Леонардо гермафродит. В погоне за мифами

Что ж все понятно и в общем-то даже не удивительно. При столь совершенной симметрии обеих полушарий мозга. Хотя, даже среди людей с такой «генетической аномалией» столь виртуозное сознательное разделение деятельности нервных команд правого и левого полушария считается редкостью и особым достоинством.

Глава 11 КУКЛА СУДЬБЫ

Даже и не знаю, можно ли содержание предыдущей главы рассматривать как совокупность доказательств. Уж больно рискованное предположение я выдвинул, чтобы вот так, с ходу, принять даже самые убедительные свидетельства. Придется нам пока временно отложить сенсационные выводы и еще раз все проверить. Только уже под несколько другим углом зрения.
Леонардо мог работать по 24 часа в сутки.
До сих пор мы обсуждали исключительно врожденные качества Леонардо да Винчи. Теперь попробуем положить под увеличительное стекло истины его характер, увлечения и то, что теперь называется «активный отдых». То есть мы, конечно, уже поняли, что этот человек работал как заводной заяц 24 часа в сутки. Но невозможно предположить, что он никогда не отдыхал и не развлекался.
У Леонардо совершенно не было никакой личной жизни.
Есть и еще один покров тайны, который, если его сорвать, значительно упростил бы наше расследование. Правда, весьма косвенным образом. Дело в том, что человек, решивший поинтересоваться, как у Леонардо да Винчи обстояли дела в такой важной части любой человеческой судьбы, как личная жизнь, наличие любимого человека и, наконец, семья и дети (пусть и внебрачные), столкнется с гулкой и почти абсолютной пустотой.
Нелицеприятная история, произошедшая с молодым Леонардо еще на родине в Тоскане и изрядно подмочившая в веках его репутацию, это конечно, весомый довод в пользу политики замалчивания этой части жизни гения, но свидетельства, скажем так, нетрадиционной ориентации полностью скрыть довольно трудно. Каковую доктрину, между прочим, подтверждает все-таки всплывшая история с несостоявшимся судом. А так получается, что это сомнительной достоверности обвинение чуть и не единственное документальное свидетельство хоть какой-то личной жизни да Винчи. Вот это положение вещей и позволило гей-движению в современном мире возвести этого гениального человека в ранг своей иконы. Вот, мол, какие люди «с нами». Смешно, ей-богу.
Современное гей-движение не вполне оправданно возвело Леонардо в ранг своей иконы.
А также было бы неплохо попытаться прояснить и еще один момент, который почему-то очень редко вызывает вопросы у людей, которых интересует наследие личности Леонардо да Винчи, что странно, потому что момент этот очень важен и может пролить изрядно света на столь противоречивую натуру. К тому же в нашем случае он послужит проводником для дальнейшего продвижения по дороге правды. Речь идет о степени религиозности да Винчи, если таковая вообще была ему свойственна. И именно история отношений гения с наиболее «идеологически сильной» организацией того времени и поведет нас за собой в дальнейшем расследовании.
Что касается досуга и развлечений, то тут тоже свидетельств не так и много. Но я начну с того, которое искренне меня порадовало, повеселило и дало при всей своей незначительности весьма яркое представление о том, какое у этого необычного человека было необычное чувство юмора. Уступаю местно на страницах этой книги Джороджо Вазари. Вот у кого с юмором, судя по всему, были проблемы.
Он прикрепил к ящерице, найденной садовником, работавшим в Бельведерском винограднике, и которая имела очень странный вид, крылья, наполненные ртутью. Когда ящерица двигалась, ее крылья на ходу трепетали. Он приделал ей так же глаза, рога и бороду, после чего приручил ее и держал в коробке. Все друзья, которым он показывал ее, пугались и от страха убегали.
Отлично написано. Я очень живо представил себе эту картину! Хохочущий Леонардо и в панике отступающие к дверям почтенные его посетители. С воображением у да Винчи явно все было в порядке. Современные создали фильмов ужасов по сравнению с ним убогие копировщики чужих идей.
Все остальное, что мне удалось раскопать в связи с «досугом» великого человека, уже не так смешно, но весьма и весьма нетривиально. Призовем на помощь Вазари:
В одной комнате он устанавливал кузнечные меха и прикреплял к ним с одного конца кишки животных. Надувая их посредством мехов, он наполнял ими всю комнату, которая была очень велика. Тем людям, которые были в комнате, приходилось при этом забиваться в угол. Он показывал этим людям, как прозрачные и полные воздуха кишки, занимавшие прежде очень мало места, становились огромными, утверждая, что так бывает и с человеческими дарованиями.
…В Риме он приготовлял восковую пасту, из нее он делал во время прогулок крошечных животных, которые наполнялись внутри воздухом. Когда воздух вдувался в них, фигурки взлетали вверх, когда же воздух выходил из них, они падали на землю.
Более поздний биограф Леонардо да Винчи, живший спустя почти двести лет после смерти гения, француз Мишель Треньи достоин всяческого уважения, потому что проделал колоссальную работу, чтобы добыть и потом обработать свидетельства современников о Леонардо, после чего написал небольшую, но состоящую исключительно из достоверных фактов монографию. Так вот, в этой работе французского исследователя приведено очень интересное наблюдение, которое дает представление о характере да Винчи наиболее выпукло.
Желая порадовать и повеселить своих знакомых, Леонардо да Винчи все время придумывал какие-нибудь новые штуки и устройства. Лев, сделанный из дерева, который мог пройти несколько шагов и открывал свою грудь, наполненную лилиями, или стайку железных птичек, которые умели взлетать. Но против ожидаемого им чувства у людей он своими поделками вызывал совсем не веселье, а какое-то почти суеверный испуг у видевших их людей. Не оставляя своих попыток, он стал со временем сначала равнодушен к тому, какие чувства вызывали у людей его поделки, а потом и вовсе забросил их изготовление. При этом на просьбы сделать какую-то игрушку он отвечал, что если делать подобие живого не для веселья, а ради просто любопытства, то это кощунственно и недостойно человека.
Оригинальное высказывание. Что-то подсказывает мне, что за этими бессмысленными на первый взгляд словами стоит какая-то выстраданная и не один раз обдуманная мысль. Так, с отдыхом более или менее все ясно. Пора переходить к вопросу о личной жизни.
Вот тут полный мрак. Ни одного даже самого завалящего любовного послания. Ни одного прямого указания современников и более поздних биографов на наличие хоть какой-то сердечной привязанности. В принципе, почти ничего, кроме догадок и высказанных явно наобум предположений. Ни одной скандальной истории. А ведь этот человек подвизался при дворах самых блестящих европейских правящих династий. Его постоянно окружали красивые и холеные женщины. Да ведь и сам он был очень красивым мужчиной!
Несколько разозленный таким оборотом событий я, преодолев некоторый внутренний барьер, попытался порыскать в Интернете на сайтах, принадлежащих движениям за нетрадиционную половую ориентацию, думая, что, может быть, этим людям так необходимо причислить Леонардо да Винчи к своим единомышленникам, что они готовы проделать серьезную работу в поисках доказательств. Ничего подобного. Все те же притянутые «за уши» предположения и ничего конкретного. Единственное к чему сводилась информация, которую мне удалось более или менее подтвердить, - это постоянное присутствие возле Леонардо молодых людей, чьи таланты и дарования он поддерживал не только финансово, но и занимаясь их непосредственным обучением.
Но такого рода расплывчатые свидетельства способны дать пищу для домыслов, но никак не для серьезных доказательств. Хотя, конечно, на определенные мысли наводят. Тот же Вазари по простоте душевной (или я его недооцениваю?) дает один из таких комментариев.
В Милане Леонардо взял к себе в воспитанники молодого миланца Салаи, которого отличали необыкновенная грация и красота, и прекрасные, вьющиеся волосы, которые очень восхищали Леонардо. Воспитаннику он преподавал многие правила в искусстве и некоторые произведения, приписываемые в Милане Салаи, на самом деле были подправлены рукой Леонардо.
Мне совершенно не хочется скатываться до уровня «желтой прессы», в стиле которой выискивать сомнительные с точки зрения общепринятой морали факты из жизни известных людей просто для того, чтобы опорочить этих людей. Совершив вынужденное признание, что, похоже, слухи о нетрадиционной ориентации Леонардо да Винчи имеют под собой хоть и зыбкую, но все же почву, я хотел бы не заострять внимание читателей именно на этом факте.
Было ли вообще в жизни Леонардо да Винчи такое чувство, как любовь) (не важно, к мужчине или к женщине)?
Занятая мной в этом давнем споре позиция скорее основывается на попытке разгадать совсем другую тайну. Если абстрагироваться от уточнения, с представителями какого пола этот человек вступал (если вообще вступал) в интимные отношения, то главный вопрос все равно остается без ответа: «Было ли в жизни Леонардо да Винчи такое чувство, как любовь (не важно, к мужчине или к женщине)?» Ведь это очень важно для наиболее полного понимания личности любого человека!
Я так загорелся поисками ответа на этот вопрос, что даже отбросил излишнюю щепетильность и начал внимательно вглядываться в отношения Леонардо не только с женщинами, как поступал до этого, но и в его отзывы об окружающих мужчинах. Ничего. То есть совсем ничего. По крайней мере хотя бы отдаленно свидетельствующего о наличии романа, пусть и непродолжительного.
Как же так? Как можно прожить не самую короткую жизнь и ни разу даже серьезно не полюбить? Невольно приходят в голову мысли о существовании каких-то, выражаясь языком современности, «препятствий непреодолимой силы». В чем же могла состоять суть этих препятствий? Возможно, те люди, которые, ну скажем так, активно поучаствовали в процессе «создания гения», специально создавали препоны для возникавшего чувства, искореняя его в зародыше.
С точки зрения здравого смысла, каким бы отвратительным этот смысл не был, такое предположение довольно логично. Ведь если Леонардо да Винчи был центральной частью генетического эксперимента, то совершенно ясно, что после такой «удачи», как рождение столь блестящего гения, организаторы этого эксперимента жаждали его продолжения. А такое неуправляемое чувство, как любовь, могло увести ход «опыта» в совершенно ненужную сторону.
Масонам была выгодна нетрадиционная сексуальная ориентация Леонардо.
Ведь вполне возможно, что результатом любви (а тем более к женщине, а не мужчине) мог быть ребенок. И, о ужас, совершенно случайный ребенок от совершенно случайной женщины!! Но если принять такое объяснение, то напрашивается совсем уж запредельный по степени цинизма вывод. Организации масонов, которая стояла «за кулисами» этого бесчеловечного эксперимента, была выгодна нетрадиционная сексуальная ориентация Леонардо. Еще и потому, что, обладая информацией о столь жестоко караемых в XTV веке наклонностях, можно было совершенно стабильно контролировать человека на протяжении всей жизни. Держать его на очень глубоко всаженном в глотку крючке.
Но тогда непонятно, каким образом организация, контролировавшая и державшая в железном кулаке даже желания Леонардо, надеялась продолжить эксперимент и получить «планируемых» детей? Тех самых, которые должны были бы стать следующими этапами к созданию «совершенного человека». Дурацкий вопрос. Заставить, конечно, можно было бы. Но ведь у Леонардо так и не было детей! Ни одного, даже внебрачного. Или… или они были? Просто широкой общественности об этом совершенно не нужно было знать? Да, пожалуй, такое возможно. Даже женщина, которая волей-неволей более наглядно демонстрирует факт ожидания потомства, и то при большом желании может скрыть факт рождения ребенка, если постарается. Что уж говорить о мужчине, на котором, простите за вульгарность, нигде не написано, что он только что занимался процессом создания этого самого ребенка.
Вот когда я по-настоящему раскаялся в том, что несколько месяцев назад взялся за распутывание такой захватывающей (как мне тогда казалось) тайны личности Леонардо да Винчи. Разве мог я в то время хотя бы отчасти предположить, с какими мерзостями и гнусностями, проявляемыми людьми при достижении своих целей, мне придется столкнуться? Нет, конечно, обычному человеку и вообразить-то такое трудно.
Леонардо да Винчи, который оказался всего-навсего игрушкой в руках» опытных и лишенных души «кукловодов» - масонов.
Но поздно раскаиваться в собственной неосмотрительности. Хотел я этого или не хотел, но остановиться на этом месте своего расследования, я уже не мог. И совсем не потому, что меня двигало вперед банальное любопытство. Я же не уличный зевака, который, не отрываясь, смотрит на раздавленного машиной пешехода. Вовсе нет. Просто я не мог не проникнуться огромным сочувствием к этому великому человеку, которой оказался всего-навсего игрушкой в руках опытных и лишенных души «кукловодов».
Что же должен был чувствовать этот безмерно талантливый и, похоже, так же безмерно несчастный человек, понимая, что ни его жизнь, ни душа не принадлежат ему самому? Ужасно жить так, в полном одиночестве, осененным лишь светом собственного гения.
Я хотел найти доказательства, убедиться, что даже столь чудовищное знание не сломило до конца этого сильного человека. Что даже такая мощная система, как организация масонов, способная задумать и осуществить столь глобальные задачи, не смогла, перемолов его жизнь в мелкий фарш, подорвать его волю к свободе. Вот какие доказательства я хотел найти.
Направление поиска я выбрал следующее - понять, как относился Леонардо да Винчи к самому понятию «свобода», это раз. И проверить, не искал ли он утешения у того единственного, на кого не распространялась властная рука масонов, - у Бога. Это два.
Что касается свободы, то, помните, в предыдущей главе я приводил цитату из книги Ваза-ри, в которой рассказывалось, как Леонардо постоянно приходил на рынок и выкупал у торговцев птиц, чтобы затем выпустить их на волю? Теперь понятно, какие чувства могли подвигнуть его на столь нестандартные поступки. Когда я перечитал некоторые документальные материалы, взглянув на них под новым ракурсом, то увидел то, что все это время лежало на поверхности, - очень многое в жизни Леонардо не состоялось и не случилось из-за его фанатичного стремления к независимости от правителей и любого рода начальства.
Все упреки в его адрес по поводу начатых и незаконченных работ, все его ссоры с работодателями из-за невыполнения взятых на себя обязательств, возможно, были спровоцированы яростным сопротивлением Леонардо к ограничению его личной свободы. И это прекрасно можно понять. Достаточно ему было ощущать постоянное давление чужой власти над самой сущностью его рождения и дальнейшей жизни, чтобы терпеть еще и попытки его контролировать со стороны каких-то людишек, пусть бы и герцогов, кардиналов и даже королей, возомнивших себя обладающими этой самой властью.
Естественно, да Винчи знал, с чем имеет дело. По сравнению с реальными возможностями организации масонов даже «великий и ужасный» герцог Сфорца, даже жестокие и «отмороженные» в своей безнаказанности Медичи были просто заигравшимися во власть неразумными детьми.
Может так быть, что «побочный эффект» генетического программирования сверхчеловека заключается в его неспособности любить?
Но все эти рассуждения касаются исключительно отношения Леонардо да Винчи к свободе или к тому, что он сам вынужден был считать своей свободой. А что же все-таки с тем самым чувством, пусть бы и к мужчине, которое было способно исцелить даже самое израненное сердце? Я говорю сейчас о любви. Почему же хоть бы и среди представителей своего пола да Винчи не попытался найти такое «лекарство для души»? Неужели «побочный эффект» генетического программирования сверхчеловека заключается в отсутствии способности любить? Неужели это может быть расплатой за то, что человек пытается померяться силами с Богом? И ведь совершенно невозможно, вмешавшись в столь великое таинство, как формирование человеческой души, ничем за это не заплатить. Причем, получается, что платит как раз не тот, кто «заказывает музыку», а тот, кто виноват перед Богом лишь самим фактом своего рождения? Очень даже возможно. Вот только это уже нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. И помехой тому отнюдь не пропасть в несколько сотен лет, прошедших с того времени. Просто есть такие тайны мироздания, ответов на которые не стоит и доискиваться. По крайней мере тем людям, которые не ставят своей целью проведение безбожных генетических экспериментов.

Глава 12 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АКТА ТВОРЕНИЯ

Итак, история свидетельствует, что Леонардо да Винчи по неизвестным нам причинам отказался от попыток обратиться за помощью к чувствам человеческим. Но что же помешало ему обратиться к другому целительному источнику для изуродованной души - к вере в Бога? Да и помешало ли? Или все же, несмотря на свои более чем богопротивные проекты, Леонардо не считал себя неверующим, просто под могуществом Господа он подразумевал нечто гораздо большее, чем его весьма ограниченные догмами и суевериями современники? Возможно, но не стоит делать поспешных выводов. Лучше, да и объективнее, будет попробовать провести документальное исследование этого вопроса. Тем более что ответ на него, вполне возможно, приведет нас к окончательному пункту собственно расследования.
Если говорить о документальных свидетельствах на эту тему, то на первый взгляд все они «вопиют» о полном отсутствии у Леонардо да Винчи какой-либо религиозности, по крайней мере в ее классическом понимании. Тот же (старый наш знакомец) Вазари вполне определенно отзывается на эту тему.
И таковы были причудливые линии его ума, что когда он философствовал о явлениях природы, то стремился при этом постигнуть свойства всех трав, продолжая в то же время наблюдения и за движением неба, бегом луны и путями солнца. Вследствие этого у него в уме рождался такой еретический взгляд на вещи, который не был согласен ни с какой религией. Леонардо предпочитал, по-видимому, быть больше философом, а не добрым христианином.
Что же касается отношения с Богом (а не церковниками, прошу не путать), то ярче всего отсутствие или, наоборот, превосходная степень этих отношений проявляется в творчестве да Винчи. Точнее, в той его части, которая распространялась на живопись, скульптуру и архитектуру. Если рассматривать именно эту сторону его жизни, имея в виду сравнительный анализ его публичных высказываний и дневниковых записей, то становиться заметно некоторое глубокое противоречие. Несмотря на всю свою глубину, это противоречие объяснятся очень просто, и оно, между прочим (как и многое в нашем расследовании), является совершенно логичным.
Леонардо да Винчи со своим столь мощным интеллектом верить на слово необразованным и суеверным церковникам, которые, будучи носителями «слова Божьего» сами при этом не понимали в сути и смысле этого «слова» ровно ничего, было бы по меньшей мере странно. Придется мне, видно, сделать небольшое отступление и заняться собственным сравнительным анализом. Но уверяю вас, сделано это будет с вполне практическими целями, имеющими в виду доведение до логического конца наше тематическое расследование.
Институт Церкви во все времена (кроме, может быть, самой зари своего существования), всегда напоминал мне «борьбу нанайских мальчиков». Бессмысленную в самой своей сути - ведь известно, что оба мальчика - это один переодетый человек, такая вот «удачная» клоунада. Сражаясь с «врагами» и тратя на эту борьбу все средства, возможности и способности, Церковь одновременно служила «заводом» для выпуска и сборки этих самых «врагов». Я сейчас не говорю о внешних врагах - представителях других религий. Речь пойдет о так называемых «еретиках» и новой, более современной их формации - атеистах и агностиках, число которых особенно возросло с момента значительного рывка научно-технического прогресса.
Упорство института Церкви в своих догмах, которые сводятся к утверждению, что вера и познание несовместимы, породило своеобразный «водораздел», суть которого сводится к утверждению: «либо ты веришь, либо пытаешься понять». И фанатичность, с которой церковники придерживаются столь радикальной точки зрения, как раз и послужила причиной того, что очень многие люди, которые могли бы составить гордость любой религии и при этом обрести «патентованный» душевный покой и «влиться в лоно Церкви» на совершенно законных основаниях, оказались лишними «винтиками» оставшимися после сборки.
Своими собственными руками Церковь лишила себя личностей, способных не только прославить ее на тысячелетия, но и упрочить ее влияние на путь развития человечества в целом. Зло берет, когда думаешь обо всех этих ограниченных людишках, которые, трактуя и проповедуя каждый пункт Священного Писания буквально, во все времена «выезжали» за счет лицемерия и напыщенности.
Оставим на время темные и смутные времена Средневековья. В конце-концов тогда тотальная необразованность и догматическая (без дополнительных объяснений) вера помогали предотвратить гибель человечества в целом. Хотелось бы думать, что за счет «наглядной морали» десяти заповедей. К сожалению, здравый смысл подсказывает, что боязнь «адских мук» была более эффективным сдерживающим фактором. Но сейчас-то, когда уровень образования даже в самых отсталых странах мира выше самых передовых взглядов, существовавших в Средние века!
Но все это образование отнюдь не в состоянии подержать человека, буквально «раздавленного» знаниями, суть которых, будучи примененной на практике, совершенно не решает главных вопросов. А ведь «постановка нерешенного вопроса» совершенно не изменилась со времен «темных веков» и звучит она так:
«Откуда мы, куда и зачем мы идем?* Можно уже наконец понять, что совокупная мера объективных знаний человечества с течением времени изменяется в сторону количественного увеличения, а вот вопросы, которые волнуют душу остаются неизменными с момента зарождения сознательного человечества. Ну почему же не расставить правильные приоритеты? Что за баранье упрямство?
Замечательно, если человеку достаточно посещать (позевывая) церковную службу раз в год, в месяц, в неделю… С трудом верится при этом, что такой человек, соблюдающий «внешнюю» религиозность, будет пребывать в полном согласии с собственной жизнью и судьбой. Ну пусть имеет место насильственное смирение. Но, что делать, если своей профессией человек, к примеру, избрал ядерную физику и, будучи талантливым, столкнулся в процессе своей работы с вопросами, затрагивающими уже совсем не материальные стороны нашего мира?
А ведь математическая красота творения нашей Вселенной удивительно способствует религиозному трепету. Полагаю, я могу, основываясь на исторических примерах предположить, что в таком случае произойдет. Лишенный минимального сдерживающего фактора, лежащего в моральной области, такой талантливый человек «ничтоже сумняшеся» продаст свои открытия любой группе людей, способных за них заплатить. А ведь этими людьми может по воле судьбы оказаться любая террористическая группировка! Вот вам и догмы. Вот вам и «забота, о каждой заблудшей душе! Так, может быть, вместо того, чтобы вдалбливать более чем образованным людям, что самое главное в вере - смирение и осознание собственной ничтожности, стоит обратить внимание на «увечность души» индивидуумов, одаренных от природы мощным интеллектом как на наиболее «ценный материал»? Между прочим, в XXI веке авторитет Церкви вообще «повис на волоске». Мы можем предполагать, что любой одаренный ученый, «воочию» и гораздо более близко увидевший величественность замысла Творца, может (приди ему такая фантазия) создать собственную и гораздо более актуальную и востребованную религию. Востребованную именно потому, что эта религия будет соответствовать грубой реальности повседневной жизни человека, вынужденного выживать в век господства не души, а техногенных достижений. И для получения ответа на вопрос, что важнее - получение кредита на очередную «материальную ценность» или душевное спокойствие, связанное с отсутствием долгов, увы, современный институт Церкви (православной или католической), совершенно не пригоден.
Леонардо да Винчи очень близко подошел к созерцанию «условного лика творца».
Ну что ж, пора заканчивать лирическое отступление и возвращаться к судьбе человека, стоящего на более высокой ступени познания, чем большинство своих современников. Но, как и обещал, я не буду игнорировать сделанные чуть выше выводы, а, наоборот, приобщу их к поиску. Так какие же предположения мы можем сделать на основании рассуждений, приведенных в этой главе? Как обычно, я для начала выдвину безумную догадку, и только потом на основании документальных фактов мне удастся или опровергнуть ее, или подтвердить.
Леонардо да Винчи, которому было отказано масонами даже в самом минимальном чувстве собственного достоинства, искал справедливости и утешения у Творца.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в городе Винчи, в провинции Тоскана в Италии. Незаконнорожденный сын флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, он воспитывался дедушкой и бабушкой по отцовской линии. Необычайное дарование Леонардо было замечено художником Андреа дель Веррочино, и Леонардо стал в четырнадцать лет его учеником. Спустя десять лет, по-прежнему живя рядом с Веррочино, Леонардо вместе с еще тремя учениками был обвинен в совершении «безбожных поступков» с семнадцатилетним натурщиком по имени Джокобо Салтарелли. Они получили жесткое взыскание.

В 1482 году Леонардо оказался в Милане при дворе Лодовико Сфорца, где он составил свои знаменитые «Записки» и создал такие шедевры, как «Мадонна в пещере» (1483–1486) и в настоящее время в значительной степени утраченную в оригинальном виде фреску «Тайная вечеря» (1495–1498) в соборе Санта Мария делле Граци. Когда в 1499 году французская армия вторглась в Италию, Леонардо вернулся во Флоренцию, став военным инженером у Цезаре Борджиа. Его величественная фреска в честь победы Борджиа над французами так и не была завершена - Леонардо не мог устоять перед своим никогда не ослабевавшим интересом к новаторским экспериментам в области фресковой живописи и переключился на другие работы. В тот флорентийский период он также написал свою знаменитую «Мону Лизу» (1503).

В 1507 году Леонардо поступил на службу к французскому королю Людовику XII, работая сначала в Милане, затем в Риме, где он смог проявить себя и в таких областях науки, как геология, ботаника и механика. В 1515 году французский король Франсуа I предоставил в его распоряжение замок Клу, где ему были созданы условия для научных изысканий.

Леонардо был очень скрытным человеком, окружавшим себя ореолом секретности - все его записи, к примеру, были выполнены шифром. В силу этого нам мало известно о его частной жизни, исключая тот факт, что рядом с ним всегда было немало красивых юношей, которые служили его ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Болтраффио, Андреа Са Лаино и молодой аристократ по имени Франческо Мелци, которого Леонардо усыновил и сделал своим наследником. В его окружении был также прелестный десятилетний мальчик, которого звали Капротти. Леонардо прозвал его «маленьким чертенком» за то, что он постоянно норовил стащить что-нибудь у Леонардо. Все эти пропажи Леонардо методично, но с ироничными и великодушными комментариями фиксировал в своих дневниках. Образ этого мальчика встречается в рисунках и набросках Леонардо, относящихся почти к двадцатилетнему периоду его творчества.

Леонардо творил не спеша, и концовка работ всегда затягивалась (одна только итоговая доработка «Моны Лизы» заняла четыре года). Многие из его современников считали, что он распыляет свой талант и отпущенное ему время. Как пишет историк Вазари, на смертном одре Леонардо сокрушался, что обидел Бога и людей, не успев выполнить свой долг в искусстве.

Леонардо скончался в замке Клу в 1519 году.

Франческо Мелци был рядом с ним до последних минут. Всеобъемлющий вселенский гений, Леонардо был необычайно выразительным и своеобразным художником, многосторонним мыслителем, новатором и ученым с широчайшим кругозором. Он оставил нам более восьми тысяч страниц дневниковых записей, содержащих научные проекты, изобретения, архитектурные проекты и зарисовки.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда «Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве» (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: «Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам». Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, «лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь».

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: «Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма».

Фрейд затем продолжает доказывать, что, «подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери… Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики».

Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды.

Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью «вылечиться» от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом «механизма» приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.

Дело в том, что нет ни одного человека, из уважаемых мной, к кому я изменил бы отношение только потому, что узнал о его нетрадиционной ориентации. Так что задачей поста не является дать оценку секс-меньшинствам, но рассказать о наиболее известных композиторах, поэтах, ученых, полководцах, путешественниках и философах, которые относятся к их числу.

Великий гений появился на свет в 1452 году. Его необычные таланты были быстро замечены художником Андреа дель Веррочино. В 14 лет Леонардо становится его учеником. Но через 10 лет он вместе с учителем и другими художниками обвиняется в совершении неких «безбожных поступков» по отношении к 17-летнему натурщику. Затем была служба при дворе Людовика Сфорца, у французского короля. Леонардо да Винчи был весьма скрытным человеком. Даже все его записи были выполнены шифром. Именно поэтому о личной жизни гения известно не так много. Точно одно - вокруг него всегда было много красивых молодых юношей, служившими у Леонардо ассистентами. Это Чезаре де Сесто, Андреа Са Лаино и Болтраффио. А молодого дворянина Франческо Мелци Леонардо даже усыновил, объявив своим наследником.

В окружение гения входил также десятилетний мальчик Капротти. Психологию Леонардо да Винчи рассмотрел Зигмунд Фрейд в своем специальном эссе. Там говорится, что еще мальчиком художник подавлял свою любовь к матери. Это приводило к отождествлению с ней и выбора соответствующей сексуальной модели. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, Леонардо словно бы избегал женщин, храня верность матери. Естественное влечение к женщинам присутствует, просто в данном случае гей стремится перенести полученное возбуждение на мужской объект. Именно эти трансформации желаний и создали знаменитую улыбку Моны Лизы.

Рудольф Нуриев — великий танцовщик, появился на свет в 1938 году. Семья жила в такой нищете, что мальчику приходилось надевать платье сестры, чтобы посещать школу. Все изменило посещение концерта в театре оперы и балета. Нуриев с 11 лет стал заниматься танцами. Талант был настолько ярким, что уже в 20 лет Рудольф закончил училище в Ленинграде и солировал в Кировском театре. Но упрямый характер и преклонение перед Западом заставили Нуриева попросить политического убежища во Франции во время гастролей.


КГБ подселило в номер к танцору некоего Юрия Соловьева, чтобы тот подтвердил нетрадиционную ориентацию Нуриева. Это произошло, Нуриеву грозила либо тюрьма, либо работа осведомителем. Он выбрал побег на Запад. Там танцор не затерялся — он сотрудничал с Королевским балетом, успешно гастролировал по Америке. Чувственность танцора привлекала к нему пристальные взгляды миллионов людей, в том числе, мужчин-геев. Да и сам Нуриев часто ходил в заведения для секс-меньшинств. Его гомосексуальность была «открытым» секретом. Одной из самых страстных связей Нуриева являлся Эрик Брун, покоривший советского зрителя во время гастролей Американского балета в 1960 году. Этот танцор был полной противоположностью Нуриева, что его и прельщало. Рудольф говорил, что с женщинами необходимо тяжело трудиться, тогда как с мужчинами все куда проще. Да и удовольствия при этом больше. Но главной любовью Рудольфа всегда был танец. Он сумел сделать роль партнера в балете столь же значимой, как и балерины.

Как ни прискорбно осознавать женщинам, но этот красавец-француз также являлся геем. А ведь он играл смелых и отважных персонажей, сам выполнял трюки. Словом — казался настоящим мужчиной. Телосложение актера было фактурное, а лицо мужественным с ярко выраженными волевыми чертами. Жан Марэ родился в 1913 году. Уже с 4 лет он мечтал о кино и его мечта сбылась, но Жан Марэ также работал фотографом, художником и скульптором.


В 1937 году среди массовки в театре «Ателье» на главную роль автор пьесы Жан Кокто выбрал никому не известного Жана Марэ. Молодой актер боялся, что за это от него потребуются интимный услуги, но писатель ничего не хотел взамен. Правда после премьеры он позвонил Марэ со словами: «Приезжайте скорее, катастрофа!». А заключалась она в том, что Кокто полюбил молодого актера. В тот момент знаменитому поэту и писателю было 48 лет, а его избраннику вдвое меньше. Молодой Марэ трепетал перед мэтром, слушаясь его во всем. Вскоре между ними завязался роман. Кокто так обожал своего Жанно, что стал для него всем. Он являлся и учителем, и любовником, посвящая своему избраннику стихи. Кокто научил начинающего актера жизни. Их близкая дружба продлилась 26 лет. По сценариям Кокто снимались успешные фильмы, где главные роли играл Марэ. После смерти своего друга актер увековечил его память в спектаклях и фильмах. Его личная жизнь без Кокто остановилась.

Современной иконой гей-движения является певец и композитор Элтон Джон. Его музыкальная карьера началась еще в 60-х. С тех пор он сумел продать более 250 миллионов пластинок. Заслуги Элтона Джона отмечены орденом Британской империи, званием сэра, пятью премиями Грэмми. Он входит в зал славы сочинителей песен и в зал славы рок-н-ролла. О своей бисексуальности музыкант открыто заявил в интервью в 1976 году. В 1984 году Элтон Джон женился на Ринате Блауел. Однако брак распался. Сам мужчина осознал, что тяги к женщинам он все же не испытывает. Элтона Джона мучали депрессии, он пристрастился к алкоголю и наркотикам.


Только знакомство со своим будущим супругом Дэвидом Фернишем изменило жизнь музыканта. Их свадьба состоялась в 2005 году, а в 2010 году пара с помощью суррогатной матери обзавелась ребенком.

Сын бухгалтера турецкого происхождения при рождении в 1946 году получил имя Фаррух Бульсара. А появился он на свет в Занзибаре. В 1971 году Меркьюри, клавишник одной из многочисленных лондонских музыкальных групп, был приглашен в «Queen». Группа стала культовой в глэм-роке, а сам Фредди считался ее лидером. В 70-е годы «Queen» становится известной не только в Англии, но и в США. При этом, они придумали сопровождать свои синглы видео, создав один из первых видеоклипов в рок-музыке. Сценический образ «Queen» в виде атласных одежд сделал группу самой гейской среди всех глэм-команд 70-х.


К 80-м музыканты «Queen» стали самыми высокооплачиваемыми в британском шоу-бизнесе. А закончилось все болезнью Фредди и смертью от СПИДа в 1991 году. Еще в 1969 году музыкант познакомился с Мэри Остин, прожив с ней 7 лет. Но затем они расстались, так как Фредди поведал ей, что его тянет к мужчинам. Имидж певца с самого начала положил начало вопросам о его ориентации, но он каждый раз отвечал прессе уклончиво, заявляя, что занимается сексом с тем, кого любит. А вот внутри самой «Queen» гомосексуальность лидера группы секретом не являлась. Только после смерти Меркьюри всплыли истории его отношений с несколькими мужчинами. О своих отношениях с певцом на протяжении 6 последних лет его жизни написал книгу некий Джим Хаттон.

Родился великий композитор в 1840 году. Он уже с детства проявил любовь к музыке. Правда родители не поощряли этого увлечения, полагая, что оно может перевозбудить и так нервного подростка. В жизни Чайковского часто случались нервные срывы. Несмотря на это, он окончил консерваторию. Стал преподавать. В 1877 году композитор женился на Антонине Милюковой, но этот шаг, призванный побороть нетрадиционную ориентацию, привел к очередному срыву. Чайковский даже пытался покончить с собой, устав отбиваться от сексуальных нападок жены. Отдыхать Чайковский мог только лишь у своей сестры, в украинской Каменке. Там он безнадежно влюбился в своего племянника, Владимира Давыдова. О чувствах к Бобу Петр Ильич откровенно писал в своем дневнике. Композитор называл его своим идеалом, прекрасным, несравненным, грациозным. Уезжать от любимого Чайковский не хотел. Есть основания полагать, что платонические отношения со временем переросли в нечто большее. Именно Боба композитор в своем завещании назвал единственным наследником. Да и сама смерть композитора оставила много вопросов. По официальной версии Чайковский умер из-за эпидемии холеры. Однако сегодня появляются свидетельства того, что над Петром Ильичем назревал скандал из-за его связи с юным племянником герцога Штенбока-Фермора. А ведь эта семья была родственной императорской.


Огласка отношений повлекла бы за собой позор для композитора, лишение прав и имущества и ссылка. Поэтому, вполне вероятно, Чайковский предпочел самоубийство.

Этот писатель давно считается классиком мировой литературы, а для гомосексуальной культуры он стал настоящей иконой. В новейшей истории это, несомненно, гей номер один. Появился на свет Уайльд в 1854 году в ирландском Дублине. Писатель окончил Оксфорд, где сразу же прославился, как редкостный денди и эстет. Уайльд вращался в респектабельном обществе, а его таланты обрели признание. В 1884 году писатель женился и быстро обзавелся двумя сыновьями. Семейное счастье продлилось недолго — в 1886 году Оскар Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом, который его и совратил. Отношения стали тайными, писатель начал вести двойную жизнь, все больше погружаясь в круг молодых геев. В 1891 году вышла знаменитая повесть «Потрет Дориана Грея». Тогда же состоялось роковое знакомство писателя с лордом Альфредом Дугласом.


Этот юноша был страстным поклонником таланта Уайльда, а его лучшую повесть прочел 9 раз. Сам писатель был очарован красотой 22-летнего юноши. Между ними возникла любовная связь. Вскоре Уайльд приобщил молодого лорда к кругу своих друзей геев, который были готовы на все за деньги. Скандал назревал. В ответ на оскорбления отца Дугласа писатель подал на того суд. Но там были представлены неопровержимые доказательства и показания множества молодых людей, к которым приставал Уайльд. Писателя тут же арестовали по обвинению в содомии и приговорили к 2 годам каторжных работ. Там он подорвал себе здоровье и скончался, ему было 46 лет.

Трагическая судьба Оскара Уайльда и все его творчество стали переломными в общественном отношении к геям. Писатель жил в момент, когда в обществе только стали формироваться границы, отделяющие гомосексуальное от гетеросексуального. Именно Уайльд заложил основы для обозначения гомосексуальных начал. Он сумел на весь мир заявить о существовании и природе однополой любви.

220 лет назад, 10 августа 1793 года, Лувр открылся для посетителей. Само здание за почти десять веков пережило множество трансформаций от темной крепости XII века до дворца Короля-Солнце и самого популярного и известного музея мира. Сегодняшний Лувр - это несколько сотен тысяч экспонатов, четыре этажа с экспозициями общей площадью 60 600 квадратных метров (Эрмитаж - 62 324 кв.м.). Для сравнения: это почти две с половиной Красных площади (23 100 кв. м.) и больше восьми футбольных полей стадиона "Лужники" (площадь поля - 7140 кв.м).

"В Лувре есть что посмотреть", это каждый знает. И, пожалуй, почти каждый назовет главные экспонаты музея: "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, Ника Самофракийская и Венера Милосская, стелла с законами Хамураппи и прочее, прочее… В прошлом году, согласно официальным данным, музей посетили более девяти с половиной миллионов человек, о толпах, осаждающих "Мону Лизу", как и о карманниках в Лувре, ходят легенды, а туристические сайты советуют готовиться к его посещению почти как к походу: захватить с собой еду, выбрать удобную одежду и обувь.

Отбросив формальный подход, проект Weekend выбрал десять экспонатов Лувра, не менее известных и прекрасных, чем вышеперечисленные, которые запросто может упустить из виду не самый внимательный или осведомленный турист.

Мифологический демон ("Меченный").
Бактрия.
Конец II - начало III тысячелетия до н.э.

Крыло Ришелье, цокольный этаж (-1). Искусство Древнего Востока (Иран и Бактрия). Зал №9.

Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Рассматривать множество маленьких экспонатов, а часто и вовсе фрагментов чего-либо, считается уделом "фанатов. А уж заметить в витринах крыла Ришелье площадью 22 тысячи квадратных метров маленькую, высотой чуть меньше 12 сантиментов, статуэтку на бегу просто невозможно. Этот "железный человечек" родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II - началом III тысячелетия до н.э.). Бактрия — государство, основанное греками после завоевательных походов Александра Македонского в районе Северного Афганистана в конце III - начале IV тысячелетий до нашей эры. На сегодняшний день найдено всего четыре полностью сохранившихся таких статуэтки, одну из них Лувр приобрел в 1961 году. Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Кого изображает скульптура, доподлинно неизвестно, ученые окрестили этот загадочный персонаж "Меченным": его лицо изуродовано длинным шрамом. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. Прикрытое короткой набедренной повязкой туловище покрыто змеиной чешуей и подчеркивает змееподобный характер персонажа. Это позволяет предполагать, что так изображали антропоморфного демона-дракона, которому поклонялись в Азии. Кто такие эти "меченные", остается только гадать, видимо они олицетворяли духов, возможно добрых, возможно злых.

Матрас Гермафродита

Спящий Гермафродит.
Римская копия с оригинала II века н. э. (матрас добавлен Бернини в XVII веке)

Крыло Сюлли, нулевой этаж (1). Зал №17 Зал Кариатид.

Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов - хороший ориентир, то расположенного неподалеку "Спящего Гермафродита" можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Согласно легенде, сын Гермеса и Афродиты был очень красивым юношей, и влюбленная в него нимфа Салмакида попросила богов соединить их в едином теле. Эта скульптура, считающаяся римской копией с греческого оригинала II века н. э., попала в музей в начале XIX века из коллекции семейства Боргезе. В 1807 году Наполеон попросил князя Камилло Боргезе, приходившемуся ему зятем, продать некоторые экспонаты коллекции. Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Мраморные матрас и подушка, на которых возлежит Гермафродит, были добавлены в 1620 году Джованни Лоренцо Бернини, скульптором эпохи барокко, чьим покровителем был кардинал Боргезе. Впрочем, эта деталь подчеркивает скорее анекдотичную сторону композиции, что вряд ли входило в задумку греческого автора. Со скульптурой связано и поверье, о котором иногда рассказывают экскурсоводы музея: якобы, мужчины, прикоснувшиеся к спящему, тем самым увеличивают свою мужскую силу.

"Тазик" Святого Людовика

Чаша — "Купель Святого Людовика". (на фото фрагмент — один из медальонов)
Сирия или Египет, около 1320-1340 гг.

Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. Выполненная из латуни и отделанная серебром и золотом чаша считается шедевром искусства времен мамлюков, ранее она принадлежала к числу сокровищ часовни Сент-Шапель, а в 1832 году перешла в коллекцию музея. Этот большой таз был частью французской королевской коллекции, внутри можно увидеть приделанный герб Франции. Он действительно служил купелью при крещении Людовика XIII и сына Наполеона III, но не Людовика IX Святого, несмотря на "приклеившееся" к нему название. Создан этот предмет был гораздо позже: он датируется 1320-1340 годами, а Людовик IX умер в 1270 году.

Шах Аббас и его паж


Мухамад Казим.
Портрет шаха Аббаса I и его пажа (Шах Аббас, обнимающий пажа).
Иран, Исфаган, 12 марта 1627 года

Крыло Денон, цокольный этаж. Зал Искусства Ислама.

В том же зале стоит обратить внимание на довольно известный рисунок, изображающий шаха Аббаса и его пажа-виночерпия, похожего больше на девушку. Аббас I (1587-1629) — самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. Во время его правления изобразительное искусство достигает пика своего развития, изображения становятся более реалистичными и динамичными. На этом рисунке шах Аббас изображен в шляпе с коническим верхом и широкими полями, которую он ввел в моду, рядом юноша-паж, протягивающий ему чашу с вином. Под кроной дерева, справа, значится имя художника - Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) - и короткое стихотворение: "Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка". На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.

Портрет доброго короля

Неизвестный художник парижской школы.
Портрет Иоанна II Доброго, короля Франции.
Около 1350 года

Крыло Ришелье, второй этаж. Французская живопись. Зал №1.

Эта картина неизвестного художника середины XIV века считается самым старым индивидуальным портретом в европейском искусстве. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Согласно легенде портрет был написан именно в лондонском Тауэре, а авторство приписывается Жирару Орлеанскому. Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.

Мадонна в "коридоре"

Леонардо да Винчи.
Мадонна в скалах.
1483-1486 годы.

Крыло Денон, Большая галерея, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №5.

Большая галерея крыла Денон, помимо знаменитой сцены из фильма Жана-Люка Годара "Банда аутсайдеров" с бегущими по Лувру героями, известна тем, что здесь висит "никем не замеченная" прекрасная Мадонна Леонардо и множество других работ итальянских живописцев, включая Караваджо. "Никем не замеченные", это, конечно, громко сказано, та же "Мадонна в скалах" — одна из самых знаменитых картин в мире, и, тем не менее, начав свой забег с финишем у "Моны Лизы", туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут. Существует две версии этой картины. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами, и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м. Картина представляла собой центральную часть триптиха, предназначавшегося для миланской церкви Сан Франческо Гранде, но так и не была отдана заказчику, для которого художник написал вторую, лондонскую версию. Исполненная нежности и покоя сцена контрастирует со странным пейзажем из отвесных скал, геометрия композиции, мягкие полутона, а также знаменитая "дымка" сфумато создает необычную глубину в пространстве этой картины. Ну и нельзя не упомянуть еще одну "версию" содержания этой картины, несколько лет назад мучавшую умы поклонников Дэна Брауна, перевернувшего содержание картины прямо таки с ног на голову.

В поисках блох

Джузеппе Мария Креспи.
Женщина ищущая блох.
Около 1720-1725 гг.

Крыло Денон, первый этаж. Итальянская живопись. Зал №19 (залы в конце Большой галереи).

Картина болонца Джузеппе Марии Креспи - одно из недавних приобретений музея, полученное в дар от Общества Друзей Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи, и жанровых сценок в частности. Существующая в нескольких версиях "Женщина, ищущая блох", видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.

Калеки, не отчаивайтесь


Питер Брейгель Старший.
Калеки.
1568 год.

Крыло Ришелье, второй этаж. Живопись Нидерландов. Зал №12.

Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18,5 на 21,5 см.) единственная на весь Лувр. Не заметить же ее проще простого и не только из-за размера, эффект узнавания — "если на картине много маленьких людишек, значит это Брейгель" — здесь может не сразу сработать. Работа была подарена музею в 1892 году, и за это время родилось множество интерпретаций сюжета картины. Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие - социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag. Добавляет загадочности картине надпись на обороте, которую зрители не видят: "Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать".

Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают "в лицо". Возможно, тут не в пользу работы играет ее расположение: недалеко от входа в маленький зал, да еще и с такими соседями как "Автопортрет" Альбрехта Дюрера и "Мадонна канцлера Ролена" ван Эйка, да и до сестер д`Эстрэ тут недалеко, необычная композиция этой работы неизвестного французского художника - сидящие в ванной обнаженные дамы, одна из которых щиплет другую за сосок - сделала картину не менее популярным экспонатом, чем сама "Джоконда". Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. "Корабль дураков" — часть несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается "Аллегория обжорства и сладострастия" из Художественной галереи Йельского университета. Предполагается, что "Корабль дураков" — первая из композиций художника на тему пороков общества. Развращенное общество и духовенство Босх уподобляет безумцам, которые набились в неуправляемую лодку и несутся навстречу своей гибели. Картина была передана в дар Лувру композитором и искусствоведом Камиллем Бенуа в 1918 году.

Обязательными пунктами посещения Лувра являются две "голландские жемчужины его коллекции" — картины Яна Вермеера "Кружевница" и "Астроном". А вот его предшественника Питера де Хоха, чья "Любительница выпить" висит в том же зале, часто минует внимание среднестатистического туриста. И все же эта работа стоит того, чтобы обратить на нее внимание и не только из-за продуманной перспективы и живой композиции, художнику удалось передать тонкие оттенки отношений персонажей картины. Каждому участнику этой галантной сценки отведена определенная роль: солдат наливает выпить молодой женщине, которая и без того уже не трезва, его товарищ, сидящий у окна, простой наблюдатель, а вот вторая женщина - явно сводня, которая, кажется, в этот момент торгуется. Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане, изображающая Христа и грешницу.

Подготовила Наталья Попова

Номера этажей даны в европейской традиции, т.е. нулевой этаж — российский первый.

Леонардо да Винчи был не только геем, но и отцом
Итальянские ученые решили, что у Леонардо да Винчи запросто мог быть незаконнорожденный сын. Эта версия - прямо противоположна общепринятой, о том, что мастер эпохи Возрождения был геем.
Алессандро Веццози, директор музея в родном городе художника под Флоренцией, уверен, что Леонардо было 17 лет, когда у него родился сын Паоло. В письме от 1479 года болонский герцог Джованни Бентивольо пишет Лоренцо Чудесному о "Паоло, мальчике Леонардо да Винчи из Флоренции". "В деревне, где в то время проживало всего около 1 000 человек, сколько могло быть людей по имени Леонардо да Винчи?" - задается вопросом Веццози.

Письмо герцога впервые было опубликовано восемь лет назад еще одним ученым, изучающим жизнь Леонардо - Карло Педретти, но интерпретировалось по-другому: "Каждый мальчик, который появлялся рядом с Леонардо, всегда воспринимался как бой-френд", заявляет Веццози, который, тем не менее уверен, что речь идет именно о сыне. Правда, оговаривается: "Единственный документ не дает уверенности на все сто процентов".

Еще Веццози ссылается на несколько набросков женщины, играющей с детьми, руки Леонардо. По мнению ученого, это доказывает то, что у великого художника был опыт отцовства.

Зигмунд Фрейд. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда "Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве" (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: "Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам". Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, "лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь".

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: "Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма".

Фрейд затем продолжает доказывать, что, "подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери... Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики". Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды. Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью "вылечиться" от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом "механизма" приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.




Top