Курсовая работа: Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль

Самостоятельная работа. «Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»».

1. Когда родился Д. И. Фонвизин?

1) 1745 год 2) 1743 год 3) 1711 год 4) 1708 год

2. Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?

1) Стародум 2) Правдин 3) Милон 4) Скотинин

3. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?

1) Милону 2) Стародуму 3) Правдину 4) Простакову

4. Какой герой комедии наиболее близок самому Д. И. Фонвизину?

1) Милон 2) Правдин 3) Стародум 4) Кутейкин

5. В каком городе родился Д. И. Фонвизин?

6. В каком году комедия «Недоросль» впервые была поставлена на сцене?

7. Перечислите положительных героев комедии с говорящими фамилиями, именами

(1 балл за каждую фамилию)

8. На основе приведенных ниже высказываний и афоризмов Стародума («Недоросль»: действие 3, явления 1 и 2; действие 5, явление 1)

Определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформируйте и запишите их.

1) - В тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.

2) - …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

3) - Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.

4) - …Начинаются чины – перестает искренность…

9. Подберите синонимы к глаголу ГОВОРИТЬ, характеризующие Митрофанушку.

ОБРАЗЕЦ: Стародум – рассказывал, ответил, продолжил (разговор), объяснил, велел, просил, произносил, подхватил, молвил, уведомил и т.д.

10. Ответьте развёрнуто на вопрос.

Вспомните основные правила классицизма. Где и как нарушает их Фонвизин в комедии «Недоросль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.И.Фонвизин.Биография. Комедия "Недоросль"

Презентация для урока литературы в 8 классе. Раскрывается проблематика, основные персонажи, идея произведения....

Открытый урок Денис Иванович Фонвизин «Недоросль». «Есть в русской истории много смешного, но мало веселого»

Драматическое произведение специфично, поэтому, с одной стороны, сложно для восприятия детей, с другой – позволяет использовать на уроке инсценировку. Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» содержит к...

Характеристики литературных приёмов Д.И. Фонвизина в комедии "Недоросль"....

,Как воспитать истинного гражданина " Д.И.Фонвизин Комедия,Недоросль"

Цели: формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;учить анализировать и обобщать приобретё...

Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дво-рянства и проблема воспитания.

Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая -- Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем-ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель-но, оскорбительно. Её сын Митрофан - лодырь, обжо-ра и озорник. Госпожа Простаковa -- жестокая и властная женщи-на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала "ценою подешев-ле, да и тем мешает. " Она советует сыну: "...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!" "Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!" В припадке бешенства она кри-чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе-ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова - помещица, безграмотная, жестокая и необуз-данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило-сердия.

Митрофан -- единственный сын провинциальных роди-телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. "Похожий на мать"...

Сын Простаковой -- невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по-ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам -- отставной сержант Цыфиркин. Граммати-ке -- семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться -- смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: "Пострел их побери!" Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает "гарнизонной крысой", а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен "приниматься за людей", то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме-евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма-тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя-ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча-стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья -- богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа-ми желает женить на ней сына. Митрофан -- недоросль, прежде всего потому, что он пол-ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не-способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи-тает положение "недоросля".

Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс-лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

1 ВАРИАНТ

_________________________________________

_________________________________________

2.

А.реализм В. сентиментализм

Б. классицизм Г. романтизм

3 . Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

А. главный герой комедии

Б. подросток 15 – 17 лет

В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

Г. дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.

5. Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

А. Вральман В. Кутейкин

Б. Цыфиркин Г. Простакова

6.Расскажите о языке персонажей комедии.

_____________________

7.Приведите 2-3 «говорящих» фамилии из произведения, раскройте их смысл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»

2 ВАРИАНТ

________________________________

1. .К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

А.реализм В. сентиментализм

Б. классицизм Г. романтизм

2. Время, в течение которого развивается действие комедии:

а) неделя б) месяц

____________________________________________________________

4. Вспомните, какую из наук «преподает» Митрофанушке Вральман:

а) грамматику б) историю

в) математику г) географию

__________________________________________________________________

6. :

7. Расскажите о языке персонажей комедии.

__________________________________________________________________

8. Вспомните, кого выбрала себе в мужья Софья:

а) Скотинина б) Митрофанушку

в) Милона г) Правдина

9. Расскажите о композиции пьесы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое письмо получает Софья? О чём в нём написано?

11. Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

А. воспитания и образования В. любовная

Б. обличения невежества Г. борьба с самодержавием

12 . Кем приходится Митрофану Скотинин?

__________________________________________________________________

13. Перечислите отрицательных героев комедии с говорящими фамилиями, именами.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
А) Милону Б) Митрофану В) Правдину Г) Цыфиркину

15. Кто во сне Митрофана попадает под горячую руку его матушки?

__________________________________________________________________

8. Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

А. Стародум В. Милон

Б. Простаков Г. Правдин

9. Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :

1. «Не хочу учиться, хочу жениться» А. Правдин

2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» Б. Стародум

3. «Между свиньями я сам всех умнее» В. Простакова

4. «Тиранствовать никто не волен» Г. Митрофан

5. «При твоих глазах мои ничего не видят» Д. Скотинин

6. «Вот злонравия достойные плоды!» Е. Простаков

10. Укажите количество действующих лиц. Все ли они участвуют в конфликте?

__________________________________________________________________

11. Кто, по-вашему, виноват в том, что Митрофан неуч, невежа, грубиян?

__________________________________________________________________

12. . Кто учил Митрофана математическим наукам?
А) Стародум Б) Вральман В) Цыфиркин Г) Кутейкин

13. Про какую науку говорит Простакова: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка»?

_______________________________________________________________

14. Расскажите о композиции пьесы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Кем был в прошлом немец Вральман?

__________________________________________________________




Top