Кто впервые ввел понятие серебряный век. Доклад: Серебрянный век

ТАТЬЯНА МАВРИНА
Иллюстратор, 1976, СССР

Ма́врина (Ле́бедева) Татья́на Алексе́евна, 1902—1996 — русская советская художница, живописец, график, иллюстратор, лауреат Государственной премии СССР (1975), заслуженный художник РСФСР (1981).

Родилась в семье учителя и литератора А. И. Лебедева. В 1921—1929 гг. училась во Вхутемасе-Вхутеине (учителя — Н. В. Синезубов, Г. В. Федоров, Р. Р. Фальк). Была членом группы «Тринадцать». С 1930 года использовала псевдоним «Маврина».



В 1930-е годы много работала как художник книги (среди этих циклов выделяются иллюстрации к роману А.Франса «Боги жаждут»), писала экспрессивно-живописные станковые вещи в духе «тихого искусства», порою с мягким эротическим оттенком (серия «ню», 1930-е годы, Третьяковская галерея).

В послевоенные годы стала писать в яркой и открытой манере, близкой примитивизму , древнерусскому и народному искусству. В 1960-е годы обе линии, натурно-пейзажная и сказочная, слились в общее русло, породив пёстрый поток изо-фольклора, впитавшего, наряду с повседневным бытовым жанром, массу мотивов из лубка, изразцов, расписных прялок, пряничных досок. Книжки-картинки превратились в самоценные художественные альбомы, где искрометные «современные лубки» безусловно доминируют над текстом. Таковы ее «Сказочные звери», «Пряники пекутся», «Гори, гори ярко», «Загорск», «Пути-дороги».

Творчество Мавриной стало одним из наиболее ярких предварений особого “карнавального” артнаправления 1970 - 1980 годов, окончательно размывшего строгие границы между “официальным” и “неофициальным”.

Единственный советский художник, удостоенный премии имени Х. К. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

Много раз иллюстрировала сказки А.С. Пушкина, русские народные сказки. В 1969 году вышла в свет изумительная по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука».

Книги с иллюстрациями Т. Мавриной


  • Франс А. Боги жаждут. - М.: Academia, 1937

  • Бедный Д. Восток.

  • Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, 1949

  • Как у нашего Максима. - М., 1956

  • Гори, гори ярко, 1957

  • Колпакова Н. Сокровище народа. - Детгиз, 1957

  • По-щучьему велению, 1958

  • Пушкин А.С. Руслан и Людмила, 1960

  • Пушкин А.С. У лукоморья, 1961

  • Как у бабушки козел. - Детский мир, 1961

  • Русские сказки, 1963

  • Маврина Т. Сказочные звери. — М.: Детская литература, 1965

  • Маврина Т. Пряники пекутся, коту в лапы не даются. — М.: Малыш, 1966

  • Маврина Т. А. Сказочная азбука. — М.: Гознак, 1969 — 100000 экз.

  • Пушкин А.С. Лукоморье. - М.: Малыш, 1970

  • За тридевять земель. Русские народные сказки, 1970

  • Иван-царевич и серый волк. Русские народные сказки, 1970

  • Марья Моревна. Русские народные сказки, 1970

  • Пушкин А.С. Сказки. - М.: Детская литература, 1974

  • Пушкин А.С. Ветер по морю гуляет. - М.: Малыш, 1974

  • Птицы на море, 1976

  • Маврина Т. Плетень. - М.: Малыш, 1976

  • Как у бабушки козел. - М.: Детская литература, 1976

  • Солнце, Месяц и Ворон Воронович. - М.: Малыш, 1977

  • Пушкин А.С. Сказки. - М.: Детская литература, 1977

  • Коваль Ю. Стеклянный пруд. - М.: Детская литература, 1978

  • Коваль Ю. Заячьи тропы. - М.: Детская литература, 1980

  • В некотором царстве. - 1982 (сборник)

  • Коваль Ю. Журавли. - М.: Детская литература, 1983

  • Маврина Т., Рогов А. Таратушки, тарарушки - это русские игрушки. - М.: Малыш, 1986

  • Коваль Ю. Бабочки. - М.: Детская литература, 1987

  • Коваль Ю. Снег.- М.: Детская литература

  • Коваль Ю. Жеребенок. - М.: Детская литература

Очерковые книги:


  • Маврина Т. А. Загорск. — Л.: 1968

  • Маврина Т. А. Городецкая живопись. — Л.: 1970

  • Маврина Т. А. Между Волгой и Двиной. — Лейпциг: 1977 (нем.)

  • Маврина Т. А. Пути-дороги. — Художник РСФСР, 1980 — 178 с. — 20000 экз.

  • Маврина Т. А . Москва. Сорок сороков. — Московские учебники и Картолитография, 2001 — 120 с. — 3000 экз.

  • Маврина Т. А. Цвет ликующий. — Молодая гвардия, 2006 — 3000 экз.

О ней: Мгновенье, остановленное цветом. Т.А.Маврина. Графика, живопись (альбом). -1997

Иллюстрации

Татьяна Алексеевна Маврина щедро проявила свое дарование в различных творческих направлениях. Она создала циклы зарисовок, посвященные старинным русским городам, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, ряд мультфильмов. Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ", "Руслан и Людмила", "Сказки", а также сборники "По щучьему велению", "Русские сказки", " За тридевять земель". Т. А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: "Сказочные звери", "Пряники пекутся, коту в лапы не даются", "Сказочная азбука".

Обращение к традициям народного искусства, к национальным истокам сказки помогло Т. А. Мавриной развить чувство декоративности, стать певцом русской сказки, в пластических зримых образах соединить фантастику с окружающей жизнью.

Неповторимый "мавринский стиль" основан на принципах и формах прозведений народного искусства: силуэтное решение композиции, яркий колорит, многоярусное развертывание сюжета и др.

Легкость, свобода и непринужденность рисунка, изящество линий, богатство колорита, тонкость цветовых отношений, строгий отбор средств, кажущаяся детскость изображения присущи брызжущим веселостью и энергией иллюстрациям Т. А. Мавриной.

Колорит книг Т. А. Мавриной тесно связан с выведенными веками цветовыми формулами народного искусства. Цветовой фон ее листов плотно заселен пятнами разной величины и формы, изображение не читается на этом фоне, но вырастает из него. Цветовая гармония ее книг звучит многоголосой перекличкой сходных цветовых мотивов ("Выбирай коня любого") или строится по принципу смелых цветовых контрастов ("Сказочные звери"). Художница смело обобщает форму, стремится к яркому, мажорному звучанию произведений.

Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т. А. Маврина, была "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Увлечение А. С. Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок А. С. Пушкина.

Большое значение в творчестве Т. А. Мавриной - иллюстратора сказок имеет и внимательное изучение ею старинной русской архитектуры. Изображая ансамбли Сергиева-Посада, Переславля- Залесского, Москвы, Ростова Великого и других городов, художница в каждом листе находит особый цветовой ключ, передает общенациональные черты богатой, узорчатой, строго гармоничной древнерусской архитектуры.

Важнейшая особенность искусства Т. А. Мавриной - связь поэзии сказки и пластической красоты разных видов народного декоративно-прикладного искусства. В нарядной красочности иллюстраций можно увидеть обаяние народной глиняной игрушки, русского лубка, бытовой керамики, пряников, изразцов, старинных костюмов. Творчество Т. А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.

Лучшие дня


Посетило:618
Первый продюсер Советского Союза

Маврина (Маврина-Лебедева) Татьяна Алексеевна

Родилась в Нижнем Новгороде.

Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве.

Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы «13», где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором («Судьба Шарля Лонсевиля» К. Г. Паустовского, 1933, и др.).

Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства.

Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов.

Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка.

Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1946; «Руслан и Людмила», 1960; «У лукоморья», 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти.

В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии «Сказочная азбука» Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

Единственный советский художник, удостоенный премии имени Г. Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

Скончалась 19 августа 1996 в Москве. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище (Новейшая территория. Колумбарий, 148 секция).

Награды и премии:

// Художник-иллюстратор. за иллюстрации к сборнику сказок «За тридевять земель»



Top