Л н толстой рассказы котенок. Детские сказки онлайн

Никто так правдиво не скажет о России, которую потеряли наши господа националисты и прочие реконструкторы и толкиенисты, как современники и по совместительству классики великой русской литературы. Мы посоветуем нашим юным оппонентам перестать читать фанфики «Спутника и Погрома», а вместо этого сесть за чтение великих русских писателей. Сегодня читаем Антона Павловича Чехова, его «Ваньку». О том, как в Российской империи жилось, например, детям.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

— Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку.
Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:
— Отдирай, примерзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…
Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц… Дед не может чтоб не крикнуть:

— Держи, держи… держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее… Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…
Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

Табачку нешто нам понюхать? - говорит он, подставляя бабам свою табакерку.

Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:

Отдирай, примерзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду тебе табак тереть, - продолжал он, - богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто каждое... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть:

Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормилБа Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...

«Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный из деревни три месяца назад на ученье к сапожнику в Москву, дождался под Рождество, когда хозяева и подмастерья ушли в церковь, и, пугливо озираясь, сел писать письмо домой.

"Милый дедушка, Константин Макарыч! – начал он. – Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался".

Ванька живо вообразил себе своего деда, служившего ночным сторожем. Это был маленький и юркий старикашка, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. По ночам он ходит вокруг господской усадьбы с собаками Каштанкой и Вьюном и стучит в колотушку. Ваньке представлялась его деревня с заснеженными крышами и струйками дыма из труб.

Вздохнув, он продолжал писать, рассказывая в письме деду, как хозяин выволок его за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что он по нечаянности заснул, качая ребёнка в люльке. Хозяйка велела Ваньке почистить селедку, а он начал с хвоста. Тогда она взяла селедку и "ейной мордой начала его в харю тыкать". Подмастерья насмехались над Ванькой, посылали его в кабак за водкой и велели красть у хозяев огурцы. Кормили его плохо: лишь хлебом и кашей, а спать клали в сенях. "Милый дедушка, – писал мальчик, – сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру…"

Ванька сообщал в письме и про Москву: что это – большой город, где много торговых лавок, и продаются такие крючки для рыбной ловли, что даже и сома удержат. Дома там всё господские и лошадей много, а овец нету, и собаки не злые…

Ванька просил деда, когда будет на Новый Год у хозяев ёлка с гостинцами, взять для него у барышни Ольги Игнатьевны конфету – золочёный орех. Ванькина мать Пелагея раньше служила у господ в горничных. Ольга Игнатьевна в это время от нечего делать выучила мальчика читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Но потом мать умерла, и сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву на учёбу к сапожнику…

"Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом-Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, все плачу… Остаюсь твой внук Иван Жуков".

Ванька свернул исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. На нём он написал адрес: "На деревню дедушке". Потом подумал и прибавил: "Константину Макарычу".

Продавцы из лавки рассказывали Ваньке, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул в щель письмо.

Вернувшись, он крепко заснул. Ему снилось, как в деревне дед, сидя на печке, читает его письмо кухаркам, а рядом ходит, виляя хвостом, собака Вьюн.

Анализ рассказа Чехова "Ванька"

Рассказ А.П. Чехова "Ванька" написан в 1886 году.

Рассказ повествует о нелегкой судьбе мальчика. Он становится объектом насмешек подмастерьев, его лупят и не кормят хозяева, ему мешает спать "ребятёнок" хозяина и т.п. Главный герой не может правильно написать на конверте адрес, в сознании которого прочно засел "необыкновенно юркий и подвижный старикашка..." , являющийся как бы избавителем мальчика от всех неприятностей. В результате чего и Ванька Жуков, и его "мучители" изображаются так, что перед глазами вырисовывается картина той гнетущей обстановки, что была характерна для русской жизни того времени.

При кажущейся простоте и легкости понимания рассказ имеет довольно сложную композицию . Ванька Жуков несколько раз прерывает письмо то репликами повествователя, то своими воспоминаниями, то описанием пейзажа.

В этом произведении очень важную роль играет окно, в которое смотрит Ванька и в котором отражалось мелькание его свечи. Именно после слов об этом изображении начинает описываться тот деревенский уют, в который так стремится попасть тоскующий Ванька. Стало быть, в этом месте повествования уже можно вести речь о появлении некоего необычного пространства за окном, куда в конечном итоге устремляется мысль героя.

В этом пространстве можно наблюдать целый разноцветный мир. Он более правдоподобен , чем изрядно надоевшая герою сапожная мастерская в Москве. К примеру, в процессе описания этого мира довольно часто используются глаголы в настоящем времени, а при описании московского пространства преобладает прошедшее время.

В отличие от безмолвного московского мира, который окружает Ваньку Жукова и в котором "хозяева и подмастерья ушли к заутрене" , в том "заоконном" мире слышно задорный голос дедушки Константина Макарыча ("Отдирай, примерзло!" ; "Табачку нешто нам понюхать?" ; "Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!" ).

Важно то, что окно становится входом в то пространство, откуда к Ваньке приходит так сильно ожидаемый им ответ от родного дедушки. "Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви..." Окно Ваньки в московской мастерской, в котором отражается свеча, и окна деревенской церкви, в которых виден свет свечей и лампадок, косвенно сближаются автором. Кажется, будто взгляды Ваньки в темное окно и деда на окна деревенской церкви мистическим образом встречаются в рождественскую ночь. Ближе к заключительной части произведения в том же пространстве за окном появляется рождественская елка, за которой вместе идут Ванька и дед.

Очевидно,Дедушка Константин Макарыч никогда не получит жалобное письмо сироты-внука.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелёк Вьюн, прозванный так за свой чёрный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплёскивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

— Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку.

Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается весёлым смехом и кричит:

— Отдирай, примёрзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом...

Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

«А вчерасъ мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

Ванька покривил рот, потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вы расту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за ёлкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить ёлку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые ёлки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может, чтоб не крикнуть:

— Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня от- седа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу—

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

«На деревню дедушке» — фраза, символизирующая послание с неясным, неточным, сомнительным адресом. Вошла в наш обиход из рассказа Чехова «Ванька». Девятилетний мальчик Ванька Жуков, отданный в город на обучение к сапожнику, пишет письмо своему деду с просьбой забрать его из города в деревню. Написав письмо, «Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он мокнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке» Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». . Следующая подборка писем из переписки Натальи Алексеевны и ее родителей связана с неточными адресами, которые, однако, не мешали находить адресата.

Письмо 1952 года. В это время почтовый адрес Васильевых был; ул. Котовская 15. Корреспондент пропустил единичку. Письмо, как видим, нашло адресата.

1958 год. Адрес Васильевых: ул. Котовского 75. Переезда не было, изменилась нумерация. Ничего удивительного, что друг отца НА художник Г. Петров, который еще не узнал о смене номера дома, написал письмо по старому адресу. Письмо дошло.

Ту же неточность сделал другой друг Алексея Васильева искусствовед Каменский. Так как они переписывались реже, сбой пришелся на январь1960 года. В это время семья Васильевых собиралась переехать на новое место. Оно хорошо знакомо ученикам НА: Пушкина 35, кв. 52.

Февраль 1960. Переезд состоялся. Двоюродная сестра из Хабаровска пишет НА письмо и выводит старый адрес ул Котовского 75. Понадобилось участие адресного бюро, чтобы письмо дошло до адресата.

То, что следующее письмо нашло Наталью Алексеевну вызывает удивление. Подруга НА по училищу Евгения Ротару знала только, что НА преподает в ДХШ. Вместо того, чтобы написать просто «на деревню дедушке», т.е. Кишинев, ДХШ, Васильевой, Евгения решила «помочь» почтовой службе и уточнила улицу. Но улицу она тоже не знала и написала неправильно. Тем не менее письмо дошло.

Уже упоминавшийся здесь друг отца НА Григорий Петров, зная о переезде Васильевых, но не имея под рукой нового адреса, пишет по примеру Е. Ротару (без адреса, только по месту работы) и письмо доходит.


В 1960-е 1970-е годы НА вела на молдавском телевидении детскую передачу «Давайте фантазировать». В этот период она не редко получала письма с адресом: Кишинев, телевидение, Наталье Алексеевне Васильевой. Автор следующего письма Витя Киртока более других напоминает Ваньку из Чеховского рассказа — в его адресе исчезает город назначения и, судя по тому кому адресовано, его логичнее назвать «на деревню бабушке».


Семья ученицы НА Эли (Фелиции) Горештер по пути в США остановилась в Германии. Ее первое письмо могло не дойти — она с ошибкой написала номер дома. Но оно дошло…

Переписка Эльвиры Горештер с НА интересна. Мы к ней со временем вернемся. Она началась с ошибки в адресе и, к сожалению, прекратилась, судя по всему, тоже из-за ошибки в адресе. Два последних письма учителя ученику в США вернулись обратно.

Свидетельствуем, все написано правильно. Так Эльвира не раз заполняла графу «обратный адрес».

Причины возврата писем остаются неясными. Только сама Фелиция Горештер может прояснить ситуацию.

Выдающийся молдавский скульптор Клавдия Семеновна Кобизева в письмах отцу НА видоизменяла название улицы (Пушкинская, вместо Пушкина) и отказывалась писать номер квартиры.

И так на протяжении многих лет. Через 7 лет подход тот же.

Ученица НА Лена Шеремет обходит Кобизеву — она не пишет не только номер квартиры, но и номер дома. Почте все нипочем. Письма доходят.

Если бы так работала американская почтовая служба, Фелиция Горештер в США (см. выше) наверняка получила бы письма своей учительницы. :))

Ошибались не только корреспонденты Васильевых, но и сами Васильевы доставляли почтовой службе дополнительные хлопоты.
Брат НА пишет письмо в Кишинев без марки.


Родители НА из Кисловодска посылают телеграмму детям и вместо двух слов «папа» и «мама» экономят и подписываются «пама», заставляя почтовую службу оправдываться перед получателями, что никакой ошибки нет, так было в заявке (см. внизу справа).


Почтовики следили не только за корректностью подписи в телеграммах, но и за правописанием в адресах.

Адрес написан безукоризненно точно. Однако, официальная справка говорит о том, что правильнее писать не на кириллице, а на латинице и показывает как это выглядит…

Которыми так богат русский язык, делают нашу речь выразительной и емкой. Благодаря ним мы можем передавать свои мысли более глубоко и ярко, поэтому они настолько ценны.

Кроме того, у каждого из них имеется необыкновенная история происхождения. Благодаря фразеологизмам мы не только расширяем наш словарный запас. При их изучении мы становимся более эрудированными, узнаем много нового об истории и литературе.

В этой статье мы рассмотрим устойчивое выражение «на деревню дедушке». Отметим, что оно означает, где его уместно применять. И, конечно же, погрузимся в историю его происхождения. Хотя, скорее всего, она известна многим читателям, ведь выражение все еще актуально и не устарело со временем.

«На деревню дедушке»: значение фразеологизма

Для толкования этого выражения обратимся к авторитетным словарям. Они наиболее точно передают их значение. Обратимся для начала к толковому словарю С.И. Ожегова. При рассмотрении слова «деревня» он не забыл упомянуть и выражение «на деревню дедушке». Значение фразеологизма в нем - «по заведомо неполному, неточному адресу». Отмечено, что выражение имеет разговорный стиль.

Обратимся также к более специализированному словарю - фразеологическому, под редакцией В нем автор также не пропустил устойчивый оборот «на деревню дедушке». Значение фразеологизма в этом словаре - «неизвестно куда». Отмечено, что выражение ироничное.

Оба толкования схожи между собой. Несомненно, выражение означает неизвестный адрес.

«На деревню дедушке»: происхождение фразеологизма

Этимология устойчивых выражений разнообразная. Некоторые обороты являются народными изречениями, другие - связаны с легендами и историческими событиями, третьи - с литературными произведениями.

Рассматриваемое нами выражение появилось еще в 1886 году. Именно тогда вышел рассказ А. П. Чехова «Ванька». Оттуда и пошло это выражение.

В этом грустном рассказе главный персонаж - сирота Ванька - пишет письмо своему деду. В нем он описывает свои тяготы жизни у сапожника, к которому пристроен. Просит забрать его, вспоминает счастливые моменты жизни в деревне. Однако Ванька не знает адрес, куда отправлять письмо. Он просто пишет «На деревню дедушке Константину Макарычу». Так появилась и сразу же прижилась эта фраза.

Стоит отметить, что многие помнят этот душераздирающий рассказ благодаря этому выражению. Он показывает всю безысходность положения сироты. Мальчишка даже не знает адрес своего родного дома и не может туда вернуться. Читатель понимает, что надежды Ваньки, что его дед прочтет письмо, сжалится над ним и заберет его, не оправдаются. Его слова не дойдут до старика, и ему придется жить в таких тяжелых условиях дальше.

Применение фразеологизма

После появления этого выражения его стали использовать в своих произведениях и другие писатели. Его можно встретить в различных СМИ, блогах. Даже в разговорной речи можно услышать «на деревню дедушке». Значение фразеологизма емко передает направленность в никуда.

Именно поэтому оно остается актуальным, не умирает, как некоторые другие устойчивые обороты.




Top