Кто совершает добро в мастер и маргарита. Сочинение Булгаков М.А

Реферат ученицы 11 класса посвящен исследованию соотношения добра и зла в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". На протяжении всей своей истории развития люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека и в окружающем мире во многом определяло развитие как внешних, так и внутренних событий в жизни человека. Что же в конечном итоге победит: добро или зло? Можно ли однозначно разрешить этот философский вопрос? Одним из первоисточников этой темы можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, вступающими в постоянное противодействие. На протяжении столетий философы, поэты и писатели, подхватив эту тему, пытались найти свой ответ на вопрос. Не стал исключением и Михаил Афанасьевич Булгаков, который, обращаясь к вечному вопросу бытия, переосмыслил его под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века, создал многоплановый роман «Мастер и Маргарита». Произведение вошло в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Вот почему для исследования был выбран роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Моя работа посвящена роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Это произведение о вечных проблемах бытия, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Многоплановый роман «Мастер и Маргарита» стал отражением эпохи первой половины ХХ века. Он вошел в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Тема добра и зла красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита». Эта тема волновала людей на протяжении столетий, волнует она людей и сегодня. Вот почему выбор был сделан в пользу этого романа, темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.

В ходе работы предполагалось определить, насколько соотношение добра и зла происходит в пользу добра. Добро и зло не только философские, но и жизненные понятия. «Добро всегда побеждает зло» – гласят русские народные сказки. В реальной жизни, к сожалению, так происходит не всегда. Митинги и беспорядки в Украине, шокирующее происшествие в московской школе: это события сегодняшнего дня говорят о другом. Мы видим, что человеческий произвол и вседозволенность – это зло, которое творит сам человек, это зло доходит до крайностей и ведёт к непоправимым последствиям. Порой кажется, что миром овладело зло. Конечно, в мире много и добра. Хочется, чтобы именно добро играло в нашей жизни решающую роль. Что же в конечном итоге победит, добро или зло, или они сохранят равновесие?

Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» наиболее ярко проявляется в образах Иешуа и Воланда. Несомненно, добро предстаёт в образе Иешуа. Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа. Но в отличие от Иисуса, герой не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Его истина заключается в том, что он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Он считает «добрым» и прокуратора, прощает его. Прощение – естественное свойство натуры Иешуа, живущей вне законов зла.

Понятие зла в романе воплощено в образе Воланда. Воланд – это дьявол, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил. Эпиграф к роману, заимствованный из Фауста Гёте, относится к Воланду, и очень ярко отражает сущность этого персонажа. В романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, не существовавшего в литературе вплоть до этого момента. Желая зла, он все-таки приносит благо. Воланд – самый обаятельный персонаж в романе, который вызывает у читателя симпатию и улыбку.

Вначале я обратилась к ершалаимским главам романа, в ходе проведенного исследования, было выяснено , что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Затем обратилась к московским главам романа, в результате пришла к выводу, что Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

И наконец, сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном еди нстве. Если и в представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро.

В ходе данного исследования проведен анализ глав романа «Мастер и Маргарита». Определено , что в романе добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

На основании результатов данного исследования доказано, что гипотеза не подтвердилась, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.

Как в романе, так и в нашей жизни нет, как преимущества добра, так и зла. Такое устройство понятий вовсе не снимает обязанности с человека стремления к добру. Все люди добрые, как утверждает Иешуа, только не все могут противостоять злу, найти в себе силы устоять перед искушением. Доброта – естественное свойство человеческой натуры, которое присуще каждому.

Добро и зло – категории нравственные. Человек волен выбирать, что ему по душе. Сделав выбор в пользу добра, он не только преображает мир, но и поддерживает его гармонию. Ведь многое от нас с вами зависит. Все в наших руках.

В целом, добро и зло в романе присутствуют в равной степени. Вступая на путь добра, герой романа приходит к добру. Именно к добру призывает нас роман «Мастер и Маргарита». Талант М. А. Булгакова вновь и вновь побуждает обращаться к гениальному, фантастическому и философскому роману «Мастер и Маргарита», шедевру русской и мировой литературы.

В мире нет ничего абсолютно белого и абсолютно черного, как говорится: «Даже на солнце есть пятна». Без зла не было бы добра, следовательно, две эти силы дополняют друг друга. В романе Булгакова зло олицетворял Воланд, но он же и содействовал добру, обращая и высмеивая человеческие пороки, воздавая всем наказание по справедливости. Воланд помог воссоединиться и Мастеру с Маргаритой, пусть и путем нелегких испытаний.

Олицетворением добра в романе является Иешуа, проповедующий любовь, милосердие и сострадание. Ему удалось затронуть сердца многих людей, пробудив в них истину и веру в любовь. И несмотря на то, что Иешуа был распят, посеянные им семена добра остались, они продолжали расти и давать свои плоды. Если брать за основу Библию и говорить об Иешуа как об Иисусе Христе, то можно сказать, что память о нем жива по сей день. Миллиарды людей по всему миру верят в него, живя по оставленным им заповедям, значит, посеянное им добро продолжает жить, меняя людей к лучшему, направляя их к истине и к свету.

В романе добро и зло как партнеры в парном танце: один дополняет другого и вместе они составляют отличный тандем. Булгаков показал в своем произведении, что зло и добро всегда рядом, постоянно сменяют друг друга. В жизни, как и в этом романе, человеческая добродетель граничит с подлостью, трусостью, предательством и малодушием.

Самым ярким примером проявления малодушия является поступок Прокуратора, отправившего на казнь Иешуа. Булгакову отлично удалось выстроить и переплести сюжетную линию романа с главами Библии. И в своем произведении он, на мой взгляд, попытался донести до людей главную идею, что всё в этом мире относительно, кроме вечной и всепобеждающей силы - силы любви. Бог есть любовь - об этом сказано в Библии, любовь всё побеждает, всему верит...Так и в романе Булгакова добро и зло объединились для того, чтобы любовь восторжествовала. А значит, любовь важнее и выше всех сил добра и зла вместе взятых. Добро и зло в знаменитом романе служат в качестве инструментов, взаимно дополняющих друг друга.

Например, Воланд устраивает зрелищное представление, участниками которого являются сами люди, здесь с них слетают маски и открываются истинные лица. «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» - так сказал Шекспир. И порой люди действительно выступают в роли кукол-марионеток в руках судьбы и высших сил, но побеждает эти силы и восстанавливает баланс двух начал - добра и зла - истинная любовь, всепобеждающая и всепрощающая.

Воплощением любви в произведении является сама Маргарита, и она тоже соединяет в себе как добро, так и зло. Ей приходится стать настоящей ведьмой, чтобы бороться за свою любовь. Не взаимодействуя с силами зла, она не смогла бы добиться добра, не исполнила бы своё главное предназначение - вернуть своего любимого.

Булгаков затронул в своем романе моральные ценности, продемонстрировав то, что жизнь состоит из вечной борьбы добра и зла, из света и тьмы, и как рассвета не бывает без ночи, так не бывает и любви без боли и страданий.

Макиевская Кьяра

Кьяра очень любит роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Она прошлась по всем булгаковским местам в Москве, была на спектаклях по этому роману.Я рада, что у меня есть ученики, трепетно относящиеся к нашей классической литературе,понимающие её прелесть и достоинства. Я счастлива, что у меня есть думающие и размышляющие ученики.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»

В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем. В своём произведении автор задумывается о роли настоящей любви в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.
В отличие от многих других классических авторов М.А. Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из "Фауста": "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из ключевых героев романа - Воланда. Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой новой страницей и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее. В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм. Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса чёрной магии в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются истинные лица москвичей. Тогда Воланд отметит: "Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного. Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером. Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные жизненные ценности и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь.
Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты. Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему "совершили благо".
Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила литературным критикам и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и идеальной женщиной, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и интеллигентных людей, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа.

Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как "добрый человек" и "злой человек". С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора. Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу. Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом - любимым псом.
В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды. И на его душе лежит тяжкий грех за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и довольной жизнью. Равнодушие и жестокое хладнокровие - вот что отличает Иуду от Понтий Пилата. Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни.
Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло, хороших людей и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М. Булгаков выразил очень важную мысль: "Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?" М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень. Добро и зло являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности - души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе "Мастер и Маргарита" он лишь показывает возможные дороги на жизненном пути, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман "Мастер и Маргарита" остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.




Top