Кто такая баядерка никия. Балет Л

Л. Минкус балет «Баядерка»

Литературной основой либретто балета стали сразу два произведения - драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада И.В. Гёте «Бог и баядерка». На основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа и драматургу С.Н. Худекову удалось создать красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. А придворный композитор императора озвучил ее чарующей музыкой, тем самым создав свое лучшее произведение.

Краткое содержание балета Минкус «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Никия баядерка, танцовщица
Солор благородный и храбрый воин страны
Гамзатти дочь Дугманта
Дугманта раджа Гольконда
Великий брамин духовный наставник, жрец
Айя рабыня, горничная Гамзатти

Краткое содержание «Баядерки»


Действие спектакля разворачивается в Индии во времена глубокой древности. Главные герои – индийская танцовщица Никия и храбрый воин Солор страстно влюблены друг в друга. Они тайком встречаются в храме и планируют побег – только так они смогут быть вместе. Но достичь столь заветного счастья влюбленным не суждено: на их пути возникает множество препятствий. Это великий брамин, одержимый жаждой мести отвергшей его Никии, раджа, собирающийся выдать свою дочь за Солора, ну и, конечно, сама соперница баядерки – Гамзатти.

Никия не может отказаться от своей любви и тем самым обрекает себя на гибель: по приказу дочери раджи после танца ей дарят корзину цветов со спрятанной внутри змеей. Коварный план соперницы срабатывает, и Никия погибает от укуса ядовитой хищницы. Но смерть танцовщицы не может простить бог Вишну, который обрушивает свой гнев на индийский народ, в самый разгар свадьбы землю сотрясает сильнейшее землетрясение. Храм, в котором в это время завершается свадебный обряд Солора и Гамзатти, разрушается, навсегда оставляя под своими руинами всех участников пиршества. Души Никии и Солора наконец-то соединяются, чтобы быть навеки вместе…

Интересные факты

  • Долгое время считалось, что оригинальная партитура «Баядерки» Л. Минкуса в 4-х действиях (1900 года) утеряна, и балет ставился в 3-х. Только лишь в начале 2000-х годов подлинная партитура была обнаружена в архивах Мариинского театра. Спектакль сразу же был поставлен в полной версии. Однако не все театры вернулись к оригиналу, и поэтому, если пойдете на «Баядерку» и увидите ее в 3-х актах, не удивляйтесь.
  • Доподлинно неизвестно кто является автором либретто. Многие считают, что С.Н. Худеков, но сам М. Петипа это отрицал.
  • М. Петипа беспокоился, что на премьере зал не заполнится публикой из-за дорогих билетов, на которые руководство петербургского Большого театра накануне сильно подняло цены. Но его опасения были напрасны, премьера собрала аншлаг и прошла с грандиозным успехом. Зрители еще полчаса стоя аплодировали после спектакля.
  • Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете . Неслучайно в качестве места действия выбрали Индию, далёкую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях.
  • Несмотря на то, что в России «Баядерку» уже считали классикой, произведение было почти неизвестно европейскому зрителю в XX веке.
  • «Баядерка» означает «индийская танцовщица, которая исполняет ритуальный танец», именно такое название закрепилось в Европе. В Индии их называют «деваси».


  • На премьере спектакля Петипа пошел на крайние меры и главную партию поручил русской танцовщице. Стоит отметить, что впервые главную партию в спектаклях исполняла не итальянская балерина, как это было ранее.
  • К моменту заказа балета «Баядерка» уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире.
  • Легендарная Анна Павлова исполняла партию Никии, начиная с 1902 года. Считается, что именно эта роль и отрыла великую балерину всему миру.
  • Балетмейстер специально ввел в спектакль национальные танцы: «Индусский танец», «Тени» и «Танец со змеей».
  • Сам сюжет был заимствован из драмы древнеиндийского поэта, однако некоторые изменения он все же претерпел. Так, например, исследователь К. Скальковский отметил, что некоторые моменты из балета противоречат реальности. В пример приводится то, что только лишь куртизанки могут петь и танцевать, а если женщина нарушает эти строгие традиции, то тут же ее наказывают презрением касты.
  • Чтобы приблизить балет к Индии, постановщик Александр Горский решил облачить теней в сари, национальный наряд.
  • В своей хореографии Петипа будто заглянул в будущее и предвосхитил творчество Джорджа Баланчина и его современников, которые создали бессюжетный белый балет. Речь идет о сцене «Тени», которая часто исполняется отдельно от спектакля. Так, во время гастролей в Париже (1956) Кировский театр представил публике именно танец «Теней», что вызвало грандиозный успех.

Популярные номера из балета «Баядерка»

Вариация Гамзатти (слушать)

Тени - адажио (слушать)

Танец Никии с цветами (слушать)

История «Баядерки»

В 1876 году внимание главного хореографа Петербургской императорской труппы Мариуса Петипа привлекла идея создать балет «Баядерка». Он довольно быстро составил примерный план будущего произведения. В качестве соавтора было решено пригласить Сергея Николаевича Худекова, который являлся не только профессиональным юристом, но также обладал прекрасным литературным талантом. Сергей Николаевич представлял собой превосходного историка балета и часто разрабатывал сюжеты для спектаклей. За основу «Баядерки» взяли драму поэта Калидасы, которая датируется I и VI веками «Абхиджняна-Шакунтала».

Стоит отметить, что первоисточником все же явилась не сама древнеиндийская книга, а другой балет – «Шакунтала», который был написан по сценарию Готье, постановкой занимался брат балетмейстера Мариуса – Люсьен Петипа (1858 г). Музыкальную часть спектакля создал композитор Луи Этьенн Эрнест Рейер. Почему же вдруг на европейской сцене возник столь неожиданный интерес к индийской тематике? Все дело в том, что Теофиль Готье в 1839 году в Париже стал свидетелем выступлений популярной индийской труппы «Баядерас». Тогда он обратил свое пристальное внимание на приму – Амани. С тех пор Готье много раз упоминал о ней в своем творчестве. Когда Амани через некоторое время покончила с собой, это глубоко потрясло Готье и он решил создать балет в ее память. Этот спектакль и получил название «Шакунтала», который собственно и использовал позднее Петипа в основе своего балета «Баядерка».

Исследователь Ю. Слонимский отмечал, что Мариус взял из первоисточника главную героиню, имена других героев, а также некоторые ситуации. Вот только в итоге получился уже совсем другой балет, а не вариант французского, как можно подумать. Хореограф смог так органично переделать все материалы, внести в них новшества, что спектакль стал для него своим.


На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени – стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу . На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном. Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика. Кроме того, музыка очень тонко следует за хореографией, что было крайне важно балетмейстеру.

Постановки и различные версии


Долгожданная премьера спектакля состоялась 23 января 1977 года в Санкт-Петербурге. Главную роль Никии исполнила Екатерина Вазем, у которой как раз в этот день был бенефис. Дирижером балета выступил А. Папков. Эта постановка отличалась яркими костюмами танцоров, невероятно сложнейшими декорациями. Древность и некая экзотика тесно переплеталась с мелодраматическим сюжетом балета, которому дополнительную яркость придавали индийские мотивы. Однако несмотря на это, чисто индийским спектакль назвать нельзя, ведь это всего лишь подражание, а сам балет полностью соответствует всем европейским признакам. Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания.

Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский. На новой сцене премьера спектакля состоялась в 1900 году, ее постановкой также занимался М. Петипа. Из-за того, что зал бы немного меньше, пришлось корректировать немного партитуру и уменьшать кордебалет. Так, после небольшой правки он был уменьшен вдвое, до 32 участниц в картине "Тени".

После этого в 1920 году постановку балета снова возобновили для Ольги Спесивцевой, которая исполняла партию Никии. Однако с этой постановкой произошло непредвиденное, в результате наводнения сильно пострадали декорации к четвертому акту, поэтому осенью 1929 года «Баядерка» ставилась уже без финала.

В 1941 году решили вновь возобновить этот спектакль, только на этот раз Владимир Пономарев, который занимался исследованием классического балета, вместе с хореографом Вахтангом Чабукиани немного изменил произведение Минкуса, переделав его в трехактное. Кроме того, персонажи также получили новое видение. Так, Солор приобрел танцевальную партию, хотя до этого был лишь мимическим персонажем. Причем эта роль досталась хореографу Вахтангу Чабукиани, а после ее исполнял уже Семен Каплан.


За рубежом публика тоже отлично знала творчество Минкуса и Петипа, вот только исполнялся спектакль не полностью, а лишь его небольшая часть «Тени». Все изменилось лишь в 1980 году, когда балерина Кировского театра Наталья Макарова отважилась поставить полную версию спектакля в Американском театре.

В 2002 году в Мариинском театре состоялась постановка спектакля в первоначальной версии, с хореографией Мариуса Петипа, благодаря стараниям балетмейстера Сергея Вихарева. Практически через 102 года спектакль в своем первоначальном виде вернулся на ту сцену, откуда и начал свое мировое шествие. Стоит заметить, что и эта версия подвергалась некой редакции, в связи с видоизменением танцевальной эстетики.

» – это красивая история о любви, верности и предательстве, окутанная индийскими мотивами, словно причудливыми узорами. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю – что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Вот уже более ста лет публика каждый раз переживает вместе с главными героями эту драму, наблюдая за историей любви индийской танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Простой и понятный сюжет, красивая музыка, талантливая работа сценариста и режиссера, гениальная разработка хореографа – это и есть те составляющие, благодаря котором спектакль до сих пор с успехом ставится на разных мировых сценах.

Видео: смотреть балет «Баядерка» Минкуса

С. Худеков, балетмейстер М. Петипа, художники М. Бочаров, Г. Вагнер, И. Андреев, А. Роллер.

Действующие лица:

  • Дугманта, раджа Гольконда
  • Гамзатти, его дочь
  • Солор, богатый и знаменитый кшатрия
  • Никия, баядерка
  • Великий брамин
  • Магдавая, факир
  • Талорагва, воин
  • Брамины, браматшоры, слуги раджи, воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты, охотники

Действие происходит в Индии в древние времена.

История создания

Мариус Петипа, представитель семьи, давшей не одного выдающегося деятеля балета, начал свою деятельность во Франции в 1838 году и вскоре завоевал большую известность как в Европе, так и за океаном. В 1847 году он был приглашен в Петербург, где его творчество достигло расцвета. Им было создано большое число балетов, вошедших в сокровищницу этого искусства. Наиболее крупной вехой стал «Дон Кихот», поставленный в 1869 году.

В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Он составил план сценария, к работе над которым привлек Сергея Николаевича Худекова (1837-1927). Худеков, юрист по образованию, был журналистом, критиком и историком балета, автором четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов»; пробовал силы в драматургии и беллетристике. Он взялся за разработку сюжета, в основе своей имевшего драму древнеиндийского поэта Калидасы (по одним сведениям, I век, по другим - VI век) «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Первоисточником балета Петипа стала, однако, не сама древняя драма, а французский балет «Сакунтала» по сценарию Готье, поставленный братом хореографа, Люсьеном Петипа в 1858 году. «Мариус Петипа, не стесняясь, брал из постановки брата все, что могло пригодиться, - пишет Ю. Слонимский, - героиню-баядерку, злодея-жреца, имена действующих лиц... мстительную соперницу, ситуации... И все же «Баядерка» - не вариант французского балета... Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны - они-то и входят в актив русского балетного театра... Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны». На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. Музыка «Баядерки» была заказана постоянному сотруднику Петипа Минкусу. В хореографии органично слились драма и лирика. На пестром фоне дивертисментных танцев развивалась драма Никии. «В ее хореографической партии не было пустых мест, - пишет В. Красовская. - Каждая поза, движение, жест выражали тот или иной душевный порыв, объясняли ту или иную черту характера». Премьера состоялась 23 января (4 февраля) 1877 года в петербургском Большом Каменном театре. Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 125 лет идет на сценах России.

Сюжет

(по первоначальному либретто)

В священном лесу Солор с друзьями охотится на тигра. Вместе с факиром Магдавая он отстает от других охотников, чтобы поговорить с прекрасной Никией, живущей в виднеющейся в глубине леса пагоде. Там идут приготовления к празднику огня. Торжественно выходит Великий брамин, за ним браматшоры и баядерки. Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку. Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму. Он предлагает Никии бежать с ним. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками.

В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает ее замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, ее убийство навлечет гнев Вишну - убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.

В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов. Из корзины поднимает голову змея и жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить ее вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют.

Магдавая, стремясь развлечь предающегося отчаянию Солора, приглашает укротителей змей. Приходит Гамзатти, сопровождаемая прислужницами, и тот оживляется. Но на стене возникает тень плачущей Никии. Солор умоляет Гамзатти оставить его одного и курит опиум. В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств.

В царстве теней встречаются Солор и Никия. Она умоляет любимого не забывать данной клятвы.

Солор снова в своей комнате. Его сон тревожен. Ему кажется, что он в объятиях Никии. Магдавая с грустью глядит на своего господина. Тот просыпается. Слуги раджи входят с богатыми подарками. Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними.

Во дворце раджи идут приготовления к свадьбе. Солора преследует тень Никии. Тщетно Гамзатти пытается привлечь его внимание. Прислужницы вносят корзину с цветами, такую же, какая была преподнесена баядерке, и девушка с ужасом отшатывается. Тень Никии возникает перед ней. Великий брамин соединяет руки Гамзатти и Солора, раздается страшный удар грома. От землетрясения обрушивается дворец, погребая всех под обломками.

Сквозь сплошную сетку дождя виднеются вершины Гималаев. Скользит тень Никии, Солор склоняется к ее ногам.

Музыка

В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное - послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.

Л. Михеева

Балет был сочинен Петипа для петербургского Большого театра. Главные партии исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Вскоре Большой театр по причине ветхости был закрыт, и в сезоне 1885-86 года петербургский балет переехал через Театральную площадь, напротив, в Мариинский театр. На эту сцену «Баядерка» была бережно перенесена самим Петипа для прима-балерины Матильды Кшесинской в 1900 году. Сцена здесь была несколько меньшей, посему все спектакли требовали некоторой коррекции. Так, в «картине теней» кордебалет уменьшился вдвое - 32, вместо прежних 64 участниц. Спектакль не выделялся среди огромного репертуара Императорского балета. Ценилась уникальная сцена теней, да и партия главной героини привлекала балерин. Так, уже в советское время «Баядерку» в 1920 году восстановили для Ольги Спесивцевой. В середине 1920-х годов произошло несчастье - погибли декорации последнего, четвертого акта (возможно, по вине петербургского наводнения 1924 года). Тем не менее, еще осенью 1929 года Марина Семенова перед тем как покинуть родной театр не без успеха танцевала «Баядерку» в варианте 1900 года, не смущаясь отсутствием финального акта.

Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросла новая генерация солистов, желающих расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». Руководство театра не возражало, но не соглашалось на большие материальные затраты, предлагая ограничиться старыми декорациями. В 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра.

Один из постановщиков, Владимир Пономарев, объяснял, что «возобновление „Баядерки" связано, прежде всего, с большой танцевальной ценностью этого балета». В 1940-х годах старались сохранить (иногда развить, осовременить) уже существующую хореографию и тактично дополнить ее новыми номерами. В первой картине к скромному танцу баядерок и диковатой пляске факиров вокруг священного огня Вахтанг Чабукиани добавил дуэт Никии и Солора. Практически пантомимную вторую картину украсили эффектной пластикой танца Никии с рабом (хореограф Константин Сергеев), в котором храмовая баядерка благословляла будущий брачный союз. Главные и решающие изменения произошли в третьей картине. Разнообразный и богатый дивертисмент был еще расширен. В 1948 году в характерную сюиту органично вошел танец золотого Божка (хореограф и первый исполнитель Николай Зубковский). Классическая сюита включила в себя па д"аксьон из исчезнувшего финального акта. Пономарев и Чабукиани, убрав ненужную здесь тень Никии, обогатили партии солистов. В целом по танцевальному разнообразию и богатству нынешний второй акт «Баядерки» уникален. Резкий контраст бессюжетного блестящего дивертисмента и трагического танца со змеей усилил смысловую эмоциональность действия в целом. Убрав венчавший прежде балет «гнев богов», постановщики ввели мотив личной ответственности Солора. Бесстрашный перед лицом врага воин решается теперь и на ослушание своему радже. После картины сна героя появилась небольшая картина самоубийства Солора. Увидев неземной рай, где среди небесных гурий царит любимая Никия, жизнь на этом свете становится для него невозможной. В дальнейшем совершенство хореографической композиции «картины теней» потребовало не разрушать зрительное и эмоциональное впечатление неким реалистическим довеском. Ныне герой, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире теней и призраков.

Такой романтический финал венчает спектакль, весьма привлекательный и в плане редкого мастерства сохраненной сценографии второй половины XIX века. Всегда вызывают аплодисменты зрителей особая иллюзорность дворцовых покоев (художник второй картины Константин Иванов) и поражающие взгляд восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца (художник третьей картины Петр Ламбин). Недаром с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями - уникальное явление в отечественной практике.

Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета - так называемый «Сон Солора» или картина «Тени». Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Выдающийся хореограф и превосходный знаток классического балета Федор Лопухов попытался детально проанализировать хореографическую природу этого шедевра. Вот выдержки из его книги «Хореографические откровенности»: «В воплощении танца „Теней" сказалось большое искусство хореографии высшего порядка, содержание которой раскрывается вне каких-либо вспомогательных средств - сюжета, пантомимы, аксессуаров. На мой взгляд, даже прекрасные лебеди Льва Иванова, как и „Шопениана" Фокина, в этом отношении не могут сравниться с „Тенями". Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения... По принципам своей композиции сцена „Тени" очень близка форме, по которой в музыке строится сонатное аллегро. Здесь разрабатываются и сталкиваются хореографические темы, в результате чего образуются новые. Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью».

От «Теней» Петипа прямой путь к знаменитым «абстрактным» композициям Джорджа Баланчина.

В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского (который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари) лишь изредка исполнялся акт «Тени». Лишь в 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.

За рубежом долго удовлетворялись одним актом «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. Конечно, в Нью-Йорке никто не помнил финальный акт в оригинале, даже соответствующая музыка была недоступна. Макарова соединила три первые картины в один акт, сократив дивертисмент картины праздника за счет изъятия характерных танцев. После неизменного акта теней исполнялся финальный акт со вновь сочиненной хореографией, дополненной танцем золотого божка из ленинградской постановки. Несмотря на то что спектакль имел успех и Макарова перенесла свою постановку в театры различных стран, новая хореография в ней явно проигрывает старой. После гениальной романтической сцены следуют невыразительные танцы, по сути лишь иллюстрирующие сюжет.

Более последователен был подлинный знаток классического наследия Петр Гусев. В не обремененном балетными традициями Свердловске он в 1984 году попытался по памяти восстановить оригинальную «Баядерку» в четырех актах. Па д"аксьон вернулся в последний акт, но выяснилось, что от этого пострадал не только второй акт, но и весь балет. Шедевр «Теней» подобно Гималаям высился над бледными равнинами остальных слагаемых спектакля.

По существу новые «обновители» «Баядерки» должны решить для себя основной вопрос: что для них, а главное для зрителя, важнее - хореографическая гармония или дотошное разрешение сюжетных коллизий. Небезынтересно решили в 2000 году эту проблему в петербургском Театре имени Мусоргского. Взяв без изменений редакцию 1948 года, постановщики (художественный руководитель Николай Боярчиков) добавили к ней не акт, а лишь небольшую картину. В ней в кратком виде происходит все, что было в финальном акте у Петипа. После разрушения дворца спектакль завершается выразительной мизансценой: на тропе, по которой некогда шествовали тени, стоит одинокий Брамин, на вытянутых руках которого белоснежное головное покрывало Никии. Оно медленно взмывает вверх. Спектакль завершен.

На более ответственную задачу - реанимировать «Баядерку» 1900 года - решились в Мариинском театре. Оригинальную партитуру Минкуса обнаружили в музыкальной библиотеке театра. Декорации и костюмы реконструировали по оригинальным эскизам, макетам и фотоматериалам, найденным в петербургских архивах. И наконец, хореографический текст Мариуса Петипа был реставрирован на основе записей бывшего режиссера дореволюционного Мариинского театра Николая Сергеева, находящихся ныне в коллекции Гарвардского университета. Понимая, что для современного зрителя «Баядерка» образца 1900 года покажется бедноватой в танцевальном плане, хореограф-постановщик Сергей Вихарев, скрепя сердце, включил в спектакль некоторые вариации из поздних редакций. В целом, четырехактная реконструкция 2002 года оказалась весьма спорной, и театр решил не лишать зрителей проверенного временем спектакля 1948 года.

А. Деген, И. Ступников

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Трехактный (в ранней версии - четырехактный) балет в семи картинах "Баядерка" был поставлен прославленным балетмейстером Мариусом Петипа. Премьера состоялась в январе 1877 года на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге. Первые партии на премьере исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов.

Известно, что спустя несколько лет по причине закрытия Большого театра постановка переехала в Мариинку, и там в новой редакции балета, которую осуществил все тот же Петипа, партию Никии исполняла уже знаменитая Матильда Кшесинская.

Постановки балета до сих пор успешно осуществляются во многих театрах. С течением времени в спектакль вносились новые номера и мизансцены, но в целом классическая хореография и содержание балета "Баядерка" оставались неизменными.

Возникновение

Идея написать балет на эту тему высказал сам Петипа, а автором либретто выступил С. Н. Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз (финальная торжественная сцена произведения) был написан самим хореографом.

Литературным источником содержания балета "Баядерка" послужила драма "Шакунтала" ("Сакунтала"), написанная древнеиндийским поэтом Калидасом. Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете "Бог и баядерка".

Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета "Сакунтала". Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году. Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения.

По своему сюжету балет - это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.

Кто такая баядерка?

Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета "Баядерка" поясним значение этого слова. Баядерками (баядерами), как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность.

Впрочем, девадаси (или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня") могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали (викрита), были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам (датта), кто-то танцевал просто из преданности божеству (бхакта), хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников.

Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований.

Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов.

Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев (здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам). Назывались они накни или кутани.

Либретто балета "Баядерка". Первый акт

А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки.

В священном лесу кшатрия (знатный воин) по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников.

В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом.

С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии.

Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.

Второй акт

Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно - день свадьбы уже назначен.

Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести - надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя - она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку.

Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена - в ее лице Никия приобрела себе нового врага.

В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану - приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей.

Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть.

Третий акт

В заключительном действии либретто балета "Баядерка" повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его - они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.

Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится - так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву.

Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе.

В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются.

Таково краткое содержание балета "Баядерка".

О балете

Анализ постановок и отзывы о балете "Баядерка" Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы.

Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л.В. Михеева:

В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.

Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов.

Балет Л. Минкуса «Баядерка» входит в число самых знаменитых русских балетов 19 века. Автором музыки стал Людвиг Минкус, либретто принадлежит перу Сергея Худякова, а хореография - легендарному Мариусу Петипа.

Баядерками называли индийских девушек, которые служили танцовщицами в храмах, куда их отдавали родители по причине того, что они были нелюбимыми и нежеланными. Идея создания «Баядерки» принадлежит главному хореографу российской императорской труппы - Мариусу Петипа. Существует версия возникновения у Мариуса Петипа идеи создания «Баядерки» - мода на восточную (в частности, индийскую) культуру. Автором музыки стал австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр - Людвиг Минкус. «Баядерка» стала одним из самых знаменитых его произведений. Разработчиком либретто балета был сам Мариус Петипа совместно с драматургом С. Н. Худековым. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила индийская драма Калидасты. По мнению театроведов, в либретто включена ещё баллада В. Гёте «Бог и баядерка», по ней во Франции был создан балет, где главную партию танцевала Мария Тальони.

Главные герои:

баядерка Никия и знаменитый воин Солор, трагическую историю любви которых рассказывает этот балет. Дугманта - раджа Гольконда, Гамзатти - дочь раджи, Великий брамин, Магдавая - факир, Талорагва - воин, Айя - невольница, Джампе. А также воины, баядерки, факиры, народ, охотники, музыканты, слуги...

Сюжет балета

Это спектакль из 4 действий, но в каждом театре своя «Баядерка» (балет). Содержание сохраняется, основная мысль неизменна, в основе лежит то же либретто, та же музыка и те же пластические решения, но количество действий в разных театрах может быть разным. Многие годы партитура 4 акта считалась утерянной, и балет ставился в 3 действиях. Но в фондах Мариинского театра она всё-таки была найдена, и первоначальный вариант был восстановлен, но не все театры перешли на эту версию.

В древние времена в Индии разворачиваются события спектакля «Баядерка».

Содержание первого акта : воин Солор ночью приходит в храм, чтобы встретиться там с Никией, и предлагает ей бежать вместе с ним. Великий брамин, отвергнутый ею, становится свидетелем свидания и решает отомстить девушке.

Второй акт. Раджа хочет выдать свою дочь Гамзатти за доблестного воина Солора, который пытается отказаться от такой чести, но раджа назначает дату свадьбы. Великий брамин сообщает радже, что воин встречался в храме с Никией. Тот решает убить танцовщицу, преподнеся ей корзину цветов с ядовитой змеёй внутри. Этот разговор слышит Гамзатти. Она решает избавиться от соперницы и предлагает ей богатства, если та откажется от Солора. Никия потрясена, что её возлюбленный женится, но не может отказаться от него и в порыве гнева бросается на дочь раджи с кинжалом. Верной служанке Гамзатти удаётся спасти свою госпожу. На следующий день в замке раджи начинается торжество по случаю свадьбы его дочери, и Никии велено танцевать для гостей. После одного из её танцев ей вручают корзину цветов, из которой выползает змея и жалит её. Никия умирает у Солора на руках. Так заканчивается вторая часть спектакля «Баядерка».

Солор оплакивает Никию. Во время свадебной церемонии он видит в воздухе тень любимой, она с нежностью смотрит на него. Великий брамин завершает свадебный обряд, после чего происходит страшное землетрясение, и разозленные боги разрушают храм. Души Солора и Никии соединяются, чтобы быть вечно вместе.






Top