Кто изображен на доме плачущей вдовы. Дом плачущей вдовы

Есть здания и архитектурные достопримечательности, которые привлекают своим внешним видом, но на деле оказываются «пустышкой» никакой интересной легенды или истории. Есть такие постройки, мимо которых пройдешь и не заметишь, но стоит немного окунуться в его историю, как сразу каждый камень в этом здании оживает и увлекает в далекое путешествие. А есть архитектурные жемчужины, которые приковывают к себе взгляды прохожих и уносят в водоворот своих тайн, загадок и истории. Именно к таким является Дом плачущей вдовы в Киеве. Фасад в стиле модерна, венчающийся необычной скульптурой женщина, легенды, которые окутывают появление этой женской маски на здании и даже история самого особняка достойны того, чтобы уделить ему достаточно времени.

С чего началась история «плачущей вдовы»

Особняк Аршавского - именно так назывался, да и сегодня называется этот дом неподалеку от Мариинского дворца. Некогда на его месте был небольшой одноэтажный ветхий дом, который был выкуплен купцом Сергеем Аршавским. На его месте в 1907 году появился двухэтажный особняк для купца и его семьи. Тогда еще он не носил название Дом «плачущей вдовы», а так и назывался «особняк Аршавского», о чем по сей день свидетельствуют инициалы купца на фасаде: АС. Правда так сложилось, что сразу после окончания строительства семья купца вынуждена была жить на первом этаже, а второй отдать под сдачу, ведь все деньги ушли на строительство здания.

После полного разорения в августе 1913 года особняк был продан купцу Товию Эпштейну и его жене. Именно его супруга Груня и была единственной вдовой, которую видел особняк. Она пережила своего горячо любимого мужа на 5 лет. И именно с Груней связана легенда, которой манит туристов Дом плачущей вдовы в Киеве. Гласит она о больших страданиях Груни, которая нашла способ видеться с покойным мужем. Для этого она надевала специальную маску, привезенную из индийского храма. В момент, когда маска была на вдове, посередине лба загорался «третий глаз», который освещал темноту и перед Груней появлялся дух ее супруга. Когда вдова заболела и не могла вставать, она приказала создать маску, чтобы приходящий дух мужа мог видеть облик и думать, что это его любимая. После смерти сердце Груни было замуровано в ту же маску.

Эта легенда так плотно окутала особняк, что маскарон в виде женского лица сегодня больше, чем просто оригинальное решение архитектора. Кстати, построено здание было по проекту архитектора Эдуарда Брадтмана.

Дом плачущей вдовы - иллюзия или мистика?

Кроме легенды, которая прочно связана с особняком, есть и другие. Одни гласят о том, что усадьбу для своей сестры, не нашедшей личного счастья, возвел В. Городецкий. Другие истории рассказывают о влюбленных герцогине и моряке, которые скрывались в стенах дома. С тех пор, как любимые и дети герцогини погибли в море, плачущая маска напоминает о ее страданиях.

Но не только такие загадочные объяснения необычного маскарона имеются в арсенале. В ходе исследований было сопоставлено несколько исторических образов с изображением на фасаде усадьбы. Одни приписывали ему образ Медузы Горгоны, другие птицу Алконост из картины Васнецова, ведь за лицом женщины отчетливо видны крылья. Но самым правдоподобным стало сравнением маскарон с мифическим образом Гамаюн, также изображенным Васнецовым в 1897 году. Это образ птицы, знающей все, которая открывала знания о грядущем только тем, кто имеет дар узреть их.

Казалось бы, что особенного в этом маскароне, ведь есть и дома с химерами, почему же вдова так интересует не только туристов, но и специалистов из разных областей? Чтобы понять это, достаточно увидеть Дом плачущей вдовы в Киеве во время дождя. Даже люди с полным отсутствием фантазии смогут увидеть, как по ее лицу стекает слезы. Что это - иллюзия? Магия? Или просто хорошо продуманная система сбора и слива дождевой воды?

Роскошная архитектура и известные гости особняка

Какие загадочные тайны и легенды не окружали усадьбу, не менее привлекательным для каждого остается и его архитектурный стиль. Выполнено здание в стиле модерн, о чем свидетельствуют строгие линии, смягчающиеся определенной отделкой из различных материалов. Фасад, выполненный из желтого кирпича, отлично дополняется коваными изделиями, лепниной, а также гранитом и плиткой. Над основной линией фасада виднеется столь нашумевший маскарон женского лица, который только подчеркивает стиль модерн. Парадная лестница выполнена из мрамора, что не может остаться незамеченным. На каждом этаже находились комнаты, кухня и буфет. В подвале был винный погреб и прачечная.

С 1994 года стены «гостеприимной вдовы» посетили многие известные люди, в том числе Кондолиза Райс, Мадлен Олбрайт, а экс-президент Леонид Кучма был частым гостей в бильярдной этого дома.

Это лишь крупица интересных фактов, тайн и загадок, которые хранит Дом плачущей вдовы. Киев полон удивительных достопримечательностей, которые могут раскрыть для вас еще много всего неизвестного. Опустившись в конец страницы, вы найдете уникальный продукт, который окунет вас в историю загадочного дома - это аудиогид. Бесплатная версия содержит в себе немного основной информации. Если же вы хотите узнать то, что не доступно на страницах книг и интернет-порталах, тогда платная версия ждет вас. С аудиогидом вы получите настоящее удовольствие, путешествуя по разгадкам и интересным фактам создания и истории усадьбы. А взбодрить вашу фантазию помогут уникальные фотографии достопримечательности, которые являются бонусом к платной версии аудиогида. Экскурсовод в кармане - это не только удобно, но и очень увлекательно!

На первый взгляд - обычное здание. Почти наверняка каждый из нас, спеша по своим делам, прошел бы мимо него, не поднимая глаз, если бы не одна занятная деталь - грустное лицо красивой женщины на фасаде. Именно оно и привлекает внимание к этому дому. Именно оно и сделало здание популярным, порождая легенды, слухи и толки. Именно с ним связано народное название дома. Ведь очаровательная незнакомка, украсившая фасад здания, не просто грустит - в дождливую погоду она безутешно плачет, так как капельки влаги, словно слёзы, струятся по каменному лицу.

Выходит, здание принадлежало вдове? Вовсе нет. Известно, что заказчиком особняка выступил полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский. Он обратился к известному архитектору Киева Эдуарду Брадтману , который и возвел это здание в 1907 году. Заказчик, хоть и был вынужден сдавать верхний этаж особняка, благополучно прожил в нем с женой и четырьмя детьми вплоть до 1913 года.

Откуда же взялась "вдова"? У каждого киевского экскурсовода припасена своя легенда на этот счет, и не одна. экскурсантам предложат множество версий о происхождении этого названия, одна романтичнее другой.

А те, кто настроен более прозаично, поведают о том, что лицо женщины - это не более чем декоративная особенность, присущая стилю модерн, в котором и выполнен особняк, так называемый античный маскарон. Обычно он выступает символом домашнего очага, своеобразной защитой от дурного глаза, слухов и сплетен. Кто бы мог подумать, что в данном случае этот символ, наоборот, станет их источником!

Кроме загадочного лица женщины, у здания есть и другие отличительные черты. Так, каждый из фасадов здания имеет свое решение. Нашим взорам сегодня доступны два парадных фасада (перекресток улиц Банковой и Лютеранской). Они отделаны лабрадоритом - высококачественным облицовочным материалом, присущим монументальной архитектуре, а также серым гранитом и искусственным камнем под руст. Здание также украшают лепнина из кирпича, керамическая плитка, кованный металл. Над одним из балконов парадного фасада вырезана монограмма заказчика и владельца здания - СА (Сергей Аршавский).

После Аршавского Домом Плащущей вдовы владел купец Тевье Апштейн. После революционных событий особняк был национализирован. В разное время в нем располагались: Федерация иностранных групп при ЦК компартии, Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, правительственные структуры. Сегодня здание находится на балансе Администрации Президента. Вероятно, его используют для приема и размещения высокопоставленных гостей.

Бывают такие мужчина и женщина, о которых можно сказать, что это две половинки одного целого. Они чувствуют состояние друг друга и не представляют жизнь друг без друга. Они никогда не ссорятся, хотя и имеют свой собственное мнение. Такими был купец Товий Моисеевич Апштейн и его жена Груня Иосифовна. Жили они прекрасно, в любви и согласии на зависть знакомым и соседям.
Как-то шутя купец спросил жену: «Что ты будешь делать, если я умру?»
- А ты не умирай! - рассмеялась она в ответ.
Так и закончился этот разговор. Но вскоре муж заболел. Не сильно, обещал быстро поправиться, однако через пару дней он завершил свой жизненный путь. Вдова была безутешна. Она сначала ударилась в религию, потом в мистику, страдая, и не зная, как жить дальше.
Одним зимним утром она вышла из своей комнаты позже обычного. Румянец светился на её щеках, глаза, впервые за много дней, прошедших после смерти мужа, сияли каким-то таинственным светом... На все вопросы она ничего не отвечала, а в скором времени посыльный привез ей небольшую темно-зеленую коробку, в которой лежал странного вида женский головной убор и две книги в коричневом кожаном переплете.
Несколько дней Груня Иосифовна почти не выходила из своей комнаты. О том, что с ней происходит, она не отвечала, а в скором времени стала выпроваживать прислугу из дому намного ранее обычного. После этого запиралась в своей комнате, гасила свет, хотя долго не ложилась в постель. Это неимоверно заинтересовало молодую служанку, которая общалась с хозяйкой чаще других.
Как-то она договорилась с дворецким провести время в доме напротив, надеясь увидеть что-то необычное в окнах хозяйки. Как же они удивились, когда за полчаса до полуночи увидели в окне саму Груню Иосифовну!
Она стояла, всматриваясь вдаль, и делала какие-то непонятные движения руками. Слугам казалось, что её руки - это крылья огромной птицы... На хозяйке был какой-то странный головной убор, в котором её голова была похожа на голову Птицы Гамаюн… А посреди лба, там, где рисуют третий глаз, было пульсирующее и отсвечивающее в темноте лунным светом пятно...
Слуги решили, что хозяйка сошла с ума из-за потрясений, связанных со смертью её любимого мужа. Долго не решались задать прямой вопрос хозяйке, но однажды всё же решились. Дворецкий сообщил хозяйке, что её видели из дома напротив в странном состоянии. Хозяйка не смутилась и ответила, что действительно стояла у окна и наблюдала вдали сияние и свечение.
Со временем слуги перестали обращать внимание на странное ночное поведение хозяйки. А вскоре она раскрыла свою тайну, рассказала, про сон, в котором к ней пришел покойный муж и сказал, что очень скучает по ней, хочет видеть свою любимую Грушеньку, но не зовёт к себе, а в определенные ночи будет появляться около дома перед окнами её комнаты. Сообщил, что и она сможет его увидеть, но только тогда, когда прочтёт те самые старинные книги в кожаном переплёте, а на ней самой будет надет головной убор, присланный из одного индийского храма. Сделав необходимые приготовления, она стала ждать прихода мужа. За 37 минут до полуночи она увидела перед домом полупрозрачную человеческую фигуру по цвету напоминающую белоснежное облако... Это был он - её любимый... Говорить они не могли, но прекрасно понимали друг друга. Признавались, что при жизни недостаточно ценили свои отношения, иногда невольно обижали друг друга. Муж дал понять, что ему плохо без неё, но звать её к себе в царство небытия он не хочет. Мысленно они разговаривали до рассвета, потом он исчез, растворившись в дымке восходящего солнца... А она ждала прихода ночи и следующей встречи.
Через несколько месяцев на своей кровати умирала хозяйка этого дома, Груня Иосифовна. Она знала, что никогда уже не поднимется с кровати, и, как ей казалось, жить оставалось всего ничего. И вместо того, чтобы распорядиться, какую биржу выбрать, куда лучше пристроить свой завод и в каком банке следует сохранить свои активы, она думала о человеке, которого давно уже не было вместе с ней, но который был ей дороже всех бирж и заводов: о своём муже. Она попросила сыновей обратиться к знакомому архитектору, чтобы тот, пока она ещё жива, установил на доме лик с её изображением, в той самой волшебной маске.
- Зачем всё это? - спрашивали родственники, - возможно, ты скоро сама его встретишь...
- Когда я его встречу - неизвестно, а если любимый придёт к дому и не увидит меня? - возражала хозяйка.
Лик прикрепили к фасаду дома. А сделали это после того, как умирающая хозяйка провела своей рукой по холодному камню лица. Как будто отдавала свои последние силы и душу той, из камня, которая будет смотреть на живой мир после её смерти... Так пусть дорогой и любимый муж видит её и знает, как она его сильно любит и как страдает без него.
Вскоре вдова умерла, а сердце, по её просьбе, поместили во флакон и замуровали за той самой маской. И влюблённые снова могли общаться друг с другом. Любовь оказалась сильнее смерти!
Говорят, если в тихую лунную ночь, встать перед окнами хозяйки дома, то можно увидеть странное свечение и услышать тихий и нежный шёпот - шёпот мужчины и женщины. А ещё увидеть, как в дождливый день по её лицу текут слёзы. И услышать, как тихо бьётся её любящее сердце...

Другие истории, связанные с домом.
Многие известные личности гостили в этом доме, желая увидеть чудо общения влюблённых. Здесь бывали и госсекретари США Кондолиза Райс и Мадлен Олбрайт, и опальный Борис Березовский, и Владимир Путин, и многие другие. Но никто из них не смог разгадать загадку двух влюблённых. Потому что никто из них не мог так сильно любить, как они.

Прочие версии появления женского лика на доме № 23.
Одну из них рассказал Виталий Врублевский, помощник первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, работавшего в бывшем здании ЦК рядом с особняком. Миф приписывал возведение «дома плачущей вдовы» Владиславу Городецкому: «Его Городецкий, якобы, построил для своей сестры, у которой не сложилась личная жизнь».
Вряд ли сестре это могло бы понравиться, когда прохожие показывали бы на её изображение на фасаде дома и говорили: "Это та самая, на которой никто в городе не захотел жениться!"
Согласно другой версии в особняке когда-то скрывались влюбленные капитан и герцогиня. Но со временем произошло несчастье - возлюбленный и дети герцогини погибли в море. С тех пор безутешное лицо красавицы увековечено на барельефе. Данная версия вызывает множество вопросов. Почему, например, хозяин дома согласился увековечить чужую для себя женщину, и как на такое решение отреагировала бы жена хозяина, увидев на своём доме барельеф посторонней, пусть даже очень хорошенькой женщины...

Загадочный и прекрасный «Дом плачущей вдовы» (его еще часто называют «Домом безутешной вдовы») находится в самом центре . Точно не известно, почему дом получил такое поэтическое название, но на фасаде виднеется женская маска. Когда в столице идет дождь, из каменных глаз женщины текут слезы.

История дома

Ранее на углу улиц Лютеранской (Графская) и Банковой стояла деревянная одноэтажная усадьба, которую в 1882 году приобрел коллежский советник Андрей Гербаневский. Кроме дома, на территории был небольшой сад с фонтаном, конюшня, каретная. В 1902 году этот дом унаследовал Лев Гербаневский – помещик с Пирятинского уезда.

В 1905 году этот одноэтажный дом вместе с близлежащей территорией покупает полтавский купец Александр Аршавский. Именно благодаря ему на месте небольшого дома появился роскошный дом, который впоследствии называли особняком Аршавского.

Сразу после сделки Аршавский заказал разработать проект нового дома киевскому архитектору Эдуарду-Фердинанду Брадтману. Чтобы увековечить свое имя в истории столицы, Александр Аршавский решил оставить после себя шедевр архитектуры, поэтому не скупился и выбрасывал кучу денег на работу и на материалы. Также были построены два гаража для автомобилей, комнаты для прислуги, 2 погреба, а украшал всю эту роскошь большой сад.

Строительство начали в 1907 году, а уже в 1908 году на Графской красовался двухэтажный особняк в стиле модерн. Однако на возведение всей этой роскоши Аршавский потратил огромную сумму денег, поэтому вынужден был второй этаж сдавать в аренду В. Слатвинскому. Однако когда особняк стало удерживать слишком дорого, Александр Аршавский продал его богатому купцу Тевье Апштейну в 1913 году. Через 4 года купец умирает, а его вдова, Труня Иосифовна, вместе с семьей прожила в этом особняке еще 2 года. Кто знает, но возможно она так тосковала за своим мужем, что особняк стали называть «Домом безутешной вдовы».

В 1918 году «Дом плачущей вдовы» в Киеве национализировали, а потом закрыли на реконструкцию. В течение десятилетий здесь размещались различные организации. Однако с 1994 года бывший особняк Аршавского стал официальной резиденцией Президента Украины. Сегодня здесь останавливаются иностранные делегации и гости главы государства. Для простых посетителей вход закрыт, но остается возможность любоваться архитектурным шедевром снаружи.

Как доехать

«Дом плачущей вдовы» расположен по улице Лютеранская, 23. Ближайшая станция метро – «Крещатик». Идти нужно по улице Городецкого, через площадь Ивана Франко выйти на улицу Банковую, где стоит еще один архитектурный шедевр – . Затем идти до перекрестка улиц Банковой и Лютеранской, где и расположен «Дом безутешной вдовы».

Строение по улице Лютеранская 23, известное как особняк Аршавского или еще более известное как дом «плачущей вдовы» - образец элитной застройки района Липки. У этого особняка выразительное очертание, присущее произведениям периода раннего модерна. Является памятником архитектуры (охранный No 28).

История и владельцы

Дом возведен в 1905-1907 годах по проекту главного городского архитектора Эдуарда Брадтмана для полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского (монограмма владельца «СА» размещена над входом). Строительство вышло недешевым, поэтому, чтобы отдать долги, владелец три года сдавал в аренду весь верхний этаж.

В 1913 году Аршавский продал сой особняк киевскому купцу 1-й гильдии Товию Апштейну – богатому владельцу доходных домов и крупному предпринимателю. В этом доме новый владелец умер в 1917 году, а уже в следующем году его национализировали. Первое время здесь размещаются различные государственные учреждения, а затем особняк получил «спецназначение».

Сегодня Дом плачущей вдовы – одна из государственных резиденций Президента Украины, причем наименьшая. Здесь часто останавливались президенты других стран и другие почетные гости Украины. В 1997 году особняк капитально отреставрировали, а в 2007-м - впервые показали журналистам.

Архитектура

Строение двухэтажное кирпичное, в основе прямоугольное. Каждый фасад решен по своему: обращенные к соседним участкам выполнены в облицовочном кирпиче; парадные, обращенные к перекрестку - с применением дорогих строительных материалов (лабрадорит, серый гранит, искусственный камень), лепного декора из цемента, оливковой плитки, желтого кирпича (для основной кладки) и ковки.

Интерьер и двор

В интерьерах сохранился первоначальный лепной декор, камин и три люстры Сваровски. Помимо десяти комнат, каждая из которых имела свое решение, в особняке на время постройки были все блага цивилизации того времени - канализация, водопровод и телефон. В двух каменных службах рядом с домом разместились гаражи для двух автомобилей (в то время как большинство еще ездили на повозках), ледовни, холодные погреба, комнаты для водителя и дворника.

Во дворе, где был небольшой фамильный сад, до нашего времени сбереглось блюдце фонтана с гипсовым вазоном-лебедем.

Интересно, что в оформлении особняка автор не использовал характерные для стиля модерн ирисы, а использовал характерное для современного Киева изображение листа каштана, при том, что в то время в городе не было так много каштановых деревьев. Такое решение было новым и не встречается в киевских доходных домах того времени.

«Плачущая вдова»

Загадочное название этого особняка «Дом плачущей вдовы» или «Дом неутешной вдовы» появилось благодаря таинственной женской маске – маскарону, смотрящей на улицу Лютеранскую с фронтона над входом. Название, видимо, возникло потому, что в дождевую погоду по ее лицу стекают ручьи, напоминая слезы. Интересная деталь – голову женщины украшает каштановый пятилистник.

Но вдова в доме все же была – около года после смерти Товия Апштейна его жена проживала в этом особняке. Но к названию здания это не имеет никакого отношения.

Бытует предположение, что немец по происхождению Брадтман в этом маскароне изобразил воинственную деву Валькирию, распорядительницу человеческих судеб, из скандинавской мифологии.

Еще фотографии Дома плачущей вдовы




Top