Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин.

Полковник А.И.Покрышкин. 1945 год

Покрышкин Александр Иванович (1913, Новониколаевск - 1985, Москва) - сов. военный летчик. Род. в семье рабочего. В 1932 был призван в армию. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933) и Качинскую авиационную школу летчиков (1939). Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 сражался в истребительной авиации, пройдя путь командира эскадрильи, полка, дивизии. Совершил более 600 боевых вылетов, проведя 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника и первым в стране был трижды удостоен звания Героя Сов. Союза (дважды в 1943, 1944). В 1948 окончил Военную академию им. M. B. Фрунзе, в 1957 - Военную академию Генштаба. Занимал руководящие должности в войсках ПВО. В 1972 в звании маршала авиации стал председателем ЦК ДОСААФ, занимаясь этой работой до 1981. Автор военных мемуаров "Крылья истребителя", "Небо войны" и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Майор А.И.Покрышкин.
Конец мая 1943 года.

ПОКРЫШКИН Александр Иванович (21.2.1913, Новосибирск - 1985), летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Сын рабочего. Образование получил в школе авиатехников (1933), Качинской школе летчиков (1939), Военной академии имени Фрунзе (1948), Военной академии Генштаба (1957). С 1932 - в РККА. Во время Великой Отечественной войны зам. командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир 16-го гвардейского авиаполка. В 1942 вступил в ВКП(б). С мая 1944 командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. В 1946-84 депутат Верховного Совета СССР. В 1968-71 зам. главнокомандующего войсками ПВО, в 1972-81 пред. ЦК ДОСААФ. С 1976 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1979-84 член Президиума Верховного Совета СССР. с 1981 -в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Автор мемуаров "Крылья истребителя" (1948) и "Небо войны" (1980).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Учащийся школы ФЗУ Александр Покрышкин.

С супругой Марией. 1942 год

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985). Советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (май 1943 г.; август 1943 г., 1944 г.). Родился в г. Новосибирске. В Красной Армии с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу летчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Военную академию Генштаба (1957). Член ВКП(б) с 1942 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах: заместитель командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир истребительного авиаполка, с мая 1944 г. командовал истребительной авиадивизией. Показал себя новатором и организатором в развитии тактики воздушного боя: разработал и осуществил многие тактические приемы, с успехом применяемые в других авиационных частях. Особо отличился в битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, в битве за Днепр (1943), в боях над Прутом, Яссами, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В декабре 1941 года

После войны - на ответственных должностях в войсках ПВО. В 1968-1971 гг. - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 г. - председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 г. - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1976-1985 гг. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1984 гг., член Президиума Верховного Совета СССР в 1979-1984 гг. Именем Покрышкина названы улицы во многих городах России.

А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб.

За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, Покрышкин первым в стране удостоен трех медалей «Золотая Звезда». Тридцать летчиков, которыми он командовал, которых обучал и воспитывал, стали Героями Советского Союза, а трем это звание было присвоено дважды.

Согласно официальным данным, Покрышкин совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника. По словам самого героя: «Зафиксированных боевых вылетов... около семисот. Воздушных боев больше ста пятидесяти... По памяти - сбил девяносто машин. Официально - пятьдесят девять, а остальные ушли в счет войны» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 376).

Боевые друзья поздравляют А.И.Покрышкина (первый справа) с награждением
третьей медалью "Золотая звезда". 1-й Украинский фронт, август 1944 г.

Покрышкин утверждает: «Я выращен Сталиным и считаю, что, если бы во время войны нами руководили слабые люди, мы бы войну проиграли». Американцы же не упустили случая подчеркнуть, что советский летчик летал на их машине «Аэрокобра Р-59». Известно также, что президент Рузвельт наградил Покрышкина Золотой медалью Конгресса США и назвал его лучшим летчиком в мире (Там же. С. 374).

Как известно, Сталин особое внимание уделял развитию авиации в стране. В годы «сталинских пятилеток» создавались опытные конструкторские бюро, строились авиационные заводы, открывались летные школы и училища. Проводились массовые кампании по вступлению в аэроклубы. 30-е годы - золотая эпоха советских авиационных рекордов. Летчики, побившие мировые рекорды, становились национальными героями. Со страниц газет и журналов не сходили фотографии известных пилотов. У всех на слуху были имена М. Громова, 1) В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, 2) М. Водопьянова, 3) В. Коккинаки, С. Леваневского 4) и др. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1938) в воздушном параде в Москве приняли участие 360 самолетов, в Ленинграде - 220, в Киеве - 200, в Минске - 155, в Ростове-на-Дону - 100, в Тбилиси - 111, в Одессе - 50, в Хабаровске - 155, в Ворошиловске (Дальний Восток) - 315 самолетов (Правда. 1938. 11 ноября). О летчиках слагали стихи и песни, создавали художественные произведения. Их называли «сталинскими соколами».

Что же случилось во время Великой Отечественной войны? Почему из всех родов войск сталинская авиация оказалась самой уязвимой и малоэффективной? Почему германские летчики фактически до середины 1943 г. господствовали в воздухе, да и в дальнейшем не очень-то страшились возмездия со стороны советских ВВС?

Авиация в Красной Армии понесла огромные потери еще в первый день войны. В основном на аэродромах. Но 400 самолетов было сбито в воздухе. За первые шесть месяцев войны мы потеряли 6400 самолетов. Много потерь, несмотря на массовый героизм летчиков, было не только в 1941 г. Приведем некоторые сравнительные данные, давно известные на Западе, но в наших публикациях появившиеся только в последние годы.

Лучший советский ас - генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб (р. 1920 г.) - совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета противника (на фронте - с марта 1943 г.).

Лучший немецкий ас - Эрик Хартман (р. 1922 г.) - совершил 1404 боевых вылета, провел 825 воздушных боев, сбил 352 самолета (на Восточном фронте - с августа 1942 г.).

Во время войны 25 советских асов сбили каждый по 30 и более самолетов противника (вместе они уничтожили 962 немецких самолета).

34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более сбитых самолетов противника (общее число сбитых ими машин - 6582). «104 летчика Люфтваффе сбили по 100 и более самолетов. 300 немецких летчиков сбили 24 тысячи советских самолетов» (Цит. по: Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225). В статистическом исследовании «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» (М., 1993) указывается, что за время Великой Отечественной войны мы потеряли 88,3 тысячи боевых самолетов, из них в бою погибли 43,1 тысячи машин (С. 366). Получается, что 300 немецких пилотов сбили более половины советских самолетов. Утверждают, что эти цифры настолько поразили Сталина, что он приказал Абакумову немедленно арестовать министра авиационной промышленности и командование ВВС (Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 227).

«Не боясь растерять скромные запасы своего классового чутья, - пишет полковник С. Грибанов, - приведу слова аса Люфтваффе Иоганна Штейнгофа: "Начальники русских летчиков плохо готовили их. Наверно, прививали своим пилотам пренебрежение к противнику. И мы их сбивали как гусей..." (Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С. 214; 206-228).

«У немцев подготовка была намного выше, - подтверждает советский ас дважды Герой Советского Союза В.И. Попков. - Вооружение мощнее. К тому же эти летчики занимались вольной охотой и не сопровождали, как мы, бомбардировщики и штурмовики» (Цит. по: Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 216).

Сульянов дополняет: «Наши летчики после окончания авиационных школ имели сравнительно малый налет из-за нехватки самолетов, моторов, бензина, боеприпасов. Многие курсанты-выпускники имели налет на боевом самолете десять-двенадцать часов и прибывали на фронт плохо подготовленными, часто становясь добычей немецких асов в первых вылетах. Перед войной основной тип истребителей И-16 уступал Ме-109 и в скорости, и в вооружении - на "мессерах" стояли пушки, а на наших "ишаках" - только пулеметы, да еще калибра 7,62. Разве сравнимы 20-миллиметровый снаряд пушки "эрликон" и пулька нашего пулемета ШКАС?» (Сульянов А. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225).

«Следует сказать, что немцы были очень дотошны в статистике и очень консервативны в методике подсчетов... Система награждения летчиков по баллам использовалась только на Западном фронте, поскольку командование Люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с "Мустангами", "Тандерболтами" и "Москито" на Западе...» (Военные летчики: асы Второй мировой войны / Сост. Н. Крюков. Минск, 1997. С. 312).

«Спустя пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны надо все же отдать должное немецким пилотам. Попытки принизить подвиги их как летчиков путем наклеивания этикеток "фашисты" не являются полезными с точки зрения исторической правды. Подавляющее число немецких пилотов, как это можно теперь утверждать, своей первой любовью считали полеты и самолеты, а политика и патриотизм стояли у них на втором месте» (Митчем СВ., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. Смоленск, 1995; Толивер Р.Ф., Констебль Т. Дж. Эрих Хартман - белокурый рыцарь Рейха. Екатеринбург, 1998; Тимохович И.В. Вызывает сомнение... //Военно-исторический журнал. 1990. № 9).

В.И. Переяславец. А. Покрышкин. 2005

Примечания

1 М.М. Громов (р. 1899 г.) - генерал-полковник авиации. Герой Советского Союза (1934). В 1934 г. установил мировой рекорд дальности перелета (свыше 12 тысяч км); в 1937 г. осуществил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-США.

2 А.В. Беляков (1897-1982) - генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (1936). Участник сверхдальних перелетов в составе экипажа В.П. Чкалова.

3 М.В. Водопьянов (1899-1980) - генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934).

4 С.А. Леваневский (1902-1937) - Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934). Осуществил сверхдальний перелет Лос-Анжелес-Москва (1936). Погиб во время перелета через Северный полюс.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Генерал-полковник А.И.Покрышкин делится опытом по тактике воздушного боя.

Маршал авиации А.И.Покрышкин

Литература:

Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. Новосибирск, 1991.

Лётчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, Почётный гражданин города Новосибирска.

А.И. Покрышкин - выдающийся русский лётчик, участник Великой Отечественной войны, с именем которого связаны новаторские подходы в тактике применения боевой авиации.

Родился 6 марта 1913 года в г. Новониколаевске (Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии.

В 1928 году Покрышкин успешно окончил семилетку. Некоторое время подрабатывал кровельщиком, а весной 1930 года, вопреки воле отца, поступил в школу фабрично-заводского училища «Сибкомбайнстроя» и ушёл из дома в общежитие. Через 4 года по комсомольской путёвке его направили в Пермь, в авиационную школу. В сентябре 1938 года, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном сдаёт экзамен. Покрышкина отпускают в лётное училище, и снова на «отлично» менее чем через год он оканчивает знаменитую Качинскую школу лётчиков и получает направление в 55-й истребительный авиаполк.

Войну Покрышкин встретил в Молдавии и уже 23 июня открыл личный счёт - сбил первый Ме-109. Но вскоре - 3 июля - сам был подбит зенитным огнём. Находясь в медсанчасти, он начал вести альбом «Тактика истребителей в бою», в котором разрабатывал новые тактические приёмы воздушного боя.

А.И. Покрышкин шёл в атаку восьмью истребителями против 91 самолёта противника, четырьмя против - 50, тремя - против 23, в одиночку - против восьми и не знал поражений. О его тактике ведения боя докладывали Герингу, за ним фашисты устраивали настоящую охоту - безрезультатно. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!» Александр Иванович всегда помнил сам и не уставал повторять подчинённым суворовское правило: «Сам погибай, но товарища выручай», и поэтому в каждой схватке с врагом он брал на себя самое опасное - атаку ведущего.

Александр Иванович Покрышкин владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолётов, но умел ещё на земле наилучшим образом подготовить лётный состав к действиям в воздухе.

Маршал авиации Покрышкин стал единственным трижды Героем Советского Союза, получившим все три Золотые Звезды во время войны.

В 1948 г. заканчивает военную Академию им. Фрунзе, а затем Академию генерального штаба. Бесстрашный воин, патриот своей Родины и своего народа, человек чести и порядочности - он никогда не гнался за славой. Лишь в 1953 г. А.И. Покрышкин получил генеральское звание, хотя уже во время войны командовал дивизией.

В конце 60-х годов Александр Иванович стал заместителем главкома ПВО, проработав в этой должности около четырёх лет, а затем, в 1972 г., назначается председателем ЦК ДОСААФ и ему присваивается маршальское звание.

Возглавив оборонное общество, А.И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ.

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах ССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями.

И в годы войны, и после её окончания не прерывалась связь Александра Ивановича с родным Новосибирском. В каждый свой приезд в город, где прошли его детские и юношеские годы, прославленный лётчик обязательно бывал на заводе «Сибсельмаш» - здесь он работал в юности и здесь получил путёвку в авиашколу.

Несмотря на свою занятость по службе и общественную деятельность, Александр Иванович находил время и для занятий литературным трудом. В 1966 г. вышла из печати его книга воспоминаний «Небо войны», а много позже (уже после его кончины) - повесть «Познать себя в бою». Книги А.И. Покрышкина и сейчас пользуются популярностью не только у ветеранов войны, но и у молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Человек из легенды Александр Иванович Покрышкин . Биобиблиографический указатель. - Новосибирск, 2013. - 113 с.
  2. Золотые имена Новосибирска: Почётные граждане и жители города (1910-2007 гг.). - Новосибирск, 2008. - С. 38-45.
  3. Кроних Г. Высокая судьба // Созидатели: Очерки о людях, вписавших своё имя в историю Новосибирска. Т.1. - Новосибирск, 2003. - С. 358-366.
  4. Петрушин Н. Высота его подвига // Советская Сибирь. - 2003. - 5 марта. - С. 3.
  5. Шумилов В.Н. Покрышкин А.Н. // Новосибирск: Энциклопедия. - Новосибирск, 2003. - С. 681-682.

СПИСОК ВЫДАЧИ:

  1. Покрышкина, М. К. В небе - Покрышкин: [Фрагм. кн. воспоминаний М.К.Покрышкиной "Взойди, звезда воспоминаний!" о трижды Герое Сов. Союза маршале авиации А.И.Покрышкине]
  2. Устинов, Ю. С. "Соколиный удар" Покрышкина: [Ген.-майор, чл. обществ. Всерос. совета памяти трижды Героя Сов. Союза А.И.Покрышкина о некоторых эпизодах боевой биогр. летчика]
  3. Покрышкина, М. К. Ас в эпицентре мутной грозы: [Беседа со вдовой А.И.Покрышкина, трижды Героя Сов. Союза (Новосибирск)] / М. К. Покрышкина; подгот. текста А. Тимофеев
  4. Кошелев, А. Семья героя: малоизвестные страницы: К 85-летию со дня рождения А.И.Покрышкина, [трижды Героя Сов. Союза, уроженца г.Новосибирска (1913-1985 гг.) : Об истории семьи (с момента рождения родителей, И.П.Покрышкина и К.С.Мосуновой, во 2-й половине 80-х гг. XIX в. в Вятской губернии)

Александр Покрышкин является ярким примером героизма и патриотизма. Этот советский летчик-ас стал первым трижды Героем Советского Союза, дослужился до Маршала авиации СССР.

Краткая биография

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (современный Новосибирск). Его родители были рабочими на фабрике. Александр с детства посвящал много времени учебе.

С 12 лет Саша был увлечен авиацией. Он с восхищением наблюдал полеты первых самолетов.

Период учебы

После того, как Александр Покрышкин окончил -7-летнюю школу в 1928 году, он устроился работать на стройку. Через 2 года он поступил в Новосибирское техническое училище , где обучался профессии слесаря-лекальщика.

Еще через 1,5 года Александр учился на вечернем отделении института сельскохозяйственного машиностроения. Параллельно с учебой он работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой» .

Начало службы в Красной Армии

Летом 1932 года Александр Покрышкин добровольно поступил на службу в Красную Армию. В первый год службы он отучился в Пермской авиационной школе на авиатехника.

Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.

В конце 1934 года Александр стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года.

В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Служба в период Великой Отечественной войны

Александр Покрышкин прошел всю войну: с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го . Из-за близости к границе, его аэродром подвергся бомбардировке в первый же день войны.

Первый год войны

В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109 . 3 июля, одержав ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.

Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.

К середине ноября 1941 года летчик-ас выполнил 190 боевых вылетов , в том числе подавляющее большинство - 144 вылета - на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил 2 немецких самолёта лично и 1 - в группе.

1942-й год

С 1942 года Покрышкин служил на Южном и Северо-Кавказском фронтах . Он находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Последний совершенно не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации.

Серия их конфликтов привела к тому, что Александра сначала сняли с должности, затем исключили из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка «слепили» дело против него , которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку.

Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

За 1942 год А.И. Покрышкин сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 - в группе.

1943-й год

9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», Покрышкин сбил Bf.109 .

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений Александр Иванович проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.

Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели» , «кубанская этажерка» , и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Сбить ведущего

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить ведущего . Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза . За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 - в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943-го. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

1944-й год

В феврале 1944 года летчик-герой получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА - управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.

С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Трижды Герой СССР

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз . Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

1945-й год

В 1945 году полковник Александр Покрышкин командовал дивизией в ходе различных наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе.

С весны 1943 года слова «Внимание, внимание, в небе Покрышкин!», звучавшие с немецких постов оповещения, означали безотлагательную необходимость усилить осмотрительность, выйти из затяжных воздушных боев, «охотникам» -- набрать высоту, молодым и неопытным летчикам -- возвратиться на аэродромы.

Не будет преувеличением сказать, что эти слова – один из ярчайших знаков признания летного мастерства и храбрости Александра Ивановича Покрышкина, советского летчика-аса, одного из самых результативных пилотов-истребителей среди летчиков стран антигитлеровской коалиции. Александр Иванович Покрышкин – первый трижды Герой Советского Союза, кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова II степени, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «За службу Родине в вооруженных силах СССР». Кроме того, Покрышкин был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и многими другими. Был Покрышкин награжден и орденами и медалями США, ГДР, Болгарии, Вьетнама, Кубы, Монголии и других стран.

За годы Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе. Иногда, впрочем, называют другое количество сбитых Покрышкиным самолетов, некоторые авторы уменьшают их количество, другие, напротив, несколько увеличивают. В настоящее время привести точное число сбитых Покрышкиным самолетов не представляется возможным по ряду причин. Прежде всего, оттого, что не все сбитые самолеты в хаосе войны были должным образом задокументированы, кроме того, Покрышкин иной раз «дарил» сбитые самолеты своим ведомым. Но, как бы там ни было, Покрышкин остается одним из самых великих летчиков-истребителей.

Началось все еще до войны. Александр Покрышкин родился в 1913 году в Новониколаевске (теперь Новосибирск), в семье рабочего. Авиацией он был увлечен с детства. После окончания школы Александр какое-то время работал на стройке, а в 1932 году пошел служить в армию. В 1933 году Покрышкин окончил Пермскую авиационную школу, затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, и в Краснодарском аэроклубе. В ноябре 1938 года он был направлен на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу, которую с отличием окончил в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего летчика в 55 истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк в 1940-м году был передислоцирован в Молдавию, город Бельцы.

Покрышкин прошел всю войну, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, участвовал в оборонительных операциях в Молавии, на Донбассе, в Ростовской области, в воздушных боях на Кубани, в Крыму, воевал в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов, участвовал в освобождении Чехословакии, брал Берлин. Кроме того, в 1943 году в составе 16-го гвардейского авиаполка летал в Иран, чтобы поручить новую технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, в боевых условиях испытывал американские самолеты и отечественные новые типы истребителей, начиная с ЯК-1.

Впрочем, эта блестящая военная карьера могла завершиться, не начавшись. И вот почему. Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. Это был … советский самолет 211-го бомбардировочного полка - легкий бомбардировщик СУ-2. Произошла такая беда по чистому недоразумению. Дело в том, что такие бомбардировщики появились в наших частях перед самой войной и их вид был незнаком истребителям. Вот Покрышкин по недоразумению и принял СУ-2 за вражеский самолет. Будущего аса спас хаос первого дня войны он отделался нагоняем. К тому же пилот нашего бомбардировщика выжил после падения.

Был и еще один момент, который мог стоить Покрышкину не только карьеры, но свободы и, возможно, жизни.

Это было в 1942 году. Покрышкин тогда уже был известен, как отличный летчик, командовал эскадрильей. У него возник серьезный конфликт с командиром полка Н. В. Исаевым. Покрышкин был не просто блестщим летчиком, он был новатором и теоретиком воздушного боя. Сложившуюся к этому времени тактику он считал устаревшей и много работал над более совершенными и современными подходами. По воспоминаниям сослуживцев, он «чертил схемы, делал расчеты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Летчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. Его землянку называли «воздушной академией». Исаев критики устаревшей тактики советской авиации не принимал. Серия конфликтов привела к тому, что Покрышкин был исключен из партии и снят с должности. Более того, однажды имела место стычка в офицерской столовой, на основании которой было сфабриковано целое дело против Покрышкина. Оно было направлено для рассмотрения в военный трибунал. Бог знает, чем кончилась бы эта история, если бы не заступничество комиссара полка и вышестоящего начальства. Дело было прекращено, Покрышкину вернули партбилет и восстановили в должности.

Новаторство Покрышкина заключалось в том, что он отказался от построения боя в горизонтальной плоскости, как это было до сих пор. К этому времени появились новые самолеты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, и возникла возможность «полезть на высоту», как говорили летчики. Формула победы в воздушном бою от Покрышкина имела такой вид: «высота - скорость - маневр - огонь».

Вот лишь один пример применения этой формулы самим Покрышкиным.

12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на большой высоте, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары «мессершмиттов», которые находились выше его. Это была излюбленная тактика немецких асов: нанести неожиданный удар в спину, и снова скрыться. Но Покрышкин резко взметнул он свой истребитель вверх. Набрав высоту, перевалил его и с пикирования устремился в атаку. Меткая очередь - и один «мессер» пошел к земле.

Еще в момент набора высоты Покрышкин увидел, что пару наших истребителей атакует четверка «мессершмиттов». Он не стал атаковать ведомого сбитого им фашиста, а бросился на помощь товарищам. Ударил снарядами по одному «мессеру», проскочил вниз, развернул самолет и пошел в лобовую на третий вражеский истребитель. Все в этой схватке решили секунды. Покрышки провел три результативные атаки - и каждая своеобразна. Сверху, снизу, лобовая атака - все было. И в каждом положении он находил единственно правильное решение и мгновенно претворял его в действие.

К числу заслуг Александра Покрышкина следует отнести и тот факт. Что это ему принадлежала мысль использовать в качестве посадочной полосы шоссейные дороги. Это сыграло решающую роль в период боев на территории Германии.

После войны А.И. Покрышкин окончил военную академию им. Фрунзе, получил звание генерал-майора авиации, занимал должности в высшем командовании ПВО страны. С января 1972 года он был председателем Центрального комитета ДОСААФ, с ноября 1981 года -- военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет.

Легендарного лётчика Александра Ивановича Покрышкина боялись как огня все пилоты Третьего рейха. 6 марта исполнилось 102 года со дня рождения легендарного советского летчика-аса. Этот пост расскажет о нелегкой судьбе великого летчика, прошедшего всю войну и ставшего маршалом авиации.

«Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!»

«Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!» - с весны 1943 года немецкие посты оповещения предупреждали своих пилотов - в воздухе русский ас. Его имя наводило ужас и на молодежь, и на асов люфтваффе. Лишь в трех случаях немцы переходили в эфире с зашифрованных сообщений на открытый текст: «Ахтунг! Хир партизанен!» («Внимание! Здесь партизаны!»); «Ахтунг! Хир панцер!» (танки) и «Ахтунг! Покрышкин!».
19 марта (6 марта по ст. ст.) исполнилось 100 лет со дня рождения Александр Ивановича Покрышкина - легендарного лётчика-аса, второго по результативности (после Ивана Кожедуба) пилота-истребителя среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
Интересно, что родился Александр Иванович в тот день, когда совершается празднование иконе «Благодатное небо» - это икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения. Название восходит к тексту богородична 1-го часа (написан на иконе внутри края сияния): «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».
Есть что-то знаменательное в этом совпадении. Небо действительно было благодатным для Покрышкина.

19 августа 1944 года А.И. Покрышкин становится трижды Героем Советского Союза. Первым и единственным в годы войны (Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб были награждены третьими Золотыми Звездами после 9 Мая 1945 года). Была вручена Александру Ивановичу и одна из высших наград США - медаль "За выдающиеся заслуги".

Покрышкин прошел войну от первого до последнего дня. Не выходил из боев с 22 июня 1941 года по август 1942-го. Позже он говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны».
Дважды был сбит, выходил из окружения. Не менее десяти раз лишь чудо спасало летчика от гибели: пули попадали в прицел, в наушник шлемофона, царапали подбородок. "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда", - говорил Покрышкин. В 1944 году он отказался от генеральской должности в штабе ВВС и вернулся на фронт.
Покрышкин - создатель новой тактики советской истребительной авиации, а также системы ввода в строй молодых летчиков. Аналитиков такого уровня среди наших и немецких асов было всего два - Александр Покрышкин и Вернер Мельдерс (погиб в авиакатастрофе в 1941 году). Что удивительно, они были не просто ровесниками, а родились практически в один день: Покрышкин - 6 (19 по н. ст.), Мельдерс - 18 марта 1913 года.
В годы Великой Отечественной войны Покрышкин стал автором знаменитой формулы воздушного боя: "высота - скорость - маневр - огонь".
Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного.
Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.
Боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в Феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.
Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.
Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины.
Бескомпромиссное отстаивание своих тактических новшеств, резкие возражения командиру полка в 1942 году привели к исключению Покрышкина из списков полка и из партии. От трибунала спасло только вмешательство вышестоящего командования.
В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

Американская «Аэрокобра», на которой воевал Покрышкин

В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным - в годы войны.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
Так почему же немцы так боялись Покрышкина, ведь он вроде бы сбил меньше, чем некоторые асы люфтваффе? Дело и в том, что немецкие асы не всегдла были, мягко говоря, скромны, и в том, что не все победы Покрышкина учитывались.
В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.
Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) на самом деле может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:
Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.
На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой этого приказа:
«В своем выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полета к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привел примеры перехвата моей восьмеркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном еще в начале войны, установлено, что сбитые самолеты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулеметом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы деремся в двадцати - тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолеты без кинопулеметов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени летчиков-истребителей этот приказ изменить».
Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены:
«Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей»
Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением. Он старался поддержать своих подчиненных, подчеркнуть, что в бою победа зависит от слаженности действий всех участников.

Звёзды уже не умещаются на фюзеляже

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю - 87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me - 109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них – Покрышкин).
Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» – донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой...

Покрышкин и Левитан

Покрышкин на Параде Победы в 1945 году

Послевоенная судьба складывалась внешне благополучно. До конца 1950-х он летает на новейших реактивных истребителях. С золотыми медалями оканчивает две военные академии. Корпуса и армии, которыми он командовал, становятся лучшими. Однако с поста заместителя главкома ПВО Покрышкин направлен руководить добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). И эта организация (нынче РОСТО) при Покрышкине мощно развивалась.
В 1972 году Александру Ивановичу присвоено звание маршала авиации. Но, как утверждает хорошо знавший Покрышкина Герой Советского Союза маршал авиации И.И. Пстыго: "Его жизнь была не только героической, но и мученической. Именно так. Он жил под тяжким бременем зависти... Мое глубокое убеждение состоит в том, что возможности Александра Ивановича, его государственный ум были востребованы менее чем наполовину. Он был бы блестящим главкомом ВВС и ПВО, он был бы отличным министром обороны... А при необходимости - и выше..."
Александр Иванович без колебаний говорил "правду-матку" и Василию Сталину, и главкому ПВО маршалу П.Ф. Батицкому, и Л.И. Брежневу... Поэтому послевоенная судьба Покрышкина сложилась далеко не так блестяще, как могла бы.
Евгений Шапошников, маршал авиации, заслуженный летчик России:
Василий Сталин, командуя военно-воздушными силами Московского военного округа, приглашал его, как и других героев, в воздушную армию. Покрышкин отказался категорически и даже очень, так сказать, остро. Не захотел под его знаменами служить по некоторым моральным причинам, потому что он был очень высоконравственным человеком. И такой был прессинг создан по отношению к Покрышкину другими помощниками, заместителями, начальниками различного рода, что он был вынужден уйти в другой вид вооруженных сил – в противовоздушную оборону. Закончил академию не Монинскую, как многие летчики-герои, а академию Фрунзе сухопутных войск. И генералом стал не сразу, примерно лет пять командовал соединениями, в подчинении у него были генералы, а ему не присваивали. И только в 53-м году, когда все Сталины ушли, он стал генералом.
Все, кому довелось служить с Александром Ивановичем Покрышкиным, говорят, что это был прямой, бескомпромиссный человек и одновременно доступный и легкий в общении.
Когда представилась возможность, он решительно перешёл на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно - патриотической работой.
В декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации.
Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушёл со своей последней должности сам.

Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага...
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.




Top