Кто из героев ремиза М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? Кто из героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему? Кто пострадал от воланда и за что

В "московских" главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического; от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей Миссия Воланда заключалась а том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману; "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гёте "Фауст"). Воланд нанес визит Москве. стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей.

Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь, окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов. Первая встреча Воланда произошла с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые спорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет жизнью, а не Бог.

А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни а дьявола и. пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о неопознанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание на том, что не бывает того, чего они не видели. Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы.

Следующей жертвой свиты Воланда стал директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: "Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение". А затем находчивый Азазелло предложил "выкинуть ко всем чертям из Москвы" Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, "выжига и плут", пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете.

Он вор, накопивший на обмане покупателей огромную сумму денег, которую "хранит в пяти сберкассах" и "дома под полом". В день сеанса черной магии он торгует осетриной "второй свежести". Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть "через девять месяцев от рака печени а клинике первого МГУ, в четвертой палате". А Коровьва и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству. При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом бегемотом.

Воланд со свитой подверг испытанию людей на жадность, После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую лачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался "денежный дождь", люди кинулись на деньги и готовы были раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему "разоблачения", публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться.

Поэтому Воланд с грустью заключает "Ну что же... они * люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны., ну, что ж... и милосердие и нища стучится в их сердца...

обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету.

Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли "московское народонаселение", он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также процветают воровство, доносительство, взяточничество, и люди утратили нрав ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда.

Чтобы восстановить - справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.

Ну что же, они -люди как люди. Любит деньги, по ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны; ну, что ж? и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос таимо испортил их.
Слова Воланда, взятые в качестве эпиграфа, сказаны им после наблюдения нравов и образа жизни москвичей. Но мессир не остановил действия своей свиты, а продолжил свои наблюдения. Свита же его просто создавала ситуации, в которых люди наиболее ярко проявят свои качества. И, наблюдая их, Воланд смог сделать такой вывод.
Конечно, он мог бы увидеть это и в обыкновенной жизни москвичей, только наблюдая за ними со стороны. Ведь всякое вмешательство может изменить не просто жизни отдельных людей, но и историю всего народа.
Однако, как мы дальше видим, у таинственного гостя столицы были свободны только несколько дней. Он приехал на встречу, которая происходит раз в сто лет и после нее спешно должен уехать. И, чтобы увидеть, как люди ведут себя в определенных условиях, свита и создает эти условия специально для отдельных людей и для целой группы в «пол-Москвы». Но в результате попадающие в эти условия люди гибнут или попадают под следствие, или в психиатрическую лечебницу. Действительно ли так жестоки эксперименты таинственных гостей столицы? Спасся ли хоть кто-нибудь от этих испытаний?
Свита незваного гостя, хотя и недолго пробыла в Москве, однако успела познакомиться с большей частью города. И каждый человек в большей или меньшей степени пострадал от них. Если объединить всех пострадавших в группы, то мы увидим, что на сеансе черной магии в варьете мессир объяснил все причины, по которым простые обыватели Москвы стали его жертвами: чрезмерная любовь к деньгам, любопытство, легкомысленность и квартирный вопрос.
Возьмем, к примеру, председателя жилтоваршцества Никанора Ивановича Бо-сого/Гибель одного из жильцов его дома стала для него лишь новым случаем подзаработать денег. Не напрасно его встречали в коридорах, брали за руки, таинственно заглядывали в глаза и задушевно шептали на ухо. Всем известна была продажность председателя, а он только ждал самого выгодного предложения. К его безмерной любви к деньгам примешивается и легкомыслие. Увидев неожиданно большую сумму, Никанор Иванович совершенно не обратил внимания на обстоятельства, которые всем бросались в глаза: внешний вид предложившего деньги человека. Он вспомнил об этом, когда было уже слишком поздно. И неожиданно у человека появилась совесть и продолжила его мучения. Ведь страшные сны, мучавшие Босого в больнице, были результатом того, что ему стало стыдно за свои дела. Как сказал мессир черный маг, в общем, человек он был неплохой. Однако, он не был и хорошим человеком. Итак, Босой стал жертвой собственной жадности.
Театр варьете был полон зрителей. Но никто из них не удивился ни посыпавшимся с неба червонцам, ни внезапному появлению на сцене великолепного дамского магазина. Именно желание без труда получить желаемое и легкомыслие толкало на сцену женщин и даже мужчин. Никто из них не задумался, за что он может получить такое благо: безмерное количество денег и необыкновенные вещи, которые невозможно купить в московских магазинах. Только высокий чиновник пожелал разоблачения. И женщины, сопровождавшие его, не бросились в «магазин». Эта группа была в отстранении от массы людей. Высокий пост позволял ему иметь все желаемое. И он потребовал категорически разоблачения. И получил его. Разоблачили его самого, чем обеспечили ему большие неприятности дома и, вероятно, на службе. Снова человек сам был повинен в собственных несчастиях. Ему очень хотелось всенародно оскорбить и унизить чародея. Видимо, это доставляло ему большое удовольствие и дома, и на службе, и в театр в тот день он пришел лишь ради этого. И он получил возможность почувствовать себя всенародно оскорбленным.
Примером жертвы другого рода можно представить Ивана Бездомного. Он, напротив, очень внимательный и недоверчивый. Встретив подозрительного незнакомца, он старается установить его личность, чтобы «доложить куда следует». И все же Иван становится первой жертвой мастеров черной магии. Увидев внезапную смерть Берлиоза, Иван понял, как нелепы могут быть утверждения человека о его способности управлять миром. Затем Иван запутался до того, что не мог уже управлять даже собственными мыслями и желаниями. Иван стал жертвой не Во-ланда, но самого себя. Так же и другие жители Москвы стали жертвами собственной алчности, глупости, эгоизма. -.
Во всей Москве Воланд с компанией нашел лишь одну чистую и бескорыстную душу. Только один человек получил от него то, что хотели получить все. Это была Маргарита, искренно полюбившая Мастера и желавшая для себя только одного: возможности наслаждаться покоем любимого человека, и, хотя, по мнению Волан-да, Мастер не был достоин такого, Маргарита заработала это для него. Но покой среди людей невозможен. И Маргарита со своим Мастером покинули людей, землю и отправились вслед за странной группой, неизвестно, откуда появившейся и неизвестно, куда ушедшей.

Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему

Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис-тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна-жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро-мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глаз.

Первой жертвой свиты Воланда становится Берли-оз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ». Воланд предсказывает ему скорую гибель, что сбывается с поразительной точно-стью. Чтобы понять, почему он стал жертвой нечистой силы, нужно прежде всего задуматься над тем, что являл собою возглавляемый им МАССОЛИТ. Раз-говор Берлиоза с Бездомным дает об этом некоторое представление.

Бездомному, входящему в МАССОЛИТ, заказана антирелигиозная поэма. Он написал ее не так, как требовалось, и вот теперь редактор Берлиоз разъясня-ет ему, как и что надо было изобразить. О правдивом описании действительности речи в ведомстве Берлио-за никогда не шло, не идет и теперь. Данная поэма — не первое подобное (заказное) творение Бездомного, а Бездомный — не единственный в МАССОЛИТЕ автор, занимающийся такого рода работой. За это наказан и сам Иван, оказавшийся в сумасшедшем доме и нашед-ший, к счастью, в финале свой истинный путь.

Творцам из МАССОЛИТА противопоставлен в ро-мане Мастер, для которого творческая свобода — вещь принципиально важная. Враждебно относится к МАССОЛИТовцам и сам автор, на собственном опыте узнавший, что значит противостоять таким, как Бер-лиоз.

Яркое представление о МАССОЛИТЕ читатель по-лучает, ознакомившись с описанием «Дома Грибоедо-ва». Красноречиво говорят о содержании деятельно-сти литераторов, а также о самой цели пребывания их в МАССОЛИТЕ многочисленные вывески, а также разговоры писателей. «Рыбно-дачная секция», «Од-нодневная творческая путевка», «Квартирный во-прос» — это лишь некоторые из них. Ресторан в «Гри-боедове» «считался самым лучшим рестораном в Мо-скве», потому что он отличался «качеством своей провизии» и тем, «что эту провизию отпускали по са-мой сходной, отнюдь не обременительной цене». Ма-териальные выгоды зовут писателей в МАССОЛИТ, а не их подлинное призвание. Они же лишают их чести и совести. С горькой иронией писатель говорит о том, что шикарные дачи получают «наиболее талантли-вые» литераторы МАССОЛИТа и что в саму эту орга-низацию нельзя было вступить, не имея «литератур-ного таланта».

Наказан и напуган свитой Воланда также Степа Лиходеев, директор театра Варьете, безответствен-ный руководитель, вся жизнь которого состоит из по-сещения увеселительных заведений и прочих развле-чений. «Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том что им поручено. Начальству втирают очки!» — так характеризует Степу Коровьев. «Он такой же ди-ректор, как я архиерей»,— присоединяется к нему Азазелло.

Разоблачен нечистой силой Никанор Иваныч Бо-сой, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице». Воланд говорит о нем, что он «выжига и плут». В предложении «переводчи-ка» «заключался ясный практический смысл», по-этому Босой и приял его. За взяточничество, злоупот-ребление служебным положением наказан Босой. «... брал! Брал.... Прописывал за деньги, не спорю, быва-ло», — признается он.

Не проходит свита Воланда и мимо администрато-ра Варьете Ивана Савельевича Варенухи, который с удовольствием соглашается отнести кляузу на Лихо-деева куда следует. Кроме того, по мнению нечистой силы, Варенуха хамит и лжет по телефону. Пройдя «перевоспитание», Иван Савельевич приобрел всеоб-щую популярность и любовь за свою невероятную от-зывчивость и вежливость.

Жертвой свиты Воланда становятся и зрители Варьете, «отоварившиеся» в дамском магазине на его сцене. Охваченные алчностью они хватали в нем все подряд. Их дальнейшее обнажение символизирует об-нажение пороков.

Прямо на сеансе в Варьете нечистая сила разобла-чает Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председа-теля акустической комиссии, изображающего из себя «интеллигентного и культурного человека» и беруще-го без зазрения совести под весьма сомнительное по-кровительство «хорошеньких девиц». Позже на до-просе ему пришлось рассказать «и про Ми лицу Анд-реевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыра-зимые муки» и чем нечиста была его совесть.

Наказан за донос Алоизий Могарыч. Прочитав ста-тью Латунского про роман мастера, он написал на него жалобу о том, что тот хранит у себя нелегальную литературу. Цель этого кляузничества состояла в же-лании избавиться от мастера и занять его комнату. Несмотря на дружбу, Алоизий Могарыч предал мас-тера, он совершил подлость, стремясь извлечь для себя выгоду любыми средствами.

Удивительное превращение происходит с предсе-дателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем, постоянным девизом которого на работе стали репли-ки вроде «не принимаю», «вы чего без доклада влезае-те», «я занят». Превращение бездушного, грубого и ленивого горе-руководителя в говорящий костюм весьма символично.

Обличен нечистой силой заведующий филиалом зрелищной комиссии, «вконец разваливший облег-ченные развлечения». «Очки втирал начальству!» выдает его коллега.

Жестоко обошлась свита Воланда и с Максимилиа-ном Андреевичем Поплавским, приехавшим из Киева в Москву. «В чем же было дело? В одном — в кварти-ре»,— сообщает о нем автор. Поплавского «мысль о переезде в Москву настолько точила., в последнее вре-мя, что он стал даже худо спать». Смерть Берлиоза по-казалась ему отличным шансом реализовать свои дав-ние намерения. Максимилиан Андреевич готов был «невзирая ни на какие трудности… унаследовать квартиру племянника на Садовой». Его не огорчила смерть родственника, она стала средством достиже-ния корыстных целей. За корысть он и поплатился.

До смерти напугали проделки нечистой силы бу-фетчика Сокова, большого мошенника, нажившего капитал на продаже некачественных продуктов и об-мане посетителей буфета.

Досталось и той самой Аннушке, разлившей на горе Берлиоза свое масло. Аннушка умеет притво-ряться «весьма искусно», ее не терзают муки совести. Найдя драгоценность, она не прочь «камушки-то... выковырять» или «распилить ее на куски», У схва-ченной с поличным Аннушки наглость сразу пропада-ет, она полностью преображается и многократно по инерции кричит свое «мерси».

Лицемер же Николай Иваныч не случайно превра-щается в борова. Изображая из себя добропорядочно-го семьянина, он не прочь при этом завести отноше-ния с Наташей. Николай Иваныч глуп и труслив. Воз-вратившись с бала сатаны, он требует удостоверение «на предмет предоставления милиции и супруге», но позже оказывается арестованным «исключительно по глупости своей ревнивой» жены. На допросе Николай Иваныч «не счел нужным упомянуть о том, что он явился в спальню с выброшенной сорочкой в руках и что называл Наташу Венерой».

Жертвой свиты Воланда становится также Смир-новский рынок, на котором цены «кусаются» и обслу-живаются только обладатели валюты, в основном го-ворящие на чисто русском языке.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков-сатирик беспощадно бичует самые разные людские пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, хан-жество и др. Наказание его героям в них самих. Они наказаны тем ужасом, который поселился в их душах и остался там даже после исчезновения Воланда.

Разделы: Литература

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
  5. Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
  2. Портрет М. Булгакова, работы учащихся: плакат к произведению, изображение Фемиды (Богини правосудия).
  3. Разрезанные портреты Воланда (карточки для работы).<Рисунок 1 >,<Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.
  4. Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.
  5. Презентация, выполненная учителем «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам». <Приложение 1 >
  6. Презентации учащихся (Д/з) <Приложение 2 >

Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.

На первом уроке ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:

(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)

Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль )
Добро и зло.

Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите пожалуйста тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:

Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(Обратить внимание учащихся на то, что в правом эпиграфе задаются вопросы Почем у, зачем , откуда зло ? )

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснемся со временем, историей, местом создания романа.

Ну, что ж мы отправляемся. Виртуальная экскурсия.

2. Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам»

В презентации:

Дом-музей Булгакова в Киеве.

Приезд Булгакова в Москву.

Булгаковский дом в Москве.

На Патриарших

Экскурсия в квартиру № 50 на Садовой 10. (состояние квартиры сегодня).

Учитель: Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило?

(Школьников не должно оставить равнодушными состояние квартиры №50 сегодня)

Квартира выглядит, действительно так, как будто там только что закончился бал у

Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?

Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.

Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).

Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет?

(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).

Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.

(Учащимся выдаются разрезанные карточки, где несколько портретов различных героев, также 3 иллюстрации с изображением Воланда. Ученики в группах составляют один из возможных.)

Ребята объясняют, почему портрет получился именно таким, зачитывают цитаты из произведения. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на 1 уроке.

Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?

Добро или зло несет он?

(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №2, ребята представляют отчет о проделанной работе).

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Группа №1 представляет презентацию <Приложение 2> и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

Один из учащихся исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:

Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!

Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?

Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
  3. Чего опасается Воланд и его свита?
  4. Кто или что способно открыть человеку истину?
  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.

4. Оформление таблицы.

Примерное заполнение таблицы

Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

(Один из учеников читает наизусть стихотворение)

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…

Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.

Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!

Список литературы:

  1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998.
  2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991.
  3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986.
  4. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л. Наука.1991.
  5. Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М. 2000.
  6. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”. 1997 г.
  7. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997.

Развивая мистическую и сатирическую сюжетную линию в романе-мифе «Мастер и Маргарита», Булгаков изобразил современную действительность. Одна из главных задач писателя состояла в том, чтобы раскрыть нравственные стороны человека. С этой целью автор рисует в романе выразительный мифический персонаж- Воланда, князя тьмы, сопровождаемого свитой (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла). В «московских» главах романа, где описана деятельность Боланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического - от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей. Миссия Воланда заключалась в том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за две тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете, «Фауст»).

Воланд нанес визит Москве, стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей. Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов.

Первая встреча случилась у Воланда с председателем МАССО-ЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые поспорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет своей жизнью, а не Бог. А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни в дьявола и, пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о не-познанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание па том, что не бывает того, чего они не видели, Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы.

Следующей жертвой свиты Воланда стал директор варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение». А затем находчивый Азазелло предложил «выкинуть ко всем чертям из Москвы» Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, «выжига и плут», пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете. Он вор, накопивший ка обмане покупателей огромную сумму денег, которую «хранит в пяти сберкассах» ж «дома под полом». В день сеанса черной магии он торгует осетриной «второй свежести». Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть «через девять месяцев от рака печени в клинике первого МГУ, в четвертой палате». А Коровьев и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству.

При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом Бегемотом. Воланд со свитой подверг испытанию людей ра жадность. После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую пачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался «денежный дождь», люди кинулись за деньгами и были готовы раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему «разоблачения», публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться. Поэтому Воланд с грустью заключает: «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» Воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету.

Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли «московское народонаселение», он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также, процветают воровство, доносительство, взяточничество и люди утратили нравственные ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда. Чтобы восстановить справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.




Top