Кто расписал сикстинскую. Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности

Октябрь 31, 2018

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в .

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио


Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе реконструкции предыдущего здания, проводившейся им с 1475 по 1483 годы, толщина стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над , которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Это интересно!

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.


В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Свод Сикстинской капеллы

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

Спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, в 1532г. папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541г. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.


И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь - Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить. На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству. Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась. Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский - Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Микеланджело Буонарроти. Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником - роспись была для него новым и слабо освоенным делом. Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения - Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр - свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того - есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте - он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом - здесь заканчиваются все экскурсии по .

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность - его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину - 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты. В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы - через них предполагалось вести прицельный огонь. Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Именно второй этаж больше всего интересует туристов - просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть - стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело. Итого сохранилось 12 картин - на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной - фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов - это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых. А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее. Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя. Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия». Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл. Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство - мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода


Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана. Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

    Вариант 1

    Метро: от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.

    Вариант 2

    Метро: от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком: пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna - время в пути около 20 минут.

    Вариант 3

    Пешком: от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).

    Автобус: маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.

    Пешком: от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к .

Из аэропорта Фьюмичино:

    Вариант 1

    Автобус: шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).

    Пешком: идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра - время в пути около 15 минут.

    Вариант 2

    Поезд: по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.

    Метро: по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком: пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим - именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур - посещение музеев и концерт:

  • С 19:00 до 23:00.

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно - в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый - 17 € (~1 248 руб. ) ;
  • Детский (от 6 до 18 лет) - 8 € (~588 руб. ) ;
  • Ночной тур - 38 € (~2 791 руб. ) и 29 € (~2 130 руб. ) ;
  • Аудиогид с описанием на русском языке - 7 € (~514 руб. ) ;
  • ~294 руб. ) .

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
  • Детский билет - 24 € (~1 763 руб. ) .

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день - с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла - поистине уникальное место с особой атмосферой. Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы. В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм - далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

) ;
Электронное бронирование - 4 € (~294 руб. ) ;

Цена билетов с экскурсоводом:
Взрослый билет - 33 € (~2 424 руб. ) ;
Детский билет - 24 € (~1 763 руб. )

График работы

С понедельника по субботу с 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).
Ночной тур: с 19:00 до 23:00.

Что-то не так?

Сообщить о неточности


15 августа 1483 года Папа Сикст IV освятил Сикстинскую капеллу. На тот момент она еще не была украшена гениальными работами Микеланджело. В то время будущему великому художнику было всего восемь лет. Впрочем, ещё до того, как Микеланджело расписал потолок своими удивительными фресками, Сикстинская капелла играла важную роль в Ватикане.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны


Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма


По мнению многих ученых, главный зал капеллы - точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы


Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело - не единственный художник, работами которого украшена капелла


Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д"Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине


В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д"Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником


Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса


Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает "изогнутый назад", хотя некоторые интерпретировали его как "лежа на спине".

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень


В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: "Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено". Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, "на лету". При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога


Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы


Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

5 веков разделяют создание Сикстинской капеллы и последнюю ее реставрацию, открывшую миру неизвестные особенности колористической техники Микеланджело. Однако потери, которые сопутствовали неожиданным цветовым находкам, столь ощутимы и выразительны, словно нарочно призваны напомнить нам о преходящем характере всего земного, о необходимости бережного отношения к искусству, которое стремится увести человека за рамки обыденности, открывая двери в иные плоскости существования.

Появлением этого архитектурного памятника христианского искусства мы обязаны Франческо делла Ровере, он же римский папа Сикст IV, фигура неоднозначная в результатах своих церковных дел, но целеустремленно покровительствовавшая искусствам и наукам. Руководствуясь религиозными мотивами при создании домовой церкви, вряд ли он мог предугадать, что для всего мира Сикстинская капелла станет символом целой эпохи - эпохи Возрождения, двух ее ипостасей из трех, Раннего Возрождения и Высокого.

Основным назначением капеллы было служить помещением для избрания пап на собрании кардиналов. Она была освящена и посвящена Успению Богородицы в августе 1483 г. по Юлианскому календарю. Сегодня Сикстинская капелла - непревзойденный музей Ватикана, в котором хранятся драгоценные фрески на темы библейских сюжетов.

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;


Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок - около 11 месяцев - было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная - историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы - это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков - ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды - в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Роспись свода Сикстинской капеллы

Когда Микеланджело расписывал капеллу, то не выбирал единственную позицию, с которой должна рассматриваться каждая фреска с библейскими сюжетами. Пропорции каждой фигуры и размеры групп определяются их собственной абсолютной значимостью, а не относительной иерархией. По этой причине каждая фигура сохраняет свою индивидуальность, за каждой фигурой или группой фигур прописан собственный фон.


Роспись плафона технически была наиболее сложной задачей, так как работа проводилась на лесах в течение 4 лет, что на самом деле является коротким сроком для труда такого масштаба. Центральную часть свода занимают 9 фресок из трех групп, каждая из которых объединена единой ветхозаветной темой:

  • Сотворение мира («Отделение света от тьмы», «Создание солнца и планет», «Отделение тверди от вод»);
  • История первых людей («Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая»);
  • История Ноя («Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя»).

Фрески центральной части потолка окружены фигурами пророков, сивилл, предков Христа и не только.


Нижний ярус

Даже если вы никогда не посещали Ватикан, на многочисленных фото Сикстинской капеллы, доступных в сети, можно легко заметить, что самый нижний ярус задрапирован портьерами и не привлекает внимание. Лишь в праздничные дни эти драпировки убирают, и тогда взгляду посетителей открываются картинные копии гобеленов.

Гобелены, тоже работы XVI века, были сотканы в Брюсселе. Сейчас сохранившиеся семь из них можно увидеть в музеях Ватикана. А вот рисунки, или картоны, по которым они были созданы, находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Их автор с честью выдержал испытание работой рядом с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, и жизнь апостолов является центральной темой сохранившихся шедевров, не уступающих по своей эстетической значимости ни фресковой живописи Микеланджело, ни росписи своего учителя Перуджино.

Музей сегодня

Сикстинская капелла находится в музейном комплексе Ватикана, который представляет собой 13 музеев, расположенных в двух Ватиканских дворцах. Четыре экскурсионных маршрута по духовной сокровищнице Италии заканчиваются посещением Сикстинской капеллы, которая скрыта между Базиликой Святого Петра и стенами Апостольского дворца. Не так сложно узнать, как добраться к этому мировому музею, но если реальное путешествие для вас пока недоступно, то на официальном сайте Ватикана можно совершить виртуальную экскурсию. Так или иначе, все дороги, как говорится, ведут в Рим.

Похожая на крепость, капелла внешне не каждому покажется особенно привлекательной, однако концептуальность здания скрыта от взгляда современных туристов и требует погружения в контекст Библии. Сикстинская капелла имеет строгую прямоугольную форму и ее размеры отнюдь не случайны - 40,93 на 13,41 м в длину и ширину, что является точным воспроизведением указанных в Ветхом Завете размеров Храма Соломона. Под крышей скрывается сводчатый потолок, дневной свет проходит через шесть высоких окон северной и южной стен церкви. Здание спроектировал Баччо Понтелли, а постройкой руководил инженер Джованнино де’Дольчи.

Сикстинская капелла была несколько раз отреставрирована. Последняя реставрация, завершившаяся в 1994 году, раскрыла колористический талант Микеланджело. Фрески засияли новыми красками. Они предстали в том цвете, в котором были написаны. Лишь голубой фон фрески Страшного суда посветлел, поскольку лазурит, из которого была сделана синяя краска, не обладает большой стойкостью.

Однако часть прорисовки фигур сажей была счищена вместе с сажей свечной копоти, и это сказалось, к сожалению, не только на очертаниях фигур, создав впечатление незавершенности, но некоторые фигуры потеряли также и выразительность взгляда. Отчасти это произошло по той причине, что Микеланджело работал в нескольких техниках при создании фресок, которые требовали разного подхода при очищении.

Кроме того, реставраторам приходилось работать над ошибками предыдущих реставраций. Быть может, неожиданность полученного результата должна напомнить нам еще раз о том, что смотреть на произведения настоящих творцов надлежит с открытой душой - и тогда взору пытливых открываются новые тайны.




Top