Лариса гергиева семья. Концертмейстер лариса гергиева принимает поздравления

Во время Пасхального фестиваля (7 мая), когда на сцене Сургутской филармонии артисты Мариинского театра давали оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (лирические сценки в концертном исполнении), в перерыве между действиями мне удалось побеседовать с руководителем программы и концертмейстером, народной артисткой России Ларисой Гергиевой (как вы понимаете, сестрой маэстро Валерия Гергиева). Мне она была очень интересна как художественный руководитель академии молодых певцов Мариинки (см. «Вестник» № 19 от 9 мая и № 20 от 16 мая). Поразительно, сколько эти талантливые люди, брат и сестра, делают для культуры - и русской, и общемировой.

Разглядеть драгоценную породу в необработанном камне гораздо проще, чем услышать голос и увидеть актёрские данные в ещё нераскрывшемся молодом артисте. Лариса Гергиева -чуткий педагог и концертмейстер, чья сложная и кропотливая работа в Академии молодых певцов состоит в том, чтобы увидеть, услышать и позволить раскрыться вокальному и актёрскому таланту начинающего артиста. Результат этой грандиозной и скрупулёзной работы ценят меломаны по всему миру: Мариинская труппа ассоциируется у всех, прежде всего, с прекрасными голосами.

Лариса Абисаловна Гергиева художественный руководитель не только Академии молодых певцов Мариинского театра, но и Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ). Она обладает выдающимися музыкальными и организаторскими качествами, является одним из лучших вокальных концертмейстеров с мировой известностью, директором и членом жюри многих престижных международных вокальных конкурсов. Среди её воспитанников - 96 лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов. Более 100 оперных постановок подготовила она для разных театров мира.

Поскольку поводом для приезда Ларисы Абисаловны стал Пасхальный фестиваль, разговор я начала с вопроса, касающегося этой темы, а именно:

- Почему Сургут вошёл в состав счастливых городов, в которых проходит Пасхальный фестиваль?

Ну а почему нет?.. Пасхальный фестиваль ездит по стране, постоянно расширяет свою географию, масштаб. И на сей раз, по-моему, более 50 российских городов, больших и малых, охватил. Это не может не радовать и очень впечатляет. Благодаря этому фестивалю жители небольших или очень отдалённых от Санкт-Петербурга и Москвы городов имеют возможность послушать концерт, оперу или какие-то редкие симфонические программы с нашим знаменитым оркестром. Или же камерные программы с удивительными произведениями - и малознакомыми, и хитами русской и западноевропейской музыки, что и произошло сейчас, когда мы ездили на Алтай, по городам Сибири с камерными программами, которыми я ведаю. Они очень большой вызывают интерес у любителей музыки, а молодым солистам позволяют знакомиться со страной. Я учу их петь одинаково хорошо, выкладываться, и в Париже, и в Лондоне, и, скажем, в Кемерово, Барнауле и Томске... В первую очередь - в нашей стране, для своего зрителя. В советское время, когда я была молодой, культурные связи между городами, республиками внимательно отслеживались государством. Артист просто обязан был ездить на гастроли, представлять свой театр или филармонию. Были очень интенсивные творческие связи. Потом долгое время ничего не проводилось. И сейчас театры с трудом находят возможность выезжать на гастроли. Слава Богу, что есть Пасхальный фестиваль, благодаря которому у зрителей, меломанов страны есть возможность послушать академическую музыку.

- В последнее время у нас, в Сургуте, культурная жизнь снова всколыхнулась благодаря открытию нового здания филармонии...

Кстати, меня приятно удивляет то, в каком состоянии ваша филармония. В стране очень много филармоний полуразрушенных, в которых дела идут не так хорошо и внутри не так уютно. А у вас такое замечательное помещение!

- Как вам наш зритель?

Зритель?! Зритель неплохой. Но бывает и горячей. Видимо, климат сказывается (смеётся).

- Лариса Абисаловна, как в целом, на ваш взгляд, воспринимают сегодня местные любители музыки оперное произведение?

Мне кажется, настороженно. Может, не очень ещё подготовлен зритель к восприятию академической музыки. Надо с оперой больше знакомить, потому что есть определённые традиции. Например, где аплодировать, а где не нужно. Надо знать арии. Для этого ухо должно быть воспитано. Публику тоже надо воспитывать. Вывод один: как можно чаще привозить таких исполнителей, такую музыку, и, я думаю, всё будет хорошо.

- А город наш понравился?

Я совершенно его не видела, потому что приехала ночью и еле успела выспаться... Надеюсь, что не последний раз я в Сургуте и у меня будет ещё время познакомиться с ним поближе. Когда приезжаешь в незнакомое место, хочется узнать, чем оно замечательно. Хотя судьба артиста такая, что не всегда удаётся это сделать. Но я стараюсь, есть города, которые ты знаешь. Например, если я везу своих артистов в Лондон, то говорю им, что нельзя не побывать там-то и там, даже если у нас всего один гастрольный день. Очень надеюсь, что у вас есть тоже такие достопримечательности, которые просто необходимо посмотреть. Поскольку теперь в орбиту Пасхального фестиваля включился Сургут, думаю, есть смысл планировать и в следующем году приезд сюда нашего театра с камерной программой.

- Лариса Абисаловна, вы ездите по всей нашей стране, да и по зарубежью, выискивая поющие «бриллианты», скажите, много ли в России красивых голосов?

В России есть, да. Но надо заниматься с ними, шлифовать их, полировать. Надо очень многих ребят просто духовно развивать, приобщать к культуре вообще. Ну, наверное, призывать читать. Сейчас время не очень читающих молодых людей. Надо отрывать их от телефонов, компьютеров. Им следует много слушать. Как поют другие, как играют оркестры. Что пишут о музыке. Есть такие ребята, приезжают из провинции и сначала теряются в Петербурге, а потом хорошо осваиваются и многого достигают. Если трудолюбивые, если фанатично хотят стать певцами, то они находят своё место под солнцем. Но это адский труд. Это профессия, которая... от самого человека много зависит, но и очень много зависит от других: педагогов, дирижёров...

- И от удачи?

Да. Помимо голоса и актёрских данных, надо ещё обладать харизмой и иметь стабильное здоровье. И быть уверенным в себе. А если этого нет, то профессионально вокалом заниматься не стоит, потому что конкуренцию не выдержать.

- Как вы считаете, важно ли вокалисту окончить высшее учебное заведение, связанное с музыкой?

Есть случаи, когда у меня в академии занимались молодые люди и без специального образования. Один мальчик пришёл после окончания лётного училища, сейчас он ведущий солист нашего театра и поёт в нью-йоркском оперном театре «Метрополитен» часто. В академии пробыл несколько лет. А если окончили консерваторию, например, ещё лучше. Всё зависит от того, какой педагог. С педагогами тоже не так всё хорошо, как хотелось бы, не так много достойных.

Бывает и такое. Но, в принципе, многому человек учится сам. Надо только, чтобы был рядом тот, кто направит в нужное русло. На каком-то отрезке жизни надо очень плотно заниматься с талантливым педагогом. В то же время поющий какой-то век настал, все поют - и стар и млад, все берут уроки, даже частные. Но это хорошо. Пусть лучше поют. Приобщаются к прекрасному, нежели гоняют по улицам и чёрт-те чем занимаются. Я много езжу по стране, и мне удаётся встречать талантливых людей в глубинке, в провинциальных городах. И некоторые проходят определённый путь развития и становятся хорошими вокалистами, профессионалами настоящими.

- Могут ли стать великими артистами, певцами те, у кого вокальные данные не очень хорошие, а техника потрясающая?

Нет-нет, они всегда проиграют тому, у кого природа. Да, можно научиться правильно петь, можно культурно петь, технично. Но если нет природных данных, рассчитывать особенно не на что.

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности. С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

Гергиева: Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха. В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение. Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

культура: Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?
Гергиева: Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления. Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость. Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой. Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

культура: С певцами не просто, они ведь все разные…
Гергиева: Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства. Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

культура: Влюбленность в голос пришла сразу. Театр пленил Вас так же стремительно?
Гергиева: С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов. Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура». Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

культура: Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?
Гергиева: В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано. Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр. На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Мы сейчас имеем целую россыпь звездных голосов, они задействованы, востребованы. Меня лично очень привлекают большие ансамблевые оперы, ведь это прекрасная возможность для молодых проявить себя и расти на самом разном репертуаре. Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход. В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

культура: Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?
Гергиева: Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу. Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития. Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.

Фото на анонсе: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС

В Москве и Санкт-Петербурге в течение одной недели пройдут творческие вечера Ларисы Гергиевой. Фамилия ее знакома даже самой "широкой публике": маэстро Гергиев, Валерий Абисалович, худрук Мариинского театра - родной брат Ларисы Абисаловны. Но люди посвященные, приобщенные к миру музыки, понимают: Лариса Гергиева сама по себе - явление, талант уникальный. Художественный руководитель Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре, лучший концертмейстер мира по версии Би-би-си, организатор нескольких престижных международных вокальных конкурсов... В канун творческих вечеров, приуроченных к 50-летию творческой деятельности, она поделилась с "РГ" секретами своей профессии - самой таинственной в мире музыки. Рассказала, почему их с братом в свое время не приняли в музыкальную школу, и объяснила, как голос влияет на характер.

Лариса Абисаловна, как получилось, что из семьи, вовсе не имеющей отношения к профессиональному искусству, вышли сразу два знаменитых музыканта - вы и ваш брат?

Лариса Гергиева: В роду у нас действительно никогда не было профессиональных музыкантов. Но моя мама очень неплохо владела таким национальным инструментом, как осетинская гармошка. А отец - он был военным, полковником, очень красивый, высокий, харизматичный человек - прекрасно танцевал. И когда мы скитались по военным городкам (этим, кстати, объясняется то, что все родились в разных местах: я в Молдавии, брат в Москве, сестра в Осетии), отец с мамой всегда принимали участие в конкурсах художественной самодеятельности и везде занимали первые места.

Перед сном вместо детективов и дамских романов читаю клавиры. Это мое любимое чтение

А когда папа вышел в отставку, мы поселились во Владикавказе. Пришла пора идти в первый класс, и мама стала думать, куда нас отдавать. Первыми, кстати, наши способности отметили соседи - рядом жил музыкант из оркестра, он настоятельно советовал родителям: "Они же у вас поют, и очень чисто, запишите их в музыкальную школу!"

Мы сдали вступительные экзамены и с треском вылетели. Оба: и я, и Валерий. Тогда во Владикавказе была единственная музыкальная школа, она пользовалась невероятной популярностью, в городе был бум: все хотели учить детей музыке. А у нас никаких связей не было. Тем не менее соседи настояли, нас прослушали еще раз, и Валерия (мальчики в таких заведениях всегда в дефиците!) приняли, а меня нет. Я горько плакала, но вместе с братом, держась за ручки, ходила в эту школу. Как старшая (мы погодки) записывала ему домашние задания (обычно это делали родители детей). Видимо, оценив такое рвение, меня вскоре тоже записали в школу.

Все, кого учат музыке, проживали в детстве такой период: не хочу заниматься, брошу. Даже Моцарта отец заставлял...

Лариса Гергиева: Никогда! Нас никогда не заставляли. Мне кажется, чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями. С родителями нам повезло: они столько внимания уделяли каждому! Мы учились в лучшей школе города (в свое время там учились Евгений Вахтангов, Павел Лисициан - великий баритон Большого театра, первый из советских певцов, выступивший на сцене Метрополитен-опера).

Кстати, кто бы мог подумать, что в недалеком будущем судьба сведет нас с ним. Мы летели на какой-то конкурс в одном самолете (он в жюри, я - как концертмейстер тенора), я подошла к Павлу Герасимовичу и очень робко призналась, что мы земляки. Он обрадовался, оживился - много вспоминал о своем детстве.

В конце поездки я ему сказала: вот посмотрите, я когда-нибудь сделаю вокальный конкурс вашего имени. Он не поверил: "О чем ты говоришь?" Но сегодня этот конкурс живет, уже прошел четыре раза, в последний раз 11 стран приняли в нем участие. И Павел Лисициан успел до него дожить.

А правда, что фото своей первой учительницы вы всегда носите с собой в сумочке?

Лариса Гергиева: Правда. Зарема Андреевна Лолаева - первая осетинская профессиональная пианистка, основатель исполнительской школы. Очень требовательный, взыскательный человек. К каждому ученику у нее был абсолютно индивидуальный подход. И она быстро поняла, что рамки фортепиано для Валерия тесны. Она привела его к дирижеру Анатолию Аркадьевичу Брискину. Строже педагога я не знаю. Сыграть не по ноткам, допустить какую-то ошибку в исполнении - для него было сродни преступлению. Он свирепел. Или натурально мог заплакать от расстройства. Он предлагал нам с Валерием много играть в четыре руки, особенно симфонические произведения: брату, как будущему дирижеру, это было важно. Один раз, помню, мы как-то недостаточно подготовили Брамса, и Брискин нас закрыл в классе. Когда эти симфонии мы довели до блеска, здание было уже закрыто. И мы выбирались через окно: у Валерия всегда было много друзей, они ждали его снаружи и помогли нам вылезти.

Кстати, Брискин занимался с Валерой каждый день - хотя предмета "симфоническое дирижирование" в программе не было. Но видя невероятные способности, он понимал: бросать ученика нельзя.

Так определилась профессия?

Лариса Гергиева: Маме хотелось, чтобы единственный сын шел по стопам отца, стал офицером. Но все определилось, когда отец умер. Он ушел очень рано - в 49 лет. Мы были в таком возрасте - 7-8-й класс... Я сразу пошла в училище, и Валерий заявил, что хочет заниматься музыкой. Мама согласилась. Она вообще говорила: "Все будет так, как скажет Зарема Андреевна Лолаева". Она была экспертом по нашим специальностям.

А вам не обидно, что ваша профессия - концертмейстер - такая негромкая, не на виду? Что вам всегда приходится жить как бы в тени брата?

Лариса Гергиева: Я не согласна. Да, дирижер возглавляет все. Но если я прихожу в какой-нибудь театр на оперный спектакль, то через 10-15 минут могу сказать, кто эту оперу готовил - хороший концертмейстер или не очень. Какая рука. Концертмейстер, которому доверяют делать оперу, ответственен за все: он подбирает состав, организует процесс выучки (а для этого надо самому все очень хорошо знать). Затем идет кропотливая, ювелирная работа с разучиванием: ты здесь вокалистам и врач, и педагог, и няня, и друг, и психолог, и учитель, и военный командир. Певец должен знать о своем персонаже все: эпоху, исторические подробности, литературный контекст, с кем дружил, в кого влюблялся... Знаете, какие списки книг я своим певцам составляю? А потом ты продолжаешь вести эту оперу, ты - организатор процесса. Если неудача, очень жестко спрашивают в первую очередь с тебя. Со всеми вытекающими.

И младший брат с вас так спрашивает?

Лариса Гергиева: На работе мы вообще не родственники. Но ситуаций таких у меня не бывало: готовлю все тщательно.

Сложность в постановке опер заключается сегодня еще и в том, что по современным требованиям все исполнители должны быть примерно того же возраста, что их герои.

Но поскольку я руковожу Академией молодых певцов, я стараюсь, чтобы все мои девочки и мальчики были красивы, чтобы понимали стиль времени. Одно дело - кантату Баха петь, другое - Серебряный век. Ой, какой у нас недавно случай произошел - это ужас! Сейчас расскажу. Недавняя премьера "Дневник Анны Франк": каждый вздох и взмах ресниц отрепетирован. Спектакль идет с невероятным успехом. И вдруг я получаю эсэмэску: "Как же так? Ваша исполнительница босиком идет по ступенькам - а у нее красный педикюр". Певица, видно, так волновалась перед премьерой, что упустила это из виду. А певица чудесная. Моя вина: я не отследила.

Знаю, что перед сном вместо детективов и дамских романов вы читаете клавиры.

Лариса Гергиева: Ноты, да. Это мое любимое чтение.

Сколько же опер вы знаете "от" и "до"?

Лариса Гергиева: Если говорить о тех, что готовила, ставила - больше сотни. Но есть ведь еще разные редакции - порой это почти разные произведения. А если вести речь о тех клавирах, которые знаю, чтобы их учить, которые могу разбирать, говорить о них - наверное, названий двести наберется. Но это - большие оперы.

В вашем театре есть несколько циклов прекрасных постановок. Скажем, "Маленькие оперы для детей", где наряду с современными шедеврами, например оперой Сергея Баневича "Сцены из жизни Николеньки Иртеньева" по повести "Детство" Льва Толстого, идут и полузабытые произведения - скажем, опера Сергея Прокофьева "Великан", которую композитор написал в 9-летнем возрасте. Или проект "Наш ХХ век" - он целиком состоит из опер советских композиторов, мало представленных на сегодняшней сцене. Или ваши монооперы. Композитор Леонид Клиничев написал триптих по стихам и прозе русских поэтесс "Марина", "Анна" и вот сейчас - "Зинаида"...

Лариса Гергиева: "Зинаида" у нас только что вышла.

Что подвигает вас на эти проекты? Не лень вам композиторов агитировать за написание новых опер?

Лариса Гергиева: Нет, мне не лень. Одна из причин - чтобы мои ребята из Академии молодых певцов (а их уже около двухсот) умели петь ВСЕ. На всех певческих языках, в любых жанрах. Камерная опера была мне всегда очень интересна: и сейчас, когда у нас в театре столько прекрасных площадок, грех ими не воспользоваться.

Чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями

В "Зинаиде" я предложила сделать кусочек взаимоотношений Гиппиус, Мережковского и Философова, этот загадочный треугольник. Очень талантливого режиссера Алексея Степанюка попросила поставить. Его репетиции превращались в какие-то невероятно насыщенные лекции по истории Серебряного века. Я горжусь, что моя идея заставила молодежь обратиться к творчеству замечательной поэтессы.

И детская тема очень меня занимает. Сейчас мы делаем "Трубочиста" Бриттена. Это сложно, но очень интересно. У меня такой характер: если я каким-то "микробом" заражена, я обязательно должна довести это дело до конечной цели.

Нет, сначала вы находите союзников по "заболеванию".

Лариса Гергиева: Это правда. Сейчас, например, я одержима идеей сделать спектакль про замечательного российского военачальника, генерала Абациева. Человек необычайной храбрости, он начинал как адъютант Скобелева. Это самый прославленный осетин, герой многих войн, к 1918 году он получил все военные награды, какие только есть: более сорока иностранных орденов, все четыре Владимира, орден Белого орла... После революции эмигрировал в Белград, где нашел себе место в университетской библиотеке. Он мне снится ночами...

Если говорить о пятидесятилетии вашей творческой деятельности - объясните, вы что же, с 15 лет концертируете?

Лариса Гергиева: В 15 лет меня за ручку Лолаева привела к певцу Виктору Константиновичу Дзуцеву, сказала: "Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве". А он был такой настоящий бас нашего оперного театра. Мы стали репетировать, он стал рассказывать мне какие-то тонкости ремесла. Между прочим, сказал: "На сцене мало ли куда меня поведет - ты должна предугадывать мое стремление перевести дыхание..." Я спрашиваю: "А кто ведущий в нашей связке - вы или я?" "Конечно, я", - отвечает он. "Но тогда, - говорю, - я буду отставать". "Ладно, - говорит, - ты веди, но делай это так, чтобы я думал, будто веду я". С тех пор это стало моим главным принципом в работе в певцами.

Лариса Гергиева: Мне очень везло, потому что Господь Бог дарил меня дружбой с такими людьми. Ирина Константиновна Архипова - это носитель какой-то невероятной певческой культуры, живая энциклопедия всего, что про вокал. У нее все было правильно, отточено до мелочей. А Елена Образцова - полный антипод. У нее никогда ничего не повторялось, всегда пела по-новому. Один раз мы с ней выступали вообще без репетиций, за 15 минут до концерта прибыли на сцену с разных гастролей. Попробовали кусочек одной арии, другой, она говорит: все, хватит, даже не надо репетировать. И знаете - это был лучший концерт в моей жизни. Я организовала конкурс к юбилею Елены Образцовой (мой подарок ей к 60-летию). Сейчас он прошел уже в десятый раз. Я помню, как из Лейпцига, за несколько недель до ухода, она прислала мне смс: "Лариса, не бросай конкурс!" Это было ее завещание.

Галина Горчакова - необыкновенной красоты тембр. Могучий, наикрасивейший голос. Ольга Бородина... И ведь у каждого певца ты чему-то учишься.

Лариса Гергиева: Не забывайте, что мой муж Грайр Ханеданьян тенор! Но в принципе - да, у теноров такие партии всегда - повышенная экзальтация, горячие чувства. А героини меццо-сопрано - всегда со страстями, нежными созданиями они не могут быть. Басы часто инфантильны, созревают к позднему возрасту.

Но вот что меня занимает: на мой взгляд, голос - это высшая награда, которой может наделить человека Бог. А когда певец уходит, куда он девается? Не может быть, чтобы этот божественный голос исчезал навсегда. Наверное, он вселяется в кого-то из следующих поколений... Улетает и возвращается к другому.

Лучший концертмейстер в мире, уникальный педагог по вокальному искусству, выдающаяся пианистка - все это о Ларисе Гергиевой. На этой неделе она принимала поздравления с 50-летием творческой деятельности, а на днях отметит собственный юбилей. Гергиева выступает на мировых площадках, ей доверяют звезды классической сцены. А учиться у нее мечтают начинающие исполнители из разных стран - метод работы народной артистки России с молодыми талантами считается уникальным.

Самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было 15, и она уже как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.

Сегодня Би-Би-Си называет ее лучшим концертмейстером в мире, а Лариса Абисаловна лишь молча улыбается. Куда ей до громких титулов, когда ждут ученики и работа каждый день по 18 часов. Вот уже почти 20 лет она руководит Академией молодых оперных певцов при Мариинском театре. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой. Деликатно, почти шепотом она дает совет.

К каждому артисту - особый подход. Не удивительно, что профессионалы ее учеников узнают сразу, что называется, по культуре пения. А она продолжает искать новые дарования, организуя сразу несколько престижных международных и российских вокальных конкурсов.

В ее кабинете всегда цветы - ученики приносят их ей и без повода, и первые подарки к юбилею. Портрет из фотографий дорогих ей людей. Здесь и кумир юности Ален Делон, с которым познакомилась на гастролях в Париже, и Елена Образцова, с которой объездила весь мир, выступая практически без репетиции, ведь великая Образцова каждый раз пела по новому, а Гергиева ее чувствовала, здесь и родной брат - маэстро Валерий Гергиев.

Кстати, она - одна из немногих, кто не только преподает, но еще и ставит оперные спектакли на сцене Мариинки. Одна из последних ее премьер - моноопера «Записки сумасшедшего».

«Это такое огромное удовольствие, такое счастье, когда певец, с которым ты что-то приготовил, выходит на сцену, уже в костюме, в гриме, поет партию в сопровождении оркестра, создает образ, а ты в этом принимал самое непосредственное участие, а ты стоишь в кулисах и страшно переживаешь», - рассказывает Лариса Гергиева.

В день юбилея из кулис все-таки выйти придется - принять поздравления. Здесь будут выступать ее ученики - и это, наверное, и есть главный подарок. До их выступления несколько минут. Каждая нота, каждый звук, разумеется, отточены до идеала, осталось только поправить бабочку, ведь выступать без ее напутственных слов - плохая примета.

«Сейчас мне очень хочется, чтобы мои ученики как можно ярче проявились, состоялись, и чтобы я еще успела как можно больше научить», - говорит Лариса Гергиева.

Лариса Гергиева. Фото – Андрей Пронин/ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности.

С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

— Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха.

В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение.

Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

— Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?

— Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления.

Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость.

Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой.

Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

— С певцами не просто, они ведь все разные…

— Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства.

Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

— С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов.

Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура».

Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

— Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?

— В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано.

Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр.

На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход.

В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

— Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?

— Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу.

Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития.

Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.




Top