Кто написал барон. Правдивый рассказ о бароне мюнхгаузене

Зубчатая железная дорога - особый вид железной дороги, отличающийся от обычной наличием зубчатой рейки (рельса). Зубчатый рельс прокладывается обычно посередине между двумя обычными рельсами. Соответственно, подвижной состав таких железных дорог оборудован зубчатым колесом.

Поезда зубчатых железных дорог могут преодолевать гораздо большие подъёмы, чем на обычных железных дорогах. Самая крутая зубчатая железная дорога в мире - Pilatusbahn, ведущая на вершину горы Пилат (Швейцария, рядом с Люцерном). Уклон этой дороги достигает 48 %.

Существует несколько разных типов зубчатых железных дорог. Наиболее распространённые конструкции зубчатых зацеплений, используемые на них - системы Marsh, Abt, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll.

Система Riggenbach

Система Strub

Система Abt


Зубчатые железные дороги есть во многих странах. Больше всего их в Швейцарии (более двух десятков). Одной из самых известных и старых дорог (действует с 1884 г) подобного типа является железная дорога на гору Корковаду в Рио-де-Жанейро. Есть в Греции. На территории России и стран бывшего Советского Союза зубчатых железных дорог нет, однако данный принцип реализован в судоподъемнике Красноярской ГЭС.

Многие зубчатые железные дороги имеют в основном туристическое значение, так как они доставляют посетителей (туристов, лыжников, любителей прогулок на природе и т. д.) на вершины и склоны гор. Однако есть и более утилитарные зубчатые железные дороги. Например, в Штутгарте трасса одного из маршрутов трамвая (маршрут № 10) выполнена как зубчатая железная дорога. Выполняющие роль городского общественного транспорта зубчатые железные дороги есть и в других городах, например в Цюрихе (Dolderbahn) и Будапеште.

Для перемещения судов по Панамскому каналу используются известные как «мулы» электровозы-«бурлаки», ходящие по зубчатой железной дороге.

Начать своеобразный обзорно-транспортный маршрут предлагаю с Зубчатой железной дороги . Этот особый вид железных дорог используется для преодоления возвышенностей с большим уклоном. Из-за дополнительного рельса, проходящего между двумя основными и имеющего крючковатую (зубчатую) конструкцию вагонам зубчатой железной дороги доступны подъемы под углом до 50º, что для обычных вагонов, конечно же, недоступно. Подобных дорог в мире всего несколько и тем ценнее и интереснее прокатиться на такой в Будапеште.

СТОИМОСТЬ:

В Будапеште Зубчатая железная дорога является совершенно обычным городским видом транспорта, активно используемым местными жителями, так что никакие дополнительные билеты покупать не нужно, что уже радует. Так что стоимость проезда стандартная: 350 HUF . Билетики, как и почти везде в Будапеште, никто не проверяет, но лучше не рисковать и прокомпостировать, а то штраф уж очень большой. И еще! Если вдруг вы не купили билет заранее, то в трамваях и автобусах его можно приобрести прямо у водителя, что будет немного дороже чем в автомате, а именно 450 HUF . В Зубчатом же поезде проход к машинисту закрыт, так что не уверена, что он билетами приторговывает. Поэтому советую, во избежании неприятностей, об оплате проезда позаботиться заранее.

ВРЕМЯ РАБОТЫ:

Как уже говорилось Зубчатая ж/д ничем не отличается от автобусов и трамваем, поэтому и время работы у нее такое же: с 5:00 до 23:00 .

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Чтобы добраться до начальной станции Зубчатой дороги сперва нужно попасть на площадь Szell Kalman ter (она же Moszkava ter) и сесть на трамвай №59 или №61 . Сильно увлекаться поездкой не советую, дабы не проехать свою остановку Varosmajor . Как ориентир за окном появится цилиндрической формы здание отеля Будапешт .
Но вам нужно не к нему, а в другую сторону через железнодорожные пути. Там уже стоит и ждет красный зубчатый красавец поезд №60 .
Поезда ходят не часто (примерно каждые 20 минут), потому что дорога по сути только одна и по ней движутся составы и вверх и вниз. Лишь в одном месте имеется расширение, где и могут разъехаться встречные поезда.

Вагоны забавные, очень широкие и потому кажущиеся жутко низкими, будто сверху сплющили.

Вся поездка занимает около 15-20 минут и шикарными панорамными видами не балует, лишь кое где сквозь деревья можно рассмотреть город. Зато, проезжая мимо уютных домиков, расположенных на холмах вдоль всего маршрута движения, есть возможность подглядеть как живут обеспеченные венгры. Потому что внешний вид, размеры и ухоженность этих домов говорят о том, что люди в них живут далеко не бедные.

Зубчатый трамвай в Будапешта отличается от всех остальных трамваев венгерской столицы. Он имеет номер №60, а его особенность заключается в том, что помимо двух обычных рельсов у трамвая есть третий посередине. И он не гладкий, а зубчатый. Отсюда и название – зубчатый трамвай, хотя правильно называть эти необычные пути зубчатая железная дорога (ЗЖД). Ну что, готовы покататься?

Думаю, несложно догадаться для чего прокладывается зубчатый рельс посередине. Чтобы транспортное средство могло преодолеть подъем и не скатиться вниз . Если на путях установлены зубцы, то подвижной состав такой железной дороги оснащен зубчатым колесом. Во время движения оно перескакивает с зубчика на зубчик, каждый раз создавая своеобразную опору.

Зубчатых железных дорог в мире не так много и чаще всего их строили в гористой местности. Например, самая крутая зубчатая железная дорога в мире расположена в Швейцарии недалеко от города Люцерна. С помощью нее местные жители и туристы попадают на вершину горы Пилатус. Поэтому дорога называется Пилатусбан (Pilatusbahn), а ее максимальный уклон достигает 48 %. Дорога была открыта в далеком 1889 году, а электрифицировали ее в 1937-м.

Швейцария является лидером по количеству зубчатых железных дорог. На эту небольшую страну приходится примерно половина функционирующих ЗЖД. Хотя самых старая из них расположена в Бразилии. Она была открыта в 1884 году и возит людей на гору Корковаду в Рио-де-Жанейро.

Покоряем Будайскую гору сидя

На территории России, зубчатых железных дорог, увы, нет. А самая ближайшая к Москве ЗЖД располагается как раз в Будапеште. Как я сказал в самом начале, она выполняет роль городского общественного транспорта (такие же зубчатые трамваи есть в Цюрихе и Штутгарте).


Прокатиться на зубчатом трамвае я мечтал еще в свой первый приезд в Будапешт в июне 2014 года. Но так как в венгерской столице было запланировано всего два дня, а далее были куплены билеты на поезд до Балатона, это сделать не получилось. В сентябре я доехал до этого маршрута, но жестоко обломался – линия была закрыта в связи с проведением ремонтных работ. И вот по возвращению из Израиля (я летал через Будапешт), во время суточной остановки в столице Венгрии, я вновь поехал на другую сторону Дуная, чтобы прокатиться на зубчатом трамвае. На этот раз все сложилось удачно.


Зубчатый трамвай шире обычных трамваев


Кабина вагоноважатого


Трамваи не новые, но оснащены современными средствами оповещения. А в центре, между прочим, компостер для пробивания билетов


Маршрут трамвая №60 недлинный — дорога в одну сторону занимает около 25 минут.

Ехать вверх по Будайской горе одно удовольствие. Подъем, конечно, не такой крутой как в Швейцарии, но пешим шагом его преодолеть было бы не так просто. А тут сидишь, глазеешь по сторонам и покоряешь гору =0). Поездка, которая из одного конца в другой занимает около 25 минут, мне очень понравилась. Ехал я вверх без какой-либо цели, а выйдя на конечной остановке, решил просто прогуляться. В итоге узнал, что из себя представляет . Кстати, у нас в Нижнем Новгороде тоже есть детская железная дорога. Надо тоже о ней как-нибудь написать. Как я писал о в Нижнем.



Полезная информация о трамвае

Маршрут зубчатого трамвая №60: от Варошмайор (Városmajor) до горы Сечени (Széchenyi-hegy).

Время работы: трамвай ходит по расписанию, которое вывешено на каждой остановке. От Варошмайор первый трамвай отходит в 04:57 утра, а последний в 23 с копейками.

Стоимость проезда: поскольку трамвай относится к системе общественного транспорта, то действует обычный билет (), который можно купить на остановке.

Как добраться до Варошмайор:

  • На трамвае — №4 и №6, которые идут до площади Széll Kálmán tér (для них эта конечная остановка);
  • на метро — M2 (красная линия) доехать до станции с таким же названием — Széll Kálmán tér;
  • на автобусе — №22, №22А, №39, №91, №116, №128, №129, №149, №155, №156, №222.

Кстати, раньше эта площадь называлась в честь российской столицы — Moszkva tér (Moscow Square). Это название площади дали в 1951 году, а в 2011 вернули прежнее — Széll Kálmán tér. Название дано в честь венгерского политика Кальмана Селля, жившего во второй половине XIX века и способствовавшего упорядочению финансов страны (о валюте Венгрии, интересных фактах и хитростях обмена подробнее читайте ). Но что-то я отвлекся.

На площади Széll Kálmán tér нужно будет пересесть на трамвай №59, который едет в сторону Szent János Kórház (на трамвае будет написано). Проехать две остановки.

Как выйдите, пройдите немного вперед и с левой стороны увидите вход, за которым начинается маршрут зубчатого трамвая. Удачной поездки!

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Дримсим - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! Быстрая доставка. .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Железная дорога Пилатусбан, расположенная в Швейцарии, считается самой крутой зубчатой железной дорогой в мире, ее открытие состоялось в 1889 году. Поезда красного цвета, на которых по специально проложенной железной дороге можно забраться на вершину горы Пилатус, считаются одной из главных достопримечательностей как региона города Люцерн, так и всей Швейцарии.

Маршрут дороги соединяет город Альпнахштадт с вершиной горы Пилатус, невероятно сложный и опасный путь поезд преодолевает за 30 минут, а на обратный путь – затрачивает на 10 минут больше. На завершающем участке пути он проходит через узкий туннель, на выезде из которого пассажиры сразу же могут увидеть край обрыва.

Движение вдоль обрыва продолжается несколько минут, на некоторых участках пути некогда надежные ограждения и насыпи давно обвалились, поэтому рельсы слегка выдаются за край хрупкой скалы. В какой-то момент дорога так резко взбирается вверх, что издалека создается ощущение будто она вовсе вертикальная!
Иногда кажется, что вагончик словно висит над пропастью. Надо сказать, это не обман зрения - в некоторых местах рельсы проходят от обрыва буквально в нескольких сантиметрах.

В течение многих столетий гора Пилатус считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. Про крайней мере об этом рассказывают легенды, которые до сих пор многие родители в Швейцарии читают детям на ночь. Согласно легенде в галереях на вершине горы обитало несколько сказочных драконов, которые периодически утаскивали наверх прекрасных девушек из окрестных деревень, а храбрые швейцарские молодцы бесстрашно ходили их спасать. Сказки сказками - а изображение дракона теперь украшает всю туристическую инфраструктуру, связанную с Пилатусом.

Обратите внимание на фотографии: дракона видите?

Недоступной считалась гора еще и из-за другого героя - а именно, Понтия Пилата. Легенда гласит, что дух «пятого прокуратора Иудеи, всадника Понтия Пилата», из-за которого Иисус нашел смерть на кресте, укрылся в одном из местных озер. В 1387 году ужас перед этим призраком, который, как считалось, является здесь причиной непогоды, привел к тому, что тогдашнее правительство Люцерна запретило любые восхождения на гору. Запрет был снят лишь несколько веков спустя. По имени Понтия Пилата гора, якобы, и получила свое название. Другая версия - название горы происходит от латинского слова «pilleatus», что можно перевести как «в войлочной шляпе», что отражает природу Пилатуса, часто укрытого пушистыми облаками.

Как бы там ни было, в конце 19-го века одному из цюрихских промышленников по имени Эдуард Лохер (Eduard Locher) пришла в голову «сумасшедшая», как многие считали тогда, идея построить железную дорогу прямо наверх, до вершины, сделав ее доступной для массового туризма. Нужно учитывать, что тогда в горах Швейцарии безраздельно господствовала технология канатных дорог. И понятно, что к идее Лохера все отнеслись довольно скептически.
Однако будучи опытным инженером, он разработал систему, которая была на самом деле достаточно простой и основывалась на особом виде железной дороги, между рельсами которой дополнительно прокладывается зубчатая рейка (рельса). Соответственно, подвижной состав таких железных дорог должен быть оборудован дополнительным зубчатым колесом.

Данная конструкция оказалась настолько революционной для своего времени, что ее даже показывали на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Трассу длиной в 4,6 километра строили около 600 рабочих, среди них было много итальянцев, которые уже работали ранее на строительстве Сен-Готтардской железнодорожной линии. Труд этот был огромен. Но все работы были завершены всего через 400 дней после их начала, а потому первый поезд с пассажирами по железной дороге «Пилатус» прошел уже 4 июня 1889 года.

Лохер был определенно гениальным инженером: когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher – одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
Обычно путь зубчатой железной дороги состоит из трех рельсов – двух обычных и третьего – зубчатого, располагающегося между первыми двумя. Паровоз, двигающийся по таким рельсам, оборудован специальным зубчатым колесом и может преодолевать довольно крутые подъемы, но поднять состав на рекордные 48 градусов Лохеру удалось с помощью двух горизонтально движущихся зубчатых колес. Гениальная конструкция исправно служит вот уже более 125 лет, доставляя туристов к вершине Пилатуса. За все это время потребовалась лишь одна глобальная модернизация – в 1937 паровоз заменили электровозом, средняя скорость движения которого 9-12 км/час. Примечательный факт: со времен постройки на линии вообще не менялись зубчатые рельсы, проводился только текущий ремонт, а запас их прочности составляет еще 100 лет службы!

Поездка продлится 30 минут и будет чрезвычайно познавательна: всего за полчаса за окном вы увидите широколиственный лес, горный хвойных лес, альпийский луг, настоящую тундру, скалы и, наконец, ледник – все природные ландшафты от равнины до высокогорья.

В настоящее время по дороге постоянно курсирует 10 небольших красных вагончиков, каждый из которых рассчитан на 40 пассажиров. Передвигаются вагоны со скоростью не более 12 км/ч, что позволяет ежечасно перевозить до 340 пассажиров. Во всех вагончиках была максимально воссоздана атмосфера середины прошлого столетия, что делает поездку еще более интересной. Внутри чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза бросаются ручные стеклоподъемники и надпись «не высовываться из окон».


Если «не высовываться» из окна, то поездка покажется максимально комфортной, а если все же «высунуться» в подходящий момент, то можно ощутить аромат горных цветов.


Pilatushbahn - одна из самых крутых железных дорог мира и в прямом, и переносном смысле.

Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, делая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной дороги Пилатусбан начинается в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а туристы судорожно вжимаются в кресла.

Вот здесь начинается настоящий швейцарский экстрим.



Вот что пишет турист osintsev:

Пилатус – это горный массив в швейцарских Альпах – одно из тех мест, где «надо побывать». Добраться до вершины горы можно тремя способами: по зубчатой железной дороге (из Alpnachstad), по канатной дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления, главное - угадать с погодой. А она здесь переменчива – дождь может сменить солнечную погоду без предупреждения, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.

Пилатусбан (Pilatusbahn) – это старая железная дорога, её открытие состоялось в 1889 году, в 1937 она была электрофицирована.

Существует несколько различных видов зубчатых железных дорог. Распространенными конструкциями зубчатых прививок являются системы Marsh, Абта, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll.

Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера с говорящей фамилией Эдуард Лохер. Интересен факт, что когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher – одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.

Для справки, зубчатая железная дорога – рельсовый вид транспорта, моторные вагоны (или локомотив) которого оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами. Они включаются во время движения. Между обычными рельсами уложена зубчатая рейка, с которой сцепляется зубчатое колесо локомотива (или вагонов). Такая технология обеспечивает лучшее сцепление с рельсами при подъемах на уклонах до 16‰ и более (для сухих условий) и до 14‰ (при влажных условиях).

В настоящее время в мире насчитывается более 150 зубчатых железных дорог, в том числе эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) – около 60 дорог. 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию. Эта страна имеет самый продолжительный опыт эксплуатации таких дорог, самый современный подвижной состав собственного производства и самые крутые дороги (28‰ и 48‰ уклона). Кроме того, швейцарские дороги в большинстве своем прибыльны и рентабельны.

Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Германия, Венгрия и ряд латиноамериканских стран (Бразилия, Венесуэла, Чили). Используют их как способ перемещения по туристическим маршрутам в гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в Будапеште, Цюрихе или Штутгарте). На территории России зубчатые железные дороги отсутствуют.

По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов, вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги 340 человек в час. Средняя скорость движения – 9-12 км/ч. Внутри вагонов чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза сразу бросаются ручные стеклоподъемники и надпись «не высовываться из окон». Это важно – есть участки дороги, где вытянув руку из окна можно сорвать горные цветочки или прикоснуться к скале.

Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны пейзажи гор, скал, лугов, лесов, а с правой к ним добавляется потрясающий вид на озера и населенные пункты. Ну и вокруг, как и по всей Швейцарии, слышен звон колокольчиков пасущихся коров. Кому интересен процесс управления поездом, можно сесть в первый вагон и наблюдать за работой машиниста.

30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает непродолжительные остановки. Одна из них, на станции Amsigen, длится пару минут – здесь у фермеров можно купить сыр. Но не как в России – из окошка поезда или на перроне, а пройти в домик, продигустировать сыр. Только поезд дигустаторов не ждет, им придется добираться на следующем по расписанию поезде.

Завершающий отрезок маршрута самый захватывающий – это проезд через тоннели, выдолбленные в скалах, это те самые уклоны в 48‰, это обрывы в десятки метров высотой, в метре от поезда. В голове сразу возникает вопрос: «Как долго мы будем лететь, если откажут тормоза?». Шутка! Мысли о другом – не выронить бы фотокамеру и не сломать бы шею при въезде в очередной тоннель. Единственный минус от поездки по дороге, на который, впрочем, не обращаешь внимания – это шум зубчатых колес.

На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет – отели, рестораны, кафе, сувенирные магазинчики, открытые и крытые смотровые площадки и 5 пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.

Чем заняться

Разглядывать пейзажи за окном и щелкать затвором фотоаппарата во время поездки на поезде по железной дороге Пилатусбан.

Как добраться

Альпнахштад находится у подножья горы Пилатус. Добраться до Альпнахштадт можно на поезде из Люцерна (около 30 минут) или на пароме от причала № 2 (1 час).

Экипировка

Несмотря на соблазн протянуть руку и сорвать альпийский цветок, из окна высовываться нельзя.

Инфраструктура

Поезд состоит из 10 вагончиков.

Как улучшить впечатления

Выйти на одной из промежуточных остановок и купить сыра у местных фермеров. Правда, тогда придется задержаться и сесть уже на следующий поезд.

Стоимость входа

68 швейцарских франков.

График работы

C8:10 до 17:50.

Обратно последний поезд уходит в 18:45.

Где переночевать

В городе Люцерн или в отеле на вершине горы Пилатус.

Что привезти на память

Сыр от местных фермеров, множество фотографий и впечатлений.

Сайт




Top