Кто такой ктулху и как он выглядит. Кто такой Ктулху? Мифы и реальность

Однажды из космического Хаоса на планету Земля прибыли Древние Боги, основали свою цивилизацию, занялись селекцией существ, превращая их в своих рабов. Древние боги творили бесчинства. Однако был бог, который защищал этих рабов. Это был Ктулху. Кто это? Что это за защитник?

Ктулху

Впервые Ктулху был упомянут в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху» Говарда Лавкрафта. Ктулху это чудище, спящее на дне Тихого океана, которое воздействует на разум человека. Образ Ктулху близок к шумерскому божеству Кулулу, корни происхождения которого можно найти в древних манускриптах.

Части тела Ктулху похожи на осьминога, дракона, человека. Чудище с головой осьминога, с щупальцами, покрытое чешуей гуманоидное тело и два рудиментарных крыла. Живой Ктулху хлюпает, при движении из него течет слизь. Тело у этого чудища зеленое, студенистое. Точный рост Ктулху не указывается, но он подобен «ходячей горе» и больше чем Циклоп.

Ктулху из рода Древних Богов. Он лежит посреди Тихого океана на вершине города Р’льех. Когда Р’льех, «при верном положении звезд» появляется над водой, то Ктулху освобождается. Пробуждение Ктухлу грозит закату человеческой цивилизации и возвращению Древних богов.

В области Р’льеха, указанной Лавкрафтом, в 1997 году был зафиксирован подводный звук, который получил имя «Bloop». Мощность этого звука много больше, чем звук, издаваемый морскими животными.

Культисты, живущие в разных уголках Земли, поклоняются Ктулху. Среди эскимосов Гренландии и жителей Новой Англии много культистов, которые на своих встречах устраивают человеческие жертвоприношения, пляски и обряды.

Ктулху может воздействовать на разум человека, но из-за толщи воды его способности заглушаются и подвластными остаются только сновидения. Сны, напускаемые Ктулху, ужасают, доводят до сумасшествия. Кто такой Ктулху? Это – существо, совершенно чуждое людской природе и история человечества зависит лишь от его сна.

Ктулху и современная культура

В отличие от других богов из мифов, Ктулху достаточно популярен и известен. Он является одним из персонажей интернет – комикса «User Friendly».

В 1984 году группа «Metallica» исполнила музыкальную композицию «The Call of Ktulu». Затем были группы «Therion», «Draconian», «Cradle Of Filth», которые тоже обращались к этому мифическому герою. Группа «Endura» в своем творчестве многое связала с Ктулху.

В 1994 году вышла фэнтезийная игра «Quest for Glory IV: Shadows of Darkness», в которой, кроме других героев, также есть и Ктулху. В 2007 году вышла компьютерная игра, в русском варианте - «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху».На сцене Большого драматического театра сейчас идет спектакль «Пробуждение Ктулху». Ктулху неоднократно пробирался на киноэкраны – «Пираты Карибского моря.»

Образ Ктулху в молодежных сообществах Рунета популярен наравне с Медведом, Масяней, Креведко и обзавелся смайликом (;,;) или {:€. Ктулху является предметом анекдотов, карикатур, шуток и пародий.

Крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп »; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона ».

Ктулху способен воздействовать на разум людей, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, ужасают видевших их и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное , совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Произношение

Лавкрафт говорил, что имя Ктулху правильнее произносить как Khlûl’hloo , поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип» . Через долгое время после его смерти стало популярным произношение Kathooloo (). Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

В рассказе «Крылатая смерть» упоминаются некие исполинские руины, якобы находящиеся в Уганде, которые местные жители связывают со злым богом Клулу . Вполне вероятно, что это ещё один вариант произношения имени Ктулху - африканский.

В некоторых рассказах (таких как "электрический палач" и "курган") фанатики называют его Тулу.

Прототип

О существовании прототипа Ктулху доподлинно неизвестно, однако нередко выдвигается гипотеза , что прототипом для него послужил Тангароа (Тангалоа, Каналоа) - полинезийское божество моря. В пользу этой гипотезы выдвигаются следующие аргументы:

Влияние образа

Со времени написания рассказа «Зов Ктулху » образ божества обрёл широкую известность и многократно использовался в художественных произведениях разных авторов. Ктулху упоминается или выступает действующим лицом в книгах таких писателей, как Стивен Кинг (рассказ «Крауч-Энд» из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения »), Анджей Сапковский («Башня шутов»), Нил Гейман (рассказы «Я - Ктулху» (1987), «Особое шогготское» (1998) и др.), Роджер Желязны («Ночь в тоскливом октябре »), и многих других.

Образ Ктулху нашёл отражение в анимационном кино. В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями » оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу. Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк »: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum , пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon .

К образу Ктулху не раз обращались музыканты разных стран, среди которых такие, как группа Samael с песней «Rite of Cthulhu» (1991), Bal-Sagoth («Shackled To The Trilithon Of Kutulu»), Therion («Cthulhu», 1992), Mercyful Fate («Kutulu», 1996), Deadmau5 («Cthulhu Sleeps», 2010), Ляпис Трубецкой («Дикий койот») и многие другие. Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu » из альбома Ride The Lightning (), записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (), получила премию «Грэмми » за лучшее рок-музыкальное представление.

Значительное влияние творчество Лавкрафта и, в частности, образ Ктулху оказали на индустрию игр. В 1981 году по мотивам произведений Лавкрафта компания Chaosium выпустила настольную ролевую игру под названием «Call of Cthulhu» (англ.) русск. . Было выпущено дополнение для игры "манчкин", посвященное творчеству Лавкрафта, и, в частности, Ктулху ("Манчкин Ктулху"). Позднее мифы Ктулху нашли отражение или легли в основу таких известных компьютерных игр, как «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth », «Alone in the Dark» , «Prisoner of Ice» (англ.) русск. , «Cthulhu Saves the World» (англ.) русск. , «Sherlock Holmes: The Awakened », «Terraria », и ряда других.

В 2015 году в его честь названа область Ктулху на Плутоне .

Напишите отзыв о статье "Ктулху"

Примечания

Литература

  • Hanegraaff W. J. Fiction in the Desert of the Real: Lovecraft"s Cthulhu Mythos" // Aries (англ.) русск. . - 2007. - Vol. 7 (1). - P. 85-109.

Ссылки

  • (англ.)
  • в Абсурдопедии

Отрывок, характеризующий Ктулху

В свежем, утреннем воздухе раздавались уже, не как прежде в неравные промежутки, по два, по три выстрела и потом один или два орудийных выстрела, а по скатам гор, впереди Працена, слышались перекаты ружейной пальбы, перебиваемой такими частыми выстрелами из орудий, что иногда несколько пушечных выстрелов уже не отделялись друг от друга, а сливались в один общий гул.
Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками.
Ростов на пригорке остановил на минуту лошадь, чтобы рассмотреть то, что делалось; но как он ни напрягал внимание, он ничего не мог ни понять, ни разобрать из того, что делалось: двигались там в дыму какие то люди, двигались и спереди и сзади какие то холсты войск; но зачем? кто? куда? нельзя было понять. Вид этот и звуки эти не только не возбуждали в нем какого нибудь унылого или робкого чувства, но, напротив, придавали ему энергии и решительности.
«Ну, еще, еще наддай!» – обращался он мысленно к этим звукам и опять пускался скакать по линии, всё дальше и дальше проникая в область войск, уже вступивших в дело.
«Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» думал Ростов.
Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.

Рисунок Реймонда Бэйлеса на обложке книги Лавкрафта «Данвичский Ужас и другие рассказы» (1984 год)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ктулху в Мифах Ктулху - спящее на дне Тихого океана чудище, способное воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного городе Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по таинственному изваянию из рассказа, он имеет голову c щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, пару рудиментарных крыльев и драконий хвост. Описание из журнала Густафа Йохансена (героя «Зова Ктулху») добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, умеет плавать, а тело его зелено, вязко и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; судя по описанию Йохансена, он не меньше небольшого парового судна.

Культ Ктулху

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют и среди эскимосов Гренландии и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своем доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества - лишь миг его сна.

Произношение

Лавкрафт завещал произносить имя Cthulhu примерно как Khlûl’hloo или Kathooloo (), поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип.» Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

Проявления в современной культуре

В отличие от других богов пантеона мифов Ктулху, сам Ктулху достаточно известен и популярен. Например, он фигурирует в качестве одного из персонажей интернет-комикса «UserFriendly». Существуют также инструментальная композиция «The Call of Ktulu» группы «Metallica» (альбом 1984 года «Ride the Lightning»), композиция «Cthulhu» известной симфоник-метал группы «Therion» (альбом 1992 года «Beyond Sanctorum»), песня «Cthulhu Rising» готик-дум металлистов Draconian (альбом «Dark Oceans We Cry») и произведение вампирик-метал группы «Cradle Of Filth» под названием «Cthulhu Dawn» (альбом 2000 года «Midian»), Kutulu(The Mad Arab Part II)(Into The Unknown, Mercyful Fate). Творчество группы Endura во многом связано с произведениями Лавкрафта («Cthulhu Fhtagn» с альбома 1996 г. «Liber Leviathan», «R’lych Awakens» с альбома 1999 г. Elder Signs)

В 1994 году вышла игра Quest for Glory IV: Shadows of Darkness. Игра (как и вся серия в целом) исключительно фэнтезийная, а не готическая или страшная. Но эта часть посвящена мрачному культу бога Авузла (Avoozl) - созвучно с именем из произведения Кларка Эштона Смита. Естественно, игра не по какому-либо из лавкрафтовских произведений, но в ней есть отголоски его мифов. Культ Авузла основал безумный монах Амон Тильядо (это уже из Эдгара По) и его характер напоминает нам АльХазреда. Монастырь и атрибутика культа представляют собой, помимо всего прочего, осьминогоподобных созданий с щупальцами (Цтулху), называемых «Dark One». Священная книга культа называется Некрофиликон (Necrophilicon). А в буклете к игре есть глава «Call of Avoozl» автора «P.H. Craftlove». А также фраза «In his Vacation resort at Club Dead, Avoozl lies twitching.». Если взять все в целом, то этот культ и это божество со своими последователями взяты прямиком из Лавкрафта, только изменены с достаточной долей юмора.

15 февраля 2007 года вышла компьютерная игра «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху», в оригинале название «Adventures of Sherlock Holmes: The Curse of the Forgotten God».

Также в марте 2006 года вышла игра «Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth» созданная по мотивам рассказа «Тень над Иннсмутом», но также включающая в себя фрагменты других произведений Лавкрафта, включая «Зов Ктулху», «Тень на Чердаке» и др.

Другие писатели

У писателя Александра Рудазова опубликована серия произведений про архимага Креола, в которых спящий на дне моря циклопический архидемон Ктулху является одним из действующих лиц. Прочитать произведения можно на сайте писателя: http://www.rudasov.ru.

Также Ктулху появляется в ипостаси одного из демонов в цикле романов Вадима Панова «Тайный Город».

Влияние образа

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря 3: На краю света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также следует отметить образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Superman», Супермэн сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктухлу, образ которого явно был взят из описаний Г.Лавкрафта.

P.S. Аналогия образа Ктулху с образом Деви Джонса довольно спорная, а с образом доктора Зойдберга - полностью несостоятельна. Ни в самой Футураме, ни в конференциях и интервью никто из создателей не делал ни явных ни косвенных ссылок на Ктулху, что же касается внешнего сходства - это не удивительно, учитывая, что создатели футурамы, придумывали доктора Зойдберга как представителя расы лобстеров. Намного уместней было бы вспомнить японские мифы, упоминаемые Стругацкими в книге «Волны гасят ветер». Там тоже присутствовало осьминогоподобное существо, биополе которого влияло на сознание людей и заставляло их совершать различные неадекватные поступки, в том числе убийства и самоубийства.

Интересные факты

В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского - «рёв», «вой»). Природа звука указывает его животное происхождение, но мощность намного превосходит ту, которая могла быть достигнута известными видами морских животных.

Написание Лавкрафта удивительным образом близко по произношению к шумерскому божеству Кулулу. Таким образом, возможно корни происхождения данного существа могут иметь реальные подтверждения в древних манускриптах.

Ктулху как интернет-мем

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с шушпанчиком и медведом, и даже обзавёлся собственный смайликом - (;,;) или {:€. Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохаваит всех!»; «Ктулху фхтагн! - Воистину фхтагн!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого мозга (возможно, из-за сходства с иллитидами).

В июне-июле 2006 года, во время подготовки к интернет-конференции президента России В. В. Путина, шутливый вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху» оказался среди лидеров по популярности. На самой конференции ответ на него, как и на остальные несерьёзные вопросы, не последовал. Однако при неформальном общении с журналистами Путин сказал:

"Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы."




Top