Кулибинцы. История развития ремесел

Предисловие.

Наш папа Пётр Фёдорович Харланов.
Родился 18 августа 1926 года. Ветеран ВОВ и инвалид 2 группы.
Историк. Работал в школе. Был учителем начальных классов
и учителем истории. Закончил Томский гос. университет, исторический факультет
Я только недавно узнала. что он писал в молодости.
Отдал мне оставшиеся рукописи, мы к его 90 - летию (18 августа) напечатали книгу.
И я решила здесь выставить его рассказы. Может они наивны.
Но это было время его молодости.

Через полуоткрытую дверь кузницы второй полеводческой бригады колхоза «Родина» слышался перестук молотков. Гулко стучал молот в богатырских руках молотобойца Федоса Германовича Блудова. В такт ему вторил молот кузнеца Василия Викторовича Сокольцова. Кузнец держал клещами полосу раскаленного железа и, переворачивая её с одной на другую сторону, подставлял под тяжелый удар молота. Железо плющилось, изгибалось и из огненно-красного становилось фиолетовым и под конец черным.
Василий положил молоток на наковальню, что означает прекратить удары молотом. И в кузнице воцарилась тишина. Только в ушах продолжало звенеть.

Мы поинтересовались, какая работа выполняется.
– Делаем лапки для очистки колес сеялки, – сказал Василий.
С переходом техники в колхозы роль кузнеца еще больше возросла и стала в ряд главных звеньев колхозного производства. Работники же РТС усилили контроль над ремонтом сельхозмашин.
Все это положительно сказывается на экономике колхоза. Хозяйский глаз и бережливое отношение намного продляют срок службы сельхозмашин.

Отковав еще одну деталь, кузнец как-то сразу, без предисловий сказал:
– Все. Пора на обед.
Мы вышли из кузницы. Апрельское солнце пригревало по-летнему. В воздухе стоял запах оттаявшей земли. Голубое небо было покрыто белыми, словно кружева, облаками. По обе стороны широкой улицы росли высокие тополя с набухшими почками. Над ними кружились стаи голубей.
Василий шел качающейся, медвежьей походкой, в фуфайке и шапке-ушанке. Голову нес высоко.
Домик Сокольцовых стоял за плетнем. Аккуратный, под шиферной крышей. Наличники и карниз покрашены, двери плотно пригнаны. Ручки, защелки…

– Все своими руками делал, не без гордости сказал Василий.
Нас встретила среднего роста женщина с тонкими чертами лица. Двое сынов играли, дочь учила уроки.
Василий умылся. Лицо смуглое, с сильным румянцем было красивым. Большие открытые карие глаза. Высокий прямой лоб.

Разговор не клеился. Говорил он отрывистыми фразами. Но по ним все-таки мы составили жизнь замечательного сельского умельца.
В Грозный 1942 год подросток Василий Сокольцов впервые перешагнул порог кузницы и встал с тяжелым молотом у наковальни. Приходилось трудновато. Благодаря прирожденной любознательности и смекалки он быстро познает кузнечное дело.
Изредка приходили люди с фронта, искалеченные войной. Но паренька так и не заменили. Не хватало рук. Приходилось работать одному за двоих.

Василий в совершенстве овладел второй специальностью – столярной, которую перенял у отца.
С 1946 года совмещал две работы – кузнеца и столяра.
Сам изготавливает столярный и слесарный инструменты, изобретает оригинальное и в то же время простое приспособление для насечки зубьев пил. Теперь с ним советуются даже опытные мастера.
В жизни человека иногда получается так, что он идет, идет и незаметно свернет с пути, но осмотрится и направится правильной дорогой.

Так получалось и с Сокольцовым. После армии он работает с Хабарской МТС кузнецом. Но если речка бежит от того места, где она рождается, то человек стремится туда, где он родился. Сокольцовы решают переехать в колхоз, однако администрация отказывает в увольнении. Тогда бывший председатель колхоза «Родина» Иван Федорович Денисенко предлагает Сокольцову, не получив расчета в МТС переехать в поселок Веселый Кут. Вскоре его избирают членом правления, которым является и по настоящее время.
В 1957 году в колхозе намечалось большое строительство. Для этой цели заготовили около тысячи кубометров круглого леса. В хозяйстве имелась пилорама, но не было пилорамщика.

В маленьком кабинете председателя собрались члены правления. Они решают очередные хозяйственные дела. Все обговорено по-хозяйски. Остается открытым вопрос о пилорамщике. Председатель колхоза всматривается сквозь густую пелену табачного дыма в лица правленцев. Вот лучшая доярка Елизавета Кирилловна Синякина. Вот бригадир Степан Германович Блудов.
Затем председательский взгляд упал на Сокольцова. Глаза их встретились. Вдруг Василий поднялся.
– Попробую я, – сказал он просто, без тени зазнайства.

…Чуть забрезжит рассвет, и жаворонок взовьется в голубую высь с веселой песней, как Сокольцов едет в Ново-Федоровку, где установлена пилорама. Проверит установку пил, смажет скользящие части рамы и ждет прихода рабочих. Вскоре запыхтит пилорама, до позднего вечера не умолкает гул мотора. Результат: каждый день полторы – две нормы.
Много колхозных объектов построили. Члены сельхозартели тоже строились. Переходили из приземистых хат в светлые, пахнувшие соломой, дома.
В колхозе есть дни пожарче, чем строительство, – страда.
В это время колхозники направляют все усилия, чтобы быстрее убрать хлеб с полей, и, продав излишки государству, засыпать семена и выдать на трудодни колхозникам.

Каждый человек, каждая машина в эти дни работают с полной нагрузкой.
Но вот на одном комбайне вышел из строя его командир. Машина сиротливо стояла на колхозном дворе, обдуваемая ветрами. Неубранные поля омывались дождями.
Помощник бригадира тракторной бригады Михаил Царев предложил Василию встать штурвала комбайна.
Не всякое дерево строгается без затирки. Так и у Сокольцова на комбайне. Станет машина. Он ждет, когда подъедет бригадир или помощник, а то бежит за ними в деревню.

Но это продолжалось недолго. Уже через некоторое время Василий догнал товарищей по работе. Когда же осенью механизаторы просматривали в конторе свои заработки, они ахнули. Больше всех дал выработки комбайн Василия Сокольцова.
– Вот тебе и на, – говорили они.
Но Василий не успокоился на этом. Зимой 1959 года он окончил курсы комбайнера.
Но и это не все профессии Сокольцова. Он еще и портной, и пчеловод…

История белоруски, которая обошла по окружности экватора Землю.
Анна Андреевна выбралась из автобуса, шла по бетонке, потом по грунтовке, доковыляла до парома, села на лавку и быстро отдышалась. Бабка Аня еще молодая - до восьмидесяти два года. Она давным-давно на пенсии, но все еще служит государству.
В Снядине, отделенном от «материка» паромной переправой, бабушка Аня - знаменитость. К ней заглядывают журналисты, как только в деревне наводнение и нужно сделать красивый кадр. Приезжают, чтобы собрать шутки и фольклор, а она пускает в свой дом, наливает чаю с коньяком. Мы спешим, паром уходит, вот-вот отрежет малую землю от большой. Анна Андреевна берет ключ от своего храма - фельдшерско-акушерского пункта - и начинает рассказ о вере всех советских людей - о труде.

Я рано вышла замуж, после 10-го класса. Не нагулялась совсем. Мы жили в деревне возле Мозыря. Муж работал директором школы, а я в библиотеке. Поехала однажды в город, иду возле ресторана «Полесье». А там рядом медучилище. Солнечный такой день, мальчики в белых халатах, девочки в шапочках. И вот в голове что-то перевернулось - решила, что хочу быть медиком. Поступила на фельдшерско-акушерское отделение. Три с половиной года отучилась. Одна только четверка была - по хирургии. На практику отправили в Петриков. А потом в Снядин. Мы сами отсюда. Мужа перевели - тоже директором.
Деревня тогда была ого-го. Свой врачебный участок, роддом на три койки, школа в две смены работала. Каждый год по 3 роженицы у меня было. Иногда и больше. Когда роддом закрыли, пошла патронажной медсестрой. В соседнем Мордвине организовала ФАП. И ходила почти 20 лет пешком - 5 километров туда, 5 обратно. Потом перекинули в снядинский ФАП. В апреле пошел 52-й год, как я тружусь.

За полвека Анна Андреевна обошла по экватору Землю, и ее малая Земля крутилась в том числе и потому, что бабушка с моторчиком в груди шагала бодро и уверенно.

Она живет одна, держит кур и кота. Муж умер 10 лет назад. Дети в порядке - дочка в Витебске, работает в больнице. Сын в Бобруйске, еще один в Петрикове. Внуки приезжают.
- Сколько рожениц через меня прошло? Я не считала. А сколько зубов вырванных, сколько ран зашитых! Помню случай. Должна была рожать женщина (работает сейчас у нас в магазине), я обнаружила двойню. Отправила ее в Петриков. Не знаю, что ей там сказали, но приехала домой. Зима, лед еще слабый, люди ходят, рискуют. Темно, вечер - прибегает ее муж Иван: «Андреевна, Таня рожает!» Вызвала сразу скорую на пристань. Довели ее до последнего дома, и я там на коленцах приняла мальчика и девочку. На следующий год то же самое. Еще одна роженица, нет времени скорую ждать. Нашла мужика с лодкой, перевезли на ту сторону Припяти. И там она родила девочку. У нас сумки при себе были большие с пеленками. Дело было на пляже. Ее «пляжницей» в шутку и назвали.

Анна Андреевна, когда говорит о своих «детках», не может не улыбаться:
- Это большая радость - держать младенца на руках. И большой страх. Ты один на один с новой жизнью. А она такая хрупкая. А если обморок у роженицы? А если кровотечение? Давление у меня в такие минуты под 180 било. Сейчас уже не тот возраст, не та сила, стараюсь, чтобы успели в больницу. Там и консилиум у них. А я что? Сумка на плечах. Ну и опыт, конечно.
Когда они приезжают, мои детки, всегда обнимают, здоровья желают. Вот недавно два хлопца были - высокие, как дубы. «Привет, бабка», - говорят. И мне на душе хорошо.

У бабушки в ФАПе порядок - цветы в горшках, папки с отчетностью в шкафу, там же груда грамот «за личный вклад в развитие медицины». Ни пылинки, пахнет валерьянкой. «Пей только кипяченую воду» - плакат на одной стене. «Уничтожайте мух» - на другой.

Была бы у нее возможность, она бы нарисовала не плакат даже, а вывела кистью на небесах: «Не пейте, людцы, как скоты».
- Лет 30-40 назад такого страха не было - пьянок таких. Пили, но меру знали. Люди работали на земле, колхоз был сильнее. Баня была, клуб. А сейчас работы нет, клуб закрыли, вот висит табличка - продается. И вечерами собирались в этом клубе, и концерты ладили. Эх... Да, худшее, наверное, было для нас время, но с пионерией, комсомолом этим все как-то ровнее по дистанции шли. А сейчас у них короткая дистанция. Купил бутылку, за магазин - гэть. Без стакана вылил в себя, все равно как в трубку какую, и все.

Закрытый клуб

Я их каждый день вижу. Остановлюсь, поругаю, кто-то и клятву дает, и кодируется. А другой и слова не скажет - отвернется. Был один пациент с алкогольной эпилепсией - и вспоминать не хочется. Сама боялась, когда вызывали. Как ему язык положить, чтобы в судорогах не западал...
И молодежь сейчас худая - куда ни посмотри, у всех болят ноги, спины. Это стронций нас поел, погрыз. Когда я начинала, было больше простых простываний - пневмонии, гриппы. Но не такие коварные, без осложнений, как сейчас. Или диабет - это же беда! В 3 годика, в 5 - уже поголовно сейчас сахарный диабет. Инсультов было не так много. Первый был инсульт у женщины, так не могла сообразить, что это такое. Кволые мы, хилеем.
Я заключила себе, что все и от экологии зависит, и от питания. У нас было свое молоко, свое сало, картошка без химикатов. Своя пекарня - из Петрикова приезжали. А сейчас сахару много, дети, как ни посмотришь, все что-то лижут. А кто знает, что это такое? Смотрю на этикетку на хлебе: там этих «Е» до чертиков.

С 9 до 12 она на рабочем месте. Потом - вызовы. Поднять могут ночью. Ночью чаще всего и поднимают.

А пока бабушка Аня в свои 78 вскакивала ночью, услышав стук в дверь, по деревне ходили слухи, что ФАП могут закрыть - это дорого для социального государства в его нынешнем виде. Но вроде бы закрывать не будут.
- У меня население - 117 человек, - говорит Анна Андреевна. - Куда их тогда?

Она могла бы стать звездой телешоу о пенсионном возрасте на белорусском канале: вот, смотрите, 78 лет - а еще работает и бодрячком! Но у нее есть свое мнение на этот счет.
- Я тут недавно передавала сведения в Петриков. У меня только 41 мужик на участке. Из 117 человек. Выйдешь на улицу - ни одного мужика на селе. И сколько они проживут на этой пенсии теперь? Объясните про пенсию тем женщинам, которые работают в совхозе, доярками, в полеводческих бригадах, на каторжном труде.
Я бы давно пошла на отдых, если бы была замена. Но нет никого на мое место - и не будет. Не поедет сюда молодая девушка, как я когда-то. Она тут загнется. И мужа не найдет, и развлечений. И одеться негде, и сходить некуда. И поговорить не с кем.

Пенсия у труженицы медицины с огромным стажем - 2,7 миллиона. Говорит, дрова на зиму обходятся в 2 млн. Зарплата - 3 миллиона, бывает премия. И вот благодаря зарплате она может помогать детям. Пенсионная реформа точно добавит Беларуси трагической уникальности. Люди с моторчиком будут тянуть до последнего, чтобы только подкинуть копейку своим внукам и правнукам. Но бабушка Аня из другого поколения, из жертвенников, и не видит в таком перераспределении ролей между стариками и молодежью трагедии. Она формулирует простую мудрость, которая кажется ей истиной.
- Всю работу на свете не переделаешь, всего не заработаешь. Я детям своим так говорю: все равно попадем в ямку в 2 с половиной метра. Нам главное - сохранить здоровье. И тогда заработаем. Я на себя все примеряю. Если у меня какой-то стресс, то мне ничего не хочется - ни в огород идти, ни в магазин. Но это редко бывает. Я стараюсь улыбаться по жизни. Мне все интересно. Как-то поехала в Минск. Дети, говорю, заведите на стадион «Динамо». Сколько по телевизору видела - хотела сама посмотреть. И вот подходим. Стоят два милиционера: «Бабка, куда идешь - ты что, футболист?» Говорю: сыночки, вот моя сумка, там нет гранаты и пистолета - баба хочет побачить это «Динамо». А мне очень любопытно было узнать, что там за трава такая растет. Они меня пустили.

Не увидев жизни, как сказали бы мы и вы, бабушка Аня считает себя счастливой.
- Вода в этом году небольшая - хорошо. Улицы не подтопило. Продукты возят. Погода хорошая, глаза у людей не потухшие. Жизнь идет своим чередом, - говорит бабушка с моторчиком о приземленном белорусском оптимизме, благодаря которому и вертится еще эта Земля. - Я утром проснулась, посмотрела: небо видно, солнце видно. Завтра в Петриков надо - соберусь с силами, пойду. Чтобы людям лекарства привезти. За все годы изучила, кто чем болеет. Что кому надо. А что будет послезавтра - об этом я и думать не хочу.

Этот сказочный терем восхищает и вызывает полный восторг. Более 50 лет мастер-самоучка создавал и приукрашал свое творение. И построил Дом на радость всем добрым людям.А теперь его жене Лидии Харитоновне предлагают очень большие деньги за это чудо строительства, но та, конечно же, отказывается продавать архитектурное великолепие своего мужа.

В 1999 году творение уральского Мастера было признано самым красивым домом в России в конкурсе самодеятельного деревянного зодчества. В этом сказочном тереме столько всего, что просто разум зашкаливает от увиденного. Кони, птицы, цветы, пионеры, жених с невестой, всадники, богатыри, дети с транспарантами “Пусть всегда будет солнце”….

А закончил мастер свое творение аккурат к юбилею Октябрьской революции о чем свидетельствует надпись. Очевидно поэтому здесь так много советских символов. Даже герб Советского Союза, профиль Ильича, красные звезды и на самом верху – взмывающая в космос ракета.

Ну, и цифра 50 на коньке дома. И много разных фраз: песенных строк, например: “Летите, голуби, летите, для вас нигде преграды нет” и советских лозунгов, например: “Народам мира наш привет”. Все украшения сделаны из металла и дерева.

Все кто знал Мастера, вспоминают, что душа у него была точно такая, как этот построенный его руками дом. Он был человеком добрейшей души, которую и раскрыл в творчестве. Жена Сергея Ивановича Лидия Харитоновна дом никогда не запирает. Вместо замка в двери и воротах есть специальная железная кнопка: нажмешь и откроется.

Про Сергея Ивановича говорят, что у него никогда не было свободного времени, и в праздники и в выходные он занимался своим любимым делом. Дом конечно требует постоянного ухода и реставрации. Все эти многочисленные украшения надо подкрашивать. Хорошо, что есть люди, которые делают это. В 2014 году в Екб выпустили красочный альбом “Домик в Кунаре”.

В Доме потрясающее ощущение, здесь особая энергетика радости, говорят побывавшие тут. Забывается суета города, стоит лишь присесть на скамейку рядом с домом.

На фото сам мастер Сергей Иванович Кириллов.

Кузнец Сергей Иванович Кириллов умер несколько лет назад. Но лично знавшие мастера люди, уверены, что его душа была такой же позитивной и радостной, как и этот дом. После смерти мастера продолжает жить в доме его вдова Лидия Харитоновна, которой уже более 82-х лет. На сколько хватает сил ухаживает за чудо-домом и охотно показывает его приезжим туристам, число которых растет год от года. Вход в усадьбу она не запирает. В воротах и двери вместо замка есть специальная железная кнопка: нажимаешь – дверь открывается, и любой желающий может зайти во двор. Несмотря на это, еще ни у кого не поднялась рука обокрасть такой дом.

– А где он научился кузнечному ремеслу?

– Да не учился нигде. У него всего 3 класса образования. И в родне у него никого такого мастеровитого не было. В 41-м отец ушел на войну и не вернулся, умерла мать. На Сереже остались младшие сестра и брат. Надо было как-то жить-выживать – пришлось пойти к молотобойцу учеником.

Сергей Кириллов до самой смерти был единственным кузнецом в деревне. Трудился в колхозе, а дома сделал себе собственную мастерскую. Приходил с работы – и сразу в труда. Работал до 12 ночи, утром вставал в 4 утра. Если кто-то из соседей просил что-то сделать – ни в чем не отказывал. А по выходным на свадьбах односельчан на гармони играл.

Вокруг дома Кирилловых дважды бушевал пожар. Дотла сгорели соседние здания. Но чудо-дом остался цел и невредим.

Дом можно сказать стал визитной карточкой Невьянского района. И сюда приезжают люди не только с Урала, других регионов России, но и из-за границы.

Творец этого чуда простой русский человек, народный умелец Сергей Иванович Кириллов сделал не только свою жизнь красивой, но и подарил это чудо всему Уралу а теперь и всей России.

П.С. После смерти кузнеца Кириллова в доме осталась только его вдова, которая была не в состоянии поддерживать в надлежащем состоянии уникальное архитектурное сооружение. В результате краски потускнели, а часть резных фигурок разрушена ветром, снегом и дождем. Привести дом в порядок помогли местные власти.

Пожилая пара из Скандинавии построила дом, который никогда не будет “остывать”

Тема: горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города.

Цель: ознакомить с историей родного края, рассказать о народных умельцах, народных промыслах, мастерах кузнечного дела, воспитывать любовь к родному краю и гордость.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Ожидаемые результаты: усвоение знаний об истории и умельцах родного края.

Оборудование: презентация

План урока:

    Огранизация класса.

Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Мы готовы потрудиться, поработать, не лениться

Чтобы знанья за урок, каждому пошли бы впрок!

Величаво и гордо стоят терриконы. Горы шахтерские – близкие, туманные, пепельно-серые, крутоверхие, красновато-бурые, продолговатые, остывшие, словно гигантские шлемы.

Летом – обожжённые палящим солнцем. Зимой - заснеженные, а если ветер сдует снег с вершины, то кажется, будто горы стоят по пояс в сугробах. Особенно красивы терриконы утром: издали бледно-сиреневые, лиловые. Ночью - сплошь в дрожащих огоньках, точно гора внутри раскалена и огонь пробивается то здесь, то там.

Многие терриконы стоят в донецкой степи не меньше века. Они видели вьюги и метели, иссушающий зной и грозные, как наводнение, ливни. Они окутаны голубоватыми дымками, словно легендами.

Низкий поклон им, вечным памятникам нелегкому

шахтерскому труду!».

    Работа над новым материалом

    Собери пословицу.

Всякая работа… надо труд любить.

Человек без ремесла… мастера хвалит.

Чтобы хорошо жить, как дерево без плодов.


Ты об умельце не слыхал,

Блоху который подковал?

Припомнив мастера того,

Скажи мне прозвище его.

5 букв (Левша)

Повесть Лескова называется «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» и является русским сказом, в котором действует главный персонаж - Левша. Именно он и подковал блоху, будучи мастером "от бога", и навсегда стал примером человека с "золотыми руками".

Сегодня имя "Левша" стало нарицательным, которым называют талантливого и смекалистого выходца из народной среды.

Подумай, какими ремеслами занимались люди и кто такой народный умелец?

Народный умелец – человек, который занимается народным ремеслом.

Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).

Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Поговорим о некоторых «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом. В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им – топор, кирка, лопата, соха. В быту с древних времен использовалась глиняная посуда.

Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью. В ХVIII ст. распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают наши современные жилища. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры и др.



Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы. Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Кузнечное дело . О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.

Выдающийся земляк Алексей Иванович Мерцалов

кузнец и работник Юзовского металлургического завода

в 1895 году выковал пальму из одного рельса, что была

удостоена Гран-При и остается символом Донецкой области.

Кузнеческое дело в Донбассе процветает и прославляется до сих пор, молодые таланты дарят все новые кованые шедевры.

    Физкультминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

    Работа в группах.

1 группа - вылепите из пластилина (солёного теста, глины) посуду (чайный сервиз).

2 группа - на образце посуды (тарелочка), изготовленном из белого картона выполните роспись красками в народном стиле.

    Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

    Кто такой народный умелец?

    Какие ремесла вы запомнили?

    Какое из ремесел нашего края вам понравилось больше всего?

    Назови людей труда, прославивших наш край.

Продолжи предложения:

    Рукам работа - душе ……..;

    Не потрудишься - так и счастья …… .

Николай Георгиевич Лонин

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы. Принято считать, что слово кап происходит от древнеславянского «кап», что значит голова. Кап на дереве своими очертаниями действительно похож на голову человека. Капокорень по качеству и декоративности не уступает стволовому капу, но зато в природе его во много раз больше. Некоторые куски весом доходят до100 кг. Из таких не одну столешницу можно сделать. По рассказам старых мастеров, пластинами из капокорня оклеивали мебель.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необычную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал.

В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота.

Кап нередко сочетался с другими материалами - чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа считается Вятская губерния. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.

Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигородского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

В Верее с капом работаЛ самодеятельный мастер Николай Георгиевич Лонин.

Его изделия поражают своей фантазией и тщательностью обработки, когда поверхность среза капа становится похожей на перламутр. Он может долго рассказывать о своих изделиях, технологии подготовки дерева.

На срезе текстурный рисунок капа - это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Вот, например, на одном срезе четко просматривается силуэт дикого кабана.

Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Впервые Лонин выставил свои изделия для горожан на празднике «Иван Купала», проводимом в Верее в июне 2007 года, а на выставке в историко-краеведческом музее было представлено уже большое количество его работ.

К сожалению Николай Лонин ушел из жизни, но осталось его неповторимое творчество.

Скучалин Михаил Анатольевич

В 2007 году в Верейском историко-краеведческом музее представил свои работы из дерева Скучалин Михаил Анатольевич. Работает он над художественными изделиями из дерева с 1989 года. На выставке были представлены его работы: столик, блюда из капа, вазы, кашпо, трость, вешалка, подсвечники, лесные скульптуры. Автор работает с деревом, стараясь вступить с ним в диалог, не разрушить текстуру, гармонию форм, прихотливость рисунка. Дерево- соавтор художника.

Николай Петрович Горбунов

Николай Петрович Горбунов жил в деревне Симбухово. Крышу его дома украшают многочисленные навершия, а в доме буквально разбегаются глаза: здесь и резные шкатулки, и лесная скульптура, и резные карнизы. Николай Петрович был увлеченнмй человеком и в свои преклонные годы удивлял односельчан и верейцев своей фантазией.

Ирина Николаевна Коробкова

В Верейском историко-краеведческом музее представлено мозаичное полотно верейской художницы Ирины Коробковой «1812 год». Ирина Коробкова является продолжателем еще одной очень древней традиции - резьбы церковной - изготовление резных икон. В Верее в часовне, что расположена в центре города на площади Советской, находится редчайшая икона XVI века - Параскевы - Пятницы. Старинная икона Святой Параскевы, по преданию, чудесным образом приплыла по реке к Успенской церкви в селе Набережная слобода. Затем, когда этот храм был закрыт, икону передали в Ильинскую церковь. Эту редкую икону - скульптурное изображение Святой Параскевы - отреставрировали в наши дни. В Верейском музее находятся еще несколько резных икон, выполненных Ириной Коробковой.

Резные иконы были самыми разными: нательные образки, складни, которые брались с собой на войну или в опасное путешествие; иконы среднего размера предназначались для святых углов или домовых церквей; самые же большие ставились в иконостасы храмов. Работа резчика- миниатюриста требует строгой дисциплины ума и точности движений. Цена ошибки очень велика на любом этапе работы. Одно- единственное непродуманное или ошибочное движение (рука дрогнула) почти наверняка погубит результат всех предыдущих усилий - срезанного не приставишь. Работа над иконой ведется поэтапно: после выполнения прориси «набивается» архитектура - вытесывается форма иконы и обрабатываются плоскости под резьбу, затем опускается фон, на который наносится композиция иконы. Затем фон вокруг фигур опускается вновь - получается изображение в «ковчеге» в соответствии с каноном. Затем режутся фигуры и лики, а после наносится орнамент. Следующий этап - это тщательная шлифовка и полировка иконы. Покрывается икона горячей льняной олифой, пока «берет». Потом икона выстаивается до полимеризации олифы (1,5-2 месяца) и затем полируется, уже окончательно. Процесс резьбы занимает от одного до четырех месяцев.

Вячеслав Андрианович Силантьев

Родился 16 февраля 1929 года в селе Осетрово Орехово-Зуевского района Московской области. В 1954 году окончил МВТУ им. Баумана. Специальность- машиностроение.

В 1964 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), факультет промышленного искусства. В 1982 году - Академию народного хозяйства СССР.

Трудовую деятельность начал чертежником-конструктором в 1946 году. Затем работал конструктором, экспертом, главным специалистом, руководителем и главным конструктором в различных организациях (бюро), в 1972-1988 годы - заместитель руководителя советской делегации в секции СЭВ по целлюлозно-бумажной промышленности, с 1988-1991 годы заместитель генерального директора ВО «Экспортлес».

Автор четырех изобретений: вездеход-амфибия, клеебумажные оболочки для фортификационных сооружений, машина для печати обоев, устройство для упаковки КИП и 22 печатных работы, изданных в СССР, ЮНИДО ООН, Секретариате СЭВ, Венгрии, Лаосе и других странах мира.

В период 1956-2001 годов был в 63 командировках в 18 странах (Бельгия, Куба, Лаос, Габон и других странах).

Награжден орденом «Дружба народов», малой серебряной медалью ВДНХ, бронзовым, серебряным и золотым почетными знаками Общества германо-советской дружбы, почетным знаком Финляндии.

В Верею переехал несколько лет назад. Его живописные работы посвящены Верее, окрестностям города. В Верейском музее хранятся веселые матрешки, расписанные В.Силантьевым. Еще одно увлечение Вячеслава Андриановича - роспись печей. В 2007 году русской матрешке исполняется 110 лет.

Первая матрешка родилась в Москве в мастерской-магазине Анатолия Ивановича Мамонтова - брата известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. После выставки японского искусства в Санкт-Петербурге в декабре 1896 года в мастерской появилась игрушка с острова Хонсю, которая представляла собой фигурку лысого старика-мудреца Фукуруму с вытянутой вверх головой. Внутри фигурки находилась еще одна, не отличающаяся от первой ничем, кроме размера, а в ней еще и еще. Игрушка заинтересовала художника Малютина, и он нарисовал эскиз изделия. Выточить заготовку новой игрушки поручили токарю Звездочкину, работавшему в мастерской «Детское воспитание». И вот из-под резца мастера выходят 8 заготовок, вкладывающихся одна в другую. Первая разборная игрушка представляла собой девочку в русском сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, потом девочка и опять мальчик и т.д. Все восемь фигурок отличались росписью, самая маленькая к тому же изображала спеленатого младенца. Игрушка получила имя Матрена (в просторечии Матрешка), что в переводе с латыни означает «мать».

Матрешки были дорогими игрушками и пользовались большим спросом.

Вскоре производство матрешек стало массовым. Матрешка стала самым популярным сувениром. Она украшала международные выставки. В самых разных уголках земного шара, на разных языках слово «матрешка» произносится одинаково.

В Верее изготовлением матрешек занимался Силантьев Вячеслав Андрианович. Переехал он в Верею 10 лет назад, обосновался вместе со своей супругой в Ершовке. Его матрешки удивительно созвучны Верейскому духу, в каждой матрешке есть своя изюминка: вот матрешка несет в дом петуха- оберег от вражьих сил, а вот матрешка с гербом Вереи.

Благодаря таким энтузиастам, как Вячеслав Андрианович, и у нас в Верее возродился этот народный промысел.

Работы В. Силаньтева: иконы, роспись по дереву - переданы в дар Верейскому историко-краеведческому музею. Память об этом мастере хранится в нашем музее.

Наль Александрович Драгунов

В создании Верейского краеведческого музея активное участие принимал Наль Александрович Драгунов. Свое детство и юность он провел в городе Ростове-на-Дону. Эти прожитые годы в дальнейшем повлияли на его творчество: интерес к истории донского казачества ярко отразился в его произведениях. Учился в Ростовском художественном училище. Он всегда рисовал: когда уходил на фронт в 1943 году, в кармане его гимнастерки находился свернутый лист бумаги и карандаш. На войне был ранен, награжден боевыми наградами.После войны возвращается в Москву, поступает на курсы художников-мультипликаторов в киностудии «Союзмультфильм», где работает до 1951 года Именно здесь, на студии, проявляется его талант художника, прекрасного рисовальщика, графика.

Творчество Наля Александровича очень многогранно. Большую часть своей жизни он прожил в селе Симбухово, окрестностях города Вереи, но не прерывал связи с Ростовским книжным издательством. Более полусотни книг для детей проиллюстрировано им («Сказки Тихого Дона», «Чао», «Петушок на крыше», «Сказка о царе Салтане» и т.д.).

На студии «Диафильм» в Москве им было создано более десятка диафильмов.

В 1961 году Н.Драгунов вступает в Союз художников СССР. Свою любовь к окружающему миру он выражал в резьбе по дереву, в каждом найденном им корешке видел образ и воплощал его в жизнь. Вместе со своим другом-художником Б.Н. Крыжевским создал живописные произведения на темы истории Донского казачества, которые находятся в краеведческих музеях городов Ростова-на-Дону,Таганрога, Старочеркасска, Новороссийска.

В середине семидесятых годов прошлого века оформил территорию пионерлагеря «Веселые грачи» серией деревянных скульптур и композиций на темы русских народных сказок. В лесной скульптуре анималистический жанр занимает одно из ведущих мест. Образ художественного произведения подсказывает сама природа. Надо обладать достаточно развитым воображением, чтобы в прихотливых изгибах лесной коряги увидеть упругое туловище хорька или силуэт затаившейся выпи и придать ему выразительную позу, передающую эмоциональное состояние животного.

Гринев Эдуард Николаевич

Родился в 1933 году. Коренной житель г. Вереи, здесь же учился и работал до 1959 года, пока существовал Верейский район. С Вереей связан все годы, а с 1994 года вновь живет в Верее.

Его фотоработы можно часто увидеть на стендах в городе, на выставках в музее, а в 2008 году он принял участие на выставке в «Крокус - Экспо», где был отмечен в числе лучших. Эдуард Гринёв ведет верейскую фотолетопись, присутствуя почти на всех мероприятиях.
У Э.Гринева есть еще одно увлечение - изготовление поделок из корней и веток деревьев. В его руках самые уродливые перекрученые кривые стволы превращаются в прекрасные кашпо, настольные лампы и другие изделия.

Галина Коренева

Галина Коренева родилась 6 июня 1953 года в Верее. Вся жизнь ее связана с этим древним городом Подмосковья. Здесь она окончила среднюю школу, здесь занималась в изостудии Дома пионеров под руководством художника Бориса Ильича Морозова.

Галина исполнила свою мечту, стала художницей, окончив Московский текстильный институт (отделение прикладного искусства), и вернулась в Верею. Здесь она работала художником в Доме культуры и все свободное время посвящала творчеству.

Удивление, ощущение необычности и новизна - первое, что чувствуешь при встрече с её работами. Художественный дар её был разнообразен: живопись маслом и смешанной техникой, графика, картины из семян, декоративные работы из стекла, камней и металла (иконы, шкатулки), изразцы, глиняные игрушки, батик….

Кроме того, много образцов ткани, фактуру которой она мастерски разрабатывала.

Темы для творчества щедро подсказывала сама природа.

Дом, где жила Галина с матерью, Кореневой Зинаидой Тимофеевной, стоит на берегу Протвы. Это место удивительно красиво, во все времена года оно излучает мягкий свет. Здесь началась для Галины новая волна творческого подъема, радость, открытия праздничного в будничном.

Наследие Галины - это и многочисленные папки рисунков (она была блестящим мастером рисунка), графика. Графические работы она выполняла упругими точными штрихами. Любила картины на черном фоне- горение, мерцание свечей.

Художница собрала прекрасную библиотеку, художественные альбомы. Всю жизнь изучала промыслы и ремесла. Результатом этой внутренней работы стали уникальные шкатулки из камня, стекла и металла. Каждая имеет свой микромир, вызывает сказочные ассоциации. Галина писала стихи. Образы Галины- это часто мечта наяву. В стихах, как и в картинах, передано ощущение поэтического начала жизни.

Все творчество Галины Кореневой противостоит пошлости, приземленности жизни. Работая искренно, полностью сосредоточенно, она имела прекрасную цель: собрать и открыть музей прикладного искусства… Жизнь её оборвалась, когда ей было 39 лет.

В то время в Верее не было еще краеведческого музея. С его открытием в 1996 году люди узнали об уникальной художнице, о её богатом и щедром творчестве.

Образы нежной красоты, утонченной поэзии живут и сегодня.

"Мокрая черемуха" "Одуванчики" "Лилии на Протве"

"Вербы" "Маки" "Подсолнухи"

Здесь приведены лишь некоторые картины, отражающие мягкость, красоту и поэзию подмосковного пейзажа.

Галина Коренева искала новые формы творчества. Вместе с Зинаидой Тимофеевной Кореневой они разработали новую форму прикладного искусства—мозаику из семян.

В Верейском историко-краеведческом музее представлены композиции из семян Галины Кореневные и необычные шкатулки.

"Русский витязь" Икона "Знамение" "Букет в вазе" "Уголок Риги"




Top