Кто написал портрет франсиско таррега. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Творчество

Таррега - один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX - начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей - Мигель Льобет , Эмилио Пухоль , Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия , часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Именно из его произведения Gran Vals фирма Nokia взяла свою «фирменную» мелодию для звонка сотового телефона .

Напишите отзыв о статье "Таррега, Франсиско"

Примечания

Библиография

  • Pujol E. Tárrega: ensayo biográfico. Lisboa, 1960.
  • Rius Espinós A. Francisco Tárrega, 1852-1909: biografia oficial. , 2002; англ. перевод 2006.

Ссылки

  • (исп.)
  • Таррега, Франсиско: ноты произведений на International Music Score Library Project

Отрывок, характеризующий Таррега, Франсиско

Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.

Франсиско Таррега-Эшеа (1852-1909)– испанский гитарист–виртуоз, педагог и композитор. Франсиско Таррега является основоположником собственной школы игры на гитаре, на принципах которой училось последующее поколение гитаристов, внесшее огромный вклад в развитие этого инструмента. Франсиско родился в небольшом городке Вильяреале. Через год семья уехала в Кастельон на родину родителей мальчика. Отец Франсиско умел играть на гитаре в различных стилях, включая и фламенко, так что мальчик слышал чарующие звуки с раннего детства. Тогда же он услышал и игру известного в провинции слепого гитариста Мануэля Гонзалеса. В народе его называли «Слепой с побережья». Поражённый игрой слепого музыканта Франсиско мечтает учиться у него. Отец мальчика не стал возражать, так как после перенесённой болезни у Франсиско сильно упало зрение и подумав, что на гитаре можно заработать себе на хлеб будучи даже слепым, даёт своё согласие. Франсиско Таррега оказался весьма талантливым мальчишкой, желающим и умеющим учиться. Вскоре он берёт уроки у Эухени Руиса и видя эти успехи сына, отец Франсиско настаивает на том, чтобы кроме гитары он занимался на фортепиано. Франсиско знакомится с известным гитаристом Хулианом Аркасом гастролирующим в их провинции. Знакомство со столь знаменитым музыкантом и его совет приезжать и брать у него уроки в Барселоне не остаётся не услышанным. Аркас не мог долго преподавать гитару Тарреге, так как его гастроли не позволяли это сделать, но Франсиско продолжал ездить в Барселону и в отсутствие там своего учителя. Он играл в кофейнях и ресторанах зарабатывал и пытался устроить свою карьеру. В возрасте 22 лет Франсиско поступает в консерваторию Мадрида при спонсорской поддержке богатого торговца Антонио Кэнесы. Здесь он изучает теорию музыки, гармонию, фортепьяно и композицию. Преподаватель консерватории Эмилио Арриета, слыша игру на гитаре молодого музыканта, убедил его продолжить карьеру гитариста. За несколько лет до поступления в консерваторию Франсиско приобрел чрезвычайно громкую и резонансную гитару мастера из Севильи Антонио Торреса. Этот превосходный инструмент усилил его мнение о потенциале гитары как о серьезном музыкальном инструменте и способности его конкурировать с другими музыкальными инструментами уже занявшими своё определённое место на сцене. В ноябре 1878 года на собрании общества “Каторре” в Барселоне он очень успешно исполнил несколько пьес. Окрылённый успехом Франсиско дал еще один концерт, который прошёл с невиданным до этого времени блеском. Эти выступления окончательно убедили Франсиско полностью посвятить себя гитаре.

Франсиско Таррега играет для друзей.

В конце 1870х Франсиско Таррега не только выступает с концертами, но и занимается преподавательской деятельностью. Его учениками были такие известные испанские гитаристы как Мигель Льобет, Даниэль Фортеа. Гастроли в Париже и Лондоне в 1880 году принесли огромный успех. Пресса назвала Франсиско Тареггу «Сарасате гитары» (Пабло де Сарасате выдающийся испанский скрипач того времени). В 1885 году Таррега переезжает в Барселону, где он напишет основные свои произведения для гитары. После посещения мавританского дворца Альгамбры с его фонтанами и великолепной архитектурой Франсиско написал своё знаменитое произведение для гитары , в котором передал журчание воды фонтанов дворца. Написанное на основе гитарного приёма тремоло «Воспоминание об Альгамбре» входит в репертуар всех известных гитаристов мира.

Альгамбра. Фонтаны мавританского дворца.

В 1990 году Таррега посетил Алжир, где под впечатлением ритмов исполняемых на аравийских барабанах написал «Мавританский танец». Всего у Франсиско Тарреги написано 34 произведения для гитары. Среди них такие известные, как «Арабское каприччио» и «Арагонская хота». Кроме написаний собственных гитарных произведений Франсиско сделал много переложений для гитары, используя свои обширные знания в фортепианной музыке. Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его имя присвоено Международному конкурсу гитаристов, проводимому в Испании. Умер Франсиско Таррега в возрасте пятидесяти шести лет от кровоизлияния в мозг. В городе Кастельон де ла План поставлен памятник великому артисту и педагогу.


ТАРРЕГА-ЭЙКСЕА Франсиско (Francisco Tárrega y Eixea), 21.XI.1852 – 05.XII.1909, – выдающийся испанский гитарист-виртуоз и композитор, основоположник испанской школы игры на гитаре. Игрой на гитаре занимался с раннего дет-ства. Музыкальные способности Тарреги обратили на себя внимание и при поддержке одного состоятельного семейст-ва ему удалось поехать в Мадрид и в октябре 1874 года поступить в консерваторию, которую он закончил блестяще по двум специальностям – фортепиано и композиции. Несмотря на хорошие пианистические данные, Таррега предпочел гитару, в игре на которой усовершенствовался настолько, что решился дать свой собственный концерт в мадридском театре "Альгамбра". Громадный успех, сопро-вождавший это выступление, решил вопрос окончательно – Таррега становится гитаристом. Концертные поездки по Франции, Италии, Австрии, Голландии и другим странам подтвердили выдающиеся способности гитариста. Пресса сравнивала Таррегу с крупнейшими исполнителями-совре-менниками – скрипачом Пабло де Сарасате и пианистом Антоном Рубинштейном.

Собственных сочинений для гитары у Тарреги немного, всего 34. Однако по мастерству применения технических средств и звуковых возможностей гитары сочинения Тарреги являются выдающимися образцами. Это знаме-нитые "Мавританский танец", "Арабское каприччио", "Арагонская хота", "Воспоминание об Альгамбре", "Грезы", а также другие: мазурки, польки, прелюдии, этюды и т.д. Его творчество открыло новые пути для композиторов и исполнителей. Представляют ценность и многие, сделанные Таррегой, гитарные обработки произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Шуберта и других композиторов. Таррега не написал школы для гитары, но его педагогическая деятельность позволяет говорить о нем, как о выдающемся педагоге. Достаточно назвать всего несколько его видных учеников – М. Льобета, Э. Пухоля, Д. Прата, Д. Фортеа.

Деятельность Франсиско Тарреги представляется особенно значительной в период общего упадка гитарного искусства в начале ХХ века. Таррега показал широчайшие возможности шестиструнной гитары и доказал, что пути совершенство-вания игры на ней лежат в настойчивой работе над приобретением мастерства владения инструментом, в выявлении и подчинении художественным целям звуковых красот гитары, недоступных другим инструментам.

Он принадлежал к тем артистам, которые не выбирают профессию, – гитара была его судьбой.

Таррега родился в маленьком валенсийском городке Вилла-Реаль-де-лос-Инфантес. Его увлечение гитарой началось с того дня, как он услышал игру народного музыканта – слепого гитариста Мануэля Гонсалеса. С 10 лет занимался гитарой у известного испанского гитариста Хулиана Аркаса (1832-1882).

Несмотря на увлечение гитарой, Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классам форте-пиано и композиция. Это произошло лишь потому, что ни в Барселон-ской, ни в Мадридской консервато-риях в то время не было класса гитары. И у Тарреги не было другого выбора, как поступить в класс фортепиано. Однако, "измена" гитаре обернулась для нее счастьем – Франсиско Таррега стал высокообразованным музыкантом. Вскоре он уже посетил с концертами все крупные города Испании, а затем и Европы, завоевав успех и признание. Вернувшись в 1881 году в Испанию, Таррега продолжал концертировать и всецело посвящал себя своему инструменту. Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произве-дениями Тарреги считаются "Воспоминания об Альгамбре", "Арабское каприччо" и "Арагонская хота" с вариациями. Таррега как никто другой умел раскрыть неповторимую индивидуальность гитары – нежность, интимность, богатство красочной палитры.

Гранада. Альгамбра.

Именно Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Его считают отцом современной классической гитары. Соотечественники свято хранят память о выдающемся артисте. Его имя присвоено Международному конкурсу гитаристов, проводимому в Испании. В Кастельон-де-ла-Плане Тарреге воздвигли памятник.

Сборник произведений Франсиско Тарреги

MUSICA PARA GUITARRA POR EL MAESTRO TARREGA

Antich y Tena Editores, San Vicente, 99, Valencia
(A. y T. 357-360, 362, 364, 391-396)

Государственная музыкальная библиотека Швеции
Из Коллекции Карла Оскара Бойе (1849-1923) – Boije 828, 829

Часть 1 – PDF (2,16 Mb)

1. Capricho Arabe (Serenata para guitarra) ..................... A. y T. 357
2-3. Preludios No 1 y 2 ......................................................... A. y T. 358
4. Largo de la Sonata de Beethoven (Op. 7) .................... A. y T. 362
5. Gran Vals ............................................................................ A. y T. 360
6. La Mariposa (Estudio para guitarra) ............................. A. y T. 359
7. Adelita (Mazurka para guitarra) ...................................... A. y T. 364

Часть 2 – PDF (1,23 Mb)

1. Preludio No 20 Chopin .................................................. A. y T. 391
2. Preludio No 3 .................................................................. A. y T. 392
3. Preludio No 4 .................................................................. A. y T. 392
4. Preludio No 5 .................................................................. A. y T. 392
5. Preludio No 6 Chopin (Op. 28) .................................... A. y T. 391
6. Preludio No 7 Chopin .................................................... A. y T. 391
7. Rosita (Polka) ................................................................. A. y T. 393
8. Marieta (Mazurka para guitarra) ................................... A. y T. 393
9. Menuet de la Fantasie Op: 78 de Franz Schubert .... A. y T. 394
10. Menuet Beethoven ......................................................... A. y T. 395
11. Menuet de Haydn ........................................................... A. y T. 396

МУЗЫКА, ТАБУЛАТУРЫ И НОТЫ ИЗ ДРУГИХ ИЗДАНИЙ

TAB RAM

Adelita (в исп. Дэвида Рассела)

MP3
Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP
TAB MP3
Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] ZIP PDF

Danza Mora (Мавританский танец)

MIDI
Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP
MIDI
Ноты (*.jpg) [ 1 ] [ 2 ] ZIP

Endecha (Prelude)

TAB MIDI
TAB MIDI

Estudio en Forma de Minueto

TAB MIDI
TAB
TAB MIDI
TAB MIDI
TAB
TAB MIDI
Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP
TAB MIDI

Pavana (исп. Д. Рассел)

WMA
Ноты (*.jpg) [ 1 ] ZIP

Marietta (Mazurka)

TAB MIDI
Ноты (*.jpg)

Франсиско Таррега (Francisco Tarrega), полное имя Франсиско Таррега-и-Эшеа; 21 ноября 1852, Вильярреаль - 15 декабря 1909, Барселона) - испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте.

В 1862 году начал учиться игре на гитаре у Хулиана Аркаса и параллельно, по настоянию отца - на фортепиано. Достигнув некоторых успехов, Таррега смог приобрести в 1869 году гитару работы мастера Антонио Торреса, а в 1874 - поступить в Мадридскую консерваторию в классы фортепиано и композиции (гитара в консерватории не преподавалась). В 1880 году окончил консерваторию и начал карьеру концертирующего гитариста, начало которой положил его сольный концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом. После концертов Тарреги в Лондоне, Париже, Лионе, где проходили юбилейные торжества памяти Педро Кальдерона, музыкальные критики назвали его «Сарасате гитары».

После женитьбы в 1882 году Таррега поселяется в Барселоне, где занимается педагогической, концертной и композиторской деятельностью. В его репертуаре были как собственные оригинальные сочинения, так и переложения музыки Мендельсона, Готтшалька, Тальберга и других композиторов. В Барселоне сформировались творческие союзы Тарреги с Энрике Гранадосом и Исааком Альбенисом, многие их сочинения он переложил для гитары впервые. На рубеже XIX-XX веков гитарист давал многочисленные концерты в Испании, но в 1906 году после инсульта у него наступил паралич правой половины тела, и несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности, полностью выздороветь ему так и не удалось. Таррега умер в 1909 году в Барселоне, похоронен в городе Кастельон-де-ла-Плана.

Творчество

Таррега - один из крупнейших гитаристов и гитарных композиторов конца XIX - начала XX века. Ему принадлежат 78 оригинальных произведений и около 120 переложений для гитары, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре», «Мавританский танец», «Арабское каприччио», «Вариации на тему Арагонской хоты», мазурки, прелюдии, этюды и др. Среди его учеников и последователей - Мигель Льобет, Эмилио Пухоль, Даниэль Фортеа и другие известные гитаристы. Высоко ценил мастерство Тарреги Андрес Сеговия, часто исполнявший его сочинения и использовавший в своей работе его педагогические методы.

Именно из его произведения Gran Vals фирма Nokia взяла свою «фирменную» мелодию для звонка сотового телефона.

По материалам - wikipedia.org

Estatua de Francisco Tarrega. Obra de Eric Gimeno. Vila-Real, Castellon.

Франси́ско Та́ррега, (исп. Francisco Tárrega) родился 21 ноября 1852 в небольшом испанском селении Вильярреаль и умер 15 декабря 1909 в Барселоне. Выдающийся классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на гитаре.

Родители великого гитариста были людьми небогатыми. Они поженились в 1851 году. И через год после свадьбы, 21 ноября 1852 года, в четыре часа утра у них родился первенец, которого назвали Франсиско – в честь отца.

Родители вынуждены были нанять няньку для своего сына, т.к. оба были загружены работой. Однако девушка, котонную они наняли, имела довольно сложный характер. Однажды, раздраженная плачем маленького Франсиско, она бросила его в речку. И если бы не сосед, который наблюдал за этой сценой и успел спасти ребенка, то мир никогда не познакомился бы с музыкальным гением Франсиско Тарреги. А нянька, испугавшись гнева родителей, убежала из деревни и больше никогда не показывалась на глаза семейству Франсиско Тарреги.

После того, как ребенка спасли из холодной воды, он некоторое время находился между жизнью и смертью. К сожалению, из-за полученных травм сильно пострадали глаза мальчика. Ему пришлось перенести несколько операций на глазах, однако все они были безрезультатны. Его близорукость ухудшалась год за годом.

Отец Франсиско решил, что слепому на хлеб можно зарабатывать музыкой. Поэтому прикладывал свои усилия к тому, чтобы Франсиско развивался именно в музыкальной сфере. Осваивать гитару мальчику помогали слепые гитаристы. В частности, слепой музыкант Эухеньо Руис, который дал Франсиско первые уроки музыки, а позже эстафету перехватил Мануель Гонзалез, также слепой гитарист.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал учиться у знаменитого гитариста Хулиана Аркаса. Одновременно с обучением на гитаре Таррега обучался игре на фортепиано, на чем настаивал его отец. Через пять лет – в 1869 году – Франсиско приобретает первый серьезный инструмент, гитару, изготовленную известным мастером Антонио Торесса.

Способностями юного гитариста был поражен дон Антонио Конеса, который имел немалое состояние. Именно он оказал Франсиско Таррега необходимую финансовую поддержку для переезда в Мадрид, где в 1874 году – ему удается поступить в Мадридскую консерваторию на класс фортепиано и композиции, т.к. гитарный класс в то время в консерватории просто отсутствовал.

Через шесть лет – в мае 1880 году – Таррега решается дать свой первый сольный концерт гитары, который прошел с огромным успехом. После этого начинается его концертная деятельность. Он выступает не только в родной Испании, но ездит с концертами по Франции, Италии, Австрии, Голландии, Англии…

Еще через 2 года Франсиско женится на донье Марии Рисо, от которой у него рождается двое детей – сын Франсиско и дочь Мария. Вместе с семьей Таррега поселяется в Барселоне, где начинает заниматься концертной и педагогической деятельностью. За свою жизнь Таррега переложил для гитары более 120 произведений таких известных композиторов, как-то: Бах, Бетховен, Моцарт и др. и написал 78 произведений для гитары, среди которых «Арабское каприччио», «Воспоминание об Альгамбре» и т.д. Кстати, именно из его произведения, которое называется «Гран вальс», фирма Nokia заимствовала свою «фирменную» мелодию для звонка сотовых телефонов.

Стоит отметить, что учениками Тарреги были такие известные гитаристы-виртуозы, как Эмилио Пухоль, Мигель Льобет и др.

Напряженная концертная деятельность привела к тому, что в 1906 году у Тарреги случился инсульт, последствиям которого стал паралич правой стороны тела. Полностью музыканту восстановиться так и не удалось. Однако, несмотря на свой недуг, он продолжал давать концерты. К сожалению, его творческая жизнь оказалась недолгой. Через три года после инсульта – в декабре 15-го числа 1909 года в пять часов вечера – Франсиско Таррега скончался у себя дома от кровоизлияния в мозг в возрасте 57 лет.

Именем Франсиско Таррега назван Международный конкурс гитаристов, который ежегодно проводится в Испании. А в городе Кастельон-де-ла-Плане Франсиско Тарреге поставлен памятник.

Внимание! Пройдите обучающий курс гитары! Продолжительность курса: 90 минут!




Top