Кто платит за сброс загрязняющих веществ? Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения населенных пунктов на территории московской области.

В данной статье собраны вопросы, часто возникающие у природопользователей по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическим платежам и экологической отчетности.

Что такое объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду?

По определению объект негативного воздействия - это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной территории - адреса) или объект размещения отходов.

Различаются четыре вида источников негативного воздействия на окружающую среду:

  1. К стационарным источникам выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух относятся здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества. Примеры стационарных источников выбросов: труба, выбрасывающая в воздух загрязняющие вещества, котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очистные сооружения сточных вод и прочее.
  2. Передвижными источниками выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух являются транспортные средства предприятия, в том числе, автомобильные транспортные средства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.
  3. Источниками сбросов загрязняющих (вредных) веществ в поверхностные и подземные водные объекты являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в окружающую среду. Например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений (выпуск, сбрасывающий в водный объект загрязняющие вещества) дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки машин и прочее. Замечание: сточные воды, поступающие на очистку в городскую систему канализации, не являются источником негативного воздействия предприятия.
  4. Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности предприятия, в результате которых образуются отходы. Это может быть хозяйственно-бытовая (мусор от сотрудников) или производственная деятельность (отходы сырья, материалов, полуфабрикатов, брак и прочее) предприятия, в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица. Например, промышленные площадки предприятия, цеха, административные здания, столовые, общежития, магазины, офисы, школы, больницы и прочее.

Должны ли "офисные предприятия" платить за НВОС?

Казалось бы, деятельность именно вашей компании никоим образом не сказывается на загрязнении окружающей среды. А значит, платить «за экологию» не нужно. На самом же деле Росприроднадзор ждет таких платежей абсолютно от всех организаций и предпринимателей . Это касается и предприятий, так называемого, офисного бизнеса, которые также должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются как минимум отходы потребления. Это могут быть отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности, использованные картриджи для оргтехники, отходы бумаги и прочее.

С другой стороны нужно учитывать, что платежи за отходы возлагаются на собственника отходов. Если у вас заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора и согласно условиям договора отходы переходят в собственность организации, вывозящей мусор, то обязанность рассчитывать и вносить плату за размещение отходов переходит к таким организациям. В этом случае бывший владелец отходов плательщиком за размещение отходов не является.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в небольших компаниях всегда была головной болью бухгалтеров, так как отдельного эколога в штате нет. И именно бухгалтеру приходится заниматься расчетом платы и сдачей соответствующей отчетности. Помочь ему в этом могут специализированные программы для расчета платы и сдачи экологической отчетности.

Должны ли арендаторы вносить плату за НВОС?

Арендаторы могут не платить плату за НВОС только в том случае, если в договоре аренды указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за них вносит арендодатель. Однако арендодатель не всегда платит за все виды негативного воздействия, оказываемые арендатором, например, не платит за выбросы от передвижных источников, которые есть на балансе арендатора.

Вообще в нормативных актах нет такого понятия, как арендодатель и арендатор, есть понятие природопользователь. И каждый природопользователь должен платить сам за себя. Но если в договоре аренды, указано, что право собственности на отходы переходит к арендодателю, то и вносить плату за отходы должен именно он.

Какие экологические платежи нужно вносить за автотранспорт?

Автотранспорт является передвижным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За него нужно в обязательном порядке вносить экологические платежи, которые рассчитываются исходя из фактического количества израсходованного топлива. Но кроме этого, автотранспорт это еще и источник образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта. Предприятие сможет не платить за отходы от автотранспорта, при наличии у него договора с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машин, в котором указано, что все отходы, образующиеся от обслуживания и ремонта, остаются в собственности автосервиса, что также должно быть отражено в актах выполненных работ.

Должны ли бюджетные организации вносить экологические платежи?

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009 года все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 года осуществлять данные платежи.

Нужно ли сдавать расчет платы за НВОС, если в течение отчетного периода предприятие не работало?

Такое предприятие обязано сдавать, так называемый, нулевой расчет, то есть сумма платы будет равна нулю. В расчете нужно указать, что сбросы и выбросы в отчетный период предприятие не осуществляла, на полигоны отходы не вывозила. Но если инспекторы Росприроднадзора узнают, что все же деятельность была, то будет начислен штраф. Ответственность предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 3 тыс. до 6 тыс. руб., компании - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Как правило, штрафуют и тех и других одновременно. Оплата штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей.

Как правильно рассчитать платежи за загрязнение воздуха автомобилями?

Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами» заполняет организациями, имеющие на балансе, а также получившие в аренду или лизинг, передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду.

Для транспортных средств предельно допустимые уровни выбросов в атмосферу не устанавливаются. Вместо них устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверка транспортных средств на соответствие техническим нормативам проводится в рамках техосмотра. Транспорт, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы выбросов, к эксплуатации и производству запрещается. До устранения неисправностей эксплуатировать транспорт с выявленными нарушениями нельзя.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух транспортными средствами зависят не от массы выброса загрязняющих веществ, а от вида и массы используемого топлива (приложение № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Таким образом, для расчета платы за загрязнение окружающей среды при эксплуатации автотранспорта нужно умножить установленный норматив платы на количество топлива, фактически израсходованное за отчетный квартал. Количество израсходованного топлива должно быть подтверждено первичными документами бухгалтерского учета. В путевых листах учет израсходованного топлива ведется в объемных единицах. Однако базовые нормативы платы установлены за тонну топлива. Поэтому, чтобы рассчитать плату нужно переводить литры в тонны. Для этого объем топлива в литрах нужно умножить на плотность топлива.

Для определения плотности топлива можно использовать средние показатели плотности, если значение плотности не определено и документально не зафиксировано в момент получения нефтепродуктов.

Правомерность применения указанных показателей подтверждена Ростехнадзором (п. 26 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626).

Как платить за отходы малому и среднему предпринимательству?

Приказом МПР РФ от 25.02.2010 г. N 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что для субъектов малого и среднего предпринимательства лимитами на размещение отходов являются количества отходов, фактически направленных на размещение, в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (порядок отчетности утвержден приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. №30). Отчетность представляется в территориальные органы Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, при наличии отчета субъекты малого и среднего предпринимательства платят за размещенные отходы в пределах установленных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344 (в ред. ПП ФФ от 01.07.2005 г. №410) нормативов платы. Но нужно иметь в виду, что отчетность должна подтверждаться договорами на передачу отходов, приемосдаточными актами и наличием соответствующих лицензий у сторонних организаций, которым были переданы отходы, в противном случае отчетность не имеет силу. При отсутствии отчетности или сопутствующих ей документов весь объем размещенных отходов признается сверхлимитным и всю сумму платы за размещение отходов нужно рассчитывать с применением повышающего коэффициента 5,0.

Какие сопутствующие документы нужно прилагать к расчету платы за НВОС?

Нормативно-правовыми актами не предусмотрены никакие дополнительные сопутствующие документы, которые нужно прилагать к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако территориальные органы Росприроднадзора в целях проверки правильности расчета платы часто требуют прикладывать к расчету следующие документы (копии документов) : договор аренды или свидетельство о собственности площадей (помещений, зданий, земельных участков), нормативные документы (заключения, разрешения ПДВ, ПДС и лимиты на размещение отходов), договора на передачу отходов, приемосдаточные акты, документы, подтверждающие фактическое использование отходов. Особенно это касается крупных плательщиков. Иногда территориальные органы Росприроднадзора ограничиваются справкой о производственной деятельности предприятия. В каждом территориальном органе по-разному, поэтому какие документы прикладывать к расчету платы, нужно уточнить в отделе администрирования платы за НВОС территориального отдела по месту регистрации объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Что делать, если на предприятии не перечислялись экологические платежи?

Если обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду имела место, то, прежде всего, нужно проверить, когда ожидается плановая проверка вашей организации органами государственного экологического контроля. Эту информацию можно получить на сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу www.genproc.gov.ru. До начала проверки необходимо внести платежи, за неуплату которых не истек годовой срок давности привлечения к административной ответственности. Более ранние платежи могут быть взысканы только в пределах трехлетнего срока исковой давности, без начисления пеней и штрафов. Соответственно, необходимо будет представить расчеты платы и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за прошедшие три года.

Нужно ли вести учет отходов на предприятии?

Согласно Приказу Минприроды от 1 сентября 2011 г. № 721 предприятия (индивидуальные предприниматели и юридические лица), в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести документальный учет в области обращения с отходами. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Под такое определение попадают практически все предприятия, так как отходы образуются даже у офисных предприятий (отходы потребления). Этим же Приказом определяется форма ведения учета отходов – журнал учета обращения с отходами. Кстати учет может вестись в письменном и/или электронном виде по приложенным к Приказу образцам. Для ведения учета в электронном виде лучше использовать специальные программы , которые позволят автоматизировать процесс учета отходов.

Не нужно забывать, что данные учета отходов должны удостоверяться договорами с профильными организациями и актами выполненных работ. Фактический объем вывоза отходов подтверждается справками специализированных организаций. Таблицы данных учета и учетные документы должны храниться в течение пяти лет. Приказом по предприятию должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета отходов.

Предупреждение руководителям

Необходимо иметь паспорта на все образующиеся в организации отходы I-IV классов опасности, это в том числе, и несортированный мусор от бытовых помещений. В противном случае органы контроля могут оштрафовать организацию за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий или за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами. Размер штрафа на организацию в этом случае составляет до 100 тыс. руб.

Если у вашей компании есть помещение или автотранспорт, но она не вносит плату за загрязнение окружающей среды, органы контроля могут запросить у вас соответствующую информацию об образовании отходов или потреблении транспортом топлива. Если не реагировать на такой запрос, руководителю грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300-500 руб. (организации - 5000 руб.). Однако установить обязанность внесения платы орган контроля может только путем назначения выездной проверки с затребованием документов на месте.

Что нужно знать бухгалтеру

Для расчета налога на прибыль экологические платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах выданных нормативов.

Другими словами экологические платежи – это неналоговые сборы, которые отражаются в учете. Они включаются в расчет налогов , только если они уплачены за предельно допустимые выбросы, сбросы и лимиты на размещение отходов. Все остальное, включая штрафные санкции за неперечисление или неуплату в срок экологических платежей, является прочими расходами, не учитываемыми для целей налогообложения.

Правительства Российской Федерации N 167 от 12 февраля 1999 г. "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", в целях приведения в соответствие с действующим законодательством существующего порядка взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы:

2. Установить для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства статус специализированных организаций, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду через системы коммунального водоотведения.

3. Полученные от абонентов системы коммунального водоотведения суммы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ поступают в доход предприятий, эксплуатирующих эти системы.

4. Освободить от платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города население, проживающее в домах жилищного фонда, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, домах жилищных, жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, садоводческие и огороднические товарищества, граждан - в домах и квартирах, принадлежащих им на праве частной собственности, общежитиях предприятий и учебных заведений, домах престарелых и инвалидов, а также учреждения и организации по содержанию жилищного фонда независимо от форм собственности. Настоящий пункт не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица, которые осуществляют производственную деятельность и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему коммунального водоотведения в жилом фонде.

6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 сентября 1998 г. N 745 "Об утверждении Положения о порядке взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения и за загрязнение окружающей природной среды через эти системы" и пункт 6 распоряжения Мэра Москвы от 22 июня 1993 г. N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы".

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Устанавливают порядок исчисления и взимания платы с предприятий и организаций, непосредственно присоединенных и пользующихся услугами системы коммунального водоотведения города Москвы, за сброс загрязняющих веществ со сточными водами;

Определяют взаимоотношения между предприятиями и организациями, сбрасывающими загрязняющие вещества со сточными водами в системы коммунального водоотведения города, и владельцами этих систем.

- "сточные воды" - загрязненные воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций), а также поверхностные сточные воды, поступающие с территории абонентов;

- "система коммунального водоотведения" - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты;

- "владельцы систем коммунального водоотведения" - предприятия водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы - Московское государственное унитарное предприятие "Мосводоканал" и Государственное унитарное предприятие "Мосводосток";

- "абоненты" - юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоотведения города Москвы;

- "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунального водоотведения.

2.1. При сбросе сточных вод в системы коммунального водоотведения нормированию подлежат: объем сточных вод, принимаемый в систему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы загрязняющих веществ рассчитываются по каждому веществу как произведение объема сточных вод на допустимую концентрацию данного вещества в сточных водах. В договорах на прием сточных вод в системы водоотведения, заключаемых между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами (далее Договор), указываются: объем (лимит) сброса сточных вод, перечень и нормативы сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод.

2.2. Лимит сброса сточных вод, перечень и нормативы сбросов (предельно допустимые и/или временно согласованные) загрязняющих веществ в составе сточных вод для абонентов устанавливаются и вносятся в Договоры, исходя из:

Лимитов объемов, временно согласованных нормативов выбросов, сбросов в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов, установленных специально уполномоченным государственным органом природопользования и охраны окружающей среды для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы;

2.3. Нормативы сбросов загрязняющих веществ для абонентов определяются предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства на основании рассчитанных ими и утвержденных в установленном порядке предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях и правил пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве.

2.4. Ставки платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города абонентам устанавливаются владельцами систем коммунального водоотведения. При этом владельцы систем коммунального водоотведения применяют ставки платы, утвержденные распоряжением Мэра Москвы от 22 июня 1993 г. N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы", с учетом повышающего коэффициента индексации платы, коэффициента деноминации, коэффициента экологической ситуации и экологической значимости, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством.

3.1. Контроль за соблюдением абонентами установленных нормативов и условий сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения осуществляется владельцами систем коммунального водоотведения путем проведения контрольных анализов и инспекционных проверок.

3.2. После получения результатов проведенных анализов сточных вод в 20-дневный срок абоненты заключают Договоры или в существующие Договоры вносят изменения и дополнения по фактическому сбросу загрязняющих веществ. В случае непредставления абонентом оформленного Договора или изменения (дополнения) к нему в указанные сроки владельцы систем коммунального водоотведения вправе ограничить или прекратить прием сточных вод.

3.3. В соответствии с заключенными Договорами абоненты обязаны соблюдать установленные нормативы и условия сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения.

3.4. Сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ со сточными водами представляются абонентами владельцам системы коммунального водоотведения.

3.5. Отбор проб для проведения контрольных анализов сточных вод, поступающих от абонентов, осуществляется в контрольном колодце абонентов на каждом выпуске в систему коммунальной канализации или открытые водотоки. При наличии автоматического пробоотборника на время отбора контрольной пробы абонентом обеспечивается пломбировка пробоотборника. В случае отсутствия автоматического пробоотборника производится отбор разовой пробы с ее обязательной пломбировкой.

4. Порядок расчета и взимания платежей за объем сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города

4.1.1. Плата за превышение установленного объема сброса сточных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сброса.

4.1.2. Объем сбрасываемых абонентами сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему приборами учета, а при отсутствии приборов учета - расчетным путем в соответствии с предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Российской Федерации, Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве и Договором.

4.2. Платежи абонентов за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения рассчитываются абонентом самостоятельно и вносятся на основании Договора и настоящего раздела в порядке, определяемом подпунктами 4.2.1-4.2.3 настоящих Рекомендаций, на расчетный счет владельцев систем коммунального водоотведения.

4.2.1. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в размерах, не превышающих установленные абоненту предельно допустимые нормативы сбросов загрязняющих веществ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения, на повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

4.2.2. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в пределах временно согласованных абоненту нормативов сбросов загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между временно согласованными и предельно допустимыми нормативами сбросов загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения, на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирования полученных произведений по видам загрязнений. Повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

4.4. Владельцы систем коммунального водоотведения вправе уменьшить своим абонентам плату за превышение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения на объем денежных средств, необходимый для выполнения согласованных с ними мероприятий, направленных на уменьшение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы.

4.5. За сброс абонентом агрессивных стоков с РН менее 2 и более 12, загрязняющих веществ, запрещенных и не согласованных к приему в системы коммунального водоотведения, а также за установленный факт залпового сброса всех видов загрязнений весь сброс считается сверхнормативным и подлежит оплате абонентом в повышенном размере по ставкам платы для временно согласованных нормативов с применением к ним двадцатипятикратного повышающего коэффициента. Повышенная плата взимается за период с момента обнаружения вышеуказанных действий абонента до даты проведения предыдущего анализа сточных вод, выполненного аккредитованной лабораторией, но не более, чем за один год.

Количество i- го загрязняющего вещества М i , сбрасываемого со сточными водами в водоём, т/год, определяется по формуле

где С i – фактическая концентрация i -го загрязняющего вещества, мг/дм 3 или г/м 3 ;

q – расход сточных вод, м 3 /год.

Аналогично определяются годовые предельно допустимые сбросы вредных веществ М i ПДС – см. формулу (4.1). При этом величина концентрации С i доп подставляется в мг/дм 3 , что численно равно концентрации в г/м 3 . Пересчёт в тонны на год делается с помощью сомножителя 10 -6 .

Если фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами М i год, меньше предельно допустимых сбросов М i ПДС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.1).

Когда фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами M i год , больше, чем предельно допустимые сбросы M i ПДС, но в пределах лимитированных значений M i ВСС, то плата рассчитывается по формуле (1.2). если же фактические сбросы загрязняющих веществ со сточными водами выше лимитированных значений M i ВСС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.3).

Следует обратить внимание на то, что коэффициент экологической ситуации К э определяется для водных объектов по бассейнам основных рек по табл. 1.6, а норматив платы Ц i за сброс 1 т загрязняющих веществ – по табл. 1.2.

Если на сбросы загрязнений в водоём нет разрешений соответствующих экологических органов, то расчёт платы ведётся по формуле (1.5).

Пример 4.1

Предприятие сбрасывает сточные воды в реку с концентрацией взвешенных веществ С в.в. = 1000 мг/дм 3 и нефтепродуктов С н = 50 мг/дм 3 в количестве q = 20000 м 3 /год. Расчётная кратность разбавления n = 100 раз. Содержание взвешенных веществ в реке С в.в. 0 = 9,8 мг/дм 3 , а нефтепродуктов С н 0 = 0,05 мг/дм 3 . Рассчитать плату за сброс загрязняющих веществ в бассейн р. Дон (Ростовская область) в 2005 г.

Расчёт

1 Определяем допустимую концентрацию взвешенных веществ в сточной воде по формуле (4.3), полагая, что река первой категории:

, мг/дм 3 .

Для реки С у = 0,25 мг/дм 3 ; С 0 = 9,8 мг/дм 3 , тогда

2 Определяем допустимую концентрацию нефтепродуктов в сточных водах по формуле (4.4):

Из табл. 4.1 следует, что ПДК в нефтепродуктов в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения равна 0,1 мг/дм 3 , а С н 0 = 0,05 мг/дм 3 , тогда

3 Рассчитаем фактические годовые сбросы взвешенных веществ:

, т/год;

М в.в. год = 1000 · 20000 · 10 -6 = 20 т/год.

4 Рассчитаем фактические годовые сбросы нефтепродуктов:

, т/год;

М н год = 10 -6 · 50 · 20000 = 1 т/год.

5 Определяем предельно допустимые сбросы взвешенных веществ:

т/год;


М в.в. ПДС = 34,8 · 20000 · 10 -6 = 0,696 т/год.

6 Определяем предельно допустимые сбросы нефтепродуктов:

т/год;

М н ПДС = 5,05 · 20000 · 10 -6 = 0,1 т/год.

7 Сравниваем фактические и предельно допустимые значения сбрасываемых веществ. Так как фактические сбросы взвешенных веществ и нефтепродуктов превышают предельно допустимые значения, то плата за них определяется по формуле (1.2).

Таблица 4.1

Предельно допустимые концентрации вредных веществ

в водных объектах, мг/л

ООО "Водоканалу" заплатили по акту об оказании услуг: " плата за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации". Какие необходимо провести проводки?

Плата за сброс сточных вод в канализационные сети относится к затратам, связанным с оплатой услуг сторонних организаций. Не смотря на то, что эта плата не входит в состав платежей за загрязнение окружающей среды, в бухучете отражается аналогично. Начисление платы за сброс сточных вод в канализационные сети отразите проводкой:

Д 20, 25, 26, 44 – К 60 (76)

Д 19 – К 60 (76) – отразите НДС, предъявленный Водоканалом.

Обоснование

Олега Долматова

Александра Кузнецова Светланы Губановой , главного специалиста-эксперта отдела финансирования управления экономики и финансов Росприроднадзора

Входят ли в состав платы за загрязнение окружающей среды платежи за сброс в системы канализации сточных вод, ливневых стоков, загрязняющих веществ

Нет, не входят.

Плата за загрязнение окружающей среды и плата за сброс сточных вод в системы канализации – это разные категории платежей. И основания для них тоже разные.

Платой за загрязнение вы возмещаете ущерб от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Точнее говоря, компенсируете расходы государства на нейтрализацию (предотвращение) вреда, который организации наносят окружающей среде в процессе своей деятельности. Такие платежи поступают частично в федеральный бюджет, а частично – в бюджеты субъектов РФ. Перечислять подобный сбор должны все организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в атмосферу или в водные объекты.

То есть к плате за загрязнение окружающей среды, которую взимает государство, платежи за сброс сточных вод никакого отношения не имеют – это самостоятельный вид затрат, связанный с оплатой услуг сторонних организаций.

  1. Из рекомендации
  2. Из рекомендации

Олега Долматова , заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Александра Кузнецова , заместителя начальника Управления экономики и финансов Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияИз

Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

Бухучет

В бухучете плата за загрязнение окружающей среды (как в пределах нормативов, так и сверхнормативная) является расходом по обычным видам деятельности. Отражайте ее с использованием счетов , , , , , – в зависимости от вида деятельности организации (производственная, торговая) и принадлежности объекта загрязнения (объект производства, объект управления и т. д.). При этом плату в пределах и сверх нормативов лучше учитывать на отдельных субсчетах. Это следует из положений ПБУ 10/99, пункта 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 , пунктов и письма Минфина России от 27 мая 2011 г. № ПЗ-7/2011.

О том, как рассчитать норматив данных платежей, см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды .

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой . Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей ().

Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76

Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.

Платежи за загрязнение окружающей среды являются составной частью доходов бюджета, и им присвоен код бюджетной классификации . Поэтому данные платежи могут быть учтены насчете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В то же время платежи за загрязнение окружающей среды не относятся к налоговым платежам ( ,).

В зависимости от сделанного выбора начисление платы отразите в бухучете следующими проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) субсчет «Плата в пределах норм» Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм;

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) субсчет «Плата сверх норм» Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм.

Перечисление платы за загрязнение окружающей среды в бюджет отразите проводкой:

Дебет 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» Кредит 51
– перечислен платеж за загрязнение окружающей среды в бюджет.

В развитие постановления Правительства Российской Федерации N 1310 от 31 декабря 1995 г."О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", на основании постановления Правительства Российской Федерации N167 от 12 февраля 1999 г. "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", в целях приведения в соответствие с действующим законодательством существующего порядка взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы: 1. Утвердить Рекомендации о порядке исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города Москвы (приложение), ввести их в действие с 1 января 2001 г. 2. Установить для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства статус специализированных организаций, осуществляющих производственную деятельность с целью снижения сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду через системы коммунального водоотведения. 3. Полученные от абонентов системы коммунального водоотведения суммы платежей за сброс сточных вод и загрязняющих веществ поступают в доход предприятий, эксплуатирующих эти системы. 4. Освободить от платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения города население, проживающее в домах жилищного фонда, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, домах жилищных, жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, садоводческие и огороднические товарищества, граждан - в домах и квартирах, принадлежащих им на праве частной собственности, общежитиях предприятий и учебных заведений, домах престарелых и инвалидов, а также учреждения и организации по содержанию жилищного фонда независимо от форм собственности. Настоящий пункт не распространяется на предпринимателей без образования юридического лица, которые осуществляют производственную деятельность и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему коммунального водоотведения в жилом фонде. 5. Освободить от платы за сброс загрязняющих веществ в водоемы и водотоки на территории города Москвы предприятия водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы в пределах временно согласованных нормативов (лимитов) сброса загрязняющих веществ, учитывая их социальную значимость и экологическую направленность их деятельности. 6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 сентября 1998 г. N 745 "Об утверждении Положения о порядке взимания платы за прием загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения и за загрязнение окружающей природной среды через эти системы" и пункт 6 распоряжения Мэра Москвы от 22 июня 1993 г. N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы". 7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 25 мая 2001 г. N 521-РМ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА СБРОС ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОГО ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Рекомендации: - устанавливают порядок исчисления и взимания платы с пред- приятий и организаций, непосредственно присоединенных и пользу- ющихся услугами системы коммунального водоотведения города Москвы, за сброс загрязняющих веществ со сточными водами; - определяют взаимоотношения между предприятиями и организа- циями, сбрасывающими загрязняющие вещества со сточными водами в системы коммунального водоотведения города, и владельцами этих систем. 1.2. Термины, применяемые в настоящих Рекомендациях: - "сточные воды" - загрязненные воды, образующиеся в резуль- тате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабже- ния питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теп- лоснабжающих организаций), а также поверхностные сточные воды, по- ступающие с территории абонентов; - "система коммунального водоотведения" - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объек- ты; - "владельцы систем коммунального водоотведения" - предприя- тия водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы - Московское государственное унитарное предприятие "Мосводоканал" и Государственное унитарное предприятие "Мосводосток"; - "абоненты" - юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица, которые непосредственно присоедине- ны к системам коммунального водоотведения города Москвы; - "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназна- ченный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систе- му коммунального водоотведения. 2. Порядок установления нормативов сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения 2.1. При сбросе сточных вод в системы коммунального водоотве- дения нормированию подлежат: объем сточных вод, принимаемый в сис- тему коммунального водоотведения, количество и качество загрязняю- щих веществ, содержащихся в сточных водах. Допустимые сбросы за- грязняющих веществ рассчитываются по каждому веществу как произве- дение объема сточных вод на допустимую концентрацию данного ве- щества в сточных водах. В договорах на прием сточных вод в системы водоотведения, заключаемых между предприятиями водопроводно-кана- лизационного хозяйства и абонентами (далее Договор), указываются: объем (лимит) сброса сточных вод, перечень и нормативы сброса за- грязняющих веществ в составе сточных вод. 2.2. Лимит сброса сточных вод, перечень и нормативы сбросов (предельно допустимые и/или временно согласованные) загрязняющих веществ в составе сточных вод для абонентов устанавливаются и вно- сятся в Договоры, исходя из: - лимитов объемов, временно согласованных нормативов выбро- сов, сбросов в окружающую природную среду, лимитов размещения от- ходов, установленных специально уполномоченным государственным ор- ганом природопользования и охраны окружающей среды для предприятий водопроводно-канализационного хозяйства города Москвы; - отраслевой специфики абонента; - проектных параметров систем коммунального водоотведения го- рода Москвы. 2.3. Нормативы сбросов загрязняющих веществ для абонентов определяются предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства на основании рассчитанных ими и утвержденных в установленном по- рядке предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружаю- щую природную среду, проектных показателей эффективности удаления загрязняющих веществ на очистных сооружениях и правил пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве. 2.4. Ставки платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города абонентам устанавливаются владельцами систем коммунального водоотведения. При этом владельцы систем коммунального водоотведения применяют ставки платы, утвержденные распоряжением Мэра Москвы от 22 июня 1993 г. N 387-РМ "О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г.Москвы", с учетом повышающего коэффициента индексации платы, коэффициента деноминации, коэффициента экологической ситуации и экологической значимости, устанавливаемых в соответствии с действующим законо- дательством. 3. Порядок осуществления контроля 3.1. Контроль за соблюдением абонентами установленных норма- тивов и условий сброса сточных вод в системы коммунального водоот- ведения осуществляется владельцами систем коммунального водоотве- дения путем проведения контрольных анализов и инспекционных прове- рок. 3.2. После получения результатов проведенных анализов сточных вод в 20-дневный срок абоненты заключают Договоры или в существую- щие Договоры вносят изменения и дополнения по фактическому сбросу загрязняющих веществ. В случае непредставления абонентом оформ- ленного Договора или изменения (дополнения) к нему в указанные сроки владельцы систем коммунального водоотведения вправе ограни- чить или прекратить прием сточных вод. 3.3. В соответствии с заключенными Договорами абоненты обяза- ны соблюдать установленные нормативы и условия сброса сточных вод в системы коммунального водоотведения. 3.4. Сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ со сточными водами представляются абонентами владельцам системы ком- мунального водоотведения. 3.5. Отбор проб для проведения контрольных анализов сточных вод, поступающих от абонентов, осуществляется в контрольном колод- це абонентов на каждом выпуске в систему коммунальной канализации или открытые водотоки. При наличии автоматического пробоотборника на время отбора контрольной пробы абонентом обеспечивается пломби- ровка пробоотборника. В случае отсутствия автоматического пробоот- борника производится отбор разовой пробы с ее обязательной пломби- ровкой. 4. Порядок расчета и взимания платежей за объем сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения города 4.1. Плата за сброс сточных вод в пределах установленного объема сброса взимается по установленным тарифам. 4.1.1. Плата за превышение установленного объема сброса сточ- ных вод взимается в размере трехкратного действующего тарифа на услуги по водоотведению за каждый кубометр сверхнормативного сбро- са. 4.1.2. Объем сбрасываемых абонентами сточных вод определяется по фактически зарегистрированному объему приборами учета, а при отсутствии приборов учета - расчетным путем в соответствии с Пра- вилами предоставления услуг по водоснабжению и канализации в Рос- сийской Федерации, Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в г.Москве и Договором. 4.2. Платежи абонентов за сброс загрязняющих веществ со сточ- ными водами в системы коммунального водоотведения рассчитываются абонентом самостоятельно и вносятся на основании Договора и насто- ящего раздела в порядке, определяемом подпунктами 4.2.1 - 4.2.3 настоящих Рекомендаций, на расчетный счет владельцев систем ком- мунального водоотведения. 4.2.1. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в размерах, не превышающих установленные абоненту предельно допус- тимые нормативы сбросов загрязняющих веществ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения, на повышающий коэффициент, учитывающий эксплуатацион- ные затраты в системах коммунального водоотведения, и суммирова- ния полученных произведений по видам загрязнения. Повышающий коэф- фициент, учитывающий эксплуатационные затраты в системах комму- нального водоотведения, определяется предприятиями водопроводно- канализационного хозяйства самостоятельно. 4.2.2. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в пределах временно согласованных абоненту нормативов сбросов за- грязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между временно согласованными и предельно допустимыми нормативами сбросов загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения, на повышающий коэффициент, учитываю- щий дополнительные эксплуатационные затраты в системах коммуналь- ного водоотведения, и суммирования полученных произведений по ви- дам загрязнений. Повышающий коэффициент, учитывающий дополнитель- ные эксплуатационные затраты в системах коммунального водоотве- дения, определяется предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно. 4.2.3. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами сверх установленных абоненту временно согласованных нормативов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за за- грязнение в пределах временно согласованных нормативов на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ над установленными временно согласованными нормативами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. 4.3. Контроль за правильностью расчетов абонентов осуществля- ют владельцы систем коммунального водоотведения, которые вправе самостоятельно произвести расчеты по отобранной пробе и взыскать со своих абонентов сумму платежей в порядке, установленном поста- новлением Верховного Совета Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продук- цию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализа- ционных предприятий". Владельцы систем коммунального водоотведе- ния и/или абоненты могут привлекать специализированные организации для осуществления контроля правильности расчетов платежей за сброс загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения. 4.4. Владельцы систем коммунального водоотведения вправе уменьшить своим абонентам плату за превышение сброса загрязняющих веществ в системы коммунального водоотведения на объем денежных средств, необходимый для выполнения согласованных с ними мероприя- тий, направленных на уменьшение сброса загрязняющих веществ в сис- темы коммунального водоотведения города Москвы. 4.5. За сброс абонентом агрессивных стоков с РН менее 2 и бо- лее 12, загрязняющих веществ, запрещенных и не согласованных к приему в системы коммунального водоотведения, а также за установ- ленный факт залпового сброса* всех видов загрязнений весь сброс _____________________________________ * Залповым сбросом считается сброс сточных вод с превышением в 100 и более раз допустимой концентрации по любому виду загрязнений. считается сверхнормативным и подлежит оплате абонентом в повышен- ном размере по ставкам платы для временно согласованных нормативов с применением к ним двадцатипятикратного повышающего коэффициен- та. Повышенная плата взимается за период с момента обнаружения вышеуказанных действий абонента до даты проведения предыдущего анализа сточных вод, выполненного аккредитованной лабораторией, но не более, чем за один год. 4.6. Абоненты, заявившие в течение суток о возникновении ава- рийной ситуации, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, освобождаются от повышенных платежей на время работ по устранению причин превышения сброса, указанного в графике проведе- ния аварийно-восстановительных работ, согласованном с соответству- ющим владельцем системы коммунального водоотведения. В случае неустранения аварийной ситуации, повлекшей за собой превышение сброса загрязняющих веществ, в сроки, определенные согласованным графиком проведения аварийно-восстановительных работ, повышенная плата взимается за весь период с момента обнаружения в соответ- ствии с частью первой подпункта 4.4 настоящих Рекомендаций. 4.7. Внесение платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации не освобождает абонента от возмещения в полном объеме реального ущерба предприятию водопроводно-канализа- ционного хозяйства. 4.8. Средства, взимаемые с абонента за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, перечисляются абонентами в порядке и в сроки, установленные в Договоре и настоящими Рекомендациями. При несвое- временном внесении оплаты с абонента могут взиматься пени из рас- чета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы платы за каждый день просрочки платежа. 4.9. В случае уклонения абонента от заключения и/или измене- ния (дополнения) Договора весь сброс загрязняющих веществ в систе- му коммунального водоотведения считается сверхнормативным, и плата взимается владельцами систем коммунального водоотведения по факти- чески отобранной пробе в порядке, предусмотренном подпунктом 4.2.3 настоящих Рекомендаций, вплоть до момента заключения указанного Договора.




Top