Кто создал театр на таганке. Театр на Таганке: история и архитектура

Военно-воздушная академия имени Жуковского в Воронеже является одним из самых известных и авторитетных вузов Российской Федерации, ведущих подготовку высококвалифицированных кадров для российской армии. Хотя этот престижнейший вуз был образован всего 5 лет назад, он является преемником славных традиций нескольких известных учебных заведений. Их истории и значимым достижениям посвящена эта статья.

Истоки

Прародителем Академии военно-воздушных сил в Воронеже считается Военное аэродромно-техническое училище. Оно было основано в Сталинграде по решению Генштаба ВС СССР в конце 1948 года. Однако начало его деятельности было положено в 1950 году.

В 1954 году ВАТУ перебазировали в город Мичуринск Тамбовской области. В 1963 году было принято решение о переименовании этого учебного заведения. Однако через несколько месяцев вуз снова перебазировали.

История Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища

В конце 1963 года Мичуринское ВАТУ переехало на место своего современно базирования. В 1975 году было решено повысить его статус и училище преобразовали в Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (ВВАИУ). В связи с этим продолжительность обучения была увеличена до 4 лет. Для того чтобы в результате этих преобразований не произошло прерывания в обеспечении ВВС необходимыми специалистами, в виде исключения, в 1975 году осуществлялся одновременный набор абитуриентов как со среднетехническим, так и высшим образованием. Первая группа курсантов должна была пополнить ряды кадровых офицеров уже через 3 года, а вторая — через 4.

Первый выпуск офицеров с дипломами о высшем специальном образовании в Воронеже состоялся в 1979 году. Для повышения уровня подготовки выпускников в дальнейшем учебные программы продлили до 5 лет.

В период с 1979 по 1989 год в ВВАИУ была проделана большая работа в области развития научной деятельности, что позволило открыть адъюнктуру.

В 90-х годах у Воронежского училища функционировал филиал, дислоцировавшийся в Борисоглебске. Он был создан на базе местного «летного» ВВУ имени Валерия Чкалова.

История ВУНЦ ВВС

Военно-воздушная академия Воронежа появилась в результате объединения нескольких учебных заведений.

В 1998 году ВВАИУ было преобразовано в Военный авиационный инженерный институт. Спустя 8 лет к нему присоединили Воронежский военный институт радиоэлектроники.

В 2007 году вуз получил государственную аккредитацию. В то же время было принято решение сосредоточить в Воронежском ВАИУ подготовку военспецов всех видов наземного обеспечения авиаполетов: инженерно-аэродромного, инженерно-авиационного, аэродромно-технического, радиотехнического, метеорологического и авиационных средств связи.

В результате масштабных преобразований к были присоединены ВВАИУ, действовавшие в Иркутске, Ставрополе и Тамбове. После издания соответствующего приказа в Воронеж был передислоцирован весь их личный состав.

В 2010 году к Воронежскому ВВАИУ присоединили ГГНИИЦРБ. Кроме того, приказом МО Российской Федерации ему были переданы функции по подготовке офицеров оперативно-тактического уровня Военно-воздушной академии им. профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина, действующей в Монино.

Завершение формирования вуза

Как видите, очень трудно сказать, когда была образована Военно-воздушная академия г. Воронежа (ВУНЦ), так как на протяжении последних 25 лет в нее постоянно вливались другие вузы, осуществлявшие подготовку кадров для ВВС России. Однако можно точно указать год, когда в перечне военных вузов нашей страны появилось ее название. Произошло это в 2012 году, после того, как был издан приказ об объединении Воронежского ВВАИУ и Военно-воздушная академия им. профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина.

Достижения

В Военно-воздушной академии Воронежа бережно сохраняется память о вузах, которые являются ее предшественниками. Предметом гордости слушателей, преподавателей и огромной армии выпускников ВУНЦ ВВС являются их достижения. Ведь более 280 сотрудников этих военно-учебных заведений в разные годы становились лауреатами Ленинской и Госпремий Советского Союза, а также удостаивались звания Героя Труда. Более 1500 выпускников были удостоены высшей воинской награды СССР. 90 из них стали а маршалу авиации И. Н. Кожедубу это звание присвоили трижды. Среди выпускников Военно-воздушной академии Воронежа легенды мировой космонавтики Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов, известные конструкторы С. Ильюшин, А. Микоян, А. Яковлев и более 10 космонавтов России.

Состав и структура

Военно-воздушная академия г. Воронеж (ВУНЦ ВВС) готовит кадры по 26 военным и 18 гражданским специальностям. На данный момент в вузе работают 445 кандидата наук и 59 докторов, около шести десятков профессоров и 215 доцентов.

В структуру Военно-воздушной академии Воронежа входят:

  • управление вуза;
  • общеакадемические кафедры;
  • ЦНИ и ОИТ;
  • ЦПНПК;
  • НИИРэБН;
  • подразделения обеспечения;
  • научная рота.

Последнее подразделение стало первым в своем роде в современной российской армии и было сформировано по приказу министра обороны РФ в 2013 году. Ее появление ознаменовало начало движения в направлении создания ВС нового типа, опирающихся на последние технологические достижения.

Как уже было сказано, с 1989 года в Воронежской академии действует адъюнктура, а также функционируют 4-ре докторских диссертационных совета по 8 специальностям.

Кроме того, с 2015 года в вузе ведется обучение одаренных детей. Для них был учрежден кадетский корпус с инженерным уклоном, куда можно поступить после 9 класса.

Факультеты

В структуру ВУНЦ ВВС входят 14 факультетов. В их числе:

  • Средств аэродромно-технического обеспечения полетов, созданный в 1975 году;
  • Гидрометеорологический, где готовят офицеров по специальности, связанной со сферой исследования природных ресурсов планеты аэрокосмическими средствами, и метеорологов.
  • Инженерно-аэродромного обеспечения.
  • Авиационного вооружения.
  • Авиационного оборудования.
  • Управления деятельностью подразделений, занимающийся подготовкой офицерских кадров по специальностям, связанным с педагогикой, психологией, менеджментом и управлением персоналом.
  • Информационной безопасности.
  • Летательных аппаратов.
  • Радиотехнического обеспечения.
  • Авиационных средств связи, занимающийся подготовкой офицеров по специальности «Радиотехника».
  • Переподготовки и повышения квалификации.
  • Авиационного радиоэлектронного оборудования.
  • Спецфакультет, который занимается подготовкой военных кадров и техперсонала для армий зарубежных государств.

Филиалы Военно-воздушной академии в г. Воронеже

ВУНЦ ВВС имеет 2 филиала. Это расположенные в Сызрани и в Челябинске. В первом из них на данный момент действует 10 кафедр, на которых наряду с российскими курсантами проходят подготовку военспецы из Армении, Таджикистана, Казахстана, Гвинеи, Мали, Кыргызстана, КНР, республики Чад, Вьетнама, Судана Бурунди, Анголы, Монголии, Джибути, Шри-Ланки, Лаоса, Ливии и Никарагуа. Сызранский военный институт был основан незадолго до начала ВОВ, и изначально базировался в Саратове. В самые тяжелые годы он осуществлял ускоренную подготовку планеристов для фронта. В период 1979-1989 годов 12 выпускников вуза стали Героями Советского Союза за подвиги, совершенные в небе Афганистана, а 19 летчиков, окончивших Сызранский военный институт, получили золотые звезды, участвуя в операциях Чеченской войны.

Подготовка кадров

Срок обучения по любой из специальностей профессионального образования составляет 22 месяца, а высшего образования — 5 лет.

Тем, кто окончил академию по программам первого типа, присваивается звание «прапорщик» и выдается диплом о среднем профобразовании.

Остальные выпускники получают воинское звание «лейтенант».

Наряду с курсанты вуза овладевают гражданской специальностью и гарантированное трудоустройство по своей военной специальности. Судя по отзывам, молодых людей привлекает возможность служебного роста, а также льготы и преимущества, которые установлены Конституцией и ФЗ РФ для военнослужащих.

Для поступления в вуз абитуриент должен иметь документ, подтверждающий наличие у не определенного уровня знаний по таким предметам, как:

  • русский язык;
  • математика;
  • физика;
  • география;
  • информатика.

Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.

Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.

Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.

История театра на Таганке

Театр радом с Таганской площадью был открыт в 1946 году, и его возглавил актер и режиссер Александр Константинович Плотников (1903-1973). Первую труппу этого театра составили из воспитанников столичных театральных студий и актеров периферийных театров. В качестве премьерного они подготовили спектакль по пьесе Василия Гроссмана «Народ бессмертен».

К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.

В 1964 году ситуация поменялась. Руководить театральным коллективом пришел известный актер из театра им. Евгения Вахтангова – Юрий Любимов. Но новый главный режиссер пришел не один, а привел за собой своих учеников из Щукинского училища. Вместе с ними он поставил на сцене театра пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта. В премьерном спектакле «Добрый человек из Сезуана» дебютировали ставшие позже знаменитыми актеры Алла Демидова и Борис Хмельницкий.

Главный режиссер постоянно дополнял театральную труппу молодыми актерами, многие из которых являлись выпускниками училища им. Щукина. А из старой труппы успешно продолжали играть на сцене «Таганки» Вениамин Смехов, Всеволод Соболев и Юрий Смирнов.

Любимов был очень увлечен идеями Бертольда Брехта и даже повесил в фойе театра его портрет. Он уважал немецкого драматурга и теоретика театрального искусства за ясность мировоззрения и разделял его взгляды на жизнь. Внедрение идей «эпического театра» Брехта, а также уроков Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда позволило Любимову достаточно быстро сделать театр на Таганке одним из самых авангардных театральных коллективов СССР.

В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.

Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.

Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.

После возвращения Юрия Петровича Любимова на родину театральный коллектив разделился надвое. Бывший актер театра Николай Губенко возглавил часть театральной труппы и назвал свое объединение «Содружеством актеров Таганки». Они играли в новом здании театра. А Юрий Любимов стал руководителем другой части труппы и ставил театральные постановки в старом здании. Он добился, чтобы зритель увидел запрещенные ранее властями спектакли: памяти Владимира Высоцкого, «Борис Годунов» и «Живой».

В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.

Особенности театральных постановок

Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.

Уроки мужества, гражданственности и свободы мышления, которые Таганка давала со своей сцены, сделали этот театр местом встречи интеллигенции. У театра появилось немало друзей из числа известных в стране ученых, композиторов, художников и писателей. А зарубежная пресса в советские времена часто называла театр на Таганке «островком свободы в несвободной стране».

Благодаря Юрию Петровичу Любимову спектакли театра отличали динамика и безупречная композиция. Их с удовольствием смотрели зрители в разных странах. А постановка по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», показанная в 1983 году в Лондоне, была отмечена престижной премией «Evening Standart».

В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.

Как добраться

Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).

Создан 23 апреля 1964 года на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946-м).
В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего - Театр на Таганке, в обиходе - просто Таганка.

Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Следующие спектакли закрепили успех. В «Десяти днях, что потрясли мир» по Д. Риду - «народном представлении в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой» - зрители попадали в накаленный и праздничный мир революции. Праздником театра здесь становилось все. Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, живое дыхание дня - все это делало Таганку не просто популярной, но жизненно важной. С публикой говорили прямо и не скрывая лица. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актеров Таганки первой ее поры - Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову - и стали традицией, обязательной до сих пор.

Другая традиция - владение всей палитрой искусств. Слово и действие - основа драмы - были так же важны, как музыка, движение, пение. Со спектакля «Антимиры» по стихам Вознесенского начался на Таганке театр поэзии; со спектакля «Живой» по повести Можаева - театр прозы. Театр давал своим зрителям уроки литературы, пройдя с ними за 40 лет путь мировой классики с античных времен до Чехова и Брехта. Здесь царили Пушкин и Маяковский, поэты Серебряного века и военной поры; по произведениям Достоевского, Булгакова и Пастернака, «деревенской», «городской» и военной прозы создавался сценический эпос.

Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления; дарила максимум того, на что способен был театр в условиях несвободы, служа кафедрой и трибуной, царством искусств - и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее - из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

Судьба Таганки никогда не была легкой. Постоянный конфликт с властью разрешился трагично и резко: отъездом Любимова за границу, отлучением его от страны, от театра, разлукой. Полоса отчуждения длиною в пять лет (1984-1989) рассекла историю Таганки на две неравные части. Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр; добился выхода в свет запрещенных спектаклей: «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Пришлось пережить и нередкий в те годы раскол театра, от которого отделилась группа, назвавшаяся «Содружеством актеров Таганки». Но сломить волю создателя Таганки, погасить творческий запал коллектива никому еще не удалось, и вряд ли это возможно. Неутомимый Любимов, патриарх российской режиссуры, уже перешагнувший рубеж 80-летия, ставит «Фауста» и поэзию обериутов, окружает себя молодежью и ловит ритмы нового дня.




Top