Кто не был современником гольденвейзера. Биография

Память о Гольденвейзере, Старике, как мы его называли, для меня священна. Поэтому я обязан описать конкретные события, свидетелями которых был я и десятки, а возможно, и больше людей, живущих по сей день в России или эмиграции.

Из всех музыкантов времен сталинизма самым мужественным, самым прямым был А. Б. Гольденвейзер. У людей старшего поколения осталась стенограмма знаменитого совещания у Жданова - позорный документ, позднее «исчезнувший» из библиотек СССР. В нем - вступительная директивная речь Жданова с призывом создавать «мелодичную, изящную» музыку и выступления издерганных, измученных, перепуганных людей. Исключение составлял лишь А. Б. Гольденвейзер. В качестве примера современной музыки он назвал последние сонаты Скрябина. Говорил об их достоинствах, гордился, что первый исполнял их. И это - после речи Жданова! Есть ли больший антипод музыке «мелодичной, изящной»? Притом Гольденвейзер полностью разделял взгляды Сергея Рахманинова. Он не увлекался современной музыкой и не скрывал этого. Однако в его классе звучали Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и другие композиторы. Речь Гольденвейзера на совещании Жданов или не понял, или проглотил.

Старик никогда не заигрывал с властями. На похоронах К. Н. Игумнова он стоял с влажными глазами, как бы – уйдя в себя, и крестился. Замечательный пианист, ученик Игумнова Наум Штаркман рассказал мне, что из тюрьмы его вытащил Гольденвейзер, хотя к нему никто не обращался за помощью. Но Старик добился своего.

А вот смешной эпизод, дополняющий образ Гольденвейзера. Учился у нас на факультете чудаковатый студент К. На одном из важных собраний фортепианного факультета консерватории в присутствии всех пианистических знаменитостей и какого-то пришлого начальства, когда утвердили повестку дня и председатель открыл было рот, К. встал и громко, четко сказал: «Товарищи, предлагаю почтить вставанием память одного из ближайших соратников товарища Сталина, лучшего друга и наставника музыкантов Андрея Александровича Жданова». И все мгновенно, как по команде, молча поднялись. Когда сели и председатель собрался начинать, К. снова поднялся и так же громко и четко произнес: «Товарищи, предлагаю почтить вставанием память руководителя московских большевиков, одного из ближайших соратников товарища Сталина товарища Щербакова». У присутствующих не то шок, не то замешательство. Одни поднялись, другие сделали вид, что сейчас поднимутся, но чего-то ждут... Всем ясно: если парня не остановить, дело дойдет до декабристов. Но как? Ведь Сталин жив, и кто предугадает последствия?

Все словно воды в рот набрали. Напряженная тишина... И вдруг послышался писк Гольденвейзера: «Я не понимаю, что происходит?» Сидящий рядом с ним Григорий Гинзбург ответил: «Здесь не спрашивают». Эти слова как бы вывели всех из состояния оцепенения. На парня зашикали, чтобы он умолк. Счастливый председатель сказал: «Приступим к повестке дня». Никто даже не улыбнулся. До смеха ли, когда господствует страх? Смеялись после собрания. К слову, когда Гольденвейзер бывал раздражен, его голос поднимался почти до писка.

Не помню, перед войной или после, в Риме проходил международный толстовский конгресс. Гольденвейзер был ближайшим другом Толстого. Он подписал его завещание. Он не отходил от умиравшего на станции Астапово Толстого и до последней минуты держал его за руку. Кому, как не ему, следовало бы возглавить советскую делегацию. Но Гольденвейзер наотрез отказался ехать в Рим. Па него было оказано большое, очень большое давление. Но не было силы, способной сломить его сопротивление. Он бы охотнее принял смерть, чем стал бы говорить об «ошибках» Толстого, чьи взгляды не соответствовали революционным и постреволюционным настроениям.

Главная заслуга Гольденвейзера - спасение Московской консерватории. Огромный, я бы сказал, исторический подвиг.

Однажды утром мы увидели в газете проект нового здания Московской консерватории на Ново-Арбатской улице. А старое здание на улице Герцена было решено снести. Тогда была мода сносить. Один Бог знает, сколько ценных архитектурных сооружений исчезло по всей стране. Пришел черед консерватории. Газеты пестрели «письмами трудящихся» с благодарностью «за развитие», «только в нашей стране» и т. д. Выражали благодарность и некоторые деятели искусств. Эта «забота» партии и «самого мудрого, великого» глубокой болью отозвалась в сердцах музыкантов, и особенно консерваторцев.

Начались хождения к Старику. Он сам заметно осунулся. Необходимо было принимать срочные меры. Поток писем «трудящихся» не иссякал. Каждый упущенный день мог оказаться роковым. Надежда была только на Гольденвейзера. И он пошел на самый верх с прошением отменить очередную милость. Мне рассказывали, что когда он благополучно возвратился, его сестра прослезилась.

Старик запросил приема у Молотова. Молотов направил его к Жданову. И консерватория была спасена. «Трудящиеся», как по команде, перестали писать благодарственные письма, а консерваторцы от мала до велика облегченно вздохнули. Самые черные дни гонений и травли ученых, литераторов, музыкантов и других так называемых «работников идеологического фронта» пришлись на послевоенные годы. Механизм был прост. Сверху спускались имена жертв, а партийные организации на местах проводили открытое собрание с обязательным присутствием всех и заранее рас­пределяли роли основного громилы и подпевал. Иногда, в порядке личной инициативы, выступали всякие карьеристы-подхалимы. Не было случая, чтобы на таком собрании кто-то встал на защиту избиваемого, - таково общее мнение. Но такой случай был. О нем свидетельствует Д. Папернов своей книге «Записки московского музыканта».

Перескажу коротко. Мутная волна докатилась до Московской консерватории. Выгнали выдающегося музыковеда, профессора Л. А. Мазеля. За ним И. Я. Рыжкина, В. Д. Копен, Б. В. Левика - всех не упомнить. Наконец, на показную экзекуцию собрали пианистов, то есть фортепианный факультет. По заранее подготовленному сценарию на трибуну поднялся «громила». Это был некий Симонов, профессионально - абсолютное ничтожество. Тогда они один за другим процветали на ниве искусств и вершили судьбами людей, были проводниками сталин­ской партийной линии. Симонов обрушился на старейшего, уважаемого профессора Марию Соломоновну Неменову-Лунц. В студенческие годы она была лучшей ученицей и близким другом Александра Скрябина. Талантливая пианистка (ее имя значится на «Золотой доске» в Малом зале консерватории), она до войны довольно ча­сто выступала на радио. У нее была типично русская внешность, а говорила она с красивым старым московским акцентом. Культуре ее речи мог позавидовать каждый. На студенческих капустниках она иногда рассказывала с эстрады остроумные, смешные прибаутки, которые сопровождались хохотом всего зала. Далеко не все знали, что эти прибаутки сочинялись ею. За всю свою жизнь (а мне уже семьдесят три) я не встречал женщины более блестящего ума, чем Неменова-Лунц. Естественно, что в пору торжества творческих ничтожеств и откровенных бездарностей ей, да еще при отчестве Соломоновна, не было места. Кроме Марии Соломоновны были намечены еще три жертвы. Подготовленные «громилы» ждали своего выхода. Но после Симонова поднялся на трибуну Гольденвейзер. Сказал возмущенно: «Слушая Симонова, я потерял 15 минут...» - и в заключение назвал его «сплетником».

Гром аплодисментов сотряс зал. Очередные «громилы» поджали хвосты. Сценарий провалился. Но Старик знал, что спектакль не окончен, и пошел в Комитет по делам искусств. Как ни парадоксально, сила Гольденвейзера таилась в самой природе Советской власти. Известно, что Сталин по-хамски разговаривал со своими подчиненными, всячески унижал их. Его так называемые соратники в подражание хозяину так же вели себя с министрами и другими руководителями. Но это не распространялось на видных деятелей искусств. Их принимали без хамства, с уважением. Вот типичный пример. Когда Сталин после прослушивания гимнов приказал повысить, и очень существенно, зарплату оркестру Большого театра, возник вопрос о других равноценных оркестрах. После скандала с оперой Мурадели «Великая дружба» главным дирижером Большого театра был назначен Н. С. Голованов, кажется, самим Сталиным. При этом он оставался руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Желая повысить зарплату оркестру, он обратился к председателю Комитета Всесоюзного радиовещания товарищу Месяцеву. Решили идти к Маленкову, второму человеку после Сталина (до войны им был Молотов).

Голованов пригласил И. С. Козловского - для подкрепления. Тот охотно согласился. И вот появились они в приемной Маленкова. Выходит секретарь и говорит: «Георгий Максимилианович приглашает товарищей Голованова и Козловского пройти в кабинет, а Месяцев пусть идет работать». Обычная партийная оплеуха вышестоящего подчиненному.

Итак, Гольденвейзер пошел в Комитет по делам искусств. Он сказал им: «Или вы обещаете не трогать людей, или я пойду выше». Там знали, что Гольденвейзера в верхах примут и выслушают, а им плюнут в физиономию. Поэтому его слова сработали.

В те годы запретили исполнять произведения замечательного русского композитора Николая Метнера, и Гольденвейзер обратился в ЦК партии, чтобы добиться отмены этого запрета. Кажется, это был единственный случай, когда он ушел ни с чем.

В то же время стали исполнять произведения запрещенного в тридцатые годы эмигранта Рахманинова. Советская пропаганда любит мертвых. Мертвые молчат. О каждом из них спокойно можно писать: «Хотя допускал отдельные ошибки, но...» В Союзе не раз печатались мемуары Федора Шаляпина, только в них никогда не входила глава «Под большевиками». Ее как раз и отнесли к разряду «допущенных ошибок». А Метнер еще был жив. Он умер в 1951 году.

В годы так называемой оттепели запрет на произведения Метнера был снят. Эмиль Гилельс сразу же записал на пластинку одну из его сонат. Стали выпускать на зарубеж­ные гастроли ведущих исполнителей, но с сопровождением. Святослава Рихтера сопровождал директор Московской филармонии Белоцерковский, а Гилельса – другой начальник, с дипломом Московской консерватории, некто В. Приходят они в Лондоне к вдове Метнера, чтобы подарить пластинку с записью сонаты ее мужа. Звучит фортепиано, и В. умиленно говорит: «Какая гениальная музыка!» Он, бедняга, думал, что соната занимает всю пластинку, и поставил сторону, на которой была Соната Бетховена до мажор ор. 2. Этот вершитель судеб музыки и музыкантов не смог отличить раннего Бетховена от Метнера...

Гольденвейзер действительно был незаурядной личностью. Женился он на Анне Алексеевне Софиано, дочери генерала царской армии, которую беззаветно любил всю жизнь. В конце двадцатых или начале тридцатых годов она умерла. Ученики старшего поколения, присутствовавшие на отпевании в церкви, рассказывали, что А. Б. был неузнаваем. После смерти жены он прожил более тридцати лет. Каждую неделю он приезжал на ее могилу (рядом было приготовлено место и для него). Все знали, что посещение могилы жены - часть его жизни, как работа, сон или еда. Кстати, как толстовец, он никогда не ел мяса. Самыми дорогими людьми стали для него сестры покойной жены. Веру - дочку одной из них, оставшейся без мужа, он официально удочерил. Был у него и приемный сын, великий пианист Григорий Гинзбург, который воспитывался в семье Гольденвейзера с шести лет. Своих детей у Анны Алек­сеевны и Александра Борисовича не было.

Одна из сестер Анны Алексеевны вышла замуж за физика Д. Сахарова, по учебнику которого мое поколение изучало в школе физику. Они были родителями будущего академика Андрея Сахарова, чьим крестным отцом стал Гольденвейзер. Об этом я узнал уже здесь, из выступления по радио писателя Льва Копелева, близкого друга покойного академика.

В общении с людьми Гольденвейзер был прост, благожелателен и остроумен. До войны была очень популярна солистка Большого театра Валерия Барсова. Ее муж, появляясь в учреждениях, представлялся; «Я - муж Барсовой». Гольденвейзер спросил как-то: «А что он днем делает?»

После революции Александр Борисович несколько раз был ректором и проректором консерватории. В конце двадцатых годов имена старых большевиков присваивали всему, что попадалось под руку. Консерваторию переименовали в Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона. Никакого отношения к музыке Кон не имел. Но он был большевиком. Когда Гольденвейзеру предложили стать проректором этой школы, он ответил: «Я проректором конской школы не буду». И консерватория снова стала консерваторией. И еще одна важная подробность: он никогда не бывал скучным. Я был свидетелем, как он с честью выдержал сравнение с Григорием Коганом. В 1939 или 1940 году оба были оппонентами диссертации о Листе, Обоим предстояло выступление минут на пятнадцать-двадцать. За Коганом утвердилась слава блестящего лектора. Я сидел, переживал, нервничал, не представляя, как будет выглядеть Старик рядом с Коганом. Но вот он заговорил, и тревога исчезла. Все с интересом слушали. Самым скучным оказался диссертант.

Гольденвейзер не пропускал ни одной новой программы цирка, посещал стадионы, прекрасно играл в шахматы. На этой почве и завязалась его дружба с Толстым, Толстой любил шахматы. Старик рассказывал, что вначале он держал в кармане карандаш и бумагу и умудрялся записы­вать ходы Толстого, но тот заметил и воспротивился. Часто Гольденвейзер играл в шахматы с Ойстрахом и Прокофьевым. К слову, в 1936 году проходил матч «Ойстрах - Прокофьев». Вход был платный, и сборы шли в пользу Дома работников искусств, где и проходил матч (к сожалению, не знаю, чем он закончился).

В семье адвоката Бориса Соломоновича Гольденвейзера (1839-1916).

Окончил в 1895 году Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 году по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова . Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева . Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895-1917 преподаватель фортепиано Николаевского сиротского института, в 1904-1906 - в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, (ныне - ГИТИС).

В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Давида Шора. Концертировал (вплоть до 1956 года), в том числе в ансамблях с Э.Изаи , Д.Ф.Ойстрахом, Л.Б.Коганом , С.Н.Кнушевицким , квартетом им. Людвига ван Бетховена.

В 1906-1961 годах - профессор Московской консерватории по классу фортепиано. В 1936-1939 годах - заведующий кафедрой фортепиано, в 1918-1922 и 1932-1939 годах заместитель директора (проректор), в 1922-1924 и 1939-1942 годах - директор (ректор) Московской консерватории. С 1932 по 1934 годы - заместитель председателя Московского Союза композиторов. В 1931 году организовал "Особую детскую группу" при консерватории. С 1936 по 1941 годы - художественный руководитель Центральной музыкальной школы при консерватории. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Среди учеников Гольденвейзера: С. Е. Фейнберг , Т. П. Николаева , Р. В. Тамаркина , Г. Р. Гинзбург , Д. Б. Кабалевский , Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Д. Д. Благой, Ф. И. Готлиб, А. Л. Каплан, М. С. Лебензон, Л. И. Ройзман, В. Г. Фере, Маргарита Чхеидзе , Людмила Дмитриевна Имнадзе, С. В. Евсеев , Нигяр ханум Усубова, Н. Г. Капустин и более 200 других.

Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам - 27 ноября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья

  • Жена А. Б. Гольденвейзера (с 24 января 1903 года) - музыкальный педагог, выпускница Московской консерватории по классу В. И. Сафонова (1905), пианистка Анна Алексеевна Гольденвейзер (урожд. Софиано; 1881-1929); в переводе А. А. Гольденвейзер в 1929 году были отдельной книгой опубликованы письма Шопена. Её племянник - советский физик и правозащитник А. Д. Сахаров .
  • Вторая жена А. Б. Гольденвейзера - пианистка и директор Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера Елена Ивановна Гольденвейзер (урожд. Грачёва, ум. 1998, Москва)
  • Сестра А. Б. Гольденвейзера - Татьяна Борисовна Софиано (1869,

Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер ( —) — русский и советский , . (). (). Лауреат первой степени ().

Биография

Свои первые музыкальные впечатления получил от матери Варвары Петровны Гольденвейзер, обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано. В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где начались его серьёзные занятия музыкой с , собирателем русских народных песен, одним из учеников .

Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 годах — преподаватель фортепиано Николаевского сиротского, и женских институтов, в 1904—1906 — Музыкально-драматического училища (ныне ). Преподавал также на , в , (история искусств)

С 1901 года выступал как музыкальный критик в печати, сотрудничал в газете « », журнале «Музыкальный мир» и других изданиях (под псевдонимами: А., А, Борисов, Г. Г-р), был членом редакции журнала «Музыкальный труженик», вёл просветительскую работу .

С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского отделения .

Семья

  • Отец — (1839—1916), юрист, адвокат, публицист.
  • Мать — Варвара Петровна Гольденвейзер (урожд. Щекотихина, 1848—1898).
  • Брат — Николай Борисович Гольденвейзер (1871—1924), юрист, переводчик, преподаватель истории , (его жена — Надежда Афанасьевна Гольденвейзер (1869—1934), педагог, сотрудник ).
  • Сестра — Татьяна Борисовна Софиано (1869—1955), была замужем за братом Анны Алексеевны Гольденвейзер Константином Алексеевичем Софиано (1891—1938).
  • Сестра — Мария Борисовна Гольденвейзер (1873—1940), пианистка, была замужем за литературоведом, пушкинистом (1869—1925).
    • Племянник — (1906—1998), генетик, микробиолог.
    • Племянница — (1907—1977), искусствовед, жена искусствоведа, профессора (1905—1994), мать искусствоведа (1931—1916).
  • Первая жена (с ) — Анна Алексеевна Гольденвейзер (урожд. Софиано , 1881—1929), дочь генерала , пианистка, музыкальный педагог, выпускница Московской консерватории по классу (1905), в переводе А. А. Гольденвейзер в были отдельной книгой опубликованы письма .
    • Дочь — Вера (сестра жены, которую А. Б. Гольденвейзер удочерил). Своих детей не было.
    • Сын (приёмный) — (1904—1961), пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946) .
    • Племянник жены и крёстный сын — (1921—1989), физик и правозащитник.
  • Вторая жена — Елена Ивановна Гольденвейзер (урожд. Грачёва, 1911—1998), пианистка, ученица А. Б. Гольденвейзера, директор .

Братья отца:

  • (1855—1915) — юрист-цивилист. Его сыновья (двоюродные братья А. Б. Гольденвейзера):
    • (1880—1940), антрополог, специалист в области антропологии ;
    • (1883—1953), экономист и статистик, начальник статистического отдела (1926—1945), президент Американской ассоциации экономистов;
    • (1890—1979), юрист, еврейский общественный деятель в , и , издатель, публицист.
  • Моисей Соломонович Гольденвейзер (1837/1838—1921), юрист, юрисконсульт банка , библиофил, литературовед и историк (в его доме в Москве, в в 1910-е годы проживали родители А. Д. Сахарова). Его сын:
    • , юрист, драматург и прозаик.
  • (1853—1919), дворянин, публицист, инженер путей сообщения. Его дети:
    • Елена Владимировна Гольденвейзер (1881—1958), жена правого эсера ;
    • (1883—1959), адвокат, театральный режиссёр-постановщик, драматург, прозаик, переводчик, в 1927—1937 годах — заведующий литературным отделом , отец учёного в области теоретической механики (1911—2003).
  • Яков Соломонович Гольденвейзер (1862 — после 1919), адвокат, литератор, жил в Киеве.

Творчество

Музыкальные сочинения

  • оперы — «Пир во время чумы» (по , 1942), «Певцы» (по И. С. Тургеневу, 1942—1943), «Вешние воды» (по , 1946—1947)
  • «Свет Октября» (сл. Ю. Стремина, 1948)
  • для оркестра — увертюра (по , 1895—1997), 2 Русские сюиты (1946)
  • камерно-инструментальные произведения — струнный квартет (1896; 2-я ред. 1940), Трио памяти (1953)
  • для скрипки и фортепиано — Поэма (1962)
  • для фортепиано — соната (1890-е гг.), 2 экспромта (1890-е гг.), 12 миниатюр (1890-е гг.), 24 пьесы, 4 тетради (1930), 14 революционных песен (1932), Контрапунктические эскизы (2 тетр., 1932), 15 фугетт (1933), сб. «Из детской жизни» (1954), Полифоническая сонатина (1954), Соната-фантазия (1959)
  • для голоса с фортепиано — 6 песен на сл. (1936), 6 песен на сл. (1946), 3 вокализа (1948), 6 песен на сл.

Об особенностях педагогики А.Б.Гольденвейзера.

(Основываясь на воспоминаниях его учеников).

Александр Борисович Гольденвейзер, крупнейший деятель отечественной музыкальной культуры, создал одну из ведущих пианистических школ современности. Он воспитал огромное количество учеников, среди которых Г.Гинзбург, С.Фейнберг, Т.Николаева, Р.Тамаркина, Д.Кабалевский, Д.Башкиров, Л.Берман. Вполне понятен глубокий интерес, который личность и творчество великого музыканта вызывали и продолжают вызывать у исследователей. Тем важнее свидетельства тех, кто близко его знал, кто у него учился.

В 2012 году мне посчастливилось пообщаться с двумя воспитанницами А.Б.Гольденвейзера: профессором Новосибирской консерватории Мэри Симховной Лебензон и профессором Российской академии музыки имени Гнесиных Инной Васильевной Малининой. Мне кажется существенным то, что и та, и другая учились у Александра Борисовича с детских лет и до окончания аспирантуры Московской консерватории.

Хотя обе беседы были посвящены вопросам фортепианной педагогики, разговор не мог не коснуться личности Гольденвейзера. Обе его ученицы много вспоминали о человеческих качествах своего преподавателя.

По словам Лебензон, Александр Борисович был очень доброжелателен и сердечен, но в то же время сдержан в выражении эмоций и чужд сентиментальности. Её восхищала спортивность «старика», как она называла Гольденвейзера, который и в семьдесят девять лет пешком поднимался на четвёртый этаж, а спускался «как ветерок». Оказывается, до последнего дня Александр Борисович занимался большим теннисом. Причём, понятия, которые необходимы в спорте он переносил в сферу пианизма (так как был убеждён в том, что законы ритма одинаковы для всех родов деятельности нашего тела). Например, Гольденвейзер говорил, что если в ожидании мяча стоять неподвижно, то инерция помешает быстроте реакции. Надо всё время слегка двигаться, чтобы быть готовым в долю секунды совершить мгновенное и точное движение. То же самое – в игре на фортепиано: так, перед началом медленной пьесы, говорил он, почувствуйте в себе текучесть ее движения, ритм и лишь после этого касайтесь клавиш. Иначе вместо живой линии получится пунктирная линия аккордовых точек.

Мэри Симховна неоднократно подчеркнула в беседе, что Гольденвейзера не понять без знакомства с его дневниками. Действительно, записи Александра Борисовича, особенно ранние, когда он только начал выступать, рождают образ человека ищущего, требовательного к себе, порой чрезмерно самокритичного. Приведу несколько цитат: «…Я стал играть довольно много и хочу держаться так весь год, а то я стал отставать. При моём низком уровне технического, да и всякого совершенства, если не идти вперед, то уж лучше совсем бросить. …» (11 сентября 1902г.). «… Я играл С.И.Танееву свои романсы, и они ему очень понравились. Я так привык стыдиться своих сочинений и бояться за их убожество, что эта маленькая удача очень для меня радостна. …» (23 марта 1902г.).

Профессор И.В.Малинина посчитала своим долгом развеять два заблуждения, которые бытуют в отношении А.Б.Гольденвейзера. Первое касается педализации, второе – отношения к авторскому тексту.

По её словам, Александра Борисовича часто упрекают в скупости использования педали (якобы он утверждал, что чем педали меньше, тем – лучше). На самом деле, его позиция состояла в том, чтобы, прежде всего, определить, где, когда и зачем нужна педаль. Тогда, в зависимости от характера музыки, может оказаться порой, что педаль и не нужна вовсе.

Кроме того, нужно понять, какая педаль требуется в том или ином случае: колористическая, связующая или, может, для подчёркивания басов; это позволит определить её меру: длинная, короткая, полупедаль.

Он рекомендовал упражняться без педали, чтобы проверить, как пальцы справляются со своей работой. Гольденвейзер не уставал говорить о важности мануальной техники, особенно – в классике: какая у ноты длительность, столько она и должна выдерживаться пальцем.

Важно, что беспедальную работу и работу с применением педали он предлагал вести почти одновременно. Нельзя, считал он, долго упражняться «всухую», особенно, в случае романтической музыки.

Что касается педальных обозначений в его редакциях, то ни он сам, ни его ученики на практике никогда им не следовали абсолютно точно. Гольденвейзер считал эти указания чем-то вроде «программы минимум», которая не только не исключает, но часто предполагает «программу максимум».

Это заставляет задуматься ещё над одним мнением, которое можно считать заблуждением. Люди, мало знавшие Александра Борисовича, считают его требование точного воспроизведения авторского текста чрезмерным проявлением педантизма. Но те, кто у него учились, относятся к этому по-другому. Обе его ученицы, с которыми мне довелось пообщаться, действительно считают скрупулёзное отношение своего преподавателя к авторскому тексту основной его отличительной чертой. Он требовал точного выполнения указаний автора: штриховых, динамических, акцентуационных. По их словам, в этом он был беспощаден. Но искусство на то и искусство, чтобы постоянно вносить в свою систему коррективы. Гольденвейзер вовсе не возбранял отступлений от авторской воли, но только в том случае, если они были хорошо обдуманы и звучали естественно в контексте интерпретации.

Случалось не раз, что на сцене ученики отступали от «буквы текста», но если исполнение было талантливым и убедительным, то Александр Борисович относился к этому одобрительно. Для Гольденвейзера было главным - уловить замысел композитора, и именно этой цели служило внимательное изучение авторской воли, зафиксированной в нотах.

В этих замечаниях можно наблюдать некоторый парадокс. Дело в том, что требуя точности воспроизведения текста, Александр Борисович работал со студентами по исполнительским редакциям, причём не только в случае И.С. Баха, но и композиторов, оставивших подробные указания. Практика использования уртекстовых изданий, и в наши дни ещё не ставшая нормой, в ту пору просто не существовала. Сам Гольденвейзер, как известно, вёл активную редакторскую деятельность, подвергая авторский текст, в особенности, штриховые обозначения, значительным модификациям. В связи с этим аспектом творческой жизни мастера интересно свидетельство М.С.Лебензон о том, что у него была огромная библиотека редакций произведений классиков, включая редкие и неожиданные экземпляры. Обе его ученицы подтвердили, что прежде чем составлять свою редакцию, Александр Борисович тщательно изучал все остальные и выбирал из них лучшее. По их мнению, А.Б.Гольденвейзер воспринимал музыкально-редакторскую работу как продолжение своей педагогической деятельности. Так, например, его наиболее капитальным редакторским трудом стали тридцать две сонаты Л.Бетховена. Как известно, их редакцию Гольденвейзер осуществил дважды. Любопытно, что по словам И.В.Малининой, одной из причин создания второй версии оказалось исполнение украшений: в первой редакции Александр Борисович рекомендует играть украшение в самом конце звучания ноты. Но практика показала, что такой вариант труден для учеников, у них украшение «комкалось». Поэтому во второй редакции он предложил украшение исполнять сразу после взятия ноты. Получается, что ему пришлось поступиться своими принципами ради хорошего звучания у малоопытных исполнителей.

По свидетельству И.В.Малининой, в классе А.Б.Гольденвейзера много внимания уделялось формированию рациональных пианистических движений. Пластика самого Гольденвейзера отличалась собранностью и экономностью. Он приводил пример, как однажды, увидев человека на лошади, отметил для себя, что если всадник будет неумело размахивать руками, совершая движения крупные и резкие, то лошадь может его сбросить. Аналогично, для успешного исполнения музыкального произведения, нужно, чтобы не было лишних взмахов руками: все движения должны быть осознаны.

В этой связи, М.С. Лебензон отметила интересный факт: в Московской консерватории середины XX века находилась студия звукозаписи. Она была застеклена, и люди со стороны могли видеть исполнителя, но не могли его слышать. Александр Борисович говорил, что тот истинный музыкант, по движениям которого можно догадаться, что за произведение он играет.

По словам обеих профессоров, А.Б.Гольденвейзер придавал большое значение транспонированию . При этом он настаивал на сохранении первоначальной аппликатуры и говорил, что не надо бояться использования первого пальца на чёрных клавишах. И.В.Малинина и М.С.Лебензон подтверждают, исходя из своего многолетнего исполнительского и педагогического опыта, что это действительно способствует развитию фортепианной техники. Есть несколько этюдов К.Черни, которые они до сих пор могут сыграть во всех тональностях, несмотря на то, что прошло много лет после окончания обучения у А.Б.Гольденвейзера.

И И.В.Малинина, и М.С.Лебензон вспоминают то, что Александр Борисович с маленькими детьми занимался так же, как и со взрослыми. Он задавал больше и чаще, если видел, что это в силах ученика; быстро выпускал на сцену, если видел, что ученик хорошо схватывает. Однажды И.В.Малинина принесла в первый раз на урок «Времена года» П.И.Чайковского. Сделав несколько замечаний, профессор в конце занятия сказал ей: «Завтра сыграешь это на зачёте».

М.С.Лебензон рассказала интересный случай из своей учебной практики: когда она ещё училась в ЦМШ, готовился концерт памяти Ф.Шопена. Лебензон поручили выучить «Концертное аллегро», но она считала, что достойна играть более серьёзное произведение и не учила его, а на уроках говорила, что над ним работает. Когда за десять дней до концерта она пошла в библиотеку за нотами, оказалось, что они есть лишь в архиве и без разрешения профессора их не дают! Тогда за помощью Лебензон пошла к жене А.Б.Гольденвейзера. Концерт прошёл успешно, но после этого случая Александр Борисович понял, что Лебензон может выучивать быстро и стал задавать ей чаще и больше.

Что касается выбора репертуара , И.В.Малинина отмечает, что А.Б.Гольденвейзер приветствовал инициативу студентов. Для него важно было, чтобы ученик хотел играть ту или иную пьесу.

Александр Борисович много времени уделял изучению музыки русских композиторов. Особенно он пропагандировал музыку Н.Метнера, с которым был дружен. По словам И.В.Малининой, Метнера в классе Гольденвейзера играли всего. Благодаря Александру Борисовичу Инна Васильевна сыграла такие редкие произведения как «Забытые мотивы» Н.Метнера, фантазию М.Балакирева «Воспоминание об опере «Жизнь за царя» М.Глинки», и ряд других, которые впоследствии записала на пластинки. Также в его классе играли произведения А.Бородина, А.Аренского, Н.Римского-Корсакого, А.Лядова.

А.Б.Гольденвейзер очень любил своих учеников и продолжал внимательно следить за их развитием после того, как они выходили из-под его «опеки». Он помогал им советами, слушал их учеников и всегда находил для этого время. Также он рекомендовал своих выпускников в качестве педагогов и концертмейстеров в различные музыкальные учебные заведения страны. Так, например, именно рекомендация А.Б.Гольденвейзера в 1961 году помогла М.С.Лебензон при её вынужденном переезде устроиться работать в Новосибирскую консерваторию.

Школа А.Б.Гольденвейзера, несомненно, была одной из ведущих пианистических школ России и мира (наряду со школами Г.Нейгауза и К.Игумнова). Задача воссоздания творческого облика крупного музыканта-педагога прошлого чрезвычайно трудна и едва ли полностью выполнима. Поэтому трудно переоценить значимость живых свидетельств современников и, особенно, учеников: даже небольшие детали и факты, сообщённые ими, доносят до нас неповторимую атмосферу личности Учителя.

Студентки IV курса факультета

музыки РГПУ им. А.И.Герцена

Черепановой Марии

2013 г.

Список литературы:

  1. «А.Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания»/ Ред. Д.Д.Благой. М., 1969.
  2. Григорьев Л., Платек Я. «Современные пианисты». М., Сов. композитор, 1990.
  3. Музыкальная энциклопедия: в 6 т./ гл. ред. Ю.В.Келдыш. М., Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973. 1т. Столбец 1043.

Москва (энциклопедия)

Гольденвейзер Александр Борисович

Гольденве́йзер Александр Борисович (1875, Кишинёв — 1961, посёлок Николина Гора, близ Москвы), пианист, педагог, композитор, народный артист СССР (1946). Его отец — юрист и литератор. Гольденвейзер жил в Москве с 1883. Окончил Московскую консерваторию в 1895 как пианист, в 1897 как композитор. Среди педагогов — С.И. Танеев, А.С. Аренский и М.М. Ипполитов-Иванов. Важную роль в творческом формировании Гольденвейзера сыграло дружеское общение с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, Н.К. Метнером. Сильное воздействие на его мировоззрение оказал Л.Н. Толстой (с 1896), что отразилось в книге Гольденвейзера «Вблизи Толстого» (т. 1—2, М., 1922—23). Вёл большую работу в просветительных и благотворительных обществах, в том числе «Пречистенских бесплатных классах для взрослых рабочих и работниц», «Московском обществе содействия устройству общеобразовательных народных развлечений». Возглавлял в 1918—19 Музыкальный совет при Художественно-просветительском отделе Моссовета. С 1901 выступал в печати как музыкальный критик. Концертировал до 1956, часто выступал в ансамблях, в том числе со скрипачами Д.Ф. Ойстрахом, Л.Б. Коганом, виолончелистами С.Н. Кнушевицким, М.Л. Ростроповичем, П. Касальсом, с квартетом имени Л. ван Бетховена и др.

В 1897—1918 преподавал в Николаевском сиротском институте, Елизаветинском и Екатерининском институтах, в 1904—06 — в Московском филармоническом училище. С 1906 профессор Московской консерватории (в 1922—24 ректор, в 1939—42 директор). В 1931—36 художественный руководитель организованной им «Особой детской группы» при консерватории, в 1936—41 художественный руководитель Центральной музыкальной школы. Создал свою пианистическую школу. Среди учеников — С.Е. Фейнберг, Г.Р. Гинзбург, А.Л. Каплан, Р.В. Тамаркина, Т.Н. Николаева, Д.А. Башкиров, Л.Н. Берман, И.В. Малинина, Д.А. Паперно.

Государственная премия СССР (1947). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Музей-квартира Гольденвейзера (Тверская улица, 17), где сохраняются обстановка, архивы, личные вещи и т.д., — с 1955 филиал Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Сочинения: Дневник. Первая тетрадь (1889—1904), 1995; Дневник. Тетради вторая — шестая, М., 1997.

Литература: А.Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1969; В классе А.Б. Гольденвейзера, М., 1986.

  • - боярин новгородский, в 1333 г. ездил за князем Наримунтом Гедиминовичем; в 1338 году его посылали в Швецию и он заключил мир с воеводой Петрином...
  • - Гольденвейзер, Александр Борисович - пианист и композитор. Родился в 1875 г. Окончил курс московской консерватории по классу фортепиано у профессоров Зилоти и Пабст и по классу теории композиции у профессоров...

    Биографический словарь

  • - А. Б. Белявский...

    Энциклопедия Кольера

  • - Председатель правления общероссийского политического движения "Новые левые" ; родился в 1962 г.; состоял в КПСС с 1988 по 1990 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын протоиерея с.-петербургской коломенской Покровской церкви, род. в 1802 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в с. Долина Саратовской обл. в семье служащих. Окончил Саратовский сельскохозяйственный институт. Работал агрономом в колхозе "Искра" , редактором в журнале "Степные просторы"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник Управления ФСБ РФ по Воронежской области с февраля 2001 г., полковник; родился в 1952 г. в г. Грязи Липецкой области; окончил Орловское высшее военное командное училище связи КГБ СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор НТЦ "ИНФОРМРЕГИСТР" с 1992 г.; родился 7 марта 1943 г.; окончил МГУ, кандидат филологических наук, доктор технических наук; имеет двоих детей...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Актер театра и кино, заслуженный артист России; родился 6 мая 1932 г.; окончил Театральное училище им. Щукина в 1961 г.; работал в Московском театре сатиры и в Театре-студии киноактера; в кино снимается с 1958 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - депутат Народного Хурала Республики Бурятия от Текстильного избирательного округа № 52 Родился 15 февраля 1954 года. Образование высшее. Главный врач Госсанэпиднадзора Республики Бурятия...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - пианист. проф. Моск. консерв., р. 1875, писал о Л. Н. Толстом...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 26 февраля 1875 в Кишиневе; 1889 поступил в московскую консерваторию, которую окончил по классу фп. в 1895 и по классу композиции в 1897. Выступал как пианист в симфонических концертах и многих других...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - современный юрист. Его перу принадлежат следующие работы: "Социальное законодательство в Германской империи", 1890; "Социальные течения и реформы XIX ст. в Англии"; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - советский пианист, педагог, композитор, музыкальный писатель и общественный деятель, народный артист СССР, доктор искусствоведения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский актер, заслуженный артист Российской Федерации. В 1964-66 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского...
  • - российский пианист и композитор, народный артист СССР, доктор искусствоведения. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Профессор Московской консерватории. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

"Гольденвейзер Александр Борисович" в книгах

КУСИКОВ Александр Борисович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КУСИКОВ Александр Борисович наст. фам. Кусикян;17(29).9.1896 – 20.7.1977Поэт. Вместе с С. Есениным выпустил сборник «Звездный бык» (1921). Стихотворные сборники «Зеркало Аллаха» (М., 1918), «Сумерки» (М., 1919), «Поэма поэм» (М., 1919), «Коевангелиеран» (М., 1920), «В никуда» (М., 1920), «Аль-Баррак»

КУРАКИН АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

ЛОГИНОВ Александр Борисович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ЛОГИНОВ Александр Борисович Александр Борисович Логинов родился в 1917 году в селе Аджим Рожкинского района Кировской области в крестьянской семье. Русский. В Советскую Армию призван в 1938 году. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвует с первого и до последнего

Александр Борисович Бутурлин

Из книги Императрица Елизавета Петровна. Ее недруги и фавориты автора Соротокина Нина Матвеевна

Александр Борисович Бутурлин Это был вполне достойный выбор цесаревны Елизаветы. Сын капитана гвардии, Александр Бутурлин (1694–1767), в 1714 году в двадцатилетнем возрасте был записан солдатом также в гвардию, а в 1716 году поступил в Морскую академию. Академия была основана на

Бутурлин Александр Борисович

Из книги Фельдмаршалы XVIII века автора Копылов Н. А.

Бутурлин Александр Борисович Сражения и победыРусский военачальник из рода Бутурлиных, граф, генерал- фельдмаршал (1756), московский градоначальник.Бутурлин представлял собой тот тип полководца, который не стремился к громкой и быстрой победе над врагом, а действовал с БСЭ

Ронов Александр Борисович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Фельдман Александр Борисович

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Фельдман Александр Борисович (род. в 1960 г.)Известный харьковский бизнесмен, меценат, политик.Селфмейдмен - человек, сделавший сам себя. Именно это выражение наиболее точно характеризует Александра Фельдмана, человека, без которого уже невозможно представить себе

Чаковский Александр Борисович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

ГАТОВ, Александр Борисович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ГАТОВ, Александр Борисович (1899–1972), поэт 68 * Республикисестры. «Одиннадцать сестер», песня из к/ф «Девушка с Камчатки» (1936), муз. Л. Шварца «Одиннадцать любимых / И все как на подбор – / Одиннадцать республик, / Одиннадцать сестер». В 1936 г. в СССР входило 11 республик.Ранее

Александр Борисович Гольденвейзер (1875–1961)

Из книги Первые шаги жизненного пути автора Гершензон-Чегодаева Наталья Михайловна

Александр Борисович Гольденвейзер (1875–1961) Александр Борисович, "дядя Шура", и Татьяна Борисовна (1869–1953) Таня (я называла ее так, как называла бабушка) долгие годы были для моей матери и для меня самыми близкими людьми. После смерти в 1929 году Анны Алексеевны, жены Александра




Top