Кто основал цирк дю солей. История цирка дю солей

История цирка Дю Солей

История Цирка Солнца восходит к далекому 1984 году, когда и была зарегистрирована компания Cirque du Soleil. Однако можно смело утверждать, что началась она гораздо раньше, едва идея создания необычной труппы зародилась в светлых головах друзей Ги Лалиберте и Даниэля Готье.

Родившийся в сентябре 1959 года в Квебеке - небольшом городке французской провинции в Канаде Ги Лалиберте с самого детства проявил артистические способности. Он овладел игрой на аккордеоне и научился ловко ходить на высоких ходулях. Уже в 14 лет юноша начал карьеру артиста, а со временем даже бросил учебу в колледже, чтобы иметь возможность колесить по Европе, давая уличные представления как факир и фолк-музыкант.

Вернувшись на родину в 1979 году, Ги пытался было начать серьезную работу на гидроэлектростанции на пограничье Квебека и Онтарио, однако судьба распорядилась иначе. Ги Лалиберте вместе со своими друзьями Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа участвовал в организации летней ярмарки в городке Бай-Сен-Поле.

Даниэль, закончивший к тому времени бизнес-колледж, уже был владельцем консалтинговой фирмы. В паре с Жилем они управляли общежитием для артистов Balcon Vert. Тогда-то друзья и решили организовать собственную, ни на что не похожую труппу. Не имея начального капитала, товарищи решили обратиться к правительству Квебека с просьбой профинансировать грандиозный проект. Для того чтобы убедить власти сделать это, Жиль Сте-Круа прошагал от Бай-Сент-Поля до самого Квебека на ходулях, а это ни много ни мало - 90 километров. То ли усилия молодого человека были оценены, то ли власти провинции разглядели в новом проекте будущий успех, но деньги были выделены, и уже на юбилейном городском торжестве новая труппа в составе 70 человек дала первое выступление.

На выделенном им земельном участке, аренда которого составляла символические 1 доллар в год, артисты разбили цирк-шапито, вместимостью 800 зрителей. С первых же выступлений стало ясно - зрительский успех просто невероятный.

К слову, в сентябре 2009 года Ги Лалиберте стал одним из первых космических туристов. С бота Международной космической станции он попытался привлечь внимание всего человечества к глобальным проблемам нехватки воды.

Чем сердце успокоится: грандиозные планы Cirque du Soleil

С 2008 года представительство компании Cirque du Soleil есть и в России. Осень 2009 ознаменовалась премьерной, специально приготовленной для российского зрителя постановкой Varekai. Российскому зрителю Цирк Солнца знаком также и по четырехминутному выступлению на песенном шоу-конкурсе "Евровидение", который проходил в Москве в 2009 году. Поэтому новых гастролей миллионы людей ждут с великим нетерпением. А они не заставят себя долго ждать, уже осенью 2010, 25 октября, на сцене Лужников российского зрителя ждет новая шоу-программа феерического Цирка Солнца - Сorteo (Кортео). Выступление труппы не ограничится Москвой - Цирк Солнца отправится в гастрольный тур по городам России!

Стоит сказать, что по отношению к России у корпорации Cirque du Soleil такие же грандиозные планы, как и сами выступления. По словам директора Цирка Солнца, планируется возведение театра и создание постоянно действующего филиала Cirque du Soleil в Москве. Проект обойдется в суму близкую к 200 миллионам долларов. Суммы, затрачиваемые организаторами на создание каждого нового шоу Cirque du Soleil, впечатляют так же, как и сами постановки. От 20 до 40 миллионов долларов уходит на каждую новую постановку. Но то, что происходит в итоге на арене, полностью оправдывает вложенные средства, заставляя зрителей вновь и вновь восторгаться шоу-программой.

На сегодняшний день шоу Cirque du Soleil еще не то что никто не превзошел, но даже и не приблизился к тем немыслимым вершинам, на которые вознеслось в Cirque du Soleil цирковое искусство.

Канадец Ги Лалиберте заработал состояние в $1,9 млрд, построив знаменитый на весь мир Cirque du Soleil. Спустя 31 год он продал 90% компании за $1,5 млрд, а сам решил сосредоточиться на своих детях и благотворительности

Канадец Ги Лалиберте (Фото: REUTERS 2015)

В апреле Cirque du Soleil — один из самых знаменитых в мире операторов театрализованных цирковых представлений — объявил о переходе под контроль новых владельцев: американской инвестиционной компании TPG (ей теперь принадлежит 60%), китайской Fosun International (20%) и канадского пенсионного фонда Caisse de dépôt et placement du Québec (10%). По сообщениям СМИ, сделка стоит около $1,5 млрд (официально сумма не раскрывается). У основателя «Цирка Солнца» (так переводится с французского Cirque du Soleil) — 55-летнего эксцентричного канадца-миллиардера Ги Лалиберте останется 10% компании.

Лалиберте основал Cirque du Soleil, когда ему было всего 25 лет. С тех пор он не только изменил представление о цирке во всем мире, но и стал одним из богатейших людей Канады (21-й в канадском списке Forbes, журнал оценивает его состояние в $1,9 млрд), слетал в космос туристом и создал фонд, который помогает бороться с проблемой нехватки питьевой воды во всем мире.

Искатель приключений

Ги Лалиберте было 18 лет, когда он отправился путешествовать по Европе, став бродячим артистом. Там он зарабатывал тем, что играл на аккордеоне традиционную канадскую музыку на улицах, и однажды из-за отсутствия денег был вынужден ночевать на скамейке в лондонском Гайд-парке. За год своих странствий по Европе он также научился жонглировать, глотать огонь и ходить на ходулях, после чего вернулся в Канаду.

«Это было просто приключение, — говорил он в одном из интервью про свой европейский опыт. — Я планировал продолжить учебу и вести обычную жизнь». Но найти «нормальную» работу ему не удалось, и он присоединился к цирковой труппе акробатов на ходулях Les Echassiers в Бэ-Сен-Поль (пригород Квебека), где познакомился с ее основателем Жилем Сент-Круа. В 1982 году они вместе начнут делать карнавал циркового искусства La Fête Foraine.

Цирк, замечала New York Times, является только третьей страстью Ги Лалиберте. Вторая — это путешествия, а вот на первом месте — бизнес: с самого начала Лалиберте сам занимался привлечением денег для развития компании. В 1984 году он «выбьет» у властей провинции Квебек финансирование в размере $1,3 млн на проведение праздничных мероприятий к 450-летию открытия Канады, писала The New York Times. Так родился Cirque du Soleil, при том что сама труппа на тот момент тренировалась в арендованном спортивном зале.

Первое шоу принесло совсем небольшую прибыль — $40 тыс., а после второго сезона компания и вовсе оказалась на грани банкротства. Но цирк Лалиберте нравился публике, и его постепенно стали воспринимать как национальное достояние, и власти еще раз поддержали компанию.

В 1987 году Cirque du Soleil пригласили на открытие фестиваля искусств в Лос-Анджелесе. «Я поставил на этот вечер все, что у нас было», — вспоминал предприниматель то первое американское выступление в интервью New York Times в 2011 году. На поездку в Лос-Анджелес «скидывалась» вся труппа. «Если бы мы тогда провалились, нам пришлось бы возвращаться домой пешком — у нас не было денег даже на бензин на обратную дорогу», — рассказывал он. Но уже на следующий день после открытия фестиваля город выстроился в очереди за билетами на Cirque du Soleil.

Азарт у Лалиберте, очевидно, в крови — в 2005 году он увлечется покером и два года спустя займет четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, выиграв приз в размере почти $700 тыс.

Изобретая цирк заново

Настоящий триумф к Cirque du Soleil пришел в Лас-Вегасе. Первым шоу в городе-казино стало Mystère в декабре 1993 года, оно также было первым «стационарным» шоу (которое не гастролирует по миру, а проходит в специально построенном для него театре). «В мире есть три столицы развлечений — Лас-Вегас, Нью-Йорк и Лондон», — говорил NYT Лалиберте, и, по его словам, по-настоящему завоевать ему пока удалось только Лас-Вегас. Сейчас на долю мировой столицы развлечений, где у Cirque du Soleil восемь «стационарных» представлений, приходится около половины выручки компании. Бизнесом там управляет специально созданная дочерняя фирма.

Одно из шоу Cirque du Solei l в Лас-Вегасе — Love — родилось в 2006 году и было навеяно дружбой с ДжорждемХаррисоном. Ради постановки этого шоу по одноименному альбому The Beatles бизнесмену удалось посадить за стол переговоров оставшихся в живых «битлов» — Пола Маккартни и РингоСтарра, а также Йоко Оно и ОливиюХаррисон, представлявших покойных Леннона и Харрисона. Специально для шоу песни с альбома Love «пересобрали» в единую органичную композицию, а в общей сложности в музыкальном оформлении были использованы сэмплы из более 120 песен The Beatles.​

Историю успеха Cirque du Soleil изучают в бизнес-школах на курсах по стратегии Blue Ocean («голубой океан» как метафора новой, свободной ниши на рынке в противовес рынку с уже созданной конкурентной средой — «красный океан»). Как писал российский Forbes, ее «знает наизусть каждый студент «Сколково». Лалиберте не только сумел вновь привлечь интерес к акробатическим театрализованным представлениям, но по сути «изобрел цирк заново», отказавшись от номеров с животными и традиционных конферансье. Изначально в Cirque du Soleil уделяли особое внимание драматургии представления: создание каждого шоу начинается с разработки концепции (основной идеи) и сценария, и только затем продумывается акробатический «костяк». В 1990-х годах Лалиберте стал приглашать к сотрудничеству режиссеров-постановщиков театра и кино, не имевших опыта работы с цирком, например знаменитого канадского театрального режиссера Робера Лепажа.

Такой подход помог привлечь более взрослую (по сравнению с традиционным цирком) и соответственно платежеспособную аудиторию. Менее чем за 20 лет Cirque du Soleil удалось достичь уровня выручки, до которого Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus [американский цирк, основанный в 1919 году; принадлежит компании Feld Entertainment] добирались сто лет, отмечали в своей книге «Стратегия голубого океана» профессора французской бизнес-школы INSEAD Чан Ким и Рене Моборн. В 2011 году выручка Cirque du Soleil впервые превысила $1 млрд.

Впрочем, год спустя компания столкнется с финансовыми трудностями: несмотря на миллиардную выручку, она останется без прибыли, а в 2013 году оборот сократится до $850 млн. Одной из причин сокращения доходов сам Лалиберте назовет чрезмерную экспансию: Cirque du Soleil стал ставить слишком дорогие шоу, которые медленно окупались. В рамках реструктуризации Лалиберте пришлось сократить 400 сотрудников. Если в какой-то момент штат цирка достигал 5 тыс. человек, то теперь их осталось только 4 тыс.

Сколько стоит шоу Cirque du Soleil

Стационарное шоу (представления, которые Cirque du Soleil не возит по миру, а демонстрирует всегда только в определенных городах) стоит около $40-50 млн. Стоимость перевозных шоу, как правило, ниже, однако Zarkana или трибьют Майлу Джексону стоили более $50 млн и показывались в нескольких странах мира, в том числе в России. На сегодняшний день Cirque du Soleil показывал свои представления на всех континентах мира (кроме Антарктиды), в 48 странах. Репертуар цирка за всю историю насчитывает около 30 шоу.

Отчасти именно с финансовыми проблемами были связаны поиск инвесторов и последовавшая продажа цирка в апреле 2015 года. Лалиберте надеется, что китайская Fosun Capital поможет выходу и развитию Cirque du Soleil в Китае, где компания до сих пор была не очень успешна. Сам он объясняет продажу еще и тем, что, поговорив со своими пятью детьми (им сейчас от 7 до 18 лет), понял, что никто из них дело отца продолжать не хочет.

Теперь Лалиберте планирует сосредоточиться на своем благотворительном фонде One Drop Foundation, который занимается проблемами нехватки питьевой воды в мире. Он создал его в 2007 году, а в 2009 году во время своего полета на Международную космическую станцию в качестве туриста провел двухчасовое «поэтическое шоу» — телемост, чтобы привлечь внимание к проблеме водных ресурсов. За космический «аттракцион» канадец предположительно заплатил $35 млн. На связь с Лалиберте в космосе вышли бывший вице-президент США Ал Гор, Шакира, Сальма Хайек, группа U2 и другие. И это мероприятие как нельзя лучше иллюстрирует идеологию предпринимателя, которой он руководствовался, создавая Cirque du Soleil, — «вместе искусство и бизнес могут сделать мир лучше».

Cirque du Soleil в России

Знаменитый Cirque du Soleil впервые приехал в Россию только в 2009 году. Организацией и продвижением российских (и украинских) спектаклей занимается не головной офис в Монреале, а созданная в 2008 году компания Cirque du Soleil Rus — она на 75% принадлежит канадскому Cirque du Soleil, остальными 25% владеют канадцы Джордж и Крейг Кохоны (Джордж открывал McDonald’s в Канаде и России, а его сын Крейг в начале 1990-х годов «привез» на российский рынок Coca-Cola).

По словам гендиректора Cirque du Soleil Rus Натальи Романовой, у Cirque du Soleil только две дочерних компании в мире, которые занимаются управлением на конкретном рынке: в России и «дочка» в Лас-Вегасе, которая курирует «стационарные» шоу в городе-казино. «Фактически мы создали бизнес в России с нуля», — замечает Романова в разговоре с РБК. Проведенные перед выходом на российский рынок маркетинговые исследования показывали, что уровень узнавания бренда в Москве и Петербурге с подсказкой составил около 2%, это уровень статической погрешности, говорит она.

«Поначалу мы чувствовали к себе отношение [со стороны монреальского офиса], как к промоутерам, — говорит Романова, — однако сейчас российская компания принимает Cirque du Soleil в России «под ключ»: занимается всем, от продажи билетов и маркетинга вплоть до технического обслуживания шоу, логистики и размещения артистов... Мы стали частью большой семьи Cirque du Soleil».

Ги Лалиберте, с которым она знакома лично, Романова характеризует как человека, «от которого ты загораешься как лампочка». С Россией и российскими артистами (выходцы из стран бывшего СССР составляют 30% труппы Cirque du Soleil) предприниматель познакомился в начале 1990-х годов и приезжал практически на все премьерные показы шоу Cirque du Soleil в России. Показ самого первого — Varekai — совпал по времени с окончанием космического путешествия Лалиберте: он в течение 9 месяцев проходил подготовку в России и полетел в космос именно на российском корабле. Он всегда с большим интересом относился к России и считал российский рынок очень перспективным, говорит Романова.

На вопрос о том, не смущает ли Cirque du Soleil экономическая обстановка в России, Романова отвечает, что уже с началом рецессии, в конце прошлого года, в Россию привезли «сестру» Cirque du Soleil — Cirque Eloize, спектакли которого показали в 12 городах. Опять же, напоминает Романова, идея привезти Cirque du Soleil в Россию родилась в разгар мирового экономического кризиса — она смеется, рассказывая, как на пресс-конференции в 2008 году журналисты спрашивали: «в своем ли вы уме» выводить на рынок столь дорогостоящий иностранный продукт в непростое время? Но время доказало правильность этого выбора, говорит она (хотя и отказывается назвать операционные показатели российского бизнеса). ​

С 2009 года представления Cirque du Soleil посетили почти два миллиона российских зрителей — юбилейного посетителя компания ждет на пятничном показе шоу Quidam.

Cirque du Soleil в цифрах

31 год существует Cirque du Soleil

Более 160 млн зрителей посетили представления Cirque du Soleil с момента его основания

$40-50 млн составляет средняя стоимость производства одного шоу Cirque du Soleil

$850 млн выручил цирк в 2013 году

Больше 2,6 тыс. зрителей вмещает традиционное шапито Cirque du Soleil

$1,5 млрд составляет оценочная стоимость сделки по покупке 90% Cirque du Soleil (точная сумма не раскрывалась)

Мир вращают одержимые. Именно одержимые творят представление на большой сцене, пока все остальные довольствуются ролью сидящих смирно зевак. Ги Лалиберте был одержим достаточно, чтобы весь его опыт «нормальной работы, как у всех» на гидроэлектростанции уместился ровно в три дня, после чего Ги готов был жить на пособие, но отныне заниматься только тем, чем хотелось. Он также был достаточно одержим, чтобы три десятилетия спустя отдать 35 миллионов долларов за единственный полет на Международную космическую станцию, став восьмым в истории космическим туристом. Да, он объяснял свой неземной поступок желанием обратиться ко всему миру с посланием о проблеме чистой пресной воды. Но мы же понимаем, в чем тут дело. Этот человек не привык отказывать себе в сумасбродстве и чудачествах. Напротив, он решительно сделал их профессией и фундаментом для одного из ярчайших бизнес-проектов современности - Cirque du Soleil.

Окончив колледж, Ги устремился в культурную Мекку каждого франкоканадца, французскую Европу. Видимо, время он там проводил, не скучая, раз вернулся в родной Квебек с импозантной профессией глотателя огня и аккордеониста. Тусовка, которая собиралась вокруг юного Лалиберте в конце 70-х в городке Бе-Сен-Поль, была ему под стать: уличные жонглеры, факиры и фокусники, начинающие актеры, музыканты, ходоки на ходулях… В общем, богемные бродяги, которые уже сами по себе напоминали импровизированный цирк. Среди них был один человек, с которым они пройдут весь путь Цирка Солнца со дня его основания до нынешнего зенита славы.

Ныне вице-президент транснациональной компании Cirque du Soleil, Жиль Сен-Круа, в описываемые времена был хиппи и перебивался подработками вроде сезонного сбора яблок. Нет, он честно пытался пожить человеческой жизнью, даже некоторое время проработал в архитектурном бюро. Тем не менее к концу 70-х Жиль собирал яблоки в коммуне города Викторианвилль. Собственно, это занятие и подтолкнуло его к экспериментам с ходулями. Примеренные поначалу в порядке рационализации, вместо постоянной возни с лестницами, ходули вскоре затмили само яблочное дело.

В 1979-м трое друзей, сошедшихся в местечке Бе-Сен-Поль: Лалиберте, Сен-Круа и Даниэль Готье, основали хостел для молодых талантов La Balcon Vert. Прошло совсем немного времени до идеи организовать на основе местной братии постоянную труппу, и вот Жиль Сен-Круа уже вышагивает на своих ходулях по долгой дороге до Квебек-Сити. Он прошел таким способом 90 км, чтобы привлечь внимание к своей идее и добиться финансирования от властей провинции. Грант был получен, причем далеко не последний в ранней истории нового циркового светила. И пускай первый сезон работы «ходулистов из Бе-Сен-Поль» окончился финансовым фиаско, они почувствовали пьянящий дух турне и встретили неплохой прием публики, так что готовы были стоять на своем. Кстати, уже тогда складывался костяк той команды, которая впоследствии скажет новое слово в цирковом искусстве.

Светить без спонсоров

Собственно имя Cirque du Soleil впервые прозвучало во время тура Le Grand Tour du Cirque du Soleil в 1983 году, когда правительство Квебека расщедрилось на 1,5 миллиона долларов по случаю празднования 450-летия со дня открытия Канады Жаком Картье. Это был новый размах. Кочевое шоу прокатилось по 11 городам Квебека за 13 недель и оказалось вполне успешным. Во всем, впрочем, кроме чисто финансовой стороны. Несмотря на то, что турне задумывалось как событие одного года, соблазн продолжить его был велик. Это был критический переходной период, когда аматорская затея, движущаяся на чистом энтузиазме и своевременных грантах, должна была стать чем-то профессиональным и самодостаточным. В это волнующее время закладывались те характерные черты, которые и сделали Cirque du Soleil не только феноменально успешным, но и совершенно особенным явлением в мире циркового искусства.

Цирк Солнца стал рассказывать истории, а не предъявлять набор номеров. Чтобы поведать свои истории зрителю, Цирк создал собственный новый сценический язык, совершенно эклектичный, но завораживающе красивый. Усиленный молодыми европейцами из Национальной цирковой школы, такими, как режиссер Франко Драгоне, коллектив Лалиберте смог впервые добиться прибыльности в 1990 году. На этом пути знаковыми стали представления We Reinvent the Circus («Изобретаем цирк заново», 1987 г.) и Nouvelle experience («Новый опыт», 1990 г.), поставленные Драгоне. Уже в самом их названии читается поворотный момент в эволюции цирка, который дерзнул осуществить Cirque du Soleil.


Принципы успеха Cirque du Soleil

Успех канадской жемчужины по имени Cirque du Soleil основывается на небольшом, в общем-то, количестве базовых принципов, заложенных в гены организации. Ну, и еще на гигантском объеме работы. Упомянутые принципы были просты, но достаточно новаторские, чтобы однажды выстрелить.

Звери - в зоопарке

Лалиберте и Ко определились, что работают только с актерами-людьми, никаких животных и дрессировщиков. Вода, огонь и высота - все что угодно, включая клоунов, однако не животные. Это помогло Цирку отказаться от традиционного ринга с ограждениями, который сковывал представление и затруднял контакт со зрителями.

Вселенная на арене

Теперь аудитория была практически погружена в действие на сцене, которая к тому же оказалась лишена традиционного занавеса. Благодаря масштабным декорациям все персонажи присутствуют и живут на сцене одновременно, в целостном фантастическом мире. Каждый из них глубоко проработан, именно персонажи - основа историй, сюжеты которых обычно лишены прямоты, чтобы позволить зрителю делать собственные интерпретации. Зато герои - глубоко индивидуальны и способны дать фору лучшим архетипам из мирового кино. Такова же и музыка, которую пишут замечательные композиторы, вроде Рене Дюпери.

Музыкальный кодекс

Его великолепный саундтрек к шоу Alegria разошелся далеко за пределы цирковой арены, став обладателем Grammy. Музыка Цирка - гармоничная эклектика, современная фантастическая симфония. Вокальные партии лишены членораздельных слов. Этот особый язык - назовем его cirquesh - лишь набор фонем, перебирающих струны эмоций. Музыка обязана быть живой. Только живое исполнение позволяет учитывать непредвиденное - ведь на сцене реальные люди, которые исполняют сложнейшие трюки. Живой оркестр позволяет адаптировать ритм и эмоциональность музыкального сопровождения к происходящему на сцене прямо сейчас, а при необходимости превратить случайности в яркие импровизации.

Олимпийский резерв

То же требование - артистизм и умение импровизировать - стоит перед актерами цирка. На 65% это профессиональные атлеты, спортсмены, нередко с олимпийским прошлым. Исполнять номера образцово - этого недостаточно для Cirque du Soleil. Да, первозданная красота способностей человеческого тела, преодолевающего страх и физические барьеры, действительно лежит в основе всех шоу Цирка. Но харизма, способность выйти из своей шкуры и стать персонажем, умение удержать на себе зрителя - это не менее важно для рекрутеров из Монреаля.

В их базе уже содержится порядка 20 000 анкет; кроме того, ежегодно проводятся два больших кастинга, а два специальных «охотника за головами» разъезжают по всему миру в поисках особых талантов. Ежегодный бюджет рекрутингового отдела Cirque du Soleil - 45 миллионов долларов. А ведь в 80-х бывали времена, когда актеры шапито Лалиберте не знали, хватит ли у них денег хотя бы на то, чтобы вернуться домой из какого-нибудь турне.

Из всех искусств для нас важнейшим является…

Костюмы и грим актеров - это отдельная гордость Цирка. Они предельно изобретательны, изысканно исполнены и полны такого гротеска, который, вероятно, не встретишь больше нигде. Дизайну одежды актеров и сценических декораций уделяется не меньше времени и средств, чем подготовке артистов. И это один из главных секретов устойчивости Цирка, ответ на вызов со стороны кинематографа и цифровых искусств с их неограниченными возможностями в визуальных эффектах. Цирк сделал решительный шаг на их территорию и доказал, что способен на равных вести борьбу за внимание зрителя, предлагая сногсшибательное живое зрелище вместо компьютерных симуляций.

Цирк не уедет

Итак, приходится признать: идет третье тысячелетие, а цирк еще жив. В свою очередь, Cirque du Soleil живее всех живых. Более пяти тысяч сотрудников, 19 стационарных и гастролирующих шоу, как для всей семьи, так и исключительно для взрослых посетителей казино-отелей Лас-Вегаса.

Компания стоит более миллиарда долларов, расширяется и активно присматривается к новым направлениям бизнеса: курортам, клубам, медиа и дизайну одежды. Эта империя уже совсем не похожа на коммуну хиппи, развлекающую случайных прохожих. И, разумеется, уже стала крупным и удобным объектом для критики.

Кто-то называет нынешнее состояние Cirque du Soleil «болезнью экспансии». Говорят о расширении без способности удержать качество организации. О ностальгии по шатрам, которые больше не следуют за гастролирующими группами. О том, что желание делать по одному новому шоу в год - авантюра, которая только рассредоточит силы и не приведет к появлению таких же ярких творений, как Alegria. К слову, Alegria впервые была поставлена в 1994 году.

Что ж… На это миллионы людей по всему миру ежегодно отвечают забитыми зрительскими рядами в тех городах, которым посчастливилось принимать Cirque du Soleil.

А что до Ги Лалиберте… Ну кто может утверждать, что он окончательно превратился в алчного серьезного бизнесмена, если недавно надевал космонавтам МКС клоунские носы и за последние семь лет официально проиграл в покер 15 миллионов долларов? Просто из любви к искусству.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Cirque du soleil. Цирк солнца. Своим рождением он обязан канадцу Ги Лалиберте (Guy Laliberte), человеку с потрясающей судьбой. В юности он был уличным артистом: глотал огонь, устраивал настоящие шоу на ходулях, играл на аккордеоне; а в 18 лет бросил колледж и уехал на гастроли по миру с труппой бродячих циркачей. Уже вернувшись в Канаду, Ги начал задумываться над концепцией совершенно другого цирка, и вместе с друзьями детства воплотил ее в жизнь…

Сегодня Цирк дю Солей - самая успешная и самая популярная в мире цирковая компания, он давно стал визитной карточкой миролюбивой Канады. В представлениях занято 11 стационарных трупп (в Лас-Вегасе, Лос-Анджелесе, Токио, Орландо и Макао) и 12 гастрольных. Все они абсолютно автономны, таким образом, в мире может одновременно идти 23 шоу Cirque du Soleil. В цирке работают около 4000 артистов из 50 стран.

Перманентный процесс создания волшебства, постоянно функционирующая кузница свежих идей, потрясающий синтез достижений разных цирковых школ, влияние непохожих друг на друга культур, собрание профессионалов всех мастей и их социальная защищенность - вот киты, на которых опирается величественный и прекрасный Cirque du Soleil.

На этой неделе знаменитый цирк начинает свои гастроли в Москве. Канадские артисты представят российским зрителям программу Saltimbanco. В честь этого сайт предлагает вам совершить путешествие в сказочную страну лучших шоу солнечного цирка.

Cirque du Soleil в России

Для российской публики представления Cirque du Soleil уже не в новинку. В 2009 году впервые в столице был показан спектакль Varekai, а в 2010 году труппа шоу Corteo побывала с гастролями в Санкт-Петербурге, Казани и Москве. Осенний тур цирка с программой Saltimbanco станет уже третьим по счету, а на февраль 2012 года запланирована российская премьера Zarkana.

Мировая премьера Varekai состоялась в 2002 году в Монреале. Varekai с языка цыган переводится как «где бы то ни было», «где угодно». Сами создатели называют шоу «акробатической данью кочевникам», его режиссером стал Доминик Шампань, который до этого ставил театральные пьесы.

В основе сюжета - миф об Икаре, мальчике, который поднялся слишком высоко к солнцу на самодельных крыльях. История Varekai рассказывает о том, что случилось после того, как солнечные лучи расплавили самодельные крылья Икара. В отличие от рассказанного мифом, он не тонет в море, а попадает в волшебный лес. Сказочные существа, населяющие его, помогают Икару вновь обрести крылья.

лучшие шоу солнечного цирка

Спектакль потрясающе зрелищный: акробатика, клоунада, режиссура, игра артистов, костюмы и декорации - все выдержано на высшем уровне.

Вот лишь несколько номеров из шоу Varekai, которые покорили зрителей:

Georgian Dance

На создание этого номера артистов вдохновил народный грузинский танец лезгинка. Вот такое воплощение он получил в цирковой феерии Cirque du Soleil.

Corteo

Премьера Corteo состоялась в Монреале 21 апреля 2005 года, и ровно через 5 лет артисты шоу приехали на гастроли в России. Corteo восходит к итальянскому «кортеж», «похоронное шествие».

лучшие шоу солнечного цирка

По определению создателей, шоу - «театральная процессия поэтических персонажей и грациозных акробатов». В основе сюжета - фантазия главного героя на тему собственных похорон, которые проходят в празднично-карнавальной атмосфере. На сцене постоянно появляются все новые, непохожие друг на друга персонажи, ощущение двойственности пространства и многозначности происходящего не покидает ни на секунду.

Спектакль не оставил наших зрителей равнодушными. Артистический талант и мастерство исполнителей, оригинальная сюжетная идея, единство действия - о Corteo можно говорить бесконечно.

Среди наиболее ярких моментов постановки Corteo зрители выделяют:

Tightwire

На высоте шести метров над землей, в окружении ангелов, на туго натянутой проволоке танцует девушка. Она легко скользит по проволоке на пуантах, на моноцикле, а затем и босиком. Артистка вступает в спор с законами земного притяжения, поднимаясь по проволоке, натянутой под углом в 40 градусов на высоте 12 метров над сценой.

Saltimbanco

Saltimbanco

Saltimbanco - старейшее из существующих и поныне гастролирующих шоу Cirque du Soleil. Его премьера состоялась 23 апреля 1992 года, в 2007 году шоу было адаптировано под нужды спортивных площадок, и осенью 2011 года, объехав почти весь мир, труппа Saltimbanco наконец добралась до России. Началось их путешествие с Екатеринбурга, продолжилось Казанью, Москвой и Санкт-Петербургом.

лучшие шоу солнечного цирка

Что же такое Saltimbanco? Режиссер постановки Франко Драгоне дал своему детищу определение «праздника веселой и яркой акробатики посреди мегаполиса». Название перекликается с итальянским «saltare in banco», что переводится как «запрыгнуть на скамью». Сюжет шоу складывается из сцен городской жизни, в каждой из которой дух города раскрывается по-новому, с помощью ярких красок и свежих технических решений. В Saltimbanco совершенно все: каждая деталь декорации, красочные костюмы, мастерство артистов.

Зрители, уже успевшие посмотреть Saltimbanco в Екатеринбурге и Казани, остались в восторге от постановки.

Что касается лучших номеров, здесь можно выделить Hand to hand и Duo Trapeze.

Hand to hand

В центре внимания - пара мужчин-акробатов. Они выполняют потрясающе красивые и сложные комбинации. Главная особенность таких номеров - высочайшая техника исполнения и совершенно невозмутимое выражение лица.

Duo Trapeze

Гимнастки работают на цирковой трапеции без страховки. Слаженность движений и легкость исполнения говорит о долгих тренировках.

Zarkana и Mysterе

Zarkana - новое шоу Cirque du Soleil, которое зрители в России увидят в феврале 2012 года. Само название шоу, образованное из слияния слов bizarre («причудливый») и arcana («загадка»), указывает на таинственность места действия и его обитателей.

лучшие шоу солнечного цирка

По сюжету волшебник Зарк теряет свою возлюбленную, а вместе с ней и свою магическую силу. Он просит высшие силы ее вернуть и попадает в мир загадочных существ.

Представляем вашему вниманию промо-ролик шоу Zarkana:

Конечно, масштаб шоу и потрясающий профессионализм очень сложно оценить по небольшому ролику. Однако это ли не причина поскорей запастись билетами на февральские гастроли?

Cirque du Soleil в мире

Если вы настолько влюблены в Cirque du Soleil, что хотите посетить все их шоу, нужно отправляться в Америку, где сосредоточены 9 из 11 стационарных шоу.. Для стационарных шоу специально возводятся отдельные площадки, что дает возможность технически оснастить сцену под нужды каждого отдельно взятого спектакля, призвать научно-технический прогресс на помощь искусству.

Mysterе

Mysterе стало первым в истории стационарным шоу Cirque du Soleil. Оно было поставлено в 1993 году и до сих пор идет в Treasure Island, Лас-Вегас, штат Невада. Это шоу сочетает в себе атлетизм, сложную акробатику и удивительную образность. Многие называют Mysterе «цветком пустыни». Отсутствие сюжетной линии компенсируется комбинацией невообразимо ярких деталей, воплощенных на сцене. Например, в номере Imaginary Worlds сочетания сочных красок захватывают дух, заставляют завороженно следить за действом.

O и КA

Это шоу происходит в центре пустыни. Название - вовсе не аббревиатура и не буква, а транскрипция французского eau («вода»), отсюда образность и самого представления, и отдельных его элементов. Яркая отличительная особенность шоу - это подвижная сцена, конструкция которой позволяет совершать зрелищные метаморфозы. Например, в номере Terre Aride вода то заполняет собой все пространство, то исчезает, будто бы по мановению волшебной палочки.

Именно это шоу Cirque du Soleil эксперты считают наиболее сложным с точки зрения техники выполнения. Сюжетная рамка - героическая сага о любви и конфликтах - придает виртуозному действу театральную динамичность и драматизм.

Если Голливуд – это «фабрика грёз» в кинематографии, канадский «Cirque du Soleil» - это фабрика грёз в мире цирка. Эта труппа славится фантастическими представлениями, являющими собой невероятное сочетание музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на грани человеческих возможностей.

Нынешняя цирковая империя возникла в начале 80-х. На начальном этапе в компании работало всего 73 сотрудника, а сейчас в организации шоу задействованы 3,5 тысячи человек более чем из 40 стран мира. Труппа неоднократно побеждала на международных фестивалях. Число зрителей, посмотревших представления «Cirque du Soleil» исчисляется десятками миллионов. Все проекты «Цирка Солнца» - это синтез восточных и западных стилей циркового искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живая музыка. Сейчас «Cirque du Soleil» демонстрирует 6 «тур-шоу» (Alegria, Corteo, Dralion, KOOZA, Quidam, Varekai), 2 «арена-шоу» (DELIRIUM, Saltimbanco). 7 других «постоянных» шоу идут в Нью-Йорке (Wintuk), Орландо (La Nouba), Лас-Вегасе (LOVE, KA, Mystere, "O", ZUMANITY). Каждое шоу строится вокруг центральной темы, будь то романтическая история или философская сказка.

История начинается в 1982 году, в квебекском городке Baie- Saint-Paul (Канада). Это дивное живописное селение, настоящий творческий рай, привлекает множество артистов, художников, туристов. Группа молодых уличных актеров развлекает толпу жонглированием, танцами на ходулях и изрыганием огня. Вдохновленные явным успехом, они придумывают идею организации зрелищного фестиваля, что затем явилось предтечей возникновения Цирка дю Солей.

Цирк дю Солей Солей основывается с помощью правительства канадской провинции Квебек, в рамках праздничной церемонии, посвященной 450-летней годовщине прибытия Жака Картье в Канаду.
У цирка была абсолютно новаторская концепция: необычайный сплав драматического искусства и уличного представления, смелое экпериментаторство, из ряда вон выходящие костюмы, магическое освещение и оригинальная музыка. При том, что на сцене – ни одного животного, отличительные особенности этого цирка заметны с самого начала. Дебют проходит в маленьком квебекском городке Гаспе и затем еще в 10 городах провинции. Первое желто-синее шапито вмещает 800 зрителей.

После выступления в Монреале, Шербруке и Квебек-сити, Цирк дю Солей покидает свою провинцию и в первый раз привозит свое шоу к соседям в Онтарио. Представления идут в Оттаве, Торонто и у Ниагарского водопада.

Цирк дю Солей показывает новую постановку «Магия продолжается» в восьми городах по всей Канаде, включая Ванкувер, где делает несколько показов в рамках Детского фестиваля и Еxpo’86. Цирк так же создает себе международное имя, так как его представление получает высшие награды на фестивалях и соревнованиях по всему миру. В интересах будущего роста приобретается новое шапито на 1500 мест.

Впервые Цирк дю Солей посещает Америку. Имевшее триумфальный успех в Канаде шоу «Мы переделываем Цирк», показывается на фестивале в Лос Анжелесе, затем едет в Сан Диего и Санта Монику. Вдохновленный теплым приемом калифорнийской публики, Цирк дю Солей празднует успех.

Шоу «Мы переделываем Цирк» продолжает турне по Северной Америке, посещая на короткое время в Калгари, где идет Зимняя Олимпиада. Остановки в Сан Франциско, Нью Йорке и Вашингтоне. Несколько недель в Торонто. В любом месте результат один: все билеты проданы и пресса неистовствует в восторге.

Майами, Чикаго, Феникс добавляются в маршрут по ходу дела.

В Монреале походит премьера представления «Новый опыт», поставленного новым подразделением Цирка, в шапито уже на 2500 мест. Затем спектакль пускается в путь по дорогам Калифорнии. С этим шоу Цирк дю Солей побил все прежние рекорды по продаже билетов. Принимается решение отправиться в первый европейский тур с показом спектакля «Мы переделываем Цирк» в Лондоне и Париже. Начало первой заморской вылазки.

«Новый опыт» продолжает путешествовать по Северной Америке, впервые появляясь в Атланте. К концу тура по Канаде и Америке, продолжавшегося 19 месяцев, число зрителей достигает 1.3 миллиона.

Цирк дю Солей пересекает Тихий Океан и завоевывает успех в стране восходящего солнца с постановкой «Очарование», в которую входят лучшие номера из ранних постановок. Показы начинаются в Токио, затем шоу отправляется в другие города. За четыре мясяца, в общей сложности - 118 представлений. В это время в Европе Цирк дю Солей объединяет свои силы со швейцарским цирком Knie и выступает более, чем в 60 городах по всей стране. «Новый опыт» получает годовой контракт на работу в Лас Вегасе под гостеприимной крышей отеля «Мираж». К своему перечню постановок Цирк дю Солей добавляет еще и монументальное «Saltimbanco». После премьеры в Монреале шоу уезжает в долгий тур по Северной Америке.

Благодаря успеху представления «Новый опыт» в Лас Вегасе, Цирк дю Солей перемещается в новый театр, построенный специально по заказу, при отеле «Остров Сокровищ». Заключается 10-летний контракт с Mirage Resorts на гигантскую постановку «Мистерия», достойную столицы шоу бизнеса. «Saltimbanco» продолжает тур, увеличивая число зрителей до 1.4 миллионов.

«Saltimbanco» отправляется в Токио на 6 месяцев. В этом же году Цирк дю Солей отмечает свою десятилетнюю годовщину новой постановкой «Alegria». По традиции, она едет в друх- летнее турне после премьеры в Монреале. Между тем, «Мистерия» продолжает произоводить фурор в Лас Вегасе, а «Saltimbanco» едет в Монреаль для короткой серии выступлений.

Пока «Alegria» с триумфом гастролирует в США, Цирк дю Солей, отвечая на запрос канадского правительства, ставит шоу специально для встречи глав правительств большой семерки в Галифаксе, Nova Scotia (Канада). «Saltimbanco» едет покорять Европу. Цирк обзаводится впечатляющим белым шапито на 2500 мест. Первая остановка в Амстердаме, затем – Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф и Вена. В Амстердаме организуется европейская штаб-квартира Цирка дю Солей.

В апреле Цирк запускает новое шоу «Quidam». После Монреаля – трехлетние гастроли по США.
«Saltimbanco» продолжает европейское турне с остановками в Лондоне, Гамбурге, Штутгарте, Антверпене, Цюрихе и Франкфурте, пока «Alegria» продляет свои азиатские гастроли еще на несколько месяцев.

«Quidam» завоевывает сердца американских зрителей еще двух городов - Денвера и Хьюстона. По другую сторону Атлантики, в лондонском Королевском Альберт Холле завершается европейское турне «Saltimbanco». Двумя неделями позже «Alegria» начинает свое путешествие по Европе. В этом же году происходит ввод в строй Главного Международного Офиса в Монреале, под названием «Студия», где в дальнейшем будут создаваться все новые спектакли Цирка.

«Quidam» завершает американское турне остановкой в Далласе. В течение этого трехлетнего путешествия под сводами желто- синего шапито было показано почти 1000 представлений, которые увидели более 2.5 миллионов зрителей. Далее, в октябре-98 на сцене Беладжио в Лас Вегасе запускается следующее постоянное шоу Цирка дю Солей: «О!». Это первое для Цирка водное представление. В декабре публике Диснейленда в Орландо (шт.Флорида, США) представляется третье постоянное шоу «La Nouba».
«Saltimbanco» приезжает в Оттаву на несколько недель перед поездкой в техлетнее турне по Азии и Австралии.

«Saltimbanco» начинает трехлетнее турне по Австралии-Азии с Сиднея, а «Quidam» - трехлетний тур по Европе - с Амстердама. В дополнение к этому, новый проект "Dralion" после Монреаля отправляется в тур по Америке. «Alegria» обосновывается на постоянном месте в Beau Rivage, г.Биллокси, Техасс (США). Наконец, Цирк дю Солей выпускает свое первое игровое кино по мотивам спектакля «Alegria», а так же телевизионный фильм "Cirque du Soleil Presents Quidam".

Публика трех континентов продолжает наслаждаться четырьмя постоянными шоу Цирка дю Солей («La Nouba», «Mystиre», «O» and «Alegria») и тремя мобильными шоу («Quidam», «Saltimbanco» and «Dralion»). Около 6 миллионов зрителей по всему миру смотрит эти постановки. Более того, выпущен на экраны стерео-фильм (в формате IMAX) «Путешествие человека». Главная премьера – в Берлине, в январе 2000, затем: одновременный выход в прокат в Монреале, Нью-Йорке и Лос Анжелесе, далее – везде.

Cirque du Soleil

Cirque Du Soleil - Alegría clip

Aerial High Bar Act - ALEGRIA (Cirque du Soleil)

Cyr Wheel Act - CORTEO (Cirque du Soleil)

Let Me Fall Cirque Du Soleil

Aerial Straps - VAREKAI (Cirque du Soleil)

Cirque du Soleil DRALION - Aerial Pas de Deux (high res.)

Cirque du Soleil - La Nouba - Acrobacia

Cirque du Soleil_Dralion (gangorra)




Top