Кто такой новый русский. Новые русские

"Новые русские" - термин, обозначающий представителей социального класса СНГ, сделавших большое состояние в 1990-е годы, после распада Советского Союза, предпринимателей нового типа.

Предприимчивые инженеры, научные работники, врачи, учителя, спортсмены, обладавшие способностями к коммерческой деятельности, запасом энергии и честолюбием открывали собственное дело. Структуры оргпреступности брали на себя функции охраны и покровительства коммерческих предприятий (так называемое «крышевание») облагая их существенными поборами. «Крышевание», а также торговля нелегальными товарами и услугами стали способом накопления первоначального капитала, который переводился затем в формы легального бизнеса.

Складывавшееся из этих социальных потоков сообщество предпринимателей в 1992 стали называть «новые русские». Со словом «новый русский» тесно связаны слова «крыша» и «братва», обозначавшие выходцев из криминальной среды, использовавших силу и уголовные методы для разрешения возникающих конфликтов, также термины «кинуть», «стрелка», «перетереть».

«Новые русские» формируют достаточно закрытую среду. Дружеские отношения с представителями других слоев общества здесь не приветствуются. Типичный «новый русский» общается со своими родными и другими «новыми русскими», их женами, любовницами и детьми. Язык новых русских, как и язык любой другой субкультуры, носит демонстративные характеристики и позволяет быстро и безошибочно выделить «своего».

Мифологический образ новых русских формируется в культуре усилиями всего общества и нашел свое отражение в публицистике, современной прозе, бульварном романе, в телесериалах, в скетчах юмористов, в обширной серии анекдотов. Особый интерес представляют анекдоты о новом русском. Надо сказать, что анекдоты о новом русском – едва ли не единственная и самая яркая серия анекдотов, возникшая в постсоветское время. Общая интонация этих анекдотов – подсмеивающаяся, но нередко и доброжелательная. Новый русский предстает как «ужасное дитя», нелепое и трогательное, безвкусное и настырное.

Характерными атрибутами в 1990-х годах считались:

Красный или малиновый пиджак - отличительный стиль одеяния «крутого», его символ (также символ безвкусицы), черные джинсы модной марки, остроносые чёрные туфли. По словам игрока «Что? Где? Когда?» Андрея Козлова, «новые русские» стали носить малиновые пиджаки именно после появления их в этой игре.

Массивная золотая цепь на шее («голда»), золотая цепочка навыпуск.
Увесистый золотой перстень-печатка («гайка»). Обычно на нескольких пальцах.
Крупные часы («котлы») дорогой марки, желательно золочёные и с драгоценными камнями.
Машина Mercedes-Benz S600 образца 1991 года в кузове W140 («шестисотый мерс» , «600-й мерин», «Чемодан», «Бандит», «Кабан», «стосорокет»), Jeep Grand Cherokee («чирик», «черкан», «джип», «жып», «черокез», «широкий»), Nissan Terrano («тиранка»), Mitsubishi Pajero («поджарый»), Toyota Land Cruiser («крузак», «кукурузер»), Mercedes Geländewagen («гелик», «кубик»), Chevrolet Tahoe («гроб»), Volvo 940, Mercedes-Benz W124, BMW 5, Audi 100, BMW 7 («бумер»), Lincoln Town Car.
Мобильный телефон («труба», «мобила», «сотовик»), считавшийся до начала 2000-х годов предметом роскоши и престижа.
Бритая «ёжиком» голова (или только затылок) («репа»).
«Распальцовка»: характерные жесты кистями рук с отогнутыми мизинцем, указательным и иногда большим пальцами и поджатыми к центру ладони средним и безымянным пальцами («растопырка», «распальцовка», «пальцы», «пацанская коза»).
Использование новорусского жаргона (слов «типа», «в натуре», «чисто», «конкретно», «по-любому» и т. д.). Блатная феня.
«Капуста» - много наличных в долларах США, или денег вообще («бабки», «бабло», «зелень», «лавэ»).

Поймал новый русский золотую рыбку и говорит ей: – Чего тебе надобно, рыбка?

Есть несколько версий происхождения столь емкого и точного понятия, но существует бесспорный факт: 7 сентября 1992 года в статье газеты «Коммерсантъ» впервые был употреблен термин «новые русские» применительно к определенной группе быстро разбогатевших после распада Советского Союза людей. Стоит заметить, что в англоязычной форме словосочетание «New Russians» использовалось уже с 1990-х годов, поэтому здесь может идти речь и о калькировании иностранного выражения на русский язык.

Основоположником моды на малиновые пиджаки был Сергей Мавроди

К тому же, существует мнение о том, что «новые русские» — это своеобразное языковое обыгрывание французского слова «нувориш», которое дословно переводится как «новый богач». Интересная деталь заключается в том, что в конце XIX века, когда в Российской империи стремительно совершалась промышленная революция, в широкое употребление вошло слово «скоробогач» или «скоробогатый» — человек, сумевший нажить солидное состояние в ограниченные сроки. У всех этих терминов, однако, есть важная общая черта — они носят так или иначе негативный оттенок по отношению к своему объекту.

Типичный представитель «новых русских»

«Новые русские» появляются на закате позднесоветского общества. Первыми представителями этого общественного слоя были, так называемые, «цеховики» или владельцы нелегальных подпольных производств, занятых выпуском дефицитной продукции. В годы перестройки частная предпринимательская деятельность легализуется в формах кооперативного движения. В то же время на базе столичных райкомов ВЛКСМ создаются Центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), которые стали первыми бизнес-структурами в СССР. ЦНТТМ положили начало процессу обмена номенклатурной власти на собственность, что позднее привело к значительному слиянию представителей бизнеса и власть имущих. В бизнес потянулись партийные работники, чиновники, энергичные хозяйственники, отставные офицеры армии, КГБ и МВД.

Слоган одной телепрограммы из 90-х: «Новая программа для новых русских»

Помимо выходцев из номенклатуры в бизнес устремились представители всех слоев общества. Предприимчивые инженеры, научные работники, врачи, учителя, спортсмены, обладавшие способностями к коммерческой деятельности, запасом энергии и честолюбием, открывали собственное дело.

В формировании зарождавшегося слоя предпринимателей приняли участие и представители криминальных структур, которые брали на себя функции охраны и покровительства (так называемое «крышевание»), требуя за это немалые суммы. «Крышевание», а также торговля нелегальными товарами и услугами (оружие, наркотики, устранение конкурентов и др.) стали способом накопления первоначального капитала, который переводился затем в формы легального бизнеса.

Никита Михалков в фильме «Жмурки» гениально сыграл типичного «нового русского»

«Новые русские» стали независимым, достаточно замкнутым социальным слоем, который в короткие сроки выработал свою идеологию, систему ценностей, сформировав таким образом уникальную субкультуру. Стоит отметить, что за годы советской власти предпринимательская традиция была практически утрачена и должна была возродиться фактически на пустом месте. Богатые традиционно воспринимались в русской культуре скорее негативно, всегда возникал неминуемый вопрос об источниках и методах обогащения, а профессионал в сфере торговли несколько пренебрежительно обозначался словом «торгаш».

Отношение нового русского к традиционному советскому человеку нашло свое оформление в слове «совок». Новый русский — индивидуалист, твердо стоящий на земле, чуждый различных интеллигентских «заморочек», вроде идеи бескорыстного служения на благо отчизны или непрактичности своего поведения. Демонстративные характеристики образа жизни «нового русского» противостоят советским традициям.

Образ «новых русских» обыгрывается в сериале «Бригада»

Однако сам мифологизированный персонаж «новый русский», герой многочисленных анекдотов, в большей степени связан с традиционными социальными группами исторической России. Это, в первую очередь, мещанство, представители которого при всех обстоятельствах, при любой власти обустраивают свой быт, стремятся обеспечить семью, детей, ближайшую родню всем необходимым. С другой стороны, в образе «нового русского» узнается традиционный русский разбойник, сорящий шальными деньгами, обменивающий презренный металл на шумный восторг и одобрение товарищей, собутыльников и клиентов.


Постановочный кадр, прекрасно отражающий некоторые реалии 90-х

Говоря о типичном представителе «новых русских», нельзя не упомянуть традиционные атрибуты этой социальной группы:

«Малиновый пиджак». Считается, что саму идею верхней одежды такого цвета «новые русские» заимствовали у игроков элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Однако здесь стоит также отметить необыкновенную жажду приобретения «брендовых» вещей, непосредственно от крупнейших модельеров мира. Так, в 1992 году Джанни Версаче представил свою новую коллекцию, в которой гвоздем программы стали как раз малиновые пиджаки, а после показа все уважающие себя российские бизнесмены посчитали обязательным одеться в «версаче». Малиновый пиджак стал непременным элементом гардероба практически любого нувориша. Малиновый цвет, вероятно, мог быть связан в сознании «новых русских» с блатным жаргонным словом «малина», обозначавшим воровской притон или вообще что-либо хорошее, удобное или вольготное.

Прическа «бобрик». Такой вид стрижки предполагает состригание волос в области висков и затылка, а при этом относительно длинные волосы остаются в виде челки, уменьшаясь к затылку. Считается, что подобный образ зрительно уменьшает объем головы и делает обладателя стрижки грубым и очень мускулинным. Вероятно, именно поэтому такой незамысловатый силуэт стал столь популярным среди «новых русских».

«Голда». Массивную золотую цепь на шее носили исключительно навыпуск, например, поверх шелковой рубашки. Отлично такую цепь дополняли увесистые перстни и браслеты.

«Ищу работу с риском» — такое объявление можно было встретить в газетах

«Распальцовка». Особая специфическая жестикуляция «нового русского». В воровском лексиконе часто используется жест «коза», при помощи которого выносится предупреждение собеседнику об угрозе выколоть ему глаза. Также весьма вероятно, что характерная «распальцовка» «новых русских» напоминает о своеобразном расположении пальцев при захвате пистолета: большой палец располагается на предохранителе, указательный палец на спусковом крючке, а безымянный палец сжимает рукоять.

«Котлы». Одним из основных атрибутов настоящего «нового русского» стало обязательное наличие дорогих швейцарских часов, например, марки Rolex. Особым почетом пользовались золотые часы, инкрустированные драгоценными камнями. Говоря о происхождении самого термина «котлы», можно привести несколько версий его происхождения. Поскольку большинство блатных выражений пришло из идиша, то и слово «котел» может быть того же происхождения, что означает круглую башню, на которой стоят часы. В английском воровском лексиконе есть термин «kettle banger» — вор, специализирующийся на краже часов. Слово «котлы» могло иметь и отечественную этимологию: в лагерях для заключённых начало обеденного перерыва обозначалось специальным сигналом, который воспроизводили с помощью посуды (кастрюль) наподобие колокола. В данном случае кастрюля — котёл. В итоге для заключенных слово «котлы» метафорически обозначало время, а позже это название приклеилось и к наручным часам.

Типичные «переговоры» в офисе «нового русского»

«Шестисотый мерседес». Модель Mercedes-Benz S600 стала визитной карточкой «новых русских». Флагман европейского автомобилестроения начала 90-х был мечтой представителей зарождавшегося отечественного бизнеса. Помимо «запорожца» «шестисотый» стал вторым автомобильным героем русского фольклора. В отличие от автомобилей BMW, которые называли «боевой машиной вымогателей», «шестисотый» получил достаточно нейтральную эмоциональную окраску. Стоит отметить, что первый в России мерседес принадлежал не бизнесмену, а политику — Владимиру Жириновскому.

«Капуста». Это слово в значении «деньги» появилось в воровском жаргоне наряду с терминами «вилки», «филки». Принимая во внимание наличие в обычном языке словосочетания «вилок капусты» (т.е. кочан), а также отдаленную схожесть такого вилка с пачкой купюр (особенно на срезе), можно понять происхождение этого термина. К тому же капуста — зеленый овощ, по цвету отсылающий к американской валюте «долларам» или «баксам». Один из остроумных эссеистов эпохи 90-х замечал: «Самоуверенный мистер Доллар, попав в нашу Зону и получив кликуху Бакс, теряет свою респектабельность и начинает вести себя непредсказуемым образом. Лимон в коробке из-под ксерокса совсем не то же самое, что миллион долларов в банке».

«Глупый киснет, а умный все промыслит» «Кто смел, тот и съел» (Говорится о тех, кто умеет рискнуть.)

Русские народные пословицы

Кто же эти «новые русские» ? Обычно их появление объясня­
ют только особенностями теневой экономики в России. Среди
них есть две группы: первая - это предприниматели, активно
занятые в финансово-экономической деятельности; вторая -
владельцы недвижимости, которые негласно участвовали в нача­
ле 90-х годов в приватизации крупной государственной собствен­
ности, используя свои командные позиции в номенклатуре бывшей
государственной системы СССР. " "

В целом можно говорить о том, что наиболее болезненно и не­гативно переход к рынку сказался на положении ранее относи­тельно благополучных групп населения - преподавателей, деяте­лей культуры и ученых. В ходе реформ произошла смена лидеров и аутсайдеров. Представители ранее престижных профессий утра­тили свое высокое (или приемлемое) материальное положение, а вместе с ним и роль лидеров. Вперед из тени вырвались ранее весьма скромные «технари», завлабы, к которым гуманитарная интелли­генция относилась свысока. Можно сказать, что в России бук­вально повторилась ситуация 20-х годов XX века: «Кто был ничем, тот стал- всем».Такая быстрая смена ролей в социуме влияет на уровень социальной напряженности в обществе, на остроту восприятия ситуации в ранее благополучных группах.

Самая интересная и перспективная - первая группа, т.е. соб­ственно предприниматели. Обычно это энергичные люди не старше


45 лет с высокими интеллектуальными способностями. Они мо-1ут решать не только профессиональные проблемы, но и диаг­ностировать ситуацию, быстро и оперативно принимать реше­ния, удерживать в памяти огромный объем информации, при­нимать на себя инициативу, рисковать («пан или пропал»), брать на себя ответственность не только за деньги, но и за судьбы вверившихся им работников.

Учитывая, что действовать приходится в довольно неопреде­ленной и нестабильной экономической реальности, именно эти психологические и личностные качества людей и помогли им занять лидирующее положение в обществе. Они стали первопроходцами не благодаря наследственным капиталам, семейной традиции или родительскому выбору, не благодаря соответствующему образо­ванию или специальной подготовке, а только в силу своих лич­ных качеств и сознательного выбора.

Вот один из типичных примеров. Жене «нового русского» на­доело сидеть дома и ждать вечно занятого мужа с работы. Пере­стала устраивать и ее роль декоративного элемента в жизни бо­гатого мужа. Она умела шить и занялась этим всерьез. Но не для себя, а на продажу. Заняла у мужа деньги с обещанием вернуть с процентами, купила ткани, напридумывала модели и фасоны, приобрела оборудование, сняла помещение и наняла помощни­ков. Через несколько лет она стала владелицей крупного швей­ного производства с серьезной клиентурой, отвечает за судьбы и заработок 2000 работников - а это не шутка!

Казалось бы, зачем ей были такие хлопоты? Если ты богата, то почему бы и не «пожить для себя», устроить себе «красивую жизнь»? Характер, значит, такой. Пример этой женщины пока­зывает на появление совершенно нового типа людей. Ведь подоб­ным предприимчивым людям приходилось прятаться от закона и всевидящего ока государства, поскольку такая деятельность рас­ценивалась как криминальная и была наказуема. Социальная роль этой группы людей тем более значительна, если учесть традици­онный русский «пофигизм», привычку сидеть сложа руки, наде­ясь на чудо, выражать свое недовольство ситуацией и искать ви­новатых. Все это идет еще и от консервативного синдрома в рус­ском архетипе (см. ч. II, гл. 3, § 1 и 2).

Итак, расслоение единого ранее общества произошло не только по объективным причинам, но и по психосоциальным парамет­рам. Появление слоя предпринимателей пока мало оценено. Нельзя не удивляться той быстроте, с какой в России появился пред­принимательский слой. Ведь еще только 10 лет тому назад все


дружно горевали, что из всех исторических утрат дореволюци­онной России именно утрата слоя деловых и активных людей необратима.

Откуда в советском пространстве могли появиться люди, знающие, что такое «залоговое право», «биржевой курс» или «ак­ции»! Их ведь этому никто никогда не учил. Законодательство СССР, с которым Россия входила в рынок, не предусматривало рыночных отношений. Первопроходцы бизнеса, нарушая все за­коны, двигались вперед как по минному полю. Неудивительно, что первую когорту предпринимателей составили люди наибо­лее бойкие, быстрые и дерзкие, такие, о которых в народе го­ворится, что он «Не даст себя с кашей съесть», «Знает все ходы и выходы», «Прошел огонь и воды, медные трубы и волчьи зубы». Таких всегда уважали. Они в самые краткие исторические сроки наладили инфраструктуру рынка: занялись челночным бизнесом, открыли магазины, создали биржи, банки, холдинги, начали гнать грузы через границы, открывать рекламные и продюсерские ком­пании, выпускать акции и векселя, прогорать и снова подни­маться. В начале они научились торговать и посредничать. Теперь понемногу учатся производить, выращивать, строить и добывать.

Безусловно, в российском бизнесе с самого начала присут­ствовала криминальная составляющая. Однако те, кто пришли в легальную экономику, больше не желают конфликтовать с за­коном. Не стоит недооценивать их гибкость, способность обу­чаться и стремление к респектабельности. Ведь управлять пре­ступным бизнесом - дело опасное и хлопотное. Это утверждает в мысли, что в будущем экономическая ситуация в России не может не стабилизироваться.

Уходят понемногу в прошлое анекдотические типы «новых рус­ских», примитивные, мечтающие об одном - вывезти свои ка­питалы за границу и «тихо доживать» где-нибудь на Кипре. Надо полагать, что мечты последних уже осуществились. Их образ сполна отражен в серии анекдотов (см. ч. 1, § 4). А вот люди, которые в зрелом возрасте сознательно выбрали путь, несомненно, менее всего настроены на примитивное проедание своих богатств. Все больше появляется экономически ответственных людей, настроенных на созидание. Часто они называют себя «новые «новые русские». Для этой группы предпринимателей характерно стремление не лезть в глаза, демонстрируя свое богатство и широкие жесты, а наобо­рот, - тайное пожертвование, например, в детские дома.

Из кого же конкретно формировалась группа российских пред­принимателей, сумевших прорваться вперед? Объективно за про-


шедшие 10-12 лет прежде всего выиграли и вырвались вперед те, кто сумел перейти на вновь возникающие предприятия час­тного сектора. Это зависело от профессии, возраста и региона проживания. В депрессивных районах страны вероятность перей­ти на работу в частный сектор, конечно, была ниже, чем в Москве, Петербурге или в Нижнем Новгороде. Имел свое значение и та­кой фактор, как должность: руководители, в основном, сохра­нили свои привилегированные позиции, а вот средние работни­ки их растеряли.

В основном эта группа состоит из мужнин. Женщины, заня­тые, главным образом, в гуманитарных сферах государственного сектора (врачи, учителя, инженеры, научные работники и т.д.) пострадали больше, чем мужчины. Очень пострадали те, у кого в семьях в тот момент были иждивенцы - несовершеннолетние дети. Короче говоря, проиграли почти все, кто остались вне «ры­ночного сектора».

Но кроме объективных факторов, по крайней мере когда имеешь дело с русскими, имеют свое значение и субъективные факто­ры, которые оказали свое влияние на динамику благосостояния. Например, свое влияние оказала традиционная конформистская установка русского архетипа - «быть как все». Те, кто оказа­лись во власти этой установки и жили по принципу «не высовы­вайся», проиграли, оказавшись на обочине жизни, а яркие, не­стандартные личности с устремлениями индивидуалиста, харак­терные для обществ западного типа, прорвались вперед и заняли лидирующие позиции.

Значит, по итогам 10 лет реформ, динамика материального положения россиян жестко связана с типами их ментальности: каждый человек предоставленные ему возможности использовал по-разному. Резкая смена лидеров и аутсайдеров не случайность, она зависит от ментальности и типа поведения человека.

Как же относятся россияне к богатым? Самый распростра­ненный стереотип, согласно которому россияне с подозрением и неприязнью относятся к богатству, в зеркале социологичес­ких исследований выглядит противоречиво. С одной стороны, доля тех, кто относится к быстро разбогатевшим в последние 10 лет людям так же, как и ко всем остальным, или же с уважением и интересом - 58% 80 . С другой стороны, 30% россиян столь же ста­бильно относятся к ним с подозрением и неприязнью. Это даже не столько зависть, сколько неприятие высокомерия, стремле­ния демонстрировать свою успешность и богатство (все эти «на­вороченные» джипы с тонированными стеклами, огромные дома


среди пустеющих полей и т.п. вещи). О таких традиционно гово­рят с презрением: «Залетела ворона в высокие хоромы», «Из гря­зи- да в князи»...

Нужно отметить, что среди русских не вполне популярна «аме­риканская мечта» - стремительно разбогатеть. В русском кино вы никогда не увидите сцену, в которой герой (героиня) зака­тывает в блаженстве глаза, перебирая кучу денег, сыпет их на себя дождем или в эйфории валяется на них, как это показыва­ется в голливудской кинопродукции.

Интересно высказывание главы компании «Юкос» олигарха М. Ходорковского (АиФ, 2003, №5), что он в вопросе о богат­стве даже со своими родителями находит общий язык с трудом. Такова традиция: в России на протяжении сотен лет успешные люди не воспринимались позитивно. В Сибири еще полегче (так сложилась историческая ситуация), а вот в европейской части, по его мнению, - просто катастрофа. И ситуация изменится только со сменой поколений, когда уйдут старики и с помо­щью новых технологий и Интернета вырастет и будет воспита­но новое поколение нормальных европейцев. Люди же, воспи­танные в бывшей системе, никогда не смогут стать успешными в бизнесе или относиться к этой деятельности позитивно. Не­смотря на явный экстремизм, кажется, что в этом мнении есть разумное зерно...

За 10-12 лет на несколько процентов сократилось количе­ство людей, которые приписывали предпринимателям такие ка­чества, как «безразличие к государственным интересам», «не­разборчивость в средствах», «рвачество». Но в то же время на 10% выросло количество людей, которые ставят в вину бизнес­менам их «безжалостное, потребительское отношение к людям».

Может быть, в этом есть скрытый упрек? Скрытое ожидание помощи от богатых: мол, они обязаны делиться, раз они заняли место наверху и отобрали это место у государства.

Но даже тем, кого устраивает разница в доходах и наличие богатых «новых русских», не совсем безразлично, какова эта разница в материальном выражении. Есть граница, по которой разрыв в заработках угнетает даже самый соревновательный дух. Исследования в Институте психологии утверждают, что росси­янин готов смириться, если разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными составит 5-7 раз, но не более. Больший разрыв воспринимается как несправедливость, люди начинают думать, что богатые незаслуженно получают свои деньги.


А сейчас, по данным директора Института народонаселения РАН академика Натальи Римашевской, самые богатые россияне в 14 раз богаче самых бедных. Для сравнения: в США это 7-8 раз, в Европе - 4 раза 93 . Эти данные не могут не беспокоить.

Вспомним к тому же, что для русской ментальности очень важен способ, каким были заработаны деньги, очень важно, чтобы человек трудился, напрягался. Не менее важно, чтобы деньги он тратил «с умом», не бросая на ветер, но «на пользу обществу». Например, инженер согласен с тем, что какой-то академик по­лучает гораздо больше его, а вот диктору телевидения он этого уже не прощает: что это за работа - быть «говорящей головой»? Экономическая непросвещенность тем более восстановит его против банкира, который ничего конкретного не производит.

– понятие, возникшее для обозначения нового социального слоя, появившегося в России в конце перестройки, на фоне распада Советского общества и становления рыночной экономики. В самом общем смысле понятие «новые русские» вбирает в себя слой средних и крупных предпринимателей и крупный менеджмент. Отличительные черты новых русских – наличие «своего дела» (или высоко оплачиваемой работы в крупной корпорации), высокий (по советским меркам немыслимый) уровень доходов и специфический, новорусский образ жизни.

Впервые словосочетание «новые русские» появилось в публикации газеты «Коммерсантъ» в 1992. Предыстория понятия «новые русские» связана с именем американского журналиста Хендрика Смита, написавшего в конце 1980-х книгу с одноименным названием. Переведенное с английского, понятие «новые русские» было подхвачено и прочно утвердилось в современном русском языке. Успешное вхождение образа «новых русских» в отечественную культуру свидетельствовало о том, что это понятие отвечало на потребность общества в обозначении и осознании нового важного явления, ознаменовавшего собой наступление постсоветской реальности.

По преимуществу, словосочетание «новые русские» относится к публицистическому контексту. Оно не представляет собой строгого научного понятия. Это достаточно расплывчатый, собирательный образ, который несет в себе существенную оценочную компоненту. В то же время, образ «новые русские» утвердился в отечественной культуре. Поэтому, отдавая дань культурной традиции, специалисты, рассматривающие процессы становления предпринимательства в постсоветской России (философы, социологи, экономисты, культурологи, психологи, политологи), используют образ «новые русские» чаще всего в популярных изданиях.

Существенно различаются два измерения описываемого явления. «Новые русские» как собирательное понятие, выражающее некоторую социальную, экономическую и культурную реальность (или явление «новые русские») и мифологический образ «новых русских», сложившийся в российском обществе.

Владимир Пастухов. Новые русские. Эволюция советской номенклатуры . Мегаполис-Экспресс, 24 февраля 1993
Валентина Федотова. «Новые русские». Что в них нового? Что в них русского? – Российская Федерация, 1994, № 18
Крыштановская Ольга. Портрет современной элиты . – Спутник-дайджест, 1995
Крыштановская Ольга. Элита «новых русских» усердно работает, в том числе и над собой . – Известия, 12 августа 1995
Богуславская З. Окнами на юг. Эскиз к портрету «новых русских» . – Новый Мир, 1995, № 8
Анекдоты о новых русских . Минск, 1998
Барсукова С. Кто такие «новые русские»? – Знание – сила, 1998, №1
Чередниченко Т. Россия 1990-ых: в слоганах, рейтингах, имиджах (актуальный лексикон истории культуры ). – Новое литературное обозрение, М., 1999
Семенова-Андриевская Е. Диагноз: «жена нового русского»? – Аргументы и факты. Интернет-версия, № 45 (1046), 8 ноября 2000
Мусиенко Ю.И. «Стильные» «разборки» в интерьере . – Проект Сибирь, 2001, № 11
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней. М., 2002
500 анекдотов о трудной жизни богатых людей . – ЭКСМО, М., 2003

Найти "НОВЫЕ РУССКИЕ " на

При этом не обладающих высоким уровнем интеллекта , культуры и, несмотря на своё благосостояние, использующих лексику и обладающих манерами социальных слоёв, из которых они вышли.

Этимология

История

В 2000-е годы термин постепенно стал уходить из активного употребления . Так В. А. Буряковская в монографии «Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе» 2014 года характеризует выражение «новые русские» как «постепенно выходящее из употребления словосочетание», окончательно уходящее в историю. В целом, в 2010-х годах понятие «новые русские» употребляется как ретро-термин из эпохи «лихих 90-х». .

Атрибуты «нового русского» и терминология

Характерными атрибутами в 1990-х годах считались:

  • Красный или малиновый пиджак - отличительный стиль одеяния «крутого», его символ (также символ безвкусицы), черные джинсы модной марки, остроносые чёрные туфли. По словам игрока «Что? Где? Когда? » Андрея Козлова , «новые русские» стали носить малиновые пиджаки именно после появления их в этой игре. По другой версии основоположником «моды» стал Сергей Мавроди, придя в таком пиджаке на телепередачу. Крупнейшее в России собрание малиновых пиджаков находится в Москве, в частной коллекции культовой одежды 90-х «Реальный прикид». Владельцу коллекции Дмитрию Фунтикову удалось собрать более 150 экземпляров малиновых пиджаков. Ранее эти вещи принадлежали известным бизнесменам, политикам, криминальным авторитетам, звездам шоу-бизнеса и различным медийным персонажам.
  • Массивная золотая цепь на шее («голда»), золотая цепочка навыпуск.
  • Увесистый золотой перстень-печатка («гайка»). Обычно на нескольких пальцах.
  • Крупные часы («котлы») дорогой марки, желательно золочёные и с драгоценными камнями.
  • Толстый золотой браслет . [прояснить ]
  • Машина Mercedes-Benz S600 образца 1991 года в кузове W140 («шестисотый мерс », «600-й мерин », «Чемодан», «Бандит», «Кабан», «стосорокет»), Jeep Grand Cherokee («чирик», «черкан», «джип », «жып », «черокез», «широкий»), Nissan Terrano («тиранка»), Mitsubishi Pajero («поджарый», пейджер), Toyota Land Cruiser («крузак», «кукурузер»), Mercedes Geländewagen («гелик», «кубик»), Chevrolet Tahoe («гроб»), Volvo 940 , Mercedes-Benz W124 («Волк»), BMW 5 («бумер», «шницер»), Audi 100 («селедка», «сигара»), BMW 7 («бумер»), Lincoln Town Car или Lada Samara («зубило»).
  • Мобильный телефон («труба», «мобила», «сотовик»), считавшийся до конца 90-х годов предметом роскоши и престижа.
  • Бритая «ёжиком» голова (или только затылок) («репа»).
  • «Распальцовка »: характерные жесты кистями рук с отогнутыми мизинцем, указательным и иногда большим пальцами и поджатыми к центру ладони средним и безымянным пальцами («растопырка», «распальцовка», «пальцы веером», «пацанская коза»).
  • Зализанные назад волосы.
  • Кожаная куртка
  • Кожаные чёрные туфли
  • Использование специфического жаргона (слов «типа», «в натуре», «чисто», «конкретно», «по-любому» и т. д.). Блатная феня .
  • «Капуста» - много наличных в долларах США , или денег вообще («бабки», «бабло», «зелень», «лавэ»).

С понятием «новый русский» тесно связаны слова:

  • «крыша » - обеспечение защиты бизнеса, в том числе незаконного, со стороны правоохранительных или криминальных структур («крыши») за вознаграждение на постоянной основе.
  • «братва́» («братки», «братаны», «брателлы») - выходцы из криминальной среды, использовавших силу и уголовные методы для разрешения возникающих конфликтов.
  • «кинуть» - искусно обмануть, «развести» на деньги.
  • «стрелка» - встреча с целью разрешить некий конфликт, иногда вооружённым путём.
  • «перетереть» - поговорить, подраться или даже устроить перестрелку.

«Новые русские» в массовой культуре

Пикник у Новых Русских:
один говорит другому:
- Вован, иди, разведи костёр.
Тот подходит к костру, садится
на корточки и говорит:
- Ну чё, костёр, ты попал!

«Новые русские» стали расхожим штампом, героями множества анекдотов, их типажи многократно обыгрывались в различных фильмах, спектаклях и передачах. Сам архетип неоднократно переносился и на другие сферы и явления жизни (см. «Новые Русские Бабки »). Также в 1996 году в программе Джентльмен-шоу появился персонаж «Вован Сидорович Щербатый» в исполнении украинского актёра Олега Школьника . В программе «Городок» часто инсценировались анекдоты о «новых русских», был даже целый выпуск - «Новые русские нашего городка». Монологи, главными героями которых были «новые русские», исполняли Евгений Петросян , Михаил Задорнов , Владимир Винокур и другие артисты.

Образ «новых русских» в определенной степени обыгрывается в телесериале «Бригада» , а также в фильме «Жмурки» и сериале «Бандитский Петербург» .

См. также

Примечания

  1. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений за речевой практикой массмедиа. Архивировано 5 мая 2014 года. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Златоуст, 1999. - 319 с - ISBN 978-5-86547-070-0 . - (Язык и время. Вып. 1).



Top