Леонардо да Винчи — биография, интересные факты. Да винчи

Leonardo da Vinci. 15.04.1452, Винчи – 02.05.1519, Клу

Беспрецедентное внимание, уделяемое ныне историками и беллетристами личности Леонардо да Винчи, – свидетельство поворотного момента в отношении к культуре Возрождения, переоценки духовного содержания «величайшего прогрессивного переворота», лежащего в основе современной европейской цивилизации. В Леонардо видят своего рода квинтэссенцию зарождающейся эпохи, подчеркивая и выделяя в его творчестве то связь с мировоззрением предшествующего времени, то кардинальное размежевание с ним. Мистика и рационализм уживаются в оценке его личности в непостижимом равновесии, и даже огромное письменное наследие мастера, дошедшее до нашего времени, не в состоянии его поколебать. Леонардо да Винчи входит в число величайших ученых, хотя очень немногие его проекты были осуществлены. Он входит и в число величайших деятелей искусства, несмотря на то, что создал очень мало картин (к тому же не все они сохранились) и еще меньше скульптур (не сохранились совсем). Великим Леонардо делает не количество воплощенных замыслов, а изменение метода как научной, так и художественной деятельности. Образно говоря, он стремился «понять организм каждого предмета в отдельности и организм всего мироздания» (А. Бенуа).

Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1510-1515

Детские и отроческие годы Леонардо документально освещены очень мало. Его отец, Пьеро да Винчи, был потомственным нотариусом; уже в год рождения сына он практиковал во Флоренции и скоро занял там видное положение. О матери известно лишь то, что ее звали Катериной, она происходила из крестьянской семьи и вскоре после появления на свет Леонардо была выдана замуж за состоятельного земледельца, некоего Аккатабриджу ди Пьеро дель Вачча. Леонардо был взят в дом отца и воспитывался бездетной мачехой Альбиерой Амадори. Чему и как его обучали, каковы были его первые опыты в рисовании – неизвестно. Бесспорно лишь то, что на формирование личности мальчика большое, если не решающее влияние оказал его дядя Франческо, с которым у Леонардо да Винчи всю жизнь сохранялись самые теплые отношения. Поскольку Леонардо был незаконным сыном, он не мог наследовать профессию отца. Вазари сообщает, что Пьеро дружил с Андреа Верроккьо и показал ему однажды рисунки сына, после чего Андреа взял Леонардо в свою мастерскую. Во Флоренцию Пьеро с семьей переехал в 1466, следовательно, в мастерской (боттеге) Верроккьо Леонардо да Винчи оказался в возрасте четырнадцати лет.

Крупнейшими работами, выполнявшимися Верроккьо в период обучения у него Леонардо, были статуя «Давид» (Флоренция, Барджелло), созданная по заказу семейства Медичи (полагают, что для нее позировал юный Леонардо да Винчи), и завершение купола Флорентийского собора золотым шаром с крестом (заказ города получен 10 сентября 1468 и выполнен в мае 1472). В мастерской Андреа, лучшей во Флоренции, Леонардо да Винчи получил возможность изучить все виды изобразительного искусства, архитектуру, теорию перспективы и ознакомиться отчасти с естественными и гуманитарными науками. На его становление как живописца, по-видимому, оказал влияние не столько сам Верроккьо, сколько учившиеся у него в те же годы Боттичелли и Перуджино .

В 1469 Пьеро да Винчи получил должность нотариуса Флорентийской республики, а затем ряда крупнейших монастырей и семей. К этому времени он овдовел. Переселившись окончательно во Флоренцию, Пьеро вторично женился и взял Леонардо в свой дом. Обучение у Верроккьо Леонардо продолжал, а также самостоятельно занимался науками. Уже в эти годы он познакомился с Паоло Тосканелли (математиком, врачом, астрономом и географом) и Леоном Баттистой Альберти . В 1472 он вступил в цех живописцев и, как свидетельствует запись в цеховой книге, заплатил взнос на организацию праздника св. Луки. В тот же год он вернулся в мастерскую Андреа, так как отец вторично овдовел и в третий раз женился. В 1480 Леонардо да Винчи имел собственную мастерскую. Первое живописное произведение Леонардо, известное ныне, – изображение ангела в картине «Крещение Христа» (Флоренция, Уффици). До недавнего времени картина считалась (на основании сообщения Вазари ) произведением Верроккьо, который якобы, увидев, насколько ученик превзошел его в мастерстве, отказался от живописи.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

Однако проведенный сотрудниками Уффици анализ показал, что работа выполнена коллегиально тремя или даже четырьмя художниками в соответствии с традициями еще средневековых мастерских. Очевидно, главную роль среди них сыграл Боттичелли. Принадлежность фигуры левого ангела кисти Леонардо не вызывает сомнений. Он же написал и часть пейзажа – за спиной ангела у края композиции.

Отсутствие документальных свидетельств, подписей и дат на картинах сильно затрудняет их атрибуцию. К началу 1470-х относят два «Благовещения», которые, судя по вытянутому по горизонтали формату, представляют собой алтарные пределлы. То из них, что хранится в собрании Уффици, включают в ряд немногочисленных ранних работ Леонардо да Винчи. Его суховатое исполнение и типы лиц Марии и ангела напоминают произведения Лоренцо ди Креди, товарища Леонардо по мастерской Верроккьо.

Картина Леонардо да Винчи "Благовещение", 1472-1475. Галерея Уффици

«Благовещение» из Лувра, решенное в более обобщенной манере, в настоящее время отнесено к работам Лоренцо.

Леонардо да Винчи. Благовещение, 1478-1482. Музей Лувр

Первым датированным произведением Леонардо да Винчи является рисунок пером, представляющий пейзаж с речной долиной и скалами, возможно вид по дороге из Винчи в Пистойю (Флоренция, Уффици). В верхнем левом углу листа помещена надпись: «В день святой Марии Снежной 5 августа 1473». Эта надпись – первый известный образец почерка Леонардо да Винчи – сделана левой рукой, справа налево, как бы в зеркальном отражении.

Леонардо да Винчи. Пейзаж с речной долиной и скалами, выполненный в день святой Марии Снежной 5 августа 1473

К 1470-м относятся и многочисленные рисунки технического характера – изображения военных машин, гидротехнических сооружений, машин прядильных и для отделки сукна. Возможно, именно технические проекты Леонардо да Винчи выполнял для Лоренцо Медичи, к которому, как утверждается в биографии мастера (написанной неизвестным автором, по-видимому, вскоре после смерти Леонардо), он был некоторое время близок.

Первый крупный заказ на живописное произведение Леонардо да Винчи получил благодаря ходатайству отца. 24 декабря 1477 Пьеро Поллайоло было поручено написать новый алтарь (вместо произведения Бернардо Дадди) для капеллы Св. Бернарда в палаццо Веккио. Но уже спустя неделю появилось постановление Синьории (от 1 января 1478), по которому работа была передана «в отмену любого другого заказа, сделанного до сего времени каким бы то ни было образом, как бы то ни было и кому бы то ни было, Леонардо, сыну сера [нотариуса] Пьеро да Винчи, живописцу». Судя по всему, Леонардо нуждался в деньгах, и уже 16 марта 1478 обратился к флорентийскому правительству с просьбой об авансе. Ему было выплачено 25 золотых флоринов. Работа, однако, подвигалась настолько медленно, что не была завершена ко времени отъезда Леонардо да Винчи в Милан (1482) и на следующий год была передана другому мастеру. Сюжет этого произведения неизвестен. Второй заказ, которым обеспечил Леонардо сер Пьеро, – исполнение алтарного образа для церкви монастыря Сан-Донато а Скопето. 18 марта 1481 он заключил со своим сыном соглашение, точно обозначив сроки завершения работы (через двадцать четыре, самое большее – тридцать месяцев) и указав, что Леонардо не получит аванса, а если не уложится в срок, то все, что будет им сделано, перейдет в собственность монастыря. Однако история повторилась, и в июле 1481 художник обратился к монахам с просьбой об авансе, получил его, а затем еще дважды (в августе и сентябре) брал деньги под залог будущего произведения. Большая композиция «Поклонение волхвов » (Флоренция, Уффици) осталась незавершенной, но и в таком виде она является одной «из тех работ, на которых базируется все дальнейшее развитие европейской живописи» (М. А. Гуковский). Многочисленные рисунки к ней хранятся в собраниях Уффици, Лувра и Британского музея. В 1496 заказ на алтарь был передан Филиппино Липпи, и он написал картину на тот же сюжет (Флоренция, Уффици).

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481-1482

Не завершен и «Св. Иероним» (Рим, Пинакотека Ватикана), представляющий собой подмалевок, в котором фигура кающегося святого проработана с исключительной анатомической точностью, а некоторые второстепенные детали, например лев на первом плане, лишь намечены контуром.

Особое место среди ранних произведений мастера занимают две законченные работы – «Портрет Джиневры д"Америго Бенчи» (Вашингтон, Национальная галерея) и «Мадонна с цветком» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Серьезность и своеобразный герметизм образа Джиневры, говорящие о ее сложной духовной жизни, знаменуют первые проявления психологического портрета в европейском искусстве. Картина сохранилась не полностью: обрезана ее нижняя часть с изображением рук. По-видимому, положение фигуры напоминало Мону Лизу.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

Датировка «Мадонны с цветком, или Мадонны Бенуа» (1478-1480) принята на основании пометки на одном из листов из Кабинета рисунков в Уффици: «...bre 1478 inchomincial le due Vergini Marie». Композиция этой картины узнается в рисунке пером и бистром, хранящемся в Британском музее (№ 1860. 6. 16. 100v.). Исполненная в новой для Италии технике масляной живописи, картина отличается прозрачной легкостью теней и богатством цветовых оттенков при общем сдержанном колористическом решении. Необычайно важную роль в создании целостного впечатления, связи персонажей с их окружением, здесь начинает играть передача воздушной среды. Тающая светотень, сфумато, делает неуловимо зыбкими границы предметов, выражая материальное единство зримого мира.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Ок. 1478

Еще одной ранней работой Леонардо да Винчи считается «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхен, Старая пинакотека). Возможно, это произведение предшествовало появлению «Мадонны Бенуа».

Вазари сообщает, что в юности Леонардо да Винчи выполнил из глины «несколько голов смеющихся женщин», с которых еще в его время делали гипсовые отливки, а также несколько детских головок. Упоминает он и о том, как Леонардо изобразил чудище на деревянном щите, «весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Описание процесса его создания выявляет систему работы Леонардо да Винчи – метод, при котором в основе творчества лежит наблюдение над природой, но не с целью ее копировать, а для того, чтобы создать на ее основе нечто новое. Подобным образом Леонардо поступил и позже, при написании картины «Голова Медузы» (не сохранилась). Исполненная маслом на холсте, она осталась незавершенной и в середине XVI в. находилась в собрании герцога Козимо Медичи.

В так называемом «Атлантическом кодексе» (Милан, Пинакотека Амброзиана), наиболее крупном собрании записей Леонардо да Винчи по разным областям знаний, на странице 204 находится черновик письма художника к правителю Милана Лодовико Сфорца (Лодовико Моро ). Леонардо предлагает свои услуги в качестве военного инженера, гидротехника, скульптора. В последнем случае речь идет о создании грандиозного конного памятника Франческо Сфорца, отцу Лодовико. Поскольку Моро в апреле 1478 побывал во Флоренции, есть предположение, что уже тогда он познакомился с Леонардо да Винчи и вел переговоры о работе над «Конем». В 1482 по разрешению Лоренцо Медичи мастер уехал в Милан. Сохранился список вещей, которые он захватил с собой, – среди них упоминается множество рисунков и две картины: «Законченная Мадонна. Другая почти в профиль». Очевидно, имелась в виду «Мадонна Литта» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Полагают, что мастер закончил ее уже в Милане около 1490. Прекрасный подготовительный рисунок к ней – изображение женской головы – хранится в собрании Лувра (№ 2376). Активный интерес к этому произведению со стороны исследователей возник после приобретения его Императорским Эрмитажем (1865) из коллекции герцога Антонио Литта в Милане. Авторство Леонардо да Винчи неоднократно отрицалось, но в настоящее время после проведенных исследований и выставки картины в Риме и Венеции (2003-2004) стало общепризнанным.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Ок. 1491-91

Существует еще несколько портретов, исполненных с присущей Леонардо элегантностью, но композиционно они решены проще и не имеют той душевной подвижности, которая делает завораживающим образ Чечилии. Это «Женский портрет» в профиль (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Портрет музыканта» (1485, там же) – возможно, Франкино Гаффурио, регента Миланского собора и композитора, – и так называемая «Белла Фероньера» (портрет Лукреции Кривелли?) из собрания Лувра.

Леонардо да Винчи. Портрет музыканта, 1485-1490

По поручению Лодовико Моро Леонардо да Винчи исполнил для императора Максимилиана картину «Рождество», о которой анонимный биограф пишет, что она «почиталась знатоками за шедевр единственного в своем роде и изумительного искусства». Ее судьба неизвестна.

Леонардо да Винчи. Белла Ферроньера (Прекрасная Ферроньера). Ок. 1490

Крупнейшим живописным произведением Леонардо, созданным в Милане, стала знаменитая «Тайная вечеря », написанная на торцовой стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие. К непосредственному исполнению композиции Леонардо да Винчи приступил в 1496. Этому предшествовал длительный период обдумывания. В собраниях Виндзора и венецианской Академии хранятся многочисленные рисунки, эскизы, наброски, относящиеся к этому произведению, среди которых особенно выделяются своей выразительностью головы апостолов. Неизвестно точно, когда мастер завершил работу. Обычно полагают, что это произошло зимой 1497, но в записке, посланной Моро своему секретарю Маркезино Стандже и относящейся к этому году, сказано: «Потребуйте у Леонардо, чтобы он кончил свое произведение в трапезной Санта-Мария делле Грацие». Лука Пачоли сообщает, что Леонардо завершил роспись в 1498. Едва картина увидела свет, к ней началось паломничество живописцев, которые более или менее удачно ее копировали. «Существуют живописные, фресковые, графические, мозаичные версии, а также ковры, повторяющие композицию Леонардо да Винчи» (Т. К. Кустодиева). Самые ранние из них хранятся в собраниях Лувра (Марко д"Оджоно?) и Эрмитажа (№ 2036).

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

Композиция «Тайной вечери» в своей «воздушной объемности» кажется продолжением зала трапезной. Достичь такого эффекта мастеру позволило превосходное знание перспективы. Евангельская сцена предстает здесь «близкой зрителю, человечески понятной и в то же время не теряющей ни своей высокой торжественности, ни своего глубокого драматизма» (М. А. Гуковский). Слава великого произведения, однако, не могла уберечь «Тайную вечерю» ни от разрушений времени, ни от варварского отношения людей. Из-за сырости стен краски начали тускнеть уже при жизни Леонардо да Винчи, а в 1560 Ломаццо в «Трактате о живописи» сообщал, правда несколько преувеличивая, что роспись «совершенно разрушилась». В 1652 монахи увеличили дверь трапезной и уничтожили при этом изображение ног Христа и соседних с Ним апостолов. Свою долю разрушений внесли и художники. Так, в 1726 некто Белотти, «утверждавший, что обладает секретом оживлять краски» (Г. Сэайль), переписал всю картину. В 1796, когда в Милан вступили войска Наполеона, в трапезной была устроена конюшня, и солдаты развлекались, бросая осколки кирпичей в головы апостолов. В XIX в. «Тайная вечеря» была еще несколько раз поновлена, а во Вторую мировую войну во время бомбардировок Милана английской авиацией рухнула боковая стена трапезной. Восстановительные работы, начавшиеся после войны и заключавшиеся в укреплении и частичной расчистке росписи, были завершены в 1954. Спустя более двадцати лет (1978) реставраторы начали грандиозную деятельность по удалению поздних наслоений, оконченную лишь в 1999. Спустя несколько веков снова можно видеть светлые и чистые краски подлинной живописи мастера.

Очевидно, сразу после приезда в Милан Леонардо да Винчи обратился к проекту памятника Франческо Сфорца. Многочисленные эскизы свидетельствуют об изменениях в замысле мастера, который поначалу хотел представить коня поднявшимся на дыбы (во всех тогда существовавших конных монументах конь был показан спокойно идущим). Подобная композиция, при огромных размерах скульптуры (ок. 6 м высотой; по другим сведениям – ок. 8 м), создавала практически неодолимые трудности при отливке. Решение проблемы затянулось, и Моро поручил флорентийскому послу в Милане выписать из Флоренции другого скульптора, о чем тот и сообщил Лоренцо Медичи в письме от 22 июля 1489. Леонардо пришлось вплотную заняться «Конем». Однако летом 1490 работа над памятником была прервана поездкой Леонардо и Франческо ди Джордже Мартини в Павию, чтобы дать консультацию по поводу строительства собора. В начале сентября началась подготовка к свадьбе Лодовико, а затем мастер выполнял многочисленные поручения новой правительницы – Беатриче. В начале 1493 Лодовико приказал Леонардо ускорить работу, чтобы показать статую во время очередных свадебных торжеств: император Максимилиан брал в жены племянницу Моро – Бьянку Марию. Глиняная модель статуи – «Великий колосс» – была исполнена вовремя, к ноябрю 1493. Мастер отказался от первоначальной идеи и показал коня спокойно идущим. Об этом окончательном варианте памятника дают представление лишь несколько набросков. Отлить скульптуру сразу целиком было технически невозможно, поэтому мастер начал экспериментальные работы. К тому же требовалось около восьмидесяти тонн бронзы, которую удалось собрать лишь к 1497. Вся она пошла на пушки: Милан ожидал вторжения войск французского короля Людовика XII . В 1498, когда политическое положение герцогства временно улучшилось, Лодовико поручил Леонардо да Винчи росписи зала в Кастелло Сфорцеско – Зал делле Acce, a 26 апреля 1499 подписал дарственную на виноградник в окрестностях Милана. Это была последняя милость, оказанная герцогом художнику. 10 августа 1499 французские войска вступили на территорию Миланского герцогства, 31 августа Лодовико бежал из города, 3 сентября Милан сдался. Гасконские стрелки Людовика XII разрушили глиняную статую, соревнуясь в стрельбе из арбалетов. По-видимому, все же и после этого памятник производил сильное впечатление, поскольку два года спустя герцог Феррары Эрколе I д"Эсте вел переговоры о его приобретении. Дальнейшая судьба памятника неизвестна.

Некоторое время Леонардо да Винчи оставался в оккупированном городе, а затем вместе с Лукой Пачоли уехал в Мантую ко двору Изабеллы Гонзага. По соображениям политическим (Изабелла была сестрой Беатриче, супруги Моро, умершей к тому времени – в 1497) маркграфиня не захотела оказать покровительство художнику. Впрочем, она желала, чтобы Леонардо да Винчи написал ее портрет. Не задерживаясь в Мантуе, Леонардо и Пачоли отправились в Венецию. В марте 1500 мастер музыкальных инструментов Лоренцо Гуснаско да Павия сообщал Изабелле в письме: «Здесь в Венеции находится Леонардо Винчи, который показал мне контурный портрет Вашей Светлости, который так хорошо выполнен согласно натуре, как это только возможно». Очевидно, речь шла о рисунке, в настоящее время хранящемся в Лувре. Живописного портрета мастер так никогда и не исполнил. В апреле 1500 Леонардо и Пачоли уже были во Флоренции. В этот краткий – чуть больше двух лет – спокойный период жизни Леонардо да Винчи занимался преимущественно техническими исследованиями (в частности, проектом летательного аппарата) и по просьбе флорентийского правительства принимал участие в экспертизе по выявлению причин оседания церкви Сан-Сальваторе на холме Сан-Миньято. Как сообщает Вазари, в то время Филиппино Липпи получил заказ на запрестольный образ для церкви Сантиссима Аннунциата. Леонардо «заявил, что охотно выполнит подобную работу», и Филиппино любезно уступил ему заказ. Идея картины «Святая Анна», по-видимому, появилась у Леонардо да Винчи еще в Милане. Существуют многочисленные рисунки этой композиции, а также великолепный картон (Лондон, Национальная галерея), но не он лег в основу окончательного решения. Выставленный мастером после Пасхи в 1501 на всеобщее обозрение, картон не сохранился, но, судя по дошедшим до настоящего времени документам, именно его композиция была повторена мастером в широко известной картине из Лувра. Так, 3 апреля 1501 генеральный викарий кармелитов Пьетро да Нуволарио, состоявший в переписке с Изабеллой Гонзага, сообщал ей, подробно описав композицию картона, что, по его мнению, образ св. Анны воплощает Церковь, которая не желает, «чтобы от Христа были отвращены Его страдания». Когда именно была завершена алтарная картина – неясно. Возможно, мастер закончил ее еще в Италии, где она и была приобретена Франциском I, как сообщает Паоло Джовио, не указав, впрочем, когда и у кого. Во всяком случае, заказчики ее не получили и в 1503 вновь обратились к Филиппино, но и он не удовлетворил их желания.

В конце июля 1502 Леонардо да Винчи поступил на службу к Чезаре Борджиа , сыну папы Александра VI , который к этому времени, стремясь создать собственные владения, захватил почти всю Центральную Италию. На должности главного военного инженера Леонардо объезжал Умбрию, Тоскану, Романью, составляя планы крепостей и консультируя местных инженеров по вопросам усовершенствования оборонной системы, создавал карты для военных нужд. Однако уже в марте 1503 он снова был во Флоренции.

К началу первого десятилетия XVI в. относится создание самого знаменитого произведения Леонардо да Винчи – портрета Моны Лизы – «Джоконды» (Париж, Лувр), картины, не имеющей себе равных по числу вызванных ею толкований и споров. Портрет супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо сочетает поразительную конкретность реальности с такой духовной многозначностью и обобщенностью всечеловеческого, что перерастает рамки жанра, перестает быть портретом в собственном смысле этого слова. «Это не загадочная женщина, это – загадочное бытие» (Леонардо. М. Баткин). Противоречиво уже первое описание картины, данное Вазари, который уверяет, что Леонардо да Винчи работал над ней четыре года и не закончил, но тут же восхищенно пишет о том, что в портрете «воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи».

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

Другая картина, созданная Леонардо да Винчи в эти годы, – «Мадонна с веретеном» – подробно описана Пьетро да Нуволарио в письме к Изабелле Гонзага от 4 апреля 1503. Викарий сообщает, что художник выполнил ее для секретаря Людовика XII. Судьба картины неизвестна. Представление о ней дает хорошая копия XVI в. (собрание герцога Бакклью в Шотландии).

В тот же период Леонардо возвращается к занятиям анатомией, которые начал еще в Милане в здании Большого госпиталя. Во Флоренции врачи и студенты университета по особым разрешениям правительства работали в помещениях Санта-Кроче. Трактат по анатомии, который собирался составить мастер, не был осуществлен.

Осенью 1503 через посредство постоянного гонфалоньера Пьетро Содерини Леонардо да Винчи получил заказ на большую живописную работу – роспись одной из стен нового зала – зала Совета, пристроенного в 1496 к палаццо делла Синьория. 24 октября художнику были вручены ключи от так называемого Папского зала монастыря Санта-Мария Новелла, где он начал работу над картоном. По постановлению Синьории он получил 53 золотых флорина аванса и разрешение на получение «время от времени» небольших сумм. Сроком окончания работ был назван февраль 1505. Темой будущего произведения стала битва при Ангиари (29 июня 1440) между флорентинцами и миланцами. В августе 1504 заказ на вторую картину для зала Совета – «Битва при Кашине» – получил Микеланджело . Оба мастера завершили работу в срок, и картоны были выставлены для публики в зале Совета. Они произвели колоссальное впечатление; художники немедленно начали их копировать, но определить победителя в этом уникальном соревновании было невозможно. Оба картона не сохранились. Центральной частью композиции Леонардо да Винчи была сцена битвы за знамя. Только о ней и можно получить в настоящее время некоторое представление благодаря рисунку Рафаэля (Оксфорд, Библиотека Крайст Чёрч), исполненному им в 1505-1506, а также по копии Рубенса (Париж, Лувр). Однако неизвестно, с чего именно делал свою копию Рубенс, живший в Италии в 1600-1608. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что после смерти мастера в госпитале Санта-Мария Новелла можно было видеть большую часть картона «Битва при Ангиари », и к нему же относилась «оставшаяся в палаццо группа всадников». В 1558 Бенвенуто Челлини в своей «Биографии» пишет, что картоны висели в Папском зале и, «пока они были целы, они были школой всему свету». Из этого можно сделать вывод, что в 1550-е картон Леонардо, по крайней мере как целое, уже не существовал.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Вопреки обыкновению, роспись на стене зала Совета Леонардо выполнил быстро. Как сообщает аноним, он работал на новом грунте собственного изобретения и для скорейшей его просушки использовал тепло жаровен. Однако стена высохла неравномерно, верхняя ее часть не держала краску, и роспись оказалась безнадежно испорченной. Содерини требовал завершения работы или возврата денег. Ситуацию удалось временно разрешить отъездом в Милан, по приглашению его наместника Шарля д"Амбуаза, маркиза де Шомон. Художник заключил договор с Синьорией, по которому обязался вернуться через три месяца, а в случае нарушения обязательства уплатить неустойку в размере 150 золотых флоринов. 1 июня 1506 Леонардо да Винчи отправился в Милан. В письме от 18 августа Шарль д"Амбуаз просит флорентийское правительство оставить художника еще на некоторое время в его распоряжении. В ответном письме (от 28 августа) согласие дано, но с условием возврата долга. Поскольку деньги не были высланы, Содерини 9 октября вновь обращается к наместнику с требованием соблюдения договора. Наконец 12 января 1507 флорентийский посол при французском дворе сообщает членам Синьории, что Людовик XII желает оставить Леонардо в Милане до своего приезда. Через два дня король собственноручно подписал письмо такого же содержания. В апреле 1507 Леонардо получил назад свой виноградник и в начале мая смог заплатить 150 флоринов. Король прибыл в Милан 24 мая: в устройстве процессий и представлений по этому случаю Леонардо да Винчи принимал активное участие. Благодаря вмешательству Людовика 24 августа завершился многолетний процесс из-за «Мадонны в скалах». Картина осталась в распоряжении мастера, но он вместе с Амброджо де Предисом (Эванджелиста к этому времени умер) должен был в течение двух лет исполнить другую на тот же сюжет (Лондон, Национальная галерея).

С сентября 1507 до сентября 1508 Леонардо да Винчи находился во Флоренции: нужно было вести тяжбу из-за наследства. Престарелый сер Пьеро, отец Леонардо, умер еще в 1504 в возрасте девяноста лет, оставив десять сыновей и двух дочерей.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

В Милане Леонардо да Винчи закончил «Святую Анну » и исполнил еще несколько картин, самая известная из которых – «Иоанн Креститель » (Париж, Лувр). В настоящее время работой Леонардо признается и хранящийся там же «Вакх».

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель, 1513-1516

Во французском королевском собрании оказалась также «Леда». Последний раз эта картина упоминается в инвентаре Фонтенбло в 1694. По преданию, она была уничтожена по требованию мадам де Ментенон, последней фаворитки Людовика XIV. Представление о ее композиции дают несколько рисунков мастера и несколько различающихся в деталях повторений (лучшее приписывается Чезаре да Сесто и хранится в Уффици).

Леда. Работа, условно приписываемая Леонардо да Винчи, 1508-1515

Помимо живописных работ, Леонардо да Винчи занимался в Милане проектированием памятника маршалу Тривульцио, находившемуся на французской службе. Полагают, что с этим проектом связана небольшая бронзовая модель в коллекции Будапештского музея. Если это так, то Леонардо да Винчи вновь вернулся к идее динамичной композиции со скачущей лошадью.

В 1511 войска папы Юлия II в союзе с Венецианской республикой и Испанией изгнали французов. В течение 1511-1512 Леонардо подолгу жил у своего друга, дворянина Джироламо Мельци, в его имении в Ваприо. Сын Джироламо, Франческо, стал учеником и страстным почитателем стареющего мастера. В 1513 на папский престол был избран Лев X Медичи, с братом которого, Джулиано, интересовавшимся алхимией, Леонардо да Винчи был дружен. 14 сентября 1513 Леонардо уехал в Рим. Джулиано назначил ему жалованье и отвел помещения для работы. В Риме мастер составлял проекты переоборудования папского монетного двора и осушения Понтийских болот. Вазари отмечал, что для папского датария (начальника канцелярии) Бальдассаре Турини из Пешии Леонардо да Винчи выполнил две картины – «Мадонну» и изображение «младенца поразительной красоты и изящества» (не прослежены).

31 декабря 1514 умер Людовик XII, и наследовавший ему Франциск I в сентябре 1515 отвоевал Милан. Полагают, что Леонардо встретился с королем в Болонье, где папа вел с ним переговоры. Но, возможно, художник виделся с ним раньше – в Павии, на торжествах в честь его вступления в город, и тогда же сделал знаменитого механического льва, из раскрывающейся груди которого высыпались лилии. В таком случае в Болонье Леонардо да Винчи находился в свите Франциска, а не Льва X. Получив предложение перейти к королю на службу, мастер осенью 1516 вместе с Франческо Мельци уехал во Францию. Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в маленьком замке Клу, недалеко от Амбуаза. Ему была назначена пенсия в 700 экю. Весной 1517 в Амбуазе, где любил бывать король, праздновали крещение дофина, а потом свадьбу герцога Урбинского Лоренцо Медичи и дочери герцога Бурбонского. Торжества оформлял Леонардо. Помимо этого, он занимался проектированием каналов и шлюзов для улучшения местности, создавал архитектурные проекты, в частности проект перестройки замка Роморантен. Возможно, идеи Леонардо да Винчи послужили основой при строительстве Шамбора (начат в 1519). 18 октября 1516 Леонардо посетил секретарь кардинала Людовика Арагонского. По его словам, из-за паралича правой руки художник «не может более писать с обычною для него нежностью... но он может еще делать рисунки и учить других». 23 апреля 1519 художник составил завещание, по которому рукописи, рисунки и живописные произведения переходили в собственность Мельци. Мастер умер 2 мая 1519, по легенде – на руках короля Франции. Мельци перевез рукописи Леонардо да Винчи в Италию и до конца дней хранил их в своем имении в Ваприо. Широко известный ныне «Трактат о живописи», оказавший огромное влияние на европейское искусство, составлен Мельци на основе записей учителя. Сохранилось около семи тысяч листов рукописей Леонардо да Винчи. Крупнейшие их собрания находятся в коллекции Института Франции в Париже; в Милане – в Библиотеке Амброзиана (Атлантический кодекс) и в Кастелло Сфорцеско (Кодекс Тривульцио); в Турине (Кодекс о полете птиц); Виндзоре и Мадриде. Их публикация началась в XIX в. и до сих пор одним из лучших критических изданий рукописей Леонардо являются два тома текстов с комментариями, изданные Рихтером в 1883 (Richter J. P. The literary works of Leonardo da Vinci. London, 1883. Vol. 1-2). Дополненные и прокомментированные К. Педретти, они вторично были напечатаны в Лос-Анджелесе в 1977.

Литература: Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934; Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Л., 1935; Леонардо да Винчи. Анатомия. Замыслы и рисунки. М., 1965; Вазари 2001. Т. 3; Сэайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый. СПб., 1898; Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. СПб., 1900 (переизд.: СПб., 1997); Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912; Врангель Н. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. СПб., 1914; Липгарт Э. К. Леонардо и его школа. Л., 1928; Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. М., 1935 (переизд.: М., 1969); Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Л., 1936; Айналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. М., 1939; Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. М., 1947; Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1952; Алпатов М. В. Леонардо да Винчи. М., 1952; Габричевский А. Г. Леонардо-архитектор // Советская архитектура. М., 1952. Вып. 3; Жданов Д. А. Леонардо да Винчи – анатом. Л., 1955; Гуковский М. А. Леонардо да Винчи: Творческая биография. М.; Л., 1958; Гуковский М. А. Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Л.; М., 1959; Губер А. Леонардо да Винчи. М., 1960; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452-1519. М., 1961; Гуковский М. А. Коломбина. Л., 1963; Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Виппер 1977. Т. 2; Нардини Б. Жизнь Леонардо да Винчи. М., 1978; Кустодиева Т. К. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Л., 1979; Жепинъска М. Что известно нам о «Даме с горностаем» из Музея Чарторысских. Краков, 1980; Гастев А. А. Леонардо да Винчи. М., 1982; Кодекс Леонардо из частного собрания Арманда Хаммера: Выст. Л., 1984; Педретти К. Леонардо. М., 1986; Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987; Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990; Санти Б. Леонардо да Винчи. М., 1995; Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452-1519. М., 1997; Кустодиева 1998; Чанки М. Леонардо да Винчи. М., 1998; Сонина Т. В. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи // Итальянский сборник. СПб., 1999. Вып. 3; Сонина Т. В. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи: Семантика образа // Указ. соч. СПб., 2003. Вып. 7; Леонардо да Винчи и культура Возрождения: Сб. ст. М., 2004; Херцфельд М. Об одном листе эскизов Леонардо. Вклад в характеристику образа мастера // Итальянский сборник. СПб., 2006. Вып. 9; Кларк К. Леонардо да Винчи: Творческая биография. СПб., 2009.

Richter J. P. (ed.) The Literary Works of Leonardo da Vinci: In 2 vols. London, 1883 (rev.: 1970); Beltrami L. (ed.) Il codice di Leonardo da Vinci della Biblioteca del Principe Trivulzio in Milano. Milano, 1891; SabachnikoffT., Piumati G., Ravaisson-Mollien C. (eds.) I manoscritti di Leonardo da Vinci: Codice sul volo degli uccelli e varie altre materie. Paris, 1893; Piumati G. (ed.) Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci nella Biblioteca Ambrosiana di Milano: 35 voi. Milano, 1894-1904; Fonahn D. C. L., Hopstock H. (eds.) Quaderni d"anatomia: 6 voi. Kristiania, 1911-1916; II Codice Forster I, etc. // Reale Commissione Vinciana: 5 voi. Roma, 1930-1936; I manoscritti e i disegni di Leonardo da Vinci: II Codice A. // Reale Commissione Vinciana. Rome, 1938; MacCurdy E. (ed.) The Notebooks of Leonardo da Vinci: 2 vols. London, 1938; I manoscritti e i disegni di Leonardo da Vinci: II Codice B. // Reale Commissione Vinciana. Roma, 1941; Brizio A. M. (ed.) Scritti scelti di Leonardo da Vinci. Torino, 1952; Courbeau A., De Toni N. (ed.) The Manuscripts in the Bibliotheque de l"Institut de France, Paris. Firenze, 1972; Reti L. (ed.) The Madrid Codices: 5 vols. New York, 1974.

Pacioli L. De divina proportione. Venezia, 1509; Alberimi E Memoriale di molte statue e picture che sono nella inclyta cipta di Florentia. Firenze, 1510; Giovio P. Elogia virorum illustrum (MS.; e. 1527) // Gli elogi degli uomini illustri / Ed. R. Meregazzi. Roma, 1972; II Codice Magliabechiano (MS.; e. 1540) / Ed. C. Frey. Berlin, 1892. Amoretti C. Memorie storiche su la vita, gli studi e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1804; Pater W. Leonardo da Vinci (1869) // Studies in thи History of thи Renaissance. London, 1873; Herzfeld M. Leonardo da Vinci. Der Denker, Forscher und Poet. Jena, 1906; Solmi E. Le fonti dei manoscritti di Leonardo da Vinci. Torino, 1908; Malaguzzi Valeri E La corte di Ludovico il Moro. Milano, 1915. Voi. II: Bramante e Leonardo; Beltrami L. Documenti e memorie riguardanti la vita e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1919; Calvi G. I manoscritti di Leonardo da Vinci del punto di visto cronologico, storico e biografico. Bologna, 1925; Heydenreich L. Leonardo da Vinci: 2 vols. Basel, 1954; Pomilio M., Della Chiesa A. O. L"Opera pittorica completa di Leonardo. Milano, 1967; Gould C. Leonardo: The Artist and Non-artist. London, 1975; Wasserman J. Leonardo da Vinci. New York, 1975; Chastel A. The Genius of Leonardo da Vinci: Leonardo da Vinci and thи Art of the Artist. New York, 1981; Kemp M. Leonardo da Vinci: The Marvellous Works of Nature and Man. London, 1981; Marani P. Leonardo: Cat. compi. Firenze, 1989; Turner A. R. Inventing Leonardo. New York, 1993; Lo sguardo degli angeli: Verrocchio, Leonardo e il Battesimo di Cristo / A cura di A. Natali. Firenze, 1998; Kustodieva T, Paolucci A., Pedretti C., Strinati C. Leonardo. La Madonna Litta dall"Ermitage di San Pietroburgo. Roma, 2003; Kemp M. Leonardo da Vinci. Experience, Experiment and Design. London, 2006.

Леонардо да Винчи, годы жизни и смерти которого знает весь мир, пожалуй, самая загадочная фигура эпохи Возрождения. Многих волнует, где родился Леонардо да Винчи и кем был. Он известен как художник, анатом и инженер. Помимо многочисленных открытий, этот уникальный человек оставил после себя огромное количество различных загадок, которые весь мир пытается разгадать по сей день.

Биография

Когда родился Леонардо да Винчи? Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Интересно узнать, где родился Леонардо да Винчи, а конкретно в каком городе. Нет ничего проще. Фамилия его произошла из названия места рождения. Винчи - итальянский город в существовавшей тогда флорентийской республике.

Леонардо был незаконнорожденным ребенком чиновника и обычной крестьянской девушки. Мальчик рос и воспитывался в доме своего отца, благодаря которому и получил хорошее образование.

Как только будущему гению исполнилось 15 лет, он пошел в ученики к Андреа дель Вероккьо, который являлся талантливым скульптором, живописцем и представителем Флорентийской школы.

Однажды учитель Леонардо взялся за одну интересную работу. Он договорился написать алтарный образ в церкви Санти Сальви, на котором было изображено крещение Христа Иоанном. В этой работе участвовал юный да Винчи. Он написал всего лишь одного ангела, который оказался на порядок прекрасней всего образа. Это обстоятельство послужило причиной того, что решил никогда более не брать в руки кисти. Его юный, но неимоверно талантливый ученик смог превзойти своего учителя.

Спустя еще 5 лет Леонардо да Винчи становится членом гильдии художников. Там он с особой страстью стал изучать основы рисунка и многие другие обязательные дисциплины. Чуть позднее, в 1476 году, он продолжил работать вместе с бывшим учителем и наставником Андреа дель Вероккьо, но уже в качестве соавтора его творений.

Долгожданная слава

К 1480 году имя Леонардо да Винчи становится известным. Интересно, когда родился Леонардо да Винчи, могли ли его современники предположить, что он станет столь знаменит? В этот период художник получает самые крупные и дорогие заказы, но спустя два года решает покинуть родной город и переезжает в Милан. Там он продолжает работать, пишет несколько успешных картин и прославленную фреску «Тайная Вечеря».

Именно в этот период жизни Леонардо да Винчи начинает вести собственный дневник. Оттуда мы узнаем, что он уже не просто художник, а также архитектор-проектировщик, гидравлик, анатом, изобретатель всевозможных механизмов и декораций. Помимо всего этого, он еще и находит время, чтобы сочинять загадки, басни или ребусы. Более того, в нем просыпается интерес к музыке. И это лишь малая часть того, чем прославился Леонардо да Винчи.

Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи. Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской. Леонрадо да Винчи расстраивается из-за отсутствия материала для проведения анатомических опытов. Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит.

Жизненные перемены

В 1516 году жизнь итальянского гения кардинально меняется. Его замечает король Франции по-настоящему восхищенный его творчеством, и приглашает ко двору. Позднее скульптор напишет, что хоть основной работой Леонардо являлась весьма престижная должность придворного советника, он не забывал и о своем творчестве.

Именно в этот жизненный период да Винчи начинает разрабатывать идею летательного аппарата. Сначала ему удается придумать простейший образец на основе крыльев. В дальнейшем он послужит основой для совершенно безумного на тот момент проекта - аэроплана с полным управлением. Но хоть да Винчи и был талантлив, изобрести мотор он так и не смог. Мечта об аэроплане оказалась несбыточной.

Теперь вы точно знаете, где родился Леонардо да Винчи, чем увлекался и какой жизненный путь ему пришлось пройти. Скончался флорентинец 2 мая 1519 года.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи - истинное искусство, а его картины - настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника - "Маленький набросок долины реки".

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» - создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» - самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 - 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д"Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» - рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. Тайная вечеря Леонардо да Винчи - картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли - вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» - картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

На руках -это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи - это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Что великий творец оставил миру?

Чем прославился Леонардо да Винчи помимо картин? Несомненно, он был талантлив во многих областях, которые, казалось бы, вообще не могут сочетаться друг с другом. Однако, несмотря на всю его гениальность, у него была одна занимательная черта характера, не очень вяжущаяся с его делом - он любил забросить начатую работу и оставить ее такой навсегда. Но тем не менее, Леонардо да Винчи все же довел до конца несколько по истине гениальных открытий. Они перевернули тогдашние представления о жизни.

Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение. Что можно говорить о человеке, который создал целую науку? Вам знакома палеонтология? А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. Именно он впервые сделал запись в своем дневнике о неком редком ископаемом, которое ему удалось открыть. Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь. Известно лишь примерное описание: некий камень, похожий на окаменелые соты и имеющий шестиугольную форму. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.

Благодаря да Винчи люди научились прыгать из самолетов, не разбиваясь. Ведь именно он придумал парашют. Конечно, изначально это был лишь прототип современного парашюта и выглядел он совсем иначе, но важность изобретения от этого не становиться меньше. В своем дневнике мастер писал о куске льняной ткани, длиной и шириной 11 метров. Он был уверен, что это поможет приземлиться человеку без каких-либо травм. И как показало время - был абсолютно прав.

Разумеется, вертолет изобрели гораздо позже, чем скончался Леонардо да Винчи, но идея летательного аппарата принадлежит ему. Он совсем не похож на то, что мы теперь называем вертолетом, а скорее напоминает перевернутый круглый стол с одной ножкой, к которому прикручены педали. Именно за счет них изобретение и должно было летать.

Невероятно, но факт

Что создал Леонардо да Винчи еще? Невероятно, но он приложил руку и к робототехнике. Подумать только, еще в 15 веке он собственноручно сконструировал первую модель так называемого робота. Его изобретение имело множество сложных механизмов и пружинок. Но самое главное - этот робот был человекоподобным и даже умел двигать руками. Помимо этого, итальянский гений придумал несколько механических львов. Они могли сами по себе передвигаться, используя механизмы, вроде часовых.

Леонардо да Винчи сделал столько открытий на земле, что стал интересоваться чем-то новым в космосе. Он часами мог разглядывать звезды. И хоть нельзя сказать, что он придумал телескоп, в одной из его книг можно найти инструкцию для создания чего-то очень на него похожего.

Даже своими автомобилями мы обязаны да Винчи. Он придумал деревянный макет авто, имеющий три колеса. Вся эта конструкция приводилась в движение специальным механизмом. Многие ученый полагают, что это идея родилась еще в далеком 1478 году.

Помимо всего прочего, Леонардо увлекался и военным делом. Он придумал многоствольное и скорострельное оружие - пулемет, а точнее сказать, его прототип.

Конечно же, Леонардо да Винчи не мог не придумать что-нибудь для живописцев. Именно он развил худоожественную технику, при которой все далекие вещи кажутся размытыми. Также он придумал светотень.

Стоит отметить, что все открытия Леонардо да Винчи оказались весьма полезны, а некоторые его разработки используется и сегодня. Они лишь слегка усовершенствованы.

Все же мы не можем не признать, что Леонардо да Винчи, вклад в науку которого был огромен, являлся настоящим гением.

Вода - любимая стихия Леонардо да Винчи

Если вы любите заниматься дайвингом или хоть раз в жизни погружались на значительную глубину, то благодарите Леонардо да Винчи. Это он придумал акваланг. Да Винчи сконструировал некий плавающий пробковый буй, который держал над водой тростниковую трубку для воздуха. Также именно он придумал кожаный мешок для воздуха.

Леонардо да Винчи, биология

Гения интересовало все: принципы дыхания, зевоты, кашля, рвоты, а в особенности биения сердца. Леонардо да Винчи биологию изучал, тесно связывая ее с физиологией. Именно он впервые описал сердце как мышцу и почти пришел к заключению, что именно оно качает кровь в человеческом теле. Да Вични даже предпринял попытку создать протез клапана аорты, через который проходил ток крови.

Анатомия как искусство

Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией. В 2005 году исследователи обнаружили его тайную лабораторию, где он, предположительно, препарировал стони трупов. И это, по всей видимости, имело эффект. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. Помимо прочего, бытует мнение, что он открыл такие болезни, как атеросклероз и артериосклероз. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии. Леонардо был первым человеком, который изобразил правильную структуру зубов в полости рта, подробно описав их количество.

Носите очки или линзы? И за это стоит сказать спасибо Леонардо. В 1509 году он записал в дневнике некую модель того, как и с помощью чего можно изменить оптическую силу человеческого глаза.

Леонардо да Винчи, вклад в науку которого просто неоценим, создал, изучил или открыл столько всего, что невозможно сосчитать. Его гениальным рукам и голове точно принадлежат самые великие открытия.

Был очень загадочной фигурой. И, безусловно, по сей день появляются различные интересные факты о Леонардо да Винчи.

Доподлинно известно, что он был шифровщиком. Леонардо писал левой рукой и очень маленькими буквами. Да ещё и делал это справа налево. Но к слову, Да Винчи одинаково хорошо писал обеими руками.

Флорентинец вечно говорил загадками и даже делал пророчества, большинство из которых сбылись.

Интересно, что не там, где родился Леонардо да Винчи, установлен ему памятник, а совершенно в другом месте - в Милане.

Есть мнение, что итальянец был вегетарианцем. Но это не помешало ему в течении тринадцати лет быть распорядителем придворных пиров. Он даже придумал несколько кулинарных «помощников», чтобы облегчить труд поваров.

Помимо всего прочего, флорентинец безумно красиво играл на лире. Но даже это далеко не все интересные факты о Леонардо да Винчи.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483-1494, Париж, Лувр) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - «Тайная вечеря», исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Леонардо - второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Библиография

Соченения

  • Сказки и притчи Леонардо да Винчи
  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
  • Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Леонардо Да Винчи в произведениях искусства

  • Жизнь Леонардо да Винчи - телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • Демоны Да Винчи - американский телесериал 2013 года.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Личность да Винчи – самая таинственная, гениальная и малоизученная в истории.

Биография итальянца весьма скудна, а свою личную жизнь он держал под тяжелым замком – о ней ходят легенды, но достоверных источников нет.

Зато картины, изобретения, теории, дневники мастера подлежат известности и могут пролить свет на некоторые подробности его жизни.

Великий ученый и художник всегда выделялся на фоне других. Ещё в детстве он был невероятно любопытным, спрашивая обо всём, что видел и слышал.

Тяжело пережив разлуку с матерью, еще будучи ребёнком он замкнулся в себе, а, повзрослев, стал жить в мире творчества, посвятил всего себя поискам ответов на волнующие вопросы.

Рождение и детство

Родился да Винчи 15 апреля 1451 года в селе Анкиано, которое находилось около посёлка Винчи, Флоренция. Родители не состояли в браке - это повлияло на внутренний мир мальчика и его взаимоотношения с папой. Матерью Леонардо была крестьянка Катерина, отцом – молодой нотариус Пьеро.

Изначально сын жил с Катериной, затем папа забрал его к себе. На тот момент Пьеро был женат впервые, но детей у пары не было. Спустя 10 лет мачеха да Винчи умерла, отец женился снова и повторно овдовел. В целом, у мальчика было 4 мачехи, 12 братьев и сестёр.

В 14 лет он поступил в мастерскую художника Андреа Верроккьо в качестве подмастерья. Заведение удобно расположилось в самом центре интеллектуальной Италии. Эта работа и определила дальнейшую судьбу уникального человека.

Юность

Параллельно с работой, юный да Винчи обучался гуманитарным и техническим наукам.

За несколько лет он изучил:

  • металлургию;
  • химию;
  • черчение;
  • скульптуру;
  • рисование;
  • моделирование.

Вместе с дарованием, в мастерской Верроккьо обучались известные мастера Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, Перуджино. В 20 лет Леонардо получил квалифицированность мастера в Гильдии Святого Луки. Спустя 4 года его обвинили в содомии, но на суде оправдали.

Первые художественные шедевры

Первым шедевром Леонардо стала картина «Крещение Христа», которую заказали Верроккьо.

Мастер попросил ученика нарисовать одного из двух ангелов и пейзаж. Сам Андреа написал остальные части полотна, в том числе и второго ангела. Разница между ними оказалась колоссальна – ангел да Винчи получился лучше. Верроккьо настолько поразился, что забросил кисть.

Следующими работами гения стали «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна Бенуа».

Трудно представить, что эти шедевры появились из-под кисти 20-летнего парня.

Первый большой заказ Леонардо получил в 30 лет. Монастырь Сан Донато а Систо попросил написать полотно «Поклонение волхвов», которое да Винчи так и не закончил.

В этом же возрасте художник занимался еще одной крупной работой – картиной «Святой Иероним».

Личная жизнь

Да Винчи слыл известной личностью и при жизни - его всегда окружали друзья и ученики. Но интимные отношения мастер не желал раскрывать.

На протяжении 67 лет, он ни разу не женился. Некоторые историки считают, что между гением и Чечилией Галлерани, с которой списан портрет «Дамы с горностаем», была любовная связь.

Другие же историки уверяют, что итальянец предпочитал мужчин. Один из учеников по имени Салаи, служивший мастеру натурщиком для картин «Иоанн Креститель» и «Бакх», якобы являлся возлюбленным учителя. Существует и теория, что Леонардо был девственником и никого не любил, посвятив всего себя изучению неизведанного.

Последние годы жизни

В последние годы жизни итальянец прожил в замке Кло-Люсе, приняв приглашение французского короля Франциска I.

Он почти не рисовал, но успешно занимался организацией праздников при дворе, а также планировал новый дворец в Роморантане, спиральную лестницу в замке Шамбор, канал между Соной и Луарой.

В 65 лет Леонардо стало трудно передвигаться, онемела правая рука. Перед смертью он постоянно находился в постели, ходил только при помощи близких людей.

Скончался гений всех времён 2 мая в 1519 году, в замке Кло-Люсе, среди своих учеников и шедевров.

Похоронили гениального художника в замке Амбуаз и в его честь на могильной плите выбили надпись, которая гласит, что в стенах монастыря покоится прах величайшего человека, посетившего Французское королевство.

Творчество Леонардо да Винчи

Он оставил после себя множество открытий, произведений искусства, записей, которые дают развёрнутые энциклопедические сведения по различным наукам.

Искусство

Современники знают да Винчи в роли художника, хотя сам мастер считал написание картин лишь хобби, и с возрастом уделял ему всё меньше времени. Но даже в нём гений преуспел – создал собственную технику, поставил живопись Возрождения на новый, более высокий уровень.

Он писал не только темперой, которой пользовалось большинство художников эпохи, а и маслом, придававшим фигурам образности.

Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда его судили, в деле речь шла про музыканта, а не художника или изобретателя. Считается, что он занимался и скульптурой. Но до наших дней дошла только терракотовая голова.

Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо углублённо занимался наукой, он создал множество вещей, облегчивших жизнь человечеству. Хотя половину из них называют приписанными автору, это всё же заслуженно.

Список внушительный:

  • подводная лодка;
  • водолазный костюм;
  • парашют
  • бронированный танк;
  • двухлинзовый телескоп;
  • переносной мост;
  • прожектор;
  • самоходная тележка (прототип автомобиля);
  • подшипник;
  • робот;
  • колесцовый замок, ставший популярным еще при жизни создателя.

Да Винчи был одержим идеей полёта и мечтал спроектировать самолёт. Среди его чертежей нашли схему летательного аппарата орнитоптера, который изобретатель так и не успел испробовать.

Анатомия и медицина

Леонардо сделал тысячи медицинских заметок и анатомических эскизов. Он стремился подробно изучить человеческий организм. Для этого ученый даже сам проводил вскрытие трупов. Ему удалось почти в точности воспроизвести человека изнутри, неточной получилась только репродуктивная женская система.

Гений основал динамическую анатомию, изобрёл стеклянную модель для изучения сердечных клапанов, первым определил пропорции скелета и опроверг многие теории о медицине того времени. Он опередил анатомическую практику на 300 лет.

Литература великого мыслителя

Литературное наследие итальянца дошло до потомков в хаотическом виде. После смерти гения его ученик и друг Франческо Мельци скомпоновал из отрывков про искусство «Трактат о живописи», который опубликовали в 1651 году.

Помимо этих отрывков, в записях Леонардо можно найти множество прозаических произведений:

  • басен,
  • фацеции (шутливых рассказов);
  • афоризмов;
  • аллегорий;
  • пророчеств.

Среди последних половина уже сбылась. Так, гений предсказал появление телефонной связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Другие пророчества, которые еще не свершились, больше похожи на библейские – в них речь идёт про демонов и катаклизмы.

Дневники Леонардо

Великий Леонардо вёл 120 дневников, из которых на сегодняшний день уцелело приблизительно 7000 страниц. На них можно найти чертежи различных изобретений, эскизы анатомии человека, заметки юным художникам, архитекторам, музыкантам, философские изречения, шуточные произведения, басни и пророчества.

Всё написано левой рукой и в зеркальном отображении – слева направо. Зеркальный код да Винчи разгадали только на рубеже XX и XXI века.

Бесценные дневники после смерти автора хранились у Франческо Мельци, а затем рукописи непонятным образом пропали. Лишь отдельные фрагменты нашлись у друзей и родных Леонардо. Впервые часть дневников опубликовал Карло Аморетти – хранитель Амброзианской библиотеки.

Ученики – молодые живописцы да Винчи

Став мастером, Леонардо да Винчи основал свою мастерскую, в которой обучал искусству других. Среди молодых учеников известность обрели:

  • Бернардино Луини;
  • Амброджо де Предис;
  • Франческо Мельци;
  • Андреа Соларио;
  • Джованни Больтраффио;
  • Чезаре да Сесто;
  • Джампетрино.

Мастер передал практические рекомендации молодым живописцам в своих дневниках. Он советовал развивать память и воображение, находить в обычных формах новое и удивительное, больше внимания уделять природе, изучать картины знаменитых художников, историю и теорию живописи, приступать к практике подготовленными.

Интересные факты, тайны и вымыслы художника

Личность да Винчи окружена загадочностью. Его считали чёрным магом, пришельцем или путешественником во времени. Близкие друзья ценили и любили его, ревностно охраняя тайны.

Всё же некоторые интересные факты достоверно известны современникам:

  1. Гений первым понял, . В своих дневниках он написал, что виной тому освещённые частицы воздуха, расположенные между Землей и космосом. Примечательно, что Леонардо называл космос «небесной чернотой».
  2. В дневниках да Винчи обращался к себе на «ты», также говоря с возможными читателями. Это свидетельствует про нестабильное психическое состояние.
  3. Спал итальянец по 15 минут каждые четыре часа. Такая техника сна применялась во многие века. Она способствует увеличению производительности, улучшению самочувствия, уменьшению времени, потраченного на сон.

Споры о том, кем был Леонардо да Винчи – мистической или просто нестандартной личностью ведутся до сих пор. В любом случае, это был уникальный многогранный человек, который оказал величайшее влияние на цивилизацию. Его можно любить или ненавидеть, но не восхищаться им при этом невозможно.




Top