Кто открыл Евразию и когда? Географические исследования и открытия в евразии.

Встает рано или поздно перед каждым любителем истории и географии. Ведь все слышали прекрасные истории о Колумбе, Васко да Гаме и многочисленных конкистадорах, покорявших просторы Северной и Южной Америки. Однако с Евразией все не так просто, ведь не существовало одного путешественника, которому бы принадлежали лавры первооткрывателя крупнейшего материка на планете. Поэтому будет проблематично назвать того, кто открыл Евразию. Имя этого человека неизвестно.

Правильнее будет сосредоточиться на основных этапах исследования и описания особенностей географического положения материка и людях, которые принимали участие в многочисленных экспедициях, целью которых было исследование окружающего мира.

Кто первый открыл Евразию. Первые люди на континенте

Все основные этапы эволюции человеческий вид прошел в Африке и, только полностью сформировавшись, начал экспансию на соседний континент. До недавнего времени Африка и Евразия были соединены относительно широким Суэцким перешейком и лишь в XlX в. он был разорван искусственно созданным судоходным каналом.

Именно по этому перешейку и сильно обмелевшему в то время Красному морю первые Homo sapiens перешли на Ближний Восток, обосновавшись на Аравийском полуострове. Столь значимое событие случилось, по некоторым оценкам, примерно 70 000 лет назад.

Согласно распространенной среди современных ученых теории, люди, выйдя из Африки, медленно двигались на восток вдоль побережий в поисках новых источников пропитания, которым им служили моллюски, обитавшие на мелководье. Этот путь был долгим и трудным и занял порядка 25 000 лет, и разумеется, маршрут не был столь уж прямым - многочисленные группы отбивались и уходили вглубь континент. Таким образом, теми, кто открыл материк Евразия, стали первые люди, вышедшие с африканского континента, однако на осмысление своего места в мире человечеству потребуется еще много тысячелетий.

Кто открыл Евразию и в каком году. Появление термина

Европейцы привыкли считать, что первенство в географических открытиях безоговорочно принадлежит им. И хотя вклад европейских мореплавателей, торговцев и путешественников действительно велик, не стоит сбрасывать со счетов и азиатских исследователей, которые тоже вносили свою лепту в изучение географии континента.

Однако название материку все же дали европейцы. На протяжении долгого времени, после того как очертания континента были в большей степени определены, в научной литературе использовались самые разные термины для именования самого крупного материка Земли.

Например, Александр Гумбольдт, великий немецкий ученый, одной из специализаций которого была география, использовал название Азия для всего континента, не разделяя его на части света. А вот его австрийский коллега Эдуард Зюсс в 1880-х уже добавил приставку "евро" и образовал тем самым название Евразия, довольно быстро вошедшее в научный обиход.

Великие северные экспедиции

Если южные берега Евразии осваивались человечеством на протяжении многих десятков тысяч лет, то северные окраины континента долгое время оставались неисследованными, так как этому препятствовали суровые климатические условия.

В первую очередь в исследовании северных районов были заинтересованы державы, имевшие выход в Северную Атлантику и особенно Российская империя, границы которой проходили по неизведанным и неописанным землям. Продвигаться на север русские начали еще в XVl веке, но Камчатки достигли только в XVll в.

Первыми русскими подданными, вышедшими на Камчатский полуостров, из отряда великого и открывателя северо-востока Сибири Это, впрочем, была сухопутная экспедиция.

Берингов пролив

Долгое время исследователей занимал вопрос о существовании перемычки между Евразией и Северной Америкой, но ответить на него было не так просто. Отвечая на вопрос о том, кто открыл Евразию, нельзя избежать упоминания имени знаменитого датского мореплавателя и российского подданного Витуса Беринга, который внес огромный вклад в исследование берегов северо-восточной части евразийского материка.

Первая морская экспедиция, целью которой было обнаружение пролива или доказательство его отсутствия, состоялась в 1724 году, когда по личному приказу Петра l Беринг отправился в плавание, по итогам которого вышел в Чукотское море, не встретив преград и не увидев американского побережья. Таким образом, было доказано, что два материка разделены проливом, который и был назван в честь своего первооткрывателя.

Успех первой Камчатской экспедиции вдохновил исследователей на организацию целой серии походов, вошедших в историю под названием Великой Северной Экспедиции. Каждый из этих походов приносил все новые сведения о побережье Северного Ледовитого океана, и очертания материка все больше прояснялись, словно выплывая из морской дымки.

Колонизация и международное сотрудничество

Рассуждая о том, кто первый открыл и исследовал Евразию, нельзя назвать одно имя, но можно вспомнить многочисленных путешественников, внесших вклад в исследование неизвестных земель и картографию.

На рубеже XV-XVl веков лидерами в исследовании заморских земель были португальцы, но знаниями своими они делиться не спешили, справедливо опасаясь конкуренции. Однако любопытство конкурентов было столь велико, что никакие преграды не могли остановить шпионов соседних государств от проникновения в святая святых португальской картографии - Индийский дом, место, где хранились сведения о вновь открытых землях.

Именно в результате шпионской спецоперации, спланированной по заказу герцога Эрколе l д"Эсте, из этого хранилища была украдена знаменитая карта, вошедшая в историю под названием Планисфера Кантино. На этой карте можно увидеть мир, каким он представлялся португальцам в XV веке. На этой карте виден берег Бразилии и узкая полоска южного и юго-восточного побережий Евразии.

Великие исследователи

Сегодня можно уверенно говорить, что особый вклад в исследование Евразии внесли такие исследователи, как Васко да Гама, достигший берегов Индии, и Виллем Баренц, который упорно искал северный путь в Ост-Индию, но открыл и разведал Арктику.

Эпоха Великих географических открытий растянулась более чем на два столетия и включала в себя исследования испанских и португальских мореплавателей, искавших новые пути в Индию, а также походы русских казаков в Сибирь и к берегу Тихого океана. Потому, отовечая на вопрос о том, кто открыл и исследовал Евразию, можно называть такие фамилии: Беринг, Васко да Гама, Тимофей Ермак, а также имена многих других замечательных людей.

Урок – презентация: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.

(7 класс)

Тема урока: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.

Цели и задачи урока:

  1. Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка;
  2. Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, познакомить с историей исследования материка; продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информации, формулировать вопросы.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету.
  4. Воспитывать интерес к предмету.
  5. Способствовать развитию духовно-нравственных качеств у учащихся.

Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация и мотивация знаний.

Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии.

3. Новая тема.

План изучения нового материала:

  1. Природные особенности
  2. История заселения и исследование Евразии
  3. Ученые исследователи

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

Итак, пришло время открыть для себя Евразию.

  1. Географическое положение материка Евразия

Слайд №4

Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд.человек.

Слайд №5

Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.

  1. Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77˚43΄с.ш.),
  2. Крайняя точка на юге – мыс Пиай (1˚16΄с.ш.),
  3. Крайняя точка на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.),
  4. Крайняя точка на западе – мыс Дежнева (169˚40΄).

Слайд №6

Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш.

Слайд №7

Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км.

Слайд №8

Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария.

Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов.

Слайд №11

  1. Природные особенности

Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»(показ презентации слайд 12-26)

  1. Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
  2. Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.
  3. Самый большой полуостров земного шара – Аравийский,его площадь – более 3 млн.км².
  4. Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
  5. Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
  6. Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).
  7. В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
  8. Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²
  9. Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии,его глубина 1620м.

Работа с контурной картой.

Слайд№27-28

Практическая работа пo описанию ФГП Евразии

А сейчас давайте составим описания ФГП материка.

План описания ФГП материка

  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
  2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
  3. Определите какие океаны омывают материк?

Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь.


Задания:

  1. Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, синим - линию экватора.
  2. Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
  3. Подпишите названия крайних точек и их координаты.
  4. Подпишите названия океанов омывающие материк.
  1. История заселения и исследование Евразии.

Слайд№29

(сообщение учащегося)

В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия.

Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.

Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом.

Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚.Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее.

Финикийцы,избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб»,а восточные «асу».Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».

В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде.

В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство.

Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».

  1. Ученые исследователи

Слайд№31-34.

  1. Н.П. Пржевальский (рассказ учащегося)

Открытия, сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками. Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.

Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегк Иссык – Куля в Тянь – Шаньских горах.

Слайд№35-36.

  1. П.П. Семенов – Тян – Шанский (рассказ учащегося)

Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь – Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан – Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь – Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык – Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь – Шане есть ледник Семенова.

Слайд №37.

  1. Ш. Уалиханов (рассказ учащегося)

В 1856 – 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый – просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь – Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык – Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута.

Работа с учебником.

Слайд №38.

Заполните таблицу, используя текст учебника:

Исследователь

Исследуемая территория

Н. М.Пржевальский

Истоки рек Хуанхэ и Янцзы, пустыни горные хребты, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского

Петр Петрович Семенов – Тянь-Шаньский

Горы Тянь-Шань, исследовал озеро Иссык-Куль, доказал, что оно бессточное

Ш.Уалиханов

Внутренние районы Центральной Азии, часть горной системы Тянь – Шаня в Казахстане и Средней Азии, побережье Иссык – Куля.

4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы )

Слайд №39.

1.Какова площадь материка Евразия?

(53,3 млн.км²)

2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия?

(пустыня Тар)

3.Сколько океанов омывает Евразию?

4.На каком полуострове расположено Мертвое море?

(на северо – западе Аравийского полуострова)

5.Самое большое озеро на материке?

(Каспийское море)

6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри?

(в Тянь – Шанских)

7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре?

(населенный пункт Черапунджи)

8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы?

(П.П. Семенов)

9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия?

(пик Джомалунгма)

(-71˚С)

5.Кроссворд.

Слайд №40.

Вопросы для кроссворда

1.Крайняя точка на западе материка Евразия./ Дежнева

2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре?/ Черапунджи

3.«Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н.М.Пржевальский./ Лобнор

4.Самое низкое место земного шара./ Мертвое

5.Крайняя точка материка на востоке / Рока

6.Самое глубокое озеро на земном шаре? / Байкал

7.Казахский ученый – просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? / Уалиханов

8.Крайняя точка на севере Евразии / м. Челюскин

9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? / Гималаи

10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? / Оймякон

11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии? / Пржевальский

6. Итоги урока

  1. Оглашение оценок

Оценки

Я знала, все у нас получится,

Географию мы с вами будем знать.

Активным путешественникам……..

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

  1. Поблагодарить за урок

Урок окончен. Спасибо за работу.

Слайд№41.

7. Домашнее задание:

  1. параграф 14(читать, пересказывать)
  2. ответить письменно на вопросы 1, 2,3.

Волосовский муниципальный район

МОУ « Беседская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА

По предмету « География»

Тема

« Географическое положение Евразии.
История исследования»

Для учащихся 7 класса

Автор

Учитель Географии

Органова Оксана Ивановна

Беседа 2016 год

Географическое положение Евразии. История исследования.

Урок географии в 7-м классе

    Органова Оксана Ивановна учитель географии

Разделы: География

Тема урока: Физико-географическое положение Евразии. История исследования.

Тип урока: исследовательская работа

Цели урока:

    Закрепить понятие географическое положение материка и умение составлять характеристику географического положения.

Задачи урока:

    Изучить очертание Евразии, размеры и историю освоения материка. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

1.Конспект урока, презентация

2.Компьютер, мультимедийный проектор.

3.Раздаточный материал – карточки с тестовыми заданиями.

4. контурные карты

5.Сообщения детей об исследователях и путешественниках.

6.Карта «Физическая карта мира», атлас

Ход урока

1. Организационный момент. (1 минуты)

2. Новая тема (15 минут)

Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка – Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.

А с чего мы начинаем изучение любого материка? Вено, с его географического положения, поэтому Тема нашего сегодняшнего урока «Географическое положение и история исследования Евразии»

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу Евразии. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

Итак, пришло время открыть для себя Евразию. Тем более, что вы уже умеете открывать для себя материки.

Какие материки вы уже открыли, изучили?

Я вам предлагаю игру: по характеристикам, определите о каком материке идет речь.

Экватор проходит почти посередине.
Занимает второе место по площади.
Самый жаркий материк.
АФРИКА (слайд 2)

Самый сухой материк
Самый удаленный материк.
Самый маленький по площади.
АВСТРАЛИЯ (слайд 3)

Самый влажный материк.
Здесь расположена самая длинная горная цепь на суше.
На материке протекает много полноводных рек.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (слайд 4)

Материк, покрытый слоем льда.
Этот континент открыли Лазарев и Беллинсгаузен.
Здесь нет ни одного государства.
АНТАРКТИДА (слайд 5)

Этот материк лежит в северном и западном полушарии.
Часть этого континента принадлежала России.
Здесь самая изрезанная береговая линия.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (слайд 6)

Итак, отправляемся в путешествие по Евразии.

Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли.

Что такое Евразия?
Это – Европа плюс Азия.
Из двух частей возник
Самый большой материк.

Евразия состоит из двух частей: Европа и Азия. Границей между Европейской и Азиатской частями являются Уральские горы. А теперь попробуем определить географическое положение материка. Вы уже умеете это делать. Поэтому сегодня вы будете работать самостоятельно с помощью карточек-модулей. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации.

Учащиеся работают самостоятельно с помощью карточек-модулей. По этапам идет коллективное обсуждение поставленных задач. На контурной карте Евразии учащиеся подписывают крайние точки материка, океаны, омывающие материк. По физической карте Евразии показывают моря, проливы, острова, полуострова.

1 задание.

– Северная – …
– Южная – …
– Западная – …
– Восточная – … (слайд 8)

2 задание.

Какие океаны омывают Евразию?

– С севера – …
– С востока – …
– С юга – …
– С запада – … (слай 9, 10)

3 задание.

Какие моря омывают:


– берега Тихого океана – …

4 задание.

– от Африки – …
– от Северной Америки – …
– от Океании – … (слайд 12)

1 Суэцкий канал

2. Берингов пролив

3.Гибралтарский пролив

Физкультмтнутка (5 минут) – видеоролик

Обсуждение карточек – модулей (15 минут)

Говорить об открытии Евразии можно лишь условно – ведь именно из Европы отправлялись в путь первооткрыватели Америки, Австралии и Антарктиды. Не удивительно, что большая часть исследований пришлась на азиатскую часть материка. Наиболее известны путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, исследования Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова - Тян-Шанского.

Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу. (слайды 13, 14, 15)

На каждое выступление по 2 минуты (всего 6 минут)



3. Заключение.(1 минуты)

В заключении давайте сделаем вывод, доказав положение «Евразия – величайший массив суши». (Слайд 16)

4. Взаимопроверка (1 минута)

5. Рефлексия (1 минута)

6. Домашнее задание. Параграф 49, ответить на вопросы в конце параграфа. (слайд 17)

Задание № 1

Определите название крайних точек Евразии. Найдите, в каких странах находятся крайние точки материка (используйте атлас).

– Северная – …

– Южная – …

– Западная – …

– Восточная – …

Задание № 2

Какие океаны омывают Евразию?

– С севера – …

– С востока – …

– С юга – …

– С запада – …

Задание № 3

Какие моря омывают:

– берега Северного Ледовитого океана – …

– берега Тихого океана – …

– берега Индийского океана – …

– берега Атлантического океана – …

Задание № 4

Какими проливами Евразия отделена:

– от Африки – …

– от Северной Америки – …

– от Океании – …

Беринг (Витус, или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого назван пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 г. казак Дежнев) . Первый исследовал сев. берега Камчатки, вост. часть Азии, о. св. Лаврентия, о. св. Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь о-в Алеутских, о-ва Шумагинские, Туманные, сев. западную часть Америки и св. Илии. - Беринг родился в 1680 г. в Ютландии, в русскую морскую службу поступил в 1704 г. , с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 г. Беринг был лейтенантом, а в 1710 г. - капитан-лейтенантом.

ДЕЖНЕВ Семен Иванович (ок. 1605–нач. 1673) — землепроходец-мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий . Родился в поморской крестьянской семье в Устюге Великом. В 1630 поступил на службу казаком и выехал с партией новобранцев в Тобольск. В 1630–38 служил в Тобольске и Енисейске. В 1639 послан на должность начальника острога в Оргутскую волость собирать ясак.
В 1641–43 участвовал в походах на север Сибири с целью открытия новых земель и поиска лежбищ морских животных, был на Оймяконском плоскогорье, проплыл по реке Яна, затем по реке Индигирка до устья, вдоль морских берегов дошел до реки Алазея, потом достиг реки Колыма, где казаки в 1643 основали Нижнеколымский острог.

Российский путешественник, исследователь Центральной Азии; почетный член Петербургской АН (1878), генерал-майор (1886). Руководил экспедицией в Уссурийский край (1867-1869) и четырьмя экспедициями в Центральную Азию (1870-1885). Впервые описал природу многих районов Центральной Азии; открыл ряд хребтов, котловин и озер в Куньлуне, Наньшане и на Тибетском нагорье. Собрал ценные коллекции растений и животных; впервые описал дикого , дикую лошадь (лошадь Пржевальского) , медведя пищухоеда или тибетского медведя и др.

Северная: мыс Челюскин – 77° с. ш. 104° в. д.

Южная: мыс Пиай –

1° с. ш. 103° в. д.

Западная: мыс Рока –

38°с. ш. 9° з. д.

Восточная: мыс Дежнёва – 66°с. ш. 169°з. д.

Географические открытия и исследования Евразии. Территория Евразии с древнейших времен была населена разными народами. Освоение и изучение континента каждый из них проводил, руководствуясь своими целями и потребностями, постепенно расширяя круг известных ему территорий.

А вы знаете, что…
Древним китайцам (2-е тысячелетие до н. э.) были известны сопредельные земли Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии. Древние индийцы достигли Гималаев, вели торговлю со странами Месопотамии и Индокитая. Жители Междуречья (долины Тигра и Евфрата) - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - исследовали и освоили Месопотамию, побережья Персидского залива и Аравийского полуострова. Благодаря мореходам-финикийцам, населявшим восточный берег Средиземного моря, западные цивилизации получили представление о существовании частей света - Азии и Европы. История освоения морей отражена в мифах Древней Греции. Древнегреческий ученый и путешественник Геродот (V в. до н. э.) посетил Западную Азию, Кавказ, Балканский полуостров, Северное Причерноморье. Благодаря военным походам Александра Македонского (IV в.до н. э.) европейцы проникли в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Арабские ученые оставили сведения, рассказавшие европейцам о внутренних районах Аравии, об Иране, Средней Азии, Индии, Индокитае и Малайском архипелаге.

В конце II в. до н. э. сформировался Великий шелковый путь - сквозной внутриконтинентальный торговый маршрут, соединивший Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта разветвленная система караванных путей просуществовала более 1,5 тыс. лет (см. рис.).

Главными товарами на Великом шелковом пути были шелк-сырец и шелковые ткани. Китай экспортировал фарфор и чай.С Ближнего Востока и из Центральной Азии шли караваны с шерстяными и хлопчатобумажными тканями. Из Южной и Юго-Восточной Азии - со специями для консервации продуктов и изготовления лекарств. За восточные товары европейцы расплачивались золотом, и Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток.

В VIII в. активное проникновение на север и запад Европы начали
викинги-норманны.
Путь «из варяг в греки», проходивший по рекам,
связал Балтийское и Черное моря и имел важное значение для развития
торговых отношений между странами материка (см. рис. справа).

Изначально пути использовались норманнами для грабительских набегов, затем стали важными торговыми маршрутами между Северной Европой и богатой Византией. По мере освоения путей варяги колонизовали прилегающие к ним земли, заселенные славянскими племенами.

Географические знания расширялись благодаря путешествиям дипломатов и купцов. Одним из них был русский купец Афанасий Никитин (XV в.),совершивший длительную торговую поездку в Персию и Индию.

В дневнике «Хожение за три моря» Никитин рассказывает о нравах индийцев, отмечает, где «родится шелк», где «родятся алмазы», описывает состояние армии, способ ведения войны. Никитин дивится: «…в Индии семьдесят четыре веры, а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Важнейшим этапом освоения континента стала эпоха Великих географических открытий . В это время европейцы открыли путь в Азию через Тихий океан, были созданы «чертежи» Восточно-Европейской равнины, начато изучение Средней и Восточной Сибири, северо-западного побережья Тихого океана, открыт пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку.
Русское географическое общество долгое время возглавлял Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - первый исследователь горной системы Тянь-Шань. Николаем Михайловичем Пржевальским были нанесены на карту хребты и озера Центральной Азии. Исследованием этого региона занимался и Владимир Афанасьевич Обручев. Велик вклад в исследование материка уроженцев Беларуси. Основоположником научного изучения озера Байкал стал Бенедикт Иванович Дыбовский . Андрей Ипполитович Вилькицкий исследовал северное побережье Евразии . Изучением озера Байкал и гор Прибайкалья занимался Иван Дементьевич Черский . Уроженец белорусской земли Отто Юльевич Шмидт исследовал ледники Памира, совершил несколько экспедиций на Землю Франца-Иосифа и на Северную Землю. В 1937 г. он организовал экспедицию на Северный полюс для создания там первой дрейфующей станции.

В 1933 г . для проверки возможности плавания по Северному Ледовитому океану транспортных судов был снаряжен пароход «Челюскин» во главе с О. Ю. Шмидтом и В. И. Ворониным. В условиях необычно тяжелой ледовой обстановки лед разорвал борт, и «Челюскин» затонул. На льду оказалось 104 человека,в их числе 10 женщин и 2 детей. Эпопея жизни челюскинцев в ледовом «Лагере Шмидта» и их спасения летчиками потрясла весь мир. За рубежом писали, что имя О. Ю. Шмидта «начертано в золотой книге науки».

Современное географическое изучение Евразии ориентировано на освоение ее природных ресурсов. Проводятся наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Исследование Европы условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап начинается со второго тысячелетия до нашей эры и заканчивается пятым веком. В этот период древние критяне исследовали территории полуострова Пеллопонес, участвуя в сражениях. В то время они проходили до архипелагов Эгейского моря. Другой народ (аппенинцы) открыл остров Мальту, Сицилию, Сардинию. Несмотря на все это, полной картины Европы еще не было. Поэтому путешествия продолжились.

Второй этап начинается в 5 и заканчивается в 3 веке до нашей эры. Большой вклад здесь внесли из Древней Греции. Они достигли территории современной Франции и Испании, плавали во многих морях Европы. Именно они обнаружили Балканский и Аппенинский полуострова. Большое значение имеют заслуги Пифея.

Третий этап связан с плаваниями и походами римлян. Он продлился вплоть до 2 века нашей эры. Известный полководец Сципион исследовал Пиренеи. Нельзя не упомянуть и великого Цезаря, который со своими войсками прошел по территориям многих современных стран (Франции, Германии, Великобритании). Были обнаружены такие реки, как Дунай, Рейн.

Четвертый этап приходится на 6-17 века. Это время привнесло множество великих открытий. Нужно отметить исследования ирландцев и викингов. Последние плавали по Средиземному морю, огибали многие острова. Эта эпоха известна такими великими мореплавателями, как В. Баренц, Буре.

Пятый этап продлился вплоть до 20 столетия. Были открыты Ладожское, Онежское озера, Европейские горы, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа.

Открытие Азии

В отличие от Европы, исследовать Азию было намного сложнее ввиду суровых климатических условий Сибири и Дальнего Востока. К экспедициям готовились с особой тщательностью, ведь от этого зависела жизнь путешественников. Исследование Камчатки по праву принадлежит Владимиру Атласову. Дежнев со своей экспедицией плавал по Северному Ледовитому океану и открыл мыс, названный впоследствии в его честь.

Самой длительной и массовой по числу участников в те времена была экспедиция во главе с Витусом Берингом. Центральную Азию изучали такие великие исследователи и землепроходцы, как Гумбольдт, Рихтгофен, которые побывали на территориях Китая, Монголии, Тибета. Огромное значение имеет и изучение гор Тянь-Шаня. В историю вошли такие фамилии, как Пржевальский, Козлов и многие другие.




Top