Культура народов междуречья. Культура месопотамии Культура жителей Междуречья

Культура Древнего Междуречья
  • Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία -«Междуре́чье»), также Двуре́чье - область между реками Тигр и Ефрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
  • В Междуречье в древности существовало несколько государств - включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех),Ур, Лагаш,Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Армения и Вавилон.
Государства Древнего Междуречья
  • * Палеолит (древнекаменный век) –
  • 2,5-2,6 млн.лет назад – 10 тыс.лет назад
  • * Мезолит (среднекаменный век) –
  • 10 тыс. – 6 тыс.лет назад
  • * Неолит (новокаменный век) -
  • 6 тыс. - 4 тыс.лет назад
Древний Шумер
  • Шуме́р - цивилизация, существовавшая на юго-востоке
  • Междуречья в IV-III тысячелетиях до н.э Считается одной из первых цивилизаций на Земле.
  • Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива.
Клинопись
  • Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
  • Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.
Эпос о Гильгамеше
  • Гильгаме́ш - царь шумерского города Урука, правил в конце XXVII - начале XXVI веков до н. э.
  • «Эпос о Гильгамеше» , или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), - одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в 22 веке до н.э
Вавилонское государство при царе Хаммурапи Зиккураты
  • Современный вид
  • Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы) - культовое сооружение в древнем Междуречье.
Зиккураты
  • Современный вид
Зиккураты
  • Зиккурат Этеменаки (реконструкция)
Математика в Древнем Междуречье Математика в Древнем Междуречье
  • Шестидесятеричная система счета, применявшаяся в Древнем Междуречье.
Древний Вавилон
  • Ворота Иштар в Вавилоне
  • рельеф с ворот Иштар
Культура Древнего Вавилона
  • Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут , а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству.
  • Оставили вавилоняне потомкам и астрологию , науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Ассирийская держава
  • Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, с 17 века до н.э. до 7 века до н.э.
Культура древней Ассирии
  • Саргон II (справа) со своим наследником Синаххерибом (слева)
  • Царь Синахериб на троне
Культура древней Ассирии
  • штурм города ассирийцами
  • Царь Ашшурбанапал на охоте
Выводы:
  • Цивилизации в Междуречье являются одними из древнейших на Земле
  • Народы Междуречья внесли огромный вклад в развитие мировой культуры
  • Изобретения и открытия народов Древнего Междуречья до сих пор не потеряли своего значения.
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады на темы:
  • Архитектура Древнего Междуречья
  • Изобразительное искусство в Древнем Междуречье.
  • Религии Древнего Междуречья.
  • Развитие науки в Древнем Междуречье
  • Значение достижений народов Древнего Междуречья для современности.

Слайд 2

Государства Междуречья: Шумер Вавилон Аккад Ассирия

Слайд 3

Тесные связи с Египтом

Слайд 4

Появление цивилизации

Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Слайд 5

Особенности культуры Междуречья

Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Слайд 6

Дома табличек

В Месопотамии существовали школыдля писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Слайд 7

Куюнджикская библиотека

Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Слайд 8

Культура жителей Междуречья

Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Слайд 9

Математика

Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Слайд 10

Математики Междуречья знали:

четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Слайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Слайд 12

География

Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Слайд 13

Химия

Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Слайд 14

Медицина

Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Слайд 15

Медицина шумеров

Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Слайд 16

Астрономия

Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Слайд 17

Астрология

Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Слайд 18

Идеографическое письмо

В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Слайд 19

Слайд 20

Клинопись шумеров

Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Слайд 21

Слайд 22

Религиозные верования

Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Слайд 23

Религия жителей Междуречья

Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Слайд 24

Боги жителей Междуречья

  • Слайд 25

    Духи в мифологии Междуречья

    Злые духи Добрые духи

    Слайд 26

    Зодчество жителей Междуречья

    Слайд 27

    Храм-Зиккурат

    Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 28

    Зиккурат в Уре

    Слайд 29

    Храм-Зиккурат

    Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

    На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


    Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


    Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


    Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


    Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


    В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




    «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


    «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


    «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


    Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


    Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


    Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


    Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




    Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


    На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


    Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




    Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


    «Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


    «Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


    Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


    Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


    Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




    Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






    Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


    Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


    Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


    Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
    Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


    Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.





    Слайд 1

    Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

    Слайд 2

    Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

    Слайд 5

    Жители Месопотамии

    Слайд 6

    Слайд 7

    Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

    Слайд 10

    В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

    Слайд 13

    Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

    Слайд 16

    КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

    Слайд 20

    Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

    ГУО «Средняя школа №5 г.Новополоцка»

    Методическая разработка урока истории

    КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ НАРОДОВ МЕЖДУРЕЧЬЯ

    5 класс

    Разработала и провела:

    Сугакова А.Ч.,

    учитель I квалификационной категории

    Новополоцк

    2014- 2015

    Тема урока: Культура и религия народов междуречья

    Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся смогут назвать самые значимые достижения народов Междуречья.

    Задачи:

      создать условия для изучения и первичного закрепления знаний по культуре и религии народов Междуречья;

      создать условия для развития умений ставить цель и планировать свою деятельность, анализировать текст, сравнивать познавательные объекты, формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

      создать условия для воспитания культуры речи и поведения, взаимоуважения и взаимовыручки.

    Термины и понятия: клинопись.

    Формы, методы, приёмы работы на уроке:

      «Лови ошибку!»;

      «Виртуальное путешествие в Междуречье»;

      составление сравнительной таблицы;

      «Цепочка» и др.

    Тип урока: комбинированный

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Оборудование:

      учебные пособия и рабочие тетради;

      карточки для проверки домашнего задания, используя приём «Дови ошибку!»;

      пакет документов («Визы»);

      глиняная табличка:

      картонные карточки, покрытые слоем пластилина (имитация глиняных табличек)

      заостренные палочки;

      микрофон (детский)

    Ход урока

    Организационный этап

    1. Приветствие

    2.Определение отсутствующих

    3. Проверка готовности учащихся к уроку

    4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку

    5. Организация внимания учащихся.

    Проверка домашнего задания

    Приём «Лови ошибку (Необходимо в тексте найти 5 ошибок и исправить их.)

    Ассирия и Вавилония

    В начале III тысячелетия до н.э . в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. его жителей принято называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тысячелетия до н.э. Ассирия стала огромной державой от Египта до Ирана. Новой столицей державы стал город Вавилон. Ассирийцы были не только могущественные, но и очень жестокие правители. Покорённые народы не хотели оставаться под властью жестоких ассирийцев. В 126 г.до н.э . столица Ассирии была уничтожена.

    В конце VII в. до н.э. царём Вавилона стал Мардук. Во время его правления в Вавилоне были построены Вавилонская башня и «висячие сады».

    Актуализация знаний

    Вспомните культурные достижения древних египтян.

    Изучение новой темы

    Учитель: Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в Древнее Междуречье, историю которого мы уже с вами изучили на предыдущих уроках. Вы согласны отправиться в путешествие? Когда мы отправляемся в другую страну, то как правило, стремимся поближе познакомиться с достопримечательностями, больше узнать о традициях и нравах этого региона. Мне хотелось бы, чтобы наше с вами путешествие также было не только увлекательным, но и познавательным. Я буду вашим гидом. Вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить. Отправляемся в путь! Но чтобы попасть в Междуречье, нам надо совершить длительный авиа перелет. У вас на столах лежит пакет необходимых для перелета документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно получить визу. Заполните её, учитывая, что это будет путешествие, связанное с темой нашего урока. (Заполняя «Визу», учащиеся определяют цель работы на уроке)

    Виза

    Выдана: __________________________________________________________________

    Ученику(це): ___________________________________________________________

    Цель поездки:_________________________________________

    ______________________________________________________

    Cамостоятельная работа

    Учитель: Скажите, какова цель нашего путешествия?

    Варианты ответов

    Учитель обобщает полученные ответы и напоминает учащимся, что все настоящие путешественники ведут дневники. (Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока)

    Физкультминутка:

    1. Имитация полёта на самолёте.

    2. Имитация полёта птиц, которых видят путешественники через окно иллюминатора.

    3. Разминка для плеч и шеи, которую выполняют путешественники в самолёте.

    Учитель: Наш самолёт приземлился. Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.

    В первую очередь мы посетим известные вам памятники культуры Древнего Междуречья: Вавилонскую башню и висячие сады Семирамиды. Местные гиды уже ожидают нас.

    Сообщения учащихся о вавилонской башне и висячих садах Семирамиды (учащиеся готовят сообщения в качестве домашнего задания по предыдущей теме). Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстраций №1, №2.

    Иллюстрация №2

    Иллюстрация №1

    1. Появление клинописи.

    Учитель: Ребята! А хотели бы вы побывать в местной школе? Тогда предлагаю вам это сделать.

    Просмотр фрагмента мультфильма Р. Саакянца «Всемирная история. Вавилон» (Приложение №1)

    Иллюстрация №3

    Просмотр иллюстраций «Шумерская клинопись» (в учебном пособии на стр. 69) и «В вавилонской школе» (иллюстрация №3)

    Заполнение «Дневника путешественника» (учащиеся записывают в тетрадь значение термина «клинопись»).

    Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которую шумеры создали в конце четвёртого тысячелетия до н.э.

    2. Знания жителей Древнего Междуречья

    Учитель: Уважаемые путешественники. Хотелось бы Вам попробовать что-либо написать на глиняной табличке? Тогда я хочу предложить вам поучаствовать в акции «Кто много знает, тот приз получает». Та пара «путешественников», которая быстрее всех правильно выполнит задание, получит такую возможность.

    Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом п.2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (стр.69 – 70).

    Прочтите текст п.2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (стр.69 – 70) и заполните сравнительную таблицу (используя знаки «+» и «-»). Сделайте вывод.

    Знания древних египтян и жителей Древнего Междуречья

    Наука

    Древний Египет

    Древнее Междуречье

    Математика

    Астрономия

    Медицина

    Вывод:

    Озвучивание результатов работы. Пара «путешественников», выполнившая задание правильно и быстрее всех получает приз: глиняную табличку и заостренную палочку.

    3. Месопотамский календарь.

    Учитель: Уважаемые путешественники. сейчас победители акции напишут на глиняной табличке цифру 28. А пока они пишут, подумайте, пожалуйста, как эта цифра может быть связана с месопотамским календарём? (Ответы учащихся)

    Рассказ учителя о лунном и солнечном календаре. Затем задаёт вопрос учащимся: «Где в наше время используют месопотамский календарь? кто особенно в нём заинтересован?».

    Разминка для глаз.

    4. Религия народов Месопотамии.

    Учитель: Уважаемые путешественники. Предлагаю вам в конце путешествия посетить священное место для всех жителей Междуречья – ворота богини Иштар.

    Далее учитель рассказывает о поклонении жителей Междуречья многим богам, используя во время рассказа иллюстрации «Ворота богини Иштар» (иллюстрации № 4,5), «Крылатый бык Шеду» (учебное пособие, стр. 70), «Руины «Белого храма» Ура» (учебное пособие, стр. 71).

    Иллюстрация №5

    Иллюстрация №4


    Заполнение «Дневника путешественника» . Учащиеся делают в тетради следующую запись:

    Боги Древней Месопотамии: Иштар, Таммуз и др.

    Закрепление

    Учитель: Уважаемые путешественники. Наше путешествие подходит к концу. Но для того, сесть на борт самолёта, вам необходимо предъявить специальную глиняную табличку.

    Учащиеся получают «глиняные таблички» , т.е. картонные карточки, покрытые слоем пластилина и зубочистки (для письма на «глиняной табличке»). На карточках заранее написаны в столбик цифры от 1 до 5. Если ученик согласен с утверждением, пишет «+», если не согласен «-»

    Вопросы для игры «Да-Нет»

    1. Изобретателями клинописи являются египтяне. -

    2. Клинопись – это древнейшая письменность в истории, которая была создана в конце четвёртого тысячелетия до н.э. +

    3. Жители Месопотамии знали математику, астрономию, медицину. +

    4. Месопотамский календарь можно назвать лунно-солнечным. +

    5. Народы Месопотамии поклонялись Осирису и Хапи. –

    Самопроверка выполненного задания.

    Учитель: Уважаемые путешественники! Поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Пока наш самолёт ещё не приземлился, напоминаю, что на выходе из самолёта вам нужно будет предъявить дневник путешественника (тетрадь), а также дневник ученика, котрый позволил вам совершить 2 перелёта абсолютно бесплатно.

    Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: §19, вопросы и задания, иллюстрации или ребусы по теме урока (по желанию).

    Выставление отметок учащимся.

    Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

    Учитель: Уважаемые путешественники! Наше путешествие окончено. Представьте, что в аэропорту вас встречает местное телевидение и корреспондент задаёт вам всем один единственный вопрос: «Что из увиденного во время путешествия вы бы назвали главным достижением народов Междуречья» .

    Учащиеся по цепочке передавая микрофон корреспондента, называют самые значимые, на их взгляд, достижения народов Междуречья.

    Литература:

    1. История Древнего мира: учеб. пособие для 5-го кл.В.2ч. Ч.1. / В.С.Кошелев. – Минск: Нар. асвета, 2009. – 118 с.

    2. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

    Кошелев, В.С. История Древнего мира. 5 класс% пособие для учителей учреждений общ. сред. образования. – Минск: Аверсэв, 2012. – 304 с.

    Пульмановский, Н.А. Всемирная история: 4 класс: Поурочное планирование. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2004. – 272 с.



  • 
    Top