Курсовая работа субкультура и ее место в культуре в целом. Анимешники как молодежная субкультура Суверенное образование внутри господствующей культуры

Cловарь основных терминов X 201

татах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.).

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.

Текст (лат. - ткань, единение ) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю. Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны; 4) текст становится собеседником; 5) общение между текстом и культурным подтекстом. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании - последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

Техника - совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Технократизм - стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии.

Технологическая культура - степень технологического совершенства.

Технология - способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Традиция - культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д.

Типология культур - выявление типов культур в истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в куль- турно–историческом процессе.

Фетишизм - поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша

202 W Основы культурологии

человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В религиях фетишизм проявляется в почитании святых мест, мощей, икон и т.п..

Функции культуры - то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Хронотоп - единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность - положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

Эволюционизм - представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям, пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной значимости.

Эзотерический (внутренний ) - тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

Экзотерический (внешний ) - не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.

Элитарная (фр. - отборное, выбранное, лучшее) культура - 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно–смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе - потребительской, народной).

Этнос (греч. - народ, племя ) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Cловарь основных терминов X 203

Этос (греч. - обычай, нрав, характер ) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык - система знаков, имеющих значение, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, то есть присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым способом их классифицирует.

Языки культуры - знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

ПЕРСОНАЛИИ

Аверинцев Сергей Сергеевич (1937–2004) - российский литературовед, культуролог, исследователь позднеантичной и средневековой литературы. Изучал культуру переходных эпох (ранняя Византия, раннее средневековье), большое внимание уделял христианской культуре и теологии. Основные труды: «Поэтика ранневизантийской литературы», «Византия и Русь: два типа духовности», «Культура и религия» и др.

Арутюнов Сергей Александрович (род. в 1932) - российский этнолог, член-корреспондент РАН, исследователь культур эскимосов, японцев, народов Кавказа (в настоящее время возглавляет отдел Кавказа в Институте этнографии РАН). Один из создателей информационной теории этноса, которая базируется на представлении о наличии в социальных образованиях (этносах) циркулирующих информационных потоков, соответственно имеющих генераторов и реципиентов. Основные работы: «Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие», «Культурная антропология»

Барт Ролан (1915–1980) - французский литературовед, сторонник структурного анализа культуры. К сфере его интересов относились семиотика, принципы и методы обоснования знания, массовые коммуникации, мифология и мода. Основные работы: «Нулевая степень письма», «Элементы семиологии», «Мифологии» и др.

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) - русский философ, культуролог, литературовед. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который рассматривался не только как способ взаимодействия личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства, взаимодействия различных культур. Основные работы: «Эстетика словесного творчества», «Проблемы поэтики Достоевского» и др.

Бердяев Николай Александрович(1874–1948) - русский религиозный философ. Большое внимание в его концепции занимают проблемы творчества. Культурный смысл истории видел в актах творчества, понимая историю как дискретный творческий процесс. Рассматривал личность как кон-

Персоналии X 205

центрацию душевных и духовных способностей человека. Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», «Конец Европы», «Смысл творчества», «Судьба России».

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) - русский религиозный философ, экономист. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию «Философия хозяйства», в 1918 г. принял сан священника. В 1922 г. был выслан из России, работал в Праге, затем в Париже, был профессором богословия и деканом православного богословского института. Он пытался преодолеть утвердившееся в церковном сознании представление, что в культуре царит темнота, сатанинское начало, что она дело языческое, а не христианское, пытался соединить культурность и церковность. Основные работы: «Два града. Исследование о природе общественных идеалов», «Философия имени», «Христианство и еврейский вопрос».

Вебер Макс (1864–1920) - немецкий социолог, историк, экономист. Его считают основателем социологии религии, он внес крупнейший вклад

в такие области социального знания, как общая социология, методология социального знания, социология права, экономическая социология. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализм», «Исследования по методологии наук» и др.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) - немецкий философ, теолог по образованию. Прошел путь от критической философии, как последователь Канта, Фихте и Шеллинга, до философии объективного идеализма, в рамках которой разработал теорию диалектики. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении,

в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества

в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др.

Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) - немецкий философ, просветитель. Занимаясь историей культуры, Гердер считал, что необходимо рассматривать искусство в историческом контексте, «с точки зрения духа своего времени». Также историю человечества и планеты Земля надо рассматривать как часть Вселенной, с которой она неразрывно связана. Человек представлялся Гердеру как часть природы, и в то же время как высшее божественное творение, главное качество которого - гуманность. Философия культуры Гердера способствовала формированию культурологичес-

206 W Основы культурологии

кой науки. Основные работы: «Идеи к философии истории человечества», «О происхождении языка» и др.

Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) - историк, географ, этнограф, сумел объединить эти науки и создать на их основе оригинальную теорию этногенеза. Человечество представлял как антропосферу - высокоорганизованный слой биосферы, состоящую из этносов, то есть общностей связанных «комплиментарностью» (взаимным тяготением) и возникающих благодаря «пассионарному» толчку. Пассионарностью Гумилев называл сверхактивность человека, вызванную влиянием особой энергии живого вещества, образующего биосферу. Основные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая степь», «От Руси к России» и др.

Данилевский Николая Яковлевич (1822–1885) - русский публицист, культуролог, идеолог панславизма. Автор теории культурно-исторических типов, проявляющихся в религиозной, культурной, политической и со- циально-экономической сферах. Славянский культурно-исторический тип провозглашался им наиболее перспективным, призванным объединить все славянские народы в противовес Европе, переживающей период упадка. Основные работы: «Россия и Европа», «Дарвинизм. Критическое исследование».

Каган Моисей Самойлович (1921–2006) - российский философ, культуролог, разрабатывал системный и синергетический подход к изучению культуры и их применение в изучении человеческой деятельности. Основные работы: «Начала эстетики», «Человеческая деятельность», «Морфология искусства» и др.

Кассирер Эрнст (1874–1945) - немецкий философ, который показал, что существует единый мир - «мир культуры», идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры он называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука) и рассматривает их как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Основные работы: «Философия символических форм», «Опыт о человеке» и др.

Конт Огюст (1798–1857) - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма.

Лакан Жак (1901–1981) - французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа, который исходил из того, что бессознательное структурировано как язык, а значит, оно поддается рационализации, окультуриванию, преобразованию в произведения искусства и другие явления культуры. Основные работы: «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «О бессмыслице и структуре Бога» и др.

Персоналии X 207

Леви-Стросс Клод (1908–2009) - французский философ, социолог

и этнограф. Он внес огромный вклад в современную антропологию, разработав метод структуралистского анализа. Цель его исследований - обнаружить фундаментальные закономерности структур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявляются в мифе и языке. Он полагал, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен. В рамках структурной антропологии можно получить объективное знание о человеке, так как она синтезирует достижения таких сфер знания, как этнография, этнология, антропология, структурная лингвистика. Основные работы: «Тотемизм сегодня», «Структурная антропология», «Первобытное мышление», «Мифологики» и др.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) - филолог, историк культуры, культуролог, автор сотен работ по истории и теории русской литературы и культуры. Создатель культурологической концепции, в основе которой гуманизация жизни людей. Большое значение придавал культурной памяти, традициям. Выдвигал идею взаимосвязи культуры и природы, ввел понятие «экология культуры». Основные работы: «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Память истории священна», «Прошлое будущему. Статьи

и очерки» и др.

Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) - отечественный литературовед, культуролог, искусствовед, глава тартусско-московской школы, который все многообразные феномены культуры рассматривал и анализировал как «тексты культуры», имеющие свою знаково-символическую природу. Основные работы: «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Беседы о русской культуре», «Миф - имя - культура» и др.

Маритен Жак (1882–1973) - французский религиозный философ. Он считал, что культурно-исторический процесс зависит от божественного провидения, однако в нем заключается некое постоянно совершенствующееся гуманистическое содержание. Отождествлял культуру и цивилизацию, наделяя их духовностью. Стоя на позициях антропоцентризма и в то же время провозглашая католические ценности, Маритен создал концепцию «интегрального гуманизма», объединяющую эти два достижения европейской цивилизации. Основные работы: «Интегральный гуманизм», «Христианство и демократия», «Личность и общее благо» и др.

Маркарян Эдуард Саркисович (род. 1929) - российско-армянский социолог и культуролог, стоял у истоков российской культурологи. Автор теории адаптивного поведения социокультурных систем. Сторонник технологической концепции культуры. В его культурологической концепции большое внимание уделено науке о динамике традиций (традициологии). Основные работы: «О концепции локальных цивилизаций», «Очерки теории культуры», «Культура жизнеобеспечения и этнос» и др.

208 W Основы культурологии

Мень Александр Владимирович (1935–1990) - священник, историк религии. В представлениях Меня религия и культура неразрывно связаны между собой. В самой же культуре Мень видел огромные возможности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства. Основные работы: «История религии» в 2-х томах, «В поисках пути, истины и жизни» в 6-ти томах, «Сын человеческий» и др.

Моль Абраам Антуан (род. 1930) - французский ученый, физик, философ, культуролог. Применял естественно-научные методы к исследованию культуры, исследовал культурологические аспекты массовой коммуникации. В его книге «Социодинамика культуры» рассматривается динамика культуры в специфическом аспекте, в терминах теории информации. Основные работы: «Теория информации и эстетическое восприятие», «Социодинамика культуры».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) - испанский философ и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь - культурна. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству; кризис европейской культуры в XX в. связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы: «Восстание масс», «Человек и люди», «Дегуманизация искусства» и др.

Оствальд Вильгельм Фридрих (1853–1932) - немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии по химии, философ. Уделял большое внимание философии культуры и науки. Разработал «энергетическую» теорию культуры: представлял энергию, свободно содержащуюся в природе, в качестве первоосновы жизни и культуры. Увлекаясь живописью создал собственную систематику цветов. Основные работы: «Натурфилософия», «Энергия и ее превращения», «Цветоведение», «Письма о живописи» и др.

Риккерт Генрих (1863–1936) - немецкий философ. Он разработал проблему различения наук о природе и наук о культуре (о духе), причем различение не по предмету, а по методу. Риккерт полагает, что главное различие между науками о природе и науками о культуре в том, что значение культурных процессов покоится в большинстве случаев именно на их своеобразии и особенности, отличающей их от других процессов, а естественные науки рассматривают ту же действительность как «природу». Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Ценности жизни ценности культуры», «Философия жизни» и др.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) - выдающийся русский и американский социальный мыслитель XX в., оказавший значительное влияние на социальную науку и далеко за ее пределы. С его именем свя-

Персоналии X 209

заны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики. Выдвинул теорию суперсистем культуры. Основные работы: «Социокультурная динамика», «Человек. Цивилизация. Общество» и др.

Тайлор Эдуард Бернард (1832–1917) - основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев

и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Основные работы: «Первобытная культура», «Антропология: введение к изучению человека и цивилизации» и др.

Тейяр де Шарден Мари Жозеф Пьер (1881–1955) - французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, один из авторов теории ноосферы. Тейяр де Шарден полагал необходимым сочетание божественной

и эволюционной теории происхождения и развития культуры. Чтобы наиболее полно воплотить замысел Бога, человек должен глубоко осознать свое предназначение, а для этого необходима концентрация его душевных и мыслительных усилий. Главным способом достижения этой задачи, по мнению Шардена, является рефлексия. Основные работы: «Феномен человека», «Божественная среда».

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) - английский историк, философ, создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. Тойнби в многообразии локальных цивилизаций видел неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества. К ним он относил сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Он полагал, что именно религия задает общие смыслы бытия человечества. Основные работы: «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории» и др.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) - один из крупнейших представителей русской религиозно-философской мысли XX в., обладающий редким писательским дарованием. «Умозрение в красках» и «Два мира в древнерусской иконописи» - публичные лекции Трубецкого, в которых дается целостное, художественное, историческое и богословское толкование древнерусской иконописи; вышли отдельными брошюрами в 1915

и 1916 гг. и приобрели широкую известность.

Хайдеггер Мартин (1889–1976) - немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Его глубокая и оригинальная концепция «технической цивилизации» и кризиса современной западной культуры оказала значительное влияние на

210 W Основы культурологии

гуманитарное знание. Основные работы: «Бытие и время», «Введение в метафизику» и др.

Хейзинга Йохан (1872–1945) - нидерландский историк, теоретик культуры. Его работы отличает оригинальное и глубокое понимание культуры, которого он достиг благодаря морфологическому анализу. Его главный труд - «Осень средневековья», где он провел блестящий анализ средневековой культуры, обратившись к социальной психологии и исследуя ментальные структуры. Другая известная его работа - «Человек играющий» (1939), где Хейзинга синтезирует игровую концепцию культуры.

Шпенглер Освальд (1880 -1936) - немецкий философ, теоретик культуры. Его концепция культуры, изложенная в произведении «Закат Европы» оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль XX столетия. Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию.

Юнг Карл Густав (1875–1961) - швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения 3. Фрейда, но отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа - об- раза-символа, носителя коллективного бессознательного как импульса возникновения культуры.

Ясперс Карл (1883–1969) - немецкий философ, предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, считал, что в истории большое значение имеет духовная составляющая. Разработал собственную линейную схему мировой истории: прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, осевое время, техническая эпоха. Основные работы: «Смысл и назначение истории», «Философская вера» и др.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа субкультурных явлений российской молодежи

1.1 Концептуальные основы молодежной субкультуры

1.2 Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Глава 2. Презентация японской культуры в российском пространстве

2.1 Виды популярной японской кинопродукции в российском культурном пространстве

2.2 Возрастные предпочтения в выборе аниме как объекта сетевой коммуникации

2.3 Влияние аниме на формирование ценностных установок молодежи

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

субкультура молодежь методологический культура

Введение

Длинная розового цвета челка, узкие джинсы, выкрашенные в черный цвет ногти, глаза и губы: все это - признаки «молодежной субкультуры» -явления вневременного, возникшего давным-давно и не исчезающего, а только меняющего обличие. В чем же секрет молодежной субкультуры как явления? Что представляет из себя явление молодежных субкультур, почему они так живучи?

Субкультуры существовали всегда, в этом нет ничего нового. Любой коллектив более 10-20 человек уже разбивается на небольшие группы через какое-то время, А что уж говорить о целых народах! Паника людей старшего возраста связана не с тем, что это явление существует, а с тем, что это стало очень наглядно, модно. Основной корень у понятия - «культура». Как и у культуры в целом, у субкультуры те же задачи, в том числе объединение группы людей в единое целое, У субкультуры, как и у культуры, есть общепринятые символы, системы убеждений, ритуалы и язык общения. Именно наличие символов в широком смысле этого слова определяет саму суть субкультуры. По символам ее можно воссоздать почти с нуля, даже если ее время давно прошло.

Субкультура - это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежной субкультуре как специфическому, характерному для этой социальной группы способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощенному в особом молодежном образе жизни, принадлежит особое место в числе разнообразных субкультур современного общества .

В наше время количество субкультур сильно увеличилось, связано это с теми изменениями, что происходят в нашем обществе. Если общество и родители не могут предложить ребенку или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, социализации - то он ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, в которой он перестает чувствовать себя одиноким, ему есть о чем поговорить с другими людьми, а значит, у него снижается чувство тревоги. Чувство тревоги, активный поиск себя и реализации своих способностей способствуют активному распространению субкультур.

Следует учитывать, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (какой-то набор обязательно однородных ценностей), а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных групп, с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их «символическое» обеспечение, с которым молодые люди соприкасаются, и чувствуют себя «в своей тарелке», то есть в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, недоступных взрослым. Если родители полностью обеспечивают своих детей культурными образцами, и если ребенку это актуально и интересно, то тогда он не будет заполнять культурный вакуум. Ведь, по сути, субкультура занимает собою образовавшуюся пустоту.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что пребывание внутри какой-либо субкультуры - это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура - временное явление, она имеет свой ограниченный срок жизни, а потом она угасает. Временное явление она и в жизни ребенка. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными - то он выходит из нее.

Существуют классификации субкультур. Причастность к той или иной группе может быть связана со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты), с социальной позицией (экокультурные), с образом жизни («системники» и их многочисленные ответвления), с альтернативным творчеством (официально не признанные художники, скульпторы, музыканты, актеры и т. д.). Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов и т. д. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие.

Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют «системники» с многочисленными ответвлениями. Для них совместное общение становится образом жизни. Для «системников» главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют постоянного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайфа и наркотиков. Но многие из них действительно верят в идеи братства, взаимопомощи, работают и имеют семьи, Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для них - образ жизни, сама жизнь. Именно поэтому многие не уходят, даже повзрослев.

Группы альтернативного творчества отличаются от остальных групп. Их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают в СМИ, издаются,

Проблема классификаций, многочисленных исследований состоит, в основном, в том, что основное внимание уделяется именно классификации, типологии, а не глубокому анализу. Изучаются, прежде всего, политизированные или асоциальные группировки типа нацистов. Все остальное остается в тени.

Основная тенденция сегодняшних субкультур - это омоложение ее участников. Если раньше это могли быть взрослые люди, то сегодня в различных субкультурных группах начинают принимать участие школьники. Причем, намечается заметное искажение: школьники средне-младшего возраста просто стремятся подражать своим старшим товарищам. Они не столько улавливают и усваивают суть явления, сколько просто копируют внешние признаки, то, что на поверхности: стиль одежды, манеру разговаривать. Это становится просто модно.

Вообще, исследования последних лет свидетельствуют о системном кризисе современного общества. Этот кризис не мог не коснуться и сферы культуры в целом, и молодежной культуры в том числе. Это поставило под угрозу процесс преемственности поколений, а, следовательно, и объединяющую функцию культуры. Многие авторитетные исследователи этих вопросов при описании современного состояния молодежной субкультуры чаще всего делают выводы о коренных изменениях, происходящих в ней. Но даже при всем многообразии тем исследований ни одно из них не дает всесторонней оценки феномену молодежной субкультуры.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разные группы, движения. Эти условия и являются сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

Объектом исследования является московская молодежь.

Предметом исследования выступают любители аниме среди московской молодежи.

Цель работы заключается в выявлении формирование субкультуры аниме среди московской молодежи.

Реализация намеченной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда нижеследующих задач:

1. Описать концепт субкультуры.

2. Выяснить методологические и методические инструменты исследования субкультурных явлений.

3. Выявить виды аниме, презентируемых в российском пространстве.

4. Вычленить различные возрастные группы любителей аниме.

5. Определить предпочтения в выборе различных видов аниме, влияющих на конструирование сетевых сообществ.

6. Описать роль аниме в формировании ценностных установок (или эстетических вкусов, или мировоззренческих взглядов).

Данная работа имеет, прежде всего, научную значимость, причем как в плане теоретических, так и в плане практических результатов. В своей теоретической части работа представляет рассмотрение концептуальных основ молодежной субкультуры как культурного. Кроме того, в этой части молодежная субкультура рассматривается как закономерное явление современного общества, возникновение которого обусловлено определенными характеристиками его развития. В практической части работы рассматриваются молодежная субкультура - аниме.

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в этой области, а, также при разработке социальной политики по отношению к молодежным субкультурам.

Как известно, cубкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями.
Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни.


Аниме - фанаты японской анимации (от англ. Аnimation) .

История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе.

Сюжеты аниме, первоначально рассчитанные на детей, с годами становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы все серьезней, что делало ее весьма популярной в мире.

Фанаты аниме (anime) - японской анимации и манга (mange) - японских комиксов составляют основную массу детско подросткового крыла ролевого сообщества.
Самонаименование данных формирований - «анимешники».

Люди, целенаправленно стремившиеся к знакомству с аниме, обменивавшиеся фильмами и начавшие объединяться в клубы появились в конце 1990 х - начале 2000 годов.

Отличительные признаки:

1. Особые интересы - аниме, манга, культура и история Японии.
Сюда можно отнести и увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

Что же касается системы ценностей, здесь уже все зависит от конкретного человека и его воспитания.

2. Свой язык - сленг
(как же без этого, при этом анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга. Кроме того, стоит сказать, что многие используют с своем лексиконе и японские слова или фразы.
Наиболее распространенные "Здравствуйте", "Извини", "Спасибо".
Ну, и просто невозможно не упомянуть великое и ужасное "НЯ!", которое может выражать самые разные эмоции.
Ня (мунспик: ニャー / にゃあ, киридзи: няа, ромадзи: nyā, Каннада: ಞ) - японское «мяу», звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их кавайными.

3. Манера поведения.
Здесь достаточно сложно определить общую для всех анимешников манеру поведения. Если говорить о возрастных группах, то у подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

4. Одежда и внешний вид .
Иногда по самым незначительным деталям (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке) можно определить анимешника. Сумки и футболки с соответствующей символикой - это уже более значительные элементы. Не секрет, что многие делают себе прически как у любимого персонажа. Например, после просмотра СМ, многие девочки стали носить оданго, а после FMA косичка как у Эдварда стала весьма популярной.
Кроме того, не стоит забывать о таком явлении, как косплей.

Косплей
Косплей м., скл. (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play - «костюмированная игра») - форма воплощения действия, совершаемого на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным прототипом действия является манга, аниме, видеоигры, токусатсу или исторический фильм про самураев. Другими прототипами могут являться j-rock/j-pop-группы, представители Visual Kei и т. п.

Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).

Косплеи обычно проводятся на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях, как-либо связанных с аниме- и манга-культурой.

5. Наличие неформальных групп и сообществ .
Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Самое крупное ответвление - «махо седзе» - девочки волшебницы. Наиболее известное такое направление - это «муняшки» - поклонники мультсериала «Сейлор Мун». Чаще всего к нему принадлежат только молодые девушки до 17 18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).

"J рокеры" - группа анимешников, которая увлекается японской музыкой, разбирается в ее направлениях, исполняет ее, иногда внешне они напоминают готов, но, по сути, конечно, эти субкультуры имеют отличия.

В среде фанатов японской анимации наибольшей активностью отличаются поклонники стилей «юри», «яой», «кавайи» и «хентай» - специфической японской сексуальной субкультуры (которая присутствует, в том числе и в детских японских мультсериалах). Именно данные фанаты имеют собственные сайты о японском аниме в сети Интернет. Почти все эти сайты имеют четкую гомосексуальную направленность (как женскую, так и мужскую).

Многие анимешники увлекаются японской поп и рок музыкой. В данной субкультуре распространено также увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Детское ответвление движения "покемончики" фанаты мультсериала "Покемоны".

Большая популярность аниме привела к тому, что появились люди, которые серьезно заинтересовались данным направлением анимации. Изначально это были просто сходки людей, имеющих общие интересы. Однако постепенно стали образовываться клубы, официально зарегистрированные косбенды. Появлялось все больше интернет-ресурсов, посвященных данной теме.

Как известно, субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни .

Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. Эту социальную группу отличают следующие признаки:

1. Особые интересы и ценности.

Сюда входит увлечение аниме, мангой, культурой и историей Японии. Также в данной субкультуре распространено увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Анимешникам присущи определенные виды творчества:

Рисование.

Для многих все начинается с простого срисовывания персонажей любимого аниме. Стиль аниме довольно необычен – большие глаза, всевозможные необыкновенные костюмы и прически, яркие образы, новые способы передачи эмоций персонажа. Все это побуждает выдумывать своих персонажей, экспериментировать. Поэтому среди анимешников встречается много художников [Приложение А].

Литературное творчество.

Стихи и проза по мотивам любимых произведений. В рамках этой темы следует сказать о фанфиках. Термин «Фанфик» (от английского «fan fiction») означает литературное произведение, в основу которого легли сюжет и персонажи какого-либо оригинального произведения. Фанфики создаются и поклонниками аниме. Тематика может быть самая разнообразная: это могут быть произведения юмористические, пародийные, альтернативные пересказы известных произведений.

Фанфик – это попытка автора показать свое видение персонажей и сюжета того или иного аниме или манги. В интернете можно найти огромное количество фанфиков, от низкопробных графоманских опусов до высококачественной прозы с отличным стилем изложения [Приложение Б].

Говоря про литературное творчество, не стоит забывать переводчиков. Творческие переводы песен из аниме и переводы иностранных фанфиков – это тоже своеобразное творчество. Ведь переводчику нужно сделать так, чтобы не был потерян смысл, и чтобы читать такое произведение было не скучно.

Клипмейкеры – любители.

АМВ (AMV – Anime Music Video) - музыкальный клип, созданный поклонниками аниме при помощи программ для редактирования видео с использованием фрагментов из любимого аниме и разнообразных музыкальных произведений. Мастера АМВ тратят дни, а порой и месяцы на создание своих произведений. Ведь создание клипа включает в себя не только наложение изображения на музыку, но и подбор и анализ музыкальной композиции, разбор ее буквально по секундам, разработку сюжета и концепции клипа, обработка видео и использование различных спецэффектов. Создаются объединения клипмейкеров, регулярно проводятся фестивали и конкурсы клипов.

2. Свой сленг.

Говоря о субкультуре, нельзя не упомянуть о лексике. Специфику речи анимешников можно сравнить со спецификой речи толкиенистов, геймеров или программистов. Используемые анимешниками выражения зачастую представляют собой буквальное заимствование с японского языка, но бывает и так, что заимствованное слово «обрастает» откровенно русскими аффиксами, и тогда уже можно говорить о морфологическом освоении заимствованного слова. Чаще всего анимешники в своих разговорах используют японские слова, термины и понятия, связанные с аниме и мангой. В качестве заимствований чаще всего анимешники используют междометия или отдельные слова, реже выражаясь словосочетаниями и почти не употребляя в своей речи предложения полностью на японском. Отдельное внимание хотелось бы уделить культовому для анимешников междометию «ня». Если опираться на язык-источник, то в японском «ня», а если быть более точной, то «nya» («ниа») – это звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их «кавайными». Универсальное междометие «ня» может выражать широкий спектр эмоций - от печали и недоумения до эйфории и крайнего восторга. Всё зависит от интонации, с которой произнести данное слово. А далее с заимствованным словом происходит тоже, что случается и с некоторыми другими заимствованиями: оно начинает «обрастать» русскими аффиксами, которые из междометия делают другие самостоятельные части речи. Например, няшный - милый, вызывающий умиление.

3. Манера поведения.

Следует отметить, что определить общую для всех анимешников манеру поведения достаточно сложно. Скорее здесь можно говорить о заимствовании жестов у любимых аниме героев и культуре поведения, присущей японцам.

4.Одежда и внешний вид.

Нередко анимешники носят одежду с соответствующей символикой. Это может быть символ какого-то определенно аниме или же аниме персонажа. Также следует отдельно сказать о таком явлении как косплей.

«Костюмированная игра» – так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay» (Costume Play). Косплей – это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Термин «косплей» укоренился не только в русскоязычном аниме-сообществе, но также среди ролевиков и исторических реконструкторов, где повсеместно используется для обозначения отыгрыша внешнего вида персонажа (как правило - одежды) вне зависимости от её отношения к японской культуре.

Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты – и только ты – лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея – участники косплея полностью отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра.

Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.

Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея .

Следует отметить, что у анимешников есть своя классификация. Классифицировать анимешников по степени увлеченности можно на 4 условные группы:

1) новичок – увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

2) интересующийся – увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме – мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремиться расширить эти знания).

3) японист (особая группа среди интересующихся) - человек может увлекаться аниме, но при этом не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересуется историей Японии, языком, вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в культуре, а не в аниме.

4) отаку – все прекрасно знают, что термин «отаку» в самой Японии означает не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же (да и не только у нас, во всем остальном мире тоже) этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги .

Понятия анимешник и отаку разграничивают как общее и особенное. То есть, любой отаку – анимешник, но не всякий анимешник – отаку, так как в общем понимании отаку – это человек, в крайней степени увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии вообще.

Таким образом, субкультура анимешников представляет собой целостное образование с характерными отличительными признаками. Все эти признаки мы можем видеть и у белорусских представителей данной субкультуры.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Фэндом и возникновение молодежных субкультур. Примеры субкультур: музыкальные и арт-субкультуры. Интернет-сообщество и интернет-культуры. Индустриальные и спортивные субкультуры. Контркультуры, взаимоотношения субкультур. Панки, эмо, хиппи, риветхед.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Характерные особенности молодёжной субкультуры "Панки". Вульгарная манера поведения на сцене. Связующие звенья между движением панков и предыдущим поколением битников. Внешний вид панков. Родственные субкультуры и субкультуры, вышедшие из панка.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Характерные черты и субъект "субкультуры", ее виды (этнические, корпоративные, религиозные, возрастные). Понятие контркультуры как совокупности социально-культурных установок, противостоящих ценностям господствующей культуры. Её основные элементы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2013

    Культура определенного молодого поколения. Взаимосвязь современных молодежных культуры, субкультуры и музыки. Байкеры, готы, металлисты, рокеры, панки, растаманы, ролевики, рэйверы, рэперы, скинхэды, хиппи и альтернативщики. Футбольные болельщики.

    реферат , добавлен 08.03.2009

    Различные определения культуры. Фэндом (фанатство) и возникновение субкультур. История и характеристики термина. Распространенные и крупные субкультуры. Появление и принцип образования контркультуры. Взаимоотношения и генетические связи субкультур.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.




Top