Кто старое помянет тому глаз вон. Кто старое помянет — тому глаз вон Старое забудет тому оба вон

Не надо быть мстительным, напоминать кому-либо о его прежних проступках, однако и забывать то , что было в прошлом, не следует. Вот что писала независимая газета "Вольская неделя" ровно 13 лет назад:

Зубрицкий против "Вольской недели"

Мы уже сообщали читателям о судебном процессе, затеянном мэром А. Зубрицким против "Вольской недели". Напомним, что в статье одного из октябрьских номеров прошлого года говорилось о давлении, оказанном руководителями администрации на вольских медиков с целью не допустить их участия во всероссийской забастовке 20 октября 2004 г. Мэр обратился в суд за защитой своих чести, достоинства и деловой репутации. Но, как мне кажется, его цель заключалась в другом.

Ни А. Зубрицкий, ни другие чиновники администрации в статье впрямую не упоминались. Кроме мэра давление на медиков теоретически могли оказать и его 1-ый зам А. Краснов и другой зам. главы Д. Поперечнев, который непосредственно руководит здравоохранением, и другие начальники из администрации ВМО. Однако никто из них и не подумал, что речь могла идти о них. И только А. Зубрицкий почему-то решил, что имелся в виду именно он. Как пояснил сам мэр в своём исковом заявлении, он "вычислил" себя путём сопоставления газетной статьи и различных статей Устава ВМО. И даже заявил, что об этом известно всему населению Вольска. Очень сомневаюсь, что кто-то из читателей знает содержание статей 28 и 35 Устава ВМО, на которые ссылается мэр. По моему мнению, здесь было бы уместнее сослаться на поговорку "на воре шапка горит".

Помимо требования через суд опровергнуть сведения статьи, А. Зубрицкий заявил, что ему был нанесён моральный вред, выражающийся в нравственных страданиях, которые он оценил ни много, ни мало в 25 тыс. руб. Вот ведь какой страдалец-то! А я думаю, что эти 25 тыс. и были главной целью нашего "нравственного страдальца". Если бы мэр действительно беспокоился о чести, достоинстве и репутации, он сразу же опроверг бы сведения, которые, по его мнению, не соответствуют действительности. Возможностей для этого у него было предостаточно. Но он уподобился знаменитому Карабасу-Барабасу, который слёзно вопил перед начальником, что он - несчастный сирота, обиженный, обкраденный и избитый.

Обычно чиновники, требующие денежной компенсации от СМИ за моральный ущерб, сразу же объявляют, что вся присуждённая им сумма будет направлена на благотворительность (чаще всего для детских домов). ОТ А. Зубрицкого таких заявлений мы не ждали. "Вольская неделя" уже писала, что наметившееся было мировое соглашение сорвалось именно из-за денежных требований мэра. После этого лично мне всё стало ясно.

Что ж, каждый зарабатывает на жизнь, как может. Почему бы не "подкалымить" сутяжничеством, если есть такая возможность? Может быть, А. Зубрицкому не хватает на жизнь мэрской зарплаты. Кстати, "Вольская неделя" неоднократно пыталась выяснить размер заработной платы самого мэра и других чиновников администрации, но ни один наш запрос ответа не было. Наверное, стесняются своей бедности.

На всех заседаниях процесса юрист управления здравоохранения А. Баринов, представляющий интересы истца, доказывал, что вольские медики не имеют права предъявлять свои требования федеральному правительству, поскольку размер их зарплат зависит якобы только от местной власти. Значит, и участвовать во всероссийской забастовке, по его логике, они не имели права: сначала, дескать, предъявите требования администрации ВМО и пройдите с ней все процедуры. Иначе забастовка будет незаконной. Хотя в других городах России и Саратовской области ничего подобного не требовалось. А. Баринов подробно живописал, как лично он и Д. Поперечнев неоднократно беседовали с главврачами, объясняли им незаконность забастовки, если бы она состоялась. А 19 октября, как написал мэр в исковом заявлении, он даже провёл с главврачами специальное совещание по этому вопросу. Однако ни один из приглашённых в суд главврачей не смог вспомнить ни этого совещания, ни одной из этих бесед. Странное противоречие, на которое суд не обратил внимания. Могло ли мнение администрации повлиять на решение медиков? Думаю, все понимают, что далеко не все работники могут игнорировать мнение своего начальства, от которого они напрямую зависят.

Я не берусь оценивать работу Вольского суда, а лишь выскажу свою точку зрения на данный процесс. Лингвистическая экспертиза пришла к чёткому выводу: из текста газетной статьи невозможно с достоверностью установить, о каком именно руководителе администрации в ней шла речь. Сделать вывод, что это был А. Зубрицкий, можно было только имея определённую степень информированности, проще говоря, точно зная, что давление оказывал именно мэр. Выходит, если читатель этого не знал, то он не понял, о ком идёт речь, а если знал и догадался про мэра, то виноват не сам мэр, а "Вольская неделя". Дескать, нечего было напоминать. Именно так я расцениваю решение суда, который обязал учредителя "Вольской недели" выплатить А. Зубрицкому 10 тыс. руб. Бедный мэр! Представляю, как он расстроился: хотел получить 25 тыс. за моральный ущерб, а тут всего 10. В общем, остался "морально ущербным" на 15 тыс. руб. Но, несмотря на наше сочувствие ему, "Вольская неделя" будет оспаривать это решение в областном суде.

У этого судебного процесса есть важная общественная сторона. На каждом шагу все депутаты и чиновники бьют себя в грудь пудовыми кулачищами и рвут на себя последние рубахи, рассказывая, как они заботятся о врачах и учителях. Думаю, самим врачам и учителям, получающим нищенские зарплаты, уже просто тошно слушать это враньё. И вот "Вольская неделя" покритиковала администрацию, защищая интересы бюджетных работников. И надо же, какая реакция! Да если уж по совести, то в октябре мэр и его заместители должны были всеми способами поддержать требования бюджетников к Москве. А они, видите ли, ещё прикидывали, можно ли местным профсоюзам через их головы участвовать в акциях протеста против правительства. И при этом судятся за малейший намёк на свою неправоту. Вот уж действительно моральная ущербность.

Кто старое помянет..

Кто старое помянет, тому глаз вон. Держать зло за прошлые обиды — себе дороже: мельчает характер, истончается душа, страдает здоровье. Вместо того, чтобы таить в себе нехорошие мысли по поводу давних унижений, пощёчин, предательств, нужно постараться их простить и забыть, ведь все мы не без греха

Прощать — значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего (Лев Толстой)

Но у этой пословицы есть продолжение «…, а кто забудет – оба глаза вон!», что противоречит её первой части. И поди разберись, какую половину выбирать в качестве жизненного кредо. Видимо, всё зависит от обстоятельств. Так же считают и англо-саксы: «Dwell on the past and you may lose an eye; forget the past and you will lose both eyes» (помнить прошлое — потерять глаз; забыть прошлое — потерять оба глаза)

Кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (Александр Дюма)

Синонимы выражения «Кто старое помянет, тому глаз вон»

  • Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет
  • Крови и кровью не смоешь
  • Простите на глупости, не судите на простоте
  • Три раза прости, а в четвертый прихворости
  • Прощение — признак сильного
  • Ошибается — человек, прощает - бог
  • Прощать легко. Сложнее забывать, за что прощаешь

Учись прощать

Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам (Борис Пастернак)

Применение пословицы в литературе

«У неё задрожали губы. ― Кто старое помянет― тому глаз вон. Знаешь такую пословицу?» (Ирина Муравьева «Мещанин во дворянстве»)
«Через пару лет он так же неожиданно восстановил со мной отношения и даже подарил мне свою книжку с надписью «Кто старое помянет…» (Александр Городницкий «И жить еще надежде»)
«Что стояло, что таилось за этим великодушным ― подчеркнуто великодушным! ― жестом забвения (кто старое помянет…)? Жажда самооправдания?» (Александр Архангельский «Александр I»)
«А то, что ранее тот же Гришин чуть было не закрыл театр и Любимов уже сидел у него в приемной, ждал, когда вызовут, чтобы исключить из партии, готовился, не провидя дальнейшей своей судьбы, ― так ведь кто старое помянет, тому глаз вон» (Г. Я. Бакланов «Жизнь, подаренная дважды»)

Кто старое помянет тому глаз вон (значение) - русская пословица, которая призывает забыть старые обиды и жить, как бы, с чистого листа.

В буквальном значении пословица призывает лишить глаза того, кто вспомнит старые обиды.

- "Кто старое помянет, тому глаз вон"

- "Кто старое помянет (или: вспомянет), тому глаз вон"

Пословица указана в Толковом словаре живого великорусского языка к слову "старый":

- "Старого не поминать"

- "Кто старое помянет (и: вспомянет) - тому глаз вон".

Пословицы "Кто старое вспомянет, тому глаз вон", "Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет" указаны в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.).

Примеры

"- Не будем вспоминать о том, что произошло, - сказал со вздохом растроганный Михаил Аверьяныч, крепко пожимая ему руку. - ."

(1890 г.), д. 4, 7 - про примирившихся соседей:

"Дядин. Кто старое помянет, тому глаз вон . Бог милостив, все обойдется благополучно."

Григорович

" Мой дядя Бандурин": "Баста, - сказал дядя, - кто старое вспомянет, тому глаз вон , - и протянул ему руку".

(1818 - 1883)

"Петушков" 5: "Эх Васильевна! кто прошлое помянет, тому глаз вон . Не правда ли? Ведь ты на меня не сердишься, не правда ли?"

" " (1861 г.), гл. 25: "Кто старое помянет, тому глаз вон , - сказала Анна Сергеевна, - тем более, что, говоря по совести, и я согрешила тогда... Одно слово: будем же приятелями по-прежнему."

"Записки охотника" (1847—1851), Петр Петрович Каратаев: "Ну, да что, - проговорил он наконец, - кто старое помянет, тому глаз вон … Не правда ли?".

(от посл . "Кто старое помянет, тому глаз вон " - о нежелании вспоминать прошлые обиды, неприятности и т.п.)

1) исходное знач.;

2) о необходимости помнить старые обиды.

  • - см. к тому же /...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - См. ЛЮБОВЬ -...
  • - Дон. О чём-л. неопределённом. СДГ 1, 25...

    Большой словарь русских поговорок

  • - =...

    Орфографический словарь русского языка

  • - /,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - к тому́ ж разг. союз...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - к том"...

    Русский орфографический словарь

  • - о выгодах, преимуществе хитрости перед простотою Интересно вспомнить, что в Англии при королеве Елизавете право носить меха и хвосты мехов различных животных зависело от ранга лиц: так, для низших сословий...
  • - "Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет". Ср. Баста, - сказал дядя, - , - и протянул ему руку. Григорович. Мой дядя Бандурин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Кто простъ - тому коровій хвостъ, а кто хитеръ - тому весь боберъ о выгодахъ, преимуществѣ хитрости передъ простотою...
  • - Кто старое вспомянетъ, тому глазъ вонъ. «Кто старое вспомянетъ, того чортъ на расправу потянетъ». Ср. Баста, сказалъ дядя - кто старое вспомянетъ, тому глазъ вонъ - и протянулъ ему руку. Григоровичъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ДОСТАТОК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГОРЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба" в книгах

65 Ценность человека должна определяться по тому, что он дает, а не по тому, что он получает

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

65 Ценность человека должна определяться по тому, что он дает, а не по тому, что он получает Сточки зрения материалистического общества, в котором все хотят обладать и лишь немногие делятся с другими, милая сердцу благотворительная деятельность – это то, на что

Правило 72. Кто старое помянет…

Из книги Правила любви автора Темплар Ричард

Правило 72. Кто старое помянет… Я знаком с одной женщиной, муж которой бросил ее с детьми лет еще двадцать назад и сбежал с другой. Она его так и не простила, до сих пор испытывает горечь от этой измены и мучается из-за этого. И кстати, вспомним правило 70, до сих пор считает

Кто старое помянет…

Из книги Литературная Газета 6256 (№ 52 2010) автора Литературная Газета

Кто старое помянет… Клуб 12 стульев Кто старое помянет… МЕМУАРАЗМЫ «КЛУБА ДС» В середине 1967 года в жизни «Литературной газеты» произошло невероятное событие: в ЦК КПСС, который мы сегодня при полной безнаказанности свободолюбиво поливаем «из сотен тысяч батарей»,

Станислав Куняев КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ... (Открытое письмо Владимиру БУШИНУ)

Из книги Газета День Литературы # 58 (2001 7) автора День Литературы Газета

Станислав Куняев КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ... (Открытое письмо Владимиру БУШИНУ) Позвонил мне в феврале этого года Володя Бушин и говорит: - Поздравляю тебя, Станислав, с публикацией в журнале дневников твоей матери. Она - настоящий советский человек. Не то что ты.

III Отъ той же къ тому же,

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс

III Отъ той же къ тому же, 15 января 185…Я ничего не сказала теб?, а мн? нужно было сказать теб? такъ много. Вотъ почему я пишу теб?.Было два часа, когда я позвонила вчера у воротъ твоей тюрьмы. Поговоривъ н?сколько минутъ съ директоромъ, сторожъ со связкой ключей провелъ меня въ

IV Та-же тому-же

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс

IV Та-же тому-же 3-го апр?ля 185…Наконецъ я получила изв?стія о теб? отъ М. То, что онъ сказалъ мн?, немного успокоило меня.Не думай, что я забыла твои наставленія въ отношеніи Эмиля. Я какъ можно бол?е, стараюсь ставить его въ прямыя сношенія съ окружающими его предметами. При

К тому же

автора Дорофей Авва

К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда (сами) низлагают (противников). Великий Иов сказал: Не искушение ли житие человеку на земли (Иова

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей - искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Мы - создание и дело благого и человеколюбивого Бога, сказавшего: Живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иезек. 33, 11). Также: Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13). Итак, если это истинно, и

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Хорошо рассудил Авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Матф. 6, 34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Псал. 54, 23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие

К тому же

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

К тому же Не удивляйся, сын мой, если, находясь на пути, ведущем горе, ты впадешь в терние и тину; случатся опять и гладкие места: ибо находящиеся в подвиге иногда падают, а иногда сами низлагают противников. Великий Иов сказал: не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1).

автора Лопухин Александр

4. Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и

9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?" 10. Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?"

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?" 10. Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?" С 9-13

10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне уг

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - 11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но

Глава 273: Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней.

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 273: Тому, кто забудет о молитве, следует помолиться, когда он вспомнит о ней. 346 (597). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда




Top