Культурный · блогер · и · сказочник. Архимандрит кирилл бородин исцеление духом Кирилл бородин художник

Кирилл Сергеевич Бородин

Член союза художников России.

Родился в городе Кургане в 1987 году.

В 2008 закончил Екатеринбургское художественное училище им. Шадра. Отделение театральной живописи.

В 2014 году закончил Уральскую государственную архитектурно-художественную Академию (УралГАХА), отделение станковой живописи.

Живет и работает в Екатеринбурге.

Персональные выставки:

Коллективные и совместные выставки:

  • выставка «Да, мы с собачками» (Екатеринбург,2015 г.);
  • Выставка «Летопись современного завода» (ЕГСИ, 2011 г.).
  • Региональная выставка в резиденции губернатора Свердловской области (2011 г.).
  • Проект «Город: прогноз художника. Россия-Нидерланды» (Музей истории Екатеринбурга, 2012 г.).
  • Уральская неделя современного искусства (Челябинск, 1-е место в номинации «живопись», 2012 г.).
  • Межрегиональная выставка Урал ХI (Тюмень, 2013 г.).
  • Арт-проект «В Месте. Россия-Германия» (в рамках 2-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Екатеринбург, 2012 г.).
  • Арт-проект «ПоПути» Россия-Германия» (Екатеринбург, 2013 г.).
  • Арт-проект «Соска на ночь» (ЕГСИ, 2013 г.).
  • Выставка «Древо» (Екатеринбург, 2013 г.).
  • Выставка «Тайка и фаранг» (Екатеринбург, 2013 г.).
  • Участник фестиваля светового искусства «Нетемно» (Екатеринбург, 2013 г.).
  • Выставка «Соседи» (Екатеринбург, 2014 г.).
  • Выставка «Тайка и фаранг» с К. Поединщиковой (Екатеринбург, 2014 г.).
  • Выставка «Мальчики-девочки» (Екатеринбург, 2014 г.).
  • Участие в Евразийском фестивале современного искусства (ЭКСПО, Екатеринбург, 2014 г.).
  • Выставка «Трапеза» (Екатеринбург, 2015 г.).
  • Персональная выставка «Книга перемен. Китайское детство» (в рамках 3-й Уральской международной биеннале в г. Екатеринбурге, 2015 г.).

В 2012 году был номинирован на премию фонда Петра Кончаловского

Катерина Поединщикова

Юрий Первушин

Юрий Первушин родился в 1970 году в Нальчике. В 1989 г. закончил Свердловское художественное училище им. И. Шадра. В 1995 году закончил графический факультет Санкт-Петербургского академического института живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Репина (мастерская А.А.Пахомова). В 1995 году стажировался в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже: ателье живописи проф. Б. Пиффаретти и ателье гравюры проф. Ж.-П. Танги. В 1995 г. стал лауреатом конкурса, посвященного Н.Пуссену (устроители конкурса: Национальный музей Лувр, Музей современного искусства, Париж, компания L-VMH). С 2000 года – стипендиат Президентского Фонда в поддержку молодых деятелей культур.

Участник более 50 персональных и групповых выставок в России и за рубежом.

Живет и работает в г. Санкт-Петербург.

Музейные собрания:

Собрание C.A.S.E. (США), собрание NJ (США), Музей современного искусства "Манеж" (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (г. Сосновый Бор), Дом-музей М.П.Мусоргского (г.Великие Луки), Муниципальный центр искусств (г.Вресс, Бельгия), Музей Бенуа ГМЗ "Петергоф", Вологодский государственный музей изобразительного искусства.

Работы Ю.Первушина находятся в частных собраниях в Австралии, Бельгии, Великобритании, Голландии, России, США, Франции и Финляндии.

Сансызбек Мирзираимов

Сансызбек Мирзираимов - один из самых ярких и талантливых представителей современного киргизского искусства. Родился в 1982 году в селе Кош-Добо Джалал-Абадской области Кыргызстана. В 2003 году окончил факультет станковой живописи Кыргызского государственного художественного училища имени С.А.Чуйкова. С 2007 года - член Союза художников Кыргызской республики Его работы находятся в частных коллекциях России, Казахстана, Франции, Германии, Румынии, Турции, Канаде и США. Живет и работает в Бишкеке.

Григорий Лесухин

Лесухин Григорий Борисович родился в 1962 г. в городе Магнитогорске. В 1984 году окончил художественно-графический факультет Магнитогорского пединститута. После учебы 17 лет прожил на Байкале, в городе Селенгинск (Бурятия). В 2002 году вернулся на Урал. Живет и работает в Челябинске.

Участник многочисленных выставок, в том числе:

Произведения хранятся в частных коллекциях России, Казахстана, Новой Зеландии, Японии, Китая, Германии, Америки.

Леонид Баранов

Леонид Павлович Баранов – известный уральский художник. Родился 11 августа 1955г. в Каргапольском зерносовхозе Курганской области. В 1984 г. окончил Свердловское художественное училище им. Шадра. Преподавал в школе искусств, работал на Свердловской киностудии и в мастерских Росмонументискусства. С 1987 г. – свободный художник. Был членом творческого объединения «Сурикова, 31», участвовал во всех выставках этого объединения. Участник многочисленных выставок, среди них выставка «Художники Екатеринбурга» в резиденции губернатора Свердловской области в 2001 г., выставка в Центральном Доме художника в г. Москве в 2002 г. С 2006 г. участвует в выставках Белой галереи. Произведения Леонида Баранова находятся во многих частных коллекциях России и за рубежом. Живет и работает в г. Первоуральске Свердловской области.

Персональные выставки:

1999 г. – выставка «Сюр Баранова» (Дом работников искусств, Екатеринбург).

1999 г. – выставка « 9 дней в 99-м», совместно с А. Лимоновым и Миани (Музей молодежи, Екатеринбург).

2002 г. – совместная выставка с А. Гурьевой – Сажаевой (Екатеринбургский музей изобразительного искусства).

2002 г. - выставка в Екатеринбургском музее изобразительного искусства.

2008 г. – выставка «Все только начинается» (в творческой мастерской Сергея Шитикова, г. Екатеринбург).

Артем Белостоцкий

(1947-2012) - известный уральский художник. Родился и жил в Челябинске. Учился в Москве и Санкт-Петербурге (ученик А. Мыльникова и Е. Моисеенко). Участник многочисленных выставок. Член Союза художников России. Член ассоциации ЮНЕСКО. Более 300 работ художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Более 250 работ художника находятся в частных

коллекциях в России и за рубежом.

Живет и работает в Челябинске.

«…Путеводной звездой для художника являются его любимые кумиры и вечные учителя И. Айвазовский, И. Похитонов, К.Коровин, К. Маковский и В. Маковский, Н. Фешин, И. Пряничников.

Произведения А. Белостоцкого легки и лиричны, просты по смыслу и вместе с тем глубоки по внутреннему психологическому состоянию. Этюды и картины художника постоянно наполнены внутренним действием персонажей, безмятежностью и отдыхом, страстью и азартом, а самое главное, они светоносны и несут в себе только положительные эмоции.

Произведения художника даруют зрителю душевное тепло. А простота образов наполнена любовью и покоем».

В.Н Широков

старший научный сотрудник

Государственной Третьяковской галереи

Юрий Гладонюк

Родился в 1963 году в г. Братске Иркутской области. Художественное образование получил в ЗНУИ (Заочный народный университет искусства, г. Москва). Участвовал в выставках в Иркутске, Братске и Екатеринбурге

С 1996 года живет в г. Полевском Свердловской области.

Работы Ю.Гладонюка находятся во многих частных коллекциях России и за рубежом.

Станислав Кежов

Кежов Станислав Алексеевич. Родился в 1954 году. В 1980 г. окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого. С 1982 г. - участник многочисленных выставок. С 1993 года - член Союза художников России. В 1998 г. награжден дипломом Академии художеств России за вклад в развитие отечественного искусства. Первый лауреат городской премии "Признание" (г. Курган, 1998 г.). Победитель областной выставки-конкурса "Произведение года - 2003" (г. Курган). Картины С. Кежова находятся в собраниях Курганского областного художественного музея, Омского музея изобразительных искусств им. М. Врубеля, Калининградской художественной галереи, Фонда культуры РФ, а также в частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Великобритании, Японии. С. Кежов живет и работает в Кургане.

Станислав Крупп

Родился в 1959 г. в г. Каменск-Уральский Свердловской области. В 1984 году закончил Свердловское художественное училище. С 1979 года участник многочисленных выставок.

Более 300 работ художника находится в частных коллекциях России, Германии, Швеции, Израиля, Англии, Испании и США.

Живет и работает в г. Каменск-Уральский.


Рамиль Хабибуллин

Рамиль Хабибуллин родился в 1968 году в Екатеринбурге. В 1989 году окончил Свердловское художественное училище им. И. Шадра. В 1998 году окончил Уральскую государственную архитектурно - художественную академию, по специальности «Монументально - декоративная живопись».

С 2000 года - член Союза Художников России.

Слюсарев Иван Кириллович (1886-1963 г.г.)

Известный уральский живописец-пейзажист. Родился в деревне Черноскутово Свердловской области, в крестьянской семье. Встреча с художником Л.В. Туржанским определила всю его дальнейшую жизнь.В 1903 –1907 г.г. учился в Екатеринбургской художественно-промышленной школе. С 1919 г. возглавлял группу Екатеринбургской студии «Изо». В 1921 г. был членом Екатеринбургской артели художников. С 1925 г. - член Уральского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР). Один из первых членов Свердловского отделения Союза художников. И.К.Слюсарева называют родоначальником уральского пейзажного жанра, «певцом Урала». Его произведения находятся во всех уральских музеях.

Бернгард Олег Эдгартович (1909 --1998 г.г.)

Известный уральский живописец-пейзажист. Родился в Мюнхене, в семье польской пианистки Ванды Тшаска и художника из Санкт-Петербурга Эдгарда Бернгарда. После революции 1917 г. с семьей переехал в Екатеринбург. В 1922-1924 г.г. учился в Уральском индустриально - художественном техникуме (Свердловск), а также у А.А. Арнольдова, И.К. Слюсарева и Л.В. Туржанского. С 1925 г. - член АХРР. Один из первых членов Свердловского отделения Союза художников.Произведения О. Э. Бернгарда находятся в коллекциях художественных музеев Екатеринбурга, Уфы, Нижнего Тагила.

Зинов Виктор Семенович (1907-1991 г.г.)

Известный уральский живописец. Родился в Кунгуре Пермской области, в семье педагога. Пейзажист, жанрист и портретист. В 1923-1927 г.г. учился в Уральском индустриально- художественном техникуме (Свердловск), работал в редакции газеты «Уральский рабочий» художником-графиком. С середины 1930-х г.г. - член Свердловского отделения Союза художников. Работал в Малом Истоке совместно с И.К. Слюсаревым и Л.В. Туржанским. Произведения В. Зинова находятся во всех уральских музеях.

Бурак Александр Филиппович (1921-1997 г.г.)

Известный уральский живописец. Родился в селе Ефремовка Барабинского района Новосибирской области. В 1943 году окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. В 1945 году А. Бурак в составе киносъемочный группы посетил Свердловск, где познакомился с И. Слюсаревым , который приобщил его к живописи. А. Бурак переезжает в Свердловск. 1951 года – член Союза художников СССР. В 1964 году присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». Его работы находятся во многих музеях России, включая Третьяковскую галерею и Музей революции.

Работы художника

Архимандрит Кирилл (Бородин Владимир)
С 1983 по 1990 гг. был настоятелем церкви. Родился 1 января 1930 года в Кенигсберге.
После Второй Мировой войны Бородины были сосланы в северный Казахстан. Учился в школе для
ссыльных детей, по окончании которой поступил в Медицинский институт. Вскоре был призван на
срочную службу в армию. После демобилизации продолжил учебу на вечернем факультете, а днем
работал в школе преподавателем немецкого языка.
Старцем архимандритом Севастианом Карагандинским пострижен в монашество.
Около 1960 года рукоположен во священника.
В 1966 году окончил семинарию, позднее - Московскую Духовную Академию.
В период обучения работал в издательском отделе Московской Патриархии.
С 1970 года служил в бывшем казачьем Константино-Еленинском храме в Целинограде.
В 1971 году при храме основал монастырь и до 1980 года был духовником монастыря и настоятелем
храма. Из старой деревянной казачьей церкви устроил каменный собор с несколькими приделами.
Примерно в это время был возведен в сан архимандрита.
В 1980 году переведен в Чимкент, где менее чем за год восстановил православный храм.
В том же 1980 году переведен вторым священником к Рижской Троице-Задвинской церкви, а в 1983
году назначен настоятелем этой церкви.
Стараниями о.Кирилла в нижнем этаже храма устроена церковь св.великомученика и целителя
Пантелеимона в память находящегося в верхнем храме справа от иконостаса почитаемого образа,
подаренного храму афонскими монахами в начале ХХ века. Прихожанка Рижской ТроицеЗадвинской церкви Калерия вспоминает, что с началом служения и наставничества в храме
о.Кирилла стало увеличиваться стадо Христово. В церковь отовсюду приходили и приезжали
православные христиане. Когда он приезжал к службе в церковь, то не сразу проходил к амвону,
поскольку многие подходили к нему за благословением. Да и сам, проходя, иногда обращался к
верующим с вопросом, называя их по имени. Память имел отличную, помнил не только имена, но и
обстоятельства жизни прихожан. Вскоре организовал ремонт внутри храма и снаружи.
В 1989 году организовал воскресную школу для детей, для нее снимал классы в РЛТУ. Вел отчитки
одержимых бесами, на которые съезжались больные и нуждающиеся в духовной помощи.
В 1990 году назначен настоятелем Рижского Христо-Рождественского собора.
В 1992 году вышел за штат, но продолжал служить у себя в доме в Риге по ул.Калнциема.
Скончался 30 апреля 1998 года, на 69-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни.
Похоронен на Рижском Ивановском кладбище.
На могилу о.Кирилла приходят не только знавшие его при жизни, но и молодые христиане, не
бывшие его духовными чадами.
Исцеление Духом
Жизнеописание пристнопамятного архимандрита Кирилла (Бородина).
Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и
ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша
многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже [беша] прежде вас. Мф. 5:10-12.
Пророчествуяй же, человеком глаголет созидание и утешение и утверждение. 1 Кор. 14:3.
Архимандрит Кирилл (Бородин) родился 1 января 1930 года в Кенигсберге 1 в семье графа Габсбурга
2. . Мать отца Кирилла была родом из Польши 3. Во время родов своего первого и единственного
сына она скончалась, и мальчика отдали на кормление к жене графского садовника, русской
женщине Марии Бородиной. Новорожденного младенца при католическом крещении нарекли
Карлом. Муж кормилицы маленького Карла садовник графа Николай Бородин был человеком
добрым и благочестивым. Вместе с супругой Марией они воспитывали своих детей в русском
православном духе, будучи для них добрым примером истинного благочестия.
1Кенигсберг в 1930 году принадлежал Германии В 1945 году советские войска взяли этот город. С
той поры Кенигсберг стал Калининградом.
2 Габсбурги — древняя австрийская королевская фамилия. Нам пока не удалось установить имя
графа Габсбурга, но не исключено, что он был в родстве с австрийским королевским домом. Сам
1

Отец Кирилл при жизни мало рассказывал о своем детстве, поэтому все факты, излагаемые в данном
жизнеописании, приводятся из тех воспоминаний старца, которыми он делился с составителем сего
жизнеописания, а также с отцом Владимиром Елисеевым, шуменией Евфимией (Белохвостиковой) и
диаконом Виталием Кондратовым.
3 К сожалению, пока не удалось точно установить имя матери старца, поэтому оно здесь не
приводится.
Через кормление грудью у младенца с кормилицей возникла душевная связь, незримо соединившая
их сердца. Маленький Карл, католик по крещению и немец по рождению, вместе с грудным молоком
впитал в себя русский дух своей кормилицы. Жившая на чужбине семья Бородиных полюбила
ребенка и неким особым чутьем, словно бы пророчески, к нему привязалась. Карл стал для них понастоящему родным сыном. Воспитание маленького графа было также возложено на семейство
Бородиных. «Не та мать, что родила, а та, что воспитала», — гласит пословица. Надо полагать, с
годами мальчик все больше прилеплялся к людям, окружившим его искренней заботой и вниманием,
характерными в целом для русской православной семьи.
Тем временем Габсбург-старший, не пожилой еще человек, решил жениться, дабы не быть вдовцом.
Новая жена графа была молода и красива, но при этом имела жестокое
рдце и сразу же невзлюбила маленького пасынка. Увидев его, как вспоминал отец Кирилл, в первый
раз, она воскликнула: «Какой же он немец? Он на немца-то не похож!» Дело в том, что Карлу в
наследство от матери достались большие, темные, как вишни, карие глаза, оттого впоследствии многим он казался человеком восточным. «Когда я жил в Казахстане, — рассказывал про себя батюшка,
— все принимали меня за казаха, а я совсем и не казах». Промыслом Божиим фраза, с нелюбовью
сказанная мачехой в отношении отца Кирилла, стала для него пророческой. По истечении нескольких
десятков лет сын немецкого графа-католика станет замечательнейшим пастырем Русской
Православной Церкви, целителем страждущих человеческих душ, старцем, получившим от Бога
многие духовные дарования. Воистину, дивны дела Твои, Господи!
Мачеха стала первым серьезным испытанием в жизни юного Габсбурга. Для новой жены графа,
грезившей об обладании наследством, он представлял угрозу. И, как в сказке о Золушке, она
издевалась над Карлом, настаивая на выполнении заведомо невыполнимых для него дел. Сам старец
рассказывал об этом так: «Иной раз заставит меня вышивать платки или еще что-нибудь, а я толкомто еще и не умел: маленький был, весь исколюсь иголкой. Еду готовить заставляла, картошку
чистить, тяжести поднимать, мыть, подметать, чай на подносе ей подносить. И не дай Бог что-то не
так сделать!» Семья Бородиных, видевшая, как страдает душой не окрепший еще отрок, старалась
всячески его утешить и поддержать, сочувствуя Карлу в том евангельском духе, в котором некогда
был воспитан русский человек.
Новая госпожа графской усадьбы усиленно старалась навести в доме свои порядки. Мальчику
становилось все трудней и трудней. Тогда что-то открылось в душе графа-отца, и он отправил сына
вместе с Бородиными в Восточную Польшу к бабушке. В сентябре 1939 года в Польшу вторглись
немецкие войска, и территория, где жили Бородины, оказалась в зоне немецкой оккупации, а после
заключения так называемого пакта Молотова—Риббентропа вошла в состав СССР 4. Сам отец
Кирилл вспоминал, что сначала они «были под немцами», а потом под «нашими». Так неожиданно се
мья Бородиных попала под иго советской власти, которая, какизвестно, не прощала своим гражданам
родство с «буржуазным Западом».
4 Согласно заключенному в 1939 году пакту Молотова—Риббентропа в состав СССР вошли Литва,
Латвия и Эстония, а также некоторые области Восточной Польши.
Оказавшись на советской территории, Бородины были соосланы как «враги народа» в Северный
Казахстан, на территорию так называемого КАРЛАГа — в те годы одного из центров массового
геноцида как русского, так и других народов Советского Союза (преимущественно немцев). Поселенцев выбрасывали прямо в холодную степь, зачастую не предоставляя даже самых примитивных
средств к существованию. Более половины ссыльных не доживали до лета. Такдевятилетний Карл
вместе со своими названными родителями из покоев роскошного графского дома попал в
юдные степи Северного Казахстана. Сам старец, вспоминая этот период, говорил своим духовным
чадам:
2

— Именно в те годы я по-настоящему уверовал в Бога, поскольку увидел пример истинной,
исповеднической веры. Меня тогда взяли к себе в палатку ссыльные православные монахи. Было
очень холодно, и монахи клали меня в I юнтр палатки, чтобы я не замерз, а сами ложились вокруг.
Каждую ночь они тянули жребий, кому спать на краю па-латки, так как тот, кто спал на краю, не
доживал до утра. Таквот все монахи стремились лечь на краю, чтобы умереть «за други своя». Я был
потрясен этим.
В Северном Казахстане Бородины стали жить в условиях каторги, где притеснение от новой власти
было явлением постоянным. Отец Кирилл стал ссыльным уже от «младых ногтей» своих.
Преподобный Севастиан Карагандинский
После того как в 1945 году Кенигсберг был взят советскими войсками, семья Бородиных узнала
горестную весть: отецКарла — граф Габсбург — погиб. Как и почему, точно неизвестно, но сам
старец об этом говорил: «Папу убили "наши"». Осиротев по плоти, Габсбург-младший не осиротел
духовно. Бородины стали теперь его законными родителями. Усыновленный ими Карл принял
Святое Православие. Наречен он был в честь Святого Крестителя Руси Великого Князя Владимира.
(До сих пор остается неизвестным, кто из священников КАРЛАГа совершил чин присоединения к
Православной Церкви. Это мог быть преподобный Севастиан Карагандинский. Возможно, новое имя
Бородины дали Карлу задолго до его крещения, а сам чин был совершен позднее.) Так сын немецкого
графа Карл Габсбург стал русским Владимиром Бородиным, и только врожденная аккуратность и
педантичность позволяли распознать в нем немца, в котором благородство манер обнаруживало
высокое происхождение.
Таков Промысл Божий! Став впоследствии старцем, отец Кирилл окормлял многочисленную паству,
разбросанную по всему миру. Поэтому через свое пастырское служение он сроднился и с Востоком,
и с Западом. Но сердцем он наиболее был близок к Земле Русской. Когда его спрашивали: «Отец, а
вы любите Россию?», он отвечал:
— Россия для меня — это что-то абстрактное, но русских я люблю, и знаете за что? Когда я был у
своей кузины в Германии, то по окончании моего пребывания там сестра предоставила мне список со
счетами: сколько и чего я израсходовал. Прочитав список, я тяжело вздохнул и почему-то вспомнил,
как однажды, заблудившись и замерзая в степях Северного Казахстана, набрел на одну лачужку.
Хозяйка убогого домика — добрая старушка, — пустив меня к себе, обогрела, накормила и напоила,
хотя сама жила в крайней нужде. Я тогда плохо говорил по-русски, и она, увидев, что я немец (а
тогда шла война с нацистской Германией), продолжая меня кормить, стала приговаривать с
любовью: «Да ты кушай, кушай, фашист». Вот это и есть настоящие русские люди. Именно в те
тяжелые годы я полюбил Россию от всего сердца (I) 5.
Отрок Владимир имел живой нрав, но был послушным и кротким, с добрым отзывчивым сердцем.
Познав в раннем детстве горечь сиротства, он был чуток ко всем несчастным, больным и убогим.
Боль и страдания других становились для Владимира его собственными. Он все больше задумывался
о том, как бы помочь людям, страдающим тяжкими телесными и духовными недугами, поэтому
твердо решил, что станет врачом. Владимир был наделен необычайной памятью, глубоким
проницательным умом и невероятным трудолюбием, которые открывали ему возможность стать
великим человеком. Но он нисколько не гордился своими дарованиями, впитав в себя с грудным
молоком кроткий дух Православия и сознавая, что все, данное ему, — от Бога, а не собственные
заслуги. «Наши — только грехи», — часто повторял отец Кирилл. Уже будучи ребенком, он был в
этом настолько искренне убежден, что люди порой видели в нем некое юродство. «Царство Мое
несть от мира сего», — гово рит Господь /Ин. 18:36/. Вот и отрок Владимир был таким
«неотмирным» человеком.
"Здесь и далее указанные в скобках цифры обозначают номер комментария к жизнеописанию
архимандрита Кирилла (Бородина) протоиерея Александра Никулина (см. соответствующую главу, с.
57 — 65).
В школе для ссыльных детей Владимир учился на «отлично», хотя едва только научился хорошо
говорить по-русски. Одноклассники, зная, что он жил в Германии, дразнили его «немцем-фашистом»
(«несоветское» происхождение не раз будет припоминаться отцу Кириллу власть предержащими) (2).
3

С отличием окончив школу и поступив в медицинский институт, Владимир, который по документам
числился на год старше свого настоящего возраста, был призван на срочную службу в армию.
Служил он в московском генеральном штабе. Этот период в жизни старца у многих вызывает
недоумение: как сына немецкого графа могли взять в Красную Армию?! Отец Кирилл сам
рассказывал об этом одному из самых близких своих духовных чад — отцу Владимиру Елисееву.
Демобилизовавшись, Владимир Бородин с радостью начал учебу 6. Окончив теоретический курс
мединститута и приступив к практике, он, будучи православным верующим человеком, отказался
практиковаться в совершении абортов, за что и был исключен из вуза. Но по милости Бо-жией его
перевели в педагогический институт на четвертый курс. Зная о религиозных взглядах и графском
происхождении Владимира, власти установили за ним постоянный контроль. Владимир учился на
вечернем факультете, а днем работал в школе преподавателем немецкого языка. Он не хотел быть в
тягость своей семье и зарабатывал на хлеб сам (впоследствии, когда Бородины состарились, а отец
Кирилл уже был священником, он каждый месяц присылал им деньги, обеспечив своим приемным
родителям безбедную старость).
6 В каком городе находился институт, где учился батюшка, точно не установлено. Известно лишь,
что это было не далее ссыльной территории КАРЛАГа.
Обладая высоким интеллектом и гибким умом, отец Кирилл имел еще необычайный дар
благодатного слова, которое просто и быстро доходило до ума и сердца слушающего. Этот дар
впервые проявился у батюшки в период его педагогической деятельности. Молодого педагога очень
любили ученики. Руководство школы, зная интеллект Владимира, доверило преподавать ему кроме
немецкого языка и другие предметы, заменяя тем самым недостающих учителей. Но, как сказано, не
может град укрытися верху горы стоя /Мф. 5:14/: на своих уроках будущий старец, рассказывая об
открытиях мировой науки и приводя ученикам мнения великих русских ученых о творении мира,
проповедовал бытие Божие. Некоторые преподаватели, возревновав к даровитому учителю, стали его
ненавидеть. Несоветский дух Владимира был непонятен большинству школьных коллег и вызывал в
сердцах этих духовных слепцов ревность и раздражение 7. Сам старец вспоминал: «Не хотел я пить с
ними водку в многочисленные советские праздники. Да и вообще я водку не пил и пьянство не
любил». Кто знает, может быть именно в те годы отец Кирилл ощутил в себе стремление быть
монахом? Духовное воздержание и строгий аскетизм в сочетании с душевной простотой и добрым
сердцем стали хорошими основаниями для его будущей монашеской жизни.
7 Праведник служит укором и обличением нечестивому человеку. «Обличения 6о нечестивому раны
ему», - гласит Книга притчей Соломоновых /Прит. 9:7/. Печально то, что не только в среде светской
действует это пророческое слово святого Царя Давида, но и в среде церковной. Мы увидим это в
житии старца еще не раз.
Нажив врагов среди школьных коллег, Владимир смирился, с кротостью претерпевая злобу и клевету
по отношению к себе. Еще в ранние годы своего детства он научился не отвечать злом за зло и за
такое усердие к заповеди о любви к врагам сподобился почувствовать благодать Святого Духа. Все
чаще молодого человека стали посещать мысли о монашестве, и Господь не оставил неуслышанными
сердечные воздыхания раба Своего.
Митрополит Иосиф (Чернов)
Промысл Божий свел Владимира со старцем Севастианом Карагандинским и владыкой Иосифом
(Черновым). Отец Севастиан был одним из последних старцев Оптиной пустыни, точнее сказать, сей
дивный подвижник благочестия, имевший от Бога благодатные дары исцеления, чудотворе-ния,
прозорливости и непрестанной молитвы, стал достойным преемником Оптинского старчества. В1934
году он попал в Карагандинские лагеря (в поселок Долинку), да так и остался до конца дней своих
служить Богу и людям жертвенным подвигом благодатного пастырства в этих суровых краях. Во
времена процветания благословенной Оптиной пустыни отец Севастиан около двух лет нес
послушание келейника у старца Иосифа (Литовкина), а после того как сей боголюбивый муж отошел
в селения праведных, отец Севастиан служил другому великому старцу — преподобному Нектарию
Оптинскому. Кроткий, смиренный, истинно православный дух батюшки Севастиана покорил
4

Владимира Бородина, и он стал духовным чадом этого великого пастыря, ныне причисленного
Православной Церковью к лику святых.
Каждый день, видя перед собой пример святости и истинного монашества, Владимир возрастает
духом и все более ощущает в себе желание стать воином Небесного Царя, служа Ему в чине
ангельском. Старец Севастиан, провидя в молодом школьном учителе будущего старца, через
некоторое время постригает Владимира в рясофор, а затем и в мантию с именем Кирилл, в честь
святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского 8. Старец Севастиан был родом из
крестьян и в науках осведомлен не был, но отцу Кириллу заповедал учиться и в семинарии, и в
академии. Эти заповеди отец Кирилл исполнил с усердием.
8 По другим сведениям, Владимир Бородин знакомится со старцем в тринадцатилетнем возрасте, а в
четырнадцать лет по благословению отца Севастиана принимает рясофор.
Во второй половине 50-х годов прошлого века Хрущевым был организован новый поход против
Церкви Христовой. Во время Великой Отечественной войны Сталин, осознав роль Православия в
укреплении патриотического духа людей, начал благоволить верующим. Стали открываться храмы и
монастыри, духовные семинарии, училища и академии, было восстановлено патриаршество. Однако
сменивший Сталина Хрущев вновь набросился на святая святых русского народа — Православную
Церковь — с неистовством Нерона. Годы «оттепели» вызвали вздох облегчения у кого угодно, но
только не у верующих во Христа. Видя крепкую

Заглянуть в святая святых - место, где творится искусство - является непостижимым (и практически недостижимым) чудом для любого поклонника. Завесу тайны порой приподнимают сами мастера, подпустив журналиста на расстояние выстрела: с одной стороны затвора, с другой - ну вы понимаете. Или как это сейчас принято, самостоятельной фотографией в инстаграмм. Как бы то ни было, сотворенное чудо прекрасно и без публичного освидетельствования акта творения. Поэтому на выставки и вернисажи интересно ходить до сих пор.

Галерея Антонов в очередной раз привлекла меня в день чьего-то рождения. В открытием экспозиции Кирилла Бородина отмечалось двухлетие самого выставочного пространства. В этот раз наоборот: галерея выступила площадкой для отмечания дня рождения художника и приурочило к этому поводу (читай, «событию») презентацию не сколько работ, сколько атмосферы творческого пространства. А то, что в нем так удачно развешаны полотна - непоправимая случайность и приятное совпадение.

Мастерская для художника - лоно его творений. И без того муки творчества часто сопровождаются неудобством мест, где им предстоит предаваться. Потому, специализированное пространство - это немалое благо и высокая честь, которую можно оказать. Насколько понимаю, галерея Антонов сама так или иначе способствует комфорту художников. Хотя именно в случае Кирилла это способ «пригласить к себе домой», не будучи в четырех стенах квартиры, чтобы в несчетном кругу людей, друзей и случайных единомышленников отметить день рождения.

Особенно хитрых подводок или россыпи незаметных мелочей, старательно приписываемых в релизе, у этой выставки нет. Но может именно в этом ее прелесть - простота формы в пользу содержания. А Кирилл Бородин - один из тех художников, которые определяют для меня понятие «современное искусство» через время его творения, а не как синоним концептуально выстраданного нонконформистского в условиях всесторонней толерантности символизма. Новое слово и в наше время можно сказать в классическом жанре - располагал бы словарный запас.

P.S. В этот раз я тестировал Зенитовский фишай, поэтому общие планы непоправимо довлеют над крупными.


Учитывая, что народ не переставал заглядывать еще 3-4 часа после старта выставки, можно сказать, что это "только цветочки". Лапоньки и заюшки всегда тяготеют к более темному времени суток:О)


Минутка торжественных слов, и речь как тост - "за учителей и новые высоты"


.


.



.


Предположу, что эти палитры характеризуют настроения картин в целом намного яснее, чем те по отдельности


Вязанка отживших кистей


Мастер позирует: "давай будто ты рисуешь меня как модель"


Простор для куража есть даже у детей

«Настанет время, когда деньги исчезнут и будут электронные карточки, а верующие, которые этого не примут, на одной только картошке жить станут, как в войну. А на Западе даже и так верующим не прожить, потому старец благословлял всех в Россию переезжать… Отец Кирилл говорил нам часто, особенно перед смертью: «Россия есть Россия, она хоть и нищая, да по-нищенски подаст, а тут даже богатые не дадут так, как в России подаст нищий »…»

Воспоминания игумении Евфимии (Белохвостиковой): Я познакомилась с отцом Кириллом в ту пору, когда болела: у меня был рак, и врачи настаивали на операции. Лечили меня в кремлевской больнице (сестра по знакомству договорилась). Два раза меня прооперировали, всеми возможными средствами лечили. Один раз я случайно услышала, как
врачи сказали мужу про меня: «Она не проживет больше двух месяцев». Тогда я решила поехать в церковь — причаститься. Раньше я в храм не ходила, да и запрещали. В Ивановской церкви (единственном действующем в 1970-е годы храме Свердловска (Екатеринбурга)) я узнала о целиноградском отце Кирилле, взяла его адрес у отца Владислава Питкевича.

Привезли меня домой (сама я ходить уже не могла), и я, все рассказав мужу, попросила, чтобы он отвез меня в Целиноград к отцу Кириллу. Муж не согласился, сказал: «Ты ведь не ребенок, умрешь еще в дороге, что тогда с тобой делать?» Я заплакала, стала упрашивать отвезти меня к батюшке. Он ни в какую. Все-таки Господь послал мне человека.

Нашлась женщина, которая как раз собиралась ехать в Целиноград. Меня завернули в одеяло и погрузили в машину. На вокзале наняли носильщиков, которые занесли меня в поезд. Я пролежала, не двигаясь, до самого Целинограда. Там мне помогли два студента, которые донесли меня до такси. Доехали мы до самых монастырских ворот, а там спрашивают, кто мы и откуда. Я говорю: «Мне нужно отца Кирилла». Через пару минут выбегает шустренький молодой батюшка: «Вам кого?» — «Отца Кирилла». — «А это я и есть!»

Отец Кирилл сказал, чтобы меня занесли к нему в кабинет. В кабинете меня усадили напротив батюшки, а он мне и говорит: «Я тебя вылечу, мать, вылечу, не умрешь, через двенадцать дней ты уже сама домой поедешь». Я ему: «Я ведь, батюшка, сбежала, меня будут искать и волноваться», на что отец Кирилл меня успокаивает: «Никто тебя искать не будет, я помолюсь, и все устроится».

Прожила я в монастыре двенадцать дней. И все лечение мое было — отчитка и Святое Причастие. Что отец Кирилл сам делал — не знаю. Жила я там в монастырской гостинице, в отдельной комнате. Так как я была лежачая больная, то старец приставил за мной хожалку — матушку Мисаилу. Дай ей Бог доброго здоровья! Я лежала и читала молитвы, которые дал мне батюшка. Отец Кирилл отчитал меня два раза, на третий раз я уже сама пришла в церковь причащаться. Перед отчиткой отец Кирилл сказал нам, чтобы мы не боялись, так как все будут кричать на разные голоса, но никто никому не помешает и не повредит. Так и вышло. Прошло двенадцать дней, я исцелилась и уже без посторонней помощи поехала домой (женщина, которая меня привезла, уехала раньше). Муж был настолько удивлен моим исцелением, что даже глаза у него расширились. «Как он тебя исцелил?» — все спрашивал. Он никак не мог поверить в такое чудо: видел, что я лежала, а теперь вдруг ходить стала. Отец Кирилл перед отъездом дал мне горсточку конфет и сказал, чтобы я, когда приеду домой, закопала конфеты с западной стороны дома, но домой их ни в коем случае не заносила (такое в своем роде послушание). Я же вспомнила про конфеты уже будучи дома и отмахнулась, не придав значения словам старца. Так и оставила дома эти конфеты: в комод положила, там они у меня два месяца пролежали. Через два месяца приехала я к старцу, а он мне вдруг: «Что же ты ослушалась? Конфеты не закопала, так ведь и лежат у тебя в комоде. Приедешь — выброси немедленно». Отец Кирилл сказал: «Не переживай. Я тебя вылечу, только не сразу. Сразу нельзя, а то у тебя сердце слабое. Будешь лечиться постепенно». Второй раз со мной муж захотел поехать в Целиноград, но не смог. Я сказала отцу Кириллу про мужа. Он ответил мне, что муж мой к нему не приедет, а приедет только перед своей смертью. Так потом и вышло.

Ничто и никто не мог мне помочь так, как помогал отец Кирилл. Бывало, плохо станет или еще что-то случится, приедешь к отцу, и все как рукой снимет. А если далеко от него была, то водичка или масло, им освященные, помогали так же скоро. Два года я ездила к старцу — в 1979-м и 1980-м. Потом отца перевели в Ригу. В Риге квартиры священникам не давали. Нужно было покупать дом. Отец Кирилл купил дом с участком. Со временем все благоустроилось. И как только дом был полностью восстановлен, то у отца захотели этот дом отобрать, сказали, что он якобы незаконно приобретен. Два года судились, все-таки отстояли. Отец Кирилл уехал тогда в Чимкент, два года был там и затем вернулся в Ригу. А я этого не знала. И вот поехала на рынок за молоком, вдруг вижу — отец Кирилл стоит. Я сначала не поверила, думала, видение, а он мне машет. Я хочу к нему, а ноги не идут: хочу подойти и не решаюсь. Тогда отец Кирилл повернулся и пошел. На следующий день снова отправилась на рынок. Тут вдруг сзади кто-то мне глаза закрывает, я хватаюсь рукой за мантию: «Отец Кирилл, это Вы?» «Да, это я. Я теперь в Риге» — отвечает. Вот радости-то было. Я ему и говорю: «И я теперь здесь. Вы мне много помогали, теперь я Вам помогать буду».

Отец попросил меня за домом приглядывать, пока он в Чимкенте жить будет. Когда дом ему присудили, отец Кирилл уже полностью в Ригу перебрался. Ведь дом-то, когда купили его, совсем негодный был: ни крыши, ни потолка, подвал все время заливало. Но со временем отстроили его на славу: там и церковь, и гостиница, и трапезная, и баня-сауна были. Отец нанимал рабочих, многие трудились безвозмездно. Корову купили, потом еще одну. Всего пять коров у нас было. Целый монастырь собрался. Людей к нам много приезжало, всех размещали в доме. Был разборный домашний храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

Помню, как отчитывал отец Кирилл. После службы старец с амвона сказал: «Все недугующие, одержимые нечистым духом и немощные, останьтесь на отчитку». Расставив всех полукругом перед алтарем, он начал свой обход. Царские врата были открыты. Во время обхода старец вывел несколько человек, сказав, что отчитываться им не нужно. Так вот шел вдоль рядов и говорил: «Тебе не надо… тебе не надо… тебе не надо». Записал все имена и начал читать Евангелие, потом Псалтырь. И в тот момент, когда он стал молиться, называя наши имена, многие стали кричать, визжать, хрипеть, кукарекать, хрюкать, гавкать и плакать. Я сильно плакала и качалась. Рядом со мной стояла монахиня из Омска, так вот она ужасно ругалась. В ней, как потом выяснилось, было три беса. Отец Кирилл подошел к ней и спросил бесов, сидящих в ней: «Кто вас посадил туда?» Бесы, крича и визжа, отвечали из монашки: «Ленка, Ленка в Новосибирске, Ленка». Отец приказал им выйти, а они кричали: «Не выйдем, не выйдем». Тогда отец Кирилл говорит одному: «Выйдешь, я четкой тебя ударю!» «Выйду, выйду. Ухожу, уже ушел!» — закричал бес. Отец Кирилл велит другому: «Выйди». Тот заплакал и запричитал: «Не выйду, не выйду, я до Петра и Павла посажен». А третий бес закричал: «Выйдем, выйдем, не жги нас, ты и так сильно нас изжег». В этот момент из других людей закричали другие бесы на разные голоса: «Мы убьем тебя, слышишь, все равно убьем, нас много, а ты один, измучил нас всех, обжег. Все равно убьем!» После отчитки отец Кирилл стал возлагать на всех Евангелие. И после того как он возложил Евангелие на мою голову, я перестала плакать. На следующее утро он причастил всех, кого отчитывал. Старец отчитывал обычно не больше трех раз. После третьего раза редко кто оставался неисцеленным. Если же кто не исцелялся и после третьего раза, он отчитывал в четвертый раз. И тогда уже точно исцелялись все. Я выздоровела после второй отчитки. Правда, он мне сказал: «Вовремя приехала. Еще бы позже, и тебе никто бы уже не помог! Я теперь тебе умереть не дам».

Сестра моя тоже приезжала к отцу. У нее были опухоли, три шишки, которые ее душили. Когда отец Кирилл ее спросил, брала ли она что-нибудь от кого-либо, сестра вспомнила, что три шишки появились у нее после того, как одна знакомая дала ей три булки. Старец вылечил и мою сестру.

Я часто болела, и всегда меня отец Кирилл спасал. Бывало, если его нет рядом, я доползу до телефона, батюшка сразу трубку возьмет, помолится и скажет: «Господь да поможет тебе!» И все проходит. Для отца не было расстояний. Скольких он людей исцелил на моих глазах, не сосчитать! И по телефону лечил, и по письму.

Один раз внучка моя Оля (старшего сына дочка) без вести пропала. Три дня ее не было. Я позвонила отцу Кириллу. «Оля, — говорю, — наша пропала». А отец мне отвечает: «Оля ваша в добром здравии и находится взаперти по такому-то адресу, — полностью улицу, номер дома, номер квартиры называет, а сам-то в Риге находится. — Возьми с собой несколько человек, вооружитесь, так как тот, кто внучку вашу украл, тоже вооружен». (Тот, кто украл Ольгу, был директором ее фирмы, не русский он был и хотел мою внучку вместе с подружками продать, вроде как в наложницы.) И вот пошли мы с сыном и его друзьями по этому адресу, ножи с собой взяли да палки. Звоним в дверь, а сын мой говорит: «Открывай, мы знаем, что ты здесь и Ольга здесь, дом окружен, и мы вооружены». Тот испугался, Ольгу вернул и подружек ее, и деньги отдал, те, что она заработала. Если бы не отец, неизвестно, что этот нерусь сделал бы с девчонками.

Матушка Софья (ныне настоятельница Покровского Верхотурского женского монастыря) рассказывала, что, когда умер митрополит Алма-Атинский Иосиф, то отец Кирилл разом бросил все дела и уехал на похороны. Владыка Иосиф святым человеком был, милостыню тайную творить любил. И матушке Софье поручал разносить ее ночью, чтобы никто не видел, и класть на порог или у забора того или иного дома. Матушка Софья говорила, что владыка Иосиф очень любил отца Кирилла и часто общался с ним. Один раз владыка сказал матушке Софье, что сегодня ночью к нему придет отец Кирилл. А ей уж больно хотелось посмотреть, что это за отец Кирилл. И вот, когда батюшка приехал к владыке, она стала разглядывать его через щелку в двери. Владыка с отцом Кириллом посидели, поговорили, помолились, и, не дождавшись утра, отец Кирилл уехал. Так они часто ночью встречались, видимо, от властей скрывали свое общение.

Отец Кирилл свою кончину предсказал день в день. Когда его отец Владимир (который в Оше служит) обмывал, то увидел, что все тело старца было в кровавых ранах, плоть отходила от костей. Страдал батюшка очень сильно. А я думала, почему это он руки держит подбоченясь, а у него, оказывается, под мышками были раны от диабета. Такие мучения, Господи помилуй!

Хотя отец мне сам говорил, что скоро умрет, я никак не верила — не вмещала это, как будто окаменелая была. Хотели его перевезти в Россию, но не получилось. Однажды он сильно заболел, а ему нужно было срочно ехать в Россию, к чадам. Врачи его предупреждают: «Нельзя Вам ехать, вдруг умрете в дороге». А отец им: «Вот и хорошо, что умру в России». Мне отец Кирилл говорил, чтобы после его кончины я через год переезжала в Россию.

У одной моей знакомой началась гангрена. Врачи сказали, что необходима срочная операция, а если операция не поможет, то возможна и ампутация ноги. Я уговорила ее слетать за несколько часов до операции на самолете к отцу Кириллу. Когда мы пришли к старцу, то он сразу сказал ей, что у нее гангрена, а нога уже вся черная стала. Отец посмотрел ее и дал наказ, как лечить. Знакомая моя исполнила все в точности, не забывая о молитве. Нога стала совершенно здоровой. Так отец Кирилл меньше чем за неделю исцелил такую тяжелую болезнь, на которую даже при лучшем исходе дела ушло бы полгода, если не больше. Через три месяца исцелившаяся приехала к старцу и привезла ему пятьсот рублей (по тем временам — большие деньги). Отец Кирилл денег не взял, а сказал ей, чтобы она подала в церковь за себя и за сына да благодарила Бога за исцеление. Старец еще произнес: «Десять лет у тебя ничего болеть не будет, а дальше — сказать не могу, так как ты водку пьешь». А женщина эта работала заведующей складом. И вот ровно через десять лет она снова приехала к старцу — нога заболела. Отец Кирилл вылечил ее за один день и навсегда.

Однажды отец Кирилл дал мне послушание продать на рынке всю нашу квашеную капусту, поскольку с деньгами у нас было плохо. Сколько я ни отказывалась, он все-таки уговорил меня. Послушание есть послушание. И вот пришла я на рынок, стою, торгую бойко. А стоящие рядом женщины меня предупредили, что директор рынка колдун и что он всех их мужей испортил. Смотрю, подходит ко мне мужчина, попробовал капусту, похвалил и попросил рубль разменять. Я ему разменяла. А к концу дня мне стало очень плохо: температура под сорок градусов поднялась, щеку так разнесло, что лицо словно в два раза больше стало. На правило я не пошла и к отцу не дошла, решила домой пойти. Пришла домой и места себе не нахожу. Собралась с последними силами и отправилась к отцу Кириллу, а он меня уже у ворот встречает со словами: «Ну что же ты, мать?! Люди за тысячи километров едут лечиться, а ты зачем домой пошла? Что это с тобой сделали? А ну пойдем!» Привел меня к себе в келию, посадил. Стал молиться и приложил руку к больной щеке. Прямо на глазах щека стала уменьшаться и уменьшаться, а рука у отца Кирилла, наоборот, начала распухать. Когда щека моя совсем исцелилась, отец сказал: «Теперь иди, работай дальше, а я уже тут как-нибудь сам разберусь». Отец Кирилл встал, приподнимая свою распухшую руку, и пошел на молитву. На следующий день рука у него была в порядке. Так лечил старец. Он словно брал часть наших грехов на себя, вымаливал нас, а сам тяжело болел и страдал. Всегда отец спасал нас и вдохновлял. Бывало, поработаешь, сильно устанешь, сил никаких уже больше нет, а отец подойдет, ободрит, два-три слова скажет и откуда-то вновь силы возьмутся, словно бы и не работала совсем.

Был у меня еще такой случай, уже в Риге. Я сказала отцу Кириллу, что мне нужно идти к дочери, а он меня не благословил (назавтра нужно было сажать картошку, и для этого был назначен подъем в полшестого утра). А я ему: «Отец Кирилл, да я у дочки переночую, утром к Вам приду». Батюшка отвечает: «Мы выезжаем в шесть часов, ты не успеешь». Я говорю: «Успею». Пришла домой к дочери и только под утро глаза сомкнула, никак не могла уснуть. Открыла глаза — без четверти шесть, а встать не могу, лежу как больная. И вдруг вижу: дверь в комнату открывается, заходит кто-то в белом, весь светится. Аромат по комнате пошел необычайный, словно миром или ладаном заблагоухало. Подошел ко мне этот человек, коснулся меня, и я словно очнулась. Встала, смотрю, а он через окно вышел и пошел на небо, а сам светится, и аромат чудный от него по всему дому. Я быстро оделась, выбежала, тут же поймала такси и ровно в шесть была уже у дома отца Кирилла. Села в автобус, отец мне и говорит: «Ну что, мать, говорил я тебе, что не успеешь, пришлось идти будить тебя, а так бы проспала». Только тогда я поняла, кто был этот светящийся человек, который меня разбудил.

Отец Кирилл очень следил, чтобы мы хорошо питались, чтобы все у нас было аккуратно, заботился о нас словно родная, любящая мать. Очень он добрый был, все раздавал нуждающимся. Иногда раздаст, а нам ничего не останется, мы заропщем, а он нас утешает: «Не переживайте, завтра Господь еще пошлет». Всех нас (монахинь) он взял к себе в духовные чада, когда мы были очень больны, смертельно больны, — здоровых среди нас не было. Всех нас вылечил и телесно, и духовно. Мы с ним и горя не знали, а сейчас вот тяжело стало.

Батюшка знал все наши помыслы. Он никуда не ходил, а духом все видел и тут же обличал нас. От него ничего невозможно было скрыть. Бывало, остановит одну, другую и говорит: «Ты сегодня зачем без апостольника ходила?» Или: «А ты почему раздетая спала, ты ведь монахиня?» Он приучил нас всегда говорить правду. Иду я однажды, и ко мне помыслы приходят, что отец и такой-то вот, и сякой, всякая гадость в голову лезет. «Да, — думаешь, — такой-то вот отец Кирилл, то-то не так, это не эдак». Подхожу к дому отца Кирилла, а он уже сам калитку открыл и встречает меня со словами: «Ну вот, пришла ко мне, а я такой-сякой». И все мои помыслы в точности пересказывает, а потом и говорит: «Если я такой-сякой, зачем ко мне ходите, я ведь никого не держу, уходите, если хотите». Я ему в ноги падаю и каяться начинаю: «Простите, отец, помыслы». — «А ты не соглашайся с ними, как только появятся, сразу гони их».

Когда отцу Кириллу передавали, как о нем злословят, он отвечал: «Ну и что с того? Меня должны ругать». Совсем на клевету не реагировал. Никогда ни на кого зла не держал, не мстил и говорил нам, что за врагов нужно молиться.

Про последние времена старец говорил, что страдания недолго продлятся, но
скорби нас ожидают сильные
. Землетрясения, катаклизмы, голод, гонения на истинную веру… Много народу умрет, многие болеть будут. Настанет время, когда деньги исчезнут и будут электронные карточки, а верующие, которые этого не примут, на одной только картошке жить станут, как в войну. А на Западе даже и так верующим не прожить , потому старец благословлял всех в Россию переезжать… Отец Кирилл говорил нам часто, особенно перед смертью: «Россия есть Россия, она хоть и нищая, да по-нищенски подаст, а тут (в Латвии) даже богатые не дадут так, как в России подаст нищий ». Старец говорил еще, что в России будет голод, не будут выплачивать пенсии, пособия и зарплаты, но все это со временем переменится . Еще он говорил, что скоро настанет время, когда всех православных будут гнать… Я тогда даже слушать это не хотела, таким невероятным все казалось.

Незадолго до кончины старца я увидела его во сне. Он лежал на смертном одре и сказал мне: «Я умираю, матушка». А мне так его жалко стало, я подошла к нему, встала на колени и говорю: «Не умирай, отец, не умирай, ведь Вы уже умирали». Стою на коленях и плачу, а сама за руку его держусь. Так и проснулась вся в слезах, а губы все шепчут: «Не умирай, отец». В день своей кончины старец явился мне во сне (я еще не знала, что отец Кирилл умер). Он подошел ко мне, благословил и поцеловал, словно прощаясь со мной. Потом, уходя, сказал: «Хватит тебе, матушка, с сумками-то таскаться, собирайся ко мне». А я его спрашиваю: «А где я жить-то у Вас буду?» А отец Кирилл показывает мне рукой на чудесный дом, который внезапно открылся предо мной, и говорит: «Смотри, матушка, какой корпус-то большой».

Я пошла к этому корпусу, а вперед меня какой-то мужчина побежал и не пускает меня, говорит: «Нечего тебе там делать, нету там никого, нету». Когда я все же подошла, то увидела, что дом на замок закрыт. Захожу с другого бока — тоже замок висит. Смотрю в окна, а там уже и матушка Варвара иконы расставляет, и матушка Анина белье раскладывает. Я с этим и проснулась. Что это все значит, позже поняла. Видимо, еще не время было мне отходить туда.

Однажды еще при жизни отца Кирилла к нему приехал знаменитый доктор из Одессы. У этого доктора дочь с рождения не ходила. Отец принял их у себя в кабинете. Поставил дочку доктора на ноги и говорит ей: «Ну иди, иди ко мне». И девочка, шатаясь, все-таки пошла. Вот чудо было! Один раз я была свидетелем того, как отец Кирилл исцелил дочь иностранного посла. Девочка была прикована к постели много лет. Отец исцеленной в знак благодарности привез новый микроавтобус и поставил его перед храмом. Затем он все время помогал батюшке: подарил еще несколько машин, помогал в строительстве нового храма, который отец Кирилл начал строить незадолго до своей кончины.

Не сосчитать всех случаев исцеления по молитве отца. И по сей день на его могиле очень много людей исцеляется. Бывает, так много народу соберется, что и не протолкнуться. Могилка отца Кирилла очень сильно благоухала, особенно на сороковой день после его кончины.

Сколько раз мне отец Кирилл говорил, что он скоро умрет и чтобы я его во всем слушалась! А как-то, махнув рукой, сказал: «А все равно ты к моим остывшим ногам приедешь». Так все и вышло впоследствии. «Так тебе будет, матушка, тяжело, так тяжело, — говорил мне отец. — Сколько ты слез прольешь! Но не бойся и не унывай, я везде, мать, с тобой буду!»

Один раз на праздник святого равноапостольного Великого Князя Владимира я увидела, как батюшка в алтаре делал очень много земных поклонов. Как отец поклоны делал, никто так не делал — быстро-быстро. Я, бывало, один раз сделаю, он же за это время три или пять. А он ведь грузный был. Смотрю, после службы отец Кирилл в трапезную идет будто сам не свой, по-особенному умиротворенный. Я к нему: «Отец, что с Вами?» А он тихо и радостно так говорит: «Видел святого Князя Владимира в алтаре с чашей. Ростом он больше меня в несколько раз, так вот прямо и стал предо мной». Это явление было в Риге в 1988 году (в год тысячелетия Крещения Руси).

Отцу сколько денег ни привозила, он все их раздавал: нищим, больным, нуждающимся, духовным чадам. Часть в Иерусалим, в монастыри, или еще куда посылал. От отца Кирилла я видела только добро. Он всех любил и всем только добро делал. Царство ему Небесное и вечная память!

По книге: «Исцеление Духом. Жизнеописание приснопамятного архимандрита Кирилла (Бородина), воспоминания о нем, его беседы и проповеди». Составитель А. Кузьмин, Екатеринбург: Издательство «ОМТА», 2006г., с.88-100




Top