Куклы олины вентцель.

Каждый из нас стремится найти свое место в этом мире. Кто-то становится бухгалтером, кто-то артистом, а кто-то самовыражается в творчестве. Именно в нем Олина Вентцель нашла себя, свою стезю и призвание. Ее работы поражают воображение и оставляют в душах людей со всего мира неизгладимый след. Тот, кто хоть раз видел куклы Олины Вентцель из фарфора, понимает, что столкнулся с результатом поистине талантливой работы.



Венецианка

В январе 2007 г в Манеже, на Первом международном фестивале искусств "Традиции и современность" фарфоровая кукла Олины Вентцель "Венецианка" была удостоена Главного приза фестиваля в номинации "Декоративно-прикладное искусство".


Я вас любил...


На маскараде

Эта восхитительная женщина начала создавать свою коллекцию еще в 1986 году. До этого она окончила Государственный университет технологии и дизайна, где, между прочим, в качестве дипломной работы готовила костюм Гамлета для известного актера Иннокентия Смоктуновского. Впоследствии Олина Вентцель трудилась художником-постановщиком по историческим костюмам кино и театра. Пока наконец не нашла себя в создании великолепных авторских работ.

Екатерина II

Это не просто куклы. Шедевры искусства, которые создала знаменитая мастерица, являются результатом кропотливой и долгой работы, совокупностью тонкого вкуса и точной передачи образов. Это целые проекты, в которых создаются не просто куклы, а огромный мир вокруг них, передаваемый с помощью костюмов, соответствующего окружения и интерьера.


Дворянин времен Мольера (XVII век)

Куклы Олины Вентцель широко известны и почитаемы как произведения искусства далеко за пределами нашей родины. Они находятся в частных коллекциях и музейных выставках Италии, Дании, Австрии, Франции и даже заокеанской Америки.


Шахерезада и юный Чингизхан


Птолемей XIV и Клеопатра (69-30 гг до н.э.)


Анна Каренина

Мастер декоративно-прикладного искусства Олина Вентцель являлась признанным гением своего дела, художником кукольником от Бога. Ее величайшее достижение - это создание кукол не только маленьких размеров, но и высотой в человеческий рост. Она единственный мастер, который знал секрет изготовления подобных работ из фарфора.

В действительности куклы Олины Вентцель - это то, что должен увидеть каждый человек, который считает себя культурным и образованным. В процессе их создания использовались не только фарфор, но и дорогостоящие ткани, антикварная фурнитура и кружево, для того чтобы донести до сознания людей всю полноту того или иного образа.


Образ Венеции


На маскараде

Олина Вентцель порадовала немало ценителей искусства своими куклами в потрясающих исторических костюмах. Ей всегда одинаково хорошо удавались литературные и сказочные персонажи, портретные куклы, причем как наших современников, так и личностей, внесших большой вклад в историю различных государств. Искусная мастерица с удивительной точностью передавала в своих работах очарование женских, трогательность детских и силу мужских образов.


Владычица радости и восхвалений…

Эти куклы как будто живые, они находят отклик в душе каждого, кто увидел их хоть раз. В своих работах Олина Вентцель отображала целые эпохи - времена Пушкина, династии Романовых. Они сформировали тематические выставки не только в наших галереях, но и за границей. Например, выставка «Пушкинский бал» и «Русские монархи. Династия Романовых». Последняя покорила всю Европу.

Эта выставка представляла на суд зрителя 50 фарфоровых кукол, среди которых были такие персоны как император Петр I, императрица Екатерина II и вся семья Николая II.


Слева направо:Лефорт, Петр I, Екатерина I, Александр Меншиков


Малюта Скуратов, Иван IV (Грозный), Анастасия Романовна Захарьина


Екатерина I и Александр Меншиков


Елизавета Петровна


Мария Александровна и Александр II


Иван IV (Грозный) и Анастасия Романовна Захарьина


Алексей Михайлович Романов


Г.А.Потемкин и Екатерина II


Анна Иоанновна и Э. И. Бирон


Фаворитка

Куклы Олины Вентцель поражают огромным количеством различных образов. Величественная Нефертити, королева Елизавета, Анна Каренина, Беатриче, Венецианская куртизанка, Жозефина, Наполеон, Уинстон Черчилль, Снежная королева, Шуты, персонажи любимых нами сказок Г.Х Андерсена и многих других писателей, выдающиеся деятели политики и культуры - все эти шедевры искусства предельно реалистичны и натуральны....


Филарет


Владимир Мономах

Эти куклы действительно удивительно похожи на людей, и в каждой до мельчайших подробностей воссозданы исторические прически и костюмы, у каждой собственное выражение лица и характер, в некоторых воссозданы исторические персонажи. Авторские куклы позволяют понять дух эпохи, а помогает этому соответствующий интерьер и звуковое сопровождение. Есть в экспозиции и исторические экземпляры, некоторым более ста лет.


Красота русская

Для Олины Вентцель всегда была важна не только историческая достоверность, но и в первую очередь красота. Она передавала свою доброту, любовь к людям и творческую ноту в фарфоровых работах. Куклы Олины Вентцель - это поистине коллекция чудес, которая будет радовать нас долгие годы.

Не знаю, как у вас... а у меня созерцание прекрасного вызывает столь сильные эмоции, что иногда приходится незаметно доставать из сумочки заветный тюбик с валидолом - сердце не выдерживает... не срабатывает...
И много... много было в жизни моей таких... щемящих... моментов...
Прекрасное...
Оно такое разное... такое трепетное... и так трудно сохраняемое...
Это как... пыльца на крылышке бабочки... вот она была и...
Рисунок стерт... очарование померкло... исчезло...
А представьте красоту, заключенную в хрупкий фарфор...
Кити пишет из Парижа - была... была на выставке, которую ты мне живописала...
Представляю тетушку свою... маленькую, хрупкую, так похожую на фарфоровую куколку...
Она зажглась... загорелась и, разумеется посетила изумительную... изумительнейшую из изумительных выставку КУКОЛ...
Я пишу, а рука... уже... тянется к заветному тюбику... так впечатлило меня увиденное... так поразило...
Ростовые фарфоровые куклы ОЛИНЫ ВЕНТЦЕЛЬ...
Я писала о куклах...
Писала о чудесах "Гревен" и "Тюссо"... но это фарфоровое великолепие прочно вошло в сердце мое, чтобы остаться там навечно...
Впервые услышала я об этих удивительных куклах и их создателе в 1996 году...
В "Центральном доме журналиста" прошла выставка работ мастера...
Ах... ах... и еще раз "ах и увы"...
Не довелось... не случилось... и только через девять долгих лет... в 2005 году на Первом Международном Салоне Кукол... наконец...
Свершилось!
Увидев однажды кукол Вентцель... вряд ли забудешь хоть одну из огромной коллекции чудес этих сказочных...
Чудес, нашедших место свое в сердцах и домах известнейших людей нашей эпохи...
Художник создает "масштабные проекты", в которых действующими лицами выступают не только КУКЛЫ, но и интерьер, эпоха, в которой существовали герои запечатленные в фарфоре...
О куклах Олины Дмитриевны говорят много и восторженно...
Александр Генкин... как сказал он - "Коллекция кукол - единый масштабный проект, над которым Олина Вентцель работала более 20 лет.
Хотя она тщательно придерживалась исторической достоверности, используя, например, антикварные кружева, главным для нее была не историческая точность, а красота.
Будучи художником от Бога, Олина Вентцель творила не портрет исторического персонажа, а его образ".

Майская выставка в Государственном музее А.С.Пушкина была СОБЫТИЕМ!
Две тысячи седьмой год...
Год радости от созерцания работ МАСТЕРА и невыносимой печали...
от его ухода...
"Восхитительно!", "Изумительно!", "Великолепно!"... отзывы о выставке...
Две недели сказки... русского маскарада и Венецианского карнавала Марди Гра...
Выставка, представленная как "сценическое пространство" уводила зрителя во далекое прошлое...
Составляющими оформления были рисунки Олины Вентцель, огромные постеры с изображением ее кукол и репродукции знаменитого Каналетто...
Ну, какая же Венеция без его картин?
Чудеса... чудеса... сказка...
"Ночь в музее"... ночь, когда куклы мастера ОЖИЛИ, исполняя менуэт... ОБЕЩАННОЕ ЧУДО...
И... "Венецианка"...
Кукла, покорившая не одно человеческое сердце...
Олина Дмитриевна говорила - "Всех людей на планете объединяет пространство и время"...
Разве скажешь лучше, рассматривая персонажи, соседствующие бок о бок в ее коллекции...
Огромной коллекции, которая заслужила любовь, восхищение тысяч зрителей... покорила Москву, Париж, Венецию, Нью-Йорк, Амстердам,
Копенгаген...
"Мы не знаем, что будет с нами, но знаем, что эти произведения останутся, потому что они - необыкновенное сочетание любви к искусству, прекрасного вкуса и большого таланта", - так сказал о работах Олины Вентцель посол России во Франции Александр Авдеев
на открытии выставки ее работ...
Той выставки, на которой хозяйка уже не могла сама принимать дорогих гостей...
Гостей принимали ее КУКЛЫ - сорок четыре куклы... от таинственной
Нефертити до незабвенного Наполеона и прекрасной Жозефины...
Многие - в человеческий рост, укрепленные подвижно, что позволяло им жить... двигаться... менять выражение лиц...
Её уже нет с нами... но остались ее КУКЛЫ... осталась добрая, светлая память о ней...
В одной из своих работ я писала - "Тот факт, что в камзоле Гамлета-Смоктуновского засветилась ярким светом звезда Боярского-Теодоро,
возможно и не знает широкая публика"...
Так вот... костюм этот был создан ХУДОЖНИКОМ - ОЛИНОЙ ДМИТРИЕВНОЙ ВЕНТЦЕЛЬ...
Меркнут огни... еще один день погас... но... есть звезды, которые будут
сиять нам всегда, озаряя, вдохновляя своим присутствием, радуя своим талантом и теплом...
Добрая волшебница! Да не померкнет твоя звезда...

"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.

Доброго всем времени суток дорогие сограждане! Я обратила внимание на тот факт-что не очень много появляется в наших публикациях материалов о наших мастерах-кукольниках. Стало немного обидно-ведь они не менее талантливы, чем зарубежные, а частенько и более многогранны. AndreTcoy обратил моё внимание на нашу соотечественницу, мастера Олину ВЕНТЦЕЛЬ, которую бог наградил талантом создателя-художника.
Олина Дмитриевна Вентцель - один из самых известных и признанных художников-кукольников России. Долгое время работала художником-постановщиком по историческому костюму в театрах и на киностудиях (кинофильмы: “И ещё одна ночь Шахерезады”, “Осада”, “Случай в аэропорту” и др.)
С 1986 года художник работает над созданием авторских кукол из фарфора в исторических костюмах. Её произведения искусства получили высокую оценку не только в России, но и за рубежом.

На протяжении более чем 20 лет Вентцель были созданы сотни кукол. В их числе куклы, изображающие исторических личностей; каждая из них привлекает внимание не только точным портретным сходством, но и тщательно продуманными, выверенными с точки зрения принадлежности к определенной эпохе, роскошными костюмами из парчи, бархата, шелка. Значительное место в творчестве мастера занимали работы, созданные по мотивам произведений мировой литературы: пьесам У. Шекспира, поэзии А. С. Пушкина, сказкам Г. Х. Андерсона и др. Среди работ легко узнаются представители царствующих династий, видные общественные деятели, актеры, художники, а также сказочные и мифологические герои.









Один из авторов дамского журнала «Lady Camilla» Малик Юлия пишет о мастере с любовью и восхищением следующее: «Олина Вентцель порадовала немало ценителей искусства своими куклами в потрясающих исторических костюмах. Ей всегда одинаково хорошо удавались литературные и сказочные персонажи, портретные куклы, причем как наших современников, так и личностей, внесших большой вклад в историю различных государств. Искусная мастерица с удивительной точностью передавала в своих работах очарование женских, трогательность детских и силу мужских образов.»



Куклы Олины Вентцель поражают огромным количеством различных образов. Величественная Нефертити, королева Елизавета, Анна Каренина, Беатриче, Венецианская куртизанка, Жозефина, Наполеон, Уинстон Черчилль, Снежная королева, Шуты, персонажи любимых нами сказок Г.Х Андерсена и многих других писателей, выдающиеся деятели политики и культуры – все эти шедевры искусства предельно реалистичны и натуральны.

Для Олины Вентцель всегда была важна не только историческая достоверность, но и в первую очередь красота. Она передавала свою доброту, любовь к людям и творческую ноту в фарфоровых работах. Куклы Олины Вентцель – это поистине коллекция чудес, которая будет радовать нас долгие годы.
Олина Дмитриевна ушла от нас 17 ноября 2007года, но хочется верить, что о ней ещё будут помнить…

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.


"У Олины Дмитриевны не бывает плохого настроения, она очень веселая. Все время смеется", - говорили мне о ней. Почему-то меня это смутило. Как и тот факт, что уже в пенсионном возрасте она вдруг увлеклась куклами". Хоть и заочно, я сочувствовала ей: воображение рисовало женщину, вынужденную, дабы выжить, работать с утра до вечера, а вечную усталость скрывать за улыбкой преуспевающей предпринимательницы. Но я совсем не знала Оливу Дмитриевну! Перешагнув порог ее дома, я увидела кукол... Они, эти придуманные человеком молчаливые игрушки, сказали о хозяйке больше, чем она сама.

Их было немного, и все сидели полукругом, создавая некую композицию. Их руки почти соприкасались, но - удивительно! - связанные общей, "пушкинской", идеей, сделанные руками одного мастера, каждая как будто жила в своем собственном мире. Это можно было прочитать на их лицах и в их позах, это передавал даже костюм. На протяжении нескольких часов беседы с Олиной Дмитриевной меня не покидало ощущение, что в комнате мы не одни. Мой взгляд невольно искал "Ольгу Ларину" - романтичную девушку в розовом, которую я выбрала себе в "подруги".

Помните Ольгу? Обласканная родите-лями, рожденная для любви, легкомысленная и веселая до той самой поры, пока не прозвучал роковой выстрел.

Вот так и в жизни Олины (даже имена похожи!) все было: любимые родители, обеспеченное детство, занятия музыкой, увлечение театром, игра в куклы.

Было и вмиг исчезло. Через всю страну длинный поезд понес ее, одинокую и брошенную, вслед за мамой в ссылку на Сахалин. Мама с Сахалина не вернулась, отец, военный, погиб в сибирских лагерях. Детские дома, чужие люди, совсем не домашнее воспитание, горькое слово "сирота" надолго вошли в жизнь юной девочки.

Но она никого никогда за эти не упрекнула. Восстановления справедливости, в отличие от многих с подобной судьбой, не потребовала. Кто знает: не будь Сахалина, попала бы она в Ленинград после смерти Сталина, где нашла сразу две безграничные любви: к театру и к Юрию Вентцелю?

Мне кажется, кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол.

Сказки и куклы - это олицетворение детства и счастья, уюта и тепла. Домаш-него очага. То, что сопровождает человека от колыбели до самого заката". Даже если куклы нет, рядим, есть воспоминания.

Любуюсь Ольгой Лариной, провожу пальцем по ее нежной белой ручке, каса-юсь волос и платья. Еще мгновение - и я в детстве: родительский дом, в котором пахнет только что испеченными, еще не остывшими пирогами, на диванной подушке лежит старая книга, открытая на сотни раз перечитываемой, заветной страничке. Вся семья в сборе, и еще жив отец. Далекое время, и его уже никогда не вернуть. Жаль, что в память о нем я сохранила и книгу, и картину, и лампу. Но не куклу.

У Олины Дмитриевны, как у всякой девочки в пору безмятежного детства, тоже были куклы. Она любила их наряжать, выдумывая удивительные наряды. Приехав в Ленинград уже молодой женщиной, она снова стала придумывать. С той лишь разницей, что одежда будет рассчитана на людей. И не просто одежда, а костюмы для артистов театра.

Она всегда знала, что хочет, и будет работать в театре. Сидеть и ждать, когда ее найдут и заметят, было не в характере Олины Дмитриевны. Она пришла сама и уверенно заявила: "Вам нужна я!". Ее взяли и не ошиблись.

Талантливый художник по костюмам, она еще оказалась и талантливой в общении. Среди ее друзей немало имен тогдашних и нынешних знаменитостей театра и кино.

В начале 70-х в Ленинград из Москвы с театром кукол приехал Юрий Вентцель. Молодой и красивый, подающий надежды режиссер. Творить бы ему чудеса в искусстве еще долго и долго! Но уже тогда он знал, что болен. И Олина Дмитриевна, конечно, тоже узнала. Но разве остановить трепет сердца, испытавшего такую любовь!

Да, ее первое замужество было неудачным. Она сама оставила мужа, ушла в никуда без денег, без квартиры, без образования, с маленьким сыном на руках. Но это все в прошлом. Она много работала, окончила текстильный институт. Стала независимой и самостоятельной.

Теперь уважаема коллегами. И любима. Вопрос, быть рядом с любимым мужчиной или нет, перед ней не стоял. Она переехала в Москву.

Как, чем вы жили? - спрашиваю Олину Дмитриевну. - Творчеством?

Я не разделяю этих двух слов: "жизнь" и "творчество". Первое для меня и есть второе.

Здесь, в Москве, теперь уже вместе с мужем Юрием Вентцелем, они работали в одном театре, ездили на гастроли, строили планы и осуществляли их. Новые спектакли, образы, декорации, костюмы... Создавая последние, Олина Дмитриевна невольно вмешивалась в судьбу героев. "А кто же не знает, - писал К. Паустовский, - что человек каждый раз, когда надевает новый костюм, совершенно меняется!..".

И сегодня Олина Вентцель живет в атмосфере труда и поиска, радости и огорчений. Ее рабочий день начинается рано, в шесть утра. Не потому, что ей нужно как можно больше сделать и заработать лишнюю копейку (по сути, у нее все есть, а в еде и одежде она скромна и непривередлива). По-иному она просто не может. Куклы ждут своего мастера. Они еще далеки от совершенства: на них нет одежды или даже части туловища. Но все - дело времени и техники. К тому же Олина Дмитриевна незавершенными любит их еще больше.

Не берусь описывать технологию изготовления: вроде бы она проста, и в то же время есть у нее свои "секреты". Руки и ноги кукол подвижны, и готовая игрушка может принять любую позу. Головки делают из фарфора специа-листы фарфоровой мастерской по эскизам Олины Дмитриевны. Костюмы, на которые художница не жалеет дорогих тканей, прически дополняют образ.

До позднего вечера мастерит она куклы. Если и отвлекается, то лишь на телефонные звонки. Особенно когда звонит Юра, внук, названный, надо думать, в честь Юрия Вентцеля.

С него, любимого внука, наверное, и началось это увлечение куклами. Рассказывая Юрочке сказки, она устраивала целые спектакли с участием игрушек. Сделала куклу сама. Потом еще и еще.

Однажды знакомая попросила сшить куклу для будущей выставки. Нужен был "космонавт" в настоящем космическом обмундировании. Олина Дмитриевна съездила в музей Звездного, изучила спецодежду, и кукла удалась на славу. Стали поступать другие заказы. Олина Дмитриевна, как всегда, уверенная в успехе, начала осваивать новое для себя поле деятельности. Хотя "новое" - это, конечно, условно. Когда она работала в театре кукол, ей приходилось заниматься и ремонтом, и изготовлением, и шитьем. Что касается костюмов, то о профессиональном мастерстве Олины Вентцель можно судить по известным фильмам "Случай в аэропорту" и "Еще одна ночь Шахерезады". Чувство эпохи -главное, что отличает ее одежду для киногероев. А теперь и кукол - тоже.

Она точна даже в деталях: "Все должно быть так, как было тогда". По ее куклам, например, тем, которых она готовит к юбилею Пушкина, на мой взгляд, можно изучать моду "давно минувших дней". И не только моду.

Куклы Олины Дмитриевны неоднократно выставлялись в Москве, в различных музеях и галереях. Многие уехали за границу в Германию, США, Японию, Голландию, пополнив частные коллекции. Уверена: везде они придают родному дому еще большую привлекательность, уют и тепло. И будут "служить" ему еще много лет: жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна.

Рассматривая кукол О. Вентцель, я старалась понять, в чем их обаяние, особенная прелесть. Приходилось видеть кукол других авторов, но ни одна из них не завораживала такой свежестью, чистотой, таким светлым обликом. Несомненно, в них отразилась личность мастера.

"Я никогда никому ни в чем не завидовала, - сказала мне Олина Дмитриевна. - И ни на кого не держу зла". А еще она умеет отдавать добровольно, от всего сердца. Без кокетства равнодушна к деньгам и тряпкам. Не понимает сплетен и никогда не участвует в них.

Она, эта маленькая женщина, нашла в себе силы, чтобы простить то несправедливое и незаслуженное, что выпало на ее долю. Сумела стать нужной мужу до конца его дней и верна его памяти. Стала незаменимым другом своему внуку.

Ее куклы не могут быть недобрыми.

Возьмите на руки подержите, прижмите ее, вот так... - Олина Дмитриевна подала мне большеглазую барышню. Красавица обвила меня руками, и опять на какое-то мгновение я ощутила себя маленькой девочкой, которой пока не знакомы жизненные бури и которой так тепло у родного очага.




Top