Леонардо да винчи он занимался. Леонардо да винчи

Этим материалом я ни в коей мере не хочу замахнуться на «наше все в живописи Возрождения», тем более поколебать мнение о художнике, которого считаю основоположником во многом, гением своего времени и талантливейшим живописцем. Но, привыкши всегда узнавать о жизни тех, чьи картины вижу, я натолкнулся несколько раз на фразу в отношении великого да Винчи -
«Леонардо держал свою личную жизнь под особенным секретом, даже заметки в своем Дневнике он записывал специальным кодом» (Ох, уж этот код да Винчи!!!).
Напрашивается вопрос – что скрывал или чего боялся автор Дневника? Понятно, что никогда мы этого не узнаем, а что узнали, то к этому тоже нужно относиться, как к субъективным суждениям или даже предположениям. Тот же Джорджо Вазари, благодаря которому вышла «первая энциклопедия» - жизнеописание художников эпохи Возрождения, часто записывал не факты, а слухи, по принципу – «за что купил, за то и продал». Но, тем не менее, слухи на пустом месте не рождаются. Поэтому не относитесь к этому материалу, как к серьезному исследованию. Я просто собрал в интернете наиболее встречающиеся материалы о (предположительной!) личной жизни Леонардо да Винчи. И попытался их систематизировать. Что из этого получилось – судить вам!

Leonardo da Vinci Selbstportrait

Начну с того, что ныне «голубизна» и «педофилия» стали «притчами во языцах», этим даже бравируют, если не гордятся. Впрочем, понятно, что это явление родилось не вчера, ему тысячи лет.
Игорь Кон в своей книге «Любовь небесного цвета» пишет о том, что в эпоху Возрождения однополая любовь была не преступлением, а "красивым пороком", хотя формально содомия оставалось все-таки преступлением, за которое серьезно наказывали.

Гомоэротизм Возрождения

Многих гениев итальянского Возрождения подозревали или обвиняли в гомосексуализме и сексуальных связях с мальчиками. В большинстве случаев доказать или опровергнуть эти обвинения одинаково трудно: о личной жизни художников сохранилось слишком мало свидетельств, а истолкование творчества - дело довольно субъективное.
Вот только небольшая фактология по итальянцам.
Великого скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) дважды, в 1527 и 1557 гг., привлекали к суду за связи с мальчиками, причем во второй раз он был вынужден признаться, и был приговорен к штрафу и четырем годам тюрьмы. Впрочем, он не только избежал тюремного заключения, но и продолжал пользоваться покровительством высоких лиц и выполнять заказы князей церкви.

Художник Джованни Бацци (1477 -1549) даже налоговые декларации подписывал своим прозвищем "Содома", под которым и вошел в историю живописи.

Флорентийский скульптор Сандро Донателло (1386-1466) предпочитал брать в ученики красивых мальчиков и по поводу его отношений с ними всегда ходили сплетни и анекдоты, на которые веселый и жизнерадостный художник не обращал внимания.

На Сандро Боттичелли (1444-1510) в 1502 году был написан анонимный донос, в котором его обвиняли в содомии с одним из его подмастерьев, но художник обвинения категорически отрицал и власти даже не начали по этому делу следствия.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564), отличавшийся страстным характером, в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности. Когда отец одного юноши, желая пристроить сына учеником к великому мастеру, предложил художнику использовать его в постели, тот с негодованием отверг это предложение. Некоторые исследователи считают, что Микеланджело вообще избегал физического секса, будь то с женщинами, или с мужчинами. Однако Микеланджело-художник определенно предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам явно присутствуют гомоэротические мотивы. При публикации сонетов в 1623 году внучатый племянник Микеланджело фальсифицировал их, заменив местоимения мужского рода на женские. Источником вдохновения для немолодого, а по тогдашним представлениям старого (в момент их первой встречи ему было 57 лет) художника была многолетняя страстная любовь к 23-летнему римскому дворянину Томмазо де Кавальери, которому Микеланджело дарил рисунки и посвящал любовные стихи. Впрочем, современные исследователи считают Микеланджело бисексуалом, поскольку известно о его любви к Виттории Колонна.

Репутацию содомита имел и Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610), который рисовал нежных женственных мальчиков, и с именем которого связано несколько громких скандалов. Его "Мальчика, играющего на лютне" и "Торговца фруктами" искусствоведы долгое время принимали за девочек.
Назвав большинство «титанов Возрождения», которые были замешаны в этом «красивом пороке», остается задать вопрос: А что же наш дружище Леонардо?

Факты или предположения

Из источников известно, что Леонардо да Винчи (1452-1519) окружал себя красивыми юношами на протяжении всей своей жизни. Впервые его имя было упомянуто в связи с содомией в 1476 году.
В этом году художнику было дважды предъявлено обвинение (причем по анонимному доносу) в содомии с 17-летним Якопо Андреа Сальтарелли (Jacopo d"Andrea Saltarelli). Замечу, что во Флоренции той эпохи процветали ложные доносы (так называемые «Рты истины»).
Сальтарелли был натурщиком, а «по совместительству проститутом», который был известен властям своими сексуальными авантюрами с мужчинами. Поскольку против Сальтарелли в 1476 во Флоренции было заведено уголовное дело, а да Винчи фигурировал в списке его клиентов, художник был арестован и два месяца провел в тюрьме, после чего был оправдан, поскольку не было свидетелей, и выпущен на свободу. В течение некоторого времени после этого, Леонардо и других подозреваемых держали под наблюдением «Офицеры Ночи» (Officers of the Night) - флорентийская организация, следившая за моралью в городе и боровшаяся против случаев содомии.
Существует версия, что Леонардо, как и прочие клиенты Сальтарелли ни в чем не обвинялся, а предстал перед судом в роли свидетеля.
Современный искусствовед Джеймс Саслоу (James Saslow) выдвигает еще одну версию, что обвинения с Леонардо "были сняты", поскольку в дело вмешался его уважаемый и богатый отец. Напомню, отец Леонардо - сеньор, мессэр Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Когда родился Леонардо в 1452 году, ему было около 25 лет. Умер Пьеро да Винчи в 1504 году в возрасте 77 лет. При этом, он имел 4 жен и десять детей, последний из которых родился, когда нотариусу стукнуло 75 лет.
Можно предположить, что средневековая коррупция работала отлаженно. Тем более, в версии Саслоу фигурирует фраза –«Леонардо не придется платить за преступление, поскольку мы за это уже заплатили (в буквальном смысле)». Какая версия, из приведенных выше, правдива – тайна!

Как бы то ни было, сохранившиеся архивные и юридические документы, воспоминания современников, факты его длительной жизни с молодыми людьми и отсутствие близких отношений с женщинами привели современных историков к выводу, что Леонардо интересовался в сексуальном плане исключительно мужчинами. О гомосексуальном либидо художника, которое сублимировалось в его творчестве, писал даже Фрейд в своем исследовании о художнике (1909-1913 гг.).

Leonardo da Vinci Autorretratto 1490-1500 гг. Галерея Уфиццы, Флоренция

Хотя, опять же в оппозицию предыдущей мысли, приведу другую цитату.
Художник испытывал вообще неприязнь к физическим отношениям. Леонардо приписывают слова: «Акт деторождения и все, что с ним связано - это так отвратительно. Человек умирал бы намного быстрее, если не было красивых лиц и чувственных отношений». Историки делают вывод: художник чувствовал отвращение не к телу (которое, как раз, воспевал в своих полотнах), а к сексу в частности.
Некоторые исследователи додумались до утверждения, что леворукость и зеркальное письмо художника являются явными признаками его гомосексуальных наклонностей.

Автопортрет Леонардо да Винчи (поздняя гравюра неизвестного автора)

Впрочем, любовь Леонардо к мальчикам была темой обсуждения еще в шестнадцатом веке.
В «Книге снов» (Il Libro dei Sogni), автором которой считается критик и теоретик искусства Джан-Паоло Ломаццо, есть диалог (в современной трактовке – интервью) «О мужской любви» (L"Amore masculino), одним из главных действующих лиц которого является Леонардо да Винчи, заявляющий:
«Знайте, что мужчины любят исключительно продукт силы, соединившись в дружбе с раннего возраста, они вырастают более мужественными людьми и верными друзьями».
«Желтизной», правда, попахивает продолжение этого диалога (судя по названию книги, по-моему, это либо приснилось автору, либо он выдвинул материал, как собственный манифест принадлежности к геям).
Вообщем, в диалоге собеседник спрашивает Леонардо о его отношениях со своим помощником Салаино:
«А Вы играли с ним в игры, которые так любят флорентийцы? (как в анекдоте, "намекая на зайцев")»
На что художник отвечает:
«И сколько раз! Имейте ввиду, что он был красивым молодым юношей, особенно в свои пятнадцать лет».
Впрочем, подобранный им в Милане красивый юноша Салаи, действительно, был его учеником, слугой, подмастерьем и многолетним спутником жизни художника. Но об этой яркой фигуре стоит рассказать отдельно.

Ангелочек или Дьяволёнок?

Салаи или Салаино (в переводе – дьяволёнок)
Salai, Il Salaino
Настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено
Gian Giacomo Caprotti da Oreno

Неизвестный художник Portrait of Gian Giacomo Caprotti, said Salai. 1502-03 гг. Collection of the Alois Foundation, Liechtenstein.

Итальянский художник, слуга и ученик Леонардо да Винчи.
Салаи был сыном сапожника из Монца Джованни и его жены Катарины, которые жили в городке Орено неподалеку от Милана. У парня было еще два (видимо, старших) брата, о которых стало известно, поскольку они периодически появлялись в доме Леонардо, выпрашивая у Салаи деньги.
Впервые Салаи появился в доме художника 22 июля 1490 года десятилетним мальчиком.
Откуда это известно с точностью до дня? От «всезнающего» Вазари, который, кстати, считается первым биографом да Винчи!
Именно он так подробно описывает юношу в своей книге:
«В Милане Леонардо взял в ученики Салаи, который был очень привлекателен своей прелестью и своей красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо. Леонардо многому научил его в искусстве, а некоторые работы, которые в Милане приписывают Салаи, были подправлены Леонардо».
Впрочем, и сам Леонардо в дневнике (о котором речь пойдет ниже) написал:
"Джакомо поселился со мной в день Магдалины, в 1490 году, в возрасте десяти лет".

Отношения у них, как пишут современники, были не из легких. Год спустя, Леонардо сделал список проступков мальчика, назвав его при этом «вором, лжецом, упрямцем и обжорой». Неплохая характеристика для слуги!
«Дьяволёнок», по крайней мере, пять раз воровал деньги и ценности, потратил кучу денег на одежду и обувь, приобретя за год двадцать четыре пары (!!!). Напомню, парню было всего 11 лет!
Единственное оправдание вижу в том, что Салаи обворовывал хозяина, чтобы снабдить деньгами и одеждой «мздоимцев»-братьев.

Далее подробности о проделках Салаи рассказывают дневники Леонардо, цитаты из которых встречаются по всему интернету. Но, позвольте, они же были закодированы самым Маэстро!!!
Впрочем, после бестселлера Дэна Брауна ничего невозможного нет.
Итак, как говорил один из лицедейских клоунов – «Пилите, но подозревайте!».
Цитирую текст, сомневаясь, что это цитаты из дневников самого да Винчи.

…На второй день я заказал ему четыре рубашки, пару штанов и плащ. Когда я положил рядом с собой деньги, чтобы заплатить за все эти вещи, он украл их у меня из кошелька. И я так и не заставил его признаться, хотя совершенно в этом уверен.

…7 сентября украл пряжку стоимостью 22 сольди у Марко, живущего у меня. Пряжка эта была серебряной, и украл он её из моего кабинета. После того как Марко долго искал ее, она была найдена в сундуке названного Джакомо.

…Когда я был в доме Галеаццо Сансеверино и подготавливал его выезд на турнир, несколько оруженосцев разделись, чтобы примерить костюмы дикарей, приготовленные для праздника. Джакомо подкрался к кошельку одного из них, лежавшему на кровати вместе с другими вещами, и взял все деньги, которые там нашел, - 2 лиры 4 сольди. Когда я получил в подарок турецкую шкуру, чтобы сделать из нее пару сапог, Джакомо через месяц украл ее у меня и продал за 20 сольди. И на эти деньги, как он мне сам признался, купил анисовых конфет.
Марко д’Оджоне тогда едва не убил похитителя и впоследствии сожалел, что этого не сделал, поскольку, в конце концов, Салаино вынудил его покинуть мастерскую раньше, чем Марко намеревался.

Само собой напрашивается вопрос: почему Леонардо такого прохвоста держал при себе? Не проще было его вышвырнуть вон и взять другого слугу и ученика? Учитель разглядел в ученике талант? Но почему тогда Салаино не стал известным художником? Он привязался к мальчику и любил его отцовской любовью (при живых родителях), прощая ему все проступки? Или все же любовь была не отеческая, а она, как правило, слепа?
Как видите, одни вопросы.

Leonardo da Vinci Drawing of Salai.

А Салаино, тем не менее, оставался его слугой и помощником в течение почти тридцати лет.
И на картинах Леонардо не раз появлялся красивый, кудрявый подросток.

Салаино в творчестве да Винчи

Общеизвестно, что юноша послужил моделью для картины Леонардо «Иоанн Креститель» и, скорей всего, для Иоанна Крестителя в образе Бахуса, написанным пятью годами ранее, поскольку и композиции. и лица очень похожи.

Leonardo da Vinci St John in the Wilderness (Bacchus) 1510 г.

Leonardo da Vinci St John the Baptist 1513-16 гг.

Кроме того, имя Салаино было найдено написанным, а потом зачеркнутым на обороте эротического рисунка 1513 года «Воплощенный Ангел» (The Incarnate Angel). Как иронично! Рисунок находится в коллекции королевы Виктории в Великобритании.

Leonardo da Vinci The Incarnate Angel (Erotic drawing). 1515 г.

Искусствоведы Мартин Кемп и Джеймс Саслоу в 1986 году, а вслед за ними и известный всем Дэн Браун в своей книге «Код да Винчи», выдвинули версию, что на картине «Тайная вечеря» по правую руку от Христа сидит не Иоанн Богослов, а Мария Магдалина. Действительно, фигура и лицо выглядят очень женственно.

Leonardo da Vinci The Last Supper (detail) 1498 г.

Многолетние споры и исследования доказали лишь то, что портрет Иоанна-Магдалины очень похож на портрет Салаино в Иоанне Крестителе, а значит, на картине мужчина, а не женщина. Кроме того, открылся факт, что Леонардо писал Салаино еще в 1498 году для «Тайной вечери».

Leonardo da Vinci The Last Supper 1498 г.

Летом 1499 года в Италию вторглись французы, и в начале сентября Лодовико Моро, покровитель Леонардо, уехал из Милана в Тироль. Леонардо ждал до декабря, что Моро вернётся, после чего решил вместе с Лукой Пачоли уехать в Венецию.

Charles Lemoine Leonardo Painting the Mona Lisa (Engraved). 1845 г. Paris, Bibliothèque Nationale.

Из учеников Леонардо взял только самого любимого, Салаино, которого во что бы то ни стало хотел сделать настоящим художником. (Опять же возник вопрос – так почему же не сделал?)

Смена пажеского караула.

В 1506 году у Салаино появился «соперник». В этом году Леонардо взял себе в ученики 15-летнего сына аристократа из Ломбардии, графа Франческо Мельци.

Франческо Мельци
Francesco Melzi

Francesco Melzi Purported self-portrait (Предполагаемый автопортрет). Museum Bonnat, Bayonne.

Итальянский живописец ломбардской школы, ученик Леонардо и его главный творческий наследник.
В одном из писем домой юноша написал, что великий художник питает к нему «чувства глубоко страстной и самой пламенной любви» (sviscerato et ardentissimo amore). Может на основе этой восторженной юношеской фразы и построена версия о том, что Мельци был тоже любовником Леонардо.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi (Drawing). 1510 г. Biblioteca Ambrosiana, Milano

В результате дальнейшие путешествия по Италии совершались втроем.
О характере отношений Салаи с Мельци ничего достоверно не известно.
В мае 1513 года умер папа Юлий II, и на его место был выбран сын Лоренцо Медичи, принявший имя Льва X. Началось настоящее паломничество художников в Рим. Туда же со своими учениками (Салаи, Мельци, Лоренцо и Фанфойа) отправился и Леонардо. Художник присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болоньи 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. В 1516 году Леонардо принял приглашение короля приехать во Францию и поселиться в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.

Перед отъездом во Францию Леонардо распрощался с Салаино. Опять же вопрос: почему??? Боялся, что ученик скомпрометирует его и будет красть серебряные ложки из королевского сервиза? И почему накануне отъезда Леонардо взял нового слугу - Баттисту де Вилланиса. В чем старый слуга Салаино провинился? Опять одни вопросы...

Вообщем, художник оставил Салаино «Мону Лизу» и дал приличную сумму денег, чтобы тот мог построить себе дом в принадлежащем Леонардо винограднике. Есть сведения, что через некоторое время после смерти Леонардо Салаи женился на женщине по имени Бьянка, а позже был убит в драке.

Хотя Салаи всегда был представлен "учеником" Леонардо, историки считают, что он никогда не производил художественно ценных работ. Салаи приписываются алтарный образ с Петром и Павлом в миланской галерее Брера и копии с работ учителя - «Вакх», «Леда», «Иоанн Креститель», «Св. Анна», «Мадонна» в Будапештском музее изобразительных искусств.

Salai John the Baptist, a copy of Leonardo

Франция

О Франческо Мельци же, в свою очередь, всегда пишут не только, как друге и спутнике жизни Леонардо, с которым он провёл и свои последние три года жизни во Франции, но и о как любимом ученике.

Giovanni Antonio Boltraffio Portrait of Francesco Melzi. 1510 г.

Francesco Melzi Ritrato di Leonardo da Vinci.

Во Францию вместе с Леонардо и Франческо Мельци поехал и новый слуга Баттиста де Вилланис.
В этой поездке Леонардо сопровождал и кардинал Луиджи Аррагонский. По его воспоминаниям Леонардо, седовласый старик, уже не мог работать. У мастера онемела правая рука, затем ее парализовало, и художник с трудом передвигался без посторонней помощи.

Михаил Анчаров Леонардо 1947 г.

«Его миланский ученик – вспоминал кардинал (а им мог быть только Мельци), - писал под руководством Леонардо так хорошо, что его работу нельзя было отличить от кисти великого учителя». Леонардо гордился мастерством своего ученика и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые полотна, приписываемые ранее Леонардо, сейчас считаются работами Мельци, например, знаменитую «Коломбину» из Эрмитажа.

Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он составил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе и был похоронен в замке Амбуаз.

François-Guillaume Ménageot The Death of Leonardo da Vinci in the Arms of Francis I 1781 г.

Jean-Auguste-Dominique Ingres Death of Leonardo da Vinci. 1818 г.

Франческо Мельци оставался с учителем до самой смерти и стал его основным наследником. Кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и унаследовал огромный архив великого художника.
Не забыл Леонардо в завещании и о Салаино. Он вместе с Баттистой де Вилланисом, согласно завещанию, получили по половине миланского виноградника, подаренного да Винчи его покровителем Людовико Моро.

Как следует из записей слуги Баттисты де Вилланис от 10 августа 1519 года, до своего возвращения в Италию Франческо Мельци ещё некоторое время состоял на службе у короля Франции. В Италию Мельци вернулся знаменитым и получил приглашение ко двору герцога Альфонсо д’Эсте. Будучи состоятельным человеком, Мельци тоже писал не очень много. Он занимался обслуживанием и содержанием наследия Леонардо да Винчи, издал записи Леонардо о живописи в книге под названием «Трактат о живописи» («Trattato della Pittura»).

Мельци умер приблизительно в 1570 году почтенным господином в своём фамильном имении Ваприо д’Адда. Наследники Франческо быстро распродали наследие Леонардо, которое Мельци так берёг. Часть наследия великого Леонардо из-за этого была утеряна навсегда.

Монумент да Винчи.

Эпилог

Вот такая грустная история. Закончить ее хочу цитатой из книги Кона.
«С кем спали и кого любили художники Возрождения, в общем-то, не так уж важно. Существенно то, что они создали новые образы мужского тела, любви и чувственности. Выставленная напоказ мужская нагота стала волновать и тревожить воображение».

Sculptor Pietro Magni Leonardo da Vinci monument. Milan, Piazza della Scala.

Источники – Википедии и мои переводы отсюда: , , .

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483-1494, Париж, Лувр) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - «Тайная вечеря», исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Леонардо - второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Библиография

Соченения

  • Сказки и притчи Леонардо да Винчи
  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
  • Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Леонардо Да Винчи в произведениях искусства

  • Жизнь Леонардо да Винчи - телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • Демоны Да Винчи - американский телесериал 2013 года.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?

Леонардо да Винчи был не только гением, но и наиболее мистическим человеком в истории. Многие загадки были реальные, а другие явно придуманные. Наиболее известной является Код Да Винчи.Однако, многие вполне реальные, ответа на которые нет по сей день.

Был ли Леонардо да Винчи еретиком?

Согласно некоторым авторам исторической фантастики, Леонардо был еретиком. Свидетельства этому, предположительно можно найти в его картине «Последний ужин», у нас она известна как Тайная Вечеря, где сам Леонардо выразил свою веру в то, Христос был женат на Марии Магдалине.

Апостол, сидящий справа от Иисуса Христа, по их мнению,явно имеет женские черты Другим свидетельством, является отсутствие чаши с вином на столе символа Юкореста и наличие руки без тела с ножом.

Что имеем в реальности?

Свое вдохновение во время работы над картиной он черпал из библии Джона, в которой нет упоминания ни чаши с вином, ни Юкореста. Рука с ножем на картине принадлежит Апостолу Петру, о чем свидетельствует один из набросков к картине, хранящийся в Виндсорской королевской библиотеке, относящийся к эпизоду в Библии в котором Петр отрезал свое ухо как доказательство своей преданности Высшему священнику. И наконец, фаворит Исуса апостол Джон изображался на иконах того времени с очень нежными чертами, скорее похожими на подростка с длинными волосами.

Везде присутствуют эзотерические символы.

Возможно, он не был еретиком,но уж точно не фанатиком католической церкви.Вполне возможно он, что он увлекался, которые в то время были еретическими, например гностическими или нео-платоническими. Гностики верили в мать богиню Софию, создательницу Мира, которую Леонардо изобразил на картине «Ледо», утерянной навсегда.

На сохранившихся набросках картины богиня мать изображена как «космическое яйцо», из которого другие яйца дают жизнь человечеству. Гностики также верили,что Исус Христос существовал в двух формах. Один как реальный человек, умерший на кресте, а другой в виде духа.

На другой знаменитой картине «Девственница на камнях» изображены два ребенка близнеца. Одного обычно считают Джоном Баптистом, а другого замаскированного Исусом Христа. Вполне вероятно, что это не так, но кто может сказать против?

Был ли Леонардо да Винчи членом Приори Сион.

Эта идея о его принадлежности к этой организации в проходит красной линией через всю книгу Код да Винчи. Приори Сион была древней и мистической сектой, основанной орденом Тамплиеров. Среди ее членов были Исаак Ньютон, Виктор Гюго и конечно Леонардо да Винчи.

На самом деле эта секта была придумана французом Пьером Плантард в 1956 году. Имя секты он взял с названия холма в Аннемасси на котором он планировал построить свою дачу.

Лист членов руководителей секты он взял из списка мистического древнего Ордена Розы, основанного на самом деле в 1915 году фантазером из США Харви Спенсером Люис, который был антисемитом, антимасономи радикально правым.

Плантад запустил эту идею в массы с тем, чтобы создать историческую линию королевской крови Меровингами, к которой он якобы принадлежал и являлся единственным наследником и утерянной в веках истории. Это давало ему поле для широкого маневра и возможность претендовать на пост Великого магистра в различных подобных организациях и тем самым стать политическим лидером. Однако,это не сработало.

Историки Линн Пикнет и Клайв Принс считают, что Туринская плащаница была сделана Леонардо.Писатель Виктор Хэйзел поддержал эту идею, основываясь на выдержках их книги «Кодекс Атлантикуса» в которых о видит признание Леонарда в том, что он создал Плащеницу.

Вот что писал Леонардо: «Когда я изобразил Бога как ребенка, вы и бросили меня в тюрьму. Значит ли это, что вы обойдетесь еще хуже, если я его изображу взрослым.» Не только это, но и автопортрет Леонардо абсолютно похож на изображение на Плащенице.

Однако, исторические источники упоминают о Плащанице до Леонардо, а точнее в 1389, радиоуглеродный анализ датирует ее в промежутке между 1260 – 1390 годами, т.е. она ужу существовала за столетие до него.

Зеркально писал Леонардода Винчи – справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов.

Зеркальной письмо.

Леонардо обладал необычной техникой писать в зеркальном отражении.Он мог писать справа налево и часто писал,начиная с последнего листа.

Эту технику многие считают желанием Леонардо засекретить свои идеи. Те кто считал его еретиком рассматривали эту технику «письменностью дьявола».

Нейропатологи заявляют,что эту технику написания он приобрел в детстве. Она вполне естественна для левшей, если она не исправлена. Однако он вполне мог нормально, хотя и с некоторым затруднением писать и правой, как это видно на некоторых картах,нарисованных им. Поэтоту он всегда диктовал официальные письма.

«Мона Лиза» — всемирно известное бесценное полотно гениального Леонарда да Винчи

Кто была Монна Лиза.

Знаменитая улыбка Джаконды не дает покоя столетия. Но кто Такая Монна Лиза, которая послужила Моделью для Леонардо? Ряд авторов считают, что позировала женщина по имени Сфорза возможно Катерина Буте дель Васса или же ее сводная сестра Бианка.

Некоторые историки считают, что Мона Лиза это автопортрет Леонардо, совместив на компьютере его лицо с лицом на картине.Фактически с полной уверенностью можно сказать, что женщина на портрете ни кто иная как Лиза Жерардини, т.е. Монна, коротко Мадонна или как сейчас говорят Леди.Лиза, жена Франческо дель Джаконда.Отсюда и другое название картины-Джаконда. Истину трудно установить, хотя мост на заднем плане картины явно схож с мостом в Бурано, недалеко от Ареззо, хотя вполне возможно, что это просто идеализированный пейзаж, о котором мечтал Леонардо.

Утерянные останки Леонардо да Винчи.

Еще одна загадка Леонардо. Что случилось с его останками? Его склеп больше не существует и никто не знает, где его останки. После смерти он был погребен в церкви Святого Флорентина в Амбозии, Франции. Однако, в результате времени и революционного вандализма церковь была разрушена,а надгробные камни и памятники были использованы для реставрации замка. Дети часто находили кости и играли с ними, после чего садовник собрал и захоронил их.

В 1863 году поэт Арсен Хоуссей нашел нетронутый скелет с большим черепом и сломаной костью руки.Неподалеку он нашел остатки надгробия с сохранившейся частью надписи: ЕО ДАС ВИНЧ. Уж не является ли эта часть надписи Леонардо Винчи на латинском языке? Останки перезахоронили в замке Амбоси, где они находятся и по сей день.




Top