Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры

История Украины с древнейших времен до наших дней Семененко Валерий Иванович

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века

Особенности развития культуры в Украине во второй половине XVI - первой половине XVII века

Влияние западной культуры на Украину, начавшееся частично в первой половине XVI столетия, значительно усилилось после Люблинской унии и продолжалось почти до конца XVIII века. На рубеже XVI–XVII столетий украинское общество восприняло польский вариант Контрреформации, а внедрение иезуитами латыни и новых педагогических методов не отвергалось и частью православной элиты. Впервые в истории украинских земель верхи общества вступили в прямой контакт с источниками античной культуры в XVII столетии (в Киевской Руси знакомство с эллинизмом было слабым). Важно отметить, что в Западной Европе переход от церковной схоластики к светскому рационализму нового времени происходил в XIV–XV веках. Поэтому возрождение там интереса к античности вернуло из прошлого идеалы мира на основе культа разума и справедливого порядка.

Высшая для XVII столетия культура пришла в Украину фактически из Польши. Реакция на этот феномен оказалась неоднозначной, вызвав как одобрение, так и сопротивление, возрождение ценностей старой Руси. Наступление западной культуры несло и потенциальную опасность: раскол единства украинской протонации (нынешнее понятие «nation» стало употребляться образованной частью общества только в конце XVIII века). Здесь напрашивается сравнение с отчуждением между собой сербов и хорватов, имевших в XI столетии почти одинаковый язык, но разную веру.

Наличие в Украине нескольких религиозных направлений принесло не только изнурительное противостояние. Протестанты с конца XVI века оказывали помощь православным в создании полемической литературы, приближали письменный язык местных авторов к разговорной речи, формировали идею украинского космопольного мессианизма. Униаты выдвинули теорию «этнической нации», ее консолидации на светской основе. Наблюдались и явления украинизации католиков: в деятельности Замойской академии, украинских доминиканцев, культурного сообщества епископа И. Верещинского в Киеве. Католик С. Кленович мечтал об украинско-латиноязычном Парнасе, а Я. Домбровский в поэме «Днепровские камены» взывал к национальному самосознанию украинской аристократии.

Нельзя забывать, что в XV–XVI веках благодаря эмиграции в Польшу и Литву европейских гуманистов, близости ренессансных центров (Кракова, Варшавы, Вены) в Украину проникают идеи Возрождения, в том числе в литературной, философской, конфессионной формах. Однако экономическое развитие Украины не создало главного действующего лица Реформации - бюргера, ибо зависимость мещан, купцов, ремесленников от шляхетско-магнатской верхушки тормозила социоструктурные изменения. Поэтому западная модель Реформации оказалась нежизненной, т. е. идейно не оформила общественно-революционные процессы нового времени. Усилился феодализм, Реформация в Украине не приобрела политических функций и осталась лишь явлением культурной жизни.

Если в период Реформации Западная Европа имела много вольных городов, то в Украине к середине XVII века более 80 процентов городов принадлежало частным лицам, и главными центрами новых идей оставались поместья крупных патронов. Отсюда и результат: новации протестантизма стали не опорой городской демократической культуры, а элитарной религией, и даже еретические движения с трудом проникали в массы.

С конца XVI века Польша стала для Украины своеобразным окном в европейское культурное пространство. Ведь на трудах таких мыслителей, как А. Модржевский, Я. Ласки, поэтов М. Сербевского, Яна и Петра Кохановских, воспитывались многие выдающиеся личности Украины. А произведения вышеназванных авторов не уступали лучшим образцам европейского Ренессанса. К тому же многие украинцы обучались в университетах Кракова, Падуи, Болоньи, Праги и других просветительских центров. В искусстве и архитектуре украинское барокко фактически являлось отражением, хотя и не зеркальным по содержанию, его польской формы.

Процесс полонизации затронул верхушку украинской аристократии, которая сознательно шла на утрату национальной и религиозной идентификации, пополняя зато состав крупных земельных магнатов. Характерен в этом отношении пример И. Вишневского - родственника митрополита П. Могилы (Мовилэ). Став католиком (изменив имя «Ярема» на «Иеремию»), он сконцентрировал в своих руках земельные площади вокруг города Лубны с населением 288 тысяч человек, а его сын Михаил в 1669 году получил польскую королевскую корону. Хорошо известна роль в польской истории и таких этнографических украинцев, как Збаражские, Чарторыйские, Заславские, Потоцкие, Сангушки, Сапеги, Ходкевичи и т. п.

Видимо, первый научно-культурный кружок в Киеве создали в XV веке генуэзцы из Крыма. В середине XV столетия просвещенная часть киевлян из числа евреев и караимов занималась переводами сочинений арабских и еврейских мыслителей - Аль-Газали, М. Маймоена и других. Существование этой группы «ожидовленных» символизировало переориентацию части элиты на западно-европейскую ренессансную культуру. Не случайно поэтому их система мышления базировалась на арабо-европейской рационалистической философии, древнееврейской библейской и научноестественной оригинальной и переводной литературе, «Ожидовленные» и близкие к ним еретические учения представляли религиозно-оппозиционный поток, вызревал потенциал вольномыслия.

Разворачивалась деятельность украинско-польских гуманистов С. Ореховского, П. Русина, Ю. Котермака, A. Чагровского, М. Стрийковского. Восприняв идею «гражданского гуманизма» Г. Барона, они защищали ее основные постулаты: справедливость, социальную стратификацию, социальную коррекцию общественного бытия, теорию природного права. Но в специфических условиях Украины второй половины XV - первой половины XVI века эти идеи стали предметом не антропологических или этических концепций, а историософских.

Часть колонизованной украинской интеллигенции считала Ягеллонскую державу уникальной, гордилась ее прошлым я настоящим. Именно поэтому обучавшийся в четырех университетах Европы С. Ореховский называл себя этническим украинцем, но политически - поляком. Ряд историков Речи Посполитой выводил начала польской государственности от славы сарматов, Киевской Руси. Такие концепции содержались в «Истории всей Руси» М. Стрийковского, вышедшей в 1582 году на польском языке, в «Истории Польши» B. Деболецкого 1633 года и в других работах. Заметим, что в России книга В. Деболецкого, в которой проводилась идея о праве потомков сарматского племени управлять всем миром, трижды печаталась московскими издателями - в 1668, 1673 и 1688 годах.

Существование неформальных обществ и влияние польской исторической традиции являлось неизбежным этапом в развитии украинской истории и культуры, системы просвещения. Невозможно отрицать и роль князя А. Курбского, влияние его переписки (после бегства из Москвы он жил у князя Ю. Слуцкого на Волыни) на становление политических приоритетов аристократии в Украине.

Важно и то, что печатное слово пришло в Украину из второй польской столицы - Кракова. За 83 года до появления «Апостола» и «Евангелия учительного» И. Федорова издатель Ш. Фиоль опубликовал на кириллице «Часословец» и «Осьмигласник», причем по правилам украинского правописания.

Бурный рост числа иезуитских и протестантских школ в городах Украины вынудил часть православной шляхты противопоставить им школы, воспитывающие национальную интеллигенцию, прежде всего - клерикальную. В конце 70-х годов XVI столетия князь К. Острожский создал культурно-просветительское сообщество, которое ряд историков ошибочно именуют Острожской академией. Кроме проведения религиозных и литературных диспутов, здесь периодически шло обучение молодежи основам некоторых наук на греческом, латинском, украинском языках. Первым руководителем этой институции был М. Смотрицкий, учителями работали местные уроженцы, а также поляки - как протестанты, так и католики, греки. После 1620 года внучка князя Анна Ходкевич реорганизовала ее в иезуитский колледж.

В 1614 году пожар уничтожил братскую школу под Старокиевской горой. Тогда 15 октября 1615 года знатная мещанка Киева Е. В. Гулевич-Лозко подарила городу свою усадьбу на Подоле, предоставила средства на монастырь и школьное здание для детей всех сословий, дома для паломников (уже перед своей смертью в Луцке в 1645 году). Оживившее свою деятельность Киевское братство получило право ставропигии, т. е. находилось под прямой протекцией патриарха Константинополя. После полулегального воссоздания патриархом Феофаном в 1620 году православной иерархии в Украине и Белоруссии (под яростным нажимом казачьей верхушки) значение Киевского братства выросло еще больше. В 1629 году оно было официально признано королем Сигизмундом III. Активными проводниками православия и национального самосознания стали такие деятели, как митрополит И. Борецкий, юрист В. Борецкий, архимандрит Киево-Печерского монастыря З. Копыстенский, интеллектуалы М. Смотрицкий и К. Сакович.

С 1628 года архимандритом Печерского монастыря стал П. Могила. Он организовал на его территории школу, обучение в которой приобрело не греко-славянскую, а латинско-польскую направленность. Хотя этот факт встревожил ревнителей догматического православия, П. Могила, окончивший иезуитскую академию в Вильно или коллегиум Замостья, хорошо понимал консерватизм братских школ, применявших устаревшие методы педагогики, избегавших обучения латыни. Когда в 1631 году он добился одобрения своего учебного заведения патриархом, травля архимандрита и ста его учеников усилилась, причем казаки даже угрожали смертью за введение в обучение польского и латинского языков. Но рядом искусных дипломатических маневров П. Могила нейтрализовал оппонентов, добился в 1632 году слияния своей школы с братской школой на Подоле. 12 марта 1632 года в Каневе гетман И. Петражицкий и представители запорожцев подписали документ о протекции над Киево-Братским (Могилянским) коллегиумом.

Хотя иезуиты, опасаясь конкуренции со стороны коллегиума (их первая школа была открыта в 1620 году на Подоле), апеллировали к польским властям с требованием не допустить перехода высшего образования в руки украинцев, в 1635 году король Владислав IV узаконил Киево-Могилянский коллегиум, отказав все же в праве именоваться академией, вводить ряд дисциплин.

Под контролем П. Могилы находились учебные заведения в Кременце на Волыни, в Виннице на Брацлавщине. И все же отметим для сравнения: университет в Оксфорде создан в 1102 году, в Саламанке и Валенсии в начале XIII века; в Италии с 1245 до 1444 года открыто девять университетов, в Германии к 1476 году их было 13 и т. д.

Обучение в Киево-Могилянском коллегиуме продолжалось пять лет. Изучались греческий, латинский, польский, славянский языки, арифметика, катехизисы, литургия, литературная теория и практика, риторика, диалектика, логика, этика, физика, метафизика. В качестве учебников использовались книги таких авторов, как С. Полоцкий, Ф. Прокопович, М. К. Сарбевский, Я. Кохановский, С. Твардовский, И. Гизель, С. Ожеховекий, И. Конопович-Горбацкий, изучались труды Э. Роттердамского, Аристотеля. В старших классах домашние задания не практиковались, но каждую субботу проводились диспуты, а в конце года и курса - публичные диспуты на латыни. Число студентов коллегиума доходило до пятисот. Жили они очень бедно, нередко даже просили милостыню, потому что пожертвований на их содержание совершенно не хватало.

Доказывая православному и униатскому клиру необходимость широкого использования в обучении польского и латыни, П. Могила подчеркивал, что знание греческого и церковнославянского языков необходимо в религиозных церемониях, а латинского и польского - для повышения политической значимости и активности украинской элиты. В XVII веке большинство образованных людей в Украине владело, как правило, кроме родного языка, также церковнославянским, польским, латинским.

Перед Киево-Могилянским коллегиумом фактически ставилась цель поглощения культурных стандартов Запада, но не разработки новых концепций. В меру возможностей обучение здесь способствовало росту национального самосознания, возрождая память о прошлом Руси. Сам П. Могила полагал, что корни населения Киевской Руси исходят от Яфета, а один из студентов назвал украинцев «нацией» князя Владимира Святого.

Уточним, что обучение в коллегиуме строилось на базе модернизированного Аристотеля и богословских тезисов Фомы Аквинского, поэтому отличалось схоластическим духом. Как итог, у обучаемых отсутствовала самостоятельность мышления, не практиковались ни критика, ни научно-исследовательский анализ источников, насаждалась слепая вера в церковные авторитеты. На деле в коллегиуме готовили лишь искусных полемистов для защиты веры, проповедников, мастеров составлять панегирические сочинения, пользуясь трудами классиков прошлых эпох. Среди учеников вербовались тайные и официальные надзиратели (визитаторы). Суд и расправу вершил ректор, широко применялись телесные наказания. Во второй половине XVI столетия зародилась новая литература полемического характера, представленная такими авторами, как Г. Смотрицкий, иезуит П. Скарга, М. Броневский, И. Потий и др. Крайней бескомпромиссностью отличались труды И. Вишенского. В них отчетливо проводилась идея безразличия к земным социально-политическим измерениям жизни, оценки человеческого разума как губящего душу яда. Философ с полуострова Афон в Эгейском море не видел растущей национальной сущности народа Украины, проповедовал эгоцентризм, презрение к светской культуре, поэтому его концепции во многом страдали анахронизмом.

В результате ползучей полонизации исчезает как сословие категория украинских магнатов. Поэтому в XVII веке украинское общество лишилось той руководящей и организующей силы, которая могла бы заняться местным государственным творчеством. Богатая украинская шляхта также в основном денационализировалась, и близко к массам находилось лишь мелкое шляхетство, часть белого и черного духовенства. В этот период шел процесс объединения мещанской аристократии с казацкой старшиной, и именно этот союз оказался наиболее стойким защитником православия; с него началось национально-культурное и социально- политическое пробуждение.

Одновременно возникли две культуры и два типа украинского характера - крестьянский и рыцарско-казачий. Если для носителей первого из них главной, стержневой идеей жизни являлась Божья защита, то для вторых - оборона веры, групповых святынь, презрение к земному, духовный аскетизм (но в причудливом сочетании с бытовым разгулом). Если для казацкого мироощущения смерть являлась глубочайшей трагедией, то для крестьянского лишь обозначала неминуемый этап циклического процесса бытия.

Подытоживая сказанное, отметим: пребывание украинских земель под властью Речи Посполитой стало причиной того, что в начале XVII столетия украинцев рассматривали на территории Московского государства как иностранцев, язык которых так же непонятен, как немецкий или польский. По этой причине общение в Москве с Л. Зизанием происходило в 1627 году через переводчика.

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел 4 В гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI И В НАЧАЛЕ XVII В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Экономический подъем, происходивший в германских землях с 30 –40-х и особенно с 70-х годов XV в., сменился около середины XVI в. глубоким упадком, явившимся результатом

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 13 СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-X - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-X ГГ. § 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Консервативный политический курс. К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарем ЦК стал Брежнев, председателем правительства - Косыгин, председателем

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Из книги Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны автора Мухин Михаил Юрьевич

Глава 15 Персонал авиапромышленности во второй половине 1941 - первой половине 1943 г Кадровая проблема в первые месяцы войны. Уже в первые дни войны режим работы на авиапредприятиях подвергся значительному уплотнению. В соответствии с указом Президиума ВС СССР от 26 июня

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XV. Областная автономия в Литовско-Русском государстве во второй половине XV и первой половине XVI в. Участие областей в назначении местной администрации. Областные сеймы и их деятельность распорядительная, законодательная и судебная; участие в решении вопросов внешней

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

Глава V КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в Воссоединение Украины с Россией оказало благотворное влияние на развитие образования, литературы, искусства, способствовало дальнейшему сближению и взаимообогащению культур украинского, русского, белорусского и

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 13. Англия во второй половине XVII века Период кромвелевской республикиФеодальные монархи Европы приняли в штыки революционные события в Англии, в особенности казнь короля. Даже буржуазная Голландия предоставила приют сыну казненного Карла I. А в далекой России царь

автора Коллектив авторов

Глава VIII РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. XIX век внес существенные изменения в культуру народов России. Несмотря на неблагоприятные условия и препятствия, чинимые реакционным самодержавно-крепостническим строем, развитие культуры происходило в

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

Глава XVI РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Изменения в социально-экономическом строе страны, происшедшие во второй половине XIX в., оказали заметное влияние на развитие культуры украинского народа. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность

автора

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В К середине XVII в. капиталистическое производство (мануфактура) получило широкое развитие во всех главных странах Европы. Зародилось машинное производство, были изобретены и вводились в практику

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

СОСТОЯНИЕ ХИМИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В В то время как механика, физика и астрономия достигли к середине XVII в. определенных успехов, химия значительно отставала в своем развитии. Главным направлением деятельности химиков - в подавляющем

Развитие культуры XIV-XVI веков

Несмотря на то, что исторические условия пагубно влияли на состояние и развитие украинской культуры, искусство и наука продолжали набирать силу. В живописи наряду с религиозными все больше становятся заметными светские мотивы и образы, развивается архитектура: строятся деревянные и каменные ратуши, замки и строятся города. Украина достигла определенного развития и в науке (философии, языкознании, математике, астрономии, медицине). Выдающимся событием для украинского языкознания XVI-XVII веков становится первая грамматика Ивана Ужевича - «Грамматика словенская». В 1447 году талантливый украинский математик, доктор философских наук Мартин с Журавиці (село возле Перемышля) написал первый учебник по геометрии и трактат «Новое сопоставление счета дробей ». Он преподавал в университетах Падуи, Болоньи, Праги и Липская. К сожалению, ни одна из работ этого ученого так и не была напечатана.

в 1483 году в Риме вышла в свет первая книга украинского ученого Юрия Дрогобыча «Прогностические соображения», написанная на латыни. Известно, что Юрий Дрогобыч окончил Краковский университет, преподавал медицину и астрономию в Болонском университете, где впоследствии стал ректором.

Переломным моментом в развитии украинской культуры стало появление книгопечатания. 1491 году в Кракове украинцем Святополком Фіолєм были напечатанные кириллическим шрифтом первые книги («Псалтырь», «Часословець» и др.). Также на Украине распространялись книги, изданные белорусским первопечатником Франциском Коркой, что основал собственную типографию в Вильно. На развитие украинского книгопечатания большое влияние имела прогрессивная деятельность Ивана Федорова. В 1574 году во Львове он выпустил «Апостол», а впоследствии в Остроге - Библию.

Литература

Несмотря на то что Киев утратил свое политическое значение, он остался крупным торговым центром, и торговые связи были налажены с Молдовой, Сербией, Чехией и Болгарией. Поэтому в Украине появляются переводные произведения (например, сербский повесть «Александрия»), переводят с сербского, болгарского и греческого языков.

Развивается и оригинальная украинская литература: возникают новые редакции «Киево-Печерского патерика», распространяются списки «Хожденія» Даниила Паломника.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало тогдашних памятников, потому что большинство их было уничтожено во время татаро-монгольского нашествия.

В развитии литературы XIV-XVI веков остается ведущим летописания. До наших времен дошел «Литовская летопись», в котором ведется повествование о времена пребывания Украины в составе Литовского княжества. В этой летописи привлекают внимание вставные рассказы и повести, наиболее интересной из которых является «Повесть о Подольскую землю». Еще один летопись тех времен - «краткая Киевская летопись», который описывает события, которые происходили на украинских землях в XIV-XV веках, и возвеличивает просветительскую деятельность князя Острожского.

В этот период в устном народном творчестве начинается зарождение украинского литературного языка. Книжным языком был старославянский с примесями польского языка, латыни и т.д., но народная речь все больше проникала и в книжную письменность.

В XVI веке на основе народных говоров зародилась « русская речь », стал государственным на территории Украины во времена господства Литовского княжества. Русская речь стала основой для дальнейшего формирования украинского литературного языка.

Развитие культуры XVI-XVIII веков

В первой половине XV века на западноукраинских землях начинают появляться братства, церковно-просветительные общества мещан, которые затем распространились на всю Украину. Самыми активными были братства, основанные во Львове, Луцке, Остроге и Киеве. Деятельность братств включала организацию образовательных учреждений, народных библиотек, книгопечатания. Также братства разыскивали старые летописи и занимались хранением памятников истории и культуры, выкупом украинских пленников из татарско-турецкого плена. Но основную свою задачу братства видели в противостоянии полонизации и покатоличенню украинского народа.

Крупнейшим центром культуры становится Киевское братство, которое было основано при Богоявленском монастыре на Подоле. Вокруг него сплотились наиболее известные ученые, писатели, издатели, общественные и политические деятели, такие как: Елисей Плетенецкий, Леонтий Карпович, Иов Борецкий, Мелетий Смотрицкий, Лаврентий Зизания, Исайя Копинский, Спиридон Соболь, гетман Петр Сагайдачный (вступил в братство вместе со всем запорожским кошем). Братство основало школу при Лавре, впоследствии при содействии Петра Могилы она приобретает ранг коллегиума. Высокообразованный человек, сын молдавского господаря, бывший военный, Петр Могила становится Киевским митрополитом. Его связи в господствующих кругах братство использует для проведения различных культурных мероприятий. Сам митрополит ведет активную полемическую деятельность, направленную против униатов. Именно Петр Могила становится первым ректором Киевского коллегиума.

В начале XVII века Киевский коллегиум вырастает в Академию, которая стала первым образовательным и научным центром Украины. В Академии обучается более 1000 студентов из всех южнославянских стран, из России. Выпускниками Киево-Могилянской академии были известные ученые и писатели, такие как Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, Самойло Величко, Климентий Зиновьев, Александр Шумлянский, музыканты Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский, военные деятели Иван Самойлович, Самуил Мужиловський, Семен Палий, Иван Мазепа и многие другие.

Киево-Могилянская академия открыла свои коллегии на Волыни, в Кременце и в Виннице. в 1661 году открывается Львовский университет.

Благодаря братствам было основано школы не только во Львове, Киеве, а и в Перемышле, Луцке, Кременце, Каменце-Подольском, Виннице, Немирове, где ученики изучали философию (богословие), астрономию, историю, географию, математику, риторику, поэзию (поэтику) и речи: тогдашнее книжное украинскую, греческую, французскую, польскую, немецкую. Впоследствии в состав предметов добавились еще естествознание и медицина. При школах возникают типографии.

Вокруг школ и типографий собираются талантливые ученики, которые пишут книги и готовят к печати учебники. Например, при Острожской школе было отпечатано «Острожскую Библию» и «Грамматику словенскую». Общий уровень образования украинцев в это время очень высокий.

Центром украинского книгопечатания становится Лавра. Напечатанные здесь книги славились высоким качеством: глубоким содержанием, четким шрифтом, богатым оформлением. Лишь в 70-х годах XVII века из Киева в Москву поступило более 1000 различных книг.

Развитие науки и искусства в XVI-XVIII веках

В XVI-XVIII веках активно развивается языкознание, философия, история. Первыми мовознавчими трудами можно считать «Лексикон» Памвы Беринды (более 8 тысяч слов, переведенных тогдашней украинском языке) и «Грамматику словенскую» Мелетия Смотрицкого (1619 г.),которая на протяжении 150 лет была основным учебником в украинских, российских, а определенное время и в сербских и болгарских школах. Иннокентий Гизель своим трактатом «Труд из общей философии» сильно повлиял на развитие философской науки, а его исторический обзор «Синопсис» выдержал более 20 изданий и вошел к учебнику по истории России Михаила Ломоносова.

Среди известных философов того времени - Лазарь Баранович, Георгий Конисский (автор учебника «Этика»), Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий.

Большого развития достигло украинское музыкальное искусство. Тогдашняя музыка была преимущественно религиозного содержания. Только в реестре Львовского братства упоминается 267 произведений украинских композиторов XVIII века. их музыка была известна далеко за пределами родной земли. Среди наиболее известных в мире украинских композиторов следует упомянуть Артема Веделя, Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

Из творческого наследия Артема Веделя до нас дошло лишь 12 концертов. Этот композитор был руководителем хоровых капелл в Москве, Киеве и Харькове, но его судьба сложилась очень трагично - безумие от издевательств и смерти в тюрьме.

Имя Максима Березовского вошло в историю как имя первого представителя восточных славян, который в стенах Болонской академии получил звание академика музыки. Максим Березовский стал автором нескольких опер и многих концертов. Доведенный до отчаяния интригами петербургской знати, покончил жизнь самоубийством.

Дмитрий Бортнянский - автор известных опер «Сокол», «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий» (три из них поставлены на итальянской сцене), инструментальных произведений и более сотни хоровых концертов, которые принесли ему мировое признание.

Также интенсивно развиваются живопись и архитектура. В это время творили такие мастера церковной живописи, как Иов Кондзелевич, Иван Руткович, портретисты Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий, граверы братья Александр и Леонтий Тарасовичи, Григорий Левицкий.

Литература

Вскоре перед объявлением Брестской унии между католическими и православными церковными деятелями началась активная полемика, которая после унии 1596 года только еще больше обострилась. Первым значительным полемическим произведением был трактат Герасима Смотрицкого «Ключ царства небесного» (1587 г.), который стал ответом на книгу иезуита Петра Скарги «О единстве церкви Божьей». Полемизировали с римско-католическими священниками и Василий Острожский в своей «Книжиці» (1588 г.) и Стефан Зизанійу «Казанні св. Кирилла...» (1596 г.). В «Апокрисисі» (1598 г.) Христофора Филалета раскрываются истинные причины возникновения унии, которая и политически, и экономически была выгодна Ватикана, польскому королю и шляхте. Автор продемонстрировал риторическую и публицистическое мастерство.

Хотя основой полемики была религия, однако авторы нарушали и важные общественные вопросы. Ярким примером этому является полемический трактат Захария Копистенского «Палінодія, или Книга обороны» (1622 г.), в которой автор отстаивал право Украины на независимость. Среди выдающихся украинских полемистов следует упомянуть также Петра Могилу, Мелетия Смотрицкого, Ивана Галятовского и Ивана Вишенского.

Украинская культура XVI - первой половины XVII ст. развивалась в сложных условиях. Негативно сказались на ней усиление социального и национального гнета после Люблинской унии, а также обострение религиозного раздора после Брестской унии. Правительство Речи Посполитой и католическая церковь насаждали в Украине польский язык и католический обряд. Слуги короля стремились искоренить все украинское, прежде школу и язык. Это вызывало застой в развитии культуры, в распространении обучения на родном языке.Вместе с тем положительно на развитии культуры сказывалась просветительская и благотворительная деятельность братств. Военную и материальную поддержку оказывало украинское казачество. Принадлежность к европейской государства Речи Посполитой позволяла украинцам учиться в университетах Европы, воспринимать идеи гуманизма, Ренессанса. Центрами развития в Украине образования стали города Острог, Львов, Киев. В конце XVI в. выдающуюся роль в деле организации украинских школ начали играть братства. Первой и самой крупной в Украине стала основанная в 1586 Львовская братская школа. Печатное дело распространилась в Украине во второй половине XVI - начале XVII в. В это время появились типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове и других городах, где ими занимались те же братства. Известной в Украине была типография, основанная в 1615 г. архимандритом Елисеем Плетенецким при Киево-Печерской Лавре. В XVI в. в Украине появляется собственная, разнообразна и многожанровая литература. В большом количестве распространялись религиозные произведения. Продолжалось и летописание. Зарождалась поэзия, первые произведения были близкими по смыслу и форме к народным песням. Совершенно новым явлением стало создание школьных театров. Сначала они возникли в острожской и львовской школах, а позже - и в киевской, луцкой и других. Особой любовью народа пользовался передвижной кукольный театр - вертеп. Значительное развитие получил народный эпос. В устном народном творчестве родились такие талантливые памятника украинского эпоса, как «Побег трех братьев из Азова», «Маруся Богуславка», «Затужила Украина». Высокого уровня достигло и изобразительное искусство Украины, в частности, живопись - портретная и настенная роспись, иконопись и графика. В начале XVII в. в строительстве заметными стали причудливые формы заимствованного в Европе стиля барокко. Строения украшались как на фасаде, так и в интерьере скульптурами, росписями, декоративными украшениями. Таким образом, несмотря на тяжелые условия жизни в условиях иноземного владычества, украинский народ все же развивал собственную науку, образование, различные области искусства и культуры.

25. Причины, цели и движущие силы Освободительной войны:

После подавления казацких восстаний первой четверти 17 в. Усилилась колониальная политика Польши, повлёкшая Национально-освободительную войну 1648-1667 г.

Причины:

1) Ухудшение положения крестьянства в условия засилья магнатов и панщигл-фольварочной системы хозяйствования. (происходило закрепощение крестьян, увеличивалась панщина, разнообразные формы налогов и отработок в пользу феодалов)

2) Возрастало недовольство украинского мещанства, страдающего от частных собственников и произвола королевских чиновников.

3) Ограничение прав казачества, введение мер, направленных на ликвидацию его, как сословия.

4) Насаждение католицизма.

Цели:

1) устранение польского политического, национально-религиозного и социального господства на украинских землях;

2) образование и развитие Украинского национального государства;

3) ликвидация крепостничества; завоевание крестьянами личной свободы;

4) приход к вершинам власти национальной по составу казацкой старшины;

5) ликвидация средней и большой феодальной собственности на землю;

6) утверждение нового типа хозяйствования на основе мелкой казацкой собственности на землю;

7) освобождение украинских городов из-под власти короля, магнатов, шляхты, католического духовенства.

Характер и движущие силы Национально-освободительной войны. По своему характеру это всенародное движение было национально-освободительным, религиозным, антифеодальным. Движущими силами Национально-освободительной войны стали казаки, крестьяне, мещане, православное духовенство, часть мелкой украинской шляхты. Важнейшую роль в Национально-освободительной войне играло казачество, которое вынесло на своих плечах основную тяжесть борьбы за независимость. Именно оно создало костяк армии, основу новой политической элиты.

1. Гуманистические идеи Ренессанса в малорусской (украинской) культуре.

2. Образование. Книгопечатание.

3. Развитие художественной культуры в Украине в XIV-XVI вв.

Развитие малорусской (украинской) культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация опреде­лялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси - малорусские (украинские) земли вошли в состав Литовско-Польского государства. После Кревской унии (1385 г.) Польша повела то­тальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции малорусского (украинского) на­рода. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества.

С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориен­тацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы. В XIV-XVI вв. строятся города, растет цеховое производство, развиваются различные виды художественного творчества, ремесла, торговля, оживляют­ся, международные, в том числе творческие контакты. С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета вы­зывало обострение социально-политического и духовно-просветительского противоборства народа. Защитником веры, традиций становится казаче­ство, период становление которого выпадает на середину XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распространением идей гуманизма Возрождения. Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей малорусской (украинской) интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и сделали оп­ределенный вклад в развитие западноевропейской культуры.

Получив надлежащее образование в европейских университетах, вы­ходцы с территории Малороссии становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками.

Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, 1450-1494) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по ма­тематике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд малоросса природоисследователя - "Прогностическая оценка текущего 1483 года".

Лукаш из Нового Града (умер прибл. в 1542 г.) был магистром и препо­давателем Краковского университета. В этом университете в XV в. работали 13 профессоров - малороссов.

Павел Русин из Кросна (ок. 1470-1517), читал в Кракове универси­тетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым гуманистическим поэтом Малороссии и также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566) свой многогранный та­лант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в За­падной Европе его называли "рутенский (русский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной спра­ведливости. Они оказали положительное влияние па образование и литерату­ру, стали идейными вдохновителями ренессаисного искусства.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру население Малороссии, вызвало распространение идей, созвучных идеологии Реформации.

Система научных знаний в украинской культуре того времени состояла, из богословских дисциплин, грамматики, поэтики, арифметики, этики, истории, права, медицины, музыки. Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа", "Космография" и др. Несомнен­ный интерес представляет медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой Эпо­хе, осуществлялись в кон. XVI-нач. XVII вв. украинскими книжниками, ко­торые объединялись вокруг культурно-просветительских центров, создавае­мых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры.

Таким культурным центром в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский. Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. В ней препо­давали лучшие украинские и иностранные ученые.

Острожская школа объединила вокруг себя известных в то время дея­телей культуры. Писатель Герасим Смотрицки й (первая пол. XVI в. - 1594 г.) стал ее ректором. Он редактировал и написал предисловие к известной Ост­ровской Библии - первого полного издания Библии на славянском языке, осуществленного в 1581 г. Иваном Федоровым. Одним из яр­ких образцов полемической литературы является работа Г. Смотрицкого "Ключ царства небесного" (1587 г.).

Многие иностранные ученые сотрудничали с Острожской академией: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятощ, грек Кирилл Лукарис, ставший в дальнейшем патриархом Констан­тинопольским и др.

В последней четверти XVI - нач. XVII вв. в городах создаются братства - организации, которые в условиях усиления влияния католицизма стали идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа.

Первым из них было Львовское братство, возникшее еще в 1439 г. На его средства содержались школа, госпиталь, типография, библиотека.

В начале XVII в. братства появились во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства, организованная в 1586 г. Обучение в ней регламентировалось уставом - "Порядком школьным".

Обучение в братских школа» начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяли знания, призывали народ к отпору польско-католического влияния.

Большое значение в становлении новой культуры сыграла светская литература , связанная с традициями летописания, развития русского (укра­инского) права: "Судебник" Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 ГГ.), литовско-русские летописи и краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в. Как знаки своей эпохи они отразили историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа.

В 1574 г. во Львове вышла первая на Украине книга Ивана Федорова "Апостол", несколько позже - "Букварь". После переезда в Острог, он на средства К.Острожского основал вторую типографию, в которой издал ряд книг, в том числе, уже упоминавшуюся Острожскую Библию. Она получила распространение в Украине и за ее пределами, поступила в библиотеку Окс­фордского университета, в королевский двор Швеции.

ХV-ХVI - период расцвета народной культуры.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпос - думы, баллады, исторические песни. Глубо­кая образность дум восхищала Т.Шевченко, который ставил их выше гомеровских "Илиады" и "Одиссеи". Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный
литературный жанр. .

Цикл дум "Маруся Богуславка", "Самійло Кішка" и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой по­этикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного", "Три брата самарских". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "Козак Голота", "Атаман Матяш", "Івась Коновченко". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свобо­де, широкую натуру, благородство.

В архитектуре и изобразительном искусстве формируются особенности украинского стиля. Они проявляются, прежде всего, в каменном строительстве Западной Украины, где ренессансный стиль органически слил­ся с украинским народным стилем, перенесенным с деревянного зодчества на каменные сооружения церквей, замков, городских построек.

В то время ведется широкое строительство замков-крепостей и зам­ков-дворцов, перепланировываются и расширяются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды.

Возникли две архитектурно-строительные школы:

- галицкая , для которой характерна каменная кладка с крепкими стенами и несколькими башнями (замки в Хотине, Кременце, Белгороде-Днестровском и др.);

- волынская , представители которой использовали для строительства крупногабаритный кирпич. Кирпичные башни этой школы имеют вид ци­линдров, которые играли в системе укреплений особенно важную роль.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Ря­дом с сооружениями старого типа возводились более торжественные по­стройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Иоанна Предте­чи, Косьмы и Домияна, во Львове - церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропав­ловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции вархитектуре принадлежали Львову, ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в исто­рии украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская цер­ковь, башня Корнякта и часовня Трех Святителей составляют уникальный архитектурный ансамбль кон. XVI - нач. XVII вв.

На фасадах, порталах, в интерьерах ренессансных домов, дворцов, церквей, в иконостасах появляются скульптурные рельефы и богатая резь­ба по дереву. С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет, получивший распространение в виде надгробных памятников: па­мятники киевскому воеводе А.Киселю, К. Острожскому и др.

Мастера украинского монументального фрескового искусства , были известны далеко за пределами Украины. Но в отличие от фре­сковой живописи XIII в., в которой доминировали настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радост­ные мотивы: доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в Украине почти не сохранилась эти фресковые шедевры.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительно­сти, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра. Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев: "Владыка", "Яков", "Матвей" и др.

Наиболее распространенными образами были: Юрий (Георгий) Змеебо­рец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами: Распятие Иисуса, Тайная Ве­черя, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминают простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретают определенные индивидуальные черты. Ярким образцом живо­писи кон. XIII - нач. XIV вв. является икона "Волынской Богоматери", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В кон. XVI - нач. XVII вв. широкое развитие получает портретная жи­вопись. Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов Яна Гебургта, польского короля Стефана Батория, князя Констан­тина Острожского и др., выполненных такими мастерами известной Львов­ской школы, как художник В.Стефанович.

Плодотворно работали в Украине художники-графики. Они мастерски оформляли книги - сначала рукописные, а затем печатные. Уникальным в этом отношения является оформление Киевского псалтыря (1397 г.), содер­жащего более 200 миниатюр.

В XIV - XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство . Музыканты, певцы, танцоры, как и раньше, объеди­нялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др. Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.


История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:


  • определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

  • характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

  • называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

  • оценивать их деятельность;

  • распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

  • самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

  • Работать с ИКТ.
Форма урока: защита проекта.

Ход урока
Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».

Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.


  1. Имела ли Украина в данный период собственное государство?

  2. В состав каких государств входила Украина?

  3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

  4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

  5. Что такое культура?

  6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

  7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?
Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»


Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Бойко О.Д. Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы .

Вопросы для закрепления:


  1. Чему и как обучали в братских школах?

  2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

  3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

  4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?
Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:


  1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

  2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

  3. Какую роль играли летописи?
Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:
1. Основные направления в развитии архитектуры .

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.
V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»


Основные направления в развитии скульптуры







Top