Ландшафтный дизайн а сад моне в живерни. Открыть левое меню живерни

Мы любовались воспетыми им видами. С благоговением смотрели на Руанский собор. Мы не могли не заехать в Живерни, где мэтр прожил 43 года – ровно половину жизни. Вторую половину – он родился в 1840 году, умер в 1926 году, поселившись в Живерни в 1883.
Вся природа в этот день ликовала вместе с нами – после серых, пасмурных дней в Нормандии солнце щедро заливало всю округу, словно вспоминая, какие шутки оно проделывало с художником, оставляя ему не более 40 минут для работы над одной из серии картин. Законы обращения Земли вокруг светила меняли освещение через столь короткий промежуток времени, что Моне приходилось переходить от одного полотна к другому, каждый раз меняя краски.

Чтобы дойти до дома маэстро, нужно пройти через деревню Живерни. Первым делом поклонник таланта Моне попадает в обширный сад. Его разбили спустя много лет после смерти мастера, когда в Живерни открыли музей. Когда-то здесь просто был луг, от него сохранился небольшой участок. С теми самыми, ставшими знаменитыми, стогами. Это первое, что мы увидели в Живерни.

Клод Моне “Стог сена в Живерни”

Сад в Живерни разделён на небольшие участки, они отделяются одна от другой боскетами или живыми изгородями.

Растения в каждом из отделений тематически подобраны – они гармонируют друг с другом либо ароматом, либо цветом. Есть отделения с розами, в других собраны только белые цветы.

Или только голубые, или только красные. Все растения скомпонованы по сезонам. Их меняют в зависимости от сроков цветения, поэтому с ранней весны до поздней осени сад цветёт и благоухает.

Живерни в прямом смысле утопает в зелени. Пока идёшь к дому-музею Моне, поневоле настраиваешься на на волну единения с природой, которое со всей силой своего таланта выразил великий импрессионист.

Внушительная очередь в кассу исчезла за считанные минуты – для организованных групп открыт свой вход, а “диких”, как мы, было не очень много.

Подойдя к дому, в первую очередь видишь полихромное море цветов на зелёном фоне. В нём хочется плавать и купаться, вдыхать, впитывать, вбирать, втягивать благодать Земли. Замираешь от восхищения, что всё разнообразие флоры помещено и рассажено строго определённым образом. Он подчинён художественной логике самого Клода Моне – да, именно так и никак иначе должен выглядеть его сад, это правильно и это очень красиво!

Сам дом мастера сначала воспринимаешь как неотъемлемую часть сада, который живёт природными циклами.

Мне ужасно хочется досыта, “до посинения накупаться” в саду Моне, но надо идти в дом-музей – утро воскресенья, до Парижа меньше 100 км и вскорости здесь может быть настоящая “демонстрация”. У нас есть несколько минут, чтобы рассмотреть дом, где столько лет провёл художник со своей второй женой Алисой и детьми – его и Камиллы сыновьями, и детьми Алисы Ошеде от первого брака, совместных детей у них не было, но случился родственный союз их детей – старший сын художника, Жан Моне женился на дочери Алисы Бланш Ошеде.

Дом-музей Клода Моне

Любопытно, что этот дом стал вторым розовым зданием с зелёными жалюзи, в котором жил Моне, первый был в Аржантёй (Argenteuil). Он стал ещё одним жильём мастера, где сад от дома отделяла железная дорога, то же было и в Ветёй (Vetheuil). Премьер-министр Франции Жорж Клемансо однажды заметил: “В его саду даже есть железная дорога!”

Сначала семья просто снимала этот единственный подходящий дом в Живерни. Когда Клод (так хочется поставить отчество 🙂) Моне приобрёл его, дом выглядел по-другому. Усадьба называлась довольно интересно – “дом яблочного пресса”. Машина для прессования яблок стояла неподалёку. Сообразовываясь со своим вкусом, мастер расширил дом в обе стороны, приспособил под потребности большой семьи и под свои профессиональные нужды. Небольшой сарай, стоящий поблизости, соединили с домом и он стал первой студией художника. И хотя Моне, в основном, работал на пленэре, в студии он завершал полотна, да и хранил их. Над этой студией располагалась его комната. Мастер целиком занял всю левую половину дома – здесь он мог работать, отдыхать, принимать гостей.

Вдоль всего фасада тянется узкая терраса. Сейчас в дом можно попасть через центральный вход, также, как и во времена Моне. Им пользовались все домочадцы, друзья и гости.

Есть ещё две боковых двери, они тоже выходят в сад. Если хотел сразу попасть в свою мастерскую, он входил в дом через дверь слева. Правая дверь предназначалась для прислуги, она сразу ведёт на кухню.

Фасад дома Клода Моне очень прост, но вид обманчив! Как часто случается, что за элегантным фасадом скрывается весьма посредственная обстановка с заброшенной библиотекой, жалкими покрывалами и картинами, которые не трогают душу. К дому Моне это никак не относится! Здесь наоборот, за скромным видом дома обнаруживается удивительная атмосфера, едва ли можно себе представить что-нибудь более очаровательное. Мы поднимаемся по ступенькам и я чувствую, как дыхание перехватывает от возможности прикоснуться к другому миру – миру цвета и располагающей атмосфере простого уюта. Столовая, голубая гостиная переносят тебя то в Англию, то ты вдруг ощущаешь чисто французские черты, и ещё вокруг тебя царит настоящая Япония! Таким может быть только дом художника! Классические нотки в обстановку привнесла Алиса, но цвета – заслуга Клода Моне, его слово всегда было последним и решающим. Временами, когда мастер уезжал в поисках новых видов, Алиса писала ему, что изменила кое-что в своей спальне и очень довольна результатом. Ответ мужа всегда был довольно холоден: “Подожди, когда я вернусь, нужно посмотреть, что получилось”.

Осмотр дома начинается с голубой гостиной . В былые времена её называли Лиловой (Mauve) гостиной или Голубым салоном. Голубой цвет комнаты выбрал сам мэтр. В классические голубые цвета импрессионист добавил свой собственный состав, из-за этого она несёт особое очарование. Мастер выбирал цвет не только в гостиной Алисы, но и во всех комнатах дома.

Интерьер комнаты выдержан во французском стиле XVIII века. По размеру гостиная невелика и предназначалась для хозяйки дома, Алисы. Обычно она проводила здесь время за вышиванием, любила сидеть с детьми. Но иногда бывало, что многочисленные гости толпились именно в голубом салоне. Так случалось, когда Моне работал в своей мастерской или размышлял в спальне или же ловил последние лучи заходящего солнца, работая на пленере. Здесь приглашённые ждали хозяина, болтали, пили чай. В промозглые осенние дни воду для чая согревали в большом самоваре.

Алиса часто отдыхала здесь, прикрыв глаза. Когда Клод Моне уезжал на этюды, в письмах к жене он часто упоминал, что ждёт-не дождётся когда же наконец сможет распаковать свои новые полотна и рассмотреть их вместе с супругой. Яркая, насыщенная голубизна стен и мебели удивительно сочетается с японскими гравюрами. Большинство гравюр значительной коллекции мастера висели именно здесь.

Японские гравюры в доме Моне.

Традиционная японская гравюра – это отпечатки, сделанные с деревянных дощечек. Их клише сначала вырезали на срезах вишнёвого или грушевого дерева. Они стали чрезвычайно популярны в Японии из-за сравнительно невысокой цены и массового производства. В XIX веке японской гравюрой увлеклись и в Европе.

Hiroshige Asakusa Rice Fiels during the Festival of the Cock

Моне страстно собирал их на протяжении 50 лет и накопил 231 гравюру. Общепризнанно, что первую гравюру мастер купил в начале 1870-х годов в Голландии. Но также известно, что Моне и прежде встречал такие рисунки. Он сам признавался, что однажды, ещё в Гавре, когда он прогуливал школьные уроки, то увидел японские гравюры, привезённые с Востока торговыми судами, следующими в Германию, Голландию, Англию и Америку. Именно тогда будущий основоположник импрессионизма столкнулся с первыми низкопробными картинками, они продавались в прибрежном магазине Гавра, родного города Моне. Какая из гравюр появилось первой в его коллекции, теперь уже никто не скажет.

Hokusai “Хорошая погода с южным ветром” – один из 36 видов горы Фудзи из коллекции Клода Мона

Маэстро не только бережно собирал свою коллекцию, он с удовольствием раздаривал картинки. Моне постоянно покупал их сотнями и также легко расставался со многими. “Вам нравятся японские гравюры? Выберите какую-нибудь себе!”- то и дело слышалось в доме Моне. Щедро дарили японские гравюры дети и пасынки мастера.

Темы рисунков которые он собирал, отвечали разнообразным интересам художника – природы, театра, музыки, сельской жизни, ботаники, энтомологии, бытовые сцены. Он обожал видеть их вокруг себя и сам признавался, что эти рисунки его очень вдохновляют.

Гравюры украшают стены всех помещений дома Моне, есть они и в проходной комнате, которая служила кладовой.

Из голубой гостиной переходим в кладовую . Иногда трудно понять логику организации пространства. Почему, например, в кладовую попадают из гостиной, а не из кухни? Просто в доме нет коридора, соединяющего все комнаты, любая из них могла быть проходной. Для удобства именно кладовая стала связью между другими помещениями.

Даже несмотря на такую роль, кладовая стала важной частью интерьера. Об этом говорят несколько гравюр на стене. На них изображены купеческие корабли с развивающимися на ветру флагами, они везут товары из Йокогамы к восточным берегам и обратно. На другой гравюре мы увидим женщин в кимоно и кринолинах у прилавков иноземных торговцев в Йокогаме. Гравюры в голубых тонах хорошо уживаются здесь со шкафом – основным предметом интерьера.

Шкаф запирался на ключ, который всегда хранился у хозяйки дома. И только ей одной открывались богатства экзотических стран – бурбонская ваниль, мускатный орех и гвоздика из Кайенны, корица с Цейлона и перец, доставленный из Голландской Восточной Индии. Специи были весьма редки и очень дороги в то время. Из шкафа, выполненного в бамбуковом стиле, доносились ароматы яванского кофе и цейлонского чая. Китайский чай в конце XIX века ещё не пили, он появился в Европе лишь в начале ХХ-го. Всё это богатство лежало в железных банках, коробках, шкатулках от лучших парижских мастеров. Хранили здесь и английский чай, и оливковое масло из Экса, и фуа-гра из . В шкафу есть выдвижные ящики и в каждый из них тоже встроены замки.

Кладовая – холодное помещение, её специально не отапливали, чтобы можно было хранить продукты, в основном, яйца и чай. Во времена Моне яиц ели значительно больше, чем теперь. На стене закреплены две коробки для их хранения, они могут вместить 116 штук. Яйца семья Моне не покупала, у них был собственный курятник во дворе. Хотя ни Алиса, ни, тем более, Клод Моне никогда не воспринимали жизнь в Живерни, как провинциальную. От сельских жителей их отделял обширный сад и высокий забор. Но постепенно они познакомились с несколькими местными семьями. Однако прошло немало времени, до тех пор, пока их куры стали нестись, корова начала давать достаточно молока и появились ягоды на кустах смородины.

Переходим в первую мастерскую, а позже – гостиную Моне . Сквозь южное окно свет рекой вливается в гостиную мастера, хорошему освещению помогает и эркер, выходящий на восток. Но такое освещение совсем не годится, в мастерской художника окна должны выходить на север! Из-за первого этажа устроить окна на север в этой комнате было невозможно и с самого начала Моне знал, что его студия останется здесь совсем недолго, он подберёт помещение получше.

Так и вышло, позже его первая мастерская стала гостиной. Хотя она оставалась комнатой для работы, которая чередовалась с семейными и дружескими беседами, здесь Моне с Алисой принимали многочисленных посетителей, друзей, гостей, торговцев картинами, критиков, коллекционеров. Здесь же стояли два письменных стола – его и Алисы. Оба они вели активную переписку, оба писали много и каждый день. Под большим окном находится кубинский секретер из красного дерева. Стулья, журнальный столик, музыкальный стол, шкаф в стиле Ренессанс до отказа заполненный книгами, софа, две китайские вазы – всё сохранилось здесь со времен Моне. Большие вазы обычно заполнялись цветами одного сорта, их расставляли по всей гостиной. Нотку элегантности комнате придавали персидские коврики.

Репродукции картин Моне на стенах возвращают посетителей во времена художника, ведь мастер обожал хранить полотна, напоминавшие о каждом шаге его карьеры. Правда, оригиналы, ранее украшавшие стены гостиной, сейчас выставляются в Париже, в музее Моне Мармоттан. Ранее здесь висели работы, с которыми Моне не мог расстаться. Порой, уже проданные полотна он выкупал обратно, затем опять продавал и вновь обменивали или покупал.

Он едва сводил концы с концами, когда за 50 франков предложил купить полотно “Ветёй в тумане”, написанное в 1879 году, Жану-Батисту Фору. Тому показалось, что картина слишком белая, краски слишком скудные и вообще, невозможно определить, что же всё-таки изображено на полотне. Однажды, много лет спустя, Фор приехал в Живерни и увидел эту картину на стене в этой самой первой мастерской мастера и проявил к ней неподдельный интерес. Моне ответил гостю, что эта картина больше не продаётся ни за какую цену и напомнил Фору обстоятельства, при которых тот уже видел “Ветёй в тумане”. Смущённый Фор нашёл несколько серьёзных причин, чтобы поскорей уехать из Живерни.

Здесь, как и везде в доме, сохранилась подлинная обстановка и это создаёт ощущение присутствия мастера. Он и вправду незримо здесь. Хотя вместо живого мэтра в первой студии установлен его бюст работы Поля Полена. Бюст напоминает о том, что Моне стал легендой уже при жизни. Правда, ему пришлось подождать признания, оно пришло к художнику лишь в 50 лет.

Клод Моне в своей первой мастерской-гостиной

Как мастер и предполагал, вскоре построили вторую, более удобную мастерскую, она располагалась отдельно в западной части сада. Для этого пришлось сломать стоящие там постройки и как только Моне купил розовый дом, он не задумываясь снёс всё лишнее и наконец-то стал обладателем настоящей мастерской, где всё было устроено для работы, было достаточно места и огромное окно выходило на север! Вторая мастерская стала святилищем мастера, где никто не тревожил его во время работы.

Не могу утверждать, сохранилась ли эта мастерская, в книге об этом ничего не говорится и туристам её не показывают.

Спальня К.Моне расположена непосредственно над его первой мастерской-гостиной. Чтобы попасть в спальню художника, нужно вновь вернуться в кладовую. Оттуда вверх ведёт очень крутая лестница это единственный путь в комнату отдыха мастера. В дни отчаяния, сомнений, дурного настроения и болезни мэтр избегал любого общества, даже самых близких людей. Иногда он днями не выходил из своей спальни, шагая по ней взад и вперёд, не спускался к обеду и еду ему приносили сюда. В такие дни дом окутывала тишина. Даже в столовой не раздавались голоса, если в ней не было хозяина.

В спальне мы найдём довольно простую кровать, где спал художник и где почил в бозе 5 декабря 1926 года. Стены в его комнате белые, во времена Моне здесь ещё стоял секретер времени Людовика XIV и два комода. Мебель насчитывала добрую сотню лет уже при жизни мастера, её сделали ещё в конце XVIII веке.

Из каждого из трёх окон спальни открываются великолепные виды в сад. Два из них сориентированы на юг и одно – на запад.

Но главное сокровище спальни Моне составляли картины. Коллекция занимала также стены в ванной комнате, и продолжалась в спальне Алисы. Здесь были три полотна , 12 работ , девять полотен , пять – Берта Моризо, несколько – , три картины Камиля Писсаро, был и Альфред Сислей, , морской пейзаж Альбера Марке. Собрания дополняли пастели Моризо, Эдуарда Мане, Поля Синьяка и даже пара скульптур Огюста Родена.

Спальня Алисы находится по соседству с комнатой Моне. Как в то время было принято в домах знати, муж и жена спали в разных спальнях. Соединяются они через дверь в ванной комнате.

Совсем простая комната второй жены художника украшена японским гравюрами с изображениями женщин. Это одно из немногих помещений дома, с окнами, выходящими на улицу, то есть на север. В её комнате можно представить, как на самом деле узок дом. Из окна своей спальни мадам Моне могла следить за детьми, играющими на другом конце усадьбы.

На самом верху главной лестницы есть небольшое помещения для хранения белья. И по ней же мы попадаем в столовую . Пожалуй, это самая волнующая комната в доме Моне. Скольких же знаменитостей повидала она на своём веку!

Во времена Моне приглашение на обед означало, что гости неукоснительно и безоговорочно соглашаются со всеми неизменными традициями дома. Это значит, что если гость и не гурман, то, по крайней мере, знаток высокой кухни. Ему должно нравится всё японское. Гости обязаны знать строгий распорядок дома, где всё жило в соответствии с рабочим ритмом хозяина и с достоинством подчиниться правилам и дисциплине, которая была близка к бенедиктинской. Ежедневная рутина была строгой и незыблемой. Даже проходить по дому и саду следовало по тщательно выработанному маршруту.

Моне значительно расширил столовую за счёт бывшей кухни, она стала большой и светлой, её французские окна выходят на веранду. В ту Викторианскую эпоху в ходу были тёмные и мрачные тона интерьеров. Мастер мало обращал внимание на моду и решил придать столовой два оттенка жёлтого цвета. Вибрирующие оттенки охры подчёркивали голубизну фаянсовой посуды из Руана и Делфта, стоящей в буфете. Пол покрыт плиткой в шахмат – рисунок создают белые и тёмно-красные панели, такое сочетание очень любили в то время. Потолок, стены и мебель выкрашены двумя оттенками жёлтого цвета. За большим столом свободно усаживались 12 человек, но иногда его накрывали и на 16 персон.

В столовой, которая сама по себе выглядела как художественная галерея, собиралась вся семья, их друзья и почётные гости, включая гостей из Японии – например господина Куроки Хайяси (Kurokis Hayashi). На столе всегда была разложена жёлтая льняная скатерть, обычно ставили фаянсовый японский сервиз, который назывался “вишнёвое дерево” или белый фарфоровый сервиз с широкими жёлтыми каёмками с голубой отделкой. Шторы из органзы, также выкрашенной в жёлтый цвет раздвигали для лучшего освещения. Друг напротив друга стояли два зеркала. Одно украшала голубая фаянсовая подставка для цветов из Руана, на другом цветочная подставка была серой и голубой японской, в виде раскрытого веера, внизу стояла большая ваза.

Стены столовой заполнены японскими гравюрами, которые Моне подбирал, сообразуясь со своим чувством цвета. В его коллекции были работы лучших японских мастеров – Хокусаи, Хиросигэ, Утамаро.

Для удобства, рядом со столовой находится кухня – последняя комната, которую можно посмотреть в доме. Моне решил её в голубом цвете. Этот цвет хорошо гармонировал с жёлтым тоном столовой. Если в соседнее помещение открывали дверь, то гости видели хорошо подходящий жёлтому голубой цвет.

Вид в кухню из жёлтой столовой

Это было ещё одним нарушением общепризнанных правил рубежа веков, когда на кухне царствовал лишь повар и его помощники и приходили обедать слуги. Интересно, что хозяин никогда не заходил на кухню, посетив её лишь единожды, когда продумывал убранство этого помещения. Он решил, что бледный королевский голубой хорошо оттеняется насыщенно-голубым, который мастер повсеместно применял в интерьере комнат. Такая цветовая гамма ещё больше добавляла света помещению с двумя окнами, выходящими на веранду и французским окном, которое, как и большинство окон в доме смотрело в сад.

Стены кухни отделаны голубой руанской плиткой. За неё заплатили немалые деньги, потому что для придания цвета в неё добавляли кобальт и процесс производства был очень дорог. Не только стены, но и пол, и потолок кухни, а также стол, стулья, короб для льда, солонки, шкафы выкрашены в один цвет. В то время считалось, что голубой цвет способствует поддержанию гигиены, а также отпугивает насекомых, особенно мух. Голубая обстановка стен и шкафов кухни подчёркивает сияние медной посуды, большая коллекция коей располагается на стенах.

Неудивительно, что в семье из 10 человек еда играла немаловажную роль, а кухня представлялась святилищем. Ведь ежедневно нужно было накормить завтраком, обедом и ужином не только домочадцев, но и гостей и слуг. Здесь всё подчинялось назначению помещения. Каждый день – в жару и в холод, на кухне углём или дровами топили громадную печь. В неё встроен огромный котёл с медной крышкой и в доме всегда была горячая вода.

В маленькое окошко, выходящее на улицу каждый день стучался крестьянин и объявлял, что доставил полученный накануне заказ на овощи и фрукты. Ступеньки рядом с окошком вели в обширный погреб, где хранили скоропортящиеся продукты, а лёд доставляли из соседнего Вернона.

Кухня едва оставляла поварам свободное время. Постоянно нужно было резать, крошить, мешать, шинковать. А потом – мыть, чистить, полировать многочисленные медные соусники, кастрюли, чайники до следующего раза, который никогда не задерживался.

Как и везде, в доме Моне служили несколько поваров, иногда целые династии. Например, Каролина и Мелани дали свои имена изобретённым им рецептам. А самой знаменитой поварихой Живерни была Маргарет. Она начала работать в доме ещё девочкой. Затем познакомила Моне со своим женихом, Полем. И чтобы Маргарет не ушла из дома, Моне взяли Поля на работу. На своём посту Маргарет оставалась и после смерти маэстро, до 1939 года. В редкие минуты отдыха Маргарет любила присесть в невысокое кресло без ручек и листать книгу рецептов, откуда она черпала вдохновение, как её хозяин из японских гравюр. Иногда она просто смотрела в сад, где две сакуры цвели белым и нежно-розовым цветом. Когда она ушла из Живерни и вернулась в родной Берри, она вспоминала: “работа в Живерни была очень тяжёлой, но когда я трудилась, передо мной всегда были два японских дерева”.

Осмотр дома на этом заканчивается. Мы переходим в сад Нормандия или Кло-Норман (Clos Normand), а затем в Водный сад.

Снимать в музее запрещено. Но заметив, что в первой мастерской-студии художника все посетители фотографируют, я тоже сделала несколько кадров.
Остальные снимки взяты с сайта дома-музея Клода Моне .
По материалам книги Cdaire Joyes “Claude Monet at Giverny. A Tour and History of the House and Garden”, Stipa, Montreuil (Seine-Saint-Denis), 2010

Живописная деревушка Живерни стала всемирно известной благодаря художнику-импрессионисту Клоду Моне. Усадьба, где прошли его лучшие годы и были написаны десятки шедевров, сегодня является одним из самых посещаемых уголков Франции.

Предыстория

Биографии Клода Моне повествуют, будто впервые он увидел Живерни из окна поезда. Весной 1883 года он специально посетил это место, и пейзажи с цветущими садами произвели на него глубочайшее впечатление.

На тот момент Моне был уже достаточно известен и богат. Вскоре он приобрел в Живерни дом и навсегда переехал туда с семьей, а через несколько лет начал обустройство своего уникального сада. Здесь Клоду Моне суждено было счастливо прожить 43 года, вплоть до самой своей смерти в 1926 году.

Дом-музей

В 1980-х годах дом в Живерни стал музеем Клода Моне (Fondation Claude Monet). Его внешняя и внутренняя отделка, расстановка мебели и все предметы убранства полностью сохранены в том виде, в каком они были при жизни художника.


Обустройством дома Моне занимался лично: оформление гостиных, спален и других помещений выполнено в его излюбленных ярких оттенках. Одной из самых запоминающихся частей дома является столовая: она выдержана в насыщенном желтом цвете и украшена ценными японскими гравюрами, которые художник коллекционировал на протяжении всей жизни. Его увлечение японской культурой нашло отражение и в других комнатах, где можно встретить не только гравюры, но и предметы мебели в восточном стиле.


В музее сохранилось большое количество личных вещей и предметов быта, которые принадлежали Клоду Моне и его семье: посуда, кухонная утварь, ковры, часы и т.д. Спальня художника украшена картинами, подаренными ему друзьями-импрессионистами: Ренуаром, Сезанном, Писсарро и другими.
Для занятий живописью Моне оборудовал в усадьбе 3 студии, для посетителей сейчас открыта только одна из них. В ней художник хранил свои любимые произведения, не предназначенные для продажи. Сегодня самих картин Моне здесь нет, «рабочую» атмосферу создают их качественные копии. Увидеть оригинальные полотна основателя импрессионизма можно в парижских музеях Орсэ и Мармоттан-Моне.

  • (30.00 €)
  • (35.00 €)

Сад

Большой интерес для туристов представляет не только дом Клода Моне, но и его главная «мастерская» – сад. В течение многих лет это место был главным источником вдохновения великого импрессиониста и практически единственным объектом творчества. За 43 года, которые художник прожил в Живерни, им было написано несколько сотен картин с изображением сада и пруда в японском стиле с плакучими ивами, белыми цветами на воде и деревянными мостиками. Здесь была создана и самая известная серия полотен Моне – «Кувшинки».


Сегодня уходом за усадьбой в Живерни занимается Фонд Клода Моне. Как и дом-музей, все уголки сада поддерживаются в первозданном состоянии. Туристы могут осмотреть усадьбу в период с апреля по октябрь, а лучшими месяцами для посещения считаются май и июнь: именно в это время расцветают любимые цветы художника – кувшинки.

Ещё будучи школьницей, я очень увлекалась творчеством французских художников, в том числе, импрессионистов. Много раз я просматривала репродукции картин Клода Моне, видела его дом в Живерни, сад и великолепный пруд с кувшинками. Но могла ли я подумать, что когда-то окажусь здесь сама? Нет, об этом я даже мечтать не могла! Однако, судьба повернулась так, что я очутилась здесь, чему я безумно рада! И не беда, что в составе экскурсионной группы, что на мой взгляд, даже и лучше: и очередь не надо отстаивать, и цена входного билета ниже, опять же, привезут-увезут... Но дело даже не в этом. Мне очень хотелось оказаться именно здесь, чтобы увидеть всё собственными глазами!!!


Усадьба Клода Моне находится в маленькой деревушке Живерни, всего в 80 км на северо-запад от Парижа. Это настоящая малюсенькая нормандская деревушка с домиками, которые покрыты соломенными крышами, палисадничками с множеством красивых и ярких цветов, и река Сена протекает совсем неподалёку... Необыкновенное место! Со своим колоритом и аурой! И это надо хоть однажды в жизни, но обязательно увидеть!


Был период, когда Моне увлечённо писал Руанский собор, и это была даже целая серия картин. И вот однажды, возвращаясь из Руана, из окна поезда, Клод Моне заприметил деревушку Живерни. В 1883 году он покупает здесь дом и разбивает сад. Сюда он переезжает со своими двумя сыновьями от первого брака и уже здесь женится на Алисе Ошеде (вторая жена), с которой знаком много-много лет и которая помогала ему вести хозяйство. Моне официально удочеряет и усыновляет её 6-х детей. Кстати, одна его падчерица Сюзанна, позируя отчиму, становится известной моделью и натурщицей, а другая, Бланш, учится у Моне владеть кистью и красками, и, подражая его манере писать, становится известной художницей импрессионисткой Бланш Моне-Ошеде. Но сейчас речь пойдёт не о них...


Самым настоящим чудом и шедевром Клода Моне становится его сад. Клод обменивается семенами и рассадой с известными ботаниками. Его друзья, такие как Писсарро, Сезанн, Матисс, Ренуар, Сислей тоже привозят ему из путешествий красивые и редкие цветы. Сад разрастается и становится всё более и более необыкновенным чудом. Я совершенно спокойна к листочкам-цветочкам, т.е. ботаника - совсем не моё! Но именно здесь я ощутила необыкновенную ауру цветов. Мне постоянно хочется фотографировать и фотографировать! Да и приехали мы сюда в самое лучшее время, во второй половине июня, когда в Живерни всё цветёт. Я иду по дорожкам нормандского сада и меня распирает гордость, я счастлива, ведь когда-то именно по этим же самым тропинкам, гуляли самые известные и самые любимые французские художники. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим мастером, узнавая сюжеты всемирно известных картин.


Далее мы идём в дом-музей Клода Моне. На первый взгляд, его обстановка достаточно скромна и незатейлива. Обыкновенный быт сельского жителя. В комнатах видны японские иллюстрации, а ведь Клод Моне очень увлекался Японией, хотя и ни разу сам там не бывал. Именно на годы проживания в усадьбе Живерни падает самый пик творчества Клода Моне, он уже известен и признан, у него есть деньги, притом немалые, но живёт он довольно скромно, посвящая себя себя только живописи. А с ним - и вся его многочисленная семья...Однако, у них есть даже целый штат прислуги: прачка, повар, садовник... Клод Моне покупает ещё участок земли рядом, выкапывает пруд и разбивает сад в японском стиле. Каждое утро, в 5 часов, Клод Моне пишет здесь свои самые знаменитые картины, кувшинки на пруду, зелень вокруг и даже японский мостик. Он бережно передаёт освещение, а его мазки ярко и натурально передают цвета. С уходом за садом ему очень помогает его падчерица Бланш, которая в дальнейшем учится у отчима манере живописи в стиле импрессионизма. Проходят годы...С возрастом зрение у великого мастера ухудшается, у него появляется катаракта. После 2-х перенесённых операций он начинает видеть чуть лучше, но больше в ультрафиолетовом цвете, и его любимые кувшинки (нимфеи) обретают голубоватые и лиловые оттенки.

Клод Моне прожил длинную и яркую жизнь. Он любил и был любим, имел огромную семью, занимался интересным и любимым делом, посвятив живописи всего себя. Годы, проведённые в Живерни (1883-1926), были самыми счастливыми. Умер Клод Моне в возрасте 86 лет, пережив и свою вторую жену, Алису Ошеде, и сына Жана. Похоронен Клод Моне в фамильном склепе, на кладбище в Живерни, около церквушки Сент-Радегонд, в которой когда-то венчался с Алисой. После его смерти, сын великого художника, Мишель, передал усадьбу в дар парижской Академии изящных искусств. Любители импрессионизма и творчества Клода Моне, приезжают сюда со всего света, чтобы посмотреть на его сад, который стал настоящим шедевром, благодаря которому великий мастер и черпал вдохновение. Но не ищите здесь подлинники работ великого художника. Сейчас они стоят баснословные деньги, т.е. бесценны и находятся в разных музеях мира. Большинство работ Клода Моне находятся в музее Д"Орсэ, в Париже, а его знаменитые кувшинки во всех вариантах - в музее "Оранжери" и в Лондонской национальной галерее.


Добраться до дома-музея Клода Моне очень легко и просто. Конечно, можно самостоятельно приехать на автомобиле, ведь Живерни находится всего в 80 км от Парижа. А можно приехать на поезде с парижского железнодорожного вокзала Сен-Лазар до станции "Вернон" (кстати, она НЕ конечная у поездов). Стоимость билета - 15 евро. От станции до самой усадьбы Вас доставят автобусы с логотипом "Giverny" (билет в одну сторону - 4 евро, но лучше покупать туда - обратно сразу). Усадьба работает с апреля по ноябрь с 9.30 до 18.00. Входной билет для взрослых стоит - 10 евро, если взять комби с музеем импрессионизма - 15 евро, детский билет - 5,5 евро).


Сама усадьба произвела на меня неизгладимое впечатление, я получила огромное удовольствие, погуляв в волшебном саду великого Клода Моне!!! И так незаметно пролетели у меня здесь 4 часа!!! Если будете в Париже, обязательно приезжайте в это чудное место, это стоит увидеть своими глазами!!!

Маленькая деревушка Живерни появилась на картах больше тысячи лет назад, однако известна в основном как место, где 43 года прожил всемирно известный импрессионист Клод Моне и где было создано огромное количество его полотен. Всего 80 км отделяют это живописное местечко от Парижа . Благодаря присутствию известного еще при жизни мастера незаметная деревушка стала пристанищем и местом отдыха многих художников.

По улочкам Живерни в свое время гуляли Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро.

Как добраться

Романтичнее всего рвануть в Живерни своим ходом. Поезд с парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, где обычно уже ждет автобус, на котором вы преодолеете оставшиеся 6 км до сада Моне. Можно взять напрокат велосипед за 12 EUR в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала. Этот небольшой путь можно пройти и пешком: пересекаем реку, а затем поворачиваем направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Живерни)

Сад Клода Моне

Кроме того, что симпатичная деревушка стала домом и творческой мастерской Моне как художника, она лучше всего иллюстрирует его выдающиеся способности ландшафтного дизайнера и садовода. Ведь именно просторы Живерни стали чистым холстом, на котором художник экспериментировал с сортами роз, гиацинтов, ирисов, сочетал чопорный папоротник и пышные пионы, блеклые незабудки оттенял сочными маками. И именно пейзажи этого сада легли в основу лучших работ Моне.

Сейчас со всего мира сюда тянутся почитатели творчества Моне, чтобы своими глазами увидеть пруд с водными лилиями и кружевным японским мостиком, перекинутым через водоем. Над этой частью сада художник тоже трудился собственноручно, кропотливо создавая для себя источник вдохновения на предстоящие 20 лет. Здесь он создал знаменитые работы «Скала Эгюй и Порт д’Аваль», «Ворота Маннпор в Этрета», «Скалы в Бель-Иль», «Скалы в Этрета», «Стог в Живерни», «Водяные лилии».

Усадьба Моне в Живерни

После смерти художника его сын Мишель передал усадьбу Академии изящных искусств. Ее сотрудники до сих пор заботливо поддерживают внешний облик дома и сада в том виде, в каком их оставил хозяин, превратив это место в дом-музей французского художника-импрессиониста (Musée Claude Monet).

Внутри вы не встретите работ Моне, но выкрашенный в яркие цвета дом наполнен бытовыми подробностями жизни мастера, а холл представляет собой известную студию «Водяная лилия», оформленную репродукциями работ Моне. Лучшее время для посещений сада - это май и июнь, когда вокруг пруда начинают цвести рододендроны глицинии.

Практическая информация

Адрес: Живерни, Rue Claude Monet, 65-75. Официальный сайт усадьбы (доступен на французском, английском и японском языках).

Время работы: ежедневно с апреля по ноябрь, с 9:30 до 18:00.

Вход: 9,50 EUR (взрослые), 5,50 EUR (дети старше 7 лет и студенты), детям до 7 лет вход бесплатный.

Популярные отели Живерни

Достопримечательности Живерни

Пешая прогулка по окрестностям нормандской деревни - это возможность взглянуть на мир глазами Моне, невозможно быть равнодушным к плюшевым зеленым холмам, благоухающим рощам, каменным домикам, обнесенным деревянными добротно скроенными заборами, отважным ирисам, которые пробиваются сквозь дорожную пыль, где им вздумается, а не где прикажет рука человека. И тут же хочется схватить карандаш, ручку, кисть, фотоаппарат и запечатлеть завораживающую красоту простого сельского пейзажа

Музей импрессионизма

Кроме семейного гнезда Моне, в Живерни есть и другие достопримечательности, например Музей импрессионизма, созданный для проведения временных выставок и инсталляций художников-импрессионистов. Бывает, что даже работы Моне выставляются в его залах. Кстати, совсем недавно это здание именовалось Музеем американского искусства и специализировалось на творчестве американских художников, но было решено раздвинуть географические границы искусства, охватившего весь мир.

Музей работает с начала апреля по конец октября. Кстати, предусмотрена продажа комбинированных билетов, дающих скидку при посещении нескольких достопримечательностей Живерни. Адрес: Живерни, rue Claude Monet, 99. Подробнее о расписании работы и скидках на билеты можно узнать на сайте музея (на английском языке).

Кафе

Приятную передышку можно взять, заглянув в дом № 81 по улице Клода Моне, где приютился бывший отель, а сегодня милый ресторанчик Hotel Baudy. Это место - настоящая легенда: за столиками этого кафе когда-то пили кофе Сезанн, Ренуар, Сислей, Роден, а в конце 19 века на верхних этажах, в гостинице, останавливались исключительно художники. В «Отеле для американских художников» даже сохранился ряд картин и набросков известных теперь мастеров, которыми постояльцы расплачивались с хозяйкой за проживание. Сейчас отведать блюда французской кухни можно, заплатив 25-30 EUR за обед.

Семейный склеп Моне

Рядом с церковью Св. Радегунды находится семейное захоронение Моне. Старинная церквушка представляет собой сельский, простенький, поражающий древностью и особой атмосферой храм. В этой церкви Моне женился во второй раз, а позже был похоронен в фамильном склепе семьи. Особым очарованием пропитана самая древняя в поселке улица rue aux Juifs в средневековой части Живерни, о чем свидетельствуют старинные здания и руины средневекового монастыря.

  • Где остановиться: отправной точкой для путешествий по окрестностям столицы Франции лучше всего выбрать непосредственно

Клод Моне поселился в нормандской деревне Живерни в 1883-м году. На это место он обратил внимание, поскольку часто проезжал мимо на поезде — это был период его увлечения Руанским собором, который он рисовал в течение двух лет. Моне вообще тяготел к Нормандии: в Гавре прошло его детство и юность, там он написал свою эпатажную (ставшую «вывеской» импрессионизма) картину «Впечатление. Восход солнца», он любил нормандское побережье Ла-Манша, много там писал — особенно его вдохновляли меловые .

Итак, Моне арендует, а потом приобретает в Живерни дом с участком. Было ему 43 года, и к этому времени — после долгого периода непризнания, отвержения и насмешек – к нему, наконец, пришли успех и достаток.

В Живерни Моне прожил 43 года до самой своей смерти в 1926 году. За эти годы перед домом был разбит дивный сад. Первоначальный участок ограничивался железной дорогой, за которой протекала узкая речушка в заросших берегах. Моне прикупил кусок земли за путями и построил к нему подземный переход (сейчас пути разобраны, поезд через Живерни больше не ходит). Речушку запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы.

Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание. Сад Моне – это тоже импрессионизм, совокупность ярких цветовых пятен, создающих общее полотно — впечатление. Только полотно это живое – возвращаясь в Живерни через пару недели, вы видите перед собой уже совсем другую картину: одни краски поблекли, другие зазвучали в полную силу.

Сад Клода Моне

Я бродила по саду, и меня не покидала мысль: какой это был счастливый человек. Он родился гением – первое везение. Художник, увидевший мир по-другому, ловец света и солнечных бликов, отражатель впечатлений и мимолетной красоты. Второе везение – у него были друзья-единомышленники: он пришел не один, не был трагически одинок, не бился в одиночку со всем миром. Новое искусство витало в воздухе. Они шли широким фронтом. И победили.

При страстной его увлеченности он занимался бы любимым делом при любых условиях. Но во второй половине жизни перед ним уже не стоял вопрос о хлебе насущном, не отвлекал от главного. Только творчество, лакомое, вожделенное творчество. Картины и сад. Кувшинки, которые он рисовал до конца жизни, уже полуслепым, не различая контуров – только световые пятна. Можно сказать, сколько ему было дано Богом – столько и отдал. Может быть, чуть больше.

Он мечтал в Париже создать некое пространство, попадая в которое, человек отрешался бы от суеты, погружался в созерцание кувшинок, ниспадающих ивовых ветвей, игру солнечных бликов на воде. Так возник музей Оранжери – место, где мы застываем и приходим в себя.

Мне очень понравился дом Моне и его семьи – не скромный и не богатый, все в меру: вот сколько надо человеку — столько и есть. Два этажа, большая зала с картинами, комнаты залиты светом, из окон – вид на цветущий сад.

Столовая

Удивило большое количество на стенах рисунков Хокусая.

Что еще посмотреть в Живерни

За домом тянется длинная улица Клода Моне – главная улица Живерни. Культ цветов сопровождает вас и дальше. Так, кафе на углу называется «Botanic» — во внутреннем его дворе, действительно, много цветов. (Там же находится информационный туристический центр ).

Через дорогу — стриженые кустарники чередуются с клумбами, лиловое облако лаванды лежит на траве. Возле лавандового облака стоят столики летнего кафе, примыкающего к Музею импрессионизма .

Да, есть в Живерни и такой музей. Его прежнее название – Музей американского искусства , там были представлены американские художники. Сейчас музей поменял тематику, предмет его изучения – история импрессионизма и смежных течений живописи. В мае 2014 года музею исполнилось 5 лет.

Импрессионисты из Америки стали селиться в Живерни сразу после того, как сюда перебрался Клод Моне. Учитывая, что французские художники – друзья Клода Моне – тоже были в Живерни частыми гостями, можно представить, сколько людей с мольбертами бродили в окрестностях скромной нормандской деревушки в конце 19 века – а потом сидели за столиками кафе. В окрестностях Живерни проложены прогулочные тропинки, их схему можно взять в информационном центре.

Часы работы усадьбы Моне и стоимость билетов

Музей Клода Моне в Живерни открыт для посещений с 1 апреля по 1 ноября. Часы работы: 9-30 – 18-00. Стоимость билетов — 9.50 евро для взрослых и 4 для детей. Есть комбинированные билеты:
вместе с музеем импрессионизма — 16.50, вместе с парижскими музеями Оранжери или Мармоттан — 18.50.

Очередь в музей Клода Моне. Полдень

Как из Парижа добраться до Живерни

Садитесь на вокзале Сен-Лазар в поезд и едете до Вернона. Время в пути – 1-15 (расстояние между ними – 87 км).

От Вернона до Живерни ходит автобус. Дорога занимает 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 4 евро.

Время отправления автобуса стыкуется со временем прибытия парижского поезда. Так, поезд из Парижа прибывает в Вернон в: 9-11, 11-11, 13-11, 15-11.

Автобус отправляется из Вернона в Живерни в: 9-25, 11-25, 13-25, 15-50.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Подбор отелей - Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке . В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

Съём жилья у хозяев -




Top