Лекции паолы волковой мост над бездной. Паола Волкова Мост через бездну

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно - ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» - краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае - поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто - в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу - найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль - он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники - почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко - на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно , которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица - продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника - совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом - довольно обширная. Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение.

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение.

План росписей капеллы дель Арена в Падуе

В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны . Цикл сцен из жизни Марии начинается на южной стене в верхнем ряду у арки пресбитерия историей родителей Марии, Св. Анны и Иоакима, и продолжается на северной стене, развертываясь к арке пресбитерия, на которой представлено монументальное изображение «Благовещения».

Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа . На южной стене расположились сцены рождества и детства Иисуса. На северной стене помещены сцены чудес и торжества Христа.

Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении. На южной стене сценой «Последняя вечеря» начинается история Страстей Христовых, заканчивающаяся на противоположной стене изображением «Троицы».

Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков , Эти аллегорические фигуры семи добродетелей и семи смертных грехов изображены на цоколе в иллюзорных нишах, выписанных под мрамор, меджу широкими панелями искусственного мрамора, обрамленных чуть выступающим карнизом.

Фрески цикла «Жизнь Иоакима и Анны»:
-
1 Изгнание бездетного Иоакима из храма
"В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю" Протоевангелие от Иакова

- 2 Иоаким среди пастухов
"И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва" Протоевангелие от Иакова
- 3 Благовещение Святой Анне

- 4 Жертвоприношение Иоакима

- 5 Сон Иоакима
Небесный посланник навестил жившего в изгнании в горах среди пастухов Иоакима, как и Анну, и сообщил о том, что вскоре у них родится ребенок. Ободренный Иоаким после этого поспешил в Иерусалим.

- 6 Встреча у Золотых Ворот
Ободренный ангельской вестью, Иоаким возвращается в город, в воротах которого он встречается с женой Анной, момент встречи у Золотых Ворот, ведущих в город запечатлел Джотто на своей фреске капеллы дель Арена в Падуе. В истории искусства трудно найти произведение более трогательное, чем эта фреска. На мосту перед городскими воротами, словно священнодействуя, торжественно и примирительно обнимают друг друга двое старых, но еще крепких людей, испытывая взаимную привязанность, они угадывают чувства и мысли друг друга и откликаются на них. Здесь сплетаются не тела, а души. Каждый из них — замкнутое скульптурное целое, они стоят рядом друг с другом, как два столпа. По одной из легенд, именно в этот момент была зачата Марию, от поцелуя супругов.


На левой стене капеллы Скровеньи изображена в шести сценах история Марии, продолжающая историю Иоакима и Анны — родителей Марии на противоположной стене. Эта серия также сохраняет верность принципу единственного архитектонического элемента.



-
1 Рождение Марии

- 2 Введение Марии в Храм
Введение в храм - первая фреска жизнеописания Марии, наполненная большим количеством персонажей. Мать ведет Марию по ступеням храма и передает ее первосвященнику, за спиной которого Марию ждут будущие соученицы.

- 3 Женихи передают первосвященнику свои жезлы

"Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться священники, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь? И сказали первосвященнику: ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву о ней, и что Господь объявит тебе, то и сделаем. И первосвященник, надев додекакодон, вошел в Святая святых и возносил молитву о ней, и вот явился ангел Господен и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит знамение, тому она станет женою (сохраняя девичество). И пошли вестники по округе Иудейской, и труба Господня возгласила, и все стали сходиться.

Иосиф, оставив топор, тоже пришел на место, где собирались. И, собравшись, отправились к первосвященнику, неся посохи. Он же, собрав посохи, вошел в святилище и стал молиться"

- 4 Моление женихов о процветании жезлов
В Молении женихов коленопреклоненные фигуры, видимые в профиль или со спины, демонстрируют такие поразительные эффекты концентрированной объемности, какие характерны для Джотто падуанского периода. Они достигнуты путем упрощения драпировок и анатомического строения, как если бы тела не имели внутренних членений, а были наделены только мощной объемностью.

Капелла Скровеньи (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Капеллу Скровеньи можно назвать настоящей сокровищницей западного искусства. Великий Джотто расписал ее фресками, которые были революционными для своего времени. Нужно заметить, что произошло это задолго до эпохи Ренессанса, во время полного господства готического стиля в искусстве. Свою непростую работу художник завершил всего за пару лет.

Искусно расписанная небольшая капелла изнутри кажется большим собором. В своих фресках Джотто постарался приблизить образы библейских персонажей к обычным людям. Именно поэтому старый Иосиф дремлет в ожидании рождения Иисуса, а Иуда весь сжался от поцелуя Христа.

Именно в капелле Скровеньи впервые было изображено рождение Спасителя - раньше художники предпочитали не касаться этой темы. Роспись покрывает капеллу в три яруса. Среди сюжетов рождение Девы Марии, Тайная вечеря, Страшный суд, аллегорические изображения пороков и добродетелей.

На фреске «Поклонение волхвов» изображена комета Галлея, которая пролетела над землей в 1301 г., как раз, когда строилась капелла.

Капеллу построил Энрико Скровеньи. Первоначально церковь носила имя Святой Марии Милосердной, но прижилось «народное» название, данное в честь архитектора. Своим щедрым подарком для жителей Падуи он пытался искупить грехи отца, ростовщика Реджинальдо. Скупость Реджинальдо была так известна, что Данте даже увековечил его имя в «Божественной комедии».

Осмотр капеллы Скровеньи

По вечерам в капелле Скровеньи проводятся специальные программы Giotto under Stars. Гости могут увидеть звездное небо, а также анимированное представление с участием актеров из культурной ассоциации teatrOrtaet, которые в костюмах персонажей 14 века расскажут историю капеллы Скровеньи. Экскурсия проводится только на итальянском языке.

Практическая информация

Адрес: Italia, Padova, Piazza Eremitani, 8. Веб-сайт (на англ. яз.).

Время работы: капелла открыта для посещения круглый год с 9:00 до 19:00. В разное время года доступны визиты разной продолжительности:

  • в марте, апреле, мае, с 1 по 15 июня, августе, сентябре, октябре и с 1 по 15 декабря - 15 минут;
  • в январе, феврале, с 16 по 30 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря - 20 минут.

Внутрь здания пускают небольшими группами каждые 20 минут. Доступ посетителей в капеллу строго ограничен - это вынужденная мера. Нельзя нарушать определенный температурный режим и влажность воздуха в помещении, иначе древние фрески могут померкнуть.

Программа Giotto under Stars проходит с 25 марта по 4 ноября и с 27 декабря по 6 января (кроме 31 декабря и 1 января) со вторника по воскресенье с 19:00 до 22:00 (последний вход в 21:20), продолжительность программы - 40 минут. Максимальное количество посетителей - 25 человек.

Вход: для взрослых - 8 EUR, для детей от 6 до 17 лет, студентов до 27 лет и пенсионеров от 65 лет - 6 EUR, для детей до 5 лет - 1 EUR. Со вторника по субботу посетить капеллу можно с гидом (группы каждые 15 минут с 12:15 до 13:30, последний вход в 13:15), стоимость - 2 EUR с человека. Входной билет в капеллу Скровеньи действителен также для входа в городской музей Эремитани и во дворец Цукерманна . Цены на странице указаны на январь 2019 г.

Скажу честно: для того, чтобы получить хорошее представление о Падуе, вряд ли так уж необходимо посещать капеллу дельи Скровеньи (cappella degli Scrovegni), пусть она и считается одной из важнейших достопримечательностей города. Однако некоторые люди едут в Падую именно ради этой капеллы, и она действительно этого заслуживает. Если у вас будет возможность, обязательно сюда загляните.

Само здание капеллы выглядит не слишком примечательно. Оно небольшое, сложено из красного кирпича и располагается в парке, в окружении деревьев. Интерес представляет не экстерьер, а интерьер капеллы: в самом начале XIV она была расписана известным флорентийским художником Джотто (Giotto), и эти фрески великолепно сохранились до наших дней. Заказчиком фресок выступил владелец капеллы – падуанский банкир Энрико Скровеньи (Enrico Scrovegni). В 1300 году он купил землю в этом месте, а затем приказал построить тут дворец и капеллу. 25 марта 1303 года она была освящена, а в 1303-1305 годах расписана фресками.

Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи в 1328 году и умер в Венеции в 1336 году. В XV веке капелла и располагавшийся возле неё дворцовый комплекс перешли в собственность семьи Фоскари-Градениго. В 1827 году дворец был разобран, но капелла осталась. В 1881 году её приобрёл муниципалитет Падуи. В самом начале XXI века фрески были отреставрированы, и в 2002 году полностью отремонтированная капелла открылась для посещения.

Подробные описания всех фресок можно найти в брошюрах, специализированных статьях, отдельных книгах и некоторых путеводителях. Здесь я скажу лишь, что для того времени это были новаторские фрески. Они очень реалистичные и красочные и занимают большую часть стен капеллы. Джотто работал не один; ему помогали в общей сложности 40 помощников, и на создание фресок, согласно сохранившимся документам, им потребовались 625 дней. Особенно хорошо фрески выглядят тогда, когда в окна капеллы заглядывает солнце, так что старайтесь выбрать для посещения утро.

Так как капелла дельи Скровеньи является очень популярным местом, время для посещения нужно бронировать заранее (предварительно забронированный билет стоит 13 евро). Это можно сделать на официальном сайте капеллы ; там же можно приобрести входной билет или Padova Card, о которой я подробно рассказывал в . Если вы не забронируете билет, вам может повезти, а может и не повезти, и тогда придётся ждать до следующего дня.

На посещение капеллы дельи Скровеньи отводится всего полчаса, причем половину этого времени вы будете смотреть видеоролик об истории капеллы. Таким образом, на изучение фресок остаётся всего 15 минут; впрочем, существуют ещё вечерние билеты, которые позволяют рассматривать фрески в течение 20 минут. В зимнее время вечерние билеты не предлагаются, но зато дневные билеты, как правило, 20-минутные.

Туристы в капеллу запускаются ограниченными «порциями» по 25 человек, так как она очень небольшая. Фотографирование и видеозапись с помощью фото- и видеокамер в капелле запрещены (с помощью телефона делать фотографии можно, телефон должен быть в беззвучном режиме, вспышка и лампа фокусировки должны быть отключены). В капеллу можно пронести только самые необходимые вещи (зонт, кошелек и т.п.); сумки и рюкзаки надо сдавать в гардероб, который расположен возле касс.

Посещение капеллы дельи Скровеньи логично совместить с осмотром музеев дельи Эремитани (археологический музей и пинакотека – билет в капеллу распространяется и на них), а также : обе эти достопримечательности находятся рядом с капеллой. Кроме того, неподалеку располагаются , Палаццо дель Подеста, Дуомо, Палаццо Бо (Университет), Скуола ди Сан Рокко и другие интересные места.

Практическая информация

  • Адрес : Piazza Eremitani 8.
  • Ближайшая станция скоростного трамвая: Eremitani.
  • Телефон : +39 049 2010020.
  • Часы работы : ежедневно с 9:00 до 19:00; в летний период и осенью до конца октября капелла может быть открыта до 21:20 (уточняйте на сайте капеллы или по телефону). Капелла закрыта 25 и 26 декабря, 1 января.
  • Стоимость входного билета: 13 евро (для лиц старше 18 лет). С Padova Card – бесплатно (точнее, взимается сбор 1 евро за предварительное бронирование). По понедельникам билет стоит 8 евро, так как музеи дельи Эремитани в этот день закрыты, а стандартный билет на них распространяется. Билеты для лиц 6-17 лет, граждан ЕС старше 65 лет и студентов (до 27 лет) стоят 6 евро. Билеты для детей до 5 лет, лиц с ограниченными возможностями и сопровождающих стоят 1 евро. Билет на посещение капеллы вечером (с 19:00 до 21:20; если она открыта) обойдётся в 8 евро.

Пространственная перспектива, схожая с перспективой фресок верхней церкви Сан Франческо, появится в цикле росписей в капелле дель Арена в Падуе. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы- феррарский хронист Риккобальдо в 1312-1313 гг. называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе.

Фасад капеллы дель Арена в Падуе

Фигура архангела Гавриила с фрески "Благовещение".

Фигуру Девы Марии Джотто изобразил на другой стороне арки.

Рождество Христово

"Сретение Господне",

сцена из второго яруса фресок на южной стене

Под его руководством был расписан центральный неф; росписи на стенах апсиды относятся к школе Джотто, считается, что они выполнены после 1317 года. Работа художника в капелле, выполненная по заказу гражданина Падуи Энрико Скровеньи, знаменует собой решающий поворот в развитии европейской живописи - появление чувства пространства, в котором движется человек. Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Джотто и в этой работе привлекал учеников и помощников, но без ущерба для целостности общего замысла. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Сдвигая перспективную точку зрения, художник достигает этим оптическим смещением нужного направления взгляда зрителя. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности.

17. Архитектура Раннего Возрождения. Брунеллески и Альберти.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.

Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держались готические традиции. К середине 15 века происходит формирование ренессансной живописи в областях Средней и Северной Италии.

Альберти

Имя Леона Баттиста Альберти - одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния - таков круг его творческих интересов, включавший также литературу и архитектурную практику. Важнейшей чертой творчества Альберти несомненно было стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль. Поиски нового оказались особенно плодотворными в тех сферах деятельности Альберти, где теория непосредственно связывалась с практикой: прежде всего в архитектуре, затем в эстетике, этике, педагогике. Большинство сочинений Альберти проникнуто живой творческой мыслью, наблюдениями над действительностью, стремлением откликнуться на острые проблемы современности. Альберти в отличие от многих гуманистов XV века, увлечённых классической латынью, стал писать научные сочинения и на volgare».

Альберти Леон Баттиста

Итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В теоретических трактатах “О статуе” (1435), “О живописи” (1435–1436), “О зодчестве” (опубликован в 1485) опыт современного ему искусства Италии Альберти обогатил достижениями гуманистической науки и философии. Леон Баттиста Альберти выступал в защиту “народного” (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате “О семье” (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментальным решениям.

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446–1451, построен Б.Росселлино по планам Альберти).

Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1456-1470), Альберти впервые применил волюты для соединения его средней части с пониженными боковыми.

Стремясь к величию и в то же время к простоте архитектурного образа, Альберти в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини (1447–1468) и Сант-Андреа в Мантуе (1472–1494) использовал мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад, что стало важным шагом в освоении мастерами Возрождения античного наследия.

Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)) ; 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса.Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли, который, по свидетельству Вазари, обучал его математике.

Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. Среди них - статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг.) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла, по свидетельству его биографов - вступив в дружеский спор с Донателло.

Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые - что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин. В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин, и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров.

В Риме молодой Брунеллески обратился от пластики к строительному искусству, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов, проекции, виды зданий и все их детали. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Франкль).




Top