расположенных в проемах арочных колонн по обеим сторонам здания, автор которых - скульптор Х. М. Хабибрахманов. Отлитые из бронзы монументальные фигуры «Борьба», «Призыв», «Свобода», «Прощание», «Победа» метафорически воплощают идею свободы, необоримой силы и красоты народа. Композиция «Память» звучит как реквием воинам всех времен, как признание значимости их подвига и вечная память, связывая тем самым историю и современность. Результатом углубленной работы скульптора над этой темой стало его монументальное произведение - памятник Салавату Юлаеву, установленный к 10-летию суверенитета Башкортостана в Уфе у здания Курултая-Госсобрания. Автор предлагает в нем свое видение образа, в пластике фигуры, лица, спокойной уверенности позы которого - ощущение волевой и физической собранности. Скульптор одновременно привносит в его трактовку романтические ноты, показывая Салавата, как вдумчивого поэта. Памятник выполнен из кованой меди, постамент- черный габбро.

Своей образный выразительностью и реалистическим мастерством замечательны работы молодых авторов И. П. Павлова и В. А. Дворника.

Новые грани в поэтическом воплощении темы народного героизма, неизменно ассоциирующегося с именем Салавата Юлаева, открывают произведения Ф. С. Нуриахметова «Колыбель всадника» 2002г. и «Лук Шагали-Шакмана» 1999-2003г.г. (обе- мрамор). В основе последней лежит народное предание о том, что отец отцов башкирских батыров Шагали-Шакман владел самым тугим луком, сделанным из рогов дикого буйвола. Умирая, он отдал его старшему сыну со словами: «Кто сможет, как я, владеть моим луком, тот приведет башкирский народ к славе». Четырнадцатилетний Салават из этого лука сразил орла в полете. Автор показывает сидящего обнаженного юношу, с предельным напряжением сил натягивающего тетиву лука. Реалистическая, тонкая манера исполнения в сочетании с метафоричностью образа придает скульптуре подчеркнуто поэтическую тональность.

Богаты достойными примерами и те живописные страницы сказания о Салавате, которые сложены мастерами российского башкирского искусства разных поколений.

Основоположником этой темы стал старейший живописец республики А.П. Лежнев, посвятивший свои лучшие произведения легендарному герою башкирского народа. Одно из них - «Поимка Салавата» 1930г. Автор не иллюстрирует сюжет, а показывает самую драматическую коллизию, предшествующую этому событию. Салават на лыжах убегает от преследующих его вооруженных всадников, которые окружают его с тыла. Он оглядывается вполоборота, чтобы понять, насколько близко подошли они к нему. В его взгляде нет страха, есть решимость и ненависть к карателям. В невысокой, крепкой фигуре героя, в жесте его рук, сжимающих лук, - во всем этом читается натура бесстрашного, волевого человека. Следующим значительным произведением этого цикла стала картина «Встреча Салавата с отрядом Пугачева» 1940 г. Восемнадцатый век был для Лежнева временем зримым, почти реальным. Он находил для своих работ точные бытовые, этнографические, исторические детали, решал композиции работ убедительно, с большим эмоциональным накалом. Последнее качество особенно ярко характеризует его батальное полотно «Бой Салавата с авангардом Михельсона» 1941г., показывающее отряд башкирских конников во главе с Салаватом Юлаевым, стремительной лавиной обрушивающегося на неприятеля. 1934 годом датирована работа «Истязание Салавата», несколько раз он обращался к теме «Допрос Салавата»(варианты 1946-47 годов). Много творческих сил и вдохновения отдал Лежнев работе над образом любимого героя, заложив эту традицию в башкирском искусстве.

Она достойно поддержана мастерами последующих поколений. В 1943 году известный башкирский сценограф М. Н. Арсланов исполнил монументальное живописное панно для фойе Башкирского театра оперы и балета, изображающее динамичную сцену наступления башкирских джигитов во главе с Салаватом Юлаевым. В послевоенные сороковые, пятидесятые годы, когда тема патриотизма и воинского подвига была особенно актуальна, создан ряд произведений, которые стали хрестоматийными и приобрели широкую известность. Это картина «В стане Салавата» 1947г. П. М. Лебедева; «Салават Юлаев» 1949г. Г.С.Мустафина — одно из немногих полотен в башкирской живописи, где дается разработанная психологическая характеристика образа, выявляющая волевую, уверенную и в тоже время мечтательную натуру героя. П.Я. Гаврилов показал в своей работе сцену «Салават Юлаев в штабе Пугачева»1951г. А.С. Арсланов в 1959 году написал исполненную романтической героики картину «Салават Юлаев» и в последующие годы не раз возвращался к этой теме.

По глубине поэтического, психологического раскрытия темы, по уровню профессионального мастерства в первом ряду произведений башкирских мастеров, посвященных Салавата Юлаеву, стоит картина А.А. Кузнецова 1955 года «Допрос Салавата». Это образец подлинного реалистического мастерства художника - режиссера, живописца, рисовальщика, строящего произведение на глубоко продуманной драматургии сюжетного, образного решения. Ему посвящены многие статьи и воспроизведения в нашей печати, потому, ограничившись лишь этими комментариями, остановлюсь на другой работе художника «Легенда о курае» 1961г. Она показывает иную грань образа Салавата, который был не только мужественным воином, но и поэтом. В ней автор обращается к истокам, формировавшим душу юного батыра - это красота безбрежных просторов уральских степей, гор, ставших колыбелью его поэзии. Холст написан в иной манере, нежели первый. Художник ищет и находит в нем новые художественные средства для самовыражения. Они — в условности изобразительного языка, отводящего большую роль метафорическому звучанию деталей, своеобразию манеры письма и колористического решения. Картина написана как драгоценная мозаика, так слаженно и красиво сливаются в ней обобщенные формы, мазки, звучные чистые краски. Перекликается по содержанию с этой работой композиция художника более молодого поколения Е.О. Клейменова «Песня Салавата» 1986г., показывающая такие качества личности героя, как его поэтичность, музыкальность.

Мысль о близости Салавата Юлаева к народу, его жизни и устремлениям в метафорической форме раскрыта в работе старейшего живописца А.Э. Тюлькина «Изба Салавата»1961г. В ней - интерьер башкирской избы с висящим на стене луком и стрелами, здесь же развешены полотенца и узорчатые ткани, на полу- расписной сундук, на нем сложены горкой паласы, подушки. Художник нарочито использует в произведении язык примитивного искусства с плоскостным решением формы, пространства, лапидарным звучанием цвета. Это позволяет ему передать атмосферу той первозданной, естественной красоты и чистоты, которая окружала батыра с детства.

В 1966 году Р.У. Ишбулатов написал картину «Непокоренная воля», единственную в нашем искусстве, отображающую образ Салавата Юлаева в момент его пребывания в далекой, суровой ссылке. В тщательно нарисованном, написанном полотне автор выразил свое представление о человеческом мужестве, стойкости, душевной красоте народного героя.

В 1950-х годах Р. М. Нурмухаметов задумал написать картину «Салават освобождает колодников», для которой исполнил два этюда с натуры, обладающих большой жизненной выразительностью.

Глубокая правда человеческих судеб, характеров составляет суть искусства А. Ф. Лутфуллина. И его картину «Прощание с родиной» 1990г. В ней с пронзительной силой драматизма показаны последние мгновения пребывания Салавата на родной земле. Он по-мужски достойно принимает приговор судьбы, которая предназначила ему быть закованным в цепи и под усиленной охраной царских солдат отправиться на каторгу. Автор намеренно уменьшает фигуру Салавата, показанную на первом плане, ничем не выделяя его из толпы людей - старцев, женщин, детей, пришедших проститься со своим героем. Этим приемом он подчеркивает неразрывную связь слитность его с народом. Нарочито повторяется ритм человеческих фигур, озвучивающих торжественно — драматическую мелодию полотна. В гармонии с ней и немногословная, сдержанная цветовая гамма холста.

Своеобразную серию, состоящую из восьми полотен, посвященных башкирскому батыру, создал художник Ю. Я. Насыров. Лучшее из них «Путь Салавата», представляет аллегорическое изображение полного тревог, напряжения пути всадника на горячем красном коне, пути башкирского героя в вечность.

Уральская природа, которая окружала Салавата Юлаева в его мирной и воинской жизни, также нашла отражение в живописных произведениях. Романтик и сказочник, интереснейший живописец А. Д. Бурзянцев, в 1990 г. написал полотно «Пещера Салавата». Величественна природа в своем весеннем убранстве, таинственные леса, высокие горы, на одной из которых виден вход в пещеру. В работе - мощная динамика линий, ритмов, богатая фактура густых мазков, сложная игра изумрудно-синих, зеленых, коричневых тонов.

В. А. Позднов пишет родные места героя - «Родина Салавата»1973г. Эпична композиция холста, открывающая взгляд на вольные просторы долин, холмов. Музыкальная его ритмика, созвучная с мелодией курая.

Серию пейзажей, созданных по впечатлениям от поездки в Салаватский район, написал в 2001-2003 годах А. А. Дворник. В ней - лирические мотивы «Мелодия трав», «Первоцветы» и полотно «Юрюзань», в котором заключено самое главное для автора - чувство Родины, причастности к ее судьбе, красоте, которое было главным и для воина и поэта - Салавата Юлаева.

Известно, что карательные царские отряды в ходе подавления крестьянского восстания выжигали целые башкирские селения. Эти факты нашли художественное отражение в пейзаже Х.С. Фазылова «Янган-юрт»1996г. Пустынная башкирская степь. Лишь следы стоявшей юрты, одиноко пасущаяся лошадь, едва сохранившиеся тропы в весенней траве напоминают, что когда-то здесь была жизнь. Художник выдерживает полотно в цветовой и ритмической пластике, созвучной с его грустной мелодией. «Рогервикский марш» его героико - романтический холст, выражающий страстную убежденность автора в не сломленной воле народных героев, Салавата Юлаева, достойно переживших испытания тяжкого плена и сохранивших духовную связь с родиной. Фазылов - художник молодого поколения и его произведения являются замечательной иллюстрацией того, что традиции старших мастеров не только живы. Он вместе с другими художниками, своими сверстниками, идет по пути глубокого осмысления истории и судьбы башкирского народа, осознания своего «я» в контексте связи времен, традиций.

Неоднозначна метафорическая поэзия Ф.Р. Ергалиева, сказавшего свое слово о Салавате в картинах «Посвящение» 1990г., «Дом Салавата» 1993г. и других. Свои чувства и размышления он выражает языком ассоциаций, иносказания. Семантика изобразительных, цветовых знаков его работ такова, что образ Салавата Юлаева прочитывается в них как мифологический образ мужественного героя, вышедшего из недр родной истории и навсегда оставшегося в ней.

Результатом творческого содружества двух живописцев И.И. Гаянова и Ф.А. Исмагилова стала серия из пяти жанровых полотен «Хикаят (сказание) о Салавате»2002-2004 г.г. Развивая традиции А.П. Лежнева они создали еще более монументальные и новые по теме композиции, в которых слиты воедино и проникновенно звучат темя Родины - «Джайляу», преемственности поколений - «Отец и сын», значимости воинского подвига Салавата и его сподвижников - «Осада Осинской крепости отрядами Салавата и полковника Белобородова». Это уникальный случай, когда два разных по манере художника, объединенные и взволнованные одной идеей создали столь цельные по стилю, цветовому решению произведения, глубоко раскрывающие суть событий и образов. Если эти живописцы воспроизводят жизненные события, то А. М. Мазитов идет по пути их философского осмысления, создавая картины метафорического смысла. В годы 2002-03 и создан цикл под названием «О Салавате». Художник находит в решении полотен такие детали, такую пластику линий и звучание колорита, которые позволяют ему передать чувства скорби по погибшим героям -«Прощание с Юлаем», всеобщей любви народа к Салавату - «В вечность», раскрыть нетленный характер его поэзии- «Поэт». «Над землей» - самая лаконичная композиция цикла, где крупным планом почти во всю плоскость холста изображено лицо Салавата, написанное как старая фреска, утратившая со временем некоторые фрагменты. Оно как бы парит над миром земли и космоса, уходя в вечность.

Думается, что будет справедливым закончить данный краткий обзор темы монументальным произведением, которое уже десять лет украшает интерьер филологического факультета Башкирского государственного университета - живописным панно «Душа земли». Его создатели - Р. С. Зайнетдинов и Г. Г. Калитов в 1995 году были удостоены за этот большой творческий труд звания лауреатов Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Левая часть триптиха «Предание» переносит зрителя в эпоху зарождения национальной духовной культуры, которую авторы воплощают в образах поэта домонгольского периода Кул-Гали и поэтов-суфистов мусульманского мира. В правой части панно «Кумыс» утверждается мысль о многовековом общении и взаимодействии многонациональных культур народов Башкортостана. Его герои - Г. Тукай, Л. Толстой и А. Пушкин, С. Аксаков и К. Иванов. Центральная часть «Душа земли» - это групповой портрет ученых, просветителей, поэтов и писателей, оставивших свой яркий след в истории республики в 19-20 веках. Объединяющим началом всего триптиха является Салават Юлаев, фигура которого выделена масштабно и композиционным расположением в центре панно. В его образе — ощущение уверенной физической силы, внутреннего напряжения и размышления. Впервые в истории башкирского искусства Зайнетдинов и Калитов создали монументальное произведение, в котором отражены исторические, культурные этапы в жизни Башкортостана, дана глубокая характеристика образа Салавата Юлаева, личность которого воплощает свободолюбивый, мужественный и поэтичный характер народа.

Тема: Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре.
Цели: Познакомить учащихся с различными видами искусства, с художниками, скульпторами, режиссером, раскрывшими образ национального героя в своем творчестве; развивать интерес к культуре родного края, мышление, устную речь, творческие способности детей, умение выступать перед аудиторией;
Воспитывать патриота своей страны, гордость за славных сынов своего народа.
Оборудование: музыкальное сопровождение аудиозаписи: песня «Уралым» в исполнении Р.Загретдинова, фрагменты фильма «Салават Юлаев» режиссера Я. Протазанова, портреты художников РБ, репродукции картин А. Кузнецова «Допрос Салавата», А.П. Лежнева «Поимка Салавата», Р. Ишбулатова «Непокоренная воля», «Цветок курая», курай- музыкальный инструмент; памятник С. Тавасиева и бюст Т. Нечаевой; кроссворд, рабочая тетрадь; выставка рисунков о Салавате Юлаеве; выставка книг.
ХОД УРОКА:
I. Организационный моментУ. - Долгожданный дан звонок
Д. - Начинается урок.
У. - Давайте для начала разгадаем кроссворд и узнаем о ком мы будем с вами говорить на нашем уроке? (Задание 1 в тетради), (слайд 1)
исламкУ раи3.
агидельУ фа5. аксаковаУ люР таРелигия, которой придерживаются мусульмане.
Национальный башкирский музыкальный инструмент.
Главная река республики.
Столица РБ.
Наш земляк, автор сказки «Аленький цветочек».
Как называется башкирская деревня?Жилище башкир кочевников?У. - Какое слово получилось по вертикали? (получилось слово Салават).
Ребята, сегодня мы продолжим говорить о национальном герое башкирского народа. Вы должны будете постараться и показать все свои знания о нем. (Слайд 2). Итак, тема урока: «Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре». Запись в тетради.
2. Повторение пройденного материала.
- А сейчас, нам кратко напомнит о Салавате Юлаеве Алсу, слушайте внимательно. После ее выступления вы должны будете ответить на поставленные мной вопросы.
Легендарный герой башкирского народа, поэт-импровизатор Салават Юлаев родился летом 1754 года в деревне Текей Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии. Ныне это Салаватский район РБ. Уже с детства Салават был храбрым, свободолюбивым, очень любил свою родину и свой народ. А все крестьянское население страны бедствовало, с утра до ночи работая на своих поработителей. Но настал момент, крестьяне не выдержали. И в 1773 году началась Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Активным участником этой войны стал и Салават Юлаев - славный сын башкирского народа. Но вскоре, Салават Юлаев и его отец попали в руки властей. Они подверглись многочисленным допросам, страшным пыткам и были сосланы на вечную каторгу в крепость Рогервик в Эстонию. Салават Юлаев умер на каторге в возрасте 46 лет. Проходят века, а имя Салавата Юлаева не забывают. Я думаю, слава Салавата связана с тем, что он воплотил в себе лучшие черты народа.
- Итак ребята, в какую крепость был заточен Салават Юлаев?
- Кто был предводителем крестьянской войны?
- А как бы вы назвали Салавата, каким он предстал перед вами?(воин, поэт, певец, храбрец, герой, патриот, полководец, сподвижник, защитник, джигит)
+ Молодцы ребята. Запишите на цветке курая лучшие черты Салавата Юлаева (Выполнение задания 2, запись в тетради).
-Давайте послушаем, что о Салавате говорил башкирский поэт Шайхзада Бабич в своем стихотворении «Салават – батыр». (слайд 3)
Прочтет стихотворение Вика.
Кто он грозный Салават?
Чем он славен и богат?
Он родной земли булат,
Он отвагою богат!
Ни во сне, ни наяву
Равных нет такому льву,
В небесах и на земле
Равных нет его стреле.
Наш Урал – его отец.
Он стремленье всех сердец,
На земле-он свет земной,
В небе светится луной.
Он – отечества глаза,
Он захватчиков гроза,
Саблей гору он свернет,
Криком озеро спугнет.
Салават, как наш Урал,
Никогда не умирал.
Кровь его – завет живым,
Мы его не оскверним!
- О чем рассказывает это стихотворение, особенно его последние строчки: «Кровь его - завет живым, мы ее не оскверним!» (о том, что народ никогда не забудет подвиг Салавата Юлаева, который он совершил ради них).
- В башкирской литературе трудно найти писателя, который бы не обратился к образу Салавата.
-Скажите, какие авторы писали о Салавате?(Ст, Злобин. Роман «Салават Юлаев»; Мустай Карим, Повесть «Салават»).
Нельзя не вспомнить еще и о том, что Салават Юлаев и сам писал стихи.
Ребята, давайте послушаем в исполнении оперного певца Загретдинова песню «Уралым» на стихи Салавата Юлаева, а затем прочитаем его стихи «Мой Урал» на странице 38. (Слушание музыки) (слайд 4).
-Какой музыкальный инструмент прозвучал?
- О чем поется в песне?
Вывод. - О чем рассказал Салават в этом стихотворении? (о любви к своей родине).
- Что он воспел? (Салават воспел красоту родного края).
Мы с вами учили стихи Салавата Юлаева «Соловей», давайте вспомним. Прочитает стихи Зарина. И из этого стихотворения мы еще раз делаем вывод, что Салават Юлаев любил свой родной край, природу, Родину. О настоящий герой, батыр.
Физкультминутка под игру на курае.
Зашагаем как батыр,
Приседаем как батыр
Потянулись как батыр
Отдохнули как батыр
Улыбнулись как батыр
За работу как батыр
Молодцы. Отдохнули. Продолжаем наш урок.
- Ребята, вы должны были подготовить пословицы о Родине. Итак, вам слово. (слайд 5)
У кого есть Родина – у того есть жизнь.
Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
Жить - Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Дома и стены помогают.
2. Объяснение нового материала
Учитель. Человек, который так любил свою родину естественно вдохновил и многих поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов на написание своего образа. И сейчас мы поговорим о живописи. Каждый художник представляет себе Салавата по-своему. Но каждый из них наделяет героя лучшими качествами. Рассмотрим репродукции картин. Посмотрим, каким предстаёт перед нами наш Салават и расставим эти полотна в хронологическом порядке по времени их создания.
Среди башкирских художников над созданием образа Салавата Юлаева работал Анатолий Петрович Лежнев. (слайд 6) Картина называется «Поимка Салавата», написана в 1930 году. Давайте взглянем на эту картину (слайд 7). Работа по учебнику стр. 57. (А. Лежнев создал цикл картин, посвященных национально-освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана).
- (Анатолий Петрович Лежнев (1888-1956). «Поимка Салавата», 1930 год).
- Каким изобразил здесь художник Салавата? (изобразил его убегающим от врагов.)
Ребята, художник А.П. Лежнев через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов показал драматизм и сложность национальной истории башкирского народа).
Ребята, какое состояние героя передает художник в своем полотне, какие средства изобразительного искусства он использует? Кого он изобразил на переднем плане, как использовал фон? (Фон- суровый величественный горный пейзаж, преобладающие цвета голубые, розовые, серебристо-черные оттенки. Пасмурное предвечернее небо, темные ели. На переднем плане изображен С. Юлаев-сильный, мужественный, стойкий, несокрушимый, несмотря на то, что его преследуют.
Учитель. Далее вашему вниманию предстанет следующая картина «Непокоренная воля» (стр. 28). Кто написал эту картину? (Рахим Ишбулатов), 1966 г. (слайд 8, 9).
Учитель. Посмотрите, образ Салавата полон здесь огромной внутренней силы, моральной стойкости, во взгляде видна несокрушимая стойкость и сила всего народа.
Учитель. Следующая картина одна из самых известных называется «Допрос Салавата» (слайд 10). Сообщение подготовил Тимур, послушаем его, а вы ребята внимательно слушайте, кто написал эту картину и в каком году.
Учитель. Итак, картину написал в 1955 году художник Алексей Александрович Кузнецов. Для создания образа Салавата Юлаева Кузнецову позировал молодой живописец Амир Султанович Арсланов.
- А каким здесь предстает перед нами Салават Юлаев? (не сломленный духом) (слайд 11).
Ребята, на странице 58 (второй абзац). Прочтем воспоминание художника о написании им этой картины.
Вывод. - Какие еще слова, видя эту картину, мы могли бы добавить в наш список слов о Салавате? (гордый, независимый, бесстрашный, батыр) (слайд 12).
В 1955 году картина «Допрос Салавата» была выставлена на выставке в Москве в дни Декады башкирской литературы и искусства, где была отмечена как одно из лучших картин, а сам художник был награжден орденом «Знак Почета».
- Сейчас мы поговорим о скульптуре и скульптурах, которые создавали образ Салавата.
Учитель. Память о герое жива, а скульптурные изваяния помогают нашим современникам лучше представить национального героя. Однажды осетинский скульптор Сосланбек Тавасиев услышал рассказ о славном башкирском батыре Салавате и решил создать его памятник. (слайд 13). Где он находится? (В Уфе, находится около телецентра).
Сообщение учащегося. Слово Рамазану. Открыт памятник в 1967 году в городе Уфе на самом высоком берегу Белой. (слайд 14). Памятник стал украшением нашей столицы. Выполнил его скульптор из Осетии Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Идея создания скульптуры у него возник во время пребывания в Башкортотане 1941-1946 годах (слайд 15). Он создал самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Изображение всадника, его поза, уверенная, крепкая посадка олицетворяет волю и целеустремленность. Постамент на котором стоит памятник, со своими выступами и гранями символизирует горные хребты Уральских гор. Весит памятник 40 тонн. Выполнен из чугуна и бронзы. Высота -9,8 метров, постамент-10 метров. (стр. 61) (слайд 16).
Подготовленный ученик читает стихотворение Назара Наджми «Два всадника», стр. 45.
-Каких всадников сравнивает автор в этом произведении?
+ Ребята, а вы знаете, что тавасиевский памятник не самый первый памятник Салавату, а о первом памятнике мы сейчас прочитаем на стр. 59.
Вывод. + Какие еще слова о Салавате мы можем добавить в наш список? (несгибаемый, волевой, стойкий).
Итак, Т.П. Нечаева создала в 1952 году первый в республике
бронзовый памятник-бюст Салавату. (слайд 17). Установлен в Салаватском районе под открытым небом родных местах С. Юлаева. Художница показала Салавата как несгибаемого защитника родины и народа, как вдохновенного поэта. (слайд 18).
+ Образ Салавата Юлаева вдохновлял еще и режиссеров и актеров на создание фильмов и спектаклей о нем. (слайд 19, 20). Даже в кино образ легендарного героя раскрывается в 1941 году в художественном фильме режиссера Якова Протазанова «Салават Юлаев» по сценарию Степена Злобина (фрагмент фильма), а сыграл главную роль Арслан Мубаряков.
(просмотр фрагмента из фильма. Салават Юлаев и Емельян Пугачев).
+ А вот в кино, пожалуй лучше всех из башкирских актеров Салавата сыграл Арслан Мубаряков - легенда театра и кино. Посмотрим фрагмент фильма.
Закрепление. Выполнение тестового задания
1. Автор картины "Поимка Салавата"
а) А.П.Лежневб) А.А.Кузнецов
в) К.С.Давлеткильдеев2. Автор картины "Допрос Салавата"
а) А.П.Лежнев
б) А.А.Кузнецов
в) К.С.Давлеткильдеев3. Автор первого бронзового памятника-бюста Салавата Юлаеваа) Т.П.Нечаеваб) С.Д.Тавасиевв) А.П.Лежнев4. Когда был открыт памятник Салавату Юлаеву в г.Уфеа) 1955
б) 1967
в) 1970
5. Автор стихотворения "Салават-батыр"
а) А.С.Пушкинб) Р.Г.Игнатьевв) Ш.Бабич6. Автор монументального памятника Салавата Юлаева на берегу Агиделиа) Т.П.Нечаеваб) С.Д.Тавасиевв) А.П.Лежнев7. Когда был снят кинофильм Я.Протазанова "Салават Юлаев"
а) 1943
б) 1940
в) 1957
8. Кто автор стихотворения? Как оно называется?
Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
9. Кто позировал для картины А.А.Кузнецова "Допрос Салавата"
а) А.П.Лежневб) А.С.Арслановв) А.Мубаряков10. Актер, создавший образ С.Юлаева в кинофильме Я.Протазановаа) А.П.Лежневб) А.С.Арслановв) А.МубаряковРебята, Салават Юлаев был очень талантливым человеком. У нас в школе растет достойная смена. Игра учащегося на курае.
1. Ребята, сегодня мы с вами увидели, как каждое слово на лепестках нашего цветка связано с именем Салавата Юлаева. Мысль о Салавате Юлаеве вдохновила и вас ребята. И вы нарисовали замечательные рисунки. Все, кто участвовал в выставке рисунков, получают по пятерке. А вот выставка книг, в которых можно найти и прочитать сведения о Салавате. Посмотрите их на перемене в школьной библиотеке.
2.Мы подобрали много слов, которые помогли нам охарактеризоватьнашего башкирского героя. Кто их нам прочтет?
-Дети, вспомним, в какой момент урока вам было весело, радостно?- А когда грустно?
Д/з. Составить викторину по материалу урока (слабый уровень.)
Учитель. + Вы все молодцы. Хорошо работали. Урок окончен.
До свидания.

Урок

Урок составила- Нигматзянова Светлана Николаевна, учитель высшей категории СОШ№130, г. Уфа,Башкортостан.

Урок культуры Башкортостана в 7 классе на тему:

«Образ Салавата Юлаева в искусстве»

Цель: - познакомить с различными видами искусства,

раскрывающими образ национального героя;

Отработать навыки групповой деятельности на уроке;

Воспитание патриота своей страны,развитие интереса к культуре родного края.

Оформление: видео фильм: «Оран»,музыкальное сопровождение аудиозаписи:А.Айткулов;песня «Уралым»в исполнении Р.Загретдинова.Живопись:репродукции картин А.Кузнецова,А.Лежнёва,Р.Ишбулатова,Т.Нечаевой,М.Арсланова;фотографии памятника Салавату Юлаеву(С.Тавасиев)и бюстов Т.Нечаевой «Салават Юлаев», выставка книг о Салавате.

Ход урока

1. Звучит песня «Уралым».

Учитель читает стихотворение «Мой Урал» .

Чьё стихотворение вы только что услышали?

Сегодня наш урок посвящён образу Салавата Юлаева,раскрытому в различнах жанрах искусства.

2. Знакомство с целями и задачами урока.

Весь класс поделён на 4 группы.На столе у каждой лежит листок со списком ребят, где первый по списку будет оценивать работу в группе за каждое задание на уроке.Учитель говорит о том, что на уроке необходимо внимательно слушать, чтобы к концу урока сдать заполненную таблицу(самостоятельно) по материалам, услышанным на уроке:

3. Задание№1. Каждая команда, посоветовавшись, должна задать вопрос другой команде по биографии С.Юлаева.

(-Где и когда родился?-Где и когда был ранен?-Кем был его отец?С кем он судился за свою землю?- Где отряд Салавата присоединился к отряду Пугачёва? – Куда и когда был отправлен на каторгу? И др.)

4. Учитель:- Ребята, нам очень трудно представить, а как же выглядел Салават? Давайте попробуем составить портрет из предметов, которые лежат на вашем столе. (У каждой команды(группы) рядом стоит стол, на котором лежат различные предметы:

1группа- лук и стрелы, пистолет, автомат, сабля;

2группа-малахай, тюбетейка, бейсболка, кашмау,

3группа- сапоги(итек), лапти, кроссовки, ботинки;

4группа- курай, кубыз, гармонь, гитара.

Выберите нужный предмет и аргументируйте свой ответ.

(выбрали: лук истрелы, саблю, малахай, итек, курай).

Учитель: А теперь давайте снарядим ученика и наяву представим себе, как мог бы выглядеть наш герой.(Ученик входит в образ, читает стихотворение Салавата).

5. Учитель:- Ребята, не забывайте заполнять таблицу, потому что мы непосредственно переходим к видам искусства.

=Фольклор. -В каких жанрах этого вида воспет Салават?(песни,предания, пословицы).

6. Работа с учебником. Чтение башкирской народной песни «Салават».

Почему народ не забыл Салавата?(он заступник, национальный герой, жаждущий свободы.)

=Литература. Проза. Два ученика рассказывают об авторе романа»Салават Юлаев» - Степане Злобине и истории создания произведения.

7. Работа с раздаточным материалом.На каждый стол раздаются листочки с отрывками из романа, где особенно ярко описаны страдания героя.

Какие чувства вызывают у вас эти отрывки?

=Музыка. Учитель: -Музыка всегда была близка башкирам и именно в этом виде искусства наибольшее число произведений о Салавате. Это и башкирские народные песни, и опера З.Исмагилова «Салават Юлаев» , и вокальная сюита А.Ключарёва, и К.Алябьев писал музыку на стихи Салавата.Подготовленные ученики рассказывают об опере «Салават Юлаев» и об авторе.

=Балет. Учитель:- В 1954 году был поставлен балет «Горный орёл», авторы музыки Н.Сабитов и Х.Ахметов, либретто А.Сафиуллина, партию Салавата танцевал А. Сафиуллин.

=Скульптура. Учитель:-Память о герое жива, а скульптурные изваяния помогают нашим современникам лучше представить национального героя.(Подготовленные уч-ся сообщают о Т.Нечаевой и С. Тавасиеве).В 1967 году был установлен памятник на самом высоком берегу Белой.Автор осетинец С.Тавасиев и архитектор М.Гайнутдинов. Весит памятник 40 тонн.Выполнен из чугуна и бронзы. Высота-9,8 метров, постамент-10 метров.

Подготовленный ученик читает стих-е Н.Наджми «Два всадника»

=Живопись. Учитель:- Каждый художник представляет себе Салавата по-своему. Но каждый из них наделяет героя лучшими качествами.Рассмотрим репродукции картин Р.Ишбулатова «Непокорённая воля», А.Кузнецова «Допрос Салавата», А.Лежнёва «Поимка Салавата».

Каким предстаёт перед нами наш Салават?Расставьте эти полотна в хронологическом порядке по вемени их создания.

=Кино. Учитель:- Даже в кино образ легендарного героя раскрывается неожиданно. В 1937 году в д. Тужиловка были сняты сцены к фильму «Пугачёв», где роль Салавата сыграл Р.Мухитзинов, а режиссёром был Петров-Бытов и сценарий Ольги Форш.Но особенным произведением в этом виде искусства считается художественный фильм «Салават Юлаев» по сценарию Степена Злобина снял фильм Ян Протазанов, а сыграл главную роль Арслан Мубаряков.(просмотр фрагмента из фильма).

=Поэзия. Учитель:- Назовите поэтов, которые писали о Салавате.(М.Карим, Н.Наджми, Р. Бикбаев, Ш.Бабич,Р.Нигмати и др.)

8.Подведение итогов. - Так почему же образ Салавата Юлаева так широко представлен в искусстве?

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Образ Салавата Юлаева в искусстве»;(сильный уровень);

Составить кроссворд по материалу урока(средний уровень);

Составить викторину по материалу урока(слабый уровень.)




Top