Кто такая европа в мифологии. Похищение европы в живописи


У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка сверкала, как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно, золотые же рога быка были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались его, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней. Дыхание быка благоухало амврозией, весь воздух был наполнен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю. Похитил он ту, которую хотел. Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив ее. Всплыли из морской глубины прекрасные нереиды; они толпятся вокруг быка и плывут за ним. Сам бог моря Посейдон, окруженный морскими божествами, плывет впереди на своей колеснице, своим трезубцем укрощает он волны, ровняя путь по морю своему великому брату Зевсу. Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Одной рукой она держится за его золотые рога, другой же подбирает край своего пурпурного платья, чтобы не замочили его морские волны. Напрасно боится она; море ласково шумит, и не долетают до нее его соленые брызги. Морской ветер колышет кудри Европы и развевает ее легкое покрывало. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Кругом лишь море да синее небо. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс-бык и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите. Три сына родились у нее и Зевса: Минос, Радаманф и Сарпедон. По всему миру гремела слава этих могучих и мудрых сыновей громовержца Зевса.

Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.

Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.

Жан Кузен старший. 1550

Паоло Веронезе. 1578

Рембрандт.1632

Корнелис Шут I. 1640-1642

Франческо Альбани. 1645

Франсуа Буше.1732-1734


Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франсуа Буше. 1747

Французская школа. XVIII век

Себастьяно Конка

Клод Лоррен. 1667

Лука Джордано. 1675-1677

Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740

Ноэль-Николя Куапель.1727

Джованни Баттиста Тьеполо. 1725


Жан Батист Мари Пьер. 1750


Похищение Европы. Гюстав Моро. 1869


Антонио Караччи


Похищение Европы. Симон Вуэ, 1640


Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.



Похищение Европы. Николай Бурдыкин

 Жан-Франсуа де Труа - Похищение Европы

Жан-Франсуа де Труа (Jean-François de Troy),(1679, Париж - 1752 года, Рим), - французский художник, представитель стиля рококо.

Алекса ндр Пантыкин - Похищение Европы
Оркест р Союза композиторов Свердловской области "Harmonia Caelestis"
Дириже р и художественный руководитель оркестра - Яна Анненкова

Римская камея "Похищение Европы", оправленная во времена эпохи Возрождения

Античная мозаика "Похищение Европы"
Музей мозаики в Зевгме (Турция)

Европа - в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя. Имя её предположительно происходит от древнегреческого "широкоглазая" или от финикийского "заход" (Запад). Версии о том, как звали этого царя, разнятся, потому и не стоит акцентировать внимание на этом.

По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились сыновья Минос, Радамант и Сарпедон.

По местному критскому мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины (античный город на Крите). По версии Антимаха (Антимах Колофонский - древнегреческий поэт V-IV века до нашей эры), Европа была скрыта Зевсом в пещере.

По другой версии, Европу скрывали в местечке Тевмесс в Беотии (Беотия в древности - самая обширная из стран средней Греции), супругом Европы называли Зевса-беотийца.

Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.

Похищение Европы - Древняя Греция (роспись на краснофигурном сосуде)

Зевс - Любвеобильный бог. Мифы древней Греции
Донжуанский список Зевса (миф о Европе, начиная с 19-ой минуты)

Чтобы отблагодарить быка за помощь, Зевс вознёс его на небо. Так появилось созвездие Тельца.

Созвездие Тельца

Античная терракота "Европа на быке"

Напольная римская мозаика "Похищение Европы"

Миф о Европе, так же как и другие древнегреческие мифы нашёл своё отражение в изобразительном искусстве. Любопытная вещь: в наших источниках картины и скульптуры, навеянные этим сюжетом, называют исключительно "Похищение Европы", а вот европейские источники называют их ещё "Изнасилование Европы" (Il Ratto di Europa - итальянская версия, The rape of Europe - английская версия).

Вот перевод первого абзаца статьи английской версии Википедии , посвящённой картине Тициана:

"Изнасилование Европы" - это картина итальянского художника Тициана, написанная в 1560-1562. Она находится в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс."

Ну, что ж, европейцам, конечно, видней.)))

Россо Фиорентино (отпечаток с оригинала Рене Буавена) - Похищение Европы (1545-1555)

Россо Фьорентино (Rosso Fiorentino, или просто Rosso, - Рыжий Флорентиец), настоящее имя Джованни Батиста ди Якопо (Giovanni Battista di Jacopo), (1494, Флоренция - 1540, Фонтенбло, Франция), - итальянский живописец флорентийской школы, работал в Италии и во Франции.

Рене Буавен (René Boivin), (1525-1598), - французский художник, гравёр. Буавен считается одним из основных художников распространителей эстетики школы Фонтенбло.

Брутальный такой бык - этот точно изнасилует.

Джулио Романо - Похищение Европы

Джулио Романо, известный как Джулио Пиппи (1499-1546), - итальянский художник и архитектор, ученик Рафаэля. Представитель течения маньеризм.
Долгое время картины Джулио Романо были достоянием коллекционеров. Современные отпечатки с них авторства Маркантонио Раймонди стали значительным вкладом в распространение итальянского стиля XVI века по всей Европе.

Европа быку:

Остановись, проклятый, я сойду!

Да... Тут тоже всё плохо закончится.

Тициан - Похищение Европы

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), (1488/1490, городок Пьеве-ди-Кадоре, Венеция - 1576, Венеция), - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Европа Купидону и компании:

С цепи сорвалась глупая скотина ещё и вы стреляете, придурки!

Конечно же изнасилование, а что же ещё с такой дурой красавицей делать?


Паоло Веронезе - Похищение Европы (Лондонская картинная галерея)

Паоло Калиари, известный как Паоло Веронезе (Paolo Veronese), (1528, Верона - 1588, Венеция), - один из виднейших живописцев венецианской школы.

А тут обычное похищение, сродни похищению невесты в народных свадебных обрядах.

Гвидо Рени - Похищение Европы

Гвидо Рени (Guido Reni), (1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья - 1642, Болонья), - итальянский живописец болонской школы.

Тут тоже всё так миленько и гламурненько.

Питер Пауль Рубенс - Похищение Европы

Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), (1577, Зиген, Германия - 1640, Антверпен), - великий нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.

Пока только похищение, но с непредсказуемыми последствиями.

Клод Лоррен - Похищение Европы

Клод Лоррен (Claude Lorrain, настоящая фамилия - Gellée или Gelée (Желле или Желе)), (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия - 1682, Рим), - французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.

Мирный пейзаж с мирными поселянами. Катание на быках для них дело привычное.

Рембрандт Харменс ван Рейн - Похищение Европы (1632)

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), (1606-1669), - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Служанки Европе:

Вернись домой, о глупая Европа! Дружить с быком чревато для девиц.


Куапель Ноэль-Никола - Похищение Европы (Европы Музей искусств Филадельфии, США)

Ноэль-Николя Куапель (Noël-Nicolas Coypel), (1690, Париж - 1734, Париж), - французский художник и гравер, представитель семейства художников Куапелей.

Эффектно, многофигурно... Конечно, просто похищение, а дальше видно будет.


Франсуа Буше - Похищение Европы (1732-1734)

Франсуа Буше (François Boucher), (1703, Париж - 1770, Париж), - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель стиля рококо.

Какое там изнасилование, здесь и не похищение даже, а галантные развлечения.

Риччио - Похищение Европы (Музей изящных искусств - Будапешт)

Андреа Риччио (Andrea Riccio, настоящее имя Андреа Бриоско (Andrea Briosco)), (после 1470-1532), - итальянский скульптор архитектор. Известен в основном небольшими изделиями из бронзы, чаще всего предметами утилитарного назначения, такими как чернильницы, дверные молотки, изысканно вылепленные и украшенные в стиле классицизма эпохи Возрождения.

Европа быку:

Прибью, проклятый бык, - пущу на мясо!

Судя по этой скульптуре, до изнасилования дело вряд ли дойдёт.)))

Джованни Батиста Тьеполо - Похищение Европы

Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), (1696, Венеция - 1770, Мадрид), - крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

Европа с видом жертвы в пространство:

Понуро отдаюсь я року...

Франсиско Гойя - Похищение Европы

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes), (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, Испания - 1828, Бордо, Франция), - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Служанки Европе:

Европа, быть беде!

Европа служанкам:

Да что со мной случится.

Гюстав Моро - Похищение Европы

Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826, Париж - 1898, Париж), - французский художник, представитель символизма.

Европа быку:

Бычок, смотрю, да ты рогат!

Валентин Серов - Похищение Европы

Композиция выполнена в качестве скульптурного этюда для живописной работы.

Валентин Серов - Похищение Европы (1910)

Валентин Александрович Серов (1865, Санкт-Петербург - 1911, Москва), - русский живописец и график, мастер портрета.

Это просто аттракцион "Морские прогулки на быке".

Адольф Мюнцер - Похищение Европы

Адольф Франц Теодор Мюнцер (Adolf Franz Theodor Münzer), (1870-1953), - немецкий художник и график.

Европа быку:

С тобой подружимся, дружочек.

Пол Меншип - Похищение Европы

Пол Говард Меншип (Paul Howard Manship), (1885-1966), - американский скульптор.

Европа Купидону:

Так что ты говоришь, я полюблю эту скотину?!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Статуэтка "Похищение Европы" (Европа на быке)
Германия - Meissen - (середина XX века)
Автор - Элиас Майер (Friedrich Elias Meier)

А к этой статуэтке так и просится пояснение: "Сие бык, а не корова".

Европа (Εύρώπη), древнее догреческое божество земледелия, в греческой мифологии дочь Агенора, финикийского царя Ханаана и Телефассы, сестра Кадма. По Гомеру (Илиада, XIV, 321), Европа была дочерью красного солнечного божества Финика (Φοίνιξ). Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в белоснежного быка с маленькими жемчужными рожками (Аполлодор, III 1, 1), то ли послав за ней быка, которого из благодарности превратил потом в созвездие Тельца (Эратосфен, 14). На спине этого прекрасного белого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта (Аполлодор, III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия ("звездного"), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса.

Симон Вуэ, 1629 год

Франсуа Буше, 1734 год

При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа. А царю Астерию Зевс милостиво даровал могучего медного пеликана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров. А на небо поместил божественного быка – созвездие Телец, как напоминание Европе о его великой любви к ней.

С мифом о Европе связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Аполлодор, III 1, 2; Гигин, Фабулы, 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Европа выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество.

Имя этой богини означает "широкоглазая" (эпитет луны) или "широкогласная", она является коррелятом древнего Зевса Евриопа ("широкогласного"), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Европа к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у нее родился сын Додон – покровитель святилища Додоны (Стефан Византийский, О Додоне). B Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Европа, а ее сыном Трофоний – хтонический демон (Павсаний, IX 39, 4).

У Павсания также есть упоминание, что сыном Зевса и Европы считался Карн. Европу сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними, так, например, в Сидоне Европа не отличалась от богинь Селены и Астарты. Она наделена растительными и животными функциями, ее образ объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Гомерские гимны, XXXI 4).

Миф о Европе, несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре. Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах как туземное божество. Геродот рационализирует сказание об Европе и считает ее финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами.

Сохранились памятники античного искусства, посвященные сюжету похищения Европы (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения - в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до середины 18 столетия (Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Тициан, Якопо Бассано, Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Якоб Йорданс, Рембрандт ван Рейн, Клод Лоррен, Антуан Ватто, Франсуа Буше и другие художники).
Среди произведений пластики эпохи Возрождения известен знаменитый рельеф итальянского архитектора и скульптора 15 века Антонио Франческо Аверлино, по прозвищу Филарете, на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме.




Top