Кто такие коми зыряне. Кто такие зыряне: особенности, происхождение, этнографические группы и интересные факты

Ко́ми (Коми-зыря́не, Зыря́не; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми. Другие регионы проживания — Свердловская область; Мурманская область; Омская область; Тюменская область; Ненецкий автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Ханты-Мансийский автономный округ.
Большинство представителей народа коми (202,3 тыс. чел. (2010 г.), 256,5 тыс. (2002 г.)) в России традиционно проживает в Республике Коми, где они составляют 23,7 % от всего населения (около 65,1 % (556,0 тыс.) — русские). В сельской местности республики процент коми населения больше, чем в городах.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.). Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской, Мурманской, Кировской, Омской и других областях РФ.

Носителей языка коми в России немного — родным язык коми назвали лишь 169 тыс. человек представителей этноса коми (2002 г.).

На Украине по данным переписи населения 2001 года проживало 1545 коми-зырян, из которых в качестве родного языка коми указали 330 человек (немногим более 1/5 всех коми), тогда как украинский — 127 чел. (свыше 8 %), остальные — в основном русский.

Общая численность коми (коми-зырян вместе с родственными им коми-пермяками и коми-язьвинцами, которые преимущественно расселены в Пермском крае) в мире достигает ок. 400 тыс. чел.

Этногенез коми
Археологи и этнологи выделяют следующую цепь сменяющих друг друга базовых археологических культур, ведущих к культуре современных коми-зырян:

неолит
волосовская культура
бронзовый век
приказанская культура (XVI—IX вв. до н. э.)
железный век:
ананьинская культура (VIII—III вв. до н. э.)
гляденовская культура (III в. до н. э.-IV в.)
ванвиздинская культура (VI—XI вв.)
вымская культура (XI—XII вв.)
Впервые предки коми (древнепермская этнолингвистическая общность) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее происходит распространение древних пермян на север, в Прикамье.

свадебный обряд у коми-зырян

В I тыс. до. н. э. (железный век) на территорию современной Республики Коми проникают предки зырян. В IV—VIII вв. н. э. на Северо-Востоке Европейской части России (территория современного расселения коми) известна ванвиздинская культура, носители которой предположительно говорили на финно-пермских языках. Кроме того, в первой половине I тыс. н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделяется на предков коми и удмуртов. Центром обитания общности коми было Прикамье. В последней четверти I тыс. н. э. произошёл распад этой общности. Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды, где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде, очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцы из Прикамья. В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV века), соотносимая с летописной Пермью Вычегодской.

В результате дальнейшего развития племен прото-коми сформировалась вымская культура (IX—XIV века), которая имела связи с родановской культурой. Прото-коми имели устойчивые торговые и культурные связи с финно-уграми Прибалтики, волжскими булгарами, Древнерусским государством и степными иранскими народами. В последний период существования вымской культуры на неё оказали значительное влияние именно южные соседи. В последнее время её существования происходит мощное воздействие культуры восточных славян.

С усилением древнерусского влияния в XII веке Пермь подпадает под власть Новгородской республики. Появляются первые смешанные русско-коми семьи[источник не указан 1781 день]. С XIII века начинается значительная славянская (новгородская и северо-русская, то есть, суздальская, а затем ростовская) колонизация Перми, которая, несмотря на обложение данью местного населения, имела положительное культурное значение. Об этом чётко сигнализирует археология — именно в это время курганный способ захоронения постепенно заменяется христианским погребением, многобожие как господствующее до сих пор верование среди зырян соседствует с православием, а в быту зырян появляются немало новаций.

В XV—XVI веках под давлением славяно-русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки, на Пинеге, нижней Вычегде, Виледи, Яренге, нижней Лузе. Зыряне стали первым финно-угорским народом, перешедшим под власть Москвы[уточнить], причём это произошло таким образом, что историк и этнограф, коми поэт Г. С. Лыткин задаётся вопросом: «в недоумении тщетно предлагаешь себе вопрос: когда совершился переход зырянской страны из-под власти Великого Новгорода под власть Москвы».

С этого времени вплоть до начала ХХ в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму.

В процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов, русских, ненцев и манси. Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп. В XVI—XVII вв. на территории коми известно несколько административных образований — волостей и земель: Удорская волость, Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля, Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредоточивались в Сольвычегодском, Яренском и Пустозерском уездах.

Завершение формирования народности коми-зырян относится к XVII—XVIII вв. В XVII—XIX веках происходит переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.

По сведениям 1865 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», коми-зыряне общей численностью 120 000 человек проживали на территории Мезенского уезда Архангельской губернии, Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии, а также разбросанно среди сельского населения Сольвычегодского уезда

22 августа 1921 года в составе РСФСР была образована автономная область Коми (Зырян) с центром в Усть-Сысольске, положив тем самым начало коми государственности. По переписи 1926 года в СССР проживало 226,383 зырян. В 1929 году АО Коми (Зырян) вошла в состав Северного края, а в ноябре 1936 года автономная область была преобразована в Коми АССР в рамках РСФСР. По переписи 1959 года численность коми-зырян в СССР составляла 287 027 человек. 23 ноября 1990 года Коми АССР была преобразована в Коми Советскую Социалистическую Республику (Коми ССР), а с 1992 года — Республика Коми.

Происхождение этнонимов
Насчёт происхождения этнонима коми существует несколько версий. Выделяют две наиболее правдоподобные:

Название коми происходит от названия реки Кама, таким образом словосочетание коми-морт («коми мужчина, человек») дословно означает «живущий на реке Кама».
На древнем прапермском языке слово *komä (ком) означало «мужчина, человек».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, писал об этнониме:

Происхождение названий: пермь и зыряне обращает на себя особенное внимание учёных. Савельев и Савваитов производят слово пермь от финского pereämaa — задняя сторона, или зырянского perjema — унаследованная земля; пермяцкое рäärma — однозначащее с зырянским syrià, syrja — украйна; следовательно пермяки и зыряне — слова однозначащие. Зыряне и пермяки сами себя называют "коми", причём зыряне говорят "коми-войтыр" о целом народе и "коми-морт" об отдельном лице. Г. С. Лыткин, придавая слову пермь лишь значение местности, обитаемой народом, совершенно отделяет от него слово зыряне. Основываясь на перечислении народов, упоминаемых Епифанием в житии св. Стефана Пермского, в том числе сырьян, или серьян, Лыткин в этих последних усматривает зырян. Серьяне, по его мнению — русское слово от осеренить, серень, в смысле оттепели, соответств. зырянскому слову сыл; отсюда сыктыл-ва (талая река) — зырянское название р. Сысолы.
Епископ Стефан буквально перевёл сыкты-тас - сысольцы, сысоляне — русским словом серьяне, сырьяне, В 1570 годах слово сырьяне, т. е. сысоляне, измененное в зыряне (по созвучию со словом зырны — теснить), заменяет прежнее слово пермяне. Опровергая мнения Савельева и Савваитова, Лыткин не упомянул о замечании Кл. Попова, который в производстве слова зыряне от сырьяне видел, между прочим, то затруднение, что приведённые в одной рукописи алфавиты пермского и сырьянского языков существенно разнятся между собою, а это препятствует считать пермян и зырян одним народом [К. Попов считает слово зыряне русским — от зыря, зырить, вызырить — много пить. Он же приводит мнение Кичина, производящего слово зыряне от "сур", любимый зырянский напиток, и ряд других объяснений, предлагаемых различными авторами.]. С толкованием Лыткина не соглашается и Смирнов, указывая, между прочим, на то, что независимо от св. Стефана и гораздо раньше 1570 г. в актах, касающихся Вятского края, упоминается Сырьянская волость в Слободском уезде. Таким образом, вопрос о происхождении слова зыряне нужно, по-видимому, считать ещё открытым.


Этнографические группы
Выделяются следующие этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.

Антропология и генетика
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян:

Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза.

Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов. Однако у зырян были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральский тип у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами, хантами и манси. Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый краниологический тип, более близкий к краниотипу карел, а не коми-пе рмяков.


ДНК
Было произведено 3 исследования Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I. Таким образом, полноценных исследований было 2.
Вот их результаты:

Komi Tambets 2004
Total 94 I 5,3 % 5 N1b 12,8 % 12 N1c 22,3 % 21 R1a 33 % 31 R1b 16 % 15 Other 10,6 % 10

Komi Rootsi 2004
Total 110 I1a 3,6 % 4 I1b 0,9 % 1 Other 95,5 % 105

Komi Izhemski KOI Malyarchuk 2009
Total 54 N1b 17 % 9 большинство гаплотипов выглядят как N1b-E N1c1 52 % 28 R1a1 30 % 16 Other 2 % 1

Komi Priluzski KOP Malyarchuk 2009
Total 49 N1b 14 % 7 большинство гаплотипов выглядят как N1b-A1 N1c1 50 % 23 R1a1 33 % 16 Other 6 % 3

Также, было произведено исследование коми-зырян, веками проживающих на территории ЯНАО. Однако следует отметить, что размер выборки достаточно скромен — всего 28 человек. Результаты:

Komi YNAO Karafet 2002 Rootsi 2007 Total 28 N1b 35,7 % 10 некоторые гаплотипы выглядят как N1b-E N1c 50 % 14 Other 14,3 % 4

Следует отметить, что результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий.

Коми-зырянский язык
Говорят на коми-зырянском языке, относящемся к пермской ветви финно-угорской семьи языков. Наиболее близки ему коми-пермяцкий и коми-язьвинский наречия, а также удмуртский язык.

Имеет присыктывкарский, нижневычегодский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский диалекты. Одним из основных критериев разграничения коми диалектов является употребление буквы Л, в связи с чем они подразделяются на три типа: эловые, вэ-ловые и нуль-эловые диалекты.

В 1918 году за основу литературного языка был принят присыктывкарский диалект, являющий переходным диалектом между нижневычегодским, верхневычегодским и сысольским диалектами.

Культура
Коми литература как письменное художественное творчество на коми языке возникла в первой половине XIX века. Основоположников Коми литературы стал поэт Иван Куратов. Широкое развитие Коми литература получила только после Октябрьской революции.

В 1961 году Коми республиканский музыкальный театр осуществил постановку первого коми национального балета «Яг-Морт».


ОДЕЖДА НАРОДА КОМИ
Костюм - важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма - это сохранение памяти самой национальности

Коми - это группа фино-угорских народов, с древности проживавших на Северо-востоке европейской части России. Их история прослеживается с 1 тысячелетия до нашей эры.. Пермь Великая, княжество коми, впервые упоминается уже в «Повести временных лет» и с тех пор постоянно присутствует в русских источниках. 800 воинов коми пришли на помощь Дмитрию Донскому на Куликовом поле, позже этот регион занимался активной торговлей пушниной с другими княжествами. В XVI веке, в ходе завоевания княжества Иваном Грозным, была найдена нефть, а еще спустя 300 лет, в 1930 годах, здесь были разведаны богатые запасы каменного угля. В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.

Описание наряда
Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.

Мужской костюм коми
Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.
Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.

Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.

Женский костюм коми
Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.
Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.
Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.
Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.

Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.
Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.

Особенности
Особенностями костюмов народа коми считается особый крой рубах, использование двух видов тканей для них. Основная часть шилась из тонкого, обеленного холста, а вставки на них делались из кумача. В мужских рубахах часто кроились ворот стойка и прямые рукава.
Так же яркой деталью является обилие вышивки как на женских, так и на мужских костюмах. На рубашках яркими красными, синими и черными нитками расшивались рукава от запястий до самых плеч. С появлением химических красителей выбор цветов стал еще более богатым.

Современные модели
Национальный костюм коми не ушел в прошлое. Им интересуются не только ученые-этнографы и историки, но и обычные современные жители республики Коми. Основная часть создаваемых сейчас костюмов основана на традициях начала 20 века, часто это рубаха с юбкой и передником, украшенные яркой вышивкой.
Национальные костюмы или только их элементы используются для выступлений различных творческих коллективов, для тематических фотосессий и свадеб. Молодые модельеры, работающие в республике Коми, тоже не забывают своих корней и часто создают коллекции с использованием фрагментов национального костюма.

МИФОЛОГИЯ НАРОДА КОМИ
Они занимаются охотой и рыболовством, разводят домашних животных, но ещё не знают земледелия. Они верят в своих богов - Ена и Омоля, которые сотворили окружающий их мир. Верят в то, что существует иной мир, который населён множеством духов — хозяев различных стихий. Духи-хозяева леса («Ворса») и воды («Васа») и обжитого человеком пространства: жилища (домового «Олыся») и хозяйственных построек (овинник «Рыныш айка», банник «Пывсян айка» и других) живут вместе с людьми и могут взаимодействовать с ними. Верят в то, что существуют лесные чудовища Яг-Морт и Ёма.

От бед и несчастий этот народ защищают духи-предки умерших сородичей. И если жить в согласии с миром, соблюдая все нормы и правила поведения, исполняя необходимые ритуалы, то не прервётся связь времён.

Древние мифы и легенды Коми
В.Г. Игнатов представляет фантастически привлекательный образ древнего городища коми-зырян. В древние времена предки народа коми селились по берегам рек. Они жили в укреплённых городищах — «карах», которые строились на холмах.

Предание сохранило одно из названий древнего городища - Курэг-Кар, в котором под землёй были спрятаны несметные сокровища. Эти сокровища охранял Пера-богатырь с большой чёрной собакой. От одного кара к другому жители рыли подземные ходы, где и прятали свои клады. Это были заговорённые клады. Жители города занимались охотой, рыбной ловлей, были умелыми кузнецами и строителями. Жили богато и в гармонии с природой.

Вокруг «каров» как море простиралась «парма» — тайга. Неподалеку от «каров» на холмах были устроены кумирни, посвящённые богам, которым поклонялись язычники.

Коми — языческий город
А вот еще одна история о том самом Пере. У коми-зырян и коми-пермяков медведь считался также живым воплощением лесного духа. Существовало убеждение, что в медведя нельзя было стрелять повторно в случае неудачного выстрела, так как он мог ожить, даже после смертельной раны. Именно взаимозаменяемостью образов лешего и медведя можно объяснить убийство медведя в одном из коми-пермяцком преданий о Пере: медведь не уступил ему в лесу дорогу, за это Пера задушил его.

Художник В.Г. Игнатов интерпретирует по- своему этот сюжет. Пера действует как смелый охотник. Медведь как объект охоты пользовался особым уважением у коми-зырян. Охота на медведя сопровождалась специальными обрядовыми действиями. Сердце первого убитого медведя, съеденное охотником, наделяло его, по поверьям коми, отвагой при последующих медвежьих охотах.

Борьба Перы с медведем
В.Г. Игнатов обращается к теме языческих верований древних коми-зырян. Одним из важных источников по дохристианским верованиям коми является "Житие Стефана Пермского" Епифания Премудрого. В нём подчёркивается, что у пермян было много богов, которые являлись покровителями охоты и рыболовства: "Те нам дают ловлю и все елико еж в водах, и елико на воздусе и елико в блатех и в дубравах, и в борех, и в лузах, и в порослех, и в чащах, и в берёзнике, и в соснах, и в елнях и в рамении и в прочех лесах, и все елико на древесах, белки или соболи, или куницы, или рыси и прочаа ловля наша". Богов олицетворяли идолы - деревянные, каменные, металлические, которым поклонялись и приносили жертвы.

"Кумиры" были расположены по погостам, в домах и лесах. В жертву им приносили шкуры пушных зверей, а также "златное, или сребреное или медь или железо, или олово". В зависимости от значимости идолы почитались либо отдельными семьями, селениями, либо населением целой округи. Епифаний пишет: "Суть же у них стари кумири, к ним же издалеча прихожаху, и от далних мест поминкы приношаху, и за три дни, и за четыре, и за неделю".

Коми — языческие каменные святилища
Йиркап - легендарный герой-охотник выступает в произведении художника В.Г. Игнатова в роли культурного героя, возводящего святилище. Таким образом, он осуществляет одну из важнейших задач - защиту человеческого сообщества от темных сил.

Он наделён богатырской, почти магической силой, без которой его созидательная деятельность была бы невозможна. Среди деревянных изваяний кумирни выделяется идол легендарной Зарни Ань, верховного божества, символа плодородия и благополучия.

Поклонение коми языческой богине Зарни Ань
Зарни Ань, "Золотая женщина", - Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири. В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук. До настоящего времени в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества Зарни Ань.

Тем не менее, термин Зарни Ань достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее коми-зырянское наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия. Нередко Зарни Ань отождествляют с известной по фольклору коми-зырян и коми-пермяков персонификацией зари - Зарань или Шондi ныв «дочерью солнца».

Учёные считают, что для отождествления образов Зарни Ань и Зарань есть веские основания. Вполне возможно, что предки приуральских народов (ханты, манси, коми) действительно поклонялись солнечной Золотой бабе.

В.Г. Игнатов представляет Зарни Ань в образе солнечного божества. Изображение выстроено по законам театральной мизансцены. Зритель словно бы становится свидетелем ритуального действа: поклонения изваянию Зарни Ань в обличии женщины с ребёнком на руках, величественно восседающей на троне.

Йиркап строит кумирню
Предки народа коми поклонялись деревьям, одухотворяя и почитая их, наделяя душой и способностью влиять на человеческую судьбу. В главных святилищах росли могучие берёзы, возле которых шаманы проводили различные языческие ритуалы, а люди, участвующие в них, подносили жертвоприношения древним божествам. В одном из преданий повествуется о том, что «…берёзу вместо бога держали, на неё вешали, у кого что есть, кто шёлковую шаль, кто овечью шкуру, кто ленточку…».

Отголоски культа деревьев у народа коми учёные фиксировали даже в 20 веке: около некоторых деревень заботливо сохранялись берёзовые рощи, которые считались священными. В.Г. Игнатов представляет образ могучей священной берёзы, с ярко выраженной мифологической символикой, связывающей её с космическим верхом и нижним миром. В характерной для автора декоративной манере он маркирует древо стилизованными образами пермского звериного стиля и традиционным орнаментом. Динамичная пластика могучего древа и людей убедительно передают кульминацию ритуального, объединяющего людей и природу действа.

Экстаз (Коми язычники)
Омöль в коми-зырянской мифологии тёмный бог-демиург (творец), выступает как антагонист светлого начала, олицетворяемого «хорошим богом» Еном. В обыденной речи слово Омöль имеет значение "худой, плохой, слабый". В некоторых вариантах космогонических мифов противником Ена называется "леший" или "лешак", то есть образ низшей славянской мифологии. Именно такая трактовка образа этого персонажа легла в основу произведения В.Г. Игнатова. Тем не менее, в коми мифологии Омöль совместно с Еном, который признавался его братом или товарищем, участвовал в сотворении мира. Согласно некоторым мифам, Омöль лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Но гораздо чаще Омöль предстаёт как равноправный с Еном созидатель, хотя творит он согласно своему характеру.

Вместе с Еном Омöль достаёт со дна морской пучины яйца жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка, и с помощью одного из них создаёт луну. Омöль в облике гагары ныряет по просьбе Ена на морское дно и достаёт песчинки, из которых и создаётся земля. Омöль сотворил значительно больше животных, чем Ен. Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу.

После окончания борьбы за обладание космическим верхом, в которой Омöль потерпел поражение, он удалился жить под землю, по одной версии добровольно, по другой - был помещён туда Еном. Ен хитростью заманил Омöля и его духов-помощников в глиняные горшки, закрыл их и закопал в землю. При этом один горшок разбился, находившиеся в нём слуги Омöля разбежались в разные стороны и стали духами-хозяевами мест и природных стихий. Омöль стал хозяином космического низа (нижнего подземного мира).

Дед (добрый дух) Серия «Из коми фольклора»
Художник В.И. Игнатов представляет свою интерпретацию образа одного из низших мифологических божеств - духа, духа-хозяина. Возможны различные варианты его прочтения: дух-хозяин леса; дух-хозяин определённого лесного участка и обитающей на нём живности; дух-хозяин дома; дух-хозяин хозяйственных построек для содержания скота.

В представлениях коми-зырян параллельно реальному земному миру существовал иной, ирреальный мир, заселённый разнообразными духами, которые во многом определяли жизнь и благополучие людей. Поскольку у коми-зырян огромное значение имели охота и рыболовство, духи - хозяева леса и воды доминировали в иерархии низших мифологических божеств.

Общераспространённым наименованием лесного духа-хозяина было «вöрса» - аналог русского «леший». Представление об облике лешего и его ипостасях были весьма разнообразны: он мог быть невидимым, появляться в виде смерча, в облике обычного человека с какими-либо особенностями (гигантский рост, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени, вывернутые пятки ног). Жил вöрса в треугольном доме, в глухой лесной чаще.

Лесной дух-хозяин предстаёт как своеобразный гарант соблюдения охотниками в лесу норм промысловой морали, наказывающий виновных в их нарушении лишением удачи в промысле. Поскольку на оборотной стороне картона есть надпись «Олысь» (дед), можно предположить, что В. Игнатов изобразил Олыся («обитатель, жилец») - домового, духа - хозяина дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия всех обитателей дома и домашнего скота.

Для обозначения духа - хозяина дома у коми-зырян и коми-пермяков помимо термина Олыся существовало большое количество других наименований, заимствованных у русских: суседко, дед (дедко, дедушко) и др. Хорошим олыся считался, если он обеспечивал благополучие дома, его обитателей и домашнего скота или хотя бы «не обижал». Если Олыся был чем-то обижен, то ночью спящим жителям дома снились кошмары. Нелюбимым лошадям он запутывал гривы и гонял их по конюшне. Начавшего проказничать домового духа полагалось умилостивить угощением. Считалось, что он любит топлёное молоко и квашеную капусту. Угощение ставили у кошачьего лаза в подполье и приглашали Олыся отведать его.

При переселении в новый дом обязательно полагалось приглашать с собой духа-хозяина старого дома. Чёткого представления о внешнем виде домового духа у коми-зырян и коми-пермяков не существовало. Обычно он был невидим, но мог появиться в человекоподобном облике: дед «старик», ань «женщина»; в облике домашних животных: серой кошки или собаки или в виде мохнатого комочка.

Учёные считают, что представления о духе-хозяине дома ассоциируются с культом предков.

Омоль (плохой бог)
Дед (добрый дух)
Ёма. Эскиз костюма к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт»
Ёма - один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русской Бабе Яге. Образ Ёмы очень многозначен. Ёма - хозяйка злаков, хлеба, пляшет в ступе. Ёма - хозяйка леса: живёт в дремучем лесу, в лесной избушке на курьих ножках (на яйце, лосиных ногах); её овцы - волки, коровы - медведи, её слушаются звери и птицы. Ёма - покровительница женских ремёсел, ткачества, прядения: к ней приходят героини ряда сказок за бердечком, прялкой, клубком, веретеном, вязальной иглой, мотком пряжи. Ёма - хранительница огня, лежит на печи, в коми-зырянских сказках к ней приходят за огнём, часто в сказках Ёму сжигают в печи, в стогу или в соломе. Ёма - людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату. Ёма - богатырша, противница героя; противница-колдунья, мать колдуньи. Ёма - хозяйка воды, сильной воды или живой воды. Ёма - хранительница волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком.

Наиболее часто Ёма связана с нижним, иным или пограничным миром: живёт в лесу, на опушке, под водой, за рекой, на берегу реки, вниз по реке, на севере, реже на горе. Мир Ёмы отделён от мира людей лесом, горой, рекой смоляного огня, которые в мотивах преследования героя появляются при бросании за спину через левое плечо разных предметов.

Жилище Ёмы - чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Образ Ёмы глубоко хаотичен: длинные зубы, нередко железные; железные ногти; длинный нос, упирающийся в потолок, в пол, в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы; у Ёмы мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит. В отличие от русской Бабы Яги Ёма не передвигается в ступе. Ёмой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.

Яг-Морт. Эскиз костюма к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт».
Легенда о Яг-Морте была впервые опубликована в 1848 г., после чего неоднократно перепечатывалась и перерабатывалась разными авторами. По её мотивам на музыку композитора Я.С. Перепелицы в 1961 г. был создан первый коми-зырянский национальный балет "Яг-Морт". Более сорока лет художник-график Василий Георгиевич Игнатов работал над темой коми легенд и преданий. Одним из первых фольклорных источников, к которому он обратился, был сюжет о Яг-Морте. Художник В.Г. Игнатов выполнял эскизы костюмов и декораций к балету в 1961 г. и в 1977 г. (второй, переработанный вариант).

Яг-Морт гонит стадо коров. Из серии «Предание о Яг-Морте».
Яг-Морт, «боровой человек» - в легендах коми-зырян лесное чудовище. Время действия легенды относится к глубокой древности, когда по берегам рек Печоры и Ижмы жили рассеянно "чудские племена", ещё не знавшие земледелия, занимающиеся охотой и рыболовством, а также разведением скота. В одном из чудских селений стал часто появляться Яг-Морт - великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны. «К тому же Яг-Морт был великим колдуном: болезни, падёж скота, бездождие, безветрие, летние пожары - всё насылал он на народ».

Яг-Морт посылает ветры. Из серии «Коми сказания и легенды».
Яг-Морт много бед приносил людям. Он мог насылать ураганный ветер, в котором погибали люди, разрушались их жилища. Художник В.Г. Игнатов убедительно показывает магическую силу лесного чудовища. Выразительная композиция построена на контрасте: огромная (от земли - до неба) фигура лесного чудовища и летящие, словно подхваченные вихрем былинки, фигурки людей. Цветовое решение графического рисунка, построенного из контурно-линейных штрихов синего, зелёного, лилового и красного цвета довешает образ страшного бедствия.

Райда и Яг-Морт
Жених Райды - удалой молодец Туган собрал народ и призвал на борьбу с лесным чудовищем. «Собрал он своих товарищей … и порешил отыскать жилище Яг-Морта во что бы то ни стало, схватить окаянного колдуна живого или мёртвого, либо самим погибнуть». В.Г. Игнатов «полагает», что это действо происходило в капище - священном месте, где собрались мудрые старцы, опытные и молодые воины, дабы заручиться поддержкой всемогущих богов и духов-покровителей.

Призыв Тугана на борьбу с Яг-Мортом

Туган с товарищами, вооружённые стрелами и копьями, устроили засаду на лесное чудище… и выследили Яг-Морта. Смельчаки затаились возле тропы, вытоптанной чудовищем, засели в густом лесу на угоре реки Ижмы. Художник изобразил тот момент, когда Яг-Морт переходит речку Ижму вброд напротив того места, где притаились смелые воины.

Битва с Яг-Мортом. Из серии «Предание о Яг-Морте».
«Только он ступил на берег, на него посыпались копья, стелы, камни… Остановился разбойник, посмотрел на противников грозным своим кровавым взглядом, взревел и кинулся в самую их гущу, размахивая палицей. И началось страшное побоище…».

Победа. Из серии «Предание о Яг-Морте».
В трудной схватке Туган с товарищами одолели Яг-Морта. «Он многих положил на месте и наконец, сам изнемог и грохнулся наземь». По легенде они отрубили ему руки. Затем, угрожая отрубить ему голову, заставили Яг-Морта привести к его жилищу. Жил Яг-Морт в чаще леса, в пещере на берегу речки Куча. Около пещеры люди обнаружили бездыханное тело Райды, тогда они убили Яг-Морта, сожгли находящуюся в пещере награбленную добычу, а саму её засыпали. С тех пор каждый, проходящий мимо этого места, должен был бросить на него камень или палку, а затем плюнуть. Художник В.Г. Игнатов «опускает» эти подробности и изменяет финал этой истории.

В логове Яг-Морта. Из серии «Предание о Яг-Морте».
По легенде в пещере Яг-Морта люди нашли «много всякого добра», а у пещеры - бездыханное тело Райды. Однако художник В.Г. Игнатов не желает принять такой драматический финал и предлагает свою версию счастливого завершения легендарной истории. Туган нашёл свою возлюбленную живой и невредимой. Любовь сильнее смерти.

В логове Яг-Морта
В фольклорных источниках нет упоминания о сватовстве Йиркапа. Однако, в некоторых вариантах предания говорится о жене самого удачливого охотника, хитростью вызнавшую у мужа тайну его уязвимости и, по просьбе соперника Йиркапа, напоившего мужа ополосками.

Возможно, художник В.Г. Игнатов «предлагает» свою версию счастливой судьбы легендарного охотника, трансформируя сюжет об охоте на голубого оленя согласно языческой тотемной символике, где олень обозначает невесту.

Однажды колдунья сказала Йиркапу о том, что если он поймает голубого оленя, то он будет самым удачливым охотником на свете. Йиркап на волшебных лыжах гнался за оленем вплоть до самого Урала, где и настиг его. После чего олень превратился в очень красивую девушку.

В.Г. Игнатов представляет сцену сватовства как некое торжественное ритуальное действо, наполненное сакрального смысла. Согласно традиции, судьбу молодых решают старейшие и почтеннейшие представители двух родов: жениха и невесты. Своё решение они закрепляют ритуалом: вкушением специально приготовленного напитка из предусмотренного для этих целей сосуда, символизирующим идею объединения двух родов.

Йиркап и лось. Из серии «О богатыре Йиркапе».
Йиркап - легендарный герой-охотник. Ни один зверь не мог уйти от всесильного Йиркапа. Охота на лося у коми считалась наиболее опасной, чем на медведя. Охотники были убеждены, что убитый лось (как и медведь) мог ожить, если не выполнить определённых ритуальных действий. Удачливым охотникам, как на лося, так и на медведя приписывали безусловное благоволение лесных духов-хозяев, с которыми они находились в тесной связи благодаря своим колдовским способностям.

В работе В.Г. Игнатова лось выступает и как символ мужской силы и выносливости. Необычный (красный) окрас лося связан с солярной символикой лося (оленя) в мифологических представлениях коми-зырян. Возможно, здесь художником представлен в трансформированном виде мотив охоты на солнечного оленя, который имеет древнейшие корни, уходящие в мифологию приуральских народов.

Сватовство
Йиркап и лось
Кöрт Айка (железный дед, свёкор) - легендарный персонаж коми-зырянской мифологии, языческий тун (жрец). Наделён чудовищной силой и колдовскими способностями, направленными против людей. Его необходимым атрибутом было железо (кöрт): он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы. Он был неуязвим, поскольку у него было железное тело.

Основным занятием Кöрт Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью, которую сковал сам. Кöрт Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, но своим знанием ни с кем не делился. Обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь, а ночь в день. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку.

«Много бед терпел от него народ, и не было на него ни суда, ни расправы. Никто не смел померяться с ним силой». Сюжет о Кöрт Айке впервые был опубликован бытописателем Е. Кичиным в середине XIX века, в литературной обработке известен по произведениям М. Лебедева.

Кöрт Айка (железный дед, свёкор)
Ижмо-колвинский эпос был впервые записан коми фольклористами А.К. Микушевым и Ю.Г. Рочевым в 1970-х гг. в бассейне реки Колва на границе Усинского района Республики Коми и Ненецкого автономного округа от колвинских ненцев, ассимилированных в ХIХ - ХХ вв. коми переселенцами, относящими себя к изьватас (коми-ижемцам).

В основе сказания-песни «Хозяин Керча-реки» лежит сюжет о богатырском сватовстве. Возле Керча-реки живут три брата и сестра, младший богатырь-брат десять лет спит богатырским сном. Его большое оленье стадо хранит сестра. Сестра готовит к пробуждению брата его меховые пимы.

В.Г. Игнатов изобразил момент пробуждения богатыря. «Сам я - жених. Десять лет спал… Слышу, кто-то говорит у входа в чум, братья между собой говорят: «Пора проснуться младшему брату». Так я проснулся, я сел…»

Пробуждение богатыря
Младший сын Хозяина Керча-реки после десятилетнего богатырского сна отправляется в землю Хозяина Морского Мыса, чтобы сосватать его красавицу дочь. Перед дальней дорогой надо пригнать оленей. И в этом деле герою помогает его верный пёс. «За оленями я иду, под ноги гляжу… Деревянные сядеи-идолы сбоку остались…»

За оленями
Из земли Хозяина Морского мыса ещё никто живым не возвращался… В.Г. Игнатов представляет нам впечатляюще колоритный образ Хозяина Морского мыса, возлежащего у очага в своём чуме. Хозяин Морского мыса живет в большом чуме. Невеста и её родители гостеприимно встречают богатыря, «затевают стряпню». На предложение жениха невеста ответила: «Уже десять лет жду тебя!» Только младший сын Хозяина Морского мыса настроен враждебно против жениха и предлагает ему испытания. Младший сын Хозяина Керча-реки успешно проходит все испытания, убивает Младшего Хозяина Морского мыса, справляет свадьбу и отправляется в обратный путь.

Хозяин Морского мыса
Сюжет пьесы-сказки А.С. Клейна «Ожерелье Сюдбея» (1973) основан на ижмо-колвинском эпосе. Сказка повествует об истории появления северного сияния в землях заполярной тундры. Художник В.Г. Игнатов создал цикл из 4 листов - своего рода картины-декорации.

Картина-декорация к 1 действию представляет сцену, в которой старый оленевод рассказывает историю появления в их семье юноши Ведэ. Старый Ландо и его дочь Мада перед чумом чинят сети и охотничье снаряжение. Мада поёт весёлую песню в ожидании Ведэ, а на груди у нее сияет ожерелье, подаренное отцом. Ландо рассказывает дочери, что Ведэ не брат ей. Мада, очень рада этому известию. Она сообщает отцу, что любит юношу. Появляется Ведэ. Но отец против их любви, он хочет выдать дочь за богатого купца.

Старый Ландо не знал, что под видом богатого купца скрывается коварный обманщик - Костяное Горло. Он задумал завладеть волшебным ожерельем, женившись на Маде. Быстро сообразил Костяное Горло, что ему нужно делать. Он подкидывает в мешок Ведэ драгоценный мех, «уличает» его в воровстве и лжи и добивается того, что Ведэ вынужден покинуть стойбище.

Ожерелье Сюдбея
В. Г. Игнатов представляет финальную сцену 3 действия пьесы-сказки, когда кульминационные события уже свершились, наступает развязка. На огромных нартах, как на высоком троне, сидит великан Сюдбей. Богатые меха укрывают его ноги, ниспадая на землю. Подлокотниками трона великана служат ветвистые оленьи рога, а справа от него сидит большая белая Сова. Перед Сюдбеем на огне огромный чан с водой. Тут же верные слуги, за ними - превращённый в деревянного истукана, нерадивый сын Сюдбея - Костяное горло.

Когда-то давно он украл у отца волшебное ожерелье, которое затем попало к юноше Ведэ. Костяное горло хотел выстрелить из лука в юношу Ведэ (которого слуги привели к Сюдбею), но Сюдбей опередил его, коснувшись своим волшебным хорем, превратил злодея в деревянного истукана. Лук упал к трону Сюдбея. Вместе с Ведэ его возлюбленная Мада, дочь оленевода Лондо и Ань. Сюдбей отдаёт Ведэ ожерелье, чтобы оно светило ему в зимних дорогах, озаряло бескрайние просторы и путь к богатствам земли северной. Но Ведэ решает иначе. Он хочет, чтобы ожерелье светило не только ему, но и всем, живущим в тундре. Юноша бросает его высоко в небо, где во всю его ширь ожерелье вспыхивает бегущими по всему небу яркими сполохами северного сияния.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Попов К. Зыряне и зырянский край. М., 1874.
Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889.
Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Л., 1928.
Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)// Труды Института этнографии. Новая серия. Том 45. М., 1958.
Лашук Л. П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1958.
Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970. (2-е изд.: Сыктывкар, 1999.)
Лашук Л. П. Формирование народности коми. М., 1972.
Жеребцов Л. Н. Расселение коми в XV—XIX вв. Сыктывкар, 1972.
Жеребцов Л. Н. Формирование этнической территории коми (зырян). Сыктывкар, 1977.
Конаков Н. Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX — начале XX века. М., 1983.
Мифология коми. М., 1999.
Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 153
Коми // Народы России: Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

Зыряне

народ финского или уральского класса туранского семейства, обитающий в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, З. очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков. Таково мнение Кеппена, Видемана, Шегрена, Макса Мюллера, Савваитова и Рогова, подтверждаемое и новейшими исследователями И. Н. Смирновым и Г. С. Лыткиным. З. и пермяки долгое время слыли под одним именем пермян и пермичей, что видно из Епифаниева жития св. Стефана Пермского (в XIV в.) и из многих грамот московского периода. Историю З., особенно в ее древнейшем периоде, И. Н. Смирнов не находит возможным отделять от истории пермяков. Происхождение названий: пермь и зыряне обращает на себя особенное внимание ученых. Савельев и Савваитов производят слово пермь от финского pereämaa - задняя сторона, или зырянского perjema - унаследованная земля; пермяцкое päärma - однозначащее с зырянским syrià, syrja - украйна; следовательно пермяки и З. - слова однозначащие. З. и пермяки сами себя называют "коми", при чем З. говорят "коми-войтыр" о целом народе и "коми-морт" об отдельном лице. Г. С. Лыткин, придавая слову пермь лишь значение местности, обитаемой народом, совершенно отделяет от него слово З. Основываясь на перечислении народов, упоминаемых Епифанием в житии св. Стефана Пермского, в том числе сырьян, или серьян, Лыткин в этих последних усматривает З. Серьяне, по его мнению - русское слово от осеренить, серень, в смысле оттепели, соответств. зырянскому слову сыл; отсюда сыктыл-ва (талая река) - зырянское название р. Сысолы. Епископ Стефан буквально перевел сыкты-тас - сысольцы, сысоляне - русским словом серьяне, сырьяне, В 1570 годах слово сырьяне, т. е. сысоляне, измененное в З. (по созвучию со словом зырны - теснить), заменяет прежнее слово пермяне. Опровергая мнения Савельева и Савваитова, Лыткин не упомянул о замечании Кл. Попова, который в производстве слова З. от сырьяне видел, между прочим, то затруднение, что приведенные в одной рукописи алфавиты пермского и сырьянского яз. существенно разнятся между собою, а это препятствует считать пермян и З. одним народом [К. Попов считает слово З. русским - от зыря, зырить, вызырить - много пить. Он же приводит мнение Кичина, производящего слово З. от "сур", любимый зырянский напиток, и ряд других объяснений, предлагаемых различными авторами.]. С толкованием Лыткина не соглашается и Смирнов, указывая, между прочим, на то, что независимо от св. Стефана и гораздо раньше 1570 г. в актах, касающихся Вятского края, упоминается Сырьянская волость в Слободском уезде. Таким образом, вопрос о происхождении слова З. нужно, по-видимому, считать еще открытым. Шегрен считает З. за потомков Несторовой Печоры. Кл. Попов признает их потомками Чуди; к тому же склонны Дмитриев и Смирнов. Новгородцы уже в XI ст. брали дань с Печоры, следовательно, и со всех З., находившихся на пути туда. В конце XIV в. среди З. утвердилось христианство, благодаря проповеди св. Стефана. С водворением христианства в том крае устанавливается духовная связь его с Москвой; влияние новгородцев падает, и вскоре страна переходит во власть московских великих князей. Область первоначального пребывания коми-пермян, по мнению Смирнова, была обширна: на В границей ее должна считаться р. Обь до Березова, на Ю - рр. Чусовая, Кама до Вятки, северные притоки Ветлуги, Кострома, Клязьма, Протва; на 3, С и СЗ - границы нынешних губ. Московской, Владимирской, Костромской, Вологодской до р. Вашки, отсюда до Цыльмы; на С - Цыльма, Печора и Уса, до поворота на С и оттуда к Обдорску. В XVII в., по исследованию А. Дмитриева, З. жили в следующих областях: по среднему течению р. Печоры, входившей в состав Пустозерского уезда; к З. от Печоры они занимали нынешние уезды Яренский и Сольвычегодский, возникшие на месте Перми Вычегодской, которая, с древнейшей столицей ее, Иемдын, или Усть-Вым, к концу XVI века потеряла и политическое, и промышленное значение, вследствие уничтожения автономии пермских князей, проложения нового сибирского пути через Пермь Великую и перевода епископской кафедры в Вологду. С древнейших времен существовали зырянские колонии и на левом притоке Мезени - Вашке, входившие в состав Мезенского у. Несколько зырянских колоний было и в Кеврольском (с 1780 г. Пинежском) у. В Великоустюжском у. в XVII в. упоминается волость Пермогорская, возникшая, по-видимому, из древней колонии вычегодских пермян. Почти в тех же пределах остаются зырянские поселения и ныне. Вологодские З., по занимаемым ими местам, могут быть разделены на вычегодских и удорских - в Яренском у., сысольских и печорских - в Усть-Сысольском у. В этих уездах З. составляют главную массу сельского населения и значительную часть городского. Сверх того, З. входят в состав населения городов Устюга-Великого, Лальска, Никольска и Вельска. В Архангельской губ. - 3. ижемские [Частью переходит границу Вологодской губ.] и печорские. Таким образом, З. занимают обширные бассейны реки Вычегды с притоками, средней Печоры с притоками и верховья Мезени, с Вашкою [Ижемские З., постепенно заселившие Архангельскую Печору от Усть-Цыльмы до вологодских пределов, населяют и приток Печоры - Усу. Подолгу З. живут на промыслах и за Уралом, на Оби.]. Общую численность З. "Географ. статистическ. словарь" П. П. Семенова (1865) определяет от 100 т. до 120 т. душ, а именно: в Вологодской губ. - от 80 т. до 110 т. и в Архангельской - 12 т. Кл. Попов (1874) насчитывает 91 т. З., из них 65 т. в Усть-Сысольском у., 19 т. в Яренском и 7 т. в бывшем Мезенском. Г. С. Лыткин (1889) склоняется более к первой цифре [По сведениям Ф. М. Истомина, собранным во время поездки его в Печорский край в 1889 г., число печорских З. достигает 23782 д., из них 3489 д. в 3 волостях Вологодской губ., и 20293 д. в 4 волостях Архангельской губ. (см. "Об этнографическом изучении Печорского края", в "Трудах VIII съезда русск. естествоиспытателей и врачей").]. З. роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью черный, при серых и темно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза. З. остроумны, хитры и находчивы. Изобретательность их выразилась во множестве разнообразных способов ловли птиц, зверей и рыбы. З. любознательны, любят грамотность и способны к учению. З. - православные (есть и раскольники); они религиозны и способны к глубокой привязанности; отличаются честностью, гостеприимством, бережливостью, смелостью и терпением. Им приписывают пристрастие к спиртным напиткам, хотя и не более, чем русским; зырянские девицы обвиняются в недостатке целомудрия [Исключение составляют ижемки, отличающиеся строгой нравственностью.]; сутяжничество доведено у З. до высших пределов. Язык З. распадается на шесть наречий: сысольское, печорское, ижемское, вашкинское или удорское, вычегодское и лузское (по К. Попову), или на пять говоров: сысольский, вычегодский, ижемский, удорский и камский (по Г. С. Лыткину). Произведений самобытной народной словесности у З. почти нет; они любят пение, но песни их - неудобопонятные искажения русских песен на зырянский лад. Сказки и загадки по большей части заимствованы у русских. Суеверия и предрассудки отличаются большей осязательностью и живостью, чем у русских. Они верят в леших, водяных, кикимор, в суседка, в овинных, банных, в орта, в колдунов, еретиков, чакыдчисей, в порчу, в ведьм, и своеобразно объясняют многие явления природы. Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек, села их многолюдны и тянутся иногда на несколько верст. Избы их - керки - отличаются массивностью и строятся из соснового леса; план и фасад построек заимствован у русских; керки вообще не отличаются опрятностью [Исключение составляют керки ижемцев.]. Заимствованная у русских одежда пополнена лишь соответственно условиям климата и занятий; особенно выделяется промысловый, охотничий наряд. Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа; главные напитки ырош - квас и сур - пиво, оба из ячного солода; праздничный напиток - гэрмога-чужва - сусло со стручковым перцем. Обычаи при родинах, свадьбах, похоронах, а равно и увеселения мало отличаются от русских. Паренье в банях - потребность каждого З.; парятся ежедневно. З. занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. На Печоре, в ближайшей части ее к Уралу, и на С хлебопашества нет. Земледельческий район зырянского края Кл. Попов делит на две части: одна лежит по правую сторону р. Вычегды, начиная от Усть-Сысольска, и находится в полосе начального хлебопашества, другая лежит по левую сторону и считается местностью по преимуществу земледельческою. Господствующее хлебное растение - ячмень, затем следуют: рожь (яренская пользуется известностью), овес - только на Ю, пшеница - плохого качества, лен и конопля - почти повсеместно. Система хозяйства трехпольная; поля удабривают. Земля делится не по наличным душам, а по числу душ, оплачиваемых податями. Прибегают к найму работников и поденщиков, также к помочам. У З. сохранился особый вид половничества; половники бывают временные и постоянные. Сено косят горбушами. Из овощей возделывают картофель, капусту, репу, редьку и лук, но не повсеместно; на Ю - хмель и горох. Скотоводство обусловлено обилием лугов и сочных трав. Держат помногу лошадей, коров и овец, тех и других - исключительно комолых, также свиней, известных под названием чудских - тучных, с длинными ушами. Из домашних птиц - одни курицы, и то не везде. Обилие лесов способствует развитию звериного промысла, составляющего главное и любимое занятие З. Предметом охоты служат зайцы, горностаи, олени, лисицы, случайно - куницы, медведи, волки, росомахи, выдры и рыси, главным же образом - белки, добыча которых на весь край достигает 1 млн. штук ежегодно. Из птиц добывают куропаток, тетерь, водяную дичь, но в особенности рябчиков, которых в хороший год бьют до 500 тыс. пар. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени и называются лесованьями: с конца сентября до декабря и с января до первых признаков весны. На охоту отправляются партиями от 2 до 12 человек и уходят иногда верст за 500. Ружья винтовочные, кремневые, изделия местных мастеров; вместо литых пуль запасают свинцовые проволоки, от которых и откусывают пульки зубами. Непременный спутник охотника - собака, отличающаяся у З. неутомимостью, тонким чутьем и уменьем распознавать зверя. Дальнейшими принадлежностями охотника служат; матка, т. е. компас, вделанный в деревянную коробочку, нарты - узкие, длиною сажени в две; санки для провизии и добычи, и лыжи, с посохом особого устройства. Для остановок в лесах расположены промысловые избушки - пывзяны и около них щамьи - чуланы, в виде голубятни на столбах, для предохранения добычи от хищных зверей. В лесах же расположены у каждого промышленника многочисленные и разнообразные ловушки для приманки и ловли зверя и птицы. Рыболовство также составляет любимое занятие З.: ловятся лох, нельма, шип, налим, лещ, семга, а также чиры, пеляди, сиги, щуки, окуни и т. п. Вологодские З. печорских волостей занимаются разработкой точильного камня на брусяных горах (Воя и Сопляс), а также сбором кедровых орехов. Вымские З. рубят и доставляют дрова для Сереговского солеваренного завода. Лузские З. с большой выгодой занимаются постройкой, нагрузкой и сплавом судов. Множество З. отправляется бурлачить на вологодскую и другие пристани, а также на заработки в Петербург. Начинает развиваться смолокурение, дегтекурение и сажекопчение. Ремесленной промышленности почти не существует. Торговля среди вологодских З. развита мало. Большой предприимчивостью и способностью к торговле отличаются З. села Ижмы, занимающиеся также оленеводством и выделкой замши.

Литература: П. П. Семенов, "Географ. стат. слов. Рос. имп." (т. II, 1865 г., указана обширная литература); Кл. А. Попов, "З. и Зырянский край" (обстоятельное сочинение в "Известиях" Имп. Общ. Люб. Ест., Антр. и Этн. при Москов. унив., т. XIII, вып. 2, M., 1874); M. Истомин, "О составе ижемско-зырянского наречия" ("Арханг. Губ. Вед.", 1847, № 13); H. Д. Волков, "Удорский край" ("Вологод. Сборн.", т. I, 1879 и т. II, 1881); Ф. А. Арсеньев, "Картины дальнего севера. Щуг. Из охотничьих рассказов"; "Записка арх. губернатора, кн. Н. Д. Голицына, по обозрению Печорского края летом 1887 г." (Арханг., 1888); Г. С. Лыткин, "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык", (СПб., 1889); "Живописная Россия" (т. I, ч. 1, СПб., 1881); А. Дмитриев, "Пермская старина" (вып. 1, 2 и предисловие 3-го, Пермь, 1889, 1890 и 1891); И. Н. Смирнов, "Вотяки" ("Известия" общ. археологии, истории и этногр. при Имп. Казан. унив., т. VII, вып. 2); его же, "Пермяки" (там же, т. IX, вып. 2; критический обзор обширной литературы), М. Михайлов, "Промыслы зырян Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губ." (из "Журнала Мин. Внутр. Дел", ч. 34, кн. 4, 1851 г.); А. Држевецкий, "Медико-топография Устьсысольского у. Вологодской губ." (СПб. 1872 г.; обстоятельные сведения о быте З.).

Сегодня постараемся составить краткое повествование о народе Коми, история которого уходит глубоко в века. О Республике Коми думаю все слышали — это коренное население указанного автономного образования. Коми живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»). В царской России именовались зырянами, теперь это название считается устаревшим. Природно-географические условия территории Коми края в целом достаточно пригодны для проживания человека, об этом свидетельствует его появление здесь еще в палеолите.

Выделяют несколько этнографических групп среди народа коми — вымичи, верхневычегорцы, печорцы, ижемцы, удорцы, сысольцы. Коми язык относится к финской ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи.

Коми с одной стороны в наибольшей степени усвоили русскую культуру, что произошло уже достаточно рано, но с другой стороны, им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и сохранить свой язык. И вовсе не случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при «старой системе» . Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась возможность изучить поближе мир восточных финно-угров — пусть даже поверхностно.

Самостоятельная история народа коми, согласно лингвистическим данным, началась в VII веке н. э. Их предки на рубеже III-II тыс. до н. э., являясь ещё частью единой финно-угорской общности, жили среди предков прибалтийско-финских, финно-волжских и угорских народов. После распада этой общности, приблизительно в середине II тыс. до н. э., формируются археологические культуры, в которых можно увидеть черты предков финно-пермских народов (коми и удмуртов).

Население казанской археологической культуры (XIV-IX века до и. э.) со всей очевидностью составляли предки современных пермяков. Эта культура может быть отнесена к Волго-Камскому бассейну, к восточной части более ранней волосовской культуры . К IX веку до н. э. были заселены также земли в бассейне р. Белой.

В Волго-Камском бассейне в VIII-III веках до н. э. существовала ананьинская археологическая культура, которая представляет собой следующую стадию этногенеза пермских финно-угров. Население ананьинской культуры между V и III веками до н. э. покинуло пойму р. Вятки и обосновалось на левом берегу Волги. Большая часть населения сосредоточилась в районе слияния Белой и Камы. Вследствие почти двухтысячелетнего совместного проживания финно-пермских народов близкородственность современных коми и удмуртского языков заметна даже не языковеду.

А соседями прапермян в этот период являлись народы иранского происхождения; иранское влияние проявляется в пермских языках и в настоящее время (к примеру, из иранских диалектов вошло в коми язык слово, которое и в венгерском языке является иранским заимствованием и сейчас звучит почти так же коми ezis (эзысь). венг. ez(st («серебро»).

Во второй половине I тыс. н. э. коми вступили в контакт с волжскими булгарами . Поскольку удмуртский язык сохранил намного больше булгарско-тюркских заимствований, чем коми-зырянский, можно предполагать, что предки зырян жили несколько севернее протоудмуртов. Соседями пермян были также древние венгры из поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и грамматическими элементами в пермских языках и в венгерском, которые в прочих финно-угорских языках отсутствуют.

Земледелие у Коми

Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

Животноводство

Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

Дальнейшие миграции

Народа коми разделился на две группы в VIII-IX веках К этому времени археологи уже предполагают различие между культурами Поволжья и Прикамья. В ту эпоху ещё ни один источник не упоминает о зырянах, первое известие о них предположительно содержится в Киевской летописи в названиях «Пермь» и «Печера». Переселение зырян на северные территории в период после IX столетия продолжалось далее. В Х веке их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо-востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными прибалтийско-финскими народами.

Спасаясь от возраставших поборов и насильственной христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра позднесредневековой Бьярмии: Старая Пермь и Великая Пермь. Многочисленные топонимы (в том числе и само слово Пермь можно обнаружить в обоих этих местах. Следует упомянуть ещё об одном соседнем народе — о манси (вогулах).


При своём расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси, которые переселялись за Урал. Об этих битвах упоминают древние летописи. О манси впервые говорится в житии святого Стефана Пермского (Beликопермского) (1396 год). С XIV века коми-зыряне стали относиться к Московскому великому княжеству и начиная с этого периода, в их культурной и экономической жизни идёт бурное развитие, в первую очередь, под воздействием обращения в православие.

Под зырян даже сделали специальную азбуку. Известный церковный деятель — Стефан епископ Пермский или Великопермский (в миру Степан Храп), с детских лет знал зырянский язык наряду с русским. Он обучался в обители Ростова Великого, изучал, среди прочих греческий язык. Готовясь к духовно-просветительской и миссионерской работе на землях зырян, он ещё в 1372 году составил в Ростове зырянскую азбуку — Анбур. В азбуке Анбур он использовал кириллические и греческие буквы, а некоторые графические знаки создал сам на основе древних зырянских тавровых меток или родовых символов (пасов).

Это в частности говорит и о том, что зыряне имели письменность и задолго до этого. Их письменность опережала по развитию финнов и эстонцев. Что же касается языка, на основании некоторых исторических сведений нам известно, что в зырянских храмах зырянский язык в православных литургиях существовал вплоть до середины XVIII столетия.

Краткая хронолигия, начиная с 16-го века:

  • В XVI веке семья Строгановых получает от Ивана Грозного во владение земли южных коми (пермяков);
  • XVII-XVIII века — Спасаясь от поборов и дани, на северных землях некоторые группы коми перебираются ещё дальше к северу;
  • от самодийцев (ненцев) коми перенимают домашнее оленеводство;
  • небольшие группы коми переваливают через Уральский хребет, в Сибири создаются деревни коми;
  • 1780год — Небольшое поселение коми Усть-Сысольск (в настоящее время столица республики, с 1930 года носит название на языке коми: Сыктывкар) получает статус города;
  • XIX век — Происходит социальная дифференциация коми: наряду с традиционными занятиями (рыболовство, охота, разведение домашних оленей, на юге — сельское хозяйство) появляются купцы, первые представители интеллигенции, заводские рабочие (лесопилки, сталелитейные мастерские);
  • 1917 год — Семья Строгановых лишается своих частных владений;
  • 1921 год — Образуется Коми автономный округ (столица Усть-Сысольск, позднее Сыктывкар);
  • 1928 год — Образуется Коми-Пермяцкий автономный округ (столица Кудымкар, с 1938 года имеет статус города);
  • 1936 год Переименование: образуется Коми АССР; широкомасштабная русификация: появление многочисленных русскоязычных переселенцев, миграция на территорию коми, главным образом, в города;
  • бесчисленные лагпункты ГУЛАГа («зоны») на территории коми, погибают сотни тысяч заключённых от холода, голода, непосильного труда, расстрелов;
  • заключенные строят железную дорогу на север до Воркуты 1937 год — Промышленность (лесная, нефтяная, газовая, добывающая) дает 75% производства;
  • 1990 год Переименование: Социалистическая Республика Коми (Коми ССР) 1991 год — I съезд Коми народа.

Коми

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах , в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки . Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Зырянский край , Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы , и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.


Среди этнографических групп коми выделяют вымичей , печорцев , сысольцев , верхневычегодцев , ижемцев , удорцев , прилузцев . Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Уклад жизни северян

Народы Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян.

Кухня коми

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Обряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции.




Top