Кто такой виталий бианки. Виталий бианки краткая биография

Виталий Валентинович Бианки

Фото с сайта bvi.rusf.ru

Бианки Виталий Валентинович (30.01.1894-10.06.1959), детский писатель. Сын ученого-биолога. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета. Литературную работу начал в 1923. В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы, накопил огромный запас наблюдений. В первых же книгах Бианки природа, ее живой мир становятся главными героями писателя. Звери, птицы, насекомые в его повестях и рассказах приобретают свои «характеры». Увлекательные книги Бианки раскрывают перед детьми волшебный поэтический и в то же время реальный мир природы, учат проникать в ее тайны. Плодом богатых наблюдений над природой явилась «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928).

Многократно переиздававшаяся и дополнявшаяся, она превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. Бианки - тонкий и своеобразный мастер слова. Язык его книг - легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе - обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы.

Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей. В народной творческой стихии художник видел опору собственным исканиям и распространял это суждение на литературное творчество вообще: «писатель - дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения, мироопределения - народной веры, мифотворчества своего народа» (из письма в редакцию, сопровождавшего рукопись сказки-календаря, 1944).

Бианки не только усвоил, но и развил фольклорные традиции. В жанрах сказки и близких ей несказочных историй: бывальщины, охотничьего рассказа, рассказа о бытовых случаях - он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поет?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Хвосты», «Теремок», «Как Муравьишка домой спешил», «Мишка-Башка», «Мастера без топора», «Кукушонок» и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Бианки Виталий Валентинович - прозаик.

Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний. Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех «бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак, сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».

С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).

Наибольшей известностью пользуется книга Бианки «Лесная газета на каждый год», которая создавалась в течение ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей. Ее история начинается с 1924, когда она открылась как раздел журнала «Воробей» (в дальнейшем - «Новый Робинзон»), первое отдельное издание состоялось в 1928. Затем «Лесная газета» постоянно пополнялась новыми материалами, менялась ее география, росло население, расширялся круг научных и воспитательных проблем (только при жизни писателя книга выдержала 9 отдельных изданий). Популярность объяснялась не только новизной и обильностью материала, но и открытой Бианки новой формой научно-художественного произведения, подлинной энциклопедией русской природы. Материал подбирался, как в настоящей газете, были здесь и очерки, статьи, и короткие заметки, письма, рисунки читателей, и загадки. Вместе с тем это «газета», которая не стареет, а продолжает жизнь, приноровившись к сезонным сменам года; это книга-игра, где читатель вовлечен в систему непрерывных наблюдений в практические дела, получает полезные советы, информацию о научных исследованиях и открытиях; это, наконец, единое художественное произведение, части которого связаны общими героями (охотник Сысой Сысоич, юннат Кит Великанов).

Любимый жанр Бианки - жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение - «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,- ежик («Лесной колобок - колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.

Уже в небольших сказках заметно стремление Бианки к большей конкретности и психологической четкости в создании характеров героев, понятен в этой связи и переход к более крупным формам - сказочной повести, например робинзонада «Мышонок Пик», «Оранжевое Горлышко». Особое место занимают психологические рассказы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Рассказы для детей старшего возраста вошли в сб. «Нечаянные встречи», состоящий из нескольких циклов («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). В статье «Воспитание радостью» Бианки писал: «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребенка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребенок прежде всего почувствует друга» (Жизнь и творчество Виталия Бианки. С.191). Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.

Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в г.Уральск, позже - в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых, путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).

Писатель-анималист, Бианки выступил как организатор целого направления в литературе, успешно развивающегося и сегодня. В создании «Лесной газеты» принимали участие Н.Сладков, Н.Павлова, художник-иллюстратор и писатель Е.Чарушин; в направлении, сформировавшемся благодаря творческим усилиям Бианки, развивалось творчество Г.Скребицкого, П.Мариковского, С.Сахарнова и др.

А.А.Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 212-214.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Лесные были и небывальщины. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Лесная газета на каждый год. 10-е изд. Л., 1961.

Лесные были и небылицы. Л., 1957;

Повести и рассказы. Л., 1959;

Рассказы и сказки. Л., 1960;

Отчего я пишу про лес. Вслух про себя. М., 1975. Кн.1;

Кто чем поет? [Для детей]. СПб., 1996.

Литература:

Щеглов М. Перо вальдшнепа // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1958;

Гроденский В. Виталий Бианки: Критико-биографический очерк. 2-е изд. М., 1966;

Жизнь и творчество Виталия Бианки. Л., 1967;

Воеводин Вс. Человек стройного мира (о В.В.Бианки) // О литературе для детей. Л., 1967. Вып.12. С.167-196;

Виталий Бианки в Прикамье: К 100-летию со дня рождения писателя: [сб.]. Оса, 1993.

Виталий Бианки открыл советским малышам волшебный мир природы, на страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Писателя называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. Легкий и красочный язык, подкрепленный знаниями биолога и натуралиста, без труда будит воображение каждого ребенка.

Детство и юность

«Все мы родом из детства» - это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк.

Виталий Бианки в детстве (слева внизу), его родители и братья

Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.


Виталий Бианки в юности

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, уважал музыку и хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

Виталий Бианки в молодости интересовался политикой, примкнул к эсерам, ходил под знаменами . За грехи юности в дальнейшем поплатился. Мужчину преследовали советские власти, арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности и однажды даже выслали в Уральск (Казахстан).


После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Литература

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал - эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг. Писатель однажды признался в обращении к читателям:

«Я стремился писать таким образом, чтобы сказки были интересны и взрослым. Но сейчас осознал, что творил для взрослых, которые сохранили в душе ребенка».

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.


Виталий Бианки наблюдает за птицами

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».


Молодые родители обязательно пополняют домашнюю библиотеку сказкой «Синичкин календарь», которая в игровой форме знакомит малышей со сменой времен года и месяцами. Вместе с синичкой Зинькой познавать мир – одно удовольствие. На страницах книги – ответы на вопросы, почему замерзают реки, когда прилетают и улетают птицы и многие другие интересные факты о животных и природе.

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.


Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.


Точку в творческой биографии писателя поставила незавершенная книга «Опознаватель птиц на воле». В дневнике Виталий Бианки писал:

«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и есть хорошего, светлого в жизни... – от этой силы. Благословенна она и во мне и в других - в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде».

Личная жизнь

С будущей женой Виталий Бианки познакомился в Алтайском крае, когда работали вместе в гимназии. Вера Клюжева, дочь врача и преподаватель французского языка, родила писателю четверых детей – дочь и троих сыновей. Наследники, благодаря отцу, тоже впитали интерес к окружающей природе.


Сегодня живет и здравствует только один сын Бианки – Виталий, орнитолог, доктор наук, работающий в Кандалакшском заповеднике Мурманской области. Мужчина в прошлом году отметил 90-летие, но, несмотря на возраст, до сих пор поглощен научной работой и поездками в полевые экспедиции.


В одном из интервью Виталий Витальевич рассказывает, что отец, следуя примеру своего родителя, каждое лето вывозил детей в деревню. Дома, в городской квартире, жили канарейки, собаки, а однажды поселилась летучая мышь.


Автор детских книг отличался позитивным отношением к жизни, умел радоваться мелочам – восходу солнца, весенним ручьям и сгорающему золоту осени. В семье Бианки укоренились традиции, которые до сих пор по возможности поддерживают внуки – новогодние игрушки создавали исключительно собственными руками, а в день весеннего равноденствия пекли жаворонков из теста.

Виталий Валентинович любил играть с детьми, дочь и сыновья выступали первыми критиками его новых произведений, с удовольствием коротал часы за настольными играми.

Смерть

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Однако вскоре диабет и заболевание сосудов лишили писателя возможности передвигаться.


Внук Александр Бианки вспоминает, что последние 20 лет дед постоянно готовился к смерти и сокрушался:

«Как хочется жить и написать еще что-то».

Библиография

  • 1926 – «Охотник на взморье»
  • 1928 – «Лесная газета на каждый день»
  • 1932 - «Лесные были и небылицы»
  • 1936 – «Где раки зимуют»
  • 1947 – «Нечаянные встречи»
  • 1949 – «Прятки. Рассказы старого охотника»
  • 1951 – «Лесные домишки»
  • 1952 – «Рассказы об охоте»
  • 1953 – «Кувырк и другие рассказы»
  • 1954 – «Оранжевое горлышко»
  • 1954 – «Первая охота»
  • 1955 – «Лесные разведчики»
  • 1955 – «По следам»
  • 1956 – «Повести и рассказы»

Виталий Бианки родился 11 февраля 1894 года в Петербурге в семье ученого-орнитолога, хранителя зоологического музея Императорской Академии Наук, обрусевшего итальянца Валентина Львовича Бианки. Одна из его семейных ветвей имела швейцарские корни, другая - немецкие. Прадед Виталия Бианки был известным оперным певцом, который перед турне по Италии по настойчивым просьбам импресарио поменял расхожую немецкую фамилию Вайс на Бианки.

Квартира будущего писателя находилась напротив музея, и маленький Виталий Бианки с двумя братьями часто в нем бывали, а в самой квартире хранителя императорского музея расположился небольшой зоопарк с кошками, собаками, ежиками и прочими зверушками.

Летом семья уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий Бианки, когда ему не было и пяти лет отроду, впервые погрузился в общение с природой в лесных окрестностях Лебяжьего. Он был влюблен в лес и его обитателей. Интересы и образование Виталия Бианки были очень разнообразны. Он окончил гимназию, затем поступил на факультет естественных наук Петербургского университета. Позднее он изучил еще один курс наук - в институте истории искусств. Но главной сферой его интересов был мир животных, мир леса и его обитателей. Поэтому главным своим учителем всю жизнь Виталий Бианки считал своего отца, Валентина Львовича Бианки. Именно он приучил сына записывать все наблюдения за жизнью животных.

В 1916 году Виталий был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду. В феврале 1917 года он был избран солдатами в Совет солдатских и рабочих депутатов и в это же время примкнул к партии эсеров. Работал в комиссии по охране художественных памятников Царского Села. Ранней весной 1918 года его часть была отправлена на Волгу.

Летом 1918 года Бианки работал в Самаре в газете «Народ». Затем Бианки переехал в Уфу, Екатеринбург, снова в Уфу, в Томск, а в начале 1920-х годов жил на Алтае, работал в краеведческом музее и учителем биологии в одной из школ Бийска. Бианки записывал свои впечатления и наблюдения за жизнью обителей тайги, в которой он провел много времени. Он записывал все даже тогда, когда эти записи казались абсолютно бесполезными и лежали мертвым грузом в ящике письменного стола. Однако, спустя несколько лет им было суждено преобразоваться в увлекательные рассказы и сказки о мире природы и его обитателях.

Бианки был мобилизован в колчаковскую армию, но вскоре дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.

С установлением Советской власти в Бийске Бианки работал в отделе народного образования по музейной части. Затем в дополнение к этой должности был назначен заведующим музеем, а позднее утвержден еще и преподавателем школы имени III Коминтерна. Активно участвовал в работе Бийского общества любителей природы, читал лекции по орнитологии в Алтайском народном университете, организовал две научные экспедиции на Телецкое озеро.

В 1921 году Виталий Валентинович был дважды арестован ЧК в Бийске, кроме того, он отсидел 3 недели в тюрьме в качестве заложника.

В сентябре 1922 года кто-то из знакомых предупредил Виталия Бианки об угрозе нового ареста, и он, быстро собрав вещи, оформил командировку на родину и отправился с семьей в Петроград. В Петрограде он познакомился с Самуилом Маршаком, который привел Бианки в литературный кружок при одной из городских библиотек. Там собирались и другие писатели – в том числе Чуковский и Житков. Рассказы Виталия Бианки о жизни животных понравились участникам кружка, и совсем скоро в литературном журнале для детей с «Воробей» был опубликован первый рассказ Виталия Бианки «Путешествие красноголового воробья». А в следующем, 1923 году, увидела свет его первая книжка о жизни животных «Чей нос лучше».

Большое влияние на его творчество оказали писатели Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, С.Т.Аксаков, Д.Н.Мамин - Сибиряк, американский писатель Э.Сетон-Томпсон. Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала «Лесная газета». Она до сих пор остается непревзойденной как по оригинальности формы, так и по насыщенности содержания. С 1928 года «Лесная газета» много раз переиздавалась, переводилась на разные языки мира.

В конце 1925 года Бианки был арестован и приговорен за участие в несуществующей подпольной организации к трём годам ссылки в городе Уральске. В 1928 году, благодаря многочисленным ходатайствам, в том числе Максима Горького, обратившегося к Г.Ягоде, Бианки получил разрешение переехать в Новгород, а позже - в Ленинград. В ноябре 1932 года последовал новый арест, но через три с половиной недели Бианки был освобождён «за отсутствием улик». В марте 1935 года Бианки, как «сын личного дворянина, бывший эсер, активный участник вооружённого восстания против советской власти», был снова арестован и подлежал ссылке на пять лет в Актюбинскую область. Однако, благодаря заступничеству Екатерины Павловны Пешковой решение о ссылке было отменено, и Бианки был освобождён.

Во время Великой Отечественной войны писатель находился в эвакуации на Урале. После окончания боевых действий вернулся в родной город, однако обычно большую часть времени, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью, жил на даче, где часто принимал юных любителей природы. Однажды среди его гостей оказался и Николай Сладков, в том числе под влиянием Виталия Бианки ставший одним из самых лучших отечественных писателей-натуралистов двадцатого столетия.

Несмотря на все тяготы жизни той поры, писатель получил мощнейший творческий заряд от повседневного общения с природой. Непосредственно в эти годы им было написано около полугора десятков рассказов, среди них были «Приказ на снегу» и «Тетерева в лунках» в 1942 году, «Мышарик» в 1943 году и многие другие произведения.

В произведениях Виталия Валентиновича заметна фольклорная традиция, для его творчества очень характерно возвращение к написанным в прошлом и уже изданным произведениям. Старые тексты часто дополнялись новыми строками. К примеру, на протяжениии всей своей жизни Виталий Бианки многократно дополнял переиздания «Лесной газеты», а также сборник «Лесные были и небылицы», которые давно стали настоящей классикой и образцом научно-художественной литературы для детей.

В последние годы своей жизни Виталий Бианки много болел – у него полностью парализовало ноги и частично руки. Но, как и раньше, у него проходили заседания редакционной коллегии «Вестей из леса». Он неоднократно и активно участвовал в написании сценариев для художественных фильмов, мультфильмов, диафильмов о природе и животных. В планах Бианки было создание клуба «Алые паруса», посвященного памяти его любимого писателя Александра Грина.

Им было написаны такие известные произведения, как «Первая охота», «Как Муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова», «Кто чем поет» и многие другие. Отдельно нельзя не упомянуть такие прекрасные произведения, как «Мышонок Пик» и «Синичкин календарь».

За свою жизнь Бианки написал более трёхсот рассказов, сказок, повестей и статей, которые вошли в 120 его книг, напечатанных общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами, но и собирал вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: «сказки-несказки». В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше.

Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.

Его жизнь трудно назвать легкой и безоблачной - ссылка, больное сердце, несколько инфарктов; однако одни проблемы сменились другими, а он так и остался «чудаком», для которого взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку, компенсировал все неудачи, вместе взятые. Свое поразительное мироощущение писатель сумел передать в своих книгах, и потому произведения Виталия Бианки стали классикой, и признаны лучшими учебниками природоведения для людей всех возрастов.

Умер Виталий Валентинович Бианки в Ленинграде 10 июня 1956 года в возрасте 62 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

О Виталии Бианки был снят документальный фильм «Редактор Лесной газеты».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта Википедия
Материалы сайта www.kotmurr.spb.ru
Материалы сайта www.n-sladkov.ru
Материалы сайта www.teremok.in

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) — русский писатель, автор многих произведений для детей. Абсолютное большинство сказок Бианки посвящены русскому лесу. Во многих из них неоднократно высказывается мысль о важности знаний касающихся живой природы, причем высказывается мягко и бережно, пробуждая в детях тягу к знаниям и исследованию: « », « », « », « », « » и многие другие.

Популярные сказки Бианки Виталия Валентиновича

Сказки и рассказы Виталия Валентиновича Бианки

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в 1894 году. Писателя с детства приучали к биологическим наукам, отец постоянно водил его в Зоологический музей, а также поручал писать заметки натуралиста. Бианки проникся любовью к природе еще в детском возрасте, он продолжал делать натуралистические заметки всю оставшуюся жизнь. Чего только не было в его тетрадях: записи о повадках птиц и зверей, охотничьи рассказы, небылицы, а также местные диалекты, касающиеся природы того или иного края.

Писатель очень любил путешествовать и всегда проводил летние месяцы на природе, изучая лесную флору и фауну в самых отдаленных уголках нашей необъят ной родины. Именно поэтому сказки и рассказы Бианки так колоритны и разнообраз ны.

Виталий Валентинович основательно занялся писательской деятельностью в 1922 году. В это время он знакомится с Маршаком, который впоследствии окажет значительное влияние на творчество писателя. Маршак знакомит своего нового друга с Чуковским и Житковым, которые пришли в восторг, услышав сказки и рассказы Бианки. Как раз в тот момент писатель понял, что заметки, которые он так старательно собирал всю жизнь – не были напрасным трудом. Каждая такая запись – повод для новой сказки, или очерка. В скором времени в детском журнале «Воробей» Бианки будет впервые опубликован.

В 1923 году, увидят свет множество книг Виталия Валентиновича, которые затем принесут ему широкую известность: , и многие другие. Через пять лет выйдет самое знаменитое творение Бианки – «Лесная газета», она выпускалась вплоть до 1958 года и была признана образцовым детским произведением. Позднее, в 1932 году, будет выпущен сборник «Лесные были и небылицы», который объединит в себе как ранее написанные сказки и рассказы Бианки , так и новые работы писателя.

Абсолютное большинство сказок и рассказов Виталия Валентиновича посвяще ны русскому лесу. Во многих из них неоднократно высказывается мысль о важности знаний касающихся живой природы, причем высказывается мягко и бережно, пробуждая в детях тягу к знаниям и исследованию.

Бианки умел наблюдать жизнь глазами детей, именно благодаря такому редкому дару любое его произведение читается ребенком легко и непринужденно. Благодаря путешествиям писатель знал очень многое, однако в книгах он концентрирует внимание ребенка только на самых значительных и драгоценных моментах. Сказки и рассказы Бианки крайне увлекательны и разнообразны. Некоторые смешные и веселые, некоторые драматические, а какие-то произведения полны лирического раздумья и поэзии.

Фольклорная традиция сильна во многих произведениях Бианки. Виталий Валентинович дал своим творениям все лучшее, что он смог почерпнуть в народных сказках, байках бывалых охотников и путешественников. Сказки и рассказы Бианки полны юмора и драматизма, они написаны простым и естественным языком, им свой ственна сочность описания и стремительность действия. Любые произведения писателя, будь то сказки, или рассказы, основаны на глубоком научном знании, они оказывают великолепное воспитательное воздействие. Писатель учит детей не только наблюдать за природой, но и стремиться познать ее красоту, а также беречь естественные богатства, столь нужные человеку, особенно в наше непростое время.

Хотя сказки и рассказы Бианки написаны в одном жанре, они весьма разнообразны и совершенно не похожи друг на друга. Это могут быть как коротенькие сказки-диалоги, так и многостраничные повести. Юные читатели, знакомясь с творчеством Виталия Валентиновича, получают свои первые уроки естествознания. Описание в произведениях настолько сочное и красочное, что ребенок без труда сможет представить себе обстановку, либо душевное состояние персонажей.

Для самых маленьких любителей литературы Бианки написал небольшие юмористические рассказы, содержание которых основывается на любопытном, и в тоже время поучительном приключении. Наряду с отдельными произведениями писатель публикует целые циклы рассказов для маленьких, например «Мой хитрый сынишка». Главный герой – любопытный мальчик, который в ходе прогулок с отцом по лесу по стигает лесные тайны и делает для себя множество открытий.

Для более взрослых читателей Виталий Валентинович публикует сборник «Нечаянные встречи», все произведения в котором имеют стройную композицию, поэтический зачин и концовку. Казавшийся вначале бесхитростным, сюжет в окончании заставит читателя в серьез задуматься над тем, что произошло.

В заключение хочется отметить, что сказки и рассказы Бианки подойдут для детей любого возраста, они помогут ребенку не только расширить кругозор, но и разовьют тягу к знаниям. Недаром произведения писателя включены в золотой фонд детской литературы, не только в России, но и за ее пределами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ О жизни и творчестве писателя

БИАНКИ В.В. (1894–1959) Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921--1922 годах. В этом доме написал свою "Лесную Газету" Виталий Бианки.

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного».

Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса».

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки.

В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Читайте книги детских писателей о природе!

Презентацию подготовила Гугнина юлия станиславовна учитель начальных классов мбоу сош № 64 г. новосибирска Текст читайте на сайте http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki





Top