Кто написал сказку старик годовик. Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик
У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.
Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.
Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы, по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.
Розалия Лутфуллина
Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик»
Конспект занятия по развитию речи
В. Даль «Старик-годовик »
Задачи : развивать связную речь детей : умение отвечать на вопросы полным ответом, составлять рассказ-описание; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи ; совершенствовать умение образовывать (по образцу) прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание , мышление и память; воспитывать желание познавать новое.
Цель : учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;
Материал и оборудование : картина (времена года, виды календарей, мнемосхема, портрет В. Даля, домик старика .
Предварительная работа : отгадывание загадок, чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций.
Словарная работа : Старик-годовик , календари : настенный, настольный, карманный, отрывной, светлее, темнее, холоднее, ярче, звонче, теплее, длиннее.
Ход НОД:
В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Д. - Поезд.
В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
В. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик . В домике он оставил задания.
В. - Кто же такой Старик-годовик ?
В. - Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет) . На этом портрете Владимиру Ивановичу Далю всего 14 лет, но он уже в этом возрасте написал очень много сказок и рассказов. Послушаем его одну сказку.
Старик-годовик .
Вышел старик-годовик . Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик -годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик -годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик -годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик -годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика ?
Д. Времена года. (картина «Времена года» )
Задание №1.
В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.
В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
В. -Какие зимние месяцы вы знаете?
Д. - Декабрь, январь, февраль.
В. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?
Д. - Потому что снег идет, дети снеговика слепили.
В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?
Д.:- Осень.
В. - Какие осенние месяцы вы знаете?
Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?
Д.: - Дождь идет, листья пожелтели.
Д.: - Весна
В. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Д. - Март, апрель, май.
В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Птицы прилетели, снег тает.
В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?
В. -Какие летние месяцы знаете?
Д. июнь, июль, август.
В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Бабочки летают, трава зеленая.
В. - Вы очень хорошо определили времена года.
В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?
Д. - Календарь.
В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.
В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий) .
В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?
Д. - 12 месяцев.
В. -А сейчас какое время года?
Д. -Весна.
В. - А кто нам скажет какой месяц?
Д. - Апрель.
Задание №2. Составление рассказа-описания.
В. - Дети, следующее задание Старик -годовик вам нужно составить рассказ о “весне”. Нужно рассказать :
Какое время года;
Что вы можете сказать про погоду;
Про птиц.
В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему.
2-3 детей составляют рассказ.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
В. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?
Д. - Дни недели.
Задание №3.
В. -Чтобы закрепить дни недели, выполним следующее задание Старика -годовика , ответим на вопросы :
В. - Какой сегодня день недели?
Д. - Понедельник
В. - Сколько всего дней в недели?
В. - Какой день идет после четверга?
Д. -Пятница
В. - Какой день идет перед средой?
Д. –Вторник.
В. - Как называется пятый день недели?
Д. -Пятница
В. - Если сегодня вторник, какой день был вчера и какой день будет завтра? Д. -Вчера был понедельник, а завтра среда
В. - С этим заданием справились.
В. - Хорошо, поиграем еще в одну игру.
Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»
В. - Утром светло, а днем еще …
Д. -Светлее.
В. - Вечером темно, а ночью еще …
Д. -Темнее.
В. - Осенью холодно, а зимой еще …
Д. -Холоднее.
В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …
В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Д. -Звонче.
В. - В пальто тепло, в шубе еще …
Д. -Теплее.
В. - Весной день длинный, а летом …
Д. -Длиннее.
В. -А теперь Старик -годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки.
Задание № 5. Загадки о временах года Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА.
Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА.
Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.
Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.
В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик ?
В. -Сколько времен года?
Д. – 4 времен года.
В. - Назовите месяцы каждого времени года.
Д. –Зимние : декабрь, январь, февраль; весенние : март, апрель, май; летние : июнь, июль, август; осенние : сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Какие календари бывают?
Д. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.
В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика .
В. Даль «Старик-годовик»
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?
Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»
Мы с ребятами в детском саду получили письмо от Старика-годовика. Он сообщил, что приедет к нам на Новогодний праздник. И мы немного растерялись… Старик-годовик - это кто? Может гриб такой?
Я решил узнать, кто же такой Старик-годовик. Мои друзья поддержали меня, и мы вместе со всей группой стали проводить исследование.
Участники нашего исследования: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Объект исследования: Старик-годовик.
Предмет исследования: информация о Старике-годовике.
Цель: узнать кто такой Старик-годовик.
Задачи:
- выяснить, каким образом можно собирать информацию;
- расширить представления о временах года, месяцах, их очередности;
- ввести и закрепить понятие «круглый год»
Гипотеза : Старик-годовик - это Волшебный старик.
Методы исследования: Сбор информации, ч тение художественной литературы, т ворческая деятельность.
Работа над проектом осуществляется:
- во время непосредственно организованной образовательной деятельности;
- в самостоятельной деятельности;
- на прогулках;
- в домашних условиях.
Ход исследования:
- Беседа «Как мы можем узнать новую информацию?»
- Поиск ответа на вопрос «Кто такой Старик-годовик?» в интернете (в домашних условиях вместе с родителями).
- Экскурсия в библиотеку.
- Знакомство со сказкой В. Даля «Старик-годовик» (чтение, пересказ с опорой на картинки).
- Закрепление полученной информации во время непосредственно организованной образовательной деятельности, играх, прогулках, самостоятельной деятельности.
- Знакомство с циклом произведений П.И.Чайковского «Времена года».
- Изготовление диаграмм «Круглый год» (ручной труд).
- Выполнение творческой работы с родителями по теме «Старик-годовик и времена года»
- Организация выставки творческих работ.
- Создание презентации проекта «Кто такой Старик-годовик?»
Продукт проектной деятельности:
- Выставка семейных творческих работ «Старик-годовик и времена года»
- Панно «Круглый год»
- Авторские сказки о временах года.
- Презентация проекта «Старик-годовик».
Выводы:
Новую информацию можно узнавать разными способами: спросить у родителей, воспитателей; смотреть познавательные телепередачи; искать ответы на вопрос в интернете; читать книги, ходить в библиотеку; размышлять, думать, делать собственные выводы и умозаключения.
Старик-годовик - это Старик-Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очерёдностью. Он мудрый, добрый, важный, серьёзный, а иногда весёлый. У него много забот и он всё успевает.
Проект «Кто такой Старик-годовик?»
Год написания: 1832
Жанр: сказка - загадка
Главные герои: старик , 12 птиц
Сюжет
Появился старик и махнул рукавом, и оттуда вылетели три пташки, сразу же сильно похолодало, пошел снег. Опять он махнул рукавом, повеяло теплом, побежали ручьи, трава зазеленела. Третий раз махнул – стало тепло, душно, крестьяне отправились рожь убирать, дети пошли за ягодами, в четвертый раз – похолодало, дождь пошел, деревья лишились своего зеленого убранства.
Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные, каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.
Кто таков этот старик? Какие волшебные создания вылетали из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?
Вывод (мое мнение)
Даль всю свою жизнь посвятил собиранию фольклора и в свой знаменитый словарь поместил не только пояснения к словам, но и загадки, сказки, пословицы и описания традиций восточных славян.