Ктулху описание. Откуда пришел Ктулху? Ктулху и современная культура

Ктулху представляет собой мифическое существо, которое обладает безграничной мощью и способно дистанционно влиять на разум всех обитателей планеты, однако долгие годы остается в спящем состоянии на дне Тихого океана. Впервые мир узнал о нем из рассказа Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху», выпущенного в 1928 году. Впоследствии Лавкрафт выстроил объемную мифологию вокруг этого существа, сделав его незримым, но часто упоминаемым персонажем во многих своих произведениях.

Размеры Ктулху огромны, а по своему виду он напоминает сразу нескольких существ:

  • имеет голову с щупальцами, как у осьминога;
  • тело его покрыто чешуей;
  • у него драконьи конечности, хвост и крылья.

При этом Ктулху, подобно человеку, передвигается на двух конечностях, может летать. Из кожи чудовища при движении истекает зловонная слизь. Убить его практически невозможно из-за способности к быстрой регенерации. Герои различных произведений Лавкрафта дополняли описание и другими деталями, в том числе способностью ходить по воде и издавать рев, вызывающий огромные волны.

Происхождение Ктулху

Согласно мифологии в произведениях Лавкрафта, Ктулху относится к так называемому великому роду Древних. В начале времен существо прибыло на Землю из другой реальности вместе со своим многочисленным потомством и сильнейшими старейшинами, среди которых:

  • Йтхогтх;
  • Гхатанотх;
  • Цог-Оммога.

Они построили огромный город на месте Тихого океана. Однако на планете уже обитали Старшие Существа или Старейшины, которые не смирились с захватом и затеяли войну с Ктулху и его приспешниками. Из-за равнозначности сил победу не удалось одержать никому, и обе расы решили жить в мире. Постепенно они впали в состояние глубокого ожидания, а их общение ограничивалось телепатией.

Вследствие многочисленных космических процессов, под влиянием которых планета постоянно менялась, древние города все больше погружались под воду. Ктулху и его свита оказались погребены настолько глубоко, что их связь с внешним миром практически пропала. Также существует мнение, что чудовища погрузились в сон под влиянием некоей расы с другой планеты, решившей очистить Землю. Тем не менее, когда звезды и планеты складываются особым образом, Ктулху и другие чудовища могут ненадолго выходить на поверхность океана, стараясь погрузить мир в первобытное состояние, освободить его от людей и других существ.

Культы Ктулху

Как утверждал Лавкрафт, в истории нет достоверных сведений о том, видел ли кто-нибудь Ктулху и других древних существ в действительности, однако их способность к телепатии все же позволила людям узнать об их существовании. Столетиями чудовища проникали в сны и мысли человечества, заставляя его представителей искать способ полного пробуждения божества и поднятия древнего города на поверхность. Так во многих странах зародился культ Ктулху.

Из поколения в поколение тайные общества передавали сведения о различных реликвиях, использование которых поможет вернуть богов в мир живых и полностью изменить планету. Некоторые фанатики стремятся просто погрузить мир в хаос и вызвать его кончину, другие видят в Ктулху спасение и мудрого правителя, который будет править так, как мир этого заслуживает. Считается, что всех, кто узнает о культе и его целях, немедленно убивают и приносят в жертву во имя пробуждения бога.

Поклонения и обряды

Согласно Лавкрафту, в современном мире основные культы Ктулху находятся в местах, как:

  • южные штаты США;
  • Мексика;
  • Аравия;
  • Сибирь;
  • Гренландия.

Общества тщательно прячут свое местонахождение. Многие из них создают целые подземные города, скрываясь в них ото всех. Другие же населяют отдаленные местности, куда не пускают чужаков. Соблюдение многочисленных обрядов и использование тайных реликвий помогает приспешникам поддерживать связь с древними богами. Это наделяет их нечеловеческими способностями: у них могут отрастать конечности, характерные для океанских существ, они становятся очень выносливыми и живут очень долго. Кроме того, в своих произведениях Лавкравт упоминает о таинственных лабораториях и подводных бункерах, в которых ученые из культа трудятся над созданием чудовищных машин, способных пробудить Ктулху.

Наследие Ктулху

Рассказы Говарда Лавкрафта оказали огромное влияние на весь мир. Неоспоримых доказательств о существовании реальных культов, поклоняющихся Ктулху, нет, однако известно достаточно большое количество приверженцев теории о том, что на дне Тихого океана в действительности находится тайная сила, постичь которую не удается пока никому. В числе них - гавайский культ Тангароа, поклоняющийся гигантскому спруту Кракену, а также западносемитский культ Дагона, поклоняющийся подводному божеству с рыбьими чертами. Для всех этих культов характерны схожие ритуалы, наличие особых реликвий, напоминающих те, что описывал Говард Лавкрафт.

Мифология Лавкрафта нашла отражение в художественных произведениях различных авторов. Ктулху упоминается в рассказах Стивена Кинга, Анджея Сапковского, Нила Геймана, Роджера Желязны и других фантастов. Начиная с 2006 года, после выхода компьютерной игры «Зов Ктулху», начался активный рост популярности этого фантастического божества среди представителей молодежи и молодежных движений. Чаще всего ему присваивается комичный образ: в различных мультсериалах и фильмах Ктулху появляется при неосторожных действиях персонажей на воде или суше.

Со временем Ктулху приобрел статус интернет-мема - явления, часто используемого при создании юмористических изображений и видео-скетчей. Данный феномен возник в России в годы популярности нарочитого искажения русского языка при общении в режиме онлайн. Возникла своеобразная шутка «Ктулху схавал мой мозг», что означает максимальной уровень умственной усталости или глупости. При этом появились картинки-смайлики и просто юморески, на которых Ктулху изображался не в грозном, а достаточно умиляющем виде, словно домашний питомец.

Съедание человеческого мозга и некоторые другие способности были придуманы именно российскими интернет-пользователями и не упоминаются в творчестве Лавкрафта. Скорее всего, Ктулху как персонаж пришелся людям по нраву благодаря своим щупальцам и прочим характерным чертам, придающим ему эффект комичности.

В настоящее время в России существует пародийная религия, схожая с пастафарианством и называемая Ктулхуизмом. Ее приверженцы шутливо утверждают, что Ктулху скоро проснется и «схавает всех». Они даже проводят различные ритуалы в шутку, например, раз в месяц съедают что-нибудь необычное и размещают в сети запись об этом. Также они периодически выбрасывают ненужные вещи в подношение древнему богу. Имеются и пародийные культы Ктулху в других странах, например, Campus Crusade for Cthulhu в США.

Крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп »; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона ».

Ктулху способен воздействовать на разум людей, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, ужасают видевших их и порой доводят до сумасшествия. Ктулху - инопланетное , совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Почитатели Ктулху убеждены в великом могуществе своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Произношение

Лавкрафт говорил, что имя Ктулху правильнее произносить как Khlûl’hloo , поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип» . Через долгое время после его смерти стало популярным произношение Kathooloo (). Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

В рассказе «Крылатая смерть» упоминаются некие исполинские руины, якобы находящиеся в Уганде, которые местные жители связывают со злым богом Клулу . Вполне вероятно, что это ещё один вариант произношения имени Ктулху - африканский.

В некоторых рассказах (таких как "электрический палач" и "курган") фанатики называют его Тулу.

Прототип

О существовании прототипа Ктулху доподлинно неизвестно, однако нередко выдвигается гипотеза , что прототипом для него послужил Тангароа (Тангалоа, Каналоа) - полинезийское божество моря. В пользу этой гипотезы выдвигаются следующие аргументы:

Влияние образа

Со времени написания рассказа «Зов Ктулху » образ божества обрёл широкую известность и многократно использовался в художественных произведениях разных авторов. Ктулху упоминается или выступает действующим лицом в книгах таких писателей, как Стивен Кинг (рассказ «Крауч-Энд» из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения »), Анджей Сапковский («Башня шутов»), Нил Гейман (рассказы «Я - Ктулху» (1987), «Особое шогготское» (1998) и др.), Роджер Желязны («Ночь в тоскливом октябре »), и многих других.

Образ Ктулху нашёл отражение в анимационном кино. В эпизоде «Культ Катулу» мультсериала «Настоящие охотники за привидениями » оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу. Ктулху появляется в трёх эпизодах 14-го сезона мультсериала «Южный парк »: чудовище поднимается из океанских глубин в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum , пытавшейся загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon .

К образу Ктулху не раз обращались музыканты разных стран, среди которых такие, как группа Samael с песней «Rite of Cthulhu» (1991), Bal-Sagoth («Shackled To The Trilithon Of Kutulu»), Therion («Cthulhu», 1992), Mercyful Fate («Kutulu», 1996), Deadmau5 («Cthulhu Sleeps», 2010), Ляпис Трубецкой («Дикий койот») и многие другие. Инструментальная композиция группы Metallica «The Call of Ktulu » из альбома Ride The Lightning (), записанная с Симфоническим оркестром Сан-Франциско для альбома S&M (), получила премию «Грэмми » за лучшее рок-музыкальное представление.

Значительное влияние творчество Лавкрафта и, в частности, образ Ктулху оказали на индустрию игр. В 1981 году по мотивам произведений Лавкрафта компания Chaosium выпустила настольную ролевую игру под названием «Call of Cthulhu» (англ.) русск. . Было выпущено дополнение для игры "манчкин", посвященное творчеству Лавкрафта, и, в частности, Ктулху ("Манчкин Ктулху"). Позднее мифы Ктулху нашли отражение или легли в основу таких известных компьютерных игр, как «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth », «Alone in the Dark» , «Prisoner of Ice» (англ.) русск. , «Cthulhu Saves the World» (англ.) русск. , «Sherlock Holmes: The Awakened », «Terraria », и ряда других.

В 2015 году в его честь названа область Ктулху на Плутоне .

Напишите отзыв о статье "Ктулху"

Примечания

Литература

  • Hanegraaff W. J. Fiction in the Desert of the Real: Lovecraft"s Cthulhu Mythos" // Aries (англ.) русск. . - 2007. - Vol. 7 (1). - P. 85-109.

Ссылки

  • (англ.)
  • в Абсурдопедии

Отрывок, характеризующий Ктулху

В свежем, утреннем воздухе раздавались уже, не как прежде в неравные промежутки, по два, по три выстрела и потом один или два орудийных выстрела, а по скатам гор, впереди Працена, слышались перекаты ружейной пальбы, перебиваемой такими частыми выстрелами из орудий, что иногда несколько пушечных выстрелов уже не отделялись друг от друга, а сливались в один общий гул.
Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками.
Ростов на пригорке остановил на минуту лошадь, чтобы рассмотреть то, что делалось; но как он ни напрягал внимание, он ничего не мог ни понять, ни разобрать из того, что делалось: двигались там в дыму какие то люди, двигались и спереди и сзади какие то холсты войск; но зачем? кто? куда? нельзя было понять. Вид этот и звуки эти не только не возбуждали в нем какого нибудь унылого или робкого чувства, но, напротив, придавали ему энергии и решительности.
«Ну, еще, еще наддай!» – обращался он мысленно к этим звукам и опять пускался скакать по линии, всё дальше и дальше проникая в область войск, уже вступивших в дело.
«Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» думал Ростов.
Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.

При упоминании о котором сразу становилось понятно время описываемых событий. Например, фраза «Серебряный век» говорит о начале века 20-го, а «Романтизм» - о конце 18-го и начале 19-го веков.

Фэнтези - очень популярный в наше время жанр, возникший в 30-е годы прошлого века. Одним из его родоначальников считается Говард Лавкрафт (1890-1937 гг.) - личность, безусловно, незаурядная, но с явной, причем генетической, «сумасшедшинкой» (его отец провел долгие годы и умер в доме скорби). Авторы и поклонники этого жанра старательно трудятся над тем, чтобы грань между реальностью и выдуманным миром становилась все незаметнее.

Ярчайший пример всего этого направления в целом - феномен Ктулху. Что это на самом деле: вымысел или подлинные следы бывших цивилизаций? Никто и никогда не упоминал об этой общности инопланетных существ.

Однако всерьез обсуждаются мифы Ктулху, как будто Древней Греции. Эта повесть, обретшая плоть и кровь в умах почитателей, считается вершиной творчества автора и началом жанра фэнтези.

Ктулху, книга о котором увидела свет в 1928 году, по сюжету - обитатель глубин Тихого океана. Повесть является составной частью цикла и представляет собой ряд историй, проникающих друг в друга, то есть имеет сквозной сюжет. Рассказы героев - это то ли болезненные сны, то ли бредовые воспоминания, намекающие на существование чего-то потустороннего. Книга стала культовой, приобрела толпы поклонников, образовывались секты, возник, как и в книге, культ Ктулху. Известны случаи принесения человеческих жертв. По своей сути это идолопоклонничество имеет абсолютно сатанинский характер.

Ктулху - что это такое, откуда он появился, как выглядит? Он триедин в своем облике. Это что-то средне между кальмаром, человеком и драконом с недоразвитыми крылышками, по некоторым свидетельствам, у него постоянно текут слюни.

Сюжетная линия представляет собой инопланетное вторжение. Необходимо понимать, говоря о Ктулху, что это монстр, олицетворяющий собой вселенское зло. Он долго скитался по Вселенной, посещал планеты и спутники, на одном из которых обзавелся семьей. И вот все вместе они прибыли на Землю, где долгое время сражались с местными Старейшинами. Борьба то разгоралась, то наступало перемирие. Но вот в результате последней битвы аборигены были уничтожены, но и завоеватели были наказаны вселенскими богами. Они, во всяком случае Ктулху, были заключены на дне океана и стали неподвижны. Но и в таком состоянии этот злодей контролировал мысли людей определенного склада, навязывая им кошмары, сводя их с ума. Смысл повести в том, что ждет своего часа Ктулху, что это возвращение обязательно состоится на радость его почитателям.

Повесть пропитана ужасом и мистикой. Недаром «самобытное» творчество ее автора заняло особую нишу даже в жанре фэнтези и получило название «Лавкрафтовские ужасы».

Над «светлым» образом Ктулху трудился не только Лавкрафт. Потрясенный его творчеством американский писатель Брайан Ламли внес и свою лепту в создание этого образа. К мифам Ктухлу приложили руку Рэмси Кэммбел и Лин Картер.

Ктулху (англ. Cthulhu) - древнее инопланетное божество, спящее на дне Тихого океана в затонувшем городе Р’лиех. Принадлежит к роду Великих Древних. Впервые появился в рассказе Говарда Филипса Лавкрафта «Зов Ктулху» и стал одной из ключевых фигур его творчества, а также творчества его продолжателей.
Описывается Ктулху как настоящий исполин с драконьими крыльями и головой осьминога и шестью глазами. Рост Ктулху колоссален: стоя на дне океана, Ктулху возвышается над водой. И наконец, Ктулху обладает могучим телепатическим даром - настолько, что его пробуждение вызывает приступы видений и безумия по всему миру. Хоть сейчас оно и приглушается волнами океана, некоторые люди всё равно его чувствуют. Особенно восприимчивы творческие люди - художники, скульпторы, литераторы. Когда же он проснётся окончательно, телепатическое давление ощутит всё человечество.

Несмотря на столь зловещее описание, на Земле существует ряд культов, ожидающих именно пробуждения Ктулху. С целью приближения этого события они проводят различные обряды, принося человеческие жертвы и распевая заклинание, приведённое выше. Культ Ктулху распространён по всему миру, он существует и в болотах Луизианы, и среди эскимосов. Вполне возможно, существуют и другие центры поклонения этому божеству, но Лавкрафт ничего о них не упоминает.

О времени царствия Ктулху он сообщает крайне скупо. Много миллионов лет назад он во главе полчищ Древних (иначе называемых в повести «Хребты Безумия» потомками Ктулху) явился на Землю, где развязал войну за господство с тогдашними хозяевами Земли. Закончилась война перемирием, по которому новые земли отходили Ктулху и его присным, а за Старцами (так звали этих существ) - море и старые владения. Так продолжалось некоторое время, потом вотчина Ктулху - город Р’лиех - опустился на дно Тихого океана, а Древние вместе со своим вождём погрузись в особый транс, называемый «фхтагн».

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря: На краю Света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также напоминают Ктулху образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта и образ пришельцев из фильма «Район № 9», в котором особенно на схематическом изображении пришельцев, неоднократно встречающемся в фильме, видны характерные усы-щупальца. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Лига справедливости», Супермен сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктулху, образ которого явно был взят из описаний Говарда Лавкрафта. Менее очевидно, но уловимо, влияние на образ подводной ведьмы Урсулы в финале мультфильма «Русалочка» студии Уолта Диснея (особенно мотив гибели персонажа). Также, образ Ктулху был взят Джорджем Лукасом в качестве прообраза к одной из рас, населяющих далёкую-далёкую галактику из фильма «Звездные войны», а именно - куарренов. А также внешний вид одного из злодеев Power Rangers Samurai - Октору образован на Ктулху. В многопользовательской компьютерной игре RIFT образ Ктулху использовался для создания одного из главных боссов игры - водяного дракона Акиллиоса.




Top