Кызылский колледж искусств им. Описание учебного заведения Кызылский колледж искусств имени А.Б

, Республика Тыва

Ключевые фигуры

В 1947 году открылась первая детская музыкальная школа, ныне Детская школа искусств имени Нади Рушевой , её организаторами и преподавателями были Л. Н. Шевчук, Е. Р. Близнюк, С. А. Кайдан.

Дальнейшее развитие культуры Тувы и потребность в подготовке национальных кадров привели к созданию училища. Наш колледж был основан в 1960 году как «Кызылское музыкальное училище». На музыкальном отделении обучение велось по специальностям: дирижёрско-хоровая, теоретико-композиторская, народные инструменты, духовые инструменты, фортепиано, вокал. В первый набор студентами стали 50 человек.

В 1964 году добавилось новое отделение - клубное. В 1967 году открывается художественное отделение и училище в этой связи переименовывают в «Кызылское училище искусств», в 1976 году появляется библиотечное отделение, в 1991 - отделение тувинских национальных инструментов.

В 1992 году училищу было присвоено имя А. Б. Чыргал-оола .

С 2001 года на вокальном отделении к специальности «Пение академическое» добавляется новая специальность - «Пение народное», сейчас же она называется «Сольное и хоровое народное пение». В 2009 году открывается ещё одно новое отделение - «Дизайн».

В 2010 году Кызыльское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола было реорганизовано в колледж.

Учредители

Основной учредитель колледжа: Министерство культуры Республики Тыва 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, Щетинкина-Кравченко 46.

Директор колледжа - Кан-оол Айланмаа Хомушкуевна.

Заместители директора:

  • по теоретическому обучению - Куулар Валерий Очур-оолович;
  • по практическому обучению и профориентации - Подик Ирина Витальевна;
  • по воспитательной работе - Ховалыг Айдын Всеволодович;
  • по научно-методической работе - Ондар Ирина Олеговна;
  • по административно-хозяйственной части - Монгуш Зоя Иргитовна.

Деятельность

Колледж осуществляет подготовку по следующим специальностям:

  • «Живопись»: станковая живопись, дизайн
  • «Народно-художественное творчество» по видам: хореографическое творчество, этнохудожественное творчество
  • «Социально-культурная деятельность» по видам: организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений
  • «Библиотековедение»
  • «Теория музыки»
  • «Инструментальное исполнительство» по видам инструментов: фортепиано; оркестровые струнные инструменты (скрипка и виолончель); оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, саксофон, труба, тромбон и ударные); инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара); национальные инструменты народов России (игил, бызаанчы, дошпулуур, чадаган, чанзы).
  • «Вокальное искусство»
  • «Сольное и хоровое народное пение»
  • «Хоровое дирижирование».

Творческие коллективы колледжа

  • Оркестр тувинских национальных инструментов - руководитель Ондар Сайлыкмаа Балчыровна
  • Оркестр русских народных инструментов - руководитель Монгуш Евгения Львовна
  • Оркестр духовых и ударных инструментов - руководитель Тулуш Буян-Маадыр Ирбен-оолович
  • Хор специальностей «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» - руководитель Сат Чодураа Петровна
  • Вокальный ансамбль «Сайдаяк» - руководитель Кан-оол Айланмаа Хомушкуевна
  • Фольклорный ансамбль «Чаңгы-Хая» - руководитель Ооржак Ай-Хаан Геннадьевич
  • Хореографический ансамбль «Азас» - руководитель Хомушку Андрей Айрандивиевич
  • Инструментальный ансамбль «КАНТ» - состоит из педагогов Дамба Николай Юрьевич, Дулуш Аяна Викторовна, Исакова Татьяна Владимировна. Ранее ансамбль был квартетом и четвертым его участником была Куулар Надежда. КАНТ - аббревиатура составлена из имен участников Коля, Аяна, Надежда, Татьяна, и, в то же время, это музыкальный термин кант .

Творческие коллективы училища

  • Квинтет баянистов
  • ВИА «Арбай-Хоор»
  • Фольклорный ансамбль «Церявьё»

Творческие коллективы, возникшие на базе колледжа

  • Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны». 11 апреля 1969 года указом Президиума Верховного Совета Тувинской АССР был создан ансамбль «Саяны» на базе ансамбля «Чечек» («Цветок») училища искусств (руководители Огнёв Анатолий Кузьмич, Лесников Роберт Николаевич).
  • ВИА «Аян».
  • Фольклорный коллектив «Тыва». Появился в 1991 году одновременно с открытием отделения «Тувинские национальные инструменты» по инициативе директора училища Нагорного Виктора Васильевича и этномузыковеда Кыргыс Зои Кыргысовны.
  • «Духовой оркестр при Правительстве Республики Тыва»
  • «Тувинский национальный оркестр Республики Тыва»

Творческие коллективы, основанные выпускниками колледжа

  • «Чиргилчин»
  • «Алаш » - 1999 год
  • «Кынгыргай»
  • «Ug-shig»

Проекты колледжа

Показатели деятельности

Выпускники - с момента основания колледжа выпущено более 2500 специалистов: музыкальных и клубных работников, учителей рисования и хореографии, специалистов библиотечного дела. Были подготовлены целевые выпуски драматических и цирковых актёров, режиссёров народных театров, танцоров.

Напишите отзыв о статье "Кызылский колледж искусств"

Примечания

Ссылки

  • [кки-тува.рф Официальный сайт Кызыльского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола]

Отрывок, характеризующий Кызылский колледж искусств

В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.
На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются. Наполеон Бонапарт был презираем всеми до тех пор, пока он был велик, и с тех пор как он стал жалким комедиантом – император Франц добивается предложить ему свою дочь в незаконные супруги. Испанцы воссылают мольбы Богу через католическое духовенство в благодарность за то, что они победили 14 го июня французов, а французы воссылают мольбы через то же католическое духовенство о том, что они 14 го июня победили испанцев. Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно. Все мы исповедуем христианский закон прощения обид и любви к ближнему – закон, вследствие которого мы воздвигли в Москве сорок сороков церквей, а вчера засекли кнутом бежавшего человека, и служитель того же самого закона любви и прощения, священник, давал целовать солдату крест перед казнью». Так думал Пьер, и эта вся, общая, всеми признаваемая ложь, как он ни привык к ней, как будто что то новое, всякий раз изумляла его. – «Я понимаю эту ложь и путаницу, думал он, – но как мне рассказать им всё, что я понимаю? Я пробовал и всегда находил, что и они в глубине души понимают то же, что и я, но стараются только не видеть ее. Стало быть так надо! Но мне то, мне куда деваться?» думал Пьер. Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, – способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал.
Он читал и читал всё, что попадалось под руку, и читал так что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал – и от чтения переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину. Пить вино для него становилось всё больше и больше физической и вместе нравственной потребностью. Несмотря на то, что доктора говорили ему, что с его корпуленцией, вино для него опасно, он очень много пил. Ему становилось вполне хорошо только тогда, когда он, сам не замечая как, опрокинув в свой большой рот несколько стаканов вина, испытывал приятную теплоту в теле, нежность ко всем своим ближним и готовность ума поверхностно отзываться на всякую мысль, не углубляясь в сущность ее. Только выпив бутылку и две вина, он смутно сознавал, что тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его прежде, не так страшен, как ему казалось. С шумом в голове, болтая, слушая разговоры или читая после обеда и ужина, он беспрестанно видел этот узел, какой нибудь стороной его. Но только под влиянием вина он говорил себе: «Это ничего. Это я распутаю – вот у меня и готово объяснение. Но теперь некогда, – я после обдумаю всё это!» Но это после никогда не приходило.
Натощак, поутру, все прежние вопросы представлялись столь же неразрешимыми и страшными, и Пьер торопливо хватался за книгу и радовался, когда кто нибудь приходил к нему.
Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивают себе занятие, для того чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, всё равно: только бы спастись от нее как умею»! думал Пьер. – «Только бы не видать ее, эту страшную ее ».

В начале зимы, князь Николай Андреич Болконский с дочерью приехали в Москву. По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности, в особенности по ослаблению на ту пору восторга к царствованию императора Александра, и по тому анти французскому и патриотическому направлению, которое царствовало в то время в Москве, князь Николай Андреич сделался тотчас же предметом особенной почтительности москвичей и центром московской оппозиции правительству.
Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.

Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола
Год основания
Тип Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республиканского подчинения, вид - колледж.
Расположение Россия : Кызыл , Республика Тыва
Сайт kki.tuva.muzkult.ru
Медиафайлы на Викискладе

Один из основателей и первый директор ККИ - Чыргал-оол А. Б.

Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола - российское учреждение среднего профессионального образования. Полное наименование - ГБПОУ РТ «Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола» . Адрес учреждения: 667000 Россия, Республика Тыва , г. Кызыл , ул. Ленина, д. 2.

История

В Туве основу профессиональной музыкальной и сценической культуры заложили советские специалисты: композитор А. Н. Аксёнов, дирижёры Р. Г. Миронович и Л. И. Израйлевич, хормейстеры С. И. Булатов и Н. П. Миронович, балетмейстер А. В. Шатин, режиссёр И. Я. Исполнев. Они приехали в республику в сороковые годы для оказания помощи в работе театрально-музыкального училища и становлении молодой национальной культуры.

В 1947 году открылась первая детская музыкальная школа, ныне Детская школа искусств имени Нади Рушевой, её организаторами и преподавателями были Л. Н. Шевчук , Е. Р. Близнюк, С. А. Кайдан.

Дальнейшее развитие культуры Тувы и потребность в подготовке национальных кадров привели к созданию училища. Наш колледж был основан в 1960 году как «Кызылское музыкальное училище». На музыкальном отделении обучение велось по специальностям: дирижёрско-хоровая, теоретико-композиторская, народные инструменты, духовые инструменты, фортепиано, вокал. В первый набор студентами стали 50 человек.

В 1964 году добавилось новое отделение - клубное. В 1967 году открывается художественное отделение и училище в этой связи переименовывают в «Кызылское училище искусств», в 1976 году появляется библиотечное отделение, в 1991 - отделение тувинских национальных инструментов.

В 1992 году училищу было присвоено имя А. Б. Чыргал-оола .

С 2001 года на вокальном отделении к специальности «Пение академическое» добавляется новая специальность - «Пение народное», сейчас же она называется «Сольное и хоровое народное пение». В 2009 году открывается ещё одно новое отделение - «Дизайн».

В 2010 году Кызылское училище искусств им. А. Б. Чыргал-оола было реорганизовано в колледж.

Учредители

Основной учредитель колледжа: Министерство культуры Республики Тыва 667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, Щетинкина-Кравченко 46.

Директор колледжа - Кан-оол Айланмаа Хомушкуевна.

Заместители директора:

  • по теоретическому обучению - Баркова Наталья Александровна;
  • по воспитательной работе - Дамбаа Николай Юрьювич;
  • по научно-методической работе - Ондар Ирина Олеговна;
  • по административно-хозяйственной части - Монгуш Зоя Иргитовна.

Деятельность

Колледж осуществляет подготовку по следующим специальностям:

  • «Изобразительные и прикладные виды искусств и дизайна»: живопись, дизайн, декоративно-прикладное искусство
  • «Народно-художественное творчество» по видам: хореографическое творчество, этнохудожественное творчество
  • «Социально-культурная деятельность» по видам: организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений
  • «Библиотековедение»
  • «Теория музыки»
  • «Инструментальное исполнительство» по видам инструментов: фортепиано; оркестровые струнные инструменты (скрипка и виолончель); оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, саксофон, труба, тромбон и ударные); инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара); национальные инструменты народов России (игил, бызаанчы, дошпулуур, чадаган, чанзы).
  • «Вокальное искусство»
  • «Сольное и хоровое народное пение»
  • «Хоровое дирижирование».

Творческие коллективы колледжа

  • Оркестр тувинских национальных инструментов - руководитель Ондар Сайлыкмаа Балчыровна
  • Оркестр русских народных инструментов - руководитель Монгуш Евгения Львовна
  • Оркестр духовых и ударных инструментов - руководитель Тулуш Буян-Маадыр Ирбен-оолович
  • Хор специальностей «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» - руководитель Сат Чодураа Петровна
  • Вокальный ансамбль «Сайдаяк» - руководитель Кан-оол Айланмаа Хомушкуевна
  • Фольклорный ансамбль «Чаңгы-Хая» - руководитель Ооржак Ай-Хаан Геннадьевич
  • Хореографический ансамбль «Азас» - руководитель Хомушку Андрей Айрандивиевич
  • Инструментальный ансамбль «КАНТ» - состоит из педагогов Дамба Николай Юрьевич, Дулуш Аяна Викторовна, Исакова Татьяна Владимировна. Ранее ансамбль был квартетом и четвёртым его участником была Куулар Надежда. КАНТ - аббревиатура составлена из имен участников Коля, Аяна, Надежда, Татьяна, и, в то же время, это музыкальный термин кант .

История ККИ начинается с решения Тувинского областного исполнительного комитета № 342 от 24 июля 1959 года об открытии Кызылского музыкального училища.

Первый набор учащихся в количестве 50 человек был проведен в 1960-61 учебном году на отделения: дирижерско-хоровое, теоретико-композиторское, духовых и ударных инструментов, специального фортепиано, народных инструментов. 1 сентября 1960 г. считается датой рождения нашего учебного заведения.

Большую работу по подготовке и открытию училища проделал первый директор — Алексей Боктаевич Чыргал-оол, композитор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Тувы. С 1992 года училище по праву носит его имя.

В разные годы училище возглавляли: композитор Р. Д. Кенденбиль, заслуженный работник культуры Тувинской АССР, кавалер ордена «Знак Почета» А. А. Панов; заслуженный учитель Тувинской АССР, кавалер ордена Октябрьской революции Л. С. Новикова. С 1982 года директором является заслуженный работник культуры РФ и РТ В. В. Нагорный.

В училище в разные годы работали: заслуженный работник культуры Тувинской АССР, заслуженный артист РФ Р. Н. Лесников; заслуженный работник культуры Тувинской АССР и РСФСР И. Г. Минин; заслуженные работники культуры Тувинской АССР А.К Огнев, С.А Калинина, Т.А Леонтьева, А. Г. Кожура; заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный художник Тувинской АССР, Лауреат Государственной премии Тувы С. К. Ланзы; заслуженные художники Тувы И. Ч. Салчак, В. Ф. Демин, С. Ш. Саая, В. А. Ховалыг; А. С. Мирюгин, А. Я. Чихачева (награждены почетным профессиональным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу»); а также многие другие высококвалифицированные специалисты из разных городов бывшего СССР.

В 1967 году Постановлением Совета Министров Тувинской АССР от 21 августа Кызылское музыкальное училище было преобразовано в училище искусств в связи с открытием новых отделений: культурно-просветительной работы (1964 г., ныне отделение социально-культурной деятельности и народно-художественного творчества), художественного (1967). Позже добавились: библиотечное отделение (1976), специализации «тувинские национальные инструменты» (1991), «народное пение» (2001).

За период своего существования училище подготовило и выпустило более 2500 специалистов: музыкальных и клубных работников, учителей рисования и хореографии, библиотекарей, а также целевые выпуски актеров для Тувинского музыкально-драматического театра, танцоров, цирковых артистов, режиссеров народных театров.

Среди выпускников разных лет: лауреат Международных конкурсов, заслуженная артистка Тувы и России певица Надежда Красная; лауреат премии комсомола Тувы, композитор Дамба Хуреш-оол; заслуженная артистка Республики Тыва Надежда Наксыл; заслуженный работник культуры РТ, доктор искусствоведения, этномузыковед Зоя Кыргыс; заслуженный деятель науки РТ, доктор культурологии Валентина Сузукей; доктор культурологи, профессор Кемеровского госуниверситета культуры и искусства Надежда Ултургашева.

Более 60 выпускников разных лет удостоены почетных званий, награждены орденами, медалями, почетными профессиональными знаками: Кара-Кат Ооржак, Виталий Нанактаев, Делгер-оол Тюлюш, Владимир Богданов, Монгуш Донгак, Кожер-оол Ооржак, Демир-оол Кежиктиг, Орланмай Донгак, Алевтина Кожура, Маргарита Григорова, Татьяна Шананина, Владимир Ховалыг, Батый Кенеш, Василий Донгак, Алла Саратовкина, Валентина Ондар, Зинаида Казанцева, Сергей Бадыра, Тамара Даваа, Виктор Нагорный, Владимир Минин, Ольга Рыжова, Вера Саган и мн. Др.




Top