Кто что собирает (1916 год). Бахрушины А.П


Из записной книжки А.П.Бахрушина " "

Бахрушины - купеческая династия, начинавшая с торговли скотом в г. Зарайске Рязанской губернии еще в XVII в. В 1821 г. дед Алексея Петровича пешком пришел в Москву с семьей. А в 1834 году ему уже владел кожевенным заводом и вскоре попал в списки московского купечества. Особенно разбогатела семья на казенных поставках во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В семье Бахрушиных существовал обычай жертвовать на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Этих правил неукоснительно придерживались все представители семейства. Бахрушины входили в пятерку самых знатных московских купеческих родов и заслужили особое уважение благодаря щедрой благотворительной деятельности.

Заметки из записной книжки известного московского собирателя Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904) представляют первостепенный интерес для коллекционеров и историков. Их оригинал хранится в Государственном историческом музее вместе с архивом и собранием бывшего владельца.

Московским библиофилам была хорошо известна библиотека Бахрушина , в ней насчитывалось около 30 тысяч томов, составляющих 33 раздела. Здесь была собрана едва ли не вся литература по истории музейного дела в России, о крупных коллекциях и древлехранилищах. Ценность библиотеки составляли сказания иностранцев о России, редкие издания о войне 1812 года и о Наполеоне, книги по истории монастырей. Для домашнего музея Бахрушин отвел два этажа своего особняка на Воронцовом поле, где дважды в месяц собирался круг его друзей. Книги из собрания Бахрушина впоследствии поступили в фонды Государственной Публичной исторической библиотеки.

В записках Бахрушина приведены все знаковые имена коллекционеров второй половины XIX - начала ХХ вв. Представлены их интересы в области старины и искусства, краткие сведения о коллекциях и наиболее значимых их предметах. Среди этих собирателей - книжный антиквар и библиофил П.П.Шибанов, профессор Е.В.Барсов, братья П.М. и С.М. Третьяковы, меценат и издатель К.Т.Солдатенков, П.И.Щукин, нижегородский фотохудожник А.О.Карелин и многие другие. Упомянута среди них и одна дама. Для каждого из них указывается возраст, собирательский стаж, тематика и направленность его коллекций, их масштабы и ценность. Многие собрания Бахрушин осматривал лично, поэтому сведения о них чрезвычайно информативны и ценны.

Сам о себе А.П.Бахрушин написал не без юмора так: «Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь в чужих руках, тотчас же старается ее приобрести – в этом отношении он очень завистливый человек».

В заметках речь идет и о менее известных любителях предметов старины и искусства. Некоторые характеристики его коллег-собирателей весьма ироничны. Так, А.П.Бахрушин рассказывая об одном богатом коллекционере, сообщает, что тот, накупив множество произведений живописи старых иностранных мастеров, позволял себе переделывать не нравившиеся ему картины: он их реставрировал, убирая при этом неудачные, по его мнению, детали.

Бахрушин впервые описал психологию русских собирателей, их мотивы и духовный мир, он создал многомерный коллективный портрет этих людей особой породы, увлеченных и порой одержимых. Иногда они так привязаны к любимым предметам, что готовы ради них рисковать жизнью. Некоторые из собирателей нередко отказывали себе во всем ради составления ценного собрания. Бахрушин хорошо знал круг всех тех людей, которые однажды увлеклись собирательством. Бахрушин знал их пороки и отрицательные качества – это жадность, нечистоплотность действий, подчас невежество. Он ярко описывает нравы и обычаи старьевщиков и наиболее известных барахолок старой Москвы, главной среди которых был рынок у Сухаревой башни.
В книге опубликован каталог фотографических портретов из собрания А.П.Бахрушина. В них помещены портреты библиофилов, библиографов, издателей и букинистов, а также алфавитный список персон, чьи фотографии вошли в альбомы Бахрушина. Книгу завершают записки-воспоминания Алексея Петровича о Москве его времени.

Библиография. Международная книга: 54-44, 72-46.

Портал Кунцево Онлайн

Алексей Бахрушин

Книга А.П. Бахрушина «Кто что собирает» могла бы стать настольной для каждого серьёзного коллекционера, если бы не её раритетность: лишь немногие счастливчики могут похвастаться тем, что являются обладателями столь редкого издания. Особую ценность этому превосходному справочнику по крупным собраниям России конца XIX века придаёт то, что его составитель - известный купец и предприниматель, совладелец «Товарищества кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья» - был не просто близко знаком с предметом описания - он изучил его изнутри. Для того чтобы понять, как именно и чего ради, достаточно ознакомиться с «портретом» автора, который тот поместил на первой же странице своего труда: «Бахрушин Алексей Петрович, 40 лет, собирает с 1878 года; главное его собрание - библиотека преимущественно русских книг, старых и новых; последних больше, по разным отделам (всех отделов - 33), но преимущественно - история России, биографии, археология, география, этнография, литература, Rossica и художество. Есть и рукописи и автографы, но мало. Художественные собрания: бронза, медали, миниатюры на кости, гравюры, литографии, фотографии, рисунки карандашом, пером, гуашью, углём и акварелью, фарфор, стекло, майолика, предметы этнографии и прочее, и прочее, и прочее. Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих руках, тотчас же старается её приобресть - в этом отношении он очень завистливый человек. Кроме вышепоименованных вещей, у него есть масляные картины, но мало; было у него ещё порядочное собрание старинных русских бытовых вещей, но он их пожертвовал в Исторический музей в Москве».

Далее идут краткие, но выразительные и точные характеристики собирателей (преимущественно московских) и их коллекций - от самых крупных, вроде знаменитой картинной галереи П.М. Третьякова, до весьма незначительных, таких как «лавка старинных вещей» татарина Макаева. Вот как, к примеру, рассказывается о Петре Ивановиче Щукине (1853-1912), старшем из четырёх знаменитых братьев-коллекционеров: «Серьёзнейший собиратель из всех мне известных, потому что он не собирает ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Так, он изучил старые японские и китайские бытовые и художественные вещи, старинные польские кушаки, русскую парчу и нумизматику (нумизматика у него слабей всего). Обо всём этом он может прочесть целую лекцию с места в карьер! Имея такие серьёзные и полные сведения и свободные деньги, он в сравнительно короткий период времени, всего в 8 лет, составил чудесное и серьёзное собрание (этому также много способствовали его частые поездки за границу) старинных китайских и японских вещей, парчей, миниатюр и слуцких старинных тканных из шёлка и серебра кушаков. Кроме этого, у него не очень болыная, но серьёзная библиотека по художеству на русском и иностранных языках, много картин хороших мастеров, гравюр и много других интересных вещей. У Петра Ивановича есть ещё несколько братьев (сколько их - я верно не знаю, но думаю, что трое). Все они - тоже собиратели, но кто что собирает -не знаю, знаю только, что один собирает библиотеку по русской истории, другой - старинное серебро, а третий - эмали. Этот последний много отбивает у меня этих вещей, так как платит всегда щедрей меня, а потому многие торговцы несут прямо вещь к нему. Если попадётся действительно хорошая, то Щукин её не отпустит обратно. При его свободных средствах можно собрать много хорошего, за ним не угоняешься, потому что он в месяц может на своё собрание истратить более, чем многие другие за год». Жизнь показала, что высокая оценка А.П. Бахрушиным собирательской деятельности братьев Щукиных была верна: в 1905 году, когда П.И. Щукин решил передать свою коллекцию Историческому музею в Москве, она оказалась равной коллекции самого музея. Своё собрание Щукин подарил вместе с тремя зданиями, в которых оно располагалось, и с землёй, на которой эти здания стояли. Коллекции его братьев составили ядро Музея изящных искусств, ныне - ГМИИ им. А. С. Пушкина.

История создания Бахрушиным его энциклопедии частного собирательства в России вполне примечательна. Из-за болезни сердца Алексей Петрович редко выезжал из Москвы, однако в 1892 году врачи настояли на его поездке в Кисловодск. Там, на отдыхе, деятельный Бахрушин нашёл себе занятие: стал записывать всё то, что помнил о знакомых коллекционерах. Вернувшись с юга, он продолжил работу и начал подбирать к своим заметкам портреты собирателей. Так сформировались пять альбомов: «Московские коллекционеры. 1894», «Наши коллекционеры. 1895», «Наши книголюбы. 1897», «Московские букинисты и антиквары. 1899», «Наши книголюбцы. 1899».

По духовному завещанию Алексея Петровича в 1904 году его коллекция (33 000 книг, 160 рукописей, 22 000 предметов графики и декоративно-прикладного искусства) поступила в московский Исторический музей. Там же оказались бахрушинские записи о коллекционерах и их портреты. В 1916 году эти материалы были подготовлены к печати известным учёным, одним из крупнейших пушкинистов ХХ столетия Мстиславом Александровичем Цявловским (1883-1947). Книга увидела свет в издательстве знаменитого собирателя-библиофила Льва Эдуардовича Бухгейма (1880-1942).

Бахрушин Алексей Петрович (1853-1904)

Алекскй Петрович Бахрушин - купец, меценат, библиофил, собиратель русской старины.

Родился в Москве 22 апреля 1853 г. в купеческой семье. Окончил частный пансион Э.Х.Репмана и с 1870-х гг. занимался коммерческой деятельностью: был одним из совладельцев фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А.Бахрушин и сыновья».

Выросший в старой, еще сказочно богатой историческими памятниками и воспоминаниями Москве, А.П.Бахрушин рано проявил интерес к книгам и древностям. Первые приобретения были им сделаны в 1878 г. И с тех пор каждое воскресенье он проводил на Сухаревском толкучем рынке, в ряду антикваров. В поисках старинных вещей и рукописей Алексей Петрович по многу раз обошел все московские и подмосковные монастыри, лично познакомился едва ли не со всеми антикварами, букинистами и просто любителями старины. Не случайно именно ему принадлежит заслуга создания своеобразной «энциклопедии» частного собирательства России начала XX в. Это знаменитая в кругах коллекционеров книга «Из записной книжки. Кто что собирает», вышедшая в свет уже после смерти автора, в 1916 г.

Журнал «Голос минувшего» писал об этой книге: «Труд А.П.Бахрушина отличается интимностью и говорит о человеке, сумевшем закрепить, по одним воспоминаниям, многое ценное и интересное. «Кто что собирает» прочтется, несомненно, с неослабевающим интересом самими собирателями, библиофилами и всеми теми, кто интересуется личностью и трудами подобных деятелей. Но мало того, работа А.П.Бахрушина может стать источником для исследователей, историков русской культуры и искусства» (13, с. 300).

«Заметки о собирателях, - продолжал тот же рецензент, Н.В.Некрасов, - дают возможность нарисовать и портрет самого их автора. Это был не только страстный коллекционер, хорошо сознававший, что истинное собирательство как бы часть души собирателя, но требовавший серьезного отношения к делу и видевший в таком деле общественное служение, конечная цель которого - принесение в дар обществу своих сокровищ» (13, с. 301).

В живописной коллекции находился такой раритет, как портрет Петра I в голландском матросском костюме. Из коллекции фарфора владелец особенно дорожил изделиями русских фабрик второй половины XIX в. Среди них выделялось около тридцати фарфоровых фигурок фабрики Гарднера, изображавших «народности России».

Ядром крупнейшего собрания лубочных картин, принадлежащего Государственному Историческому музею, явилась коллекция А.П.Бахрушина. В ее составе такие выразительные листы, как «Райская птица Сирин» (первая половина XIX в.), «Душа чистая» (конец XVIII в.), «Древо разума» (1816), «Толкование премудрого льва, царя греческого» (вторая половина 1890-х гг.), «Райская птица Алконост» (1845). Часть художественной коллекции составляли живописные полотна, но таковых, по признанию владельца, было немного.

Ценнейшей частью собрания А.П.Бахрушина была портретная галерея коллекционеров, собирателей и антикваров. В ней насчитывалось 349 портретов (изображения 330 лиц), в том числе 76 гравюр, литографий, фототипий, фотографий с литографий и 273 фотографии с натуры (почти все «кабинетного» размера). Портреты были помещены в пять альбомов в дорогих переплетах с золотым тиснением на обложках: «Московские коллекционеры 1894» (72 портрета), «Наши коллекционеры 1895» (53 портрета), «Наши книголюбы 1897» (100 портретов), «Московские букинисты и антиквары 1899» (79 портретов), «Наши книголюбцы 1899» (45 портретов). В этой галерее представлены художник и коллекционер , самарский краевед П.В.Алабин, «покровитель русской старины и художеств» император Александр III, собиратель книг по истории зодчества архитектор Н.И.Артлебен, букинист А.А.Астапов, собиратель Г.А.Брокар, псковский любитель художественной старины В.И.Власов и многие другие.

Особое пристрастие питал А.П.Бахрушин к книгам. Начало его библиотеке было положено в 1872 г. приобретением «Сборника рукописей, представленных Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (Спб., 1872, Т.1). В его знаменитой на всю Москву библиотеке в начале нашего века насчитывалось около тридцати тысяч томов, которые сам владелец разделил на тридцать три отдела. Каких только изданий не хранили книжные шкафы! Золотым тиснением отливали тысячи корешков книг, посвященных истории, географии, археологии и этнографии России, редчайшие справочники и библиографические указатели, путеводители по городам и монастырям.

«Библиотекой в библиотеке» можно назвать собрание книг о Москве. Рядом хранилась превосходная и отменная по полноте коллекция с видами Москвы XVIII-XIX вв., насчитывавшая до четырехсот листов, а также подборка старинных планов города. А.П.Бахрушин собрал почти всю литературу по истории музейного дела в России, и в частности, о московских музеях, коллекциях, древлехранилищах.

Для размещения домашнего музея и библиотеки А.П.Бахрушин отвел лучшие комнаты на втором и третьем этажах своего особняка на Воронцовом поле. Вдоль стен здесь возвышались массивные дубовые шкафы, переполненные редчайшими изданиями, посредине комнаты и у стен стояли застекленные витрины, в которых хранились миниатюры, наиболее ценные рукописи, медали, печати, табакерки. В больших папках и ящиках - планы городов, старинные карты, виды монастырей и храмов, собрание рисунков. В нескольких папках - изображения Москвы в памятном 1812 г.

«У меня в библиотеке, - признавался Алексей Петрович в письме к библиофилу Н.Ф.Бокачеву от 23 февраля 1900 г., - яблоку негде упасть: везде книги, папки, опять книги, опять папки, и так далее, - свободного же места нет, да и быть не может: книги все прибывают и прибывают...» (1, с. 72).

Дважды в месяц, по вторникам, хозяин принимал у себя друзей и единомышленников - историков И.Е.Забелина, М.И.Семевского, П.И.Бартенева, хранителя Оружейной палаты В.К.Трутовского, хранителя Российского Исторического музея А.В.Орешникова, библиофилов А.И.Шувалова, К.М.Соловьева, Д.В.Ульянинского, собирателя гравюр С.П.Виноградова. В «книге посетителей» бахрушинского дома оставили автографы многие видные представители творческой интеллигенции конца XIX-начала XX в.: писатели В.А.Гиляровский и С.Д.Дрожжин, художники А.М.Васнецов и , скульптор С.М.Волнухин, архитектор И.Е.Бондаренко, ученые Д.Н.Анучин и А.Н.Веселовский.

«Купец Алексей Петрович Бахрушин, - отмечал в 1891 г. М.И.Семевский, - самородок; в нем, кроме занятия непосредственно ему принадлежащим торговым и фабричным делом, развита любовь к художеству, к истории, к библиофильству. Я любовался его библиотекой, в которой соединено до 9-ти тысяч томов книг, и все это с любовью и заботливо описано; я видел у него громаднейший альбом фотографических снимков достопримечательностей и святынь Москвы и многих других городов России. В витринах заботливо собраны автографы и различные предметы, напоминающие тех или других достопамятных исторических лиц» (14, с. 442).

Семья рус. купцов и промышленников, известная своей благотворительной и храмоздательной деятельностью. По семейному преданию, Б. происходили из касимовских татар. В ХVII в. предок Б. принял Православие и поселился в г. Зарайске Рязанской губ., где занимался перегоном скота и выделкой кож (по переписным книгам род Б. прослеживается в Зарайске с сер. XVII в.). В 1-й пол. XVIII в. Борис Федорович Бахрушин перенес торговлю из Зарайска в Москву, в 1821 г. его внук Алексей Федорович (1792-1848) переехал в Москву со своей семьей и открыл перчаточную фабрику в слободе Кожевники. С 1825 г. выполнял казенные заказы по поставке кож для солдатских ранцев, к 1831 г. имел сафьянный завод, в 1835 г. числился купцом 2-й гильдии, в 1836 г. приобрел дом на Кожевнической ул. После смерти А. Ф. Бахрушина делом стала руководить его вдова Наталья Ивановна и сыновья Петр (1819-1894), Александр (1823-1916), Василий (1832-1906). Несмотря на плохое финансовое положение завода после смерти его основателя, семья решила не отказываться от выплаты долгов, кроме того, по итогам каждого года часть прибыли решено было тратить на благотворительные цели. Благодаря реконструкции завода, проведенной еще А. Ф. Бахрушиным, усилиям членов семьи, а также большим казенным заказам в связи с Крымской войной производство наладилось, и в 1875 г. Б. создали одну из крупнейших фирм Москвы - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей». Промышленники активно участвовали в развитии Учетного и Купеческого банков, в продолжение мн. лет являлись гласными Московской городской думы. Александр Алексеевич принимал деятельное участие в работе Московского биржевого комитета.

Благотворительная деятельность Б. была чрезвычайно обширной. В 1887 г. на их средства на Сокольничьем поле была построена больница, названная в честь братьев Б. (совр. городская больница № 33 им. А. А. Остроумова). В 1893 г. при больнице открылся дом для призрения неизлечимо больных, в 1903 г.- родильный приют, в 1910 г.- амбулатория с рентгеновским кабинетом и светолечебницей. В 1911 г. больница стала клинической базой медицинского фак-та Высших жен. курсов. В 1895 г. промышленники выделили 600 тыс. р. на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот правосл. вероисповедания. В приюте воспитывались дети с 4-6 до 18 лет, им давали религ., нравственное и физическое воспитание, обучали ремеслу. (После 1917 в здании приюта нек-рое время размещался детский дом, перед Великой Отечественной войной - приют им. Коминтерна для детей-иммигрантов, впосл. весь комплекс зданий передан изд-ву «Мир» (1-й Рижский проезд, 2).) В 1898 г. на приобретенной Б. земле был построен комплекс Дома бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной, состоявший из 3 зданий. В год постройки Б. передали комплекс Москве. В 1912 г. здесь было 450 однокомнатных квартир, где проживали более 2 тыс. чел. (из них 600 вдов и ок. 1,5 тыс. детей), на 1-м этаже располагались комнаты для 100 учащихся девушек с бесплатной столовой. В 1906 г. Б. пожертвовали Москве 400 тыс. р. для бесплатного сельскохозяйственного приюта-колонии, строительство к-рого началось в 1914 г., к лету 1915 г. было построено 8 из 11 корпусов; полной реализации проекта помешала первая мировая война. В 1904 г. Василий Алексеевич Бахрушин на Смоленском бульваре, рядом со своим особняком, построил четырехэтажное здание, где разместились 6 начальных городских уч-щ. В 1906 г. по его завещанию были учреждены 5 стипендий: в Московском ун-те, МДА, Московской ДС, Академии коммерческих наук и в одной муж. гимназии. Александр Алексеевич уделял много внимания Якиманскому попечительству о бедных, при к-ром работали детский приют для девочек и богадельня; в 1915 г. пожертвовал 500 тыс. р. на строительство Народного дома в Замоскворечье. 21 марта 1901 г. Василий и Александр Б. за благотворительную деятельность были удостоены звания почетных граждан Москвы.

Жертвуя средства на постройку благотворительных учреждений, Б. стремились обеспечить их содержание и развитие. С этой целью выделялся капитал, проценты с него шли на поддержание и улучшение основанных Б. больниц, уч-щ и приютов. В общей сложности Б. пожертвовали Москве более 3,5 млн р. Они обязательно входили в попечительские советы учреждений, к-рым покровительствовали. Владимир Александрович (1853-1910) являлся председателем совета сиротского приюта им. Б. в Сокольниках, при главном доме совета в 3-м Монетчиковском пер. находились приют для девочек, столовые, учебные классы, мастерские. В 1910 г. в память о В. А. Бахрушине детскому приюту было присвоено его имя. Сын Владимира Александровича Сергей (1882-1950), выпускник Московского ун-та, историк, после смерти отца состоял председателем совета приюта в Сокольниках, приюта-колонии в тихвинском имении, совета Рукавишниковского приюта, членом попечительского совета профессионального уч-ща им. В. Лепёшкиной, членом Благотворительного тюремного комитета, Пятницкого попечительства о бедных.

Почти все представители семьи Б. были глубоко верующими людьми, строго хранившими традиц. правосл. уклад. Старшие в роде Б. являлись старостами и председателями церковноприходского попечительства в приходе Св. Троицы в Кожевниках (в 1870-1894 - Петр, в 1895-1916 - его брат Александр), проявляли неустанную заботу о благолепии и реставрации Троицкого храма, к-рый современники сравнивали по красоте и богатству церковной утвари с Христа Спасителя храмом . Весьма обширной была храмоздательная деятельность Б. При каждом благотворительном учреждении, построенном на средства промышленников, была создана правосл. церковь: в больнице имени Б.- в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и часовня во имя вмч. Пантелеимона, при сиротском приюте в Сокольниках - в честь Св. Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и мц. Наталии, при Доме бесплатных квартир на Софийской набережной - во имя свт. Николая Чудотворца, при приюте в 3-м Монетчиковском пер.- во имя равноапостольных Константина и Елены. По инициативе Василия Алексеевича Бахрушина в рабочем поселке близ Рогожской заставы был воздвигнут величественный храм во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне с приделами во имя св. апостолов Петра и Павла и мч. Александра. В завещании Василий Алексеевич оставил крупные денежные суммы Троице-Одигитриеву жен. мон-рю (где приняла постриг его сестра Евгения, в монашестве Олимпиада, затем Алексия), ц. во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне, церквам во имя Св. Троицы в Кожевниках и в Зубове, храмам при больнице им. Б., сиротском приюте в Сокольниках и Доме бесплатных квартир на Софийской набережной (сын Василия Алексеевича Николай (1872-1917) состоял старостой Никольской ц. при Доме бесплатных квартир). Причты церквей должны были пользоваться процентами с этих капиталов. Сын Петра Алексеевича Дмитрий (1844-1919) был среди главных жертвователей на храм Покрова Богородицы в Черкизове, освященный 6 июля 1903 г., близ станции Тарасовка Ярославской железной дороги, где располагалась его дача. Его брат Константин (1856-1938) много лет являлся церковным старостой и главой церковноприходского попечительства храма во имя свт. Николая в Кузнецах.

Многое сделали Б. для благоустройства Зарайска. В 1865 г. они купили там дом кн. А. Д. Волконского с прилегающим земельным участком, где к 1869 г. на средства Петра Алексеевича были построены муж. и жен. богадельни, сооружена домовая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В нач. XX в. Б. сделали щедрое пожертвование на восстановление обветшавшего Зарайского кремля и его храмов. Александр Алексеевич представил план перестройки главного собора кремля во имя св. Иоанна Предтечи, лично наблюдал за восстановлением храма. В 1912 г. он выделил 200 тыс. р. для строительства в Зарайске бесплатной больницы, к-рая по его желанию была названа во имя свт. Николая Чудотворца. В 1908 г. Николай Васильевич Бахрушин обратился к зарайскому городскому голове с предложением принять от него участок земли в 2 тыс. кв. сажен с домом, 2 флигелями, с конюшней, садом и пожертвовал 14 тыс. р. в процентных бумагах для устройства жен. общины, к-рая была открыта в 1909 г. в честь Рождества Богородицы, при ней действовали лечебница им. В. А. и В. Ф. Бахрушиных (родителей жертвователя) и детский приют. В годы первой мировой войны в лечебнице располагался лазарет для раненых воинов. Община просуществовала до 1919 г.

Неск. представителей семьи Б. были коллекционерами и меценатами. Алексей Петрович (1853-1904) состоял членом-соревнователем Исторического музея, членом Об-ва любителей художеств. В его доме на Воронцовом Поле дважды в месяц собирались известные коллекционеры, историки, писатели и художники (там бывали П. И. Бартенев , И. Е. Забелин , В. А. Гиляровский, М. И. Семевский, А. М. Васнецов и др.). А. П. Бахрушин собрал богатейшее книжное собрание (ок. 25 тыс. томов), коллекцию произведений искусства (иконы, гравюры, майолика, бисер, резная кость, рус. и европ. миниатюры); написал книгу о московских коллекционерах «Из записной книжки: Кто что собирает», субсидировал издания по истории правосл. Москвы: «Ризница ставропигиального Симонова монастыря» и «Историческое описание Николаевской в Воробине церкви» (1905). После смерти Алексея Петровича вдова передала его коллекцию произведений искусства в Румянцевский и Исторический музеи и учредила в ОИДР премию им. А. П. Бахрушина «за лучшее сочинение о Москве и Московской губернии». Др. известным коллекционером был Сергей Александрович Бахрушин (1863-1922), собиравший произведения рус. художников (в частности, М. А. Врубеля), предметы декоративно-прикладного искусства. В 1922 г. разбор его коллекций был поручен И. Э. Грабарю, затем все собрание разделили между провинциальными музеями. Алексей Александрович (1865-1929) известен как основатель Театрального музея в Москве. Он начал собирать свою коллекцию в нач. 90-х гг. XIX в., после постройки собственного особняка выделил для нее 1-й этаж здания, 25 нояб. 1913 г. передал свой музей С.-Петербургской АН с условием оставить его в дар Москве (сначала почетный попечитель, с 1919 назначен пожизненным директором музея). А. А. Бахрушин долгие годы был председателем Русского театрального об-ва, в 1904-1906 гг. в его доме на Лужнецкой ул. располагалось «Убежище для престарелых артистов» (затем для «Убежища» было приобретено специальное здание). В 1908-1910 гг. Алексей Александрович возглавлял работу Введенского народного дома. В 1897-1917 гг. был старостой ц. во имя св. Марии Магдалины имп. Московского театрального уч-ща и в 1917 г. спас иконостас этой церкви, передав его в Знаменский храм в Переяславской ямской слободе; в 1913-1917 гг. также являлся старостой ц. во имя св. Иоанна Предтечи в с. Афинеево (совр. Наро-Фоминский р-н Московской обл.).

Арх.: ГЦТМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 660, 670. Л. 1-3, 6, 8, 9, 15, 17, 18, 20; Д. 652, 692, 697, 781, 784, 787, 797, 804, 806, 809, 81, 870, 3203. Л. 52-54; 3230, 3133. Л. 30; 5182; РО МИГМ. Ф. 3. Д. 2. № 17; ЦАНТД. Мясн. Ч. 141-142/161. Д. 25; ЦГИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 991. Л. 1; Ф. 303. Оп. 456. Д. 645; Пупышева В . Н . Воспоминания. 1950-е гг. [Москва, частное собр.]; Сильверсван Е . Н . Кое-что о Бахрушиных, Сильверсванах, моем детстве и разные воспоминания. 1990-е гг. [Москва, частное собр.].

Н. А. Филаткина




Top