Лебединская лидия борисовна. Игорь губерман - биография, информация, личная жизнь

Родился 2 июня 1932 г. в Москве в актерской семье. Едва начавшись, столичная жизнь маленького школьника была прервана войной. Осенью 1941 г. семья эвакуируется в Омск и только летом 1943 г. возвращается в Москву. В 1950 г. Ярослав окончил школу, но, к удивлению родителей, не захотел поступать на операторский факультет Всесоюзного института кинематографии, как советовал ему отец, а подал документы на открытый незадолго до этого секретный ракетный факультет МВТУ имени Н.Э. Баумана. Объясняя это решение, Ярослав говорил, что стремление заниматься ракетной техникой у него возникло в Омске в 1942 г., когда он с упоением прочел роман А. Толстого «Аэлита».
Студенческие годы пролетели быстро. Пройдя производственную практику на заводе в Днепропетровске (накануне назначения туда М.К. Янгеля) и сборы в Гороховецких военных лагерях (там Ярослав приобрел опыт стрельбы из гвардейских минометов «Катюша»), он приступил к дипломной работе, которая называлась «Расчет ЖРД тягой 100 тонн». Свой проект Я.К. Голованов разрабатывал в лаборатории НИИ-1 МАП (ныне Центр имени Келдыша) под руководством будущего члена-корреспондента АН СССР А.П. Ваничева.
Однако при распределении после окончания МВТУ в 1956 г. он был направлен в другую лабораторию, занимавшуюся совсем другой тематикой, которой руководил будущий академик Г.И. Петров. В это время Голованов переживал кризисную ситуацию: надо было срочно переучиваться с теплотехника на аэродинамика, да и вообще он начал понимать, что занимается не совсем своим делом, что его призвание в другом.
В ноябре 1957 г. он делает первую попытку сотрудничества с отделом науки газеты «Комсомольская правда». Ярослав сразу влюбился в эту газету. Какое-то время он ухитрялся совмещать работу и в НИИ, и в газете, а в феврале 1958 г. главный редактор «Комсомольской правды» А.И. Аджубей предложил ему занять должность литературного сотрудника отдела науки. С этого времени вся жизнь Ярослава Кирилловича была связана с «Комсомолкой».
Увлеченность журналистикой позволила Голованову быстро занять одно из ведущих мест среди молодых сотрудников «КП». Кроме газетных очерков, в 1963 г. он начинает публиковать небольшие научно-популярные книжки: «Штурм бездны», «Путешествия в страну урана» и повесть «Кузнецы грома», в которой впервые в советской литературе появляются новые герои - конструкторы космических ракет и кораблей. Опубликованная в журнале «Юность» (№1, 1964), а затем вышедшая отдельной книгой, эта повесть привлекла внимание С.П. Королева. Вскоре после этого Сергей Павлович предложил Ярославу самому слетать в космос.
В 1965 г. Голованов начал проходить медкомиссию в ИМБП, а через год он должен был пройти повторные проверки, но неожиданная смерть Королева в январе 1966 г. перечеркнула планы журналиста о космическом полете. В 1989-1990 гг. Ярослав Кириллович предпринял еще одну попытку стать первым журналистом в космосе, но строгую медкомиссию ему уже не удалось преодолеть.
Журналистская карьера Я. Голованова складывалась весьма успешно. В 1960 г. он уже заведовал отделом информации, в 1963 г. стал разъездным корреспондентом, в 1966 г. - членом редколлегии «Комсомолки». Стремясь к творческой работе, Ярослав Кириллович в 1968 г. перешел на должность обозревателя, и в этом высшем журналистском творческом звании он оставался до последних дней своей жизни.
За почти полвека Я.К. Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, более 20 книг общим тиражом свыше 2.3 млн экземпляров, изданных на 25 языках.
Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была космонавтика. В течение 10 лет он являлся специальным корреспондентом «Комсомольской правды» на космодроме Байконур. С темой космоса связаны многие его книги: «Кузнецы грома» (1964), «Этюды об ученых» (1970, 1976, 1983), «Архитектура невесомости» (1978, 1985), «Наш Гагарин» (1978), «Марсианин» (1985), «Космонавт №1» (1986), «Дорога на космодром» (1982), «Правда о программе APOLLO» (2000), «Отчизны звездные мгновения» (2001). Делом всей своей жизни Ярослав Голованов считал работу над фундаментальной книгой «Королев. Факты и мифы», которая была опубликована издательством «Наука» в 1994 г.
Одной из последних работ Голованова стал трехтомник «Заметки вашего современника» (2001), который охватывает полвека жизни автора.
Я.К. Голованов являлся членом Союза писателей и Союза журналистов, академиком Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. В 1982 г. ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
За пропаганду достижений в освоении космоса награжден орденом «Знак почета» (1975; за освещение программы «ЭПАС»), медалями К.Э. Циолковского, С.П. Королева, М.В. Келдыша, ГДЛ-ОКБ, Н.А. Пилюгина, В.П. Макеева, Почетными грамотами и знаками ЦК ВЛКСМ, Почетным дипломом имени Ю.А. Гагарина Федерации космонавтики России. Являлся лауреатом высшей журналисткой премии «Золотое перо».

Яросла́в Кири́ллович Голова́нов (2 июня 1932 года , Москва - 21 мая 2003 года , там же) - советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки. Автор 20 книг, более 1200 газетных и 160 журнальных статей. Лауреат двух высших журналистских премий «Золотое перо России ». Заслуженный работник культуры РСФСР (). Отец В. Я. Голованова .

Биография

Родился в артистической семье. Дед - Н. Н. Голованов - переводчик «Божественной комедии» Данте Алигьери с итальянского на русский язык. Отец, К. Н. Голованов был основателем и первым директором Московского передвижного театра драмы и комедии (Театр Транспорта, ныне «Гоголь-центр »), работал в управлении театров Комитета по делам искусств при СНК РСФСР , был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать Анфиса Васильевна Голованова (урожденная Козлова) под псевдонимом Андреева была ведущей актрисой Театра Транспорта. В с семьёй эвакуирован в Омск , в вернулся в Москву.

  • - окончил среднюю школу в Москве.
  • - окончил ракетный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана . Дипломный проект (расчёт ЖРД с тягой в 100 тонн) выполнил под руководством А. П. Ваничева . По распределению направлен в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но был определён в лабораторию Г. И. Петрова не по своей специальности, что послужило причиной поиска других направлений деятельности.
  • февраль - отобран из ряда кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук газеты «Комсомольская правда », с которой связана вся его будущая журналистская и писательская деятельность.
  • с - заведующий отделом информации
  • с - разъездной корреспондент
  • с - член редколлегии газеты
  • с - обозреватель газеты, опубликовал цикл очерков «Этюды об учёных».
  • В начале 1990-х годов сотрудничал в журнале «Обозреватель», после его закрытия вернулся в «Комсомольскую правду».

Более 10 лет был специальным корреспондентом газеты на космодроме «Байконур » и в ЦУПе .

Умер от инсульта. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Творчество

Главная тема творчества - космонавтика. С темой космоса связаны книги «Кузнецы грома», «Правда о программе Apollo», «Этюды об ученых», «Этюды о великом», «Архитектура невесомости», «Наш Гагарин», «Марсианин», «Космонавт N 1». Книга «Дорога на космодром» - история космонавтики от мифического Икара до Ю. А. Гагарина . Около 30 лет проработал над фундаментальной биографией главного конструктора С. П. Королёва «Королев. Факты и мифы», вышедшей в издательстве «Наука» в 1994 г.

В 1966-1970-е гг. входил в коллектив авторов-фантастов, печатавшихся под псевдонимом Павел Багряк . В 1998-1999 гг. опубликовал записные книжки «Заметки вашего современника».

Космическая программа

Ярослав Голованов послужил прототипом журналиста Владика Башкатова в романе Владимира Орлова «Бубновый валет».

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Голованов, Ярослав Кириллович"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Лаборатория Фантастики»
  • www.rtc.ru/encyk/bibl/biblioteka.htm
  • //Известия 22.05.03
  • //Новая газета 21.12.07

Отрывок, характеризующий Голованов, Ярослав Кириллович

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…

Отец - Кирилл Николаевич Голованов - основатель и первый директор Театра Транспорта, который ныне известен как Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя, работал в управлении театров Комитета по делам искусств, был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать - Анфиса Васильевна Голованова (урожденная Козлова) - под псевдонимом Андреева почти всю жизнь была ведущей актрисой Театра Транспорта.

Едва начавшись, столичная жизнь маленького школьника была прервана войной. Осенью 1941 г. семья эвакуируется в Омск и только летом 1943 г. возвращается в Москву. В 1950 г. Ярослав заканчивает школу. К удивлению родителей он не хочет поступать на операторский факультет Всесоюзного института кинематографии, как ему советует отец, ни в Московский архитектурный институт, как рекомендует мать, а подает документы на открытый незадолго до этого секретный ракетный факультет Московского Высшего Технического Училища им.Баумана. Объясняя это решение, Ярослав говорил, что стремление заниматься ракетной техникой возникло в Омске в 1942 г., когда он прочел роман Алексея Толстого «Аэлита», который произвел на него огромное впечатление. В студенческие годы Ярослав работает очень много: лекции в МВТУ читаются по десяткам дисциплин, а количество зачетов и экзаменов приближается к сотне. Выпускники МВТУ тех лет должны были работать на всех металлообрабатывающих станках, освоить все виды сварки и литейное производство, не считая производственной практики, которую Голованов проходил на заводе в Днепропетровске накануне назначения туда выдающегося конструктора ракет М.К.Янгеля. В Гороховецких военных лагерях приобретает опыт стрельбы из гвардейских минометов («Катюш»).

Дипломную работу (расчет ЖРД - жидкостного ракетного двигателя - с тягой в 100 тонн) Я.К.Голованов выполняет под руководством будущего члена-корреспондента АН СССР А.П.Ваничева в лаборатории №8 НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но при распределении неожиданно для него направляется в другую лабораторию, которой руководит будущий академик Г.И.Петров. В определенной мере Голованов переживает кризисную ситуацию: срочно надо коренным образом переучиваться с теплотехника на аэродинамика, да и вообще, он начинает понимать, что занимается не совсем своим делом. И хотя он всю жизнь гордился двумя секретными научными отчетами, которые написал в 1956-1957 гг., он чувствует, что призвание его в другом.

В ноябре он делает попытку сотрудничества с отделом науки газеты «Комсомольская правда», которым в те годы руководит замечательный журналист и талантливый педагог Михаил Васильевич Хвастунов. Голованов влюблен в газету. Он ухитряется совмещать ее с работой в НИИ, и как раз в это же время начинается его семейная жизнь: Ярослав женится на выпускнице Физико-технического института. В феврале 1958 г. главный редактор «Комсомольской правды» А.И.Аджубей из числа нескольких кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук останавливает свой выбор на Ярославе Голованове. С этого времени вся жизнь Ярослава связана с «Комсомолкой».

Увлеченность газетной работой позволяет Голованову быстро занять одно из ведущих мест среди молодых сотрудников «КП». Весной 1959 г. он уговаривает Аджубея направить его в рыболовную экспедицию к берегам Африки. Результатом этой командировки стала не только серия газетных очерков, но и повесть «Заводная обезьяна», опубликованная в журнале «Юность» (№9, 1967 г.) и вышедшая год спустя отдельной книгой под названием «Сувенир из Гибралтара» («Молодая гвардия», 1968 г.). Еще до этого Голованов публикует небольшие научно-популярные книжки: «Штурм бездны» (Географгиз, 1963 г.), «Путешествия в страну урана» (Атомиздат, 1963 г.) и повесть «Кузнецы грома», в которой впервые в нашей литературе появляются новые герои - конструкторы космических кораблей. Опубликованная в «Юности» (№1, 1964 г.), а затем вышедшая отдельной книгой («Советская Россия», 1964 г.) повесть привлекает внимание Главного конструктора космонавтики Сергея Павловича Королева, который предлагает Ярославу самому слетать в космос. В июле-августе 1965 г. Голованов проходит все проверки в Институте медико-биологических проблем, но смерть Королева в январе 1966 г. перечеркивает планы журналиста. (В январе-феврале 1990 г. Ярослав повторяет попытку стать первым журналистом в космосе, но его бракуют по здоровью, а первым журналистом становится 47-летний японец Тоёхиро Акияма). Повесть «Кузнецы грома» открывает Голованову путь в Союз писателей СССР, куда его принимают по рекомендации Бориса Полевого и Василия Аксёнова в феврале 1966 г.

Газетная карьера Голованова складывается весьма успешно. В 1960 г. он уже заведует отделом информации, в 1963 г. становится разъездным корреспондентом, в 1966 г. - членом редколлегии. Но уже в 1968 г., стремясь к работе творческой, Ярослав по собственному желанию переходит на должность обозревателя и остается в этом высшем журналистском творческом звании все последующие годы. В течение 10 лет он - специальный корреспондент «КП» на космодроме Байконур.

Голованов много путешествует, побывав в 25 странах мира на всех континентах Земли кроме Антарктиды, как сам он говорит «купался во всех океанах земного шара». Стремясь получше узнать свою страну, Ярослав Кириллович предпринимает в 1975-1985 гг. путешествия по землям русского Нечерноземья, побывав в 30 регионах европейской части России. Адреса его репортажей: Украина, Крым, Прибалтика, Кавказ, Урал, Сибирь, Средняя Азия, горы Памира и Тянь-Шаня, Дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Курилы.

За почти полвека своей работы Ярослав Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, 20 книг общим тиражом более 2300000 экземпляров, издавался на 25 языках. Я.Голованов - лауреат высшей журналисткой премии «Золотое перо», награжден орденом «Знак почета», за пропаганду достижений в освоении космоса награжден медалями К. Циолковского, С. Королева, М. Келдыша, ГДЛ-ОКБ, Н. Пилюгина, В. Макеева, почетным дипломом Ю. Гагарина, Заслуженный работник культуры РФ.

С 1966 по 1987 год входил в состав писателей и журналистов, писавших под псевдонимом Павел Багряк .

Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была космонавтика. С темой космоса связаны его книги: «Кузнецы грома», «Этюды об ученых», «Этюды о великом», «Архитектура невесомости», «Наш Гагарин», «Марсианин» (Повесть о Фридрихе Цандере). Отдельно надо назвать книгу «Дорога на космодром» - историю мировой космонавтики для юношества от мифического Икара до реального полета Гагарина (Издательство «Детская литература», 1982 г.). Делом всей своей жизни Голованов считал работу над фундаментальной книгой «Королев. Факты и мифы», вышедшей в издательстве «Наука» в 1994 г.

В 1998-1999 гг. в «Комсомольской правде» публиковались записные книжки Ярослава Голованова «Заметки вашего Современника», охватывающие практически всю вторую половину ХХ века, вызвавшие большой интерес читателей. Автор был намерен издать их отдельной книжкой.

Я.К.Голованов был трижды женат и от всех жен имел детей: от Валентины Алексеевны Журавлевой - сыновей Василия (1960 г.рожд.) и Александра (1965 г.рожд.), от Наталии Борисовны Ласкиной - сына Дмитрия (1974 г.рожд.), от Евгении Марковны Альбац - дочь Ольгу (1988 г.рожд.).

Ярослав Голованов фотография

Отец - Кирилл Николаевич Голованов - основатель и первый директор Театра Транспорта, который ныне известен, как Московский драматический театр имени Н.В.Гоголя, работал в управлении театров Комитета по делам искусств, был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать - Анфиса Васильевна Голованова (урожденная Козлова) - под псевдонимом Андреева почти всю жизнь была ведущей актрисой Театра Транспорта.

Едва начавшись, столичная жизнь маленького школьника была прервана войной. Осенью 1941 г. семья эвакуируется в Омск и только летом 1943 г. возвращается в Москву. В 1950 г. Ярослав заканчивает школу. К удивлению родителей он не хочет поступать на операторский факультет Всесоюзного института кинематографии, как ему советует отец, ни в Московский архитектурный институт, как рекомендует мать, а подает документы на открытый незадолго до этого секретный ракетный факультет Московского Высшего Технического Училища им.Баумана. Объясняя это решение, Ярослав говорил, что стремление заниматься ракетной техникой возникло в Омске в 1942 г., когда он прочел роман Алексея Толстого "Аэлита", который произвел на него огромное впечатление. В студенческие годы Ярослав работает очень много: лекции в МВТУ читаются по десяткам дисциплин, а количество зачетов и экзаменов приближается к сотне. Выпускники МВТУ тех лет должны были работать на всех металлообрабатывающих станках, освоить все виды сварки и литейное производство, не считая производственной практики, которую Голованов проходил на заводе в Днепропетровске, накануне назначения туда выдающегося конструктора ракет М.К.Янгеля. В Гороховецких военных лагерях приобретает опыт стрельбы из гвардейских минометов ("Катюш").

Дипломную работу (расчет ЖРД - жидкостного ракетного двигателя - с тягой в 100 тонн) Я.К.Голованов выполняет под руководством будущего члена-корреспондента АН СССР А.П.Ваничева в лаборатории ©8 НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но при распределении, неожиданно для него направляется в другую лабораторию, которой руководит будущий академик Г.И.Петров. В определенной мере Голованов переживает кризисную ситуацию: срочно надо коренным образом переучиваться с теплотехника на аэродинамика, да и вообще, он начинает понимать, что занимается не совсем своим делом. И хотя он всю жизнь гордился двумя секретными научными отчетами, которые написал в 1956-1957 гг., он чувствует, что призвание его в другом.

В ноябре он делает попытку сотрудничества с отделом науки газеты "Комсомольская правда", которым в те годы руководит замечательный журналист и талантливый педагог Михаил Васильевич Хвастунов. Голованов влюблен в газету. Он ухитряется совмещать ее с работой в НИИ, и как раз в это же время начинается его семейная жизнь: Ярослав женится на выпускнице Физико-технического института. В феврале 1958 г. главный редактор "Комсомольской правды" А.И.Аджубей из числа нескольких кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук останавливает свой выбор на Ярославе Голованове. С этого времени вся жизнь Ярослава связана с "Комсомолкой".

Увлеченность газетной работой позволяет Голованову быстро занять одно из ведущих мест среди молодых сотрудников "КП". Весной 1959 г. он уговаривает Аджубея направить его в рыболовную экспедицию к берегам Африки. Результатом этой командировки стала не только серия газетных очерков, но и повесть "Заводная обезьяна", опубликованная в журнале "Юность" (©9, 1967 г.) и вышедшая год спустя отдельной книгой под названием "Сувенир и Гибралтара" ("Молодая гвардия", 1968 г.). Еще до этого Голованов публикует небольшие научно-популярные книжки: "Штурм бездны" (Географгиз, 1963 г.), "Путешествия в страну урана" (Атомиздат, 1963 г.) и повесть "Кузнецы грома", в которой впервые в нашей литературе появляются новые герои - конструкторы космических кораблей. Опубликованная в "Юности" (©1, 1964 г.), а затем вышедшая отдельной книгой ("Советская Россия", 1964 г.) повесть привлекает внимание Главного конструктора космонавтики Сергея Павловича Королева, который предлагает Ярославу самому слетать в космос. В июле-августе 1965 г. Голованов проходит все проверки в Институте медико-биологических проблем, но смерть Королева в январе 1966 г. перечеркивает планы журналиста. (В январе-феврале 1990 г. Ярослав повторяет попытку стать первым журналистом в космосе, но его бракуют по здоровью, а первым журналистом становится 47-летний японец Тоёхиро Акияма). Повесть "Кузнецы грома" открывает Голованову путь в Союз писателей СССР, куда его принимают по рекомендации Бориса Полевого и Василия Аксёнова в феврале 1966 г.

Газетная карьера Голованова складывается весьма успешно. В 1960 г. он уже заведует отделом информации, в 1963 г. становится разъездным корреспондентом, в 1966 г. - членом редколлегии. Но уже в 1968 г. стремясь к работе творческой, Ярослав по собственному желанию переходит на должность обозревателя и остается в этом высшем журналистском творческом звании все последующие годы. В течение 10 лет он - специальный корреспондент "КП" на космодроме Байконур. Голованов много путешествует, побывав в 25 странах мира на всех континентах Земли кроме Антарктиды, как сам он говорит "купался во всех океанах земного шара". Стремясь получше узнать свою страну, Ярослав Кириллович предпринимает в 1975-1985 гг. путешествия по землям русского Нечерноземья, побывав в 30 регионах европейской части России. Адреса его репортажей: Украина, Крым, Прибалтика, Кавказ, Урал, Сибирь, Средняя Азия, горы Памира и Тянь-Шаня, Дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Курилы.

За почти полвека своей работы Ярослав Голованов опубликовал более 1200 газетных статей, очерков и репортажей, более 160 журнальных статей, 20 книг общим тиражом более 2300000 экземпляров, издавался на 25 языках. Я.Голованов - лауреат высшей журналисткой премии "Золотое перо", кавалер двух советских орденов, Заслуженный работник культуры РФ.

Лучшие дня

Главной темой творчества журналиста и писателя Ярослава Голованова была и остается космонавтика. С темой космоса связаны его книги: "Кузнецы грома", "Этюды об ученых", "Этюды о великом", "Архитектура невесомости", "Наш Гагарин", "Марсианин" (Повесть о Фридрихе Цандере). Отдельно надо назвать книгу "Дорога на космодром" - историю мировой космонавтики для юношества от мифического Икара до реального полета Гагарина (Издательство "Детская литература", 1982 г.). Делом всей своей жизни Голованов считает работу над фундаментальной книгой "Королев. Факты и мифы", вышедшей в издательстве "Наука" в 1994 г. Она началась в 1966 г. и, по мнению автора, продолжается до сих пор.

В 1998-1999 гг. в "Комсомольской правде" публиковались записные книжки Ярослава Голованова "Заметки вашего Современника", охватывающие практически всю вторую половину ХХ века, вызвавшие большой интерес читателей. Автор намерен издать их отдельной книжкой.

Я.К.Голованов был трижды женат и от всех жен имел детей: от Валентины Алексеевны Журавлевой - сыновей Василия (1960 г.рожд.) и Александра (1965 г.рожд.), от Наталии Борисовны Ласкиной - сына Дмитрия (1974 г.рожд.), от Евгении Марковны Альбац - дочь Ольгу (1988 г.рожд.). Со всеми детьми Ярослав Кириллович поддерживает самые нежные отношения. В настоящее - убежденный холостяк

Живет и работает в Переделкино.

С итальянского на русский язык. Отец, К. Н. Голованов был основателем и первым директором Московского передвижного театра драмы и комедии (Театр Транспорта, ныне «Гоголь-центр »), работал в управлении театров Комитета по делам искусств при СНК РСФСР , был одним из руководителей Центрального дома культуры железнодорожников. Мать Анфиса Васильевна Голованова (урождённая Козлова) под псевдонимом Андреева была ведущей актрисой Театра транспорта. В 1941 году с семьёй эвакуирован в Омск , в 1943 году вернулся в Москву.

  • 1950 - окончил среднюю школу в Москве.
  • 1956 - окончил ракетный факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана . Дипломный проект (расчёт ЖРД с тягой в 100 т) выполнил под руководством А. П. Ваничева . По распределению направлен в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, но был определён в лабораторию Г. И. Петрова не по своей специальности, что послужило причиной поиска других направлений деятельности.
  • февраль 1958 - отобран из ряда кандидатов на должность литературного сотрудника отдела наук газеты «Комсомольская правда », с которой связана вся его будущая журналистская и писательская деятельность.
  • с 1960 - заведующий отделом информации
  • с 1963 - разъездной корреспондент
  • с 1966 - член редколлегии газеты
  • с 1968 - обозреватель газеты, опубликовал цикл очерков о представителях науки «Этюды об учёных».
  • В начале 1990-х годов сотрудничал в журнале «Обозреватель», после его закрытия вернулся в «Комсомольскую правду».

Более 10 лет был специальным корреспондентом газеты на космодроме Байконур и в Центре управления полётами .

Творчество

Главная тема творчества - космонавтика. С темой космоса связаны книги «Кузнецы грома», «Правда о программе Apollo», «Этюды об учёных», «Этюды о великом», «Архитектура невесомости», «Наш Гагарин», «Марсианин», «Космонавт № 1». Книга «Дорога на космодром» - история космонавтики от мифического Икара до Юрия Гагарина . Около 30 лет проработал над фундаментальной биографией главного конструктора Сергея Королёва «Королёв. Факты и мифы», выпущенной издательством «Наука» в 1994 году.

В феврале 1966 года как автор повести «Кузнецы грома» по рекомендации Бориса Полевого и Василия Аксёнова принят в Союз писателей СССР .

В 1966-1970-е годы входил в коллектив авторов-фантастов, печатавшихся под псевдонимом Павел Багряк . В 1998-1999 годах опубликовал записные книжки «Заметки вашего современника».

В 1960-е и 1980-1990-е годы неоднократно приглашался в




Top