Кто платит за установку общедомовых приборов учета. Общедомовые приборы учета воды

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена . Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Нюансы оплаты установки ОДПУ

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем .
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно .

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов . Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

31 Янв 2017 394

Обсуждение: 7 комментариев

    Нам не повезло, в нашем регионе нет программы по бесплатной установке ОДПУ, но зато МУП «Тепло» сделало нам рассрочку правда не на максимальные пять лет, а на два, что тоже не плохо. Строчка в квитанции, копейки ежемесячно.

    Ответить

    Мы так же принимали решение об установке счетчика всем подъездом и собирали на него деньги со всех жильцов. Обслуживание тоже остается за нами. Но могу сказать, оно того стоит. Экономия существенная.

    Ответить

    1. Обязанность по оплате общедомовых счетчиков законодательно возложена на собственников жилья. В расходы можно отнести как цену на покупку самого прибора учета, так и стоимость его установки и обслуживания. Как правило, управляющие компании дают возможность жителям приобретать приборы учета в рассрочку, беря на себя бремя покупки дорогостоящего прибора. При положительном решении большинства жителей дома, составляется протокол собрания и передается в управляющую компанию. Даже если кто-то из жильцов откажется оплачивать прибор учета, даже с условием предоставленной рассрочки, экономия для жильцов будет существенной. Часть затрат может взять на себя управляющая компания.

После вступления в силу разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды (ОДН), независимо от порядка управления многоквартирными домами, жильцы отдельно оплачивают коммунальные услуги и отдельно - услуги на ОДН. Однако при наличии общедомового прибора учета горячей и холодной воды жильцы оплачивают ОДН по показаниям общего счётчика, причём никаких начислений сверх указанного объёма производиться не должно.

К заявленным преимуществам установки общедомового водосчётчика относят следующие:

  • в случае потери части водоресурсов на магистралях и при появлении утечек тепло- и водоснабжения, жители домов не должны возмещать убытки из своего кармана,
  • обслуживание придомовой территории (например, полив газонов) тоже переходит под контроль жителей.

Однако этими преимуществами не снимается главное возражение: если разные потребители расходуют разное количество общих ресурсов, то почему все должны платить одинаковую среднеарифметическую сумму, и можно ли избежать такого «неравноправия», не нарушая законодательства. Не менее частый вопрос: кто должен платить за приобретение общедомовых водосчётчиков.

Законодательные требования: разъяснения

Федеральный закон (№261-ФЗ) «Об энергосбережении » в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, возлагая обязанности по приобретению и монтажу на управляющие организации и собственников. Ответственность за сохранность и функциональность тоже возлагается на них. Статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляет обязанности жильцов в отношении компенсации затрат на обслуживание общей территории.

При этом различают 2 вида собственников:

  1. Владельцы жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах – приватизировавшие квартиры хозяева со свидетельством о праве собственности.
  2. Муниципалитеты, как обладатели права собственности многоквартирных домов. Управление муниципального имущества, осуществляющее управление этими домами, путём заключения договоров, делегирует право:
    • управляющим компаниям,
    • непосредственно владельцам квартир (в зависимости от выбранной формы управления).

Поскольку собственником многоквартирного дома считается муниципалитет, то предполагается, что им и должно финансироваться приобретение и монтаж общедомовых водосчётчиков. Причём, если во время собрания жильцов отказаться от предложения управляющей компании или ТСЖ на установку, то они по закону всё равно должны установить водосчётчик, но за свой счёт. Таким образом, в этой трактовке, закон не запрещает владельцам квартир принять консолидированное решение и профинансировать покупку водосчётчика, но не требует этого.

Однако значительная часть сетевых юристов и представителей управления муниципального имущества понимают под «собственниками» владельцев квартир в многоквартирных домах. Соответственно в своих разъяснениях обязанности по финансированию тоже возлагают на них.

В такой трактовке, сумма за установку разделяется между жильцами пропорционально в соответствии с размером площади жилых помещений.

При этом Закон №261-ФЗ сохраняет за владельцами квартир право на рассрочку. В этом случае платёж делится на пять лет, начиная с момента установки и получения квитанции на оплату. Погашение рассрочки осуществляется равными долями. Однако помимо непосредственной оплаты, собственник должен будет внести ещё проценты за рассрочку. Их размер соответствует ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которая действует на день начисления платежа. В эту сумму процентов входит:

  • расходы, связанные с переводом денег,
  • расходы, направленные на содержание информационных систем (к ним относятся ресурсы, обеспечивающие обработку данных о текущих платежах и их хранение),
  • стоимость рассылки корреспонденции и платёжных документов в течение всего срока рассрочки.

Общедомовые приборы учёта воды по закону входят в состав общедомового имущества и, начиная с момента монтажа, расход ресурсов начинает рассчитываться пропорционально площадям квартир многоквартирного дома. Оплату за муниципальное жильё осуществляет муниципалитет, за приватизированную квартиру – её владелец. При этом в случае наличия нежилого помещения (например, магазин на первом этаже) ОДН распределяются и на эту площадь. Правомерность пропорционального разделения услуг на ОДН закреплена решением ВС РФ № АКПИ12-1277.

Установка счётчика и порядок цен

Стоимость установки зависит:

  • от количества собственников жилья и наличия коммерческих организаций в доме,
  • наличия/отсутствия отдельной магистрали для холодного и горячего гидропотока, что предполагает необходимость,
  • диаметра ввода,
  • сложности оборудования и монтажных работ,
  • износа трубопровода других факторов.

Для общедомового прибора учёта холодной и горячей воды средняя цена покупки и монтажа составляет порядка 100-150 тыс. рублей, причём суммы могут варьироваться от 60 до 300 тыс. руб.

Установка общедомового прибора учета холодной и горячей воды проводится с соблюдением процедурных правил и возможностей:

  • Поскольку управляющая компания без ведома жильцом не имеет права установить счётчик, все они должны быть максимально полно проинформированы о целесообразности этой процедуры. Как правило, это происходит на общем собрании, где, кроме разъяснений о порядке монтажных работ и особенностях водосчётчика, предлагаются варианты подрядчиков.
  • В ТСЖ при голосовании решение считается принятым большинством голосов, при этом противники решения всё равно становятся участниками сбора денежных средств.
  • Собственники могут самостоятельно выбрать компанию, предлагающую наиболее выгодные условия работы. Чаще всего, такая компания просит предоставить подписанные заявления на установку и приёмку устройств учёта гидропотоков.
  • Представители домоуправления могут предложить варианты оплаты:
    • путём прямого сбора средств,
    • выделением средств из фонда капитального ремонта (самый распространённый способ),
    • путём заключения договора с ресурсообеспечивающей компанией о приобретении и обслуживании счётчика с рассрочкой выплат.
  • Договор на поставку ресурсов можно заключить как напрямую с поставщиком, так и через председателя ТСЖ или управляющую компанию.

В случае полного отказа от приобретения общедомового счётчика, организация, инициирующая процесс, может направить в суд исковое заявление. В большинстве таких случаев суд накладывает на истца штрафные санкций и постановляет приобрести общедомовой счётчик. Штрафные санкции грозят и управляющей компании, если она не оповестила собственников о необходимости приобретения учётного устройства.

Виды популярных общедомовых счётчиков

В многоэтажных домах чаще всего устанавливаются турбинные водосчётчики на фланцевых соединениях с диаметром условным (ДУ) 40-150 мм. Чаще выбирают сухоходные модели, в которых счётный механизм изолирован от контакта с протекающей водой и не повреждается гидропотоком с мусором и примесями. Большинство таких устройств выпускаются в двух модификациях для холодной и для горячей воды, при этом на цену счётчика влияет и допустимый предел температур.

Особенности, на которые следует обращать внимание:

  • ширина диапазонов расхода,
  • возможность осуществлять изъятие герметичного механизма без опустошения трубопровода,
  • возможность монтажа на вертикальный, горизонтальный и наклонный трубопровод,
  • поворотный механизм для удобства снятия показаний,
  • наличие внешней регулировки для снятия метрологических параметров,
  • наличие и количество импульсных выходов, и их приспособленность к комплектации с различными датчиками.

Общая тенденция иллюстрирует рост интереса к общедомовым приборам с термодатчиками, которые фиксируют как объём потока, так и количество тепловой энергии. При настраивании такой прибор может осуществить расчёт с различными коэффициентами в зависимости от температуры гидропотока. Например:

  • поток +50 С и выше будет учитываться с коэффициентом 1,
  • +45-49 С – 0,9;
  • +40-44 С – 0,7;
  • до +40 С – расход не учитывается, поскольку такой ресурс не соответствует заданным нормам.

При пропорциональном долевом участии всех владельцев квартир в оплате счетов, жители быстро учатся экономить, начиная с покупки различных модифицированных экономителей (например, http://water-save.com/ ) и заканчивая отказом от некоторых расточительных бытовых привычек.

В прошлом номере журнала был рассмотрен вопрос управляющей организации, которая в связи со сложившимся порядком расчетов за коммунальные услуги с собственниками помещений, с одной стороны, и РСО, с другой стороны, оказалась в сложной финансовой ситуации . Самый простой выход - установить общедомовые приборы учета. Однако жильцы, имеющие индивидуальные счетчики, очевидно, не заинтересованы в таком решении проблемы. Можно ли смонтировать общедомовой счетчик без согласия собственников помещений и учитывать его показания при расчете платы за коммунальные услуги?

Прежде всего обратим внимание РСО и исполнителей коммунальных услуг на то, что 28.02.2012 начали действовать Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №  124 . Согласно п. 3 данного постановления утвержденные им правила применяются с соблюдением некоторых особенностей до тех пор, пока не вступят в силу Новые правила предоставления коммунальных услуг . В частности, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению к указанному постановлению (пп. «е» п. 3 ). Эта формула предполагает суммирование следующих величин:

  • показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии в помещениях);
  • среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (в периоды ремонта, замены, поверки индивидуальных счетчиков);
  • нормативов потребления (в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета), включающих потребление ресурса на общедомовые нужды;
  • расчетного объема коммунальных услуг (в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета);
  • объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества.
Как видим, Постановлением Правительства РФ №  124 введен обязательный порядок расчета объема коммунального ресурса, поставленного РСО в МКД, не оборудованный коллективным счетчиком. Это означает, что УК и ТСЖ, обслуживающие дома без счетчиков, должны получить счета за ресурсы с новыми цифрами уже за март 2012 года. Использование в расчете исключительно нормативов потребления (если в доме есть помещения, оборудованные индивидуальными приборами учета), как это имело место ранее с учетом арбитражной практики, теперь незаконно. Получается, что у исполнителя коммунальных услуг не образуется разницы между суммами, предъявленными к уплате РСО и начисленными жильцам. Значит, уже нет острой необходимости устанавливать общедомовые счетчики.

Тем не менее проблема, вынесенная в название статьи, не теряет актуальности хотя бы применительно к прошлым периодам.

Принудительная установка общедомового прибора учета

Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении . Так, п. 5 этой статьи обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.

Принудительная установка общедомовых приборов учета подразумевает не только непосредственно монтаж счетчиков в отсутствие волеизъявления жильцов, но и возложение на них соответствующих расходов. Иных оснований, когда собственникам помещений могут быть навязаны товар (счетчик) и работы (монтаж счетчика), закон не предусматривает. Следовательно, установка счетчика и, что более важно, оплата расходов должны быть согласованы с собственниками помещений (заказчиками, плательщиками). О том, что расходы на установку общедомового прибора учета могут быть включены в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, а срок выполнения соответствующих работ предусмотрен решением собственников помещений, сказано в п. 6.1 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №  491 . Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг обязана подчиниться данному решению собственников помещений (о включении расходов на приобретение и установку коллективного счетчика в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения) не позднее трех месяцев с даты его принятия, если иной срок не установлен таким решением (пп. «с» п. 31 Новых правил предоставления коммунальных услуг ). Это частный случай применения общего правила об утверждении размера платы за жилое помещение соразмерно перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и исполнении решения собственников помещений.

Законодательство о коллективном счетчике

Чтобы ответить на вопрос, сформулированный в начале статьи, приведем все нормы законодательства, касающиеся общедомового прибора учета, обязанностей тех или иных лиц по его установке, эксплуатации и т.д.

В сфере управления МКД

Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг ). В Новых правилах предоставления коммунальных услуг (п. 2 ) конкретизировано, что это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования. А вот о том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества . В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения - п. 5 , отопления - п. 6 , электроснабжения - п. 7 ). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п. 8 ). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, если иное не пре-дусмотрено законодательством РФ. В абзаце 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что собственники помещений в МКД вносят плату за приобретенные у РСО объемы коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В абзаце 1 данного пункта речь идет о прямых расчетах между собственниками помещений в МКД и РСО (при выборе непосредственного управления), а в абз. 2 - о плате за приобретенные ресурсы, а не за коммунальные услуги, что также указывает на непосредственное управление. Тем не менее суды полагают, что правило об установке прибора учета на границе сетей является общим независимо от способа управления МКД.

Начиная с 09.06.2011 (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №  354 ) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.  д.) . В силу пп. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с УК (если выбран соответствующий способ управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет средств собственников помещений (пп. «а» п. 30 ).

Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007 №  185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту МКД (пп. 6 п. 3 ст. 15 ). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления производится при капитальном ремонте жилфонда (п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов (пп. 1 п. 2 ст. 44 , п. 1 ст. 46 ЖК РФ ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.

Вместе с тем нужно учитывать, что не всегда те объекты, которые отнесены Правилами содержания общего имущества к общей долевой собственности, являются таковыми. Вспомним, сколько споров возникает относительно разнообразных нежилых помещений в МКД . Кроме того, одним из признаков общего имущества в МКД является источник финансирования его создания. Например, далеко не всегда информационно-телекоммуникационные сети, которые упомянуты в п. 7 и 8 Правил содержания общего имущества , принадлежат собственникам помещений . По аналогии можно допустить, что и другие объекты (помещения, оборудование, конструкции) могут находиться в частной собственности третьих лиц. В этом смысле примечательна формулировка пп. «д» п. 34 Новых правил предоставления коммунальных услуг : потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета. Получается, что возможна ситуация, когда счетчики установлены не за счет потребителя.

Итак, Правила предоставления коммунальных услуг предписывают применять при расчете платы для потребителей показания общедомового прибора учета, если МКД оборудован таковым, а Правила содержания общего имущества относят такой счетчик к общему имуществу собственников помещений в доме. Теперь посмотрим на интересующий нас прибор учета со стороны РСО, ведь его показания используются не только в расчете платы за коммунальные услуги для потребителей в МКД, но и в финансовых отношениях сторон договора ресурсоснабжения (исполнителя коммунальных услуг и РСО).

В сфере ресурсоснабжения

Вспомним правовую позицию Президиума ВАС, изложенную, в частности, в постановлениях от 23.11.2010 №  6530/10 , от 22.09.2009 №  5290/09 , согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ ,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №  167 . Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом .

Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №  530 . Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89 : количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143 ) . Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг , утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №  861 ).

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 №  190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. При этом коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности) и теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя может включать в себя установку и эксплуатацию приборов учета (п. 4 той же статьи ).

Как видим, отраслевые документы в первую очередь регламентируют место установки приборов учета. Вместе с тем не акцентируется внимание на том, что прибор учета может находиться исключительно в собственности абонента (более того, допускается наличие расчетных приборов учета, принадлежащих РСО). Это означает, что прибор учета, измеряющий количество коммунального ресурса, поданного в МКД, может как входить в состав общего имущества, так и принадлежать иным лицам . Остается главный вопрос: правомерно ли использовать показания прибора, не являющегося общей собственностью собственников помещений, при расчете платы за коммунальные услуги потребителям в МКД?

Правоприменительная практика

Выше мы привели все положения законодательства, в которых упоминается о приборах учета, измеряющих объемы коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. Теперь посмотрим, как эти нормы применяются на практике. Сразу скажем, что все имеющиеся в распоряжении автора судебные акты касаются поставок электроэнергии. Общедомовые приборы учета электроэнергии устанавливались по устным распоряжениям местных властей гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями), сетевыми организациями и управляющими компаниями. Граждане узнавали о наличии таких счетчиков только при получении платежных документов с соответствующими начислениями. Считая незаконной установку общедомовых приборов учета в обход общего собрания собственников помещений в МКД, граждане-потребители
(Роспотребнадзор и прокуратура в их интересах) оспаривали возможность применения их показаний в расчетах. Однако суды не были единодушны.

Главное - наличие общедомового прибора учета

Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.

Прежде всего приведем дело № А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 № А67-6196/2009 , постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 №  07АП-9981/09 , ФАС ЗСО от 02.03.2010 № А67-6196/2009 ), а ВАС отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 № ВАС-4887/10 ). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии ). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.

Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 №  33-7561/2011 Свердловский областной суд отменилРешение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011 , которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.

Апелляционным Определением от 21.06.2010 Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края оставил без изменения Решение мирового судьи судебного участка №  11 Камчатского края от 01.04.2010 по иску гарантирующего поставщика к потребителю о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. Основным доводом ответчика стало то, что прибор учета, согласно которому начислялась плата, установлен незаконно, поскольку вопрос о его установке не решался на общем собрании собственников помещений в МКД, задания на установку указанного прибора общее собрание собственников УК не давало. Суд решил, что в МКД установлен коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии - коммерческий головной прибор учета, что подтверждается приложением к договору между гарантирующим поставщиком и УК и актом гарантирующего поставщика о принятии в эксплуатацию данного прибора. Поддерживая требования гарантирующего поставщика к гражданину, городской суд отметил следующее. Доводы ответчика о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии в доме, в котором он проживает, не установлен, а коммерческий головной прибор учета электроэнергии, данные о котором внесены в техническую документацию и согласно которому начисляется плата, установлен незаконно и не включен в состав общего имущества дома, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанные понятия определяют один и тот же прибор учета, затраты на приобретение и установку которого вследствие его малой стоимости не включаются в состав статьи «капитальный ремонт», в связи с чем принятия решения собственниками об использовании указанного коллективного прибора учета не требуется. Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при избрании способа управления жилым многоквартирным домом жильцы тем самым делегируют свои полномочия по управлению домом управляющей компании .

Последний акт в данном разделе - Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 12.07.2010 №  83 , которым было отказано в удовлетворении заявления граждан о признании незаконными действий УК по установке коллективного прибора учета электроэнергии, начислению платы исходя из его показаний и возложении на нее обязанности демонтировать данный счетчик. Потребители посчитали установку прибора учета незаконной, поскольку она была произведена по инициативе сетевой организации и с согласия УК, тогда как установка общедомового счетчика, по их мнению, является реконструкцией инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений в доме. Между тем суд определил, что спорный прибор учета был приобретен и установлен за счет сетевой компании и в ее интересах, используется в качестве расчетного в правоотношениях между УК и гарантирующим поставщиком. Установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетей осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электроэнергии, приобретаемой УК, и не нарушает прав граждан-потребителей, заявивших иск. Уже по той причине, что УК не осуществляла действий по установке прибора учета, иск к ней в данной части не может быть удовлетворен. Суд подчеркнул, что исходя из определения коллективного (общедомового) прибора учета его статус определяется не его принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования - для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом… Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета платы за услугу по электроснабжению коллективных (общедомовых) приборов учета, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома… Доказательств, что установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии является реконструкцией, суду не представлено. Требования о демонтаже прибора учета противоречат действующему законодательству и, по мнению суда, нарушают права иных собственников квартир дома, поскольку в силу Закона об энергосбережении дома все равно должны быть оснащены общедомовыми счетчиками. Истцы представили бюллетень заочного голосования собственников помещений дома об отказе от группы учета электроэнергии общего пользования. Однако, с точки зрения суда, данный документ не может служить основанием для признания установки спорного прибора учета незаконной. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного (общедомового) прибора учета только по основанию нежелания собственников его использовать жилищным законодательством не предусмотрена. Установка спорного прибора учета прав истцов не нарушает. Доказательств захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета истцами не представлено , поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей.

Общедомовой счетчик - только в собственности жильцов

Приверженцы второй позиции полагают, что использовать в качестве общедомового можно только прибор учета, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в МКД. Установка прибора без согласования с общим собранием собственников является незаконной, вести по его показаниям расчеты с жильцами недопустимо.

Прежде всего представим вниманию читателей кассационное Определение Хабаровского краевого суда от 20.05.2011 №  33-3335/2011 , которым было отменено Решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 10.02.2011 . Инициатор судебного разбирательства - гражданин, ответчик - гарантирующий поставщик, требования (среди прочего) заключаются в признании установки общедомового прибора учета электроэнергии незаконной, а расчета расхода электроэнергии на общедомовые нужды - недействительным. Рассмотрев материалы дела, кассационная коллегия пришла к следующим выводам. Во-первых, с учетом п. 89 и 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений в МКД может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Соответственно, гарантирующий поставщик не вправе самостоятельно начислять жильцам плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды . Поэтому исковые требования о признании недействительным соответствующего расчета подлежат удовлетворению. Что касается приборов учета, кассационная коллегия посчитала действия гарантирующего поставщика нарушающими требования Закона об энергосбережении . Этот закон возлагает обязанность установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета именно на собственников помещений в МКД. РСО должны лишь представить им предложение об оснащении дома счетчиками. В случае установки прибора учета за счет бюджетных средств собственники помещений освобождаются от соответствующей обязанности. Принудительная установка приборов учета возможна только после 01.07.2012 и только за счет собственников помещений (если расходы оплатила РСО, собственники возмещают их с рассрочкой). Спорный же прибор учета был установлен за счет гарантирующего поставщика (не за счет бюджетных средств) на основании решения, принятого на совещании при главе муниципального образования. Гарантирующий поставщик не обращался к жильцам с предложением об установке прибора учета, договором ресурсоснабжения с УК право РСО на установку общедомового прибора учета не предусмотрено, в общую долевую собственность счетчик не передан. Судебная коллегия считает, что прибор учета установлен в нарушение ст. 13 Закона об энергосбережении , то есть без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии .

Опираясь на правовую позицию краевого суда, Вяземский районный суд Хабаровского края принял несколько решений по спорам между тем же гарантирующим поставщиком и иными гражданами-потребителями. Выводы из приведенного выше кассационного определения были фактически транслированы в следующих решениях указанного районного суда: от 21.12.2011 №  2-718/2011 ,от 26.10.2011 №  2-612/2011 , от 27.10.2011 №  2-591/11 . Причем в последнем из названных судебных актов суд удовлетворил требования гражданина не только в части признания прибора учета незаконно установленным, а расчета расхода электроэнергии - недействительным, но и в части возложения на гарантирующего поставщика обязанности отключить и снять спорный общедомовой прибор учета.

Последний имеющийся в распоряжении автора акт - Решение Белевского районного суда Тульской области от 14.02.2012 №  2-17/12 , которым был удовлетворен иск прокурора о признании незаконными действий энергосбытовой компании по начислению платы исходя из показаний общедомовых приборов учета и обязании произвести перерасчет платы потребителям. Спорные приборы учета были установлены за счет сетевой компании и принадлежали ей на праве собственности, соответственно, не входили в состав общего имущества в МКД. Вывод суда в интересующей нас части выглядит так: использование показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для определения размера платы за коммунальные услуги для жителей возможно лишь в случае, если приборы учета установлены на внешней стене многоквартирного дома либо принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме . Спорные приборы учета установлены в основном на опорах воздушных линий электропередачи и в подвалах жилых домов. Ни сетевая компания, ни энергосбытовая организация, ни органы местного самоуправления не известили собственников помещений об установке приборов учета. Таким образом, суд признал, что установка приборов учета в домах произведена с нарушениями процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах и, следовательно, нельзя использовать их показания при расчетах .

Резюме

В статье приведены все положения нормативно-правовых актов, в которых упоминаются общедомовые приборы учета. Анализ судебной практики показал, что эти нормы могут трактоваться прямо противоположным образом. До формирования правовой позиции высшими судебными органами практику применения законодательства по рассматриваемой проблеме нельзя назвать сложившейся. Впрочем, очевидно, что, например, в Хабаровском крае суды общей юрисдикции будут признавать незаконным использование прибора учета, установленного без согласия жильцов, в расчетах за коммунальные услуги (такова позиция краевого суда).

Сложившаяся ситуация выявляет несовершенство и неуниверсальность правовых норм, что, к сожалению, не редкость в настоящее время. В заключение остается лишь привести позицию автора. Итак, нам более близка точка зрения, согласно которой принадлежность общедомового прибора учета тому или иному лицу не является фактором, определяющим возможность принятия его показаний к расчету платы за коммунальные услуги. Главное - место его установки, а именно на границе сетей, принадлежащих собственникам помещений. Безусловно, прибор учета может находиться в общей собственности собственников помещений в МКД. Однако компаниям, которым принадлежат коммуникации, граничащие с внутридомовыми инженерными сетями, также не запрещено устанавливать подобные счетчики. Соответственно, согласия на монтаж на границе сетей приборов учета, которые не будут принадлежать жильцам, получать от последних не требуется. Вместе с тем представляется, что УК не вправе самостоятельно, в своих интересах и за свой счет устанавливать общедомовые приборы учета на сетях, которые ей не принадлежат. Поясним почему. Несмотря на то, что УК имеет статус абонента в договоре ресурсоснабжения, инженерные сети внутри МКД не принадлежат ей, она не вправе использовать их для установки какого-либо оборудования. Кроме того, не нужно забывать, что УК выступает в качестве исполнителя по договору управления, действует по заданию собственников помещений. Перед заключением договора УК имела возможность получить информацию о конкретном МКД и, в частности, о том, оснащен ли он общедомовыми приборами учета. Единственный вариант для нее - убеждать жильцов в необходимости установки таковых. Естественно, все сказанное справедливо, если речь не идет о принудительной установке приборов учета согласно Закону об энергосбережении .

_____________________________

См. статью «Расчеты УК за ГВС: с РСО - по нормативам, с жильцами - по счетчикам».

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 ФЗ.

Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Подробнее об этом см. статью М. О. Денисовой «Подвальные помещения многоквартирного дома: правовой режим» (№ 5, 2011).

См. статью Е. В. Ермолаевой «Телефон, радио, телевидение в многоквартирном доме» (№ 12, 2008).

Примечательно, что арбитры находят невозможным применение показаний такого прибора учета для расчета платы за коммунальные услуги потребителям в МКД (см. Постановление ФАС ЗСО от 24.11.2009 № А67-2773/2009).

Здесь же сказано, что приборы учета в МКД, вводимых в эксплуатацию, должны быть установлены застройщиком. В случае включения соответствующих затрат в стоимость строительства дома счетчик становится общим имуществом собственников помещений. Однако мы рассматриваем оснащение приборами учета домов, в которых по проекту счетчики не были предусмотрены.

Водоканал за свой счет и без согласования с собственниками помещений устанавливал общедомовые приборы учета. Арбитражные суды признали расчет задолженности УК, произведенный исходя из показаний данных счетчиков, обоснованным (Постановление ФАС ЦО от 21.01.2009 № Ф10-6056/08).

Аналогичное мнение было высказано в статье Е. В. Емельяновой «Оплата электроэнергии населением напрямую поставщику» (№ 10, 2010).

Аббревиатура ОДПУ расшифровывается просто — общедомовые приборы учёта.

Уже из самого названия ясно, что такие приборы предназначены для учёта расходования, например, воды или тепловой энергии жильцами всего дома.

Что это такое?

Казалось бы, для чего нужны такие приборы, ведь если каждый поставит у себя в квартире необходимые счётчики, то и проблема учёта всех видов поставляемой энергии будет решена.

Но на практике выглядит всё не так радужно и просто.

Ведь тогда в каждой квартире необходимо будет ставить как минимум 4 счётчика: на тепло, а также на и газ.

Это немалая финансовая нагрузка, включающая в себя расходы на их приобретение, установку и регистрацию.

Кроме того вряд ли получится эффективно подсчитать общедомовой расход поставляемых ресурсов по индивидуальным счётчикам, даже если их установят в каждой квартире. А к этому готовы не все жильцы.

Самым оптимальным вариантом будет работа ОДПУ в связке с индивидуальными счётчиками . Тогда можно даже отследить наличие потерь в той или иной системе и исправность домовых коммуникационных сетей.

Многими специалистами отмечается низкая эффективность использования индивидуальных счётчиков без учёта показаний общедомовых.

Виды общедомовых приборов учета

Учитывая то, что многоквартирными домами потребляется несколько видов ресурсов, то и общедомовых счётчиков должно быть установлено соответствующее количество.

Исходя из этого, устанавливаются следующие ОДПУ:

  • тепловой энергии;
  • электроэнергии;
  • расхода холодной и горячей воды;
  • учёта потребляемого газа.

Причём при установке комплексного узла учёта той же тепловой энергии, можно не только учитывать её потребление, но и отслеживать и регулировать температуру теплоносителя. Это позволит управляющей компании, да и владельцам квартир добиваться существенной экономии в этой части расходов.

Наличие предназначенного для этих целей вспомогательного оборудования в узле учёта расходования тепловой энергии не является обязательным , и монтируется только по желанию заказчика.

Что касается электрической энергии, то в случае установки многотарифного прибора учёта, появится возможность также экономить и на статье расходов по оплате потребляемой электроэнергии.

Происходит это потому, что расчёт расходуемой энергии осуществляется по разным тарифам : более низким ночью и самым высоким в часы утренней и вечерней пиковой нагрузки.

Обязательна ли установка таких приборов?

Федеральный закон за №261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счётчиков вышел ещё в 2009 году.

Им предписано, что такая установка должна была завершиться в 2012 году. Но во многих домах таких ОДПУ как не было, так и нет до сих пор.

В 2015 году решено бороться с теми, кто игнорирует установку таких приборов, рублём.

Если в многоквартирном доме есть технические условия для установки общедомовых счётчиков, а они почему-то не установлены, то при фактическая сумма будет умножаться на повышающий коэффициент .

Причём увеличение суммы оплаты может колебаться от 10% до 60% . Такие радикальные меры предприняты с одной целью – ускорить процесс установки ОДПУ в многоквартирных домах.

Вся беда в том, что устанавливаться такие счётчики могут только на основании решения собрания собственников жилья .

Управляющая компания в обязательном порядке должна довести до сведения жильцов о необходимости и выгоде установки общедомового счётчика, и возможных штрафных и иных санкциях в случае, если он не будет установлен.

Но принуждать собрание собственников квартир к принятию нужного решения права у неё нет. И если управляющая компания не может убедительно доказать что установка ОДПУ – это необходимость и плата по ним выгодна жильцам, то решения на их установку собрание жильцов не даст.

Во многом на решение собрания влияет то, что бремя оплаты самого прибора учёта и его установки ложится на плечи собственников жилья .

Но здесь нужно учитывать тот факт, что такой узел учёта становится общедомовой собственностью, устанавливается он во благо жильцов всего дома и, соответственно, справедливо, что оплачивать его покупку и монтаж должны именно они.

К тому же, кажущаяся изначально значительной сумма, при равномерном распределении по всем квартирам может стать весьма приемлемой.

Сама стоимость прибора и монтажных работ, к примеру, ОДПУ холодной воды, зависит от целого ряда факторов. Это:

Всю необходимую документацию и расчёты подготавливает организация, отвечающая за поставку данного вида ресурсов, в этом случае холодной воды, или же подрядная организация, нанятая для производства работ.

Устанавливаются все общедомовые счётчики, как правило, в подвальном помещении , где и располагаются все основные коммуникационные системы большинства домов.

Исключением могут быть общие счётчики электроэнергии. Они могут быть установлены в оборудованных щитовых помещениях, конечно, если таковые имеются.

Расчёт тарифов для мест общего пользования

В каждом доме имеются места, к которым имеют доступ все проживающие в доме жильцы. Это могут быть колясочные и другие подсобные помещения, лестничные клетки, коридоры и т.п.

В этих помещениях работает электрическое освещение, а в некоторые из них проведена и вода. Оплачивать за потребляемые в этих местах энергоресурсы должны все жильцы .

При наличии ОДПУ расчёт таких затрат производится очень просто. Для этого используется незамысловатая формула:

С (общ). = [П – П(инд.)] x Т

  • С (общ.) — плата за полученные в местах общего пользования;
  • П – показания ОДПУ;
  • П(инд.) – показания индивидуального (квартирного) счётчика;
  • Т – .

Этот порядок расчёта регламентирован за № 307.

При отсутствии общедомового счётчика расчёт оплаты за потреблённые в местах общего пользования ресурсы проводится по нормативам его потребления.

Причём с 2015 года полученная сумма будет умножаться на повышающий коэффициент 1,1 .

То есть сумма к оплате увеличится на 10% , а с 2017 года эта она будет увеличиваться уже на 60% , за счёт умножения на коэффициент 1,6.

Разница в оплате при наличии общего счётчика весьма и без такового весьма существенна. Причём с явным перевесом в пользу ОДПУ.

Порядок проверки и замены счетчиков

Как и всякий сложный прибор общедомовой счётчик требует ухода за собой, периодического контроля, ремонта и замены при необходимости.

Поскольку это общедомовая собственность, то и ответственность за неё несут все жильцы .

Но делают это они не в частном порядке, а посредством управляющей компании, которая вправе привлекать для этого квалифицированных специалистов из компаний соответствующего профиля.

И именно управляющая компания ответственна за техническое состояние ОДПУ, и за своевременный контроль, ремонт и замену этого устройства.

Важно чтобы привлекаемая для этих работ компания имела сертификат на их выполнение, и обладала допуском к производству поверок, обслуживанию, ремонту и замене такого типа счётчиков.

Как правило, подобные компании занимаются обслуживанием общих счётчиков на постоянной основе.

В их обязанности входит контроль за исправностью приборов, их ремонт при наличии поломок, замена старого счётчика на новый, если отремонтировать старый не представляется возможным.

После проведённой проверки обязательно составляется акт , в котором указываются все отклонения в работе прибора, неисправности (при их наличии), возможные способы их устранения.

Акт подписывается представителем управляющей компании с одной стороны, и работником проводившим проверку с другой.

Выгода от установки ОДПУ очевидна, хотя на это мероприятие придётся потратиться.

Только подойти к этому вопросу жильцам стоит со всей серьёзностью. А если есть хоть малейшие сомнения, жильцы вправе потребовать от управляющей компании отчёта в проводимых ей действиях в этом направлении.

Видео: Оплата по общедомовым приборам учета

В видеосюжете разбирается вопрос, что такое ОДПУ в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Разъясняется, что представляют собой такие приборы, почему их установка в многоквартирных домах обязательна для жильцов, и за что же конкретно взимается плата по данной строке в квитанциях.

5/5 (14)

Общедомовые домовые приборы учета тепла

Общедомовой прибор учета тепла позволит пользователю сократить сумму коммунальных платежей за отопление жилого помещения. Однако в России не торопятся оборудовать многоквартирные дома подобными счетчиками. Прежде всего, это связано с большими затратами.

В 2009 году Правительством Российской Федерации было принято решение об оборудовании многоквартирных домов специальными приборами учета тепла. Однако вступило оно в силу в 2012 году. Но крупных продвижений со стороны управляющих компаний по установке подобного оборудования до сих пор нет.

Правило регламентировано Федеральным законом Российской Федерации N261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009. Обратите внимание, что в этот нормативно-правовой акт планируется внести поправки в 2018 году, которые вступят в силу в 2019 году.

Федеральный закон не обязывает всех собственников, управляющих компаний оборудовать многоквартирные дома приборами учета тепла, а всего лишь рекомендует установить их. Наверное, поэтому УК неохотно производят обслуживание.

Решение об установке прибора учета тепла принимают собственники многоквартирного дома на общем собрании путем голосования. Оно принимается при наличии большинства голосов «за».

Раньше потребление тепловой энергии было безучетным. Плата за пользование – это фиксированная сумма, устанавливаемая в каждом регионе. Приборы учета тепла позволят сэкономить на коммунальных платежах.

Расчет суммы коммунального платежа зависит от тарифа, принятого в регионе, и общей площади жилого помещения. Например, если собственник владеет квартирой площадью 42 м2, а тариф по области равен 50 рублей, то ежемесячно он обязан уплатить сумму, равную 2100 рублей.

Законодательство РФ не обязывает устанавливать индивидуальные приборы учета тепла. Нет нормативно-правовой документации, которая регламентирует правила исчисления суммы платежа согласно счетчику. Будем надеяться на то, что в скором времени правительство обяжет поставляющие тепло компании взимать плату только за фактически потребленную энергию.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Индивидуальный или общедомовой прибор учета тепловой энергии позволит определить фактическое потребление ресурса пользователями. Собственники квартир не будут платить за тепло, которое им не поставлено. К сожалению, множество отопительных организаций не соблюдают общеустановленные нормативы, в связи с чем в квартирах жильцов холодно.

Важно! Счетчик позволит доказать нарушение со стороны поставляющей тепло компании и не платить за неполученную энергию.

Сумма коммунальных платежей в отношении отопления зависит от двух важных факторов:

  • тариф в конкретном регионе страны поставляющей услугу компании;
  • объем потребления услуги.

Сейчас подразумевается, что абонент получает услугу в полном объеме, так как отапливается жилая площадь полностью. Поставляемую температуру измерить невозможно, поэтому при определении платежа этот факт не учитывается и принимается за единицу.

Ежегодно тарифы на тепло увеличиваются. Правило на изменение цен регламентировано действующим Российским Законодательством. Это связано с инфляцией. Пользователь никак не сможет повилять на ценообразование в своем регионе. Однако сэкономить на оплате тепла можно с помощью установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

В целом оборудование дома специальным счетчиком позволит пользователям:

  • вносить плату только за фактически полученное тепло;
  • определить происхождение убытков и разграничить их между участниками теплообмена;
  • своевременно фиксировать нарушения со стороны поставляющей услугу компании в отношении соблюдения установленных нормативов.

Без специального прибора учета тепловой энергии пользователи никогда не узнают об объеме фактически поставляемой энергии.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Установка ОДПУ в многоквартирных домах

Установка специального прибора учета тепла для многоквартирного дома – процедура трудоемка и затратная. Для оборудования одного многоквартирного жилища численностью около 100 помещений жилого назначения, площадью каждого до 60 м2 будет стоить от 50000 до 500000 тысяч рублей. Разница в ценообразовании зависит от вида оборудования, монтажа, территориального предназначения, а также от конкретного объема дома.

Оплата установки общедомового счетчика ложится на плечи жителей дома. Однако если управляющая компания взимает средства на осуществление капитального ремонта, то оборудовать дом можно согласно этой программе.

Если средств недостаточно, можно собрать общее собрание и путем голосования определить возможность организации внеочередного сбора средств на конкретные нужды. Не всегда жильцы понимают, на что идут их деньги, поэтому прежде чем проводить голосование, необходимо объяснить все плюсы и минусы установки счетчика.

После принятия решения жильцами управляющая компания находит компанию, которая предоставит оборудование и установит его. Некоторые организации предоставляют услугу в рассрочку с условием проведения ежегодного обслуживания.

Важно! Управляющая компания от имени всех собственников заключает договор об обслуживании конкретного дома.

Кто должен устанавливать ОДПУ

Управляющая компания имеет право самостоятельно принять решение о возможности установки прибора учета тепловой энергии. Об этом она уведомляет собственников в установленные сроки. Если жители не согласны, они имеют право опротестовать решение УК.

Если УК не соблюдает сроки оповещения собственников, ее ждет ответственность в виде штрафных санкций. Но факт прежде необходимо доказать в судебном порядке.

Если собственники самостоятельно оборудовали свои квартиры индивидуальными приборами учета тепла, встает вопрос, зачем нужен общедомовой счетчик. Индивидуальное оборудование не дает четких показаний. Крупнокалиберный прибор позволит получать максимально верную информацию. Если поставляющая компания отклоняется от нормы хотя бы на один градус, факт фиксируется в специальной документации. Нет необходимости вызывать специальную комиссию для отражения нарушения.

Учтите! Собственники квартир многоквартирного дома при установке общедомового прибора учета тепловой энергии получают возможность:

  • определять соответствие фактического значения поставки услуги нормативам, принятым в конкретном регионе;
  • отражать факт нарушения;
  • определять вид нарушения, а также виновного в утечке тепла;
  • устранять риск потери части водного ресурса от водопоставляющей компании;
  • претендовать на получение компенсации за потери, некачественно поставленную услугу;
  • перейти на оплату услуги по фактическим показателям;
  • снизить стоимость коммунальных услуг.

Федеральный закон Российской Федерации N261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 определяет круг лиц, кто обязан оплачивать установку общедомового счетчика. Это сами собственники.

Однако если они ежемесячно вносят сумму на капитальный ремонт здания, управляющая компания имеет возможность провести работы за счет накопленных средств жильцов.

Фирма, осуществляющая монтаж приборов учета тепловой энергии имеет возможность предоставить рассрочку сроком на два месяца. В таком случае придется именно с ней заключить договор на обслуживание дома.

Управляющие компании имеют право взимать средства на установку общедомовых счетчиков. При этом средства, предназначенные для капитального ремонта, не расходуются.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец требования о предоставлении информации о начислении коммунальных услуг по общедомовым приборам учета:

Нужно ли проводить общее собрание

Перед проведением оборудования дома общедомовым прибором учета тепловой энергии в обязательном порядке проводится собрание. Управляющая компания обязана в установленные законом сроки оповестить собственников квартир о намерении произвести монтаж нового оборудования. Правило связано с затратами. Ведь все расходы ложатся на плечи собственников. Только они решают, за что им платить, а за что – нет.

Решение управляющей компании может быть оспорено путем голосования. Однако если УК намеревается произвести установку счетчиков, значит, средства на осуществление работ есть. Собственникам только нужно согласиться.

Если управляющая компания не желает проводить установку оборудования, жители дома имеют право самостоятельно принять решение об оборудовании многоквартирного дома. На собрании следует определить, из какого фонда будут направлены денежные средства на осуществление работ.

Денежные средства можно собрать в определенном размере с каждого собственника. Вносить их можно по частям, за три раза. Многие компании, монтирующие приборы учета, предоставляют рассрочку сроком на два месяца, поэтому возможность частичного внесения денег предусмотрена.

Запомните! Если не удается сразу собрать необходимую сумму, можно оформить услуг в кредит. При этом процентная ставка устанавливается Центральным банком России.

После принятия решения обязанность по поиску компании, которая будет монтировать оборудование, ложится на плечи управляющей компании. Однако она обязана предоставить список возможных поставщиков с подробным прайс-листом жителям для ознакомления. Собственники имеют право выбрать ту организацию, которая, по их мнению, подходит.

Каким образом расплачиваются собственники за установку

Оплатить установку общедомового счетчика можно из собственных средств жильцов или из фонда, предназначенного для осуществления капитального ремонта.

Если жители решили самостоятельно вносить оплату, предоставляется возможность выбрать способы:

  • единоразовая оплата стоимости оборудования, а также произведенных работ;
  • внесение оплаты по частям в течение трех месяцев с использованием возможности рассрочки;
  • внесение оплаты по частям в течение пяти лет с возможностью использования кредита (при этом процентная ставка по займу устанавливается минимальная, на основании предоставленных данных Центральным банком России).

Решение о возможности оплаты и о выборе компании, осуществляющей работы по установке оборудования, принимают собственники жилья на общем собрании путем проведения голосования.

Посмотрите видео. Кто обязан оплачивать установку общедомовых счетчиков:

Если собственники отказываются платить

Если решение об установке общедомового прибора учета тепловой энергии принято на общем собрании путем голосования, то оборудование устанавливается. Расходы возмещают жильцы. Случается так, что некоторые жители не согласны с решением. В этом случае счетчик устанавливается, а доля, подлежащая внесению, с несогласного списывается в принудительном порядке.

Управляющая компания самостоятельно не имеет права установить оборудование без согласия жильцов. В настоящее время установка счетчика на основании Федерального закона N261 носит рекомендательный характер. Поэтому если жильцы не желают оборудовать дом прибором учета, то производить монтаж, а также взимать средства никто не имеет права.

Почему работы по установке не могут проводиться за счет средств текущего ремонта

Работы по установке прибора учета тепловой энергии невозможно оплатить из бюджета, сформированного на текущий ремонт. Средства направляются на решение ежегодных проблем дома, поэтому уменьшение фонда может спровоцировать неосуществление некоторых плановых работ, что является поводом для возникновения административной ответственности.

Установка общедомовых приборов тепла может проводиться за счет средств капитального ремонта. Правило отражено в действующем законодательстве РФ.

Жители имеют право направить средства, предназначенные для осуществления текущего ремонта, на оборудование дома счетчиками тепла только на основании проведенного голосования. При этом придется отказаться от выполнения некоторых ежегодных работ.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец искового заявления для потребителей, не оплативших суммы, начисленные за электроэнергию по показаниям общедомовых приборов учета:

Порядок установки прибора

Порядок установки прибора учета тепловой энергии следующий:

  • определение возможности установки оборудования на общем собрании;
  • поручение управляющей компании приобретения специального счетчика тепла;
  • согласование с УК выбора компании, осуществляющей монтаж оборудования;
  • установка и опломбирование счетчика.

Компания, поставляющая тепло, имеет возможность самостоятельно монтировать и предоставить прибор учета тепловой энергии.




Top