Лейденская коллекция в эрмитаже. Рембрандт, Вермеер и Леонардо: Что нужно знать о шедеврах Лейденской коллекции в Эрмитаже

В Эрмитаже с 5 сентября по 13 января . История этих миллиардеров из Нью-Йорка - это вам не «Щегол» Донны Тартт, а американская мечта. «Собака.ru» рассказывает о самом большом частном собрании голландцев «золотого» XVII века и ее главных шедеврах.

Сенсация - Вермеер у частников!

Дюжина Рембрандтов, один Вермеер из всего тридцати шести, известных миру, и единственный Фабрициус вне музейных стен - всего более 250 работ! Долгое время в среде искусствоведов ходили слухи, что на самом деле крупнейшая частная коллекция голландского искусства не существует вовсе, - ведь за исключением очень узкого круга лиц никто не видел ее целиком. Лейденское собрание (названное в честь родного города Рембрандта, наиболее ценного его фигуранта) не известные никому коллекционеры впервые показали миру лишь в прошлом году - на выставке в Лувре. Так произошел каминг-аут и Капланов, и их «подопечных» - и это была сенсация. Затем выставка побывала в Пекине и Шанхае. А продолжилось мировое турне в России - сначала в московском Пушкинском музее, а теперь и в Эрмитаже. Конечно, приедет не все, но и трети картин и рисунков достаточно, чтобы назвать событие грандиозным.


Кто такие Капланы?

Инвестиционный банкир и специалист по финансовому консалтингу, миллиардер Томас Каплан начал собирать голландскую живопись и графику «золотого» XVII века в 2003 году с подачи жены, внучки эмигрантов из России Дафны Реканати-Каплан (приобретавшей до этого мебель европейских модернистов), и тещи - Миры Реканати, урожденной Летичевской. Коллекционирование старых мастеров - уникальное занятие для современных ценителей прекрасного, почти поголовно предпочитающих авангард XX века и контемпорари. Ведь произведения old masters сосредоточены либо в крупнейших государственных музеях, либо принадлежат редким уцелевшим аристократическим фамилиям или семействам из категории «старых денег».

Однако супруги развернули в закрытом для посторонних сегменте арт-рынка бешеную активность. Томас Каплан вспоминает: «Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили. На протяжении первых пяти лет мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина II скупала, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».


Что покажут в Эрмитаже?

Ядро коллекции - два рисунка и двенадцать картин Рембрандта Харменса ван Рейна, которым Томас Каплан, по его признанию, буквально «одержим». И это крупнейшее частное собрание лейденского гения в мире! Они и прибыли в Россию, кроме рисунка «Сидящий мужчина» 1647 года. Маленькие, написанные маслом на дереве, из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка - «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Амстердамский, зрелый период рембрандтовского творчества, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», трогательнейшим «Автопортретом с затененными глазами», а также знаменитым полотном «Минерва», на котором римская богиня мудрости и войны выглядит как европейская августейшая особа - моделью была жена мастера, 23-летняя Саския.

Привезли в Эрмитаж и картины современников и соотечественников Рембрандта, представителей «тонкой живописи»: его учителя Питера Ластмана (довольно зловещий ванитас «Давид и Урия»), друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую, - в числе четырех представленных работ будут и удивительный автопортрет, на котором Ливенс - длинноволосый богемный юноша, и портрет принца Пфальцского, подростка в плаще и тюрбане. Не обойдется без картин Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю и знаменитого харлемского портретиста Франса Халса, запечатлевавшего купцов, прелатов и военных.


Также в коллекции - не имеющий отношения ни к Голландии, ни к первому буржуазному XVII веку рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя». Если использовать термин Ролана Барта, «пунктум» (неожиданный эмоциональный укол и децентрирующая деталь) пиршества североевропейской живописи, которое разразится в эрмитажных залах. А для супругов Каплан маленький, наскоро сделанный шедевр Леонардо - символ вечного, всегда продолжающегося поиска завораживающей, пугающей, никогда не тускнеющей красоты.

Текст: Артем Лангенбург

С 5 сентября по 13 января в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», на которой представлены около 80 произведений старых голландских мастеров XVII века, в том числе картины Рембрандта, работы Франса Халса и Яна Вермеера. Основной корпус работ принадлежит американскому коллекционеру Томасу Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан. Собрание их уникально не только художественной значимостью подборки, но и своей историей: Лейденская коллекция основана только в 2003 году, а сейчас она одна из лучших в мире. The Village собрал основные факты об этом примечательном феномене, а также составил компактный гид по главным экспонатам выставки.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 450 рублей

Коллекция

Американский бизнесмен Томас Каплан одержим голландской живописью с раннего детства. В шесть лет он впервые увидел картины Рембрандта в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в девять лет, отправившись с родителями в Европу, попросил отвезти его в Амстердам, потому что там родился художник. Свою карьеру он в итоге с искусством не связал (его компания занимает инвестициями в добычу полезных ископаемых), но увлечение не забросил, поддерживая отношения в сфере галеристов, искусствоведов, музейщиков и арт-критиков. Впрочем, до 40 лет о коллекционировании Каплан не помышлял. Как он позднее рассказывал в интервью, он был уверен, что интересующие его работы давно распределены по музеям и на арт-рынке их просто нет.

Первую работу «Портрет Дирка ван Берестейна» Геритта Дау Каплан приобрел только в 2003 году, а вот дальше коллекция росла стремительно: порядка 250 работ, включая 12 картин Рембрандта, были куплены всего за 15 лет - ничтожный по музейным меркам срок. Такого результата Каплан добился в первую очередь благодаря почти полному отсутствию азарта: за все это время он ни разу не принял личного участия в аукционах, действуя через представителей, почти не торговался, а решение о покупке той или иной работы принимал в считаные часы, благодаря чему в среде арт-дилеров добился репутации идеального покупателя.

Каталог и музейные выставки

Изначально супруги Каплан планировали сохранить анонимность, имена владельцев быстрорастущей коллекции оставались неизвестными широкой общественности. В то же время работы регулярно выставлялись - как в специально созданной для этих целей галерее, так и на музейных выставках. Однако в какой-то момент Каплан решил не просто выставлять картины для показа, но и создать , доступный для изучения студентами и искусствоведами. И в дальнейшем сохранять анонимность было уже невозможно. Следующим шагом стали крупные международные выставки, на которых Лейденскую коллекцию уже представляли как целостное собрание: показы уже прошли в Лувре, Национальном музее Китая, Пушкинском музее, а теперь добрались до Эрмитажа. Причем выставка в Петербурге проходит в самом расширенном варианте: помимо 82 работ из коллекции (в Москве подборка была такой же), на ней показывают восемь эрмитажных картин, так или иначе связанных с произведениями из собрания Каплана. Кроме раннего и зрелого Рембрандта - главных сокровищ коллекции, - посетители увидят работы его учителя Питера Ластмана, друга и соседа по мастерской Яна Ливенса, прославленного ученика и основателя собственной школы Геррита Дау, а еще рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя» - набросок, который был использован художником для создания картины «Дама с горностаем». Никакого отношения к голландцам рисунок, разумеется, не имеет и на выставке проходит чем-то вроде бонуса.

Рембрандт

«Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»)

В Лейденской коллекции хранятся 12 картин Рембрандта, и это почти половина всех живописных произведений великого голландца, которые находятся в частных руках. Самая ценная работа - «Минерва», созданная художником в возрасте 29 лет и, по одной из версий, написанная с молодой Саскии. Но куда любопытнее история трех ранних полотен из серии «Аллегории пяти чувств»: «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания»), «Три музыканта» («Аллегория слуха») и «Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»). Последняя из них три года назад стала сенсацией: прежний коллекционер приобрел ее на маленьком аукционе в Нью-Джерси. Изначально полотно было атрибутировано неизвестному художнику, его стартовая цена составляла всего 800 долларов. Но уже в процессе подготовки торгов специалисты стали догадываться о настоящем авторстве - и в результате картина была продана за 870 тысяч долларов, превысив эстимейт более чем в тысячу раз.

Ян Ливенс

«Портрет мальчика в плаще и тюрбане»

Второй по значимости художник в собрании - современник и друг Рембрандта, в ранней молодости делившей с ним одну мастерскую в Лейдене - Ян Ливенс. Его «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» - изображение принца Руперта Пфальцского в восточном тюрбане со страусиным пером и накидке, закрепленной золотой цепочкой, - это и кивок в сторону библейских сюжетов, и примета моды в Нидерландах и Англии того времени, когда в Европе активно развивалась торговля с Персией, а роскошь восточных посольств поражала воображение голландцев.

Геррит Дау

«Ученый, затачивающий перо»

Один из самых успешных учеников Рембрандта, создатель техники живописного письма на миниатюрных дощечках и основатель собственной школы, Геррит Дау добился непревзойденного уровня в искусстве создавать миниатюрные жанровые сценки из жизни простых голландцев. На выставке, например, представлена его работа «Ученый, затачивающий перо»: овальное изображение старика, склонившегося над письменным столом с пером и перочинным ножиком в руке, будет выставлено рядом с эрмитажной картиной Дау «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном» и «Гераклит»). На обоих из них изображен один и тот же натурщик, которого часто называют «отцом Рембрандта», поскольку он многократно появляется в произведениях Дау и многих других живописцев из Лейдена.

Карел Фабрициус

«Агарь и ангел»

Карел Фабрициус - другой талантливый ученик Рембрандта, мастер светотени и лирических пейзажей, проживший всего 32 года и погибший в результате взрыва на пороховом складе. Во всем мире сохранилось всего 16 его картин, одна из которых представлена в Лейденской коллекции. «Агарь и ангел» написана в 1645-м, вскоре после того, как Фабрициус окончил обучение у Рембрандта. Его влияние выражено здесь сильнее, чем в более поздних работах. Интересна история, связанная с интерпретацией сюжета. Изначально считалось, что картина изображает первую встречу Агари с ангелом в пустыне, куда та сбежала беременной от притеснения Сары. Однако во время одной из реставраций был удален потемневший слой лака в правой части картины, за которым скрывался сосуд с водой, - так стало понятно, что картина изображает более поздний сюжет скитания Агари с сыном по пустыне, когда ангел спасает умирающего от жажды Измаила, выведя его с матерью к источнику.

Фотографии: The Leiden Collection

Шедевры Рембрандта и Вермеера можно увидеть в Эрмитаже. В главном музейном комплексе — в Николаевском зале — разместилась Лейденская коллекция — одно из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века.

Впервые мир увидел эту коллекцию в 2017 году. Сейчас у нее, если так можно выразиться, напряженный гастрольный график. Европа, Китай, Россия, потом арабские Эмираты. Как признался Михаил Пиотровский, в Петербурге экспозиция получилась в эрмитажном вкусе. Кажется невероятным, но Лейденское чудо удалось, пусть временно, но дополнить. А вот чем — расскажет Анна Безкровная.

АННА БЕЗКРОВНАЯ, корреспондент:

«Эта выставка - можно сказать событие беспрецедентное. Ведь соединяет в себе сразу две экспозиции: одну из самых больших музейных и, пожалуй, самую крупную частную коллекцию голландской живописи XVII века, потому во временную экспозицию включили сразу 8 эрмитажных шедевров. Отличить картины можно по рамам: эрмитажные позолоченные, а привезенные - минималистично черные».

Впрочем, разница обрамления не мешает диалогу произведений. Причем, вступить в это общение некоторые полотна не могли столетиями. «Отдыхающего путника» из Лейденской коллекции и эрмитажную крестьянку разлучили. А картины, по-видимому, создавали как парные: на одной мужчина со спущенным чулком, а на второй Франц ван Мирис старший изобразил девушку с корзиной, наполненной яйцами. Одно и них разбито.

ИРИНА СОКОЛОВА, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи государственного Эрмитажа:

«В XVII веке яйца считались афродизиаком. Неслучайно эта картина еще в XVIII веке была описана, как аллегория утраченной невинности. Поэтому эти картины, которые кажутся простой бытовой сценой, имеют сложный символический подтекст».

Пусть и временно дополнять уже сложившиеся экспозиции — одна из целей коллекционеров. Супруги Дафна и Томас Каплан мыслят свое собрание как некую библиотеку, в которой музеи могут брать картины напрокат. Такая открытость поражает, как поражает и сама коллекция. За 15 лет, в XXI веке собрать истинные шедевры голландцев — это чудо, по-другому собрание и не называют.

ТОМАС КАПЛАН, коллекционер, владелец «Лейденской коллекции»:

«Сейчас я и моя семья верят в то, что пропаганда вечных ценностей - это очень важно. Цинизм, которого сейчас так много, это не совсем для нас, точнее, мы вообще его отвергаем. Вместо того, чтобы строить стены и сжигать мосты между людьми, мы используем самое свое самое сильное оружие - Ремрандта и страсть к тому, чтобы объединить людей.

К собирательству семья Капланов действительно подошла со страстью. Они начали покупать картины в 2000 году. И впервые 5 лет приобретали по одному полотну в неделю. Причем, некоторые из произведений с захватывающей историей. «Аллегорию обоняния» Рембранта, например, считали утраченной.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ,

«Картину обнаружили во время местного аукциона в Нью-Джерси. Ее хотели продать за 800 долларов, ее описали как произведение некого европейского художника XIX века. Но арт-диллеры поняли, что это не так и предположили, что это пропавший Рембрандт. Исследования это доказали.

Сейчас в коллекции три картины из серии «аллегория чувств». Это ранний Рембарндт. Его зрелая работа величественная «Минерва» уже по-настоящему монументальное произведение. Причем, художник здесь используют не только свою оригинальную, свойственную только ему светопередачу. Он новаторски смотрит и на образ богини.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ, куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США:

«В XVII веке греческих богинь изображали обнаженными, их идеализировали, они должны были возвышаться над реальностью. Но Рембрандт не делает этого. Он не идеализирует, а находит индивидуальные черты. Поэтому мы видим как будто бы обычную голландскую женщину».

Если Рембрандт стремился к некому историзму, то Вермеер запечатлел обычную жизнь. В Лейденовской коллекции есть одна его картин. Единственная в частном собрании.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ, куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США:

«Мы видим на полотне простой и понятный момент, но в этом и есть его красота. Девушка сидит за верджиналем, ее руки на клавишах, вокруг простой интерьер. Вермеер как бы запечатлел момент, который произошел в течение дня. И эта мягкость и простота привлекают».

Художник всего-то оставил чуть больше 30 полотен, и ни в одном российском музее его произведений нет. Потому на «Девушку с верджиналем» публика смотрит с особым трепетом. В Эрмитаж уже не раз привозили по картине Вермеера. Но эту российская публика видит впервые.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор государственного Эрмитажа:

Мировым в прямом смысле этого слова. Картины голландцев из американской коллекции уже были во Франции и Китае. Теперь в России. Следующий пункт — Арабские эмираты. Такой пестрый набор стран, не похожих друг на друга, еще раз доказывает: у искусства и любви к нему нет никаких границ.

Государственный Эрмитаж представляет шедевры голландской живописи одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века. Лейденская коллекция была основана в 2003 году Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан и включает около 250 живописных и графических работ.

Государственный Эрмитаж представляет шедевры голландской живописи одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века. Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан и включает около 250 живописных и графических работ.

Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в Лувре. Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае. В 2018 году шедевры Лейденской коллекции принимают в России ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Супругам Каплан, страстно влюбленным в творения Рембрандта и мастеров его времени, удалось в наши дни, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, успешно осуществить, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров - представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).

В экспозицию вошли 82 произведения выдающихся голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе 12 картин Рембрандта (включая работы как раннего лейденского периода, так и более поздние), работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта (Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка). В состав выставки вошли также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.

Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров. Картины школы тонкой живописи вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Некоторые являются различными вариантами одного сюжета, например, изображения пожилой женщины у камина Якоба Врела или «Торговка сельдью» Геррита Дау. Некоторые из них образуют пары, например, эрмитажная картина «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку, вероятно, составляла пару к «Отдыхающему путнику» ван Мириса Старшего из Лейденской коллекции. Это предположение подтверждается размерами работ и зеркальностью композиций. Другие работы также имеют точки соприкосновения. Так, на одной из самых ранних картин Геррита Дау – «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном», «Гераклит») из собрания Эрмитажа – запечатлен пожилой мужчина. Этот старик-натурщик, условно называемый в литературе «отцом Рембрандта», неоднократно встречается в произведениях как самого Дау, так и других живописцев. Очевидно, эта же модель – старик в широком одеянии и маленькой теменной шапочке – изображена в овальной композиции Дау «Ученый, затачивающий перо», принадлежащей Лейденской коллекции.

Выставка дает уникальную возможность познакомиться с голландским искусством XVII века и с тем, как воспринимает это искусство чета Каплан, чье видение позволило сформировать подборку такого высокого уровня и такой поразительной целостности. То, что входящие в ее состав произведения будут помещены в контекст Эрмитажа, даст этой концепции второе дыхание и позволит поразмыслить о том, как взаимодействуют традиция и новаторство, о том, как по-разному может складываться полемика между художниками.

Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка - «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», одну из важнейших работ этого периода. Это выдающееся произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих героических женщин древности. К этой серии монументальных мифологических женских образов относится и находящаяся в Эрмитаже «Флора».

На выставке представлена «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера - «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе купцы, священнослужители и военные. В экспозицию войдут «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».

Особый раздел выставки составляют картины лейденской школы тонкой живописи. Эти небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы, отличающиеся особой виртуозной техникой и чистым колоритом, всегда были предметом острого коллекционерского интереса. Экспонируемые произведения представляют широкий спектр жанров голландской живописи XVII века. Помимо исторических композиций, портретов и жанровых сцен, в них нашли отражение также очаровательные анималистические композиции. Исключительно высокая сохранность этих шедевров дает возможность любоваться техническим совершенством или виртуозной живописной техникой исполнения, которой владели голландские мастера. На выставке представлены работы Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом, одну из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.

Государственный Эрмитаж представляет с 5 сентября 2018 по 13 января 2019 шедевры голландской живописи одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века.

Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан и включает около 250 живописных и графических работ.

Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в Лувре. Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае. В 2018 году шедевры Лейденской коллекции принимают в России ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в Лувре

Супругам Каплан, страстно влюбленным в творения Рембрандта и мастеров его времени, удалось в наши дни, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, успешно осуществить, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров - представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).

В экспозицию вошли 82 произведения выдающихся голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе 12 картин Рембрандта (включая работы как раннего лейденского периода, так и более поздние), работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта (Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка). В состав выставки вошли также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.

Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров. Картины школы тонкой живописи вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Некоторые являются различными вариантами одного сюжета, например, изображения пожилой женщины у камина Якоба Врела или «Торговка сельдью» Геррита Дау. Некоторые из них образуют пары, например, эрмитажная картина «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку, вероятно, составляла пару к «Отдыхающему путнику» ван Мириса Старшего из Лейденской коллекции. Это предположение подтверждается размерами работ и зеркальностью композиций. Другие работы также имеют точки соприкосновения. Так, на одной из самых ранних картин Геррита Дау – «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном», «Гераклит») из собрания Эрмитажа – запечатлен пожилой мужчина. Этот старик-натурщик, условно называемый в литературе «отцом Рембрандта», неоднократно встречается в произведениях как самого Дау, так и других живописцев. Очевидно, эта же модель – старик в широком одеянии и маленькой теменной шапочке – изображена в овальной композиции Дау «Ученый, затачивающий перо», принадлежащей Лейденской коллекции.

Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров

Выставка дает уникальную возможность познакомиться с голландским искусством XVII века и с тем, как воспринимает это искусство чета Каплан, чье видение позволило сформировать подборку такого высокого уровня и такой поразительной целостности. То, что входящие в ее состав произведения будут помещены в контекст Эрмитажа, даст этой концепции второе дыхание и позволит поразмыслить о том, как взаимодействуют традиция и новаторство, о том, как по-разному может складываться полемика между художниками.

Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка - «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», одну из важнейших работ этого периода. Это выдающееся произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих героических женщин древности. К этой серии монументальных мифологических женских образов относится и находящаяся в Эрмитаже «Флора».

На выставке представлена «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера - «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе купцы, священнослужители и военные. В экспозицию войдут «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».

Особый раздел выставки составляют картины лейденской школы тонкой живописи. Эти небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы, отличающиеся особой виртуозной техникой и чистым колоритом, всегда были предметом острого коллекционерского интереса. Экспонируемые произведения представляют широкий спектр жанров голландской живописи XVII века. Помимо исторических композиций, портретов и жанровых сцен, в них нашли отражение также очаровательные анималистические композиции. Исключительно высокая сохранность этих шедевров дает возможность любоваться техническим совершенством или виртуозной живописной техникой исполнения, которой владели голландские мастера. На выставке представлены работы Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом, одну из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.




Top