Кто такой и д сытин. Для всех и обо всем

Сытин Иван Дмитриевич (05.02.1851-28.11.1934). Родился в семье волостного писаря села Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где окончил три класса сельской школы. «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к наукам и книгам - опротивела за три года зубрежка наизусть всех наук », - вспоминал Сытин. С двенадцати лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др. В сентябре 1866 года Сытин приехал в Москву и был определен «мальчиком» в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н.Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось) на Никольском рынке в Москве - он стал «учеником всех надобностей» в маленькой книжно-картинной и скорняжной лавочке, где торговали лубочными картинами, преимущественно религиозного содержания. Первый год Ваня бегал в «мальчишках», выполняя всю черную работу в доме хозяина, - Шарапов присматривался к парнишке.

К совершеннолетию Иван Сытин дослужился до помощника заведующего лавкой в Нижнем Новгороде. Здесь и проявил он свой талант коммерсанта: пришла идея создать сеть коробейников-офеней торговцев продукцией вразнос. Риск был - ведь товар отдавали в долг и за все убытки, пропади вдруг офеня, отвечал молодой заведующий. Набрал честных, практичных людей из местных водоливов - бедных, но желавших заработать. В первый же год эксперимент принес прибыль, на следующий - пришло много новых желающих торговать «святыми» картинками. О книгах тогда не помышляли: покупатели - крестьяне из окрестных деревень в большинстве своем были неграмотны. Успех торговли во многом зависел от подбора картин в коробке офени: нужно было хорошо знать вкусы и понимать психологию народа. Хозяину лавки идея нравилась, он часто говаривал: «Работай, хлопочи, все твое будет» - своих детей у старика не было, и он очень привязался к смышленому парню.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочке Евдокии Ивановне Соколовой. Получив в приданное 4.000 рублей и заняв у П.Н.Шарапова 3.000 рублей, приобрел литографию для печатания лубочных картинок. 7 декабря 1876 г. Сытин открыл литографическую мастерскую на Воронухиной горе в Дорогомилове, но и продолжил работать в лавке хозяина. Именно тогда, с одной литографской машины - началось первое книгоиздательское дело И.Д.Сытина. В маленьком помещении «работали» исключительно народные картинки, молодой владелец сразу понял, что от качества зависит очень многое и старался даже нехитрую продукцию делать лучше других, не жалея денег, нанимал художников. Иван Дмитриевич, обладая предпринимательской сметкой, моментально реагировал на покупательский спрос, умело используя любой случай: «В день объявления русско-турецкой войны 1877 года я побежал на Кузнецкий мост, - вспоминал он, - купил там карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты, где наши войска перешли через Прут. В пять часов карта была готова и пущена в машину с подписью: «Для читателей газет. Пособие». Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало ».

Через шесть лет упорного труда и поиска Сытин получил серебряную медаль за свою продукцию - лубки, выставленные на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Этой первой своей наградой он очень гордился и почитал выше остальных. А было их немало: к 1916 году - 26 медалей и дипломов. Среди них - золотые медали, полученные на Всемирных парижских выставках в 1889 и 1900 годах; диплом, подтверждающий право изображения Государственного герба, присужденный на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896-м; золотая медаль, врученная в Бельгии в 1905-м, и многие, многие другие...

К 1879 году Сытин полностью отдаёт кредит Шарапову, становится полновластным владельцем своей литографии, а так же покупает собственный дом на Пятницкой и оборудует литографию на новом месте. В начале января 1883 г. Сытин открыл свою первую книжную лавку на Старой площади, а в феврале, после объединения с другими предприятиями на базе литографии, основал «Товарищество на вере И.Д.Сытин и К°», включающее книжную торговлю, которая велась в маленькой лавке в пять аршин в ширину и десять в длину. Основной капитал Товарищества составлял 75 тысяч рублей, половину из которых внес Сытин. В 1884 г. Сытин открывает второй книжный магазин на Никольской улице в Москве.

«Эпопеей» в издательском деле Сытина стали календари - в конце 1884 года был отпечатан первый сытинский «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший незаменимым справочником все случаи жизни для многих российских семей. В следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 году превысил 21 миллион. Впервые Сытинские народные календари появились на Нижегородской ярмарке, они были общедоступными и по цене, и по содержанию - «Всеобщий Русский», «Малый Всеобщий», «Общеполезный», «Киевский», «Народный-сельскохозяйственный», «Царь-колокол», «Старообрядческий» и другие. «В наших календарях , - писал Сытин, - впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Они выгодно отличаются яркой внешностью и обилием рисунков в тексте... ».

В 1884 году Сытин познакомился с В.Г.Чертковым - другом и поверенным Л.Н.Толстого. Он предложил издателю выпустить серию книг для народа, куда бы вошли лучшие произведения писателей России. Чертков признался, что обращался ко многим, но идея его никого не заинтересовала - много ли заработаешь на дешевых книгах? Издательство «Посредник » было создано незадолго до этого по инициативе Л.Н.Толстого и Сытин взял на себя всю работу по печати и распространению его книг. Иван Дмитриевич просто загорелся этой идеей: «Это была не работа, а священнослужение, - вспоминал Сытин, - Л.Н. Толстой принимал самое близкое участие в деле печатания, редакции и продажи книг ». Содружество это продолжалось 15 лет.

Интересные, познавательные и доступные книги, изданные «Посредником », имели небывалый успех. Современники свидетельствовали: «Книги его дешевы, портативны, и потому они легко могли проникнуть туда, где нет ни лекций, ни лабораторий, ни музеев, ни университетов... ». Успех своего замысла сам Сытин объяснял тем, что выпускал книги не «одиночкой», а группами, сериями, библиотеками, считая, что отдельная книжка, даже самая интересная, может затеряться среди массы других - при выпуске группами читатель скорее заметит ее. «Чем шире развивалась моя издательская работа, тем больше созревала у меня мысль, что в России издательское дело безгранично и что нет такого угла в народной жизни, где русскому издателю совсем нечего было бы делать! », - считал Сытин. Огромная его заслуга состоит в том, что он первым выпустил самые дешевые издания собраний сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других великих писателей; первые издания Народной, Детской, Военной энциклопедий, крупнейших трудов по истории, географии. Эти книги были доступны по цене массовому читателю и доходили до него благодаря широкой сети многочисленных отделений издательства. Через них Сытин расширял сеть мелкой книготорговли, предоставляя значительные скидки и постоянные кредиты, чего никогда не делали другие издатели.

В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И.Д.Сытина с капиталом 110.000 рублей. Издательская деятельность расширялась: печатались произведения Пушкина, Крылова, народные былины, стихи Кольцова, литература для детей - «Хижина дяди Тома», «Робинзон Крузо», сказки Афанасьева... В 1891 г. у братьев М.А. и Е.А. Вернеров фирма приобрела права на издание журнала «Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море» . Для работы в нем Сытин пригласил цвет русских писателей (среди них - К.М. Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие), известных художников. Начальный тираж журнала был менее пяти тысяч, через год он утроился. В качестве приложений к журналу выходил ежемесячный иллюстрированный сборник «На суше и на море» (1911-1914), издавались собрания сочинений русских и зарубежных писателей (Ж. Верн, В. Гюго, М.Н. Загоскин, И.С. Никитин, М. Рид, Г. Сенкевич, В. Скотт, Л.Н. Толстой).

В 1893 году обороты Товарищества достигли почти миллиона рублей, Сытин становится купцом Второй гильдии. Было построено новое здание типографии на Валовой улице, открыты магазины в Москве в доме «Славянского базара», в Киеве - в Гостином дворе на Подоле, в 1895 году - в Варшаве, в 1899-м - в Екатеринбурге и Одессе. Вместо прежнего было образовано новое - «Высочайше утвержденное Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» с основным капиталом 350 тысяч рублей. В его каталоге было зарегистрировано 896 названий книг и число их стремительно росло. Заказы по почте из любой точки Российской империи выполнялись в течение 2-10 дней. Сытину принадлежала идея непосредственной доставки книг и журналов на заводы и фабрики.

Случай свел Сытина с А.П. Чеховым, который попросил издать небольшой сборник своих рассказов. Встреча эта переросла в дружбу. Именно Чехов подал Сытину идею об издании газеты. В 1902 году начало выходить «Русское слово» - газета, ставшая одной из самых популярных в России. В разное время с «Русским словом» сотрудничали А.А. Блок, П.Д. Боборыкин, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой. Редакция «Русского слова» первой стала держать собственных корреспондентов в различных городах страны, имела соглашение с крупнейшими западноевропейскими газетами об обмене информацией. Современники называли её «фабрикой новостей» и «Левиафаном русской прессы». Редакция и типография располагались на Тверском бульваре. Портрет Чехова украшал комнату редакционных совещаний в знак благодарности за идею и помощь в ее воплощении. По словам сотрудников газеты, в Москве случались только происшествия, а события происходили в Петербурге, поэтому в столице было организовано крупное отделение редакции со штатом в сто человек. Оперативность «Русского слова» по тем временам была поразительной. «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства » - поражался министр финансов граф С.Ю.Витте. Первоначальный тираж газеты - 13 тысяч - в 1916 году перевалил за 700 тысяч.

Современники называли Ивана Дмитриевича Сытина - крупнейшего книгоиздателя-просветителя, давшего России сотни миллионов дешевых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотек и библиотечек по самообразованию, освоению ремесел и искусств, развитию сельского хозяйства и промышленности, - «русским Фордом», «фактическим министром просвещения», «художником книгоиздательского дела», «русским самородком»... В.И. Немирович-Данченко в юбилейном приветствии к 50-летию Сытина назвал его «сам себе предок», поскольку он не имел ни влиятельных родственников, ни наследственного имущества - всего в жизни добился сам благодаря живому, пытливому уму, практической сметке, чутью ко всему новому, полезному.

В 1903 году Сытин создал при типографии художественную школу. Все пять лет обучения ее питомцы содержались на полном обеспечении Товарищества, основной капитал которого достиг к тому времени миллиона рублей. В 1904 г. по проекту А.Э.Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием. Открылись торговые отделы в Иркутске, Ростове-на-Дону. Сытин получил разрешение на издание детского журнала «Друг детей», с которым сотрудничали Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, профессор А.М. Никольский и другие. Расширялась и торговля: в 1909 фирма приобрела контрольный пакет акций «Контрагентства А.С.Суворина », став владельцем большой сети киосков на железнодорожных станциях страны, у Московской городской управы Сытин откупил лучшие места для продажи газет, а 1911 году открылись новые магазины - в Софии и Саратове. Торговый оборот достиг 12 миллионов рублей.

Большое значение придавал он изданию учебников, спрос на которые постоянно рос. Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 «Учительский дом» с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.

В 1914 году издательство выпускало свыше четверти всей книжной продукции России. В 1916 году Сытин приобрел контрольный пакет акций петербургского Товарищества издательского и печатного дела «А.Ф.Маркс» , в т.ч. популярный русский журнал «Нива»; в том же году купило Московское товарищество издательства и печати Н.Л. Казецкого. Товариществу Сытина принадлежал контрольный пакет акций петербургского Промышленного и торгового товарищества «М.О.Вольфа ». Иван Дмитриевич обдумывал новые планы: собирался построить собственную писчебумажную фабрику под Москвой с городком для печатников, школами, больницами, театром, церковью, телеграфом... Планам не суждено было сбыться - близился 1917-й.

В октябре 1918 году «Товарищество И. Д. Сытина» было национализировано, деятельность типографии на Валовой улице приостановлена, в 1919 типография передана Госиздату . Сытинскую типографию назвали Первой Образцовой. В 1921 году Сытин пытался возобновить дело и зарегистрировал в Мосгубиздате «Товарищество И.Д.Сытина» , в 1922 утвердил устав «Книжного товарищества 1922 года» , просуществовавшего только до 1924.

Но Иван Дмитриевич продолжал работать в издательском деле: был уполномоченным своей бывшей типографии - используя личные связи и авторитет, доставал бумагу за границей. Организовал художественную выставку в США. Ему даже предложили возглавить Госиздат РСФСР , но он отказался, сославшись на «малограмотность». Согласился, правда, быть консультантом В.В. Воровского, который занял эту должность.

В 1928 году правительство назначило И.Д. Сытину персональную пенсию. До самой своей кончины в 1934 году он жил на Тверской, 38 и писал «Воспоминания». Они увидели свет благодаря усилиям его сына только в 1960-х годах под названием «Жизнь для книги», которое как нельзя лучше отражает смысл всей жизни Ивана Дмитриевича Сытина. Похоронен И.Д.Сытин на Введенском кладбище.

© (по материалам сети)

В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал совокупный тираж в 500 миллионов книг: в каждом доме был сытинский букварь, благодаря его издательству миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам - дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

Простонародные картинки

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и подростком стал работать в одной из лавок Нижегородской ярмарки , когда семья переехала в Галич.

Карьера будущего издателя началась в 1866 году в книжной лавке купца Шарапова у Ильинских ворот, куда Иван Сытин поступил на службу подростком. Там он проработал десять лет, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен.

Тогда же Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

В конце XIX века большую роль в книжной торговле играли офени - купцы-передвижники, развозившие нехитрый товар по деревням, торговавшие на базарах и ярмарках. В коробах этих торговцев среди прочего товара для простого народа были книги и доступные по цене календари, сонники и любимые всеми лубочные картинки. Сытин обеспечивал офеней товаром, а они давали ему самую честную обратную связь с покупателем: рассказывали, что люди покупали более охотно и к чему проявляли особый интерес.

Иван Сытин. 1916 год. Фотография: ceo.ru

Иван Сытин. Фотография: polit.ru

Кабинет Ивана Сытина. Фотография: primepress.ru

Само слово «лубок» стали использовать в XIX веке, а до этого называли его «потешными листами» и «простонародными картинками». Эти листы развлекали, информировали о главных событиях, сохранялись многими для украшения дома. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для картин, привлекал к созданию популярной у народа продукции известных художников, в числе которых были, например, Виктор Васнецов и Василий Верещагин .

«Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- Очень интересно.
- Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

Иван Сытин

Когда для ведения торговли офеней обязали получать разрешение губернатора и описывать весь товар, Сытин стал открывать лавки и составлять книжные каталоги, чтобы не терять доходный рынок. Это стало фундаментом его будущей сети, которая в начале XX века насчитывала уже 19 магазинов и 600 киосков на железнодорожных станциях по всей России. «Каждый год мы продавали свыше 50 миллионов картин, и по мере развития в народе грамотности и вкуса содержание картин улучшалось. Насколько это предприятие разрослось, можно видеть из того, что, начавшись с одной маленькой литографской машины, оно потребовало затем напряженной работы пятидесяти печатных машин» , - вспоминал Сытин.

Пробудить ум

До 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». К выпуску первого «Общенародного календаря» он отнесся с особой серьезностью - подготовка заняла пять лет. Сытин хотел сделать не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей. Для того чтобы издать календарь «очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию» и, конечно же, большим тиражом, Сытин закупил для типографии специальные ротационные машины, механизм которых значительно увеличивал темп производства.

Дело Сытина быстро стало прибыльным. Понимая, какие темы вызывают наибольший интерес у народа, он создавал популярную и востребованную продукцию. Так первый большой доход принесли ему батальные зарисовки и карты с пояснениями к военным действиям, которые он выпускал во время Русско-турецкой войны.

В 1879 году Сытин купил дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографические машины, а тремя годами позднее зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина и Ко», основной капитал которого составлял 75 тысяч рублей. На Всероссийской художественной выставке продукция Сытина была отмечена бронзовой медалью, а к концу 1890-х в его типографиях выпускалось ежегодно почти три миллиона картинок и порядка двух миллионов календарей.

Магазин Ивана Сытина в Нижнем Новгороде. Фотография: livelib.ru

Иван Сытин в своем кабинете. Фотография: rusplt.ru

Здание Сытинской типографии на Пятницкой улице, Москва. Фотография: vc.ru

Классика в тираж

В 1884 году в Санкт-Петербурге по инициативе писателя Льва Толстого было открыто издательство «Посредник», которое должно было выпускать недорогие книги для народа, и Сытина пригласили к сотрудничеству. Стоили эти книги немного дороже лубков, продавались не так бойко, но для Сытина их выпуск был «священнослужением». «Посредник» издавал духовно-нравственную литературу, переводную художественную, популярную и справочную, альбомы по искусству. Благодаря работе с «Посредником» Сытин познакомился со многими значительными фигурами литературной и художественной жизни Москвы: писателями Максимом Горьким и Владимиром Короленко, художниками Василием Суриковым и Ильей Репиным .

Сытин сделал доступными для огромного числа людей произведения лучших литераторов XIX века. В 1887 году он удивил современников: рискнул выпустить тиражом в 100 тысяч экземпляров собрание сочинений Александра Пушкина . «Александр Сергеевич» за 80 копеек в 10 томах был раскуплен за несколько дней, как и аналогичный тираж Гоголя . После смерти Толстого именно Сытин согласился издать полное собрание сочинений писателя - в дорогом 10-тысячном и доступном менее состоятельным людям 100-тысячном тираже. Вырученные от продажи деньги пошли на выкуп земель Ясной Поляны для передачи в собственность крестьянам, как завещал Толстой. Издатель тогда фактически ничего не заработал, но поступок его получил большой отклик в обществе.

Четвертая власть

Из многих писателей Сытин был особенно близок с Антоном Чеховым . Драматург предсказывал ему грандиозные успехи в газетном деле. Идея выпускать народную, общедоступную газету вскоре стала реальностью. В 1897 году «Товарищество И.Д. Сытина» купило «Русское слово», тиражи которого ему удалось увеличить в сотни раз. Для газеты писали лучшие журналисты того времени: Владимир Гиляровский , Влас Дорошевич, Федор Благов. Рекордный тираж издания после февраля 1917 года дошел до 1,2 миллиона копий. Сегодня мы бы назвали Сытина медиамагнатом - помимо «Русского слова», его товарищество владело 9 газетами и 20 журналами, один из которых до сих пор издается под своим оригинальным названием - «Вокруг света».

Сытин стал выполнять разные задания по поручению правительства, например устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

23 ноября 1934 года Иван Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище, где установлен памятник с барельефом издателя. А квартира на Тверской, где Сытин прожил последние годы жизни, стала его музеем.

На одной из аудиенций с министром финансов Сергеем Витте Сытин сказал: «Наша задача широка, почти беспредельна: мы хотим ликвидировать безграмотность в России и сделать учебник и книгу всенародным достоянием» . Он не успел, как хотел, построить фабрику по производству бумаги, но успел подготовить 440 учебников, 47 книг «Библиотеки самообразования» по философии, истории, экономике и естествознанию, несколько оригинальных энциклопедий: военную, детскую, народную. Сытин не просто делал книгу доступной - он умел пробуждать в читателе любопытство к новым и новым знаниям.

Материал подготовила Елена Иванова

Книгоиздательство И.Д. Сытина как образец успешного совмещения просветительской и предпринимательской деятельности в дореволюционной России.

Иван Сытин родился в 1851 году в селе

Гнездниково Костромской губернии. Его отец был старшим писарем в округе, однако страдал психическим расстройством, время от времени уходил из дома, бросал работу, скитался, в итоге лишился места работы. Даже тогда, когда отец работал, его заработка еле-еле хватало на еду. Иван учился в сельской начальной школе, однако особой тяги к учебе не испытывал. Он вспоминал: «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учебе и книгам - так опротивела за три года зубрежка наизусть. Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник, и ничего, кроме слов, в голове не осталось».

Сытин так никогда и не получил университетского образования, он даже не окончил приходской школы. Однако, аттестуя его, известный кадетский публицист И.В. Гессен писал, что «это был подлинный самородок с крепким самосознанием и большим честолюбием».

Иван обладал пытливым живым умом, практической сметкой, был не по годам силен и вынослив. Свою предпринимательскую деятельность он начал с того, что помогал дяде-скорняку торговать мехами на Нижегородской ярмарке. В 1866 году Сытин по знакомству был определен к московскому купцу П.Н. Шарапову, владельцу книжно-картинной и скорняжной лавочки на Никольском рынке. С этого началось его везение, которое его уже не покидало: Ивана приняли в семье Шарапова как родного.

До 18 лет Сытин «жил в мальчиках, затем семь лет вел торговое дело», которое, по его словам, кроме профессиональных навыков и физической работы ничего не давало.

Лавка Шарапова снабжала мелких торговцев традиционным товаром - песенниками, письмовниками, сказками, лубочными картинками, в основном, религиозного содержания. Однако, продавая эти широко распространенные издания, Сытин почувствовал огромные возможности издательского дела в России, наладил отношения с мелкими торговцами, превратившимися со временем в опытных книготорговцев, через которых позже распространял огромные тиражи книг, выпущенных его издательством. Тогда же Иван Сытин осознал, что крайне невыгодно выступать в роли посредника между печатниками и торговцами, при этом фактически находиться в полной зависимости от производителей печатной продукции.

Свои доводы в пользу открытия собственного издательства Иван изложил хозяину. И тот, не любивший нововведений, согласился с его аргументами и дал ему денег для приобретения собственной литографической мастерской. Высококачественную литографическую машину Сытин купил во Франции, для работы в мастерской нанял небольшой квалифицированный штат: два печатника, несколько рисовальщиков, пять рабочих. Так, в двадцатипятилетнем возрасте с помощью П.Н. Шарапова Сытин открыл в сентябре 1876 года небольшую литографию в районе нынешнего Кутузовского проспекта. Год спустя он перевел ее на Пятницкую улицу и расширил свое предприятие. Первая продукция мастерской Сытина - прекрасно выполненные литографии и лубочные книги на наиболее популярные среди простого народа темы - уже нашла спрос. И позже Сытин чутко улавливал настроения народных масс, так, в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, его мастерская выпускала целый цикл батальных картин и карт военных действий. И.Д. Сытин вспоминал, как в день объявления войны он побежал на Кузнецкий мост, купил карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты с обозначением места, где наши войска перешли через Прут. В 5 часов утра карта была готова и пущена в машину с надписью: «Для читателей газет. Пособие». Весь тираж карт тут же распродали. В дальнейшем, по мере движения войск, изменялась и карта. Однако в течение трех месяцев лишь один Сытин продавал их, конкурентов у него не было. Заказов на печатную продукцию поступало множество, однако суммы денег, приходящие от реализации карт и картин, использовались очень рационально.

Со временем Сытин становится одним из наиболее известных издателей книг для народного читателя. В 1882 году его издательство удостаивается бронзовой медали на Всероссийской выставке.

1 января 1883 года у Ильинских ворот на Старой площади в Москве была открыта новая книжная лавка, ее хозяином был Иван Сытин. Торговля шла так успешно, что уже через несколько месяцев Сытин и три его сотрудника заключили между собой договор об учреждении Товарищества «И. Д. Сытин и К"» с основным капиталом в 75 рублей. Это было одно из первых русских издательств акционерного типа. «Прилив капитала, - писал Сытин, - оживил молодое дело, и поле для предприимчивости и торговой инициативы сразу расширилось». Так, в 1910 году у Товарищества И.Д. Сытина только в Москве было два прекрасно оснащенных типографских комплекса, в издательстве работало более двух тысяч человек.

Товарищество ежегодно получало гигантскую прибыль за счет разницы между продажной ценой продукции и минимальной себестоимостью, и сверхприбыль - благодаря быстрой реализации и обороту капитала.

Е. Динерштейн пишет о Сытине: «Его биография вместе с тем есть и страничка истории русской книги, ибо в значительной мере благодаря его личным усилиям литература для народа, которую принято было называть «Ванькиной литературой», преодолев бессодержательность, стала явлением в культурной жизни страны». Лубочные издания и всевозможные календари долгое время приносили И.Д. Сытину широкую известность и постоянную прибыль, что дало в конечном счете возможность приступить к выпуску научно-популярной, практической, художественной и детской литературы. Сначала издательство выпускало типично народную литературу, как, например, «Еруслан Лазаревич». Но позже товарищество издает более серьезную, качественную литературу. Среди произведений, опубликованных товариществом, наибольшую популярность приобрели такие книги, как посмертное собрание сочинений Л.Н. Толстого, «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», труды, посвященные Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформе 1861 года и др.

Сытин начал сотрудничать с «Посредником» - издательством, созданным небольшой группой людей, объединившихся вокруг Л.Н. Толстого. Благодаря Сытину, «Посреднику» удалось оперативно и широко развернуть свою деятельность, а Ивану Дмитриевичу, с помощью «Посредника», завязать знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции - Л. Толстым, В. Короленко и др. В ноябре 1884 года издатель встречается с руководителем «Посредника» В.Г. Чертковым, другом Л.Н. Толстого, а с 1928 года редактором его полного собрания сочинений в 90 томах.

Последующее десятилетие совместной работы с Чертковым Сытин называл «второй ступенью» своей жизни. Он говорил, что, благодаря сотрудничеству с ним, он «понял, что такое литература и, что значит быть издателем книг для народа». В больших тиражах дешевые книги «Посредника» с произведениями Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Эртеля, К.М. Станюковича и др. распространялись по России, несмотря на противодействие властей.

Третьей ступенью жизни Сытина, по его признанию, было установление контактов с людьми, объединившимися вокруг либеральных «Русских ведомостей» и «Русской мысли».

Новое направление работы издательства Сытина - издание массовых газет и журналов («Вокруг света», «Нива», «Искра» и др.). Так, с 1887 года Иван Дмитриевич с помощью известного адвоката Ф.Н. Плевако стал издателем газеты «Русское слово», которая в начале 1917 года распространялась только по одной подписке в количестве свыше одного миллиона. Такой успех изданию был обеспечен благодаря своей позиции: сочувственному отношению к революции 1905 года, протестам против национальной политики самодержавия. После Октябрьской революции газета была закрыта, а типография национализирована. Однако И.Д. Сытин принял новую власть и начал активно с ней сотрудничать. Автором первых книг и листовок, выпущенных им при Советской власти, был М. Горький.

Товарищество И.Д. Сытина издавало книги широкой тематики: школьные учебники, научно-популярные, прикладные и детские книги. Большими тиражами печатались произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. Много внимания уделялось юбилейным и энциклопедическим изданиям, календарям, красочным афишам и плакатам, картинам духовного содержания. Печатались в издательстве Сытина и портреты государя-императора. Некоторые исследователи склонны отмечать, что среди сытинских изданий было немало низкосортной литературы типа оракулов, сонников и т. п. Но их выпуск был во многом оправдан - к концу XIX века четыре пятых населения России было еще неграмотно.

Е. Динерштейн видит заслугу Сытина в том, что «он всегда руководствовался правилом: нельзя ждать, когда крестьянин сам придет за книгой, книгу надо нести к нему. Сытин умело организовал путем предоставления широкого кредита целую армию офеней, разносчиков товаров такого рода. Более того, он снизил стоимость на основной вид народных изданий - листовку (брошюра в один печатный лист) до небывалой цены: 80 копеек за сотню, а продавали офени каждую из них не менее чем за копейку».

Сотрудник Сытина А.В. Руманов вспоминал, что, «когда кончился срок авторских прав на Гоголя, Сытину его контора представила проект издания полного собрания сочинений писателя в количестве 5000 экземпляров по 2 рубля за экземпляр; Сытин выслушал, надвинул очки на лоб, стал мусолить карандаш, что-то высчитывая на бумажке, и твердо заявил: «Не годится. Издадим двести тысяч по полтиннику».

Неслучайно в дни полувекового юбилея издательства Сытина в газетах писали об Иване Дмитриевиче, что «коммерция была для него средством, а не целью». Так как Сытин продавал свою продукцию по наиболее низким ценам, доступным самой бедной части населения, чтобы не разориться, он закупал за рубежом современное высокопроизводительное типографское оборудование, что позволяло существенно увеличить тиражи книг.

«Почему моя книга была дешевле? - говорил Сытин, выступая на совещании московских книгоиздателей в конце 1923 года. - Я покупал бумагу и вырабатывал ее самым дешевым доступным способом. Все наши писчебумажные фабрики, которые имелись в России, предлагали бумагу гораздо дороже, чем я имел. Я покупал бумагу в Финляндии и входил третью частью в бумажную

фабрику, которая на мою часть вырабатывала бумагу на тех условиях, которые делались только для меня. Они делали 10-15% скидку для бумаги, которая у меня шла на учебники. Мы типографскую работу делали в типографиях, в которые мы входили, которые вырабатывали, благодаря особенным машинам, необходимым техническим условиям на 50-60% дешевле, чем в других предприятиях. Ввиду этого я получал за 2,5-3,5 коп. букварь Вахтерова. 30% скидывал торговцу, 2,5 коп. платил автору, 2,5 коп. оставалось издателю».

М.В. Сабашников на том же совещании подчеркивал, что «И,Д. Сытин создал универсальное предприятие с собственными типографиями и массой розничных магазинов. Его основной капитал был 3,5 млн рублей, годовые обороты достигали громадной цифры - 18 млн. рублей в год (1915 год). О среднем обороте капитала здесь говорить трудно при столь различных предприятиях, как газета или издание специальной научной книги. Имея свои типографии, Сытин прибегал к трем видам кредита: 1) бумажному, 2) банковскому и 3) подписочно-читательскому. Бумажные фабрики оказывали ему кредит до 6 месяцев. Что же касается подписчиков, то они давали Сытину значительные оборотные средства, поступающие в кассу до начала года. Как вывод относительно прежних форм, можно предположить: они создавались на кредите - бумажном, типографском, банковском и подписочно-читательском».

Добиться небывалого успеха в издательском деле Сытину удалось и благодаря постоянному стремлению к улучшению качества изданий, в частности лубочной литературы. В начале 80-х годов он выпустил несколько лубков - картин скульптора М.О. Микешина, автора проектов памятников «Тысячелетие России» в Новгороде, Б. Хмельницкому в Киеве и др., хотя особым успехом они не пользовались. В 1914 году он пригласил к работе над лубком группу художников во главе с Н.К. Рерихом, однако покупатели не приняли модернизированный лубок (кроме работы Рериха «Враг рода человеческого»).

Сытин привлекал к работе только лучших мастеров типографского дела, художников, никогда не торгуясь с ними в цене, требуя от них лишь одного - высокого качества работы.

К изданию литературы любого содержания Иван Дмитриевич старался относиться максимально требовательно. Так, он смог превратить календари в подлинные «народные энциклопедии». Учебную литературу сделал доступной для детей всех сословий и привлек к написанию букварей и учебников лучших педагогов и ученых (многие годы он поддерживал деловые отношения с Толстым, Чеховым, Горьким, Эртелем, Кони, Морозовым и другими русскими писателями, учеными, педагогами). Сытин попытался даже создать общество «Школа и знание», которое выпускало бы не только доступные по цене книги для простого люда, но и пособия для сельского учителя (более 400 подобных изданий товарищество выпустило до Октябрьской революции, некоторые из них переиздавались и позже).

И.Д. Сытин организовал целую сеть оптовых складов и книжных магазинов. Фирменные магазины товарищества были расположены во многих крупных городах: четыре - в Москве, два - в Петербурге, по одному - в Варшаве, Киеве, Воронеже, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде. Благодаря такой широкой сети магазинов и складов, а также широким связям с другими книготорговцами, Сытин не только наладил сбыт своей продукции, но и получал достаточно полные сведения о реализации продукции и вносил изменения в план выпуска изданий. -

Чтобы оградить себя от социальных конфликтов, предприниматель старался создать рабочим хорошие условия труда. Он много сделал для открытия при издательстве бесплатной школы техники рисования и литографского дела, в которой обучались наиболее одаренные дети рабочих и служащих, руководил школой академик Н.А. Касаткин.

А. Лопаткин пишет: «Иван Дмитриевич Сытин создал совершенно новый для России тип крупного коммерческого печатно-издательского предприятия, поставил на поток производство массовой литературы для простого народа. Товарищество И.Д. Сытина, по числу названий и тиражу выпускаемой литературы, прочно занимало первое место среди русских издательских фирм. Так, в 1909 году им было выпущено 900 названий при тираже 12,5 миллионов экземпляров. Это составляет более 14 процентов всего, что было произведено на русском книжном рынке. А за период с 1881 по 1909 год издания Товарищества разошлись тиражом около 300 миллионов экземпляров».

Иван Дмитриевич ставил конечной целью своей деятельности создание первого в России концерна, который бы печатал свои книги на своей бумаге, на своих машинах и продавал продукцию в своих магазинах.

Сытин мечтал создать «Дом книги», первый в России учебно-производственный комбинат для совершенствования и развития книжного дела. Для реализации этой идеи он основал «Общество для содействия улучшению и развитию книжного дела в России». В короткий срок общество собрало более миллиона рублей и купило на Тверском бульваре обширный земельный участок для строительства здания.

Е. Динерштейн отмечает: «С легкой руки известного в прошлом публициста Г.С. Петрова, Сытина часто называли «русским самородком». Природа, бесспорно, наделила Ивана Дмитриевича многими талантами, но тем Сытиным, которого знала не только вся Россия, но и весь мир, он сделал себя сам. Счастливая судьба свела его с крупнейшими писателями, учеными, педагогами страны. Он был сыном своего времени и в достижении жизненной задачи шел, казалось бы, теми же самыми путями, что и все его коллеги-издатели. Их различала только масштабность мышления, деловитость и характер цели, достижению которой Сытин посвятил жизнь. Говоря о его личных качествах, следует прежде всего отметить свойственные ему чувство юмора, способность самокритично оценивать свои действия и определенную твердость, которая ощущалась всегда и во всем».

Один из его сотрудников, педагог Н.В. Тулупов, отзывался о хозяине как отзывчивом и добром человеке: «Говорю это не по отношению к себе, нет. Отзывчивым и щедрым человеком он был и вообще к сотрудникам и рабочим. Правда, в обращении он был часто несдержан и грубоват, но по душе, повторяю, он был прекрасный человек». .

Иван Дмитриевич Сытин продолжал работать и после Октябрьской революции, в качестве консультанта в Госиздате. Однако новой власти оказались не нужен ни он сам, ни печатаемые им книги. .

После революции нишу Сытина на издание массовой литературы сразу заняло государство, процесс огосударствления книгоиздания начался именно с этого сектора литературы. Поэтому предпринимателю пришлось отказаться от выпуска своих традиционных книг. Под жесткий контроль государства был взят выпуск учебников. Иван Дмитриевич вынужден был пересмотреть весь ассортимент своей продукции.

После Октябрьской революции Московский совет попытался сразу экспроприировать его газетную типографию для выпуска собственной газеты.

Протестуя против этого решения, нарком просвещения А.В. Луначарский писал: «Конфискация этой типографии наносит столь сильный удар издательству Т-ва Сытина, что почти, наверное, приведет к его закрытию, а вместе с тем и к безработице для 2000 лиц». Нарком предлагал Моссовету возвратить предприятие ее владельцу, который готов был предоставить в его распоряжение машину для печатания газеты, причем, по себестоимости, дать для этого и необходимую бумагу. Однако вмешательство Луначарского оказалось бесполезным - вскоре после переезда правительства в Москву типография Сытина была национализирована для нужд «Правды» и «Известий». Правда, в распоряжении Ивана Дмитриевича какое-то время оставались две другие типографии в Москве и Петрограде.

23 октября 1918 года Моссовет издал решение о муниципализации книжного дела. Ни покупатели, ни издатели не были в восторге от этой меры. В Наркомпрос поступали протесты учителей провинциальных школ, закупавших учебники в московских магазинах. Возмущались, естественно, издатели и книготорговцы.

Все эти ходатайства возымели свое действие: наркомат государственного контроля заинтересовался процессом муниципализации. По мнению контролеров, книжные магазины были необоснованно «экспроприированы» у Сытина и других издателей. Выводы контролеров вызвали возмущение в Моссовете. В частности, в объяснительной записке Московского Совета было сказано, что своими лубками Сытин долгие годы «отравлял русский народ».

В итоге было принято постановление Малого Совнаркома, по которому Моссовету предлагалось пересмотреть решение Межведомственной комиссии и изъять из продажи все прежние издания лубочной литературы бывших фирм Сытина и других, «не отвечающие потребностям и задачам современной социалистической пролетарской культуры». 19 мая 1919 года Совнарком за подписью В.И. Ленина подтвердил это решение.

Хозяевам частных типографий, в том числе и Сытину, приходилось искать компромисс с властями, так как они полностью зависели от государственных заказов. Понеся от конфискованных изданий огромные убытки, Сытин пытался компенсировать потери, осовременив ассортимент своей продукции. Он обратился в Госиздат с просьбой разрешить ему выпуск «Народного экономического календаря на 1920 год». Издает комплекты портретов русских писателей и «Картин из детской жизни», хотя для их выпуска потребовался вагон бумаги.

В конце 1919 года после национализации основной типографии на Пятницкой улице Сытин превратился из ее владельца в заказчика. Поэтому ему приходилось просить Госиздат напечатать в своей бывшей типографии 15 детских книжек (тиражом по 10 тысяч экз.) и закончить печатание 16 книжек Л.Н. Толстого (таким же тиражом) для школьников.

Он просил разрешить ему и Розинеру (управляющий издательства «Товарищество А.Ф. Маркс») поездку в Финляндию за свой счет. Там он планировал наладить печатание учебников и других книг, разрешенных и одобренных Госиздатом и Наркомпродом с матриц, изготовленных с набора в: Москве, а также хлопотать о предоставлении финской стороной бумаги. Однако Совет труда и обороны принял указ: «За невозможностью купить большое количество бумаги вопрос о поездке тт. Сытина считать излишним». Тогда Иван Дмитриевич заключил договор с Московским отделом народного образования на переиздание своих старых учебников (издание новых было монополией Госиздата).

Сытин терял одно приобретение за другим. 10 мая 1920 года по распоряжению Госиздата у него без всякого вознаграждения было конфисковано 45 тысяч пудов бумаги. В 1922 году было национализировано издательство под предлогом нового толкования старого, уже отмененного декрета.

Конфликт издателя и государства рассматривался во ВЦИКе. В итоге было принято решение значительную часть имущества Сытина сохранить, но как издатель он мало что выиграл.

Пошли слухи, что Иван Дмитриевич после неудачных попыток организовать крупное издательство в Советской России перенес свое издательство в Берлин. Однако предприниматель не располагал достаточными для того средствами, а на компаньонов не мог рассчитывать.

В конце 1923 года состоялось московское совещание книгоиздателей, на котором говорилось о необходимости удешевления книги, о способах удовлетворения потребностей населения в книге, особенно малообеспеченных его слоев.

Сытин, напомнив участникам семинара о начале своей деятельности на книжном поприще, заметил, что в те годы «основная толща народа не умела еще читать, смотрела на книгу, как на прихоть. Нам нужно было приучить читателя. Меня очень поддерживало внимание интеллигенции, широких кругов литераторов и ученых. Собственных средств на большое дело, конечно, не хватало. Помогли банки и популярная газета. Без финансирования книжные дела и сейчас не пойдут. Нужно привлечение значительных средств, чтобы сделать книгу доступной. <...> Покупатель был безденежный. Учитывать векселя мелкого покупателя было трудно. Покупательских векселей я почти не учитывал».

Сытин участвовал в работе практически всех комиссий, образованных совещанием. В результате был подготовлен проект постановления о льготах для издателей и книгопродавцев. Однако это предложение было опротестовано Агитпропом ЦК и не было реализовано. „

Не сдаваясь на милость все новым трудностям, Иван Дмитриевич продолжал стремиться к сотрудничеству с новой властью. 28 сентября 1922 года он обратился к руководству Госиздата с предложением шире развернуть издание массовой литературы. «Уже 55 лет я служу русской книге, - писал Сытин. - За это время мне удалось создать самую мощную в России фабрику книгопечатания и отыскать пути для дешевой народной книги в наиболее темные и далекие углы.

С открывшейся возможностью для нового культурного строительства возглавляемое мною книгоиздательское товарищество вновь намерено приступить к изданию народных книг, с коих оно в 1893 году начало свою деятельность и в коих в широких слоях народа чувствуется наибольшая потребность.

По типу эти издания будут иметь сходство с тем лубком, который издавался нами раньше, но в корне реформированы, и хотя по цене по-прежнему копеечные, но по содержанию и внешности несомненно художественные.

Россия бедна и не любит тратиться на книжку, потому общедоступная копеечная книжка, в один, два, три листа, как показал мой многолетний опыт, является единственным лучом света.

Список авторов и произведений для первой серии при сем представляю и покорнейше прошу Вашего разрешения на печатание их. Из него Вы видите, что в задуманный нами цикл народных изданий входит исключительно классическая литература. Снабженные рисунками, виньетками и заставками и набранные крупным шрифтом, эти книжки будут полезны для взрослых и для внеклассного чтения детей».

Сытин не зря ходатайствовал. 17 октября 1922 года. Редсектор решил «приступить к переизданию лубков из выпущенных ранее Т-вом Сытина» - «Хаз-Булат удалой», «Песня про купца Калашникова», «Ухарь-купец», «Ванька-ключник», «Ой, полна, полна моя коробушка...», «Солнце всходит и заходит...» и др.

Однако это все были слабые уступки издателю, имевшему большой авторитет в книгоиздательской среде. «Товарищество И.Д. Сытина» все больше и больше сворачивало работу. Лишь петроградское издательство, бывшее А.Ф. Маркса, широко развернуло свою деятельность (выпускало в основном остросюжетную зарубежную литературу, например, «Тарзана» Э. Берроуза). 11 декабря 1924 года Президиум Центрального бюро Совпартизда-тельств принял постановление «О частных издательствах», в котором было предложено правительству усилить контроль и цензуру «в отношении частноиздательской продукции» и всеми способами вытеснять частника с книжного рынка.

В 1927 году Совнарком назначил Сытину персональную пенсию, которая позже дважды повышалась.

И. Д. Сытин. Портрет кисти А. В. Моравова, 1908 год.

И правда – как быть, если он выпускал массовыми тиражами книги для бедного народа и нажил на этом миллионы? Что за странная такая ситуация, когда довольны все, а проигравших нет?

Безграмотный книгоиздатель

Начнем с того, что сам Сытин – человек и из народа, и из интеллигенции одновременно. Родился в феврале 1851 года в костромском селе, отец – волостной писарь.

Писарь, но деревенский. Деревенский, но писарь.

Иван учился всего-навсего три года, толком ничему не научился и был отдан «в люди». Но не в ресторан, не в мастерскую, а в книжную лавку московского букиниста Шарапова. Правда, поначалу он трудился в меховой лавке собственного дядюшки. Именно дядя составил протекцию к книготорговцу.

К образованию Сытин более не возвращался: не видел нужды. Чехов потом удивлялся: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа».

«Интересный человек», еще не встав толком на ноги, познакомился с дочкой купца Ивана Соколова Евдокией. Красиво ухаживал, в любви объяснялся в Нескучном саду. В 1876 году заполучил Евдокию Ивановну в жены, а вместе с ней четыре тысячи приданого и множество проблем.

Молодая оказалась дамочкой сварливой и сквалыжной. Контролировала каждую копейку и скандалила. Уже будучи издательским магнатом и владельцем знаменитого особняка на улице Тверской, а также крупной типографии в Замоскворечье, Сытин был вынужден тайком бегать в трактир, чтобы расслабиться за чашкой чая с нехитрой закуской.

Семья Сытина Ивана Дмитриевича — жена и дети. Изображение с сайта wikipedia.org

Дома же все было строго: на обед каждый день щи, жареное мясо и компот. На ужин – то, что за обедом не доели. Вино, фрукты и холодные закуски – лишь по праздникам.

Впрочем, Иван Дмитриевич был бесконфликтным человеком, прав не качал и объяснений не устраивал. Взял три тысячи в долг, приложил их к приданому – и открыл литографическую мастерскую.

Коммерческий же нюх у Сытина был редкостный. Кто бы мог подумать, что в 1877 году можно будет подняться на выпуске карт боевых действий (шла русско-турецкая война)? А вот Иван Дмитриевич – подумал. Всего лишь за год вернул долг и приобрел дом в конце Пятницкой улицы. Первый в жизни свой собственный дом, в который он перетащил свою литографическую машину и купил к ней еще одну.

Процесс пошел.

1882 год – продукция Сытина получает серебряную медаль на Всероссийской промышленной выставке.

Тот же 1882 год – Иван Дмитриевич учреждает «Товарищество И.Д.Сытина и К» с основным капиталом 75 тысяч рублей.

1883 – собственный магазин на Старой площади.

1884 – участвует в издательском проекте «Посредник», созданном по инициативе Льва Толстого. Именно «Посредник» первым в государстве начал выпускать хорошую литературу (начал, как нетрудно догадаться, все с того же Льва Толстого) по доступным ценам.

Тот же 1884 год – первый серьезный издательский креатив, «Всеобщий календарь на 1885 год». Один день – один лист. На каждом из листов – полезные советы.

Иван Дмитриевич не изобретал велосипед. Нечто подобное в то время выпускала типография Гатцука. Несмотря на низкое полиграфическое качество, тираж календаря был более 100 тысяч экземпляров.

Сытин сделал, в общем, то же самое, только красивее, ярче и содержательнее. Календарь разошелся в момент. На следующий год был выпущен тираж в 6 миллионов, а еще через год – 21 миллион.

Можно сказать, что именно в этот момент окончательно сформировалось предпринимательское, социальное и миссионерское кредо издателя. Делать хорошие и притом недорогие книги для бедных. Прибыль? За счет тиражей.

Простой, даже малограмотный человек должен захотеть взять в руки книгу. Это должно происходить помимо его воли – так же, как тянется его рука к игральным картам или шкалику. Книга должна, просто обязана эти соблазны победить.

Сытин писал: «Всю свою жизнь я верил и верю в силу, которая помогала мне преодолевать все тяготы жизни: я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания… Мечта моя – чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу».

Иван Дмитриевич вступил в конкуренцию не с другими издательствами. Нет, он бросил вызов пьянству, азартной игре и распутству. Тем занятиям, которые, по сути, не давали ни уму, ни сердцу ничего, но создавали множество проблем. От книг проблем не было.

Николай Некрасов мечтал в поэме «Кому на Руси жить хорошо» о тех временах, когда простой русский мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет». Сытин эту утопию сделал реальностью.

Известна история, как Ивану Дмитриевичу предложили издать собрание сочинений Гоголя тиражом 5 тысяч экземпляров по цене 2 рубля. Тот быстро просчитал что-то в уме и возразил: «Нет! Издам 200 тысяч и по 50 копеек».

Книга действительно стала доступной и притом не в ущерб качеству. Сытин так формулировал свой основной издательский девиз: «Дорогую книгу удешевить, а дешевую – улучшить».

Для тех же, кто пока что не тянул на Гоголя, в ассортименте Сытина были лубочные картинки, своего рода аналоги современных комиксов. То же действие, представленное в иллюстрациях и коротких подписях к ним. Принципиальная разница – в направлении вектора. Сытин с помощью своих лубков вел безграмотного мужика к чтению настоящих книг, а комиксы, наоборот, ведут читающего человека к упрощенному восприятию мира, свойственному в первую очередь безграмотным людям.

Речь, разумеется, не о современных шедеврах этого жанра. О ширпотребе. Но у Ивана Дмитриевича тоже был ширпотреб. Лубочные картинки и календари выходили тиражами в миллионы и десятки миллионов. И Россия постепенно становилась самой читающей в мире страной.

Юрий Нагибин писал: «Чудом полиграфии были подарочные издания Сытина. Мне когда-то подарили на елку «Детство, отрочество и юность» Толстого в сытинском издании. Книга давно пропала, но ее переплет, шрифт, удивительные цветные иллюстрации до сих пор перед глазами. Это было одно из самых радостных чудес моего спартанского детства».

Долго еще сытинские книги радовали россиян.

Особняк на Тверской

Дом «Товарищества И.Д.Сытина на Тверской». Изображение с сайта vc.ru

Девяностые прошли под знаком периодики. Иван Дмитриевич расширяет свой репертуар за счет журналов и газет. Что, в общем, нормально: хороший крестьянин все яйца в одной корзине не держит.

Началось с журнала «Книговедение». Это был даже не бизнес. Просто в 1890 году Иван Сытин вступил в Русское библиографическое общество и, как член этого общества, взял на себя производство журнала. А кто же еще?

На следующий год ассортимент расширился за счет журнала «Вокруг света». Но главное приобретение произошло в 1897 году. Иван Дмитриевич купил газету «Русское слово».

К этому его сподвиг Антон Павлович Чехов. И он же этим нагло пользовался. Говорил: «На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею. Сытин умный человек и рассказывает интересно… 2300 р. я взял у него, продав ему несколько мелочей для издания».

Сам же Иван Дмитриевич принимал это решение тяжело: «Занимаясь книгоиздательством, я посвятил этому делу все свои силы и никогда серьезно не думал, даже не помышлял об издании газеты. Это было мне несродно и чуждо, я не знал газетного дела и очень боялся его чрезвычайной сложности и трудности. Но А.П.Чехов, которого я безгранично уважал и сердечно любил, почти при каждой встрече говорил мне: «Сытин должен издавать газету». И не какую-нибудь, а дешевую, народную, общедоступную.

Вначале я, как умел, отшучивался. Но Чехов был так настойчив и так соблазнительно рисовал передо мной широкие газетные перспективы, что в конце концов он не только убедил, но положительно зажег меня. Я почти решился».

Тогда же он и приступил к строительству особняка на улице Тверской и для редакции, и для себя лично. В модном в то время стиле модерн и в соответствии с лучшими зарубежными образцами.

Владимир Гиляровский вспоминал: «Дом для редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников – свой кабинет, в вестибюле и приемной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов; ни к одному сотруднику без доклада постороннему войти нельзя…

Помещение редакции было отделано шикарно: кабинет И.Д.Сытина, кабинет В.М.Дорошевича, кабинет редактора Ф.И.Благова, кабинет выпускающего М.А.Успенского, кабинет секретаря и две комнаты с вечно стучащими пишущими машинками и непрерывно звонящими телефонами заведовавшего московской хроникой К.М.Даниленка».

Сам же Сытин со своей супругой-цербером жил на четвертом этаже.

Тюремный издатель

В 1905 году, в декабрьское восстание типография на Пятницкой практически полностью сгорела. До сих пор историки спорят: то ли рабочие виноваты, то ли полиция, которая под соусом подавления смутьянов решили выбить почву из-под ног неугодного предпринимателя.

Москвичи судачили, что типография сгорела «из-за сытинской запятой». Якобы незадолго до этого Иван Дмитриевич отказался платить наборщикам за знаки препинания, что и вызвало праведный гнев.

Так или иначе, но Сытин достаточно быстро поднялся. И продолжал совершенствовать бизнес.

За год до революции он был владельцем приличной части акций издательства Маркса и контрольного пакета фирмы Суворина. Четыре книжных магазина в Москве, два в столице, по одному в Варшаве, Киеве, болгарской столице Софии, Одессе, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде и даже в Холуе – слободе ремесленников.

Тему бизнеса, однако же, закрыла революция 1917 года. Иван Дмитриевич в одночасье лишился всего. В том числе и свободы. Горький писал: «В «социалистической» России, «самой свободной стране мира», Сытина посадили в тюрьму, предварительно разрушив его огромное, превосходно налаженное технически дело и разорив старика».

Вскоре Сытина выпустили, но отношения с застенком на том не закончились. Ивану Дмитриевичу предложили возглавить тюремную типографию.

За неимением более интересных перспектив Сытин согласился: «Мне предложили работать руководителем типографии при Таганской тюрьме. Наше Товарищество в прежнее время имело здесь большой корпус с 500 работавшими; здесь у нас производилась брошюровка мелких книг. Мне показали типографию; работали в ней три плохонькие машины, в кассах случайный, захудалый шрифт, две линовальные машины – вот и все оборудование!.. Я не хотел уходить от дела. Хоть маленькая, да типография, и самым внимательным образом повел дело, ожидая результатов».

Власти в скором времени опомнились. Сытину дали приличную квартиру на Тверской, персональную пенсию. К нему обращались за консультациями, он даже был выездным – регулярно представлял в Европе и Америке советское полиграфическое дело.

Умер в 1934 году и похоронен с почестями на Введенском кладбище. Легко отделался – могли и расстрелять.

В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал совокупный тираж в 500 миллионов книг: в каждом доме был сытинский букварь, благодаря его издательству миллионы детей узнали о сказках братьев Гримм и Шарля Перро, он первым начал печатать полные собрания сочинений русских классиков. Его называли «американцем» за любовь к техническим новинкам - дома же он оставался патриархальным отцом большого семейства.

Простонародные картинки

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и подростком стал работать в одной из лавок Нижегородской ярмарки , когда семья переехала в Галич.

Карьера будущего издателя началась в 1866 году в книжной лавке купца Шарапова у Ильинских ворот, куда Иван Сытин поступил на службу подростком. Там он проработал десять лет, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен.

Тогда же Сытин женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

В конце XIX века большую роль в книжной торговле играли офени - купцы-передвижники, развозившие нехитрый товар по деревням, торговавшие на базарах и ярмарках. В коробах этих торговцев среди прочего товара для простого народа были книги и доступные по цене календари, сонники и любимые всеми лубочные картинки. Сытин обеспечивал офеней товаром, а они давали ему самую честную обратную связь с покупателем: рассказывали, что люди покупали более охотно и к чему проявляли особый интерес.

Иван Сытин. 1916 год. Фотография: ceo.ru

Иван Сытин. Фотография: polit.ru

Кабинет Ивана Сытина. Фотография: primepress.ru

Само слово «лубок» стали использовать в XIX веке, а до этого называли его «потешными листами» и «простонародными картинками». Эти листы развлекали, информировали о главных событиях, сохранялись многими для украшения дома. Сытин лично отбирал духовные и светские сюжеты для картин, привлекал к созданию популярной у народа продукции известных художников, в числе которых были, например, Виктор Васнецов и Василий Верещагин .

«Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
- Очень интересно.
- Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

Иван Сытин

Когда для ведения торговли офеней обязали получать разрешение губернатора и описывать весь товар, Сытин стал открывать лавки и составлять книжные каталоги, чтобы не терять доходный рынок. Это стало фундаментом его будущей сети, которая в начале XX века насчитывала уже 19 магазинов и 600 киосков на железнодорожных станциях по всей России. «Каждый год мы продавали свыше 50 миллионов картин, и по мере развития в народе грамотности и вкуса содержание картин улучшалось. Насколько это предприятие разрослось, можно видеть из того, что, начавшись с одной маленькой литографской машины, оно потребовало затем напряженной работы пятидесяти печатных машин» , - вспоминал Сытин.

Пробудить ум

До 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». К выпуску первого «Общенародного календаря» он отнесся с особой серьезностью - подготовка заняла пять лет. Сытин хотел сделать не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей. Для того чтобы издать календарь «очень дешево, очень изящно, очень доступно по содержанию» и, конечно же, большим тиражом, Сытин закупил для типографии специальные ротационные машины, механизм которых значительно увеличивал темп производства.

Дело Сытина быстро стало прибыльным. Понимая, какие темы вызывают наибольший интерес у народа, он создавал популярную и востребованную продукцию. Так первый большой доход принесли ему батальные зарисовки и карты с пояснениями к военным действиям, которые он выпускал во время Русско-турецкой войны.

В 1879 году Сытин купил дом на Пятницкой улице, где поставил уже две литографические машины, а тремя годами позднее зарегистрировал «Товарищество И.Д. Сытина и Ко», основной капитал которого составлял 75 тысяч рублей. На Всероссийской художественной выставке продукция Сытина была отмечена бронзовой медалью, а к концу 1890-х в его типографиях выпускалось ежегодно почти три миллиона картинок и порядка двух миллионов календарей.

Магазин Ивана Сытина в Нижнем Новгороде. Фотография: livelib.ru

Иван Сытин в своем кабинете. Фотография: rusplt.ru

Здание Сытинской типографии на Пятницкой улице, Москва. Фотография: vc.ru

Классика в тираж

В 1884 году в Санкт-Петербурге по инициативе писателя Льва Толстого было открыто издательство «Посредник», которое должно было выпускать недорогие книги для народа, и Сытина пригласили к сотрудничеству. Стоили эти книги немного дороже лубков, продавались не так бойко, но для Сытина их выпуск был «священнослужением». «Посредник» издавал духовно-нравственную литературу, переводную художественную, популярную и справочную, альбомы по искусству. Благодаря работе с «Посредником» Сытин познакомился со многими значительными фигурами литературной и художественной жизни Москвы: писателями Максимом Горьким и Владимиром Короленко, художниками Василием Суриковым и Ильей Репиным .

Сытин сделал доступными для огромного числа людей произведения лучших литераторов XIX века. В 1887 году он удивил современников: рискнул выпустить тиражом в 100 тысяч экземпляров собрание сочинений Александра Пушкина . «Александр Сергеевич» за 80 копеек в 10 томах был раскуплен за несколько дней, как и аналогичный тираж Гоголя . После смерти Толстого именно Сытин согласился издать полное собрание сочинений писателя - в дорогом 10-тысячном и доступном менее состоятельным людям 100-тысячном тираже. Вырученные от продажи деньги пошли на выкуп земель Ясной Поляны для передачи в собственность крестьянам, как завещал Толстой. Издатель тогда фактически ничего не заработал, но поступок его получил большой отклик в обществе.

Четвертая власть

Из многих писателей Сытин был особенно близок с Антоном Чеховым . Драматург предсказывал ему грандиозные успехи в газетном деле. Идея выпускать народную, общедоступную газету вскоре стала реальностью. В 1897 году «Товарищество И.Д. Сытина» купило «Русское слово», тиражи которого ему удалось увеличить в сотни раз. Для газеты писали лучшие журналисты того времени: Владимир Гиляровский , Влас Дорошевич, Федор Благов. Рекордный тираж издания после февраля 1917 года дошел до 1,2 миллиона копий. Сегодня мы бы назвали Сытина медиамагнатом - помимо «Русского слова», его товарищество владело 9 газетами и 20 журналами, один из которых до сих пор издается под своим оригинальным названием - «Вокруг света».

Сытин стал выполнять разные задания по поручению правительства, например устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

23 ноября 1934 года Иван Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище, где установлен памятник с барельефом издателя. А квартира на Тверской, где Сытин прожил последние годы жизни, стала его музеем.

На одной из аудиенций с министром финансов Сергеем Витте Сытин сказал: «Наша задача широка, почти беспредельна: мы хотим ликвидировать безграмотность в России и сделать учебник и книгу всенародным достоянием» . Он не успел, как хотел, построить фабрику по производству бумаги, но успел подготовить 440 учебников, 47 книг «Библиотеки самообразования» по философии, истории, экономике и естествознанию, несколько оригинальных энциклопедий: военную, детскую, народную. Сытин не просто делал книгу доступной - он умел пробуждать в читателе любопытство к новым и новым знаниям.

Материал подготовила Елена Иванова




Top