Куда исчезают неформалы? Куда исчезли готы: интервью с бывшей готессой Это стало немодно.

Сейчас будет больно: 2007 год был 11 лет назад. Поколение девяностых и нулевых запомнит этот год как время расцвета многочисленных субкультур: эмо, готы, панки и прочие поклонники тяжелой рок-музыки тогда постоянно попадались на глаза. Где они сейчас? Где та вечная тусовка панков за универом?

1. Выросли, нарожали детей

Тем, кто в 2007 году активно ходил на концерты, уже скоро 30. Логично, что многие ушли из субкультуры — работают на обычной работе, завели семью и детей. Черно-розовые ободки и длинные челки на этом фоне выглядят, как минимум, не очень уместно.

2. Разочаровались в субкультуре

Для многих подростков субкультура была попыткой выразить себя, найти единомышленников. В реальности же оказалось, что это все те же алкогольные посиделки — только под тяжелую музыку. Прошел переходный возраст — прошла и страсть к таким тусовкам.

3. Перестали так сильно париться по поводу внешности

Субкультурные рамки действуют не менее ограничивающе, чем обычная мода. Носить надо определенные фирмы, цвета выбирать, макияж делать соответствующий. Все эти ограничения как-то не сочетаются с самовыражением, так что многие неформалы перестали причислять себя к какой-то субкультуре. Одеваются как хотят.

4. Это стало немодно

Ну, а что? Кто-то в 2007 носил угги, кто-то растил челку, а кто-то красил глаза черным. Каждому свое! В какой-то момент принадлежать к субкультуре стало немодно, вот все и перекрасили волосы обратно в русый.

5. Стерлись грани между стилями

В 2018 как-то абсурдно заявлять: «Вы знаете, я гот». Это значит, что вы с порога вешаете на себя ярлык, а зачем оно надо? Современная молодежь понимает, что сегодня совсем не стоит причислять себя к какой-то группе, чтобы выглядеть ярко и интересно.

6. Устали бороться с обществом

Ты парень и у тебя длинные волосы? Готовься к тому, что тебя могут в любой момент побить и упрекнуть в том, что «на бабу похож». Ходишь с ярко-зелеными волосами? Значит, любой желающий может прокомментировать твою внешность и заявить, что «ведьма». А про татуировки и вовсе: «С зоны откинулся, что ли?». В какой-то момент это может так надоесть, что человек сменит стиль на привычный обществу. Зато комментарии выслушивать не придется.

7. Выглядят точно так же, как и 10 лет назад

Остались люди, которые выглядят точно так же, как и в начале нулевых. Они привыкли к этому образу, а знакомых уже давно не смущают ни яркие волосы, ни косуха, ни татуировки на все тело, ни ирокез. И это здорово, что они могут выглядеть так, как хотят, не оглядываясь на других и не боясь осуждения общества.

В далеком 2007 году, задолго до появления песен Скриптонита, шоу Юрия Дудя и подворотов на джинсах российские подростки жили в эпоху субкультур: красили волосы в черный и розовый, плакали под музыку Animal ДжаZ, гуляли по кладбищам и романтично рассуждали о смерти. В нашем материале мы рассуждаем о том, куда пропали все неформалы и смогут ли они вновь возродиться в условиях современной России.

Кажется, что всех длинноволосых неформалов, надевающих мрачные футболки с изображением Tokio Hotel и вставляющих пирсинг в любую видную для окружающих часть тела, смыло волной из бородатых хипстеров и юных школьников, не выпускающих из рук «айфон». Сложно поверить, что субкультуры, которые так старательно выстраивали свою идеологию и породили столько музыкальных групп, внезапно исчезли, даже не успев объясниться перед своими почитателями. Суровые неформалы, казавшиеся агрессивными и необщительными, так и не смогли найти общий язык с людьми в подворотах и ушли в подполье.

Расцвет субкультур пришелся на 2007-2008 годы – время, когда почти в каждом российском дворе можно было встретить грустных эмо-боев, впадающих в депрессию по любому поводу, а среди подростков наблюдалась большая любовь к вещам из черно-белой клетки (главная расцветка субкультуры «ска»), песням Аврил Лавин и черепам на рюкзаках. При этом, несмотря на большую любовь к мрачным вещам, такие неформалы жили обычной жизнью: ходили на учебу, работу, концерты любимых групп, наслаждались курсом доллара в 30 рублей и кушали дешевые гамбургеры в «Макдональдс».

Это было вполне себе обычное время, когда подростки, параллельно с учебой и подготовкой к тогда еще менее суровому ЕГЭ, грустили о неразделенной любви под «Три полоски» Animal ДжаZ и «Осень» группы «Китай», не думали о незаконных митингах и смене власти, а также жили без видоблогеров на Youtube.

Поколение нежных и чувственных подростков жило и грустило в стране, в которой на тот момент все было хорошо: никаких санкций, высокого курса доллара и евро, свободный въезд в Киев и полная гармония на Украине. На фоне российской стабильности меланхоличные эмо и агрессивные готы смотрелись довольно смешно, но в этой псевдоинтеллектуальной грусти и выражался их протест старшему поколению, наслаждавшемуся счастливыми временами.

Прошло несколько лет и депрессивным подросткам стало некогда грустить: стабильность в России была подорвана, начался экономический кризис, а юные эмо, покинув школу, оказались в реальном мире, где у взрослых людей, как оказалось, практически нет времени на меланхолию. Выкинув из гардероба мрачные вещи и стерев из своего телефона все песни в жанре альтернативы, бывшие неформалы погрязли в будничных делах вроде получения диплома, поиска работы и личного счастья.

Вчерашние неформалы превратились во вполне себе обычных людей, утопающих в проблемах и скрывающих свою грусть за кружкой пива в вечер пятницы.

Оказавшись во взрослой жизни, бывшие эмо и готы поняли, что их идеология не приносит никакой пользы российскому обществу, и тем самым навсегда похоронили любую идею о возрождении этих субкултур. Эмо, готы, «ска» и панки были убиты меньше, чем за год своими создателями, решившими забыть о своем подростковом прошлом.

Нельзя сказать, что неформалы полностью покинули российскую действительность. Конечно, в прошлое ушла мода на черно-розовую одежду, длинные челки и пирсинг по всему лицу. Теперь неформалы по-другому выражают свою приверженность определенной субкультуре и, как правило, не особо акцентируют внимание на своем внешнем виде в угоду общественным правилам (ты можешь быть абсолютным панком в душе, но на работу тебе все равно придется ходить в костюме).

Зато российские неформалы с удовольствием посещают концерты альтернативных рок-групп, репертуар которых почти не изменился с 2007 года, и иногда достают из шкафа патрули с черепами, ностальгируя по прошлому. И хотя кажется, что количество неформалов за пару лет заметно сократилось, депрессивные эмо и готы по-прежнему живут и здравствуют: заказывают одежду в «Неформаркете» (магазин, который знает каждый ярославский неформал), ходят на концерты группы «Слот» и AMATORY и пересматривают канонические фильмы неформальной культурой (вроде «Реквиема по мечте» или депрессивных фильмов Бергмана).

Точка зрения

Начнем с того, что есть понятие «субкультура», а есть понятие «неформал». Сейчас в России правят балом две субкультуры — рэперы и хипстеры. Но неформалами они не являются, т.к. у хипстоты в основе ретро-стилистика (а это в обществе считается нормальным, т.к. все носили эти шмотки когда-то), а рэперы просто вызывают смех и не считаются чем-то уникальным для нашего общества.

У неформалов по большей части 4-5 основных направлений: панки, готы, эмо, риветхыды и т.д. Собственно, само понятие неформал пошло от того, что эти люди, как минимум, выглядят не как все, т.к. чтобы принадлежать этим стилистикам, надо носить спецэффичный мерч/образ. У панков — косухи и ирокезы, у металлистов — длинные волосы и металл, у готов – черная одежда и мрачный макияж.

Сейчас настоящие неформалы ушли в прошлое. Разумеется, есть много людей, которые поддерживают идеи неформалов и слушают соответствующее музло, но выглядят они как все. Я бы даже сказал, что это современный тренд. Если посмотреть фотки нынешних панк-исполнителей, то можно заметить, что они выглядят как обычные люди. Сейчас у людей все меньше потребностей в том, чтобы выделяться из толпы, все больше стираются грани между стилями, поэтому со временем настоящих готов/эмо/панков все меньше и меньше.

Я, например, не помню, когда последний раз видел вживую трушного нефора, хотя нефоров «духовных» знаю кучу. Я знаю огромное количество людей, поддерживающих панк направление. Среди моих знакомых есть готы, эмо. Просто сейчас что в России, что в мире, нет потребности носить нефорский мерч.

/Алексей Федоров, видеограф/

То, что неформалов стало меньше, очень заметно. Сейчас уже фактически не встретишь на улице гота, эмо и специфически ярких представителей других субкультур. Сама эстетика субкультур осталась в творчестве, музыке, ещё в каких-то сферах жизни, но в одежде и в быту всё это сейчас не особо модно.

Кто был неформалом 10-20 лет назад, теперь, как правило, вырос, обзавёлся семьёй, и весь этот стиль считает чем-то «не по возрасту». Или оставляет какие-то отдельные детали — длинные волосы, аксессуары по мелочи. Зато иногда бывшие нефоры приводят к нам детей и радостно покупают им атрибутику с разными группами. Клиенты у нас самые разные, без ограничений: от детей до пенсионеров. Больше всего, пожалуй, школьников, но так всегда было и, видимо, будет.

Правда, среди нашей клиентуры остались люди, которым нравится выглядеть ярко и интересно. Просто теперь к нам приходят купить не белой пудры и не шипастые наручи по локоть, а стильные, жанровые, но гораздо менее броские кольцо или браслет. Их на улице не будет видно за километр.

Сами течения неформалов давно смазались и превратились по большей части во что-то вроде простого увлечения музыкой или пирсингом, аниме или стимпанком, да чем угодно. Сейчас видимо просто нет нужды одеваться «субкультурно», вычурно и как-то особо характерно. Скорее всего, большая часть внешних атрибутов ушла с улиц на фестивали.

А что до идейной составляющей субкультур — идеи-то многие остались. Та же готика, всю эту тёмную эстетику очень многие любят. Панк вообще вечен — это и музыка, и философия своего рода. Рок и металл тоже слушают, да ещё как.

Сами субкультуры в том виде, в каком их понимали, скажем, 10-15 лет назад, как явление, наверное, просто слегка исчерпали себя сейчас.

/Лис Никанор, магазин «Неформаркет»/

В 2007-2010 годах страна переживала бум различных субкультур. По улицам ходили одетые во всё чёрное готы, яркие панки и эмо. Появлялось всё больше молодёжных культур, подростки стремились выделиться.

Постепенно волна субкультур сошла на нет. Готы, панки и эмо ушли с улиц. Редакция задалась вопросом: куда они исчезли? Чтобы узнать это, мы взяли интервью у бывшей готессы по имени Кира.

ВГ: Кира, расскажите, к огда Вы примкнули к готам и почему?

Кира: Сейчас мне 23 года. Готикой увлекалась с 13 до 16 лет. Я всегда была изгоем и белой вороной. В любых коллективах. Единственными отдушинами были рисование и музыка. В 13 лет я увидела в интернете фотографии, на которых были изображены готы. Какое-то время спустя по телевизору была программа, где рассказывали о готах. Тогда-то я и подумала: “В от, вот эти люди, которые меня поймут!”

Сперва моей храбрости хватило только на футболки с черепами из стразов. Но всё изменилось, когда меня позвали на первый в моей жизни рок-фестиваль. М ы ехали в маршрутке, доверху забитой готами и панками, и я впервые почувствовала себя в безопасности. На самом фестивале была потрясающая дружелюбная атмосфера. Все свободно болтали с кем угодно, и никто не тыкал пальцем и не кричал в спину. Глядя вживую на эту огромную толпу людей, я осознала, что я такая не одна!

ВГ: Что Вам нравилось в этой субкультуре?

Кира: Больше всего мне нравилось, что никто мне не говорил о прелестях мира и о радужном восприятии бытия. Тогда я уже находилась в глубокой депрессии, и только в компании моих готичных друзей никто не заставлял меня улыбаться.

ВГ: В обществе есть стереотип, что готы любят проводить время на кладбище и интересуются магией . Что Вы можете сказать по этому поводу?

Кира: На кладбище я была целый один раз. Судя по рассказам, остальные ребята по нескольку раз были на кладбище, но особо часто никто туда не ходил. Самое яркое воспоминание того времени как раз связано с тем, как я пошла впервые на кладбище. На улице уже было хоть глаз выколи. Мы с парнем просто ходили по заснеженным тропинкам между могил, наслаждалась умиротворением этого места.

Магией вроде никто не интересовался. В моей компании все были реалистами.

ВГ: С какими сложностями Вы сталкивались, будучи готессой?

Кира: Из бытовых трудностей - только то, что найти косметику (например, чёрную помаду) было почти нереально. С социумом проблем особо не было. Бабушки, конечно, плевались и крестились. Н о это было скорее смешно, чем вызывало трудности.

ВГ: К ак родные и знакомые относились к Вашему новому стилю?

Кира: Моя мама была просто в восторге и сама помогала мне с образом. Остальные родственники посмеивались. Одноклассники травили и пакостничали.

ВГ: Расскажите о каком-нибудь курьёзном случае из того времени.

Кира: Однажды в школьной столовой давали огромные красные яблоки. В тот день я была очень «нарядная». На мне была д линная чёрная юбка в пол, блузка с развевающимися кружевными рукавами. Чёрные длинные волосы были распущены, на губах - тёмно-вишнёвая помада. Я взяла яблоко с собой . Затем подошла к одному из своих одноклассников. Плотоядно улыбаясь и подкидывая огромное ярко-красное яблоко в руке, я спросила у него: «Яблочко хочешь?» О дноклассник замотал головой и, заикаясь, выдавил из себя только «Не, не, не, не! Я не г-голоден! С-спасибо!» А кто-то проходящий у меня за спиной крикнул: «Ведьма!»

ВГ: Ещё лет 6 тому назад на улицах можно было встретить представителей различных субкультур. Сейчас же такого разнообразия нет. Как Вы думаете, куда исчезли готы, панки и эмо?

Кира: Я думаю, дело в том, что тогда было больше свободы. Никто не боялся лишний раз выделиться . Конечно, гопники и прочие антисоциальные личности были и тогда, но в то время панки ходили развлекаться путём избиения оных. Сейчас же любой, кто хочет выделиться, гораздо сильнее чувствует на себе давление толпы и её агрессию. Недавно вот был бум хипстеров. Как только их не оскорбляли, особенно в Интернете! Э то сказывается и на других людях , которые и рады бы выделится, но лишний раз задумываются — а стоит ли это того?

ВГ: А почему лично Вы перестали быть готессой?

Кира: Однажды я осознала, что люди, которых я считала своими новыми друзьями — просто алкоголики и наркоманы. Их с каждым днём всё больше интересовало посидеть дома, накурившись и напившись. С ними просто стало опасно общаться. Тогда моя депрессия стала подходить к концу, я стала видеть больше позитивных вещей в своей жизни. Постепенно забросила весь свой готичный гардероб.

ВГ: К ак Вы считаете, как сейчас проявляют себя люди, которые хотят быть яркими и выделяться?

Кира: В последние два-три месяца я всё чаще вижу на улице девушек с ярко окрашенными волосами — зелёными, салатовыми, синими, бирюзовыми, розовыми. Хоть уже моя зелёная краска с волос смылась, моё сердце ликует, видя этих ярких звёздочек в пучине серости.

ВГ: По-Вашему, почему нет новых ярких субкультур?

Кира: Д ело ещё и в том, что общество меняется. В начале 2000-х общество стремилось к тому, чтобы сбросить накопившееся напряжение 90-х. Эмо смотрели на мир в радужном свете и ждали, что впереди их ждёт только лучшее, готы считали, что дальше всё будет только хуже, панки веселились и наслаждались жизнью, пока могли . Сейчас же наступил период стабильного ожидания. Никто не знает, что будет дальше.

Общество меняется, те, кто были в субкультуре в 2007-2008 годах, выросли, новые подростки уже не такие, какими были мы. И они прекрасно знают, что лучше быть такими, как все, и особо не выделяться. Н а мой взгляд, нынешнее поколение подростков более дружное, нежели раньше. Но их жизнь проходит в основном в Интернете.

Ты еще помнишь, как популярны были эмо, готы, скинхеды и другие субкультуры 10 лет назад? Думаешь, все они вымерли? А вот и нет! Мы вспомнили четыре главных молодежных течения России 00-х, нашли их представителей и рассказываем тебе, как они живут сегодня.

Готы

История

все слайды

Готы появились в Великобритании в конце 70-х, когда образовалось несколько групп-первопроходцев в новом музыкальном жанре – готик-роке: Bauhaus, Killing Joke, Gloria Mundi и другие. Поклонники этих бендов перенимали от кумиров разные элементы имиджа. Но поворотным событием в истории субкультуры стало открытие лондонского клуба Batcave («Пещера летучей мыши») – самого готического клуба на свете, который просуществовал с 82-го по 85-й.

Мировоззрение: Романтично-депрессивный взгляд на жизнь.

Дарья Масловская, 22 года

В субкультуру я «влилась» как-то само собой три года назад. На меня никак не влияла моя компания в те времена, да и не могу сказать, что стала готом в один день. Начали привлекать сначала одежда, стиль. Когда стала постарше, начала понимать мысли готов, начала разделять их взгляды. Мне действительно была интересна их позиция. Меня всегда тянуло к этому стилю, еще с самого детства. В одежде меня больше привлекает обычный готический стиль и викторианский. Каждый, на мой взгляд, человек, далекий от готической тематики, всегда ждет от гота чего-то мрачного, темного, мистического. Походы на кладбище также входят в мифы о готах. Готы – самые обычные люди. Они плачут, смеются, переживают. Они не поклоняются сатане (ну, разве что чуточку) и не едят младенцев. Правда, когда я училась в школе и одевалась во все черное с цепями, меня регулярно водили к директору, а учителя даже выдирали мне пирсинг в туалете. Я, конечно, защищалась и даже могла дать обидчику в нос, но, когда поступила на юрфак, все-таки начала одеваться более спокойно, а на работу (я сотовый оператор) хожу в ботинках, брюках и белой рубашке. Но готы – абсолютно нормальные люди, и я призываю всех не бояться и идти с ними на контакт.

Эмо

История

Эмо, как и готы, пришли из мира музыки. В принципе и эмо-кор, и готик-рок вытекают из панк-рока, и у этих субкультур много общего, но и те и другие просто ненавидят, когда их сравнивают. Главное отличие эмо от готов в том, что первые – ненавидят себя, а вторые – как настоящие нигилисты – окружающий мир. Эмо отличает романтизм, страдания от неразделенной любви и, как ты мог догадаться, повышенная эмоциональность. Вот почему их главные цвета – черный и розовый. Черный – это про одиночество и отверженность, а розовый – про редкие вспышки радости и счастья. Вот они как раз и слушали Tokio Hotel. В 2007-м эмо была самой распространенной субкультурой, а власти РФ даже пытались с этим бороться – 2 июня 2008 года в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых депутаты предлагали всеми силами бороться с эмо и готами, считая, что это неминуемо приводит к детскому суициду.

Мировоззрение: Страдание от неразделенной любви, вечная грусть и одиночество.


Влад Кузевой, 25 лет

Я пришел к тому, что я – эмо, шесть лет назад, потому что всегда знал, что я не такой, как все окружающие меня люди. Я плыву по другому течению. Все думают, что эмо – те, кто всегда плачут и режут руки, но это не так. На деле мы просто очень эмоциональные и не стесняемся этого (но на людях тоже не показываем – все переживаем в себе). Сейчас я учусь на филологическом факультете СПбГУ и одеваюсь так, как хочу. Мне абсолютно все равно, что кому-то не нравятся мои шнурки в шашечку или толстовки с капюшоном, потому что все эти годы окружающие не могут закрыть глаза на ярко выраженные субкультуры и постоянно нас оскорбляют. Чаще всего это что-то вроде: «Пи***асы!» (гомосексуалисты. – Прим. ред .), но я с этим давно свыкся и не обращаю внимания даже на подколы со стороны однокурсников.

Visual Key

Группа Xepher

В буквальном смысле visual key означает «визуальный стиль». Эта субкультура зародилась в Японии в начале 90-х, когда местный панк-рок смешался с глэм-роком и металлом. Этим движением управляли андрогины – парни в женской одежде, париках и на полном марафете. В России этой субкультурой увлеклись в эпоху рассвета аниме и манги – японских мультиков и комиксов, там почти все персонажи андрогинны.


Павел Иванов, 23 года

Мне кажется, что человека, который в 5–10 классах 10 лет назад не смотрел аниме, найти очень сложно. У меня до сих пор на полке стоят 40 манг (аниме-комиксы. – Прим. ред .) про каких-то школьниц, геев из Токио и мой любимый «Трогательный комплекс» про двухметровую телку и ее мелкого парня. Я по этим комиксам, кстати, научился рисовать: там в конце каждой книжки были самоучители. В общем, вся эта японская культура меня прямо с головой накрыла, и я пошел дальше: записался на курсы японского, начал слушать японский рок и делать какие-то сумасшедшие прически. Правда, косметикой я решил не краситься, это было бы слишком. Даже на мой ярко-рыжий ирокез слишком много внимания обращали. А потом мода на все это начала идти на спад, я нормально постригся, съездил в Японию и как-то переболел этой темой. От былых увлечений остались только отличные навыки рисования и знание языка. Сейчас я учусь на журфаке, у нас есть отделение японского языка, и я периодически занимаюсь вместе с японцами. Это классный опыт, и я во многом благодарен тому моему давнему увлечению их культурой.

Скинхеды

Скинхеды – это неофашистские группировки, те самые, которые кричат «Россия для русских» и «Москва для москвичей». Первые в истории скины, кстати, не были расистами, и среди них даже были черные – все вместе они боролись против буржуазии. Только во второй волне скинхедов появились нацисты. В России скинхеды были наиболее активны с 2007 по 2009 год. Сначала они ограничивались побоями, а потом начали убивать «инородцев» – именно так они называли приезжих. Причем в ход шло огнестрельное оружие. В 2009 году, например, от рук скинхедов в России был убит 71 человек, а пострадал – 441. Тогда же этим вопросом серьезно озадачилось правительство РФ и начало активно бороться против местных нацистов. Уровень агрессии спал, но московских скинхедов все еще время от времени можно встретить в центре города – например на «Пушкинской».

Мировоззрение: Россия для русских.


«Регбист», 30 лет

Вся суть скиновства была как в песне «Жизнь на московских окраинах»: белые вагоны, драки за цвета любимой команды, наточенные пряги, арматура в рукаве, пародирование английской моды и тяжелые ботинки, которые шикарно крушили зубы зверей. Такой кружок славян или игра в «300 спартанцев». У меня есть пара ножевых ранений от антифашистов. У нас всегда была и есть банда, в ней больше 300 человек, которые борются за чистоту и порядок в городе, в котором живут. Но все вышеперечисленное не мешает мне оставаться деятелем искусства – сейчас я снимаю короткометражку о моде. В повседневной жизни «гриндера» не ношу - отдаю предпочтение кроссовкам Kenzo, но все еще считаю, что лучший учитель «чистоте» – это выбитый зуб.

Ещё недавно можно было запросто встретить причудливо одетых подростков. Все эти панки, металлисты, а потом эмо и готы бунтовали всем своим видом, каждой своей тряпкой и причёской. Время слизнуло их с городских улиц, прожевало и выбросило в настоящую жизнь.

Теперь они ровным слоем размазаны по офисам, заводам и пыльным конторкам. Их бунт закончен, слава богу. Всему виной соцсети. В них можно быть кем угодно и красить волосы в любой цвет. И, что удобно, жить при этом нормальной жизнью молодого обывателя, а не собирать на себе неодобрительные взгляды стариков.

Субкультуры прошлого действительно распространялись на всю жизнь. Эмо были эмо всегда, а не только в своей тусовке. В школе, в институте, дома – каждую минуту бытия они страдали и плакали. В определенном смысле субкультуры прошлого были синонимом временной социальной и ментальной инвалидности. Станет ли адекватный человек надевать к месту и не к месту футболку с принтом любимой группы? Это проходит, как прыщи.

Трудно представить себе менеджера с ирокезом, и не надо приводить примеры немногочисленных девиаций. Мир взрослых, нормальных людей, при всей его противности и мракобесии, не терпит оригинальности, если эта оригинальность не является вашей профессией. Престарелые хиппи и панки очень комичны. А великовозрастные готы или металлисты – комичны вдвойне.

Сейчас субкультуры снесены сообществами. Чтобы состоять в нём, совсем не обязательно иметь общие музыкальные вкусы, хотя тяготение к объединяющей символике сохраняется. Музыка, которая была так важна для каких-нибудь ископаемых рокеров, сейчас лишь саундтрек к повседневности. Треклист в плеере – это эмоциональные витаминки. С ними проще смириться с проблемами на работе, в учёбе или в семье.

Граница между субкультурой и простым увлечением очень понятна. Ясно, что она разделяет поколения. Субкультуры могут быть только молодёжными. Речь идёт не только о возрасте, но и о “состоянии души”, инфантильности взрослых. Именно молодые люди предъявляют окружающим эстетический задел на будущее, который часто противоположен реальному будущему. Иными словами, панк не будет в будущем панком. Он может запросто переселиться в офис и начать коллекционировать айфоны.

Сколько душ спасли социальные сети, в которых можно самовыражаться и не превратиться в маргинала? Наверное, ровно столько, сколько в них зарегистрированных пользователей. Пусть бунт останется кусочком ушной серы на наушниках, когда впереди гонка за успех. Здесь очевидно, что субкультуры живут лишь в сети, а серьезное отношение к ним есть не что иное, как желание сбиваться в стаю.

Несомненно то, что субкультуры отражают социальную реальность. Пример тому – субкультура молодых успешных волонтеров АТО. Есть сверхидея – патриотизм и помощь военным. Есть общность взглядов и эстетика, философия пути на войну, в потусторонний мир и обратно, в мир обычных людей. В субкультуре волонтёров присутствует элемент игры и реальная опасность. Это не простое сообщество, а настоящий орден.

Как и старые субкультурщики, они слушают свою, украинскую патриотичную, музыку. Одеты они в милитари либо микс обычной одежды и военной формы. Часто носят футболки с эмблемами подразделений, которым они помогают.

Разнообразные политические активисты тоже составляют субкультуру, несмотря на разные цели и взгляды. Если перед вами левак, то совсем не обязательно на его куртке будет значок с Мао или красной звездой. Но он хотел бы надеть на себя такой значок, уж поверьте! Ультраправый будет одет в одежду соответствующих брендов и, скорее всего, в футболку с трезубцем. Кажется, что все эти ребята просто входят в соответствующие сообщества.

Однако к субкультурам их относит присущая таким людям сектантская непримиримость к инакомыслящим. Эта непримиримость часто выплёскивается на улицу. Хиппи себя так не вели, но кто обещал быть миролюбивым?

Музыкальный журналист Александр Нечай уверяет, что субкультуры прошлого были связаны общими музыкальными вкусами. “Сейчас это интернет и, к сожалению, сильный градус ненависти при этом. Сейчас дружат против. Яркий пример – это рэп-баттлы”, – говорит Нечай.




Top