Купреяновы. Купреянов Николай Николаевич (1894–1933) Смотреть что такое "Купреянов Я

Биография

Выдающийся советский художник-график, педагог; акварелист, ксилограф, литограф. Автор замечательных станковых графических серий, книжных обложек и иллюстраций.

Николай Николаевич Купреянов родился во Влоцлавске (ныне Влоцлавек, Польша). Сын губернатора Николая Николаевича Купреянова и Марии Геннадьевны Мягковой. Правнук П. М. Лермонтовой, внучатый племянник М. Ю. Лермонтова и публициста Н. К. Михайловского. Племянник поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Окончил Тенишевское училище (1912) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1916). Одновременно занимался в мастерских Академии художеств у А. П. Остроумовой-Лебедевой (1912–1917), Д. Н. Кардовского (1912–1914), К. С. Петрова-Водкина (1915–1916). Посетил Италию, Германию. С 1922 года жил в Москве. Владел усадьбой Селище в Костроме, в которой был один из культурных центров русской интеллигенции.

Благодаря Остроумовой-Лебедевой окрепли связи Николая Купреянова с объединением «Мир искусства», деятельность которого сыграла большую роль в формировании художественных вкусов молодого художника на раннем этапе творчества. Но более серьёзное воздействие на него оказало древнерусское искусство. Изучая старинные гравюры и лубки, он почувствовал силу и художественные возможности ксилографии.

Именно гравюрными работами Купреянов вошел в конце 1910-х – начале 1920-х годов в искусство. Эта техника была тогда на подъеме, утверждалась не просто как одна из многих форм графики, но как созвучный времени резкий и сильный художественный язык. Купреянов активно использовал в своих гравюрах естественную выразительность черного цвета. Их плотная, весомая чернота, оттененная скупо отмеренными белыми штрихами, предстает округлой пластической формой.

Формирование художественной индивидуальности Купреянова шло быстро. Его гравюры, несмотря на некоторую скованность техники, становятся самостоятельными уже к 1916 году. Теперь в основе его работ лежат пейзажи родного Селища (Кострома), реже города, переданные с такой значительностью, что позволяют думать о их своеобразной символике. Взволнованность и драматизм произведений отражают мироощущение художника, в котором не могли не сказаться переживания, связанные с поисками своего пути в жизни, предчувствия надвигающих перемен. В ксилографиях «Пейзаж с мельницей и коровой» (1916), «Битюг» (1916) мастер усиливает физическую мощь натуры, создавая образы большой силы и активности. Резкие контрасты света и тени, беспокойный ритм пятен создают тревожное настроение. Мастер высекает угловатые грани «Броневиков» (1918) с их тяжелой, но яростной носорожьей подвижностью, крупно строит обобщенные формы в портретах.

Наиболее плодотворны для гравёра были 1917–1919 годы. В работах этого периода эмоциональная сила и цельность ранних работ сохраняется, однако смягчается присущая им экспрессивность. Содержание произведений становится более широким и многогранным. Художник стремится к большей конкретности в изображении («Натюрморт» 1920, «Дамский парикмахер» 1920–22).

К середине 1920-х годов в творчестве Куприянова произошел глубокий перелом, несмотря на большие достижения, он отказывается от гравюры, и главным в его творчестве стал живой, легкий, трепетный, почти рисунок-набросок пером или кистью. Художник перешел к свободному, безукоризненно точному рисунку с натуры, сначала карандашом и тушью, а затем – излюбленной им черной акварелью.

Вместе с А. Бруни, П. Митуричем и П. Львовым, переселившимися в 1924 году из Ленинграда, также с москвичами – М. Родионовым и С. Герасимовым Купреянов, стал одним из самых значительных и ярких мастеров реалистического рисунка в Москве. Романтический, приподнятый, часто нарочито-экспрессивный язык его деревянных гравюр уступил место гибкой и плавной мягкости верных и точных линий, пропитанному светом и воздухом реальному пространству, естественной и свободной подвижности и текучести строго и экономно обобщенной формы.

Путешествие в 1928 году вместе с Ю. Пименовым в Германию и Италию вызвало к жизни не только тончайшие путевые зарисовки и глубокие, серьезные листы, верно изображающие народ Италии и его угнетателей, но и породило некоторое стремление к повышенной экспрессии формы, в духе некоторых тогдашних остовских увлечений. Это сильнейшим образом сказалось в серии «деревенских» и «рыбацких» литографий 1928 года.

Своеобразным лирическим дневником художника представляются обширные серии таких рисунков, выполнявшихся им в Селище – маленькой усадьбе под Костромой. Возвращение стада, слитной массой плывущего по волнистому рельефу земли («Стада», 1920-е), клубящиеся тьмой и светом вечерние комнаты, освещенные керосиновой лампой («Вечера в Селище», 1920-е), – таковы скромные темы этих бесчисленных листов. Но даже в заказных «производственных» рисунках художника (серия «Железнодорожные пути», 1925) торжествует не техника, а поэтическое переживание движения и простора. Той же выразительностью, тонким настроением проникнуты его иллюстрации к романам «Дело Артамоновых», «Мать» М. Горького (1931), «Разгром» А. А. Фадеева (1932) и другие.

В 1910–1920-х годах Николай Купреянов выполнил несколько агитационных плакатов: «Книги источник знания, граждане берегите библиотеки», «Граждане, храните памятники искусства» (оба – 1919), «О жилищно-строительном займе» (1924). Член художественных объединений ОСТ и «Четыре искусства». Сотрудничал в журналах «Безбожник», «Крокодил», «Пионер». Преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники (начало 1920-х), в московском Вхутемасе – Вхутеине (1922–1930) и Московском полиграфическом институте (1930–1933, профессор).

С 1931 по 1933 год жил в Москве, работал в мастерской на улице Рождественка. В 1930–1931 годах художник создает серию «Путина». Он пишет легко и свободно, прозрачной акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 году в виде книги уже посмертно.

В 1933 году Николай Купреянов в расцвете творческих сил трагически погиб – утонул в подмосковной речке Уче. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Это было тяжелой потерей для советского искусства. «Это была смерть одного из самых больших наших рисовальщиков – может быть самого одаренного», – впоследствии скажет А.Эфрос. Последний рисунок художника «Материнство» был исполнен у него дома в Малом Знаменском всего за несколько дней до смерти. Но то, что успел сделать к своим 39 годам этот замечательный художник, стало подлинной классикой советской графики‚ не утратившей своего художественного обаяния вплоть до наших дней.

Несмотря на короткую жизнь, Купреянов оказал на многих художников значительное влияние, оставил обширное графическое наследие, воспитал многих учеников впоследствии ставших известными советскими графиками. Среди его учеников – Е. С. Абрамова, С. С. Боим , А. Н. Боровская , В. Н. Горяев, О. К. Дейнеко , И. В. Евстигнеев, А. М. Каневский , М. В. Куприянов , А. М. Лаптев , Ф. В. Семенов-Амурский, Л. В. Сойфертис, Н. А. Соколов , Я. В. Титов, Д. А. Шмаринов .

Участвовал в групповых выставках: выставка рисунков группы художников: А. Бруни, Н. Купреянова, В. Лебедева , П. Львова, П. Митурича, В. Татлина, Н. Тырсы (Москва, Цветковская галерея, 1925); международная выставка нового декоративного и промышленного искусства, Париж, 1925), выставка гравюры и рисунка мастеров Армении, Белоруссии, Грузии, России, Украины (Киев, 1928), 4-я выставка картин современных русских художников (Феодосия, 1928), выставка современного искусства Советской России (США, Нью-Йорк, 1929), выставка русской графики (Рига, 1929), «Художники РСФСР за XV лет» (1917–1932 гг.) (Москва, ГМИИ, 1933); выставка современных русских художников (США, Сан-Франциско, Филадельфия, Чикаго, 1933); выставка графики Советского Союза (Таллин, 1934); выставка книжный знак (Курск, 1940); выставка произведений художников: Бруни, Купреянова, Митурича (Московский дом художника, 1958); персональных: выставка «Николай Николаевич Купреянов» (Казань, Центральный музей ТССР, 1926–1927), посмертная выставка «Николай Николаевич Купреянов (1894–1933)» (Москва, 1933–1934), выставка Н. Н. Купреянова к 90-летию со дня рождения в ГМИИ им. А. С. Пушкина (1984), выставка Н. Н. Купреянова к 100-летию со дня рождения в Третьяковской галерее на Крымском валу (1996).

Графические произведения Н. Н. Купреянова находятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Государственном Русском музее (ГРМ), Вологодской картинной галерее, Государственном литературном музее, Институте русской литературы, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ), Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Музее Востока в Москве, Российской государственной библиотеке (РГБ), Ярославском художественном музее, в частных российских собраниях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Советская графика по праву гордится многими яркими и блестящим мастерами. Их немало сейчас, их немало было и раньше, на протяжении четырех десятков лет развития советского рисунка, акварели п гравюры. Одно из самых больших имен начального периода развития советской графики, ее первых пятнадцати лет - это имя Николая Николаевича Купреянова, создавшего за свою короткую жизнь множество не меркнущих от времени прекрасных и тонких произведений. Его поэтическое, глубоко искреннее и серьезное искусство сыграло важную роль в становлении и росте реалистического станкового рисунка, акварели и книжной иллюстрации. Оно проложило дорогу и на долгие годы дало питательную почву художникам тридцатых годов, окончательно утвердившим в советской графике метод социалистического реализма. Некоторые из них были его учениками. Многие художники: Кукрыниксы и Шмаринов, Каневский и Боим, Сойфертис и Горяев и другие - по-разному использовали в своем творческом развитии художественные открытия и находки рано умершего мастера и продолжили то, что было им начато. Двадцать пять лет, прошедшие со дня его трагической гибели, дают хороший повод для того, чтобы вспомнить и вновь оценить его искусство.

Н. Н. Купреянов родился в 1894 году. Он был сыном губернатора, и вся обстановка его жизни в детские и юношеские годы, казалось бы, могла в полной мере создать из него человека запоздалой и уходящей дворянской культуры. Учение в Петербурге, в школе, а

потом на юридическом факультете университета, перемежалось с летними месяцами в Селище-родовом поместье Н. К. Михайловского под Костромой; рано пробудившиеся художественные склонности замыкались долго рамками «Мира искусства»-к этому кругу его тянуло и личное знакомство с А. П. Остроумовой-Лебедевой и А. Н. Бенуа. Но не напрасно первыми художественными учителями Купреянова в его студенческие годы были художники, ставшие в дальнейшем выдающимися мастерами советского искусства: Н. Кардовский, К. С. Петров-Водкин, А. П. Остроумова-Лебедева. Не случайно самым близким ему человеком стал тогда А. А. Блок, которому он писал необычайно серьезные, полные внутренней тревоги письма с фронта первой мировой войны. «Октябрь застал меня на военной службе,-написал Н. Н. Купреянов в своей автобиографии. -Я был в Петрограде, слушал Ленина, говорившего с балкона дома Кшесинской, и в ночь на 25 октября видел «Аврору», обстреливавшую Зимний дворец. Однако я был далек от сознания значительности того, при чем присутствую. Сознание это пришло позднее. Тогда же «издержки» революции были мне виднее ее целей. Я не мог ее понять и чувствовал себя сбитым с ног.- Но революция освободила меня от обязательств перед самим собой, связанных с моим университетским дипломом. Не решенный мною вопрос о том, что мне с ним делать, решался без моего участия: и из двух профессий, мешавших друг другу, осталась только одна- искусство».

И эту свою, ныне единственную профессию Купреянов сумел сразу же поставить на службу революции. Назревшее в нем уже давно ощущение крушения старого мира нашло теперь осязательное и конкретное выражение. Он со всей, свойственной ему прямолинейной и неподкупной честностью погрузился в напряженную творческую и общественную работу. Он впервые в своей жизни участвовал на выставке в 1917 году, а уже в 1918 году на обложке первого номера нового журнала «Москва» был напечатан его «Броневик»‚-словно взрывающий и раздвигающий тесную улицу. В этой напряженно- контрастной, угловатой и резкой деревянной гравюре переплелись отзвуки искусства Петрова-Водкина и Остроумовой-Лебедевой, но их полностью подчинила себе драматическая и суровая революционная романтика. Ею проникнута и лучшая из купреяновских гравюр на дереве - «Крейсер «Аврора» (1923) - сделанное по собственному впечатлению и монументально обобщенное, полное тревожной и резкой динамики изображение легендарного корабля, идущего кончать со старым миром.

В эти годы Купреянов работал больше всего как гравер, и в его неизменно романтических обостренно-контрастных черно-белых лис- тах был отражен широчайший круг образов. Он делал гравированные портреты Ленина, Маркса, Луначарского, и рядом с ними среди его гравюр можно найти марку для изданий Костромского губкома РКП(б) или плакат об охране памятников искусства. Духом времени проникнута одна из лучших его гравюр-изображение жены, Натальи Сергеевны Изнар, за глаженьем в неприютной комнате годов гражданской войны. Работал он и как автор «Окон РОСТА», и как карикатурист в еженедельных журналах.

С 1922 года он навсегда поселился в Москве и стал преподавателем, а затем и профессором Вхутемаса и Вхутеина.

Но с 1924 года в творчестве Купреянова произошел глубокий перелом, заставивший его бросить деревянную гравюру как слишком условную, как ему казалось, форму графики. Он перешел к свободному, легкому, безукоризненно точному рисунку с натуры, сначала карандашом и тушью, а затем-излюбленной им черной акварелью. Вместе с А. А. Бруни, П. В. Митуричем и П. И. Львовым, переселившимися в 1924 году из Ленинграда, вместе с М. С. Родионовым и С. В. Герасимовым Купреянов стал одним из самых сильных и ярких мастеров реалистического рисунка в Москве. Романтический, приподнятый, часто нарочито-экспрессивный язык его деревянных гравюр уступил место гибкой и плавной мягкости верных и точных линий, пропитанному светом и воздухом реальному пространству, естественной и свободной подвижности и текучести строго и экономно обобщенной формы. Начав с пейзажей-деревьев и скал Крыма-и с набросков зверей и птиц, он скоро перешел к сложным пространственным композициям с большим диапазоном тем - от лирических впечатлений русской деревни до монументальных индустриальных образов рождающейся новой советской промышленности и техники. За исполненную в 1926-1927 годах серию больших листов «Железнодорожные пути» Купреянов вместе с С.В. Герасимовым, В. И. Мухиной, И. И. Нивинским и А. А. Осмеркиным получил одну из пяти первых премии на выставке, устроенной Советом Народных Комиссаров к десятилетию Октябрьской революции. Эти большие, пронизанные светом и движением листы стали одним из основополагающих образцов советской реалистической графики-графики нового типа: идейно насыщенной, взволнованно эмоциональной, раскрывающей высокую поэзию в повседневной жизни, труде и творчестве, графики новой по своему существу и вместе с тем опирающейся на лучшие традиции дореволюционного русского рисунка. Купреянов явно обращался за опытом к Серову, учась в то же время и у лучших мастеров Запада, особенно у Э. Манэ и Э. Дега.

Серии рисунков Купреянова растягивались обычно на годы, и можно наглядно видеть, как от рисунка к рисунку совершенствовались его мастерство, зоркость его наблюдений, пластическая полнота формы. В конце двадцатых годов лучшими из этих серий черных акварелей стали его «Стада» (1926-1929) и «Вечера в Селище» (те же годы), включающие такие замечательные листы, как принадлежащий Русскому музею рисунок «Бетховен», как «Вечер» Третьяковской галереи или «Лошади у воды», приобретенные Британским музеем в Лондоне. Но в то же время Купреянов никогда не забывал и линейный рисунок пером или карандашом, доведя его теперь до удивительной реалистической осязательности, легкости и изящества («Вера за уроком» и многие другие).

Не нужно забывать, что искусство Купреянова развивалось вовсе не просто и не гладко, что в нем нередко сказывались и большие недостатки и противоречия. Сблизившись еще ранее с Лефом и Маяковским, он стал одним из активнейших участников ОСТа, разделяя и достижения, и многие ошибки, и просчеты своих товарищей - А. А. Дейнеки, Ю. И. Пименова, П. В. Вильямса, А. Гончарова и других. Путешествие в 1928 году вместе с Пименовым в Германию и Италию вызвало к жизни не только тончайшие путевые зарисовки и глубокие, серьезные листы, верно изображающие народ Италии и его угнетателей, но и породило ненужное стремление к повышенной экспрессии формы, в духе некоторых тогдашних надуманных остовских увлечений. Это сильнейшим образом сказалось в серии «деревенских» и «рыбацких» литографий 1928 года, с которыми Купреянов очень много и неудачно мучился, придавая им важное значение, которого они все же в его творчестве не получили. Но такие опыты были лишь преходящим отклонением от верно найденного пути. На последние годы жизни Н. Н. Купреянова приходятся его, быть может, самые значительные и самые зрелые создания. В 1930 году он выполнил серию прелестных лирических иллюстраций к стихотворению Некрасова «Дед Мазай и зайцы», полную восхищения перед поэтической силой весенней русской природы. В следующем, 1931 году, им были сделаны большие рисунки черной акварелью на темы различных произведений Горького, заказанные ему литературным музеем. Среди них есть несколько очень значительных листов-особенно к «Делу Артамоновых» и к «Матери» («фабрика ночью»). Купреянов, первый среди советских художников- иллюстраторов, вложил в свое истолкование литературных образов яркую и сильную социальную характеристику, сумев в немногих разрозненных рисунках раскрыть не только колорит эпохи, но и важный идейный смысл иллюстрированных им произведений. Эти рисунки открывают собой длинную вереницу замечательных серий иллюстраций, созданных советскими художниками-графиками в тридцатые годы. Не менее ярким этапом творческого роста Купреянова стали его цветные акварели и превосходные перовые наброски, сделанные во время трех поездок на путину на Каспийское море в 1930-1931 годах. Быстрый, легкий, точный, поэтически богатый набросок был доведен им теперь до подлинно ювелирной тонкости, отводящей всякую мысль о беглости или приблизительности. В больших цветных акварелях впервые развернулось живописное мастерство Купреянова, по насыщенному богатству цвета заставляющее иногда вспоминать акварели Серова и Врубеля. Во время этих поездок на побережье Азербайджана Купреянов не только работал как художник‚- он выступал как лектор и агитатор, завоевав уважение и дружбу рыбаков и рабочих. Он ясно отдавал себе отчет в общественной значительности всякого подлинно большого искусства, и в этой его серии очень ярко встает поэзия и красота обыденного, повседневного труда простых советских людей.

Последней завершенной работой Купреянова стала серия черных акварелей (и связанных с ними черных и цветных литографий), посвященная Балтийскому флоту. выполненная для выставки к пятнадцатилетних Красной Армии и флота, открывшейся в 19ЗЗ году. Купреянов и здесь поставил себе целью показать эпическое величие и поэтическую силу обычной, рядовой, полной труда жизни. И серебристо-серая гладь Балтийского моря, и строгий, размеренный ритм жизни советских моряков, и романтика морской жизни, и суровая ответственность обороны советских границ нашли свое сильное и смелое выражение в этой большой и прекрасной работе.

Купреянов был бесконечно требователен к себе и к другим людям, он органически не переносил никакой фальши ни в жизни, ни в искусстве, никаких внешних эффектов и пустословия. Эта требовательность иногда перерастала в поистине чрезмерную, преувеличенную придирчивость к собственным работам, заставлявшую его без конца переделывать и повторять свои рисунки и вечно отыскивать более точные, более верные, более совершенные решения. Он был искренне удивлен, когда жюри юбилейной художественной выставки 1932 года, состоявшее из самых несходных между собой художников, единогласно приняло представленные им два десятка рисунков, и не менее удивлен мнением жюри, что его черные акварели должны были представлять тогда в Ленинграде, на юбилейной выставке, высший уровень рисунка, достигнутый за пятнадцать лет в Москве.

Остро наблюдательный, насмешливый, изысканно и тонко остроумный, он прекрасно умел разбираться в чужом искусстве и совсем не умел разбираться в своем‚ - не удивительно, что даже для близких друзей было полной неожиданностью то поистине неисчерпаемое какое лишь в некоторой мере раскрылось богатство его творчества, во время подготовки его посмертной выставки 1933 года.

29 июля 1933 года Н. В. Купреянов утонул во время купания в реке Уче, к северу от Москвы. Это было тяжелой потерей для советского искусства. Но то, что успел сделать к своим 39 годам этот замечательный художник, стало за последние четверть века подлинной классикой советской графики‚ не утратившей своего художественного обаяния вплоть до наших дней.

Портрет В.К.В. 1916.

В работах 1916 года его внимание было сосредоточено на поисках выразительности главного, детали оставались как бы вне поля зрения. В художественном решении ощущалась некоторая условность, излишняя геометричность, которые объяснялись еще недостаточно свободной техникой гравирования.

Наиболее плодотворны для гравера были 1917-1919 годы. Эмоциональная сила и цельность ранних работ сохраняется, однако, смягчается присущая им экспрессивность. Содержание произведений становится более широким и многогранным. Художник стремится к большей конкретности в изображении.

Город с солнцем. Гравюра на дереве. 1919.

Советский плакат: 1919 г. Купреянов Н.

Натюрморт. 1920.

Крейсер «Аврора». Гравюра на дереве. 1922 г

В начале 1920-х Купреянов преподавал в Высшем институте фотографии и фототехники в Петрограде.

С 1922 жил в Москве. Уже вскоре после переезда художник выполнил свою знаменитую гравюру "Крейсер "Аврора" ("Аврора" на Неве в ночь на 25 октября 1917 года)" (1922), а в дальнейшем включился в работу рисовальщика-карикатуриста в журналах "Крокодил" и "Безбожник", перейдя в дальнейшем к станковым рисуночным сериям "Завод" и "Транспорт" (1925-1927), "Железнодорожные пути" (1925-1927), "Балт-флот" (1932). В 1924 году, достигнув значительных результатов в ксилографии, Купреянов резко порывает с техникой гравюры, обращаясь к рисунку с натуры.

Своеобразие московского периода творчества Купреянова - в развитии у него одновременно с производственной и так называемой домашней темы. Это были непринужденные натурные зарисовки из окружающего: каждодневность за семейным столом, домочадцы, читающие у лампы, дети, летняя жизнь в деревне или в провинциальном городке, фигуры животных или пейзаж невдалеке от дома.

Красная лошадь. 1924. Бумага, тушь, красная акварель, граф. карандаш.

Вера Инбер. Сыну, которого нет. М.; Л.: Государственное издательство, 1927. В цветной иллюстрированной издательской обложке работы художника Н. Купреянова.

В Москве Купреянов продолжил преподавательскую деятельность в московском Вхутемасе - Вхутеине (1922-1930) и Московском полиграфическом институте (1930- 1933). Профессор. Автор книги: Дневники художника. М.-Л., 1937.

Н. Н. Купреянов. Стадо. 1929 г.

Женщина и ребенок.




Набросок из серии каспийских зарисовок.


Набросок из серии каспийских зарисовок.


Турчанки.

Рязань, Друзья детей, 1925. 12 с. с ил. Тираж 10000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 29х24 см. Редчайшее провинциальное издание!

Агнивцев, Николай Яковлевич (8 (20) апреля 1888, Москва - 29 октября 1932, там же) - русский поэт Серебряного века и драматург. Больше известен как автор многих книг для детей. Родом из дворян. В связи с частыми переездами отца - юриста, окончившего в 1886 году Московский университет - учился в гимназиях - в Умани, Владивостоке, Москве. Окончив гимназию в Благовещенске, в 1906 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который не окончил. Дебютировал в печати стихотворением «Родной край» в 1908 году («Весна», № 9). В литературной деятельности можно выделить три периода: дореволюционный, эмигрантский и период после возвращения в СССР (1923). В первый период основные мотивы поэзии - экзотика, эротика и описание несколько идеализированного аристократического мира. Печатался в «Петербургской газете», «Биржевых ведомостях», «Голосе земли», журнале «Пятак», «Солнце России», «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», «Столице и усадьбе». Выступал в театрах-кабаре и литературно-артистическом ресторане «Вена». В 1917 году вместе с режиссёром К.А. Марджановым и актёром Ф.Н. Курихиным создал в Петрограде театр-кабаре «Би-ба-бо», впоследствии «Кривой Джимми». Находился в эмиграции в 1921-1923 годах. В эмиграции с грустью воспевал дореволюционный мир, выпустил сборник «Блистательный Санкт-Петербург» (Берлин, 1923 год) - свою лучшую книгу элегических стихов о дореволюционном аристократическом и артистическом городе, столице Империи. Эту книгу он посвятил актрисе Александре Перегонец, игравшей в театре «Кривой Джимми». По возвращении в Советскую Россию сотрудничал в сатирических журналах, писал куплеты для эстрады и цирка, сочинял детские книжки. Последний период пронизан бытовыми мотивами, частенько сотрудничал в сатирических журналах, писал куплеты для эстрады и цирка, издал более двадцати книг для детей, выпустил книгу стихов 1916-1926 годов «От пудры до грузовика» (1926). Умер Агнивцев в больнице от туберкулеза горла в возрасте сорока четырех лет. Знаменитый «Собачий вальс» Николая Агнивцева:

Длинна, как мост, черна, как вакса,

Идёт, покачиваясь, такса...

За ней шагает, хмур и строг,

Законный муж её - бульдог!

Но вот, пронзённый в грудь, с налёта,

Стрелой собачьего Эрота,

Вдруг загорелся, словно кокс,

От страсти к таксе встречный фокс!

И был скандал! (Ах, знать должны вы -

Бульдоги дьявольски ревнивы!)

И молвил встречный пудель: «Так-с!

Не соблазняй семейных такс!»

И, получив на сердце кляксу,

Фокс так запомнил эту таксу,

Что даже на таксомотор

Смотреть не мог он с этих пор!

Купреянов, Николай Николаевич (1894-1933) - советский художник-график. Является пра-пра-правнуком Павлы Матвеевны Лермонтовой и внучатым племянником М.Ю. Лермонтова. Н.Н. Купреянов приходится также внучатым племянником известному социологу и публицисту XIX века Николаю Константиновичу Михайловскому (1842-1904) и племянником поэту Серебряного века Михаилу Алексеевичу Кузмину. В 1912 году окончил Тенишевское училище, после чего занимался в мастерских Академии художеств у А.П. Остроумовой-Лебедевой (1912-1917), Д.Н. Кардовского (1912-1914), К.С. Петрова-Водкина (1915-1916). В эти же годы (1912-1916) закончил юридический факультет Петербургского университета. Посетил Италию, Германию. С 1922 жил в Москве. Владел усадьбой Селище в Костроме, в которой был один из культурных центров русской интеллигенции. С 1931 по 1933 год жил в Москве, Малый Знаменский переулок, дом 7/10, кв. 14. Работал в мастерской Рождественка 11, кв.10. Благодаря Остроумовой-Лебедевой окрепли связи Купреянова с «Миром искусства», деятельность которого сыграла большую роль в формировании художественных вкусов молодого графика. Но более серьёзное воздействие на его творчество оказало древнерусское искусство. Изучая старинные гравюры и лубок, он почувствовал силу и художественые возможности ксилографии. В первых гравюрах Купреянова - «Богоматерь», «Царь Давид» (обе - 1915) отразилась сложность становления мировоззрения художника. Он, как и многие его современники, испытал влияние религиозной философии. В письме к А.А. Блоку Купреянов писал: «Я не знаю, каково взаимоотношение переживаний религиозных и эстетических, и, кажется, не всегда умею отличать их друг от друга». Формирование художественной индивидуальности Купреянова шло быстро. Его гравюры, несмотря на некоторую скованность техники, становятся самостоятельными уже к 1916 году. Теперь в основе его работ лежат пейзажи родного Селища (Кострома), реже города, переданные с такой значительностью, что позволяют думать о их своеобразной символике. Взволнованность и драматизм произведений отражают мироощущение художника, в котором не могли не сказаться переживания, связанные с поисками своего пути в жизни, предчувствия надвигающих перемен. В ксилографиях «Пейзаж с мельницей и коровой» (1916), «Битюг» (1916) мастер усиливает физическую мощь натуры, создавая образы большой силы и активности. Резкие контрасты света и тени, беспокойный ритм пятен создают тревожное настроение. В 1930-31 художник создает серию «Путина». Он пишет прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин. Графический дневник Купреянова этой поездки полон впечатлений кавказской природы, быта. Он был издан в 1937 в виде книги уже посмертно. Николай Николаевич утонул в подмосковной речке в 1933. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

) - московский скульптор, член Союза художников СССР (1959), заслуженный художник Российской Федерации (1999).

Биография

Род. в 1932 году в Москве в семье художника-графика Н. Н. Купреянова (1894-1933). Мать художника - педагог и танцовщица Вера Яковлевна Каган-Шабшай (1905-1988), дочь профессора Якова Фабиановича Кагана-Шабшая . Правнучатый племянник известного русского социолога и публициста Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). Дети сын Павел Яковлевич Купреянов, род. 1976 году. Дочь Татьяна Яковлевна Купреянова, род. 1981 году, художник-гример.
В 1952 году окончил Московское художественное училище памяти 1905 года . Занимался у Б. Д. Королева. В 1958 году окончил по мастерской Д. П. Шварца и Н. В. Томского . Начал участвовать в выставках. Работал в области станковой и монументальной скульптуры.
Имя скульптора Якова Николаевича Купреянова ассоцируется прежде всего с его работами в области монументальной пластики. Это и памятные знаки (в Москве, Хотькове, в Хромтау, Казахстане, Шахрисабз и Яккабаг Узбекистане), скульптурная композиция «Революция» установленная в Пензенской области, в Москве участвовал восстановлении «Храма Христа Спастеля», фасад Храма горельф Алексий I, на Ленинградском проспекте у (1992 г.), посвященный павшим в Великой Отечественной войне - несомненная удача скульптора.
Купреянов Я. Н. серьёзно работал над историческими сюжетами - Степан Разин, Петр Первый. Его работы пронизаны внутренней экспрессией; охвачена динамикой пластика фигур. Участник многих выставок. Лучшие работы скульптора находятся в Третьяковской галерее и других областных музеях России и частных собраниях. В 1981 году в Костроме прошла выставка произведений графики и скульптуры двух советских художников разных поколений. Она явилась данью уважения к памяти Н. Н. Купреянова, графика и Я. Н. Купреянова, скульптура. Участник всесоюзных, республиканских, московских и зарубежных выставок (Венгрия, Чехословакия). Скончался 25 марта 2006 г. Похоронен на




Top