Куинджи графика. Куинджи архип

Архип Куинджи (при рождении Куюмджи;(15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя - 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи.

Биография Архипа Куинджи

Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

Творчество Куинджи

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ.

В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».

После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Куинджи скончался.

В академии Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.

«Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.


Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.

Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Работы художника

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.

  • «Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича,
  • «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве.

В Третьяковской галерее в Москве находятся:

  • «На острове Валааме»,
  • «Забытая деревня»,
  • «Степь»,
  • «Чумацкий тракт»,

  • «Березовая роща»,
  • «После грозы»,
  • «Днепр утром» и «Закат в лесу».

В музее императора Александра III в Петрограде:

  • «Вечер в Малороссии»,
  • «Туман на море»,
  • «Радуга» и эскизы.

Библиография

  • Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. - М.-Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. - 40 с. - (Мастера русского искусства). - 27 500 экз. (обл.)
  • Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин; [Худож. И. А. Галюченко], 268 с ил., 5 л. цв. ил., Донецк Донбасс 1983
  • Свет Куинджи: Роман / Виктор Шутов, 462, с., л. портр. 22 см, Киев Дніпро 1990
  • Илюшин С. В. Юность Куинджи.:Повесть. - Донецк: Донбасс, 1977.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Мельникова Л. Куинджи / В серии «Великие художники» - Т.5 - К.,2010 - 48 с

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Творчество. Свобода. Живопись.

сайт создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Готовьтесь к выставке и читайте материал искусствоведа Инны Пуликовой о пяти картинах, которые определили творческий путь Куинджи.

«Осенняя распутица», 1870–1872

Архип Куинджи родился в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Точный год рождения неизвестен: в разных документах Куинджи были указаны разные даты - от 1840 до 1843 года. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.

Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств , однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя - внеклассного художника.

В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.

«На острове Валааме», 1873

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи - романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге» . Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи . Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

«Украинская ночь», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин - «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» . Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», - он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге» .

«Березовая роща», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием - критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других» .

Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.

Одна из этих картин - «Березовая роща» - дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа , назвав Куинджи «русским Моне».

«Лунная ночь на Днепре», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины - случай небывалый в России - была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.

Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» - несмотря на уговоры Тургенева - с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине - ее краски стали темнеть.

В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.

Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

Поразительно упорство нищего мальчишки-грека, который вопреки всем обстоятельствам стал гордостью русской живописи. Краткая биография Куинджи говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Детство и юность

Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний - то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку.

Бедность и нищета заставляли его пасти гусей, работать учетчиком кирпича, а потом у торговца хлебом. Но была жажда рисовать, которая привела его в Феодосию. 14-летний Куинджи, биография которого только начиналась, мечтал стать учеником великого И. К. Айвазовского. Но не сложилось - ему доверили только перетирать краски и красить забор. Он вернулся в родной Мариуполь и стал ретушером - не живопись, но чем-то похоже. До 24 лет он метался по черноморскому побережью, работая все так же.

Петербург

В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Его просто-напросто не принимали в Академию. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но его заметили, и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.

Развитие

Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству - «Украинская ночь».

Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Теперь Куинджи начнет обдумывать все - и темы, и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, - «Вечер на Украине». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа - «Север», «Березовая роща» и «После дождя».

Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся, и после этого Куинджи выставляет одну картину - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку - со временем краски потемнели, и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.

Это уже новый этап в творчестве, родился художник-философ - Архип Иванович Куинджи. Биография говорит о его размышлениях о реальности, о других способах ее выражения на полотне. Он стремится постичь глубину вещественного мира. Вспомните, что это был когда-то всего лишь мало обученный, не закончивший Академию художеств почти нищий сирота. До каких вершин духа при таланте и трудолюбии может подняться человек!

Уединение

В 1881-1882 годах Куинджи организовывает еще две выставки, на которых показывает «Березовую рощу», громко прогремевшую среди любителей живописи, и «Днепр утром». Вот это произведение было принято очень сдержанно. После этого живописец почти на двадцать лет удаляется от общественной жизни. Объяснения затворничеству такого знаменитого человека, как художник Куинджи, биография дать не может. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики.

Работа в одиночестве

Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Он пишет все новые и новые работы, ища другое стилевое направление. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. Крым», «Морской берег. Вид на Крым», «Крым. Яйла», «Горный склон. Крым» и многое другое. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.

Кавказ

В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Кавказ».

Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Это абсолютно другой, обновленный и технически, и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.

Новая выставка

В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, - «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Вообще к этому времени живописец создал примерно пятьсот работ. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.

Сделанные Куинджи выставки вновь привели публику в восторженное состояние, снова пошли о нем споры и разговоры, но художник вновь закрылся. Причин такого поведения Куинджи краткая биография, как и его современники, предоставить не могут. Может быть, художник устал от пустопорожней болтовни, ведь ему исполнилось шестьдесят лет. Правда, по нашим меркам это еще не так много, но тогда считали несколько иначе.

Последние годы

Десять лет Куинджи создавал все новые полотна. Абсолютный шедевр того времени - картина «Радуга». Она находится в Русском музее. Над этим произведением Куинджи работал пять лет. Вдоль огромного, еще не заколосившегося поля причудливо извивается дорога. Над ними раскинулось занимающее две трети полотна небо со сверкающей радугой. Все предельно просто, но такая простота дается огромным мастерством, наблюдательностью и мыслью. Уже написаны «Красный закат» и «Ночное» (1905-1908).

Смерть художника

Находясь летом в 1910 году в Крыму, он заболел воспалением легких. Это и сейчас грозная болезнь, надолго выводящая человека из строя. А тогда не было никаких антибиотиков. С разрешения врачей любящая заботливая супруга перевезла больного в Петербург, но усилия врачей не помогли. Не выдержало больное сердце, и он ушел из жизни в июле 1910 года. Сейчас его могила находится на в Александро-Невской лавре.

Благотворительность

Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств, и Обществу художников им. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После его смерти она получала назначенную Архипом Ивановичем пенсию, а все свое состояние художник распределил между родственниками и Обществом художников.

Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Краткая биография говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи - украинский и русский художник, мастер пейзажной живописи.

Куинджи Архип Иванович родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге - "Ладожское озеро".

Ладожское озеро. 1873

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875 году - две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 - знаменитую "Украинскую ночь". Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже.

Забытая деревня. 1874

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875

Украинская ночь. 1876

В 1878 выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году Куинджи выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

Березовая роща. 1879

После грозы1. 1879

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Днепр утром

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

В академии Куинджи сошелся с Репиным, В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.

Осенняя распутица. 1872

Забытая деревня. 1874

"Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре(Санкт-Петербург)

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. "Ночь на Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича, "Березовая роща" и "Степь" - в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север", "Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее императора Александра III в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на море", "Радуга" и эскизы.

Ай-Петри. Крым. 1898-1908

Берег моря со скалой. 1898-1908

Березовая роща. 1880-е

Березовая роща. 1901

Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890-1895

Березовая роща

Березовая роща. 1879

Бурьян. 1875

Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

Вечер на Украине. 1878

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882

Волны

Восход солнца

Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе

Горы. 1890-1895

Дубы. 1900-1905

Закат в степи на берегу моря. 1898-1908

Закат в степи. 1900

Зима. Пятна света на крышах хат. 1890-1895

Казбек

Лов рыбы на Черном море. 1900

Лунная ночь на мере

Море с парусным кораблем. 1876-1890

Облако

Осенняя распутица. 1872

После дождя. 1879

Радуга. 1900-1905

Роща. 1898-1908

Стволы берез. 1879

Степь. Нива. 1875

Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895




Top